Как выставить звездочку распредвала на ветродуйке br600

Авто

ПРОВЕРКА И КОРРЕКТИРОВКА ФАЗ
ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗМЗ

Статья подготовлена к публикации М.Ухановым (aka miha, СТТeam, Ростов)

В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности при изготовлении деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ) или вследствие неквалифицированно проведенного ремонта привода ГРМ возможно значительное отклонение фаз газораспределения от заданных значений. В то же время известно, что правильность фаз газораспределения является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя. Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя возникает необходимость проверить и, при необходимости, правильно установить фазы газораспределения.

Для этой цели используется комплект оснастки, разработанный на заводе. В комплект входит: транспортир «А», два шаблона «В» и «С» с профилем кулачка и стрелкой (один – фаза 240 ° – для двигателя ЗМЗ- 4063 . 10 , другой – фаза 252 ° – для двигателя ЗМЗ- 4062 . 10 и двигателей ЗМЗ- 405 . 10 , ЗМЗ- 409 . 10 и их модификаций) и кондуктор для сверления дополнительных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов.

Проверку и корректировку фаз газораспределения можно провести на двигателе, установленном на автомобиле. Для контроля фаз газораспределения необходимо:

1 . Отсоединить шланги вентиляции картера от штуцеров на крышке клапанов, ослабив хомуты их крепления.

2 . Отсоединить разъемы проводов от катушек зажигания.

3 . Снять наконечники со свечей зажигания с уплотнителями и проводами высокого напряжения.

4 . Освободить из скоб и отвести жгут проводов от крышки клапанов.

5 . Снять крышку клапанов с прокладкой, уплотнителями свечных колодцев, катушками зажигания и высоковольтными проводами в сборе, вывинтив восемь болтов (головка « 12 », удлинитель и вороток). Болты, шайбы и скобы для жгута проводов оставить в отверстиях крышки.

6 . Установить поршень 1 ‑го цилиндра в ВМТ такта сжатия, повернув коленчатый вал по ходу вращения (по часовой стрелке) до совпадения метки на шкиве-демпфере коленчатого вала с ребром-указателем (в виде прилива) на крышке цепи.

Внимание! Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо.

При этом кулачки распределительных валов 1 ‑го цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схемы:

1 – метка на звездочке. 2 – верхняя плоскость головки цилиндров

В случае, если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот. Точную установку поршня 1 го цилиндра в ВМТ можно провести с помощью индикатора часового типа, который устанавливается и закрепляется в свечном отверстии 1 ‑го цилиндра.

7 . Установить транспортир 3 (рис 7 ) за первым кулачком распределительного вала впускных клапанов – вид «А», расположив его между кулачком и крышкой опоры распределительного вала. Прижимая транспортир 3 к верхней ПЛОСКОСТИ головки цилиндров 5 , приложить и плотно прижать шаблон 2 к поверхности первого кулачка При этом стрелка шаблона должна располагаться на метке транспортира 20 °± 2 °. При измерении ведущая ветвь цепи в районе верхнего успокоителя (между звездочками распределительных валов) должна быть натянута, и удерживаться в этом состоянии поворотом против часовой стрелки распределительного вала впускных клапанов ключом на « 27 » за четырехгранник на теле вала. При этом проворачивание распределительного вала выпускных клапанов не допускается.

А – проверка углового положения распределительного вала впускных клапанов.
В – проверка углового положения распределительного вала выпускных клапанов.
1 – кулачок впускного клапана первого цилиндра.
2 – шаблон кулачка.
3 – транспортир.
4 – кулачок выпускного клапана первого цилиндра.
5 – головка цилиндров.
6 – гидротолкатель.

Аналогично провести проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов – вид «В».

Стрелка шаблона должна указывать на метку транспортира 19 °± 2 °, при измерении ведущая ветвь цепи в районе среднего успокоителя (между звездочкой распределительного вала и ведущей звездочкой промежуточного вала) должна быть натянута и удерживаться в этом состоянии поворотом против часовой стрелки распределительного вала выпускных клапанов ключом на « 27 » за четырехгранник на теле вала. При этом проворачивание промежуточного и коленчатого валов не допускается. При этих значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя.

В случае, если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ± 2 °, требуется корректировка фаз газораспределения.

Для этого на двигателе нужно выполнить следующие работы:

1 . Снять переднюю крышку головки цилиндров, вывинтив четыре болта (ключ « 12 »). На двигателе мод. 4063 переднюю крышку снять в сборе с топливным насосом, предварительно отведя рычаг ручной подкачки топлива вверх.

2 . Снять верхний гидронатяжитель (в головке цилиндров), отвернув два болта (головка « 12 », удлинитель и вороток) крепления крышки гидронатяжителя, снять крышку с шумоизоляционной шайбой.

3 . Снять верхний и средний успокоители цепи, вывинтив по два болта их крепления (ключ « 6 » для болтов с шестигранным углублением под ключ).

Читайте также:  Салонный фильтр калина без кондиционера

4 . Снять звездочки распределительных валов, поочередно отвинтив болты их крепления (ключ « 12 »), удерживая при этом валы ключом « 27 » за квадрат на теле распредвала. На дв. 4063 . 10 звездочку распредвала впускных клапанов снять совместно с эксцентриком привода топливного насоса. Цепь, снятую со звездочек распредвалов, удержать от соскакивания со звездочки промежуточного вала.

5 . По установленному на звездочку кондуктору в каждой звездочке просверлить шесть дополнительных отверстий 3 (рис. 8 ) О 6 , 1 мм с угловыми смещениями 2 ° 30 °, 5 ° 00 ° и 7 ° 30 ° от номинального положения заводского отверстия 2 , расположенного по оси симметрии одной из впадин зубьев звездочки. При этом три дополнительных отверстия, смещенные от оси симметрии впадины зубьев по часовой стрелке, плюсовые, три других, смещенные против часовой стрелки, – минусовые, если смотреть на звездочку со стороны метки 1 .

ЗВЕЗДОЧКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОТВЕРСТИЯМИ:

1 – метка.
2 – заводское отверстие.
3 – дополнительные отверстия.

Если при корректировке фаз газораспределения требуется повернуть распределительный вал (валы) по ходу его (их) вращения (по часовой стрелке), то звездочку (звездочки) необходимо устанавливать на одно из дополнительных отверстий с плюсовым смещением, расположенное справа от заводского отверстия, если – против часовой стрелки, то звездочку (звездочки) устанавливать на одно из отверстий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия. Выбор отверстия на звездочке, с необходимой величиной смещения, производится в зависимости от величины отклонения углового положения кулачка от номинального значения. При установке звездочки на дополнительное отверстие заводская установочная метка 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.

Фото транспортиров и настройки

В качестве примера рассмотрим корректировку фаз газораспределения при показаниях стрелки шаблона 23 ° для кулачка впускного клапана и 16 ° для кулачка выпускного клапана. Данные значения углов превышают номинальные значения для впускного и выпускного кулачков на 3 °, что больше допустимого отклонения ± 2 °. При данных показаниях углового положения кулачков и, учитывая, что при работе двигателя распределительные валы вращаются по часовой стрелке, наблюдая со стороны шкива коленчатого вала, начало открытия впускных и выпускных клапанов будет происходить с некоторым опережением от заводских значений фаз газораспределения. Для корректировки фаз, в этом случае, необходимо повернуть распределительные валы против часовой стрелки и при установке звездочек использовать дополнительное отверстие с минусовым угловым смещением, с величиной смещения 2 ° 30 ° (первое отверстие, расположенное слева от заводского отверстия). Далее работу продолжить а следующей последовательности:

1 . Провернуть ключом на « 27 » и установить распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 19 °.

2 . Накинуть цепь на звездочку и сориентировать ее первое дополнительное отверстие, расположенное слева от заводского отверстия, так, чтобы оно находилось перед штифтом распределительного вала, а ведущая ветвь цели (в районе среднего успокоителя) была натянута. Для установки звездочки на фланец и штифт распределительного вала слегка повернуть распределительный вал ключом за четырехгранник по часовой стрелке. После установки звездочки поворотом распределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи, при этом стрелка шаблона, установленного на кулачок, должна показывать 19 °± 2 °.

3 . Установить распределительный вал впускных клапанов так, что бы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 20 °.

4 . Установить звездочку на распределительный вал впускных клапанов также, как звездочку распределительного зала выпускных клапанов, использую то же дополнительное отверстие. При этом при натянутой ведущей ветви цепи (в районе верхнего успокоителя) стрелка шаблона, установленного на кулачок, должна показывать 20 ± 2 °.

5 . Завинтить болты крепления звездочек (ключ « 12 ») предварительно, установив в гнездо звездочки распределительного вала впускных клапанов эксцентрик привода топливного насоса (мод. 4063 ).

6 . Разобрать и собрать («зарядить») гидронатяжитель, установить его в отверстие головки цилиндров, закрыть крышкой.

7 . Нажав отверткой на плунжер гидронатяжителя со стороны пяты башмака, привести гидронатяжитель в рабочее состояние («разрядить»).

8 . Провесить правильность установки фаз газораспределения, повернув коленчатый вал по ходу вращения на два оборота и совместив метки на шкиве-демпфере и крышке цепи.
Проверку произвести с помощью транспортира и шаблона кулачка, как описано выше. Стрелка шаблона, установленного на впускном кулачке, должна показывать 20 ± 2 °, а на выпускном кулачке ‑ 19 ′± 2 ′. Если это условие не выдерживается, необходимо повторить установку фаз газораспределения.

9 . Завинтить и затянуть болты крепления звездочек распредвалов окончательно моментом 5 , 6 – 6 , 2 кгс.м.

10 . Установить верхний и средний успокоители цепи, ввинтив и затянув болты крепления моментом 2 , 0 – 2 , 5 кгс.м (ключ « 6 » для болтов с шестигранным углублением под ключ, ключ динамометрический с головкой « 6 »).

11 . Произвести дальнейшую сборку двигателя в обратном порядке.

  • Отсоединить провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
  • Снять воздушный фильтр в сборе. См. "Воздушный фильтр в сборе" в данном разделе.
  • Установите зажимное приспособление для двигателя (EN-48356).
  • Читайте также:  Установка главного тормозного цилиндра

  • Снять вспомогательный ремень. См. "Ремень привода вспомогательных агрегатов и натяжитель" в этом разделе.
  • Снимите натяжное устройство ремня привода вспомогательных агрегатов. См. "Ремень привода вспомогательных агрегатов и натяжитель" в этом разделе.
  • Поверните по часовой стрелке шкив коленчатого вала.
  • Совместите пазы шкива и крышки.
  • Отверните призонный болт коробки передач.
  • Установите приспособление для блокировки маховика (KM-6625)для блокировки коленчатого вала.
  • Установите призонный болт коробки передач.
  • Снять крышку головки цилиндров. См. "Крышка головки цилиндров" в данном разделе.
  • Снимите подвеску двигателя. Следуйте пункту "Подвеска двигателя" в этом разделе.
  • Снимите шкив коленчатого вала.
  • Снять верхнюю крышку приводного ремня ГРМ.
  • Снимите кронштейн подвески двигателя.
  • Снять нижнюю крышку приводного ремня ГРМ.
  • Снимите центральную крышку приводного ремня газораспределительного механизма.
  • Установите стержень для фиксации (KM-6333)(a), вращая натяжное устройство ремня газораспределительного механизма.
  • Снимите приводной ремень газораспределительного механизма.
  • Снять натяжитель приводного ремня ГРМ.
  • Снять натяжной ролик приводного ремня ГРМ.
  • Для установки заднего блокировочного инструмента распредвала (KM-6628-A) совместите оба распредвала по горизонтали.
  • Подтвердите совпадение меток на звездочках обоих распредвалов.
  • Подготовьте правую половину блокировочного инструмента(KM-6340).

    Выкрутите винты (1) и отделите переднюю панель (2) от правой части KM-6340.

  • Подтвердите, как показано, совпадение между меткой со стороны впуска (3) и меткой со стороны выпуска (4) на звездочках распредвалов.
  • Если совпадения не произошло, как показано, снимите звездочку распредвала и установите так, чтобы метки совпали. Смотри "Звездочка распределительного вала" в данном разделе.
  • Введите левую часть KM-6340(1) со стороны впуска в звездочку распредвала.
  • Введите правую часть KM-6340(2) со стороны выпуска в звездочку распредвала.
  • Подтвердите совпадение пазов между звездочкой коленчатого вала и крышкой.

    Установить натяжной ролик приводного ремня ГРМ.

  • Установите регулятор приводного ремня газораспределительного механизма. Смотри "Регулировка системы газораспределения" в данном разделе.
  • Вытащите стержень для фиксации(KM-6333)(a).
  • Установите центральную крышку приводного ремня газораспределительного механизма.
  • Установить нижнюю крышку приводного ремня ГРМ.
  • Установите подвеску двигателя. Следуйте пункту "Подвеска двигателя" в этом разделе.
  • Установить крышку головки цилиндров. Следуйте пункту "Подвеска двигателя" в этом разделе.
  • Установить ремень привода вспомогательных агрегатов. См. "Ремень привода вспомогательных агрегатов и натяжитель" в этом разделе.
  • Установите натяжное устройство ремня привода вспомогательных агрегатов. См. "Ремень привода вспомогательных агрегатов и натяжитель" в этом разделе.
  • Отверните призонный болт коробки передач.
  • Снимите приспособление для блокировки маховика (KM-6625) для блокировки коленчатого вала.
  • Установите призонный болт коробки передач.
  • Снимите зажимное приспособление для двигателя (EN-48356).
  • Установить воздухоочиститель в сборе. См. "Воздушный фильтр в сборе" в данном разделе.
  • Присоедините провод отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
  • Снимите приводной ремень газораспределительного механизма. Смотри "Система газораспределения" в данном разделе.
  • Снимите колпачок болта звездочки распределительного вала.
  • Снимите болты звездочки распределительного вала.
  • Снимите звездочки распределительного вала.
  • Установите звездочки распределительного вала.
  • Установите винты звездочки распределительного вала.
  • Удалите винты регулировочного приспособления распределительного вала.

    Снять звездочку распределительного вала. Смотри "Звездочка распределительного вала" в данном разделе.

  • Снимите уплотнительное кольцо распредвала.
  • Установите новое уплотнительное кольцо распредвала.

  • Установите приспособление для установки KM-422(3) с шайбами (2) с общей толщиной приблизительно 10 мм и от руки затяните винт распредвала (1).
  • Снимите приспособление для установки KM-422.
  • Снять звездочку распределительного вала. Смотри "Звездочка распределительного вала" в данном разделе.
  • Снять натяжитель приводного ремня ГРМ. Смотри "Система газораспределения" в данном разделе.
  • Снимите заднюю крышку приводного ремня газораспределительного механизма.

  • Демонтируйте корпус электромагнитного клапана положения распредвала.
  • Снимайте винты головки распредвала в следующей последовательности (1)-(4)-(2)-(3).
  • Снимите головки распределительного вала.
  • Демонтируйте распредвалы впускных / выпускных клапанов вместе с уплотнительными кольцами.
  • Нанесите покрытие / смажьте подшипник распредвала и поверхности кулачка чистым моторным маслом.
  • Установите распределительные валы на головку цилиндров.
  • Тонким ровным слоем нанесите поверхностный герметик(LOCTITE 574) на герметизируемые поверхности (1) на 1-й крышке подшипника рапредвала.

  • Устанавливайте крышки подшипников распредвала в следующей последовательности (2)-(3)-(1)-(4).
  • Установите корпус электромагнитного клапана положения распредвала.
  • Установить заднюю крышку приводного ремня ГРМ.

  • Установите приводной ремень газораспределительного механизма. Смотри "Система газораспределения" в данном разделе.
  • Установите звездочку распределительного вала. Смотри "Звездочка распределительного вала" в данном разделе.
  • Снимите распределительный вал. См. "Распределительный вал" в этом разделе.

    Снимите толкатель клапана, используя всасывающее устройство(KM-845).

    Удалите свечи зажигания и затем установите переходник давления(EN-49154).

  • Подайте сжатый воздух на переходник, чтобы не допустить опускания клапанов в цилиндры.
  • Установите универсальное устройство для сжатия пружин клапанов(EN-49074) и переходник (EN-49155).
  • Снимите шпонку клапана.
  • Снимите пружины клапана, пружинодержатели клапана и уплотнения.
  • Снимите универсальное устройство для сжатия пружин клапанов(EN-49074) и переходник (EN-49155).
  • Установите уплотнения, пружинодержатели и пружины клапанов.
  • Установите универсальное устройство для сжатия пружин клапанов(EN-49074) и переходник (EN-49155).
  • Установите шпонку клапана.
  • Установите пружину клапана, пружинодержатель клапана и уплотнение.
  • Читайте также:  Torque нет подключения к эбу

    Установите толкатель клапана, используя всасывающее устройство(KM-845).

    Снять крышку головки цилиндров. См. "Крышка головки цилиндров" в данном разделе.

  • Поверните по часовой стрелке шкив коленчатого вала.
  • Совместите пазы шкива и крышки.
  • Замерьте зазор клапана (b) и (g).Поверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке на 180°.
  • Замерьте зазор клапана (с) и (f).Поверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке на 180°.
  • Замерьте зазор клапана (d) и (e).Поверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке на 180°.
  • Замерьте зазор клапана (a) и (h).Поверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке на 180°.
  • Если замеренные значения не соответствуют спецификации, замените толкатели клапанов на новые.
    • Технические характеристики:
      • Впускная сторона: 0,21-0,29 мм (номинальное значение: 0,25 мм)
      • Выпускная сторона: 0,27-0,35 мм (номинальное значение: 0,30 мм)
    • Определите размер толкателя. Смотри "Зазор клапана – определение размера толкателя" в данном разделе.
    • Если необходимо, замените толкатели клапанов. Смотри "Клапанный механизм (головка цилиндров установлена)" в данном разделе.
    • Эквивалентные местные инструменты см. Специальный инструмент .

    • Снимите катушку зажигания. См. Замена катушки зажигания .
    • Снять крышку распредвала См. Крышка распределительного вала Замена .
    • Снимите электромагнитные клапаны механизма установки положения распределительного вала. См. Замена электромагнитного клапана исполнительного устройства регулировки положения распределительного вала .
    • Провернуть коленвал двигателя по часовой стрелке так, чтобы отверстие (2) в противовесе коленвала было совмещено с отметкой (1) на передней крышке двигателя.
    • Извлечь заглушку (2) проема стыковой накладки крышки коренных подшипников коленчатого вала и уплотнительное кольцо (1).
    • Осторожно: Для обеспечения правильного совмещения коленчатого вала с верхней мертвой точкой, фиксирующий штифт должен легко входить в отверстие стыковой накладки коленчатого вала и в сам вал. Заедание фиксирующего штифта может повлиять на правильность регулировки газораспределительного механизма двигателя.

    • Установить стопорный штифт EN-952 (1), чтобы зафиксировать коленвал в положении ВМТ.
    • Освободить болт (2) звездочки впускного распредвала, удерживая шестигранник впускного распредвала с помощью гаечного ключа (1) так, чтобы колесико возбудителя регулирования фазы распредвала свободно вращалось.
    • Освободить болт звездочки выпускного распредвала, удерживая шестигранник выпускного распредвала с помощью гаечного ключа так, чтобы колесико возбудителя регулирования фазы распредвала свободно вращалось.
    • Примечание: Стопорный инструмент следует установить полностью в обе канавки распредвала, не прилагая большого усилия.

    • Отрегулировать распредвалы так, чтобы можно было установить стопорный инструмент EN-953-A (1).
    • Отвернуть 2 болта (1) верхней направляющей цепи газораспределительного механизма.
    • Снять верхнюю направляющую (2) цепи газораспределительного механизма.
    • Примечание: Вставить стопорный инструмент в направлении стрелки и убедиться, что он вошел в зацепление без зазора.

    • Установить стопорный инструмент EN-49977-200 (2) и произвести регулировку так, чтобы стопорный инструмент зафиксировался в приводной звездочке (1) впускного распредвала.
    • Затянуть 2 крепежных болта (1) стопорного инструмента EN-49977-200, прижимая стопорный инструмент в направлении стрелки.
    • Затянуть болт (2) регулятора.
    • Примечание: Возможна установка в неверном положении. Убедиться, что стопорный инструмент установлен на головку цилиндров без зазора в зонах (3) и (5).

    • Установить фиксатор EN-49977-100 (2), чтобы установить и удерживать колеса возбудителей распредвала в правильном положении.
    • Затянуть 2 крепежных болта (6) фиксатора EN-49977-100.
    • Удерживая шестигранник (1) впускного распредвала, завернуть болт (4) звездочки впускного распредвала и затянуть его с моментом затяжки 50 Н·м (37 фунт футов).
    • Удерживая шестигранник (1) впускного распредвала, завернуть болт (4) звездочки впускного распредвала и затянуть его еще на 60°.
    • Удерживая шестигранник выпускного распредвала, завернуть болт звездочки выпускного распредвала и затянуть его с моментом затяжки 50 Н·м (37 фунт футов).
    • Удерживая шестигранник выпускного распредвала, завернуть болт звездочки выпускного распредвала и затянуть его еще на 60°.
    • Снять стопорные инструменты EN-49977-100 и EN-49977-200.
    • Установить верхнюю направляющую (2) цепи газораспределительного механизма.
    • Завернуть 2 болта (1) верхней направляющей цепи газораспределительного механизма и затянуть их с моментом затяжки 8 Н·м (71 фунт дюйм).
    • Снять стопорный инструмент EN-953-A.
    • Снять фиксирующий штифт EN-952.
    • Поверните коленчатый вал на 720° и снова проверьте фазы газораспределения. При необходимости повторите процедуру настройки.
    • Установить заглушку проема стыковой накладки крышки коренных подшипников коленчатого вала и уплотнительное кольцо и затянуть с моментом 40 Н·м (30 фунт фут).
    • Установите электромагнитные клапаны механизма установки положения распределительных валов. См. Замена электромагнитного клапана исполнительного устройства регулировки положения распределительного вала .
    • Установить крышку распредвала. См. Крышка распределительного вала Замена .
    • Установить катушку зажигания. См. Замена катушки зажигания .
    • Источник: kalina-2.ru