— Общались около часа, несмотря на отведенные изначально 30 минут. Многое, конечно, было повторено и проговорено еще по паре раз, но зато каждый получил ответы на свои вопросы. В общем-то, вопросов и ответов по-настоящему сенсационных никто не ожидал: мы вступаем во второй «странный» сезон MotoGP, еще до своего начала наполнившийся хаосом и непредсказуемостью.
Марк Маркес остается в подвешенном состоянии; судьба осеннего марафона по Тихоокеанскому бассейну до сих пор неясна. Тесты в Сепанге — отменены, а весь март чемпионат MotoGP проведет в Катаре, который станет на это время новым домом Больших Призов. В Ducati полная смена линейки призовых пилотов. Поменяли свое место или класс все шестеро, три из них — абсолютные новобранцы. По условия сделки между членами MSMA, Dorna и FIM до конца сезона-2021 заморожена разработка двигателей и все заводы обязаны пользоваться только ранее омологированными комплектами аэродинамических обвесов — заблокированы два ключевых элемента современного MotoGP.
Как в таких условиях что-то планировать? На что-то рассчитывать всерьез?
«И все же, в конечном итоге, все хотят только одного — победить. Все гонщики хотят победить, заводы хотят победить. Мы играем в эту игру много лет. Сейчас условия чуть жестче, рамки здорово сузились. Ну и что? Новый год — это новые возможности! Всегда» — оптимистично ответил Даль′Инья.
Возможно ли в подобных условиях ограничений добиться совершенствования прототипа, ускорить его?
Даль′Инья как инженер-перфекционист никогда не сможет дойти до точки в разработке Desmosedici, чтобы назвать свою статую законченным произведением. И это — факт! Он знает, что это его проклятие. И проклятие для тех, кто с ним работает. Почему?
Вот его философия в MotoGP: «Мотоцикл никогда не будет поворачивать достаточно хорошо; он никогда не поедет достаточно быстро; не сможет тормозить так, как вы бы хотели. Почему? Потому что запросы постоянно меняются! Все совершенствуются, а нам остается лишь сравнивать то, чего добились с тем, что было раньше, и с тем, чего добились остальные. Так или иначе, приходится работать постоянно над всеми аспектами, постоянно поднимать планку и требования. Это касается не только инженерии, но и гонщиков. Где инженерия не поспевает, райдеры должны подставлять плечо и латать «дыру». Потому что «дыры» будут всегда. И то, что мы сегодня считаем «дырой» и «недоработкой», какие-то 5 лет назад назвали бы «феноменальным прогрессом»».
В 2021 году не будет никаких технических революций, это дело следующего сезона. Но задача — ускориться остается. Как?
Луиджи Даль′Инья: «Есть два пути. Мы всегда можем ускориться за счет стиля пилотирования — это работа гонщика. Второе, с точки зрения совершенствования мотоцикла. Много мелких деталей, которые мы проработали за эти 4 месяца, должны быть проверены тестами в Катаре. Изменения небольшие, их не так много, как было в 2020 или в 2018. Ясно, что будем продолжать использовать двигатель 2020 года и ту же электронику. С этой точки зрения никаких революций не будет. И все же, думаю, мы сможет сделать шаг вперед за счет шасси и других доработок».
Одна из главных работ, которую сегодня делает гоночный департамент Ducati это выработка методов понимания причин своих проблем и поиск решений. Много лет в Ducati действовали напролом: если что-то не работало, от этого просто отказывались и бросались в новый омут с головой — вспомните неожиданное решение Филиппо Прециози о полном отказе от карбонового монокока ради алюминиевой рамы в 2012 году! «Ducati никогда не будет «ямахой»» — заверял всех тот же Доменикали. Но пришел Росси и убедил Прециози, что это неизбежный путь. 7 лет, пройденных в поиске своего уникального пути, были забыты начисто в один момент. Возможно, это был шаг — прыжок в сторону — в правильном направлении. Но сегодня подобный демарш Даль′Инья не одобрил бы!
«Это, наверное, самая нетривиальная задача из всех — понять, почему что-то происходит, — отметил Даль′Инья. — Сегодня Ducati единственным из всех европейских производителей удается противостоять японским заводам. В какой-то момент в списке заводов в классе 500 куб.см. не осталось ни одного европейского, только японцы! Много лет невозможно было понять, почему японцы полностью вытеснили всех с этого рынка. По моему мнению, их привел на Олимп сам подход к работе: они всегда были лучше структурированы, ну, и за ними стояли хорошие бюджеты. Но это две стороны одной монеты. Они инвестировали в пилотные проекты, которые не всегда приводили к цели. Но другие — работали, и их брали на вооружение. Чрезмерная прагматичность и скупость европейцев просто не позволяла экспериментировать и импровизировать. Вот основные причины, как мне кажется».
«Сегодня у нас есть такая возможность, и мы ухватились за нее обеими руками. Мы ищем то, что работает — инновационные подходы, забавные на первый взгляд решения. Однажды, что срабатывает. Что-то нет. На все требуется время и средства. Я очень рад, что Ducati имеет в своем запасе и то, и другое. И жаль, что за деньги нельзя ускорить время».
Постепенное технологическое совершенствование является ключом успеха Ducati в схватке с Honda и Yamaha. Но теперь есть еще один сильнейший соперник, который ворвался в чемпионат, будто бы из ниоткуда — Suzuki. Не стоит забывать, что в Хамамацу за 70 лет прошли такой же путь, как Honda и Yamaha. Их опыт участия в Гран-При огромен. И в Suzuki, как раз, действовали традиционным методом, развивая уже имеющиеся у завода технологии — так появился на свет GSX-RR.
«Для победы в чемпионате нужен хороший байк, и у Suzuki он сегодня есть! У них принципиально иной подход к его разработке. Но думаю, я могу понять оба пути: создав хороший базовой мотоцикл, его можно наполнить инновациями, которые сделают его лучшим. Однажды, это начнет играть роль. Так произошло в 2020 году. Suzuki создали очень хорошее шасси, а затем добавили массу интересных современных решений и технологий, часть из которых, кстати, были придуманы и реализованы Ducati» — здесь Даль′Инья широко улыбается.
Тема с «копированием» придуманных им технологий японцами — предмет большой гордости Даль′Иньи: «Я не без удовлетворения отмечаю, что некоторые наши инновации по-началу вызвали гнев соперников. Потому что не они это изобрели, прежде всего. Вот почему многое из того, что мы представили, затем было скопировано японцами. У меня это вызывает только улыбку: грандиозный комплимент с их стороны!»
Также были вопросы, связанные с проблемами избыточного держака на новых покрышках Michelin (они тоже не изменятся в 2021 году). Даль′Инья спокоен: этот вопрос был почти полностью решен еще до конца сезона…
Источник: