Уровень автомобилизации в россии 2017 по регионам

Авто

Содержание

  • Что такое автомобилизация?
  • Автомобилизация населения России
  • Уровень автомобилизации регионов
  • Динамика автомобилизации по годам
  • Статистика продаж
  • Прогноз на 2018 год
  • Сколько машин зарегистрировано в России?
  • Продажи электромобилей
  • Сколько грузовых машин в России
  • Прогноз рынка автомобилей
  • Заключение
  • Регионы России
    • Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля
  • Материалы по теме
    • Доступность покупки нового автомобиля для семей в регионах России
    • Доля просроченных населением банковских кредитов в регионах России
    • Качество жизни в российских регионах – рейтинг 2017
    • Сколько стоит бензин в странах Европы – начало 2018 года
    • Доступность покупки семьями жилья в ипотеку в регионах России – 2017
  • Основные показатели парка легковых автомобилей в РФ
  • Соотношение первичного и вторичного рынков автомобилей в округах РФ
  • Российский парк автобусов: основные показатели
  • Российский парк грузовиков: основные показатели
  • Затраты россиян на автомобили и все, что с ними связано
  • Рынок автострахования в России в 2016 году
    • Рекомендуем посмотреть:

В последние десятилетия в мире наблюдается настоящий бум автомобилестроения. В 2010 году впервые в истории число автомобилей превысило 1 миллиард. По прогнозам, к 2040 году оно достигнет 1,8 миллиарда штук. Массовая автомобилизация стимулирует спрос на нефть и является одной из главных причин загрязнения атмосферы, а также гибели людей. Не является исключением и Россия. В статье будет дан ответ на вопрос, сколько машин в России на человека.

Что такое автомобилизация?

Под этим термином подразумевается обеспеченность населения автомобильным транспортом. Расчет ее величины производят, исходя из среднего числа автомобилей на 1 тысячу жителей.

География автомобилизации довольно неоднородна. Наиболее высокая обеспеченность легковыми авто отмечается в США, Канаде, Германии, Японии, Австралии. В этих странах на одного человека приходится примерно по одному автомобилю.

Самый низкий уровень автомобилизации в Африке. Там в ряде стран на тысячу человек зарегистрировано менее 10 авто. Россия по данному показателю находится на одном из первых мест в мире, однако уступает некоторым развитым странам, но опережает Китай.

Тем не менее в последние годы отмечается бурный рост автомобилестроения в Китае и Индии. Поэтому позиции этих стран быстро поднимаются и могут в обозримом будущем приблизиться к уровню развитых государств.

Автомобилизация населения России

Развитие автомобильного транспорта в нашей стране происходило постепенно. В начале 20 века все еще преобладал так называемый гужевой транспорт, а автомобили были, скорее, экзотикой. Массовое их распространение отмечено в 30-х годах прошлого века. В итоге в третьем десятилетии конный транспорт уступил место колесному. Но личные авто все еще были редкостью. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1970 года.

Уровень автомобилизации регионов

По уровню обеспеченности населения легковым транспортом лидировала Москва. В 2002 году она имела показатель 256 авто/1000 чел. Однако к 2011 году в лидеры вышел Приморский край (580 авто/1000 чел.), а российская столица ушла аж на 8-е место. Впереди нее оказались также Камчатский край, Калининградская область, Мурманская, Калужская и Псковская области, Московская область. Вероятно, это было связано с перегруженностью столицы машинами и высокой доступностью метрополитена и других видов общественного транспорта, включая такси.

В целом же по стране к 2010 году количество автомобилей на тысячу жителей составило 249 единиц. В 2014 эта цифра увеличилась до 317. Высокий уровень автомобильной обеспеченности отмечен во Владивостоке, Тюмени, Красноярске, Сургуте и Москве. Однако рейтинг Москвы продолжал падать и в 2014 г. закрепился на 10 месте.

Что касается Приморья, то хороший показатель здесь объясняется близостью Японии и Китая, которые являются одними из мировых лидеров по производству авто.

Динамика автомобилизации по годам

В России наблюдается быстрый рост числа машин, начиная с 1970 года. Тогда на тысячу жителей приходилось всего 5,5 авто. Рост числа личных автомобилей происходил даже в кризисные 90-е. К 2016 году показатель достиг 285 машин на 1000 чел.

Однако ситуация в Москве несколько отличается от тенденций в других регионах и в целом по стране. Максимум автомобилизации здесь отмечен в 2014 году. Тогда число транспортных единиц на душу населения составляло 311. Однако к 2016 году эта цифра снизилась до 308 автомобилей.

Статистика продаж

Кризис последних лет повлиял на уровни продаж автомобилей. Так, в 2016 году было продано 1 425 791 штук, а годом ранее – 1 601 527 единиц транспорта. Постепенное снижение продолжается начиная с 2012 года. Однако 2017 стал исключением, и совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных авто. Причиной могла стать относительная стабилизация ситуации в стране, в результате чего несколько снизились страхи россиян и сработал так называемый отложенный спрос.

Чаще всего выбором населения становилась Lada. Существенно меньше продаж у Kia, Renault, Hyundai и Toyota. Однако популярность Kia Rio за последний год резко выросла.

Наименее покупаемыми в нашей стране оказались автомобили таких марок, как: Volvo, Porsche, Subaru, Land Rover, Audi и некоторые другие.

В 2017 году наибольший прирост продаж пришелся на "Ладу" (17 %). Наихудшие результаты по динамике у "Тойоты" (0 %). Однако продажи автомобилей премиум-класса, напротив, просели. Больше всего потеряли: Audi (18 %), УАЗ (15 %), Porsche (3–8 %).

Прогноз на 2018 год

Повышение цен на бензин, а также рост утилизационного сбора и акцизов могут негативно сказаться на стремлении граждан приобрести автомашину. Прежде всего это коснется продаж импортных авто. Однако эксперты все же ждут нового роста, но не столь значительного, как в 2017.

Сколько машин зарегистрировано в России?

По данным РИА Новости, на 2016 год в России зарегистрировано свыше 44 миллионов легковых машин. Грузовиков числилось более 6 миллионов. Также насчитывалось 2,2 миллиона мотоциклов и 890 тысяч автобусов, 3 миллиона прицепного транспорта. Общее число машин ежегодно увеличивается примерно на 1,5 миллиона. В основном это легковые автомобили. Ответить на вопрос, сколько в России машин дорогих – довольно затруднительно. Однако в последнее время люди отдают предпочтение более бюджетным вариантам авто, а доля дорогих иномарок уменьшена.

Если же отвечать на вопрос: сколько в России легковых машин-иномарок, то таковых на наших дорогах можно встретить 25 млн. Из них 6 миллионов были произведены на территории России. Возрастает количество транспортных средств, работающих на природном газе. Сейчас таких 1,4 миллиона.

Продажи электромобилей

Особенностью российского автомобильного рынка является то, что доля электротранспорта в общей массе продаж крайне незначительна. В начале 2017 года в стране было всего 920 электромобилей, в то время как в мире их счет идет на миллионы. Примерно треть из них ездят по дорогам Москвы. В остальных субъектах РФ таких машин вообще крайне мало.

Больше всего электрических авто в нашей стране приходится на модель Nissan Leaf, которых насчитывается 340 единиц. На втором месте Mitsubishi i-MiEV (263 шт.). А сколько в России машин «Тесла»? Доля этого производителя также значительна: на Tesla Model S приходится 177 экземпляров.

Четвертые позиции у «Лады Эллады». Таких машин 93 штуки. Остальные модели представлены единичными экземплярами. Пока власти не спешат популяризировать этот вид транспорта, а решение связанных с машинами экологических проблем видят в переводе транспортных средств на газовое топливо. Вероятнее всего, Россия перейдет на электротранспорт одной из последних в мире.

Сколько грузовых машин в России

В 2018 году отмечено увеличение парка грузовых автомобилей. За январь данного года было продано 4,8 тысячи машин, что больше, чем год назад, на 35,9 процента. На первом месте по продажам традиционно остается российский производитель КамАЗ. Его доля в общей массе грузовиков составила 30 %, то есть 1,5 тысячи штук. Однако это на 5,6 процента меньше, чем в январе 2017. На втором месте находится ГАЗ, продажи которого составили 587 машин. На третьем месте шведская «Вольво», на которую пришлось 406 купленных машин. Несколько менее значительны продажи белорусского МАЗа и шведской Scania.

Читайте также:  Крепление заднего бампера ларгус кросс

Наибольший рост отмечен у Hino и Volvo (свыше 100 процентов). Снижение характерно только для КамАЗа. В целом же в структуре рынка грузового транспорта растет доля иностранных производителей.

Прогноз рынка автомобилей

В 2017 году, после четырех лет снижения, наблюдался рост продаж на 12,5 %. Что же касается 2018 года, то, по прогнозам, проданных автомобилей станет больше еще на 11 %. Их количество составит 1,64 млн транспортных единиц. Доля отечественных авто в структуре продаж останется неизменной и составит 83 %.

Также ожидается рост рынка грузового транспорта. Он может составить 10 % и достичь 88 тысяч штук. Для автобусов эта цифра составит 16 %.

Заключение

Таким образом, в статье был дан ответ на вопрос, сколько машин в России. Также была охарактеризована ситуация с автомобильным рынком.

На основе всей этой информации можно сделать вывод о том, что в России наблюдается уверенный рост числа автомобилей. Уровень автомобилизации также быстро растет, постепенно приближаясь к показателям развитых стран. Соответственно, растут и проблемы: пробки на дорогах, нехватка места, загрязнение воздуха и так далее.

В общем рынке автомобилей велика доля отечественной продукции.

Наибольший уровень автомобилизации имеет место в Приморском крае, а Москва находится далеко позади в этом списке, что говорит о приверженности многих москвичей общественным видам транспорта.

Продажи автомобилей несколько снизились за последние годы, однако с 2017 наметилась тенденция к росту. Прогнозы на 2018 предсказывают сохранение положительной динамики. Наибольшей популярностью пользуется «Лада».

Рынок электромобилей в стране находится все еще в зачаточном состоянии и не идет ни в какое сравнение с таковым в ряде других стран мира. Более актуальным для нашей страны является переход на газовое топливо, который идет достаточно активно.

Продажи грузовых авто за последние полтора года значительно выросли. КамАЗ по-прежнему в лидерах, однако его доля снижается.

Регионы России

Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля

Материалы по теме

Доступность покупки нового автомобиля для семей в регионах России

Доля просроченных населением банковских кредитов в регионах России

Качество жизни в российских регионах – рейтинг 2017

Сколько стоит бензин в странах Европы – начало 2018 года

Доступность покупки семьями жилья в ипотеку в регионах России – 2017

РИА Рейтинг – 15 мая. За последние десятилетия в России достаточно радикально выросла автомобилизация населения. И уже мало кого удивляет владение обычной семьей автомобилем или даже несколькими. В настоящее время, по данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 42 миллионов легковых автомобилей, хотя в 2011 году было еще 34 миллиона автомобилей. При этом жители многих регионов уже ощутили этот рост, стоя в многочасовых пробках. Российский авторынок на своем пике, в 2012 году (2,9 миллиона новых автомобилей), стал вторым в Европе, когда по числу новых проданных машин мы уступали лишь Германии. После кризиса 2014-15 годов авторынок восстанавливается, но пока относительно далек от рекордных значений. В 2017 году, по данным компании АЕБ, в России было продано 1,6 миллионов новых автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016 году, а в 2018 году рост может быть на уровне 12-18%. Рост продаж легковых машин может свидетельствовать о росте доступности новых автомобилей для жителей России.

Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля

Для оценки региональных различий возможностей эксперты РИА Рейтинг провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.

Как показали итоги рейтинга, по-прежнему основной проблемой является относительно высокая цена автомашин и высокие процентные ставки по кредитам. При этом на доступность негативно влияет и рост стоимости бензина и других текущих расходов, связанных с владением и пользованием автомобилем. Безусловно, очень большое влияние на доступность автомобилей оказывает неравномерность распределения зарплат в регионах. Согласно результатам исследования, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем является не очень высокой. При этом параметры доступности очень дифференцированы в географическом разрезе.

Как считался рейтинг

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на полноценное содержание автомобиля. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, плановые ТО, налоги, смена и покупка резины, платные парковки и ряд других. Предполагалось, что кредит берется на 3 года. Расчет осуществлялся на основе данных за 2017 год.

Согласно модели, семья тратит на автомобиль не более 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум, установленный в регионе проживания. Для расчета учитывались семьи, в которых хотя бы один член семьи имеет работу. Доля семей, для которых доступна покупка и содержание автомобиля, оценивалась на основе процентного распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Расчет проводился независимо для 9 по составу типов семей, а результирующая доля семей рассчитывалась как средневзвешенная доля из этих 9 типов.

Стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и ставки по кредитам учитывались для каждого региона в отдельности.

Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга и расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.

Чеченская Республика в рейтинг не включена из-за отсутствия релевантных данных для расчета. Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 80-150 тысяч рублей.

Доступность в различных регионах отличается в десять раз

В среднем в России доля семей, для которых доступно приобретение в кредит и владение новым автомобилем, рассчитанная по методологии рейтинга, по итогам 2017 года составила 22,8%, что примерно на 3 процентных пункта больше, чем двумя годами ранее. При этом доля семей, для которых доступен средний по стоимости автомобиль (1,2 миллиона рублей) по итогам 2017 года составляла 7,8% против 6,6% в рейтинге по итогам 2015 года. За два прошедших года доступность покупки и владения автомобилем ощутимо выросла, однако она продолжает оставаться на невысоком уровне.

Как показали результаты исследования, доступность покупки нового автомобиля в кредит в регионах очень сильно различается. Если у региона-лидера рейтинга доля семей, для которых доступна покупка в кредит и содержание нового недорогого автомобиля, составляет почти 52%, то у региона, занимающего нижнюю позицию рейтинга, эта доля в 10 раз меньше, а в среднем пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, почти в 7 раз.

В целом такой уровень дифференциации в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.

Относительно хорошая доступность автомобилей наблюдается лишь в 14 регионах

Согласно результатам рейтинга, лишь в одном регионе более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый автомобиль. Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где исторически фиксируются одни из самых высоких зарплат в России.

Читайте также:  Датчик лямбда зонд ваз 2114 цена

Помимо Ямало-Ненецкого АО еще в 9 регионах более трети семей могут приобрести в кредит и обслуживать новый автомобиль (за 490 тысяч рублей). В этом списке лидеров, в первую очередь выделяются: Ямало-Ненецкий АО – 51,7%, Ханты-Мансийский АО-Югра – 46,9%, Чукотский АО – 46,3%, Сахалинская область – 43,2%, Ненецкий АО – 43,1%, Москва – 42,4%, Магаданская область – 41,4% и Санкт-Петербург – 39,0%. В целом лидерство северных регионов не удивительно – высокие заплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта. Нахождение двух главных городов России в десятке по доступности также не удивляет, учитывая относительно высокие зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге. Однако автомобилизация и здесь не очень высокая, что обусловлено зачастую нецелесообразностью владения автомобилем из-за постоянных пробок и сложностью хранения автомобиля. В будущем доступность автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге может даже снижаться, так как в процессе борьбы с пробками власти, скорее всего, будут повышать стоимость владения автомобилями (платные парковки, повышенный налог, цены на топливо и прочее). Помимо первой десятки еще в 4 регионах доля семей, для которых доступен автомобиль в кредит, находится диапазоне 30-34%.

При этом порядок регионов-лидеров по доступности средней по стоимости и премиальной машины несколько другой. Лидирующим регионом по доле семей способных купить в кредит машину премиум-класса (стоимости более 5 миллионов рублей) является Чукотка (5% семей). В то же время такой необходимости у жителей региона по большому счету нет, поскольку на Чукотке столь суровые условия и не много возможностей доехать на обычной машине хоть куда-то, что местные жители предпочитают покупать снегоходы, вездеходы и, возможно, даже вертолеты, а не представительские седаны или любые другие стандартные автомобили. Вторыми по доступности премиальных машин являются жители Сахалина. В этом регионе таких семей 4,6%. Московские семьи располагаются на третьем месте по доступности покупки премиальных автомобилей с результатом 4,5%. При этом в Москве очень дорогих машин явно больше, чем 4,5%. Это может объясняться тем, что в исследовании рассматривались только трудовые доходы, а в Москве многие имеют большие доходы от финансовых операций (вклады, биржевая торговля), от собственности (аренда, рента) и от собственного бизнеса. Кроме того «богачи» из других регионов России часто значительное количество времени живут в Москве и пользуются в столице дорогими машинами. При этом согласно исследованию, в 21 регионе России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести автомобиль стоимостью дороже 5 миллионов рублей.

В ряде регионов новый автомобиль в кредит не доступен почти никому

Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 31 регионе менее 15% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 490 тысяч рублей. Стоит отметить, что два года назад таких регионов было более 40, то есть доступность в небогатых регионах увеличивается. По всей видимости, жителям небогатых регионов приходится довольствоваться подержанными машинами, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. В частности, небогатые автовладельцы отказываются от необязательных страховок, осуществляют самостоятельное обслуживание автомобиля, а также ограничивают дальность и частоту поездок, чтобы меньше платить за бензин.

Невысокая доступность автомобилей в регионах, занимающих нижние позиции в рейтинге, которые в основном представлены национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах наблюдаются невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь не высоки.

Последнее место в текущем рейтинги занимает Республика Ингушетия, где лишь 5,1% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 490 тысяч рублей. Второе место с конца у Республики Дагестан, где 5,8% семей доступен новый автомобиль начального уровня. Тройку аутсайдеров замыкает Кабардино-Балкарская Республика, где новые автомашины могут себе позволить лишь 7% семей. Еще 6 регионов также характеризуются долей семей, для которых доступен недорогой автомобиль, ниже 10%.

Доступность может расти только из-за роста доходов

Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, дифференциация в доступности автомобилей очень высокая между регионами России, а основной вклад в эту разницу вносят различия в уровнях оплаты труда. Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывают также ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны.

В среднесрочной перспективе можно ожидать продолжения роста доступности машин. Во-первых, в стране наблюдается относительно быстрый рост средних зарплат (+12% в первом квартале 2018 года). Во-вторых, вслед за снижением процентных ставок покупка автомобилей в кредит станет ощутимо проще. В целом эти два фактора на горизонте двух лет могут поднять среднюю по стране доступность на 3-5 процентных пункта.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Раз уж погрузился в тему авторынка решил посмотреть еще статистику по состоянию автомобильного парка РФ, а раз уж я человек ленивый, то пошел искать готовые исследования. Итак

Основные показатели парка легковых автомобилей в РФ

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 июля 2017 года в России насчитывается почти 42 млн легковых автомобилей.

Средний возраст парка составляет 12,5 лет, а в возрасте старше 15 лет пребывает 32% от общего количества автомобилей. Доля иномарок достигает 60%. Примерно каждый пятый автомобиль в России – это внедорожник или кроссовер (21%). На долю машин, соответствующих экологическим стандартам не ниже «Евро-4», приходится 40% от общего объема парка. При этом дизельных легковых автомобилей числится менее 5%.

В стране имеется 10 региональных парков, объем каждого из которых составляет не менее 1 млн автомобилей. Помимо Москвы (3,75 млн шт.) и Подмосковья (2,59 млн шт.), сюда также входят Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская и Свердловская области, Татарстан, Башкортостан, Челябинская и Самарская области.

Если рассматривать марочную структуру парка легковых автомобилей, то 10 марок имеют парки, превышающие 1 млн экземпляров. Прежде всего, это LADA (13,83 млн шт.) и Toyota (3,7 млн шт.). Также в эту группу попадают Nissan, Hyundai, Chevrolet, Renault, KIA, Volkswagen, Ford и Mitsubishi, показатели которых находятся в интервале 1 – 2 млн единиц.

Читайте также:  Опель астра нет зарядки аккумулятора

Соотношение первичного и вторичного рынков автомобилей в округах РФ

Конечно не за полгода а за 4 месяца, но думается мне соотношение не сильно скорректируется

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование рынка легковых автомобилей в России по итогам четырех месяцев 2017 года. Данное исследование охватывало первичный и вторичный рынки в каждом из федеральных округов и позволило установить соотношение между новыми и подержанными легковыми автомобилями.

Согласно результатам исследования, наименьшее соотношение между ними наблюдается в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, где объем рынка новых легковых автомобилей в среднем втрое меньше, чем с пробегом. При этом в ЦФО доля рынка новых машин имеет самый высокий показатель в стране – более 26%.

На Урале рынок подержанных автомобилей в среднем в 4 раза крупнее, чем рынок новых машин, на Юге – в 5 раз, а на Северном Кавказе – в 7 раз. В Сибири на каждый проданный новый легковой автомобиль приходится сразу десять с пробегом. В свою очередь, на Дальнем Востоке подержанные машины имеют 24-кратное превосходство. Именно в ДФО доля рынка легковых автомобилей с пробегом самая высокая в стране – 96%.

Отметим также, что в январе – апреле нынешнего года доля первичного рынка в целом по России оставила 20%. По вторичному рынку этот показатель равен 80%. Как итог, на один новый легковой автомобиль в стране приходится четыре подержанных.

Российский парк автобусов: основные показатели

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 июля 2017 года в России насчитывается около 400 тыс. автобусов.

Средний возраст парка составляет 15,5 лет, причем 46% всех автобусов в стране пребывают в возрасте старше 15 лет. Доля иномарок здесь составляет немногим более четверти российского парка (27%). В то же время во владении юридическими лицами находится 72% от общего объема автобусной техники. На долю дизельных автобусов приходится 46%, а экологическим стандартам «Евро-4» (и выше) соответствует только 15% машин.

Самый крупный из региональных парков автобусной техники находится в Москве, где числится 19,7 тыс. экземпляров. В Краснодарском крае, который идет на втором месте рейтинга, их насчитывается 16 тыс. единиц. Замыкает тройку лидеров Подмосковье (14,6 тыс. шт.). Еще в семи субъектах РФ (Санкт-Петербург, Татарстан, Ростовская и Иркутская области, Красноярский край, Новосибирская и Свердловская области) тоже зарегистрировано более 10 тыс. автобусов.

Что касается марочной структуры российского парка автобусной техники, то лидером здесь является ПАЗ (170,5 тыс. шт.), на втором месте – КАвЗ (54,7 тыс. шт.), а замыкает первую тройку ЛиАЗ (34,4 тыс. шт.). Причем на долю этих трех марок приходится 65% всего парка автобусов в РФ. Среди иномарок больше всего в стране числится автобусной техники Hyundai (16,2 тыс. шт.).

Российский парк грузовиков: основные показатели

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 июля 2017 года в России насчитывается 3,7 млн грузовых автомобилей. При этом здесь мы учитываем как среднетоннажную (CV), так и крупнотоннажную (HCV) технику.

Этот парк является довольно старым, поскольку его средний возраст практически достигает 20 лет, причем две трети автомобилей – старше 15 лет. Доля иномарок здесь составляет всего лишь 30%, ведь в российском грузовом парке есть немало машин, выпущенных еще в советский период. Нельзя не отметить, что более половины (53%) парка принадлежит юридическим лицам. На долю дизельных автомобилей приходится 66%, а экологическим стандартам «Евро-4» (и выше) соответствует только каждая седьмая машина.

Самый крупный из региональных парков грузовой техники находится в Москве, где числится 171 тыс. таких автомобилей. В соседнем Подмосковье их насчитывается 149,3 тыс. единиц. Из нестоличных регионов самым крупным парком грузовиков обладает Краснодарский край (137,3 тыс. шт.). Еще в пяти субъектах РФ (Ростовская и Иркутская области, Татарстан, Ханты-Мансийский АО, Новосибирская область) тоже зарегистрировано более 100 тыс. грузовых машин.

Если рассматривать марочную структуру российского парка грузовой техники, то лидером здесь является КАМАЗ (867,9 тыс. шт.), на втором месте – ГАЗ (760,3 тыс. шт.), а замыкает первую тройку ЗИЛ (544,9 тыс. шт.). Причем на долю этих трех марок приходится порядка 60% всего парка. Наибольшее представительство в российском парке грузовиков среди иностранных брендов имеет шведский Volvo, но его показатель не дотягивает даже до 100 тыс. единиц.

Ну и для понимания объемов

Затраты россиян на автомобили и все, что с ними связано

В России на начало года насчитывалось 50 млн единиц автотехники. Помимо них, в стране на учете состоит и свыше 2 млн мотоциклов. Весь этот объем требует определенных затрат, которые идут на обслуживание техники, покупку запчастей, услуги страхования, расходов на топливо и прочее.

Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ», в 2016 году россияне потратили на покупку легковых автомобилей (как новых, так и с пробегом) 4 трлн рублей. При этом на запчасти к ним «ушло» 1 трлн и 260 млрд рублей, а еще немногим более полутриллиона составили расходы на услуги автосервиса.

На запчасти для грузовых автомобилей в нашей стране было потрачено 415 млрд рублей. Чуть меньше (405 млрд рублей) российские автомобилисты потратили на страхование (ОСАГО и КАСКО), причем всех видов транспорта. А топлива для эксплуатации всей этой техники было куплено на сумму около 3 трлн рублей!

Таким образом, если сложить все эти затраты на автомобили, то за 2016 год набежала очень внушительная сумма – порядка 10 трлн рублей. А это уже сопоставимо с доходами и расходами федерального бюджета, которые в прошлом году составили 13,738 и 16,098 трлн рублей соответственно.

Рынок автострахования в России в 2016 году

ОСАГО
В 2016 году объем рынка автострахования ОСАГО составил 234,4 млрд. руб. (+7,2% к показателю 2015 года). Всего было заключено 38,1 млн. договоров (-3,6% по сравнению с АППГ). При этом сумма выплат составила 172,6 млрд. руб. (+39,7%). Размер средней страховой премии – 6,1 тыс. руб. (+11,7%), размер средней страховой выплаты – 62,2 тыс. руб. (+34,1%).

Возглавляет ТОП-10 компаний-лидеров* по объемам премий ОСАГО Росгосстрах (премия 55,1 млрд. руб.; доля рынка 23,5%). На втором месте – РЕСО-Гарантия (35,4 млрд. руб.; 15,1%), на третьем – Ингосстрах (28,2 млрд. руб.; 12,0%). В пятерку лидеров также вошли ВСК (20,4 млрд. руб.; 8,7%) и АльфаСтрахование (13,4 млрд. руб.; 5,7%).

КАСКО
В 2016 году объем рынка автострахования КАСКО составил 170,7 млрд. руб. (-8,8% к показателю 2015 года). Всего было заключено 3,6 млн. договоров КАСКО (-5,1% по сравнению с АППГ). При этом сумма выплат составила 97,5 млрд. руб. (-32,3%). Размер средней страховой премии – 47,2 тыс. руб. (-3,9%), размер средней страховой выплаты – 74,8 тыс. руб. (+21%).

Возглавляет ТОП-10 компаний-лидеров по объемам премий КАСКО Ингосстрах (премия 28,9 млрд. руб.; доля рынка 17,0%). На втором месте – РЕСО-Гарантия (28,0 млрд. руб.; 16,4%), на третьем – Росгосстрах (23,0 млрд. руб.; 13,5%), на четвертом – ВСК (13,7 млрд. руб.; 8,0%), на пятом – Согласие (13,6 млрд. руб.; 8,0%).

Ну и совсем уж для сравнения парк мотоциклов на 1 января 2017 года).