Содержание
- Основные причины появления запаха бензина
- На автозаправочной станции
- Причины, представляющие опасность
- Утечка через топливные форсунки
- Утечки в топливной магистрали
- Утечки в топливном баке
- Работа двигателя на обогащенном топливе
- Другие причины
- Крышка топливного бака
- Испарительная система
- Топливный фильтр
- Причины запаха бензина в салоне автомобиля
-
- В каких машинах чаще встречается запах бензин в салоне авто
- Датчик уровня топлива
- Трещина между бензобаком и его горловиной
- Люк топливного насоса
- Топливный насос
- Топливный фильтр
- Если карбюраторный ДВС, то карбюратор
- Абсорбер
- Крышка бензобака
- Сепаратор бензобака
- Свечи зажигания
- Уплотнительные кольца
- Катализатор
- Уплотнители дверей
- Перевозка канистры с бензином в салоне
- Как избавиться от запаха бензина
-
- Видео
- Появился запах бензина в автомобиле: причины
- Почему пахнет бензином при запуске двигателя «на холодную» или «на горячую»
- Советы и рекомендации
- Подведем итоги
- Рекомендуем посмотреть:
Случалось ли такое, что в салоне автомобиля отчетливо чувствовался запах бензина? На самом деле, запах может появиться по разным причинам. В некоторых случаях причина возникновения запаха не представляет опасности, поэтому не вызывает особого беспокойства. Но иногда запах бензина говорит об угрозе возгорания, что может привести к самым серьезным последствиям.
Важно: при малейшем подозрении, что произошла утечка бензина, ни в коем случае не садитесь за руль автомобиля. Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть!
Основные причины появления запаха бензина
На автозаправочной станции
Бензин очень быстро испаряется, что делает его отличным источником топлива для двигателя. Кроме того, бензин имеет резкий запах, и поскольку он так легко испаряется, его пары, образно говоря, совершают побег во время заправки топливного бака автомобиля. Именно поэтому в салоне может чувствоваться запах бензина в течение некоторого времени после выезда с АЗС.
Если запах очень скоро становится менее резким, это говорит о том, что пары бензина попали в салон через открытое окно или двери. Чтобы избавиться от остатков паров, достаточно проехать некоторое расстояние с опущенными стеклами.
Если запах не исчезает, возможно, все дело в том, что во время заправки автомобиля бензин попал на ваши руки/одежду или вы наступили в лужицу пролитого бензина. Приехав домой, тщательно вымойте руки и смените одежду и обувь, после чего проверьте, будет ли чувствоваться запах бензина в салоне автомобиля.
Также возможна следующая ситуация: во время заправки произошло переполнение топливного бака, вследствие чего небольшое количество бензина попало на кузов в зоне топливозаливной горловины. Или вы забыли затянуть крышку топливного бака. Прежде всего, убедитесь, что крышка бака установлена и тщательно закручена, после чего обмойте чистой водой упомянутый участок кузова.
Запах может появиться в результате расширения топлива в баке после его заполнения. Такая проблема возникает преимущественно в старых моделях, поскольку они, в отличие от более современных моделей, не оснащены совершенной системой улавливания паров бензина.
Причины, представляющие опасность
Если во всем виновата неисправность в топливной системе, налицо более чем серьезная ситуация. Утечка находящегося под давлением бензина – это не та проблема, решение которой можно отложить на неопределенный срок. Во избежание возгорания автомобиля следует немедленно обратиться к квалифицированному механику для ремонта системы.
Утечка через топливные форсунки
Топливные форсунки обеспечивают впрыск топлива под давлением во впускные каналы или напрямую в цилиндры. Специальные резиновые уплотнения форсунок предотвращают утечку топлива. В случае износа этих уплотнений через них начинает просачиваться топливо. Да и сами форсунки в результате устаревания и износа могут пропускать топливо. В таком случае появляется отчетливый запах бензина в салоне автомобиля.
Автомеханик в обязательном порядке должен проверить состояние топливных форсунок и их уплотнений. В таком случае возможны два варианта: замена только уплотнений или полная замена форсунок, что обойдется намного дороже.
Примечание: в оборудованных карбюраторами автомобилях, как правило, выпущенных раньше 1990-х, запах бензина появляется периодически. Это объясняется конструкцией карбюратора, в поплавковой камере которого остается некоторое количество бензина даже после выключения двигателя. Испарение этих остатков является причиной появления запаха, который, впрочем, рассеивается через некоторое время.
Утечки в топливной магистрали
Бензин из топливного бака через топливопроводы и шланги подается под давлением в двигатель, где сгорает и превращается в энергию. В большинстве автомобилей топливная магистраль состоит из металлических трубок и резиновых шлангов, которые подсоединяются к топливному фильтру и топливным форсункам (или карбюратору в более старых моделях). В результате износа, корродирования или повреждения трубок и шлангов возможно появление утечек, которые в свою очередь приводят к появлению запаха бензина.
Двигатели с впрыском топлива подразумевают подачу топлива под давлением, поэтому утечка может проявиться в виде капель или тонкодисперсного распыления. Именно поэтому появляется сильный запах бензина, но более всего опасна утечка, возникшая рядом с горячими компонентами двигателя или выпускной системы.
Выявив или заподозрив утечку в топливной магистрали, немедленно обратитесь в автомастерскую. Замена поврежденных шлангов или трубок должна решить эту проблему.
Утечки в топливном баке
Топливный бак также является вероятным источником утечек. Модели, сошедшие с конвейера до середины 1980-х, оборудованы металлическим топливным баком, а металл, как известно, подвергается коррозии и пробоям. Автомобили, выпущенные позже, чаще всего имеют пластиковый топливный бак, который, впрочем, может треснуть. Также возможно появление утечек через фитинги системы испарения или контрольные окошки, предусмотренные для внутренних компонентов.
Под днищем припаркованного автомобиля могут образовываться лужицы топлива. Также капли топлива можно обнаружить на внешней поверхности топливного бака или в точке утечки. Металлические топливные баки могут прогнивать в местах, которые невозможно осмотреть. Именно вытекающее топливо является источником запаха в салоне автомобиля.
Если в пластиковом баке появилась трещина или автомобиль оборудован металлическим баком, его, скорее всего, придется заменить. Намного легче заменить уплотнения и фитинги шланга. В любом случае работу следует доверить квалифицированному механику.
Работа двигателя на обогащенном топливе
Когда говорят об обогащенной топливной смеси, имеют в виду, что в двигатель подает чрезмерное количество бензина. Эта проблема касается в основном старых моделей с карбюраторами, которые можно настраивать вручную.
Двигатели с впрыском топлива контролируются блоком управления, который запрограммирован на регулирование состава воздушно-топливной смеси с целью оптимизации работы двигателя. Подача обогащенной топливной смеси в двигатель с впрыском топлива говорит о неисправности блока управления. Кроме того, проблема может заключаться в регуляторе давления топлива.
Читайте также: Как выбрать свечи зажигания для ваз
Превышение количества топлива, подаваемого в двигатель, может привести к усилению запаха выпускных газов, которые могут попасть в салон автомобиля. Если масло пахнет бензином, это не очень хорошо. Это означает, что масло разбавлено и недостаточно эффективно защищает двигатель. Обратитесь в автомастерскую для диагностики и устранения проблемы.
Другие причины
Крышка топливного бака
Как уже говорилось выше, следует обязательно проверить крышку топливного бака. Возможно, она закручена недостаточно туго или вы вовсе забыли ее на автозаправочной станции. В старых моделях крышка может быть изношена или повреждена, поэтому больше не способна обеспечить надлежащую герметизацию.
Недостаточно туго закрученная крышка топливного бака может спровоцировать включение индикатора Check engine («Проверьте двигатель») или даже активацию режима защиты трансмиссии Limp-home, подразумевающего возможность включения только одной или двух передач. Если проблема именно в крышке топливного бака, она легко и недорого решается ее заменой.
Испарительная система
Выпускаемые на протяжении последних 30 лет автомобили оснащаются системой улавливания топливных паров, которая использует заполненную активированным углем емкость, удерживающую пары бензина в топливном баке. Накопленные пары периодически подаются в двигатель, в цилиндрах которого они сгорают вместе с топливом. Эта система предотвращает попадание испарений топлива в атмосферу, где они вступают в реакцию с солнечным светом и превращаются в смог.
Повреждение заполненной активированным углем емкости часто провоцирует появление запаха бензина в салоне автомобиля. Емкость может потечь или треснуть. Проверить эту емкость визуально практически невозможно, но поскольку она является частью системы снижения токсичности отработавших газов, ее повреждение приведет к включению индикатора Check engine («Проверьте двигатель»).
Система также включает в себя несколько клапанов, шланги и насос, которые тоже могут потечь. При повреждении этих компонентов чаще всего включается индикатор Check engine («Проверьте двигатель»), притом он загорается раньше, чем появляется характерный запах.
Доставьте свой автомобиль в автомастерскую, чтобы квалифицированные специалисты смогли проверить его при помощи диагностического сканера, который выдает диагностические коды, позволяющие выявить причину неисправности. В таком случае может понадобиться замена емкости или других компонентов системы.
Топливный фильтр
Топливный фильтр предназначен для улавливания содержащейся в топливе грязи и продуктов износа до его подачи в двигатель для сгорания. При повреждении или засорении фильтра может образоваться утечка или в его корпусе, или на фитингах с обеих сторон. Замена фильтра, как правило, решает эту проблему. Можно обратиться за помощью к автомеханику, который должен иметь специальный инструмент для работы с фитингами.
Многие водители и пассажиры иногда встречаются с такой проблемой, как появление запаха бензина в салоне автомобиля. Это не только доставляет неудобство, но и вредит здоровью и угрожает правильному вождению водителя. В основном, начинают пахнуть топливом внутри машины, когда, например, забыли закрыть крышку бензобака после того, как заправились, или крышка уже не держит. Также, причиной может быть, негерметичность топливных трубок,топливного насоса, неполадки с работой катализатора и т.д.
Причины запаха бензина в салоне автомобиля
Список причин появления бензинового запаха внутри автомобиля:
- уплотнительная резинка крышки бензобака слетела или порвалась, а может и вовсе забыли закрыть бак (такое иногда бывает на автозаправочных станция, даже брат один раз забыл вытащить пистоле из бака и поехал так);
- часто бывает, что в месте соединения бака и горлышка, сварной шов портится, и оттуда начинают выходить пары бензина;
- утечка из место соединений трубок топливной магистрали;
- в салон попадают выхлопные газы при открытых окнах, из-за негерметичности дверных уплотнений и засорившего салонного фильтра;
- уплотнительные элементы топливного насоса не держат и дают течь;
- не герметично установлены датчик показания уровня топлива в баке;
- модуль погружного бензонасоса не герметичный;
- при перевозке топлива в канистрах, например негерметично закрытая канистра упала в багажнике или перевозка осуществлялась в салоне на полу.
В каких машинах чаще встречается запах бензин в салоне авто
Водители машин ВАЗ классики (то есть заднеприводных, ВАЗ 2101-2107) и переднеприводных ВАЗ 2110, 11, 12, 13, 14 моделей часто встречаются с такими проблемами, как появление запаха бензина в салоне.
Датчик уровня топлива
Одной из распространенных причин — негерметично установлен топливный датчик. Неплотность стыковок соединительных элементов создают утечку топлива. В основном, проблема с датчиком топлива бывает у ВАЗ с передним приводом (ВАЗ 2108-2115 и новые модели).
Почему у этих машин, потому что, датчик в этих авто монтируется в месте под задним сидением. Чтобы проверить, надо поднять сидение, открыть люк в днище и проверить соединения.
Для профилактики или если пары бензина продолжают попадать в салон, хорошим средством является хозяйственное мыло. Размоченным хозяйственным мылом надо замазать соединения, даже, если есть микротрещины, мыло закроет их.
Трещина между бензобаком и его горловиной
Бензобаки не литые, поэтому оно делается из нескольких элементов, приваренных друг к другу. Причиной нарушения герметичности бензобака может быть сварной соединительный шов горловины и бака.
Капельки бензина, вытекающие через дырявый сварной шов стекают по наружной стенке бака и оттуда запах распространяется по салону.
Есть конструкции бензобаков, в которых между горловиной и баком есть резиновое уплотнение. С годами резина начинает трескаться и крошиться, отсюда и нарушение герметичности.
Если причина на самом деле в соединении между горлышком и самими баком, то можно либо полностью заменить на новый бак, либо промазать шов хозяйственным мылом. Мыло держит долго, так можно проездить несколько лет.
Читайте также: Назначение раздаточной коробки автомобиляЛюк топливного насоса
В некоторых конструкциях автомобилей насос ТНВД вместе с датчиком уровня топлива крепится на крышку, которая закреплена на топливный бак. Крышка крепится к баку болтами. Под крышкой сначала ставят резиновую прокладку. Со временем эта прокладка может терять свои свойства и давать утечку.
После очистки фильтра грубой очистки, крышка была обратно прикручена не герметично. Если решили заменить прокладку, то ее можно вырезать своими руками, но из бензостойкой резины, обычная резина быстро разрушается. Также, можно воспользоваться малостойким герметиком и промазать по контуру крышку.
Топливный насос
Топливный насос на карбюраторном двигателе чаще всего пропускает топливо.
Причины негерметичности топливного насоса являются:
- износ прокладки;
- треснула мембрана;
- перекос штуцеров и т.д.
Надо снять устройство, купить ремкомплект и заменить.
Топливный фильтр
В автомобилях с карбюраторными двигателями топливный фильтр расположен под капотом, рядом с мотором. Он часто засоряется при использовании некачественного бензина и из него начинается выделяться пары бензина.
В машинах с инжекторными двигателями топливный фильтр расположен под днищем авто рядом с безнобаком. Обычно фильтр положено менять через 30 000 км пробега, но зависит от качества топлива.
Если карбюраторный ДВС, то карбюратор
Карбюратор периодически надо настраивать. Возможно, увеличился расход топлива, карбюратор подает превышенное количество бензина. При этом, топливо полностью не успевает сгорать в рабочих камерах цилиндров ДВС и выходит наружу и запах от него через негерметичные двери, капот, попадает в салон.
Зимой, водители карбюраторных автомобилей заводят мотор с вытянутым подсосом. В этом случае появляется запах бензина и проникает в салон.
Абсорбер
Аборбер — это фильтр для паров бензина. Абсорбер улавливает пары, затем он продувается и пары попадают в ресивер, где и сжигаются.
Если абсорбер забился, он не сможет выполнять свою функцию по улавливанию испарившегося бензина.
Если в бензобаке появляется вакуум, то может поломаться какая-нибудь трубка топливоподводящей магистрали.
Крышка бензобака
Герметичность создается за счет прокладки на крышке бака. Некоторые крышки имеют в своей конструкции клапан для подсоса воздуха, чтобы в баке не образовывался вакуум. Или резинка износилась или клапан не держит и пропускает испарения бензина наружу.
Сепаратор бензобака
Некоторые модели ВАЗ, например 21093 имеет бензобак с сепаратором. Сепаратор означает отделять.
Сепаратор — это пластиковый маленький бачок. Устанавливается над горловиной бака. Функция его — выравнивание давления в баке. В сепараторе есть двухходовой клапан.
Можно его заменить на такой же, а можно сделать по современней и установить просто специальный клапан в горловину.
Свечи зажигания
Если свеча не до конца закручена или резьба сорвана, то пары бензина при работе мотора, выходят из под свечи. Обычно в этом случае, на холодную двигатель плохо заводится.
Уплотнительные кольца
На форсунках инжекторых двигателей есть уплотнительные резиновые кольца, которые со временем изнашиваются и пропускают пары бензина. Некоторые водители Калины встречались с такой проблемой. Капельки бензина стекают по стенкам горячего двигателя и пар распространяется.
Катализатор
Катализатор нужен для того, чтобы дожигать топливно-воздушную смесь, которая не догорая попадает на выпуск в выхлопную систему. Соответственно, если катализатор не рабочий, не сгоревшая смесь будет выходить через глушитель.
Уплотнители дверей
Если уплотнители дверей, особенно задних, плохие, то даже при заправке, запах бензина будет проникать в салон. Это становится понятно, если запах в салоне машины появляется только после заправки.
Перевозка канистры с бензином в салоне
Иногда приходится перевозить канистру в топливом в салоне автомобиля. Канистры не всегда плотно закрываются, если канистру наклонить, под крышкой резьба смачивается бензином.
Как избавиться от запаха бензина
После устранения причины появления запаха, устранить неприятный топливный запах можно, открыв двери. В ветряную погоду, салон быстро проветрится. Можно установить легкий аромат в салон. Не следует устанавливать целую пачку елочек или жидких ароматов, от избытка запахов у некоторых начинает болеть голова.
Видео
Запах бензина VAZ Niva 4×4.
Как найти причина запаха бензина.
Запах бензина в автомобиле из-за топливной крышки.
Начнем с того, что в процессе эксплуатации транспортного средства водители в некоторых случаях отмечают появление отчетливого запаха бензина в салоне или во время нахождения вблизи автомобиля.
В этой статье мы поговорим о том, почему появляется запах бензина в салоне при запуске двигателя или горючим пахнет при нахождении возле автомобиля с работающим или заглушенным ДВС, а также что делать водителю в случае обнаружения подобной неисправности.
Читайте в этой статье
Появился запах бензина в автомобиле: причины
Итак, сразу отметим, что запах бензина в машине может появляться не постоянно, а только при определенных условиях. Например, в сильные морозы или в жару, когда холодный двигатель только заводится или уже после прогрева силового агрегата, при заправке полного бензобака и т.д.
В любом случае, необходимо установить причину, по которой происходит появление запаха. Отметим, что в некоторых случаях быстро решить задачу достаточно сложно. Необходимо поэтапно проверять элементы топливной системы.
- Прежде всего, начать диагностику нужно с бензобака и его крышки. Бак, особенно на автомобилях в возрасте, может прогнить. Еще страдают крепления бака, в результате чего он начинает смещаться. Также со временем приходят в негодность места сварных швов и т.д.
Также не следует исключать и вероятность механических повреждений. Так или иначе, но даже незначительная протечка буде означать, что топливо вытекает, заполняя испарениями салон автомобиля и т.д.
Указанный клапан нужен для того, чтобы избежать повышения давления в баке при температурных колебаниях и расширении бензина с нагревом. Если клапан забит или подклинивает, а также возникли проблемы с уплотнительной прокладкой крышки, тогда появится отчетливый запах бензина.
- Идем далее. Если с баком все в норме, тогда нужно осматривать топливную магистраль, места соединений и хомуты, а также проверять целостность патрубков. По указанной магистрали бензин как подается в ДВС (подача), так и его излишки возвращаются обратно в бак (обратка).
Шланги могут начать протекать, ухудшается надежность их креплений. Вполне очевидно, что в этом случае также происходит утечка, а испарения бензина будут досаждать водителю запахом горючего в салоне.
Читайте также: Приборка на приору цена
Следующим элементом при проверке является топливный насос. На машинах с карбюратором бензонасос зачастую находится под капотом или за пределами бака. При этом на инжекторных авто бензонасос погружной (находится в бензине для забора топлива и охлаждения), то есть фактически «вкручен» в бензобак. Как правило, на многих авто с инжектором насос расположен под задним сидением прямо в салоне ТС.
Фильтры топлива, особенно в случае их загрязнения и снижения пропускной способности, также могут быть причиной запаха бензина в машине. Причина — рост давления в топливной магистрали, после чего начинают течь места соединений патрубков, бензин может протекать на «входе» до или на «выходе» после самого фильтра.
Для устранения данной причины топливный фильтр нужно менять, а в рамках дальнейшей эксплуатации правильно подбирать элемент под конкретный автомобиль и производить замену фильтра по регламенту, не допуская сильного загрязнения фильтрующего элемента.
- Система питания с карбюратором требует отдельной проверки данной системы топливоподачи в двигатель. Зачастую, карбюратор требует настройки, при этом его неправильная регулировка или неисправности устройства приводят к тому, что бензин переливается.
Естественно, активное испарение топлива в подкапотном пространстве будет причиной попадания паров бензина в салон. Чтобы этого не происходило, необходимо правильно регулировать уровень топлива в поплавковой камере, проверять состояние жиклеров, регулярно чистить карбюратор и т.д.
Почему пахнет бензином при запуске двигателя «на холодную» или «на горячую»
Отметим, что если запах бензина слышен только некоторое время после запуска инжекторного двигателя, тогда не во всех случаях это является неисправностью. Зачастую запах топлива появляется после холодного пуска зимой, затем полностью исчезает по мере прогрева силового агрегата. Если это так, тогда нужно понимать следующее:
- ЭБУ получает информацию от датчика температуры мотора, который «сообщает», что агрегат холодный.
- На основании данной информации блок управления обогащает смесь, причем значительно, а также повышает обороты до так называемых «прогревочных».
- В условиях работы на переобогащенной смеси в цилиндрах холодного мотора топливо сгорает не полностью, его часть попадает в выпускную систему.
Однако в ряде случаев также уместно говорить о неисправностях, особенно на современных авто, которые соответствуют стандарту Евро-4 и выше. Дело в том, что неполное сгорание топлива может происходить не только в результате переобогащения смеси самим ЭБУ для поддержания стабильной работы ДВС после холодного пуска, но и по другим причинам.
Например, проблемы с системой зажигания, компрессией в цилиндре, смесеобразованием и ряд других неполадок приведут к тому, что заряд будет сгорать неполноценно даже после прогрева силовой установки. При этом двигатель начинает перерасходовать топливо, троит, теряет приемистость и мощность, дымит. В этом случае причиной запаха бензина независимо от температуры ДВС является неисправность двигателя или его систем.
Также в проверке нуждаются датчики ЭСУД (ДМРВ, кислородный датчик и т.д.), оценивается состояние воздушного фильтра, диагностируются инжекторные форсунки, также нужно проверить общую герметичность системы питания на предмет завоздушивания и так далее.
Еще добавим, что на инжекторных моторах частой причиной появления запаха бензина является нарушение герметичности инжекторных форсунок. Указанная герметичность достигается благодаря установке специальных уплотнительных колец. Уплотнительные кольца форсунок являются резиновыми изделиями, которые могут со временем деформироваться и прийти в негодность.
Советы и рекомендации
Как правило, в случае неполадок самому быстро определить, почему из выхлопной трубы пахнет бензином, улавливается запах бензина при открытых окнах, запах испаряющегося горючего слышен под капотом, в салоне и т.д., без надлежащего опыта бывает достаточно сложно. По этой причине оптимально доставить авто на СТО и показать специалистам, которые проведут осмотр и выполнят компьютерную диагностику двигателя и его систем.
Еще отметим, что отдельного внимания должна заслуживать ситуация, когда появляется запах бензина в моторном масле. Если масло пахнет бензином, слышен отчетливый запах топлива из маслозаливной горловины, тогда ситуация серьезная. Причиной снова является неполное сгорание топлива, при этом несгоревшие остатки попадают в систему смазки.
Чаще всего наиболее интенсивное попадание топлива в масло происходит на холодном двигателе, так как после прогрева горючее лучше испаряется и менее интенсивно стекает в картер. В любом случае, проблему нужно решать как можно скорее, так как эксплуатировать двигатель на бензо-масляной смеси в системе смазки крайне не рекомендуется.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что причин, по которым бензином пахнет в салоне, запах топлива слышен из выхлопной трубы или под капотом, достаточно много.
Конечно, всегда существует вероятность того, что запах просто попал в салон от другой машины при движении по дороге. Также вполне возможно, что после запуска холодного двигателя в морозы ЭБУ подает обогащенную смесь, что и приводит к появлению запаха топлива из выхлопной трубы до определенного прогрева.
Напоследок еще раз отметим, что эксплуатировать автомобиль при возникновении малейших подозрений на утечки топлива до устранения неполадок не рекомендуется с учетом высокой вероятности возгорания. Помните, бензин легко воспламеняется, а сами пары бензина взрывоопасны!
Причины свиста и повышенного шума во время работы бензонасоса, перегрев насоса. Как самому провести диагностику и устранить поломку. Советы и рекомендации.
Для чего необходима чистка сетки бензонасоса. Когда лучше менять и чем очистить сетку бензонасоса. Как правильно снять бензонасос, тонкости и нюансы.
Какие функции выполняет реле бензонасоса, признаки поломки. Где устанавливается реле топливного насоса, как правильно проверять реле бензонасоса.
Как определить, почему бензонасос не качает или плохо работает. Давление в топливной рампе, диагоностика насоса. Проводка, реле, предохранители бензонасоса.
Наиболее распространенные причины, по кторым бензин не поступает в цилиндры двигателя. Нарушения топливоподачи на карбюраторных и инжекторных моторах.
Завоздушивание топливной системы дизеля: признаки неисправности и диагностика. Как самостоятельно найти место подсоса воздуха, способы решения проблемы.
Источник: