Содержание
- Как правильно отрегулировать фары самому
- FakeHeader
- Comments 13
- Рекомендуем посмотреть:
Вместе с группой журналистов я стою в небольшом техническом помещении. Три стены освещены слабым светом, а на месте четвертой глубокая, густая чернота. В ней скрывается 200-метровый асфальтированный тоннель с дорожной разметкой. Свет автомобильных фар выхватывает из темноты человеческие силуэты, выстроившиеся вдоль стен через каждые 20 м.
Разбуди меня среди ночи и приведи сюда с закрытыми глазами я бы поклялся, что нахожусь в тире. Первые фигуры, ярко освещенные лампами, можно снять хоть с бедра, а вот для последних понадобилась бы снайперская винтовка с прицелом ночного видения. Человечков мы используем, только чтобы покрасоваться перед журналистами, говорит Франц-Джозеф Кальце, глава светового исследовательского подразделения компании Hella. В подтверждение его слов фигуры плавно уходят в стену.
В работе мы ориентируемся на низкие квадратные таблички. Сооружение Hella самый большой световой тоннель в мире, используемый для объективной экcпериментальной оценки света автомобильных фар. Здесь есть все, чтобы на практике прочувствовать тонкую разницу между осветительными приборами разных модификаций. У входа в тоннель располагается граненый барабан шириной в несколько метров. На его гранях можно закрепить десятки комплектов фар. По команде оператора барабан поворачивается на строго определенный угол, точно позиционируя фары относительно дорожного полотна тоннеля.
Для настройки светового пучка используется экран, автоматически опускающийся напротив барабана. Похожая установка, только поменьше, спускается с потолка на заданном расстоянии от наблюдателей, чтобы имитировать встречный свет фар. В ходе исторического светового шоу мы смогли собственными глазами оценить, насколько сильно отличается свет ламп накаливания, галогеновых, ксеноновых и светодиодных фар, ближнего и дальнего света, рефлекторов и прожекторов. Однако это была лишь закуска. В качестве основного блюда специалисты Hella приготовили нам рассказ о том, что фары, которые мы привыкли каждый день видеть на вполне современных автомобилях, уже безнадежно устарели. Ближний свет фар, с которым мы ездим большую часть времени, это сплошной компромисс, девиз которого не ослепи ближнего своего.
Даже собственную полосу движения он освещает лишь на 60 м вперед, а на соседней и вовсе светит себе под ноги (2030 м). И все равно в плотном потоке ближний свет фар внедорожника может попадать прямиком в салонное зеркало спортивного купе, ослепляя водителя. По мнению специалистов Hella, вместо традиционного дальнего и ближнего света нам необходимо не менее пяти различных режимов работы фар.
Допустим, мы выезжаем из гаража и движемся вдоль родного поселка со скоростью 40 км/ч. Здесь большая дальность не нужна, свет фар все равно потонет в уличном освещении и сможет лишь ослепить водителя впереди идущей машины на светофоре. Главное при движении в населенном пункте освещение обочин, и правой, и левой. Именно оттуда может внезапно появиться велосипед, выбежать ребенок или животное. Если автомобиль оснащен дополнительными боковыми фарами для освещения поворотов, в городе они должны гореть постоянно.
Выезжаем на широкую дорогу и разгоняемся до 80 км/ч. Здесь нам уже не нужно освещать обочины среагировать на внезапно возникшее препятствие мы все равно не успеем, а водителей встречного транспорта ослепим. Оптимальным будет обычный ближний свет, дополненный адаптивной функцией: при отсутствии автомобилей он должен светить высоко, а при появлении попутного или встречного транспорта постепенно становиться ниже, освещая дорогу лишь до соседей. Эта концепция получила название Adaptive Cut-off Light, фара с адаптивной границей светового пучка. На автобане пригодится так называемый Motorway Light. Его основное отличие от ближнего света симметричность.
Ближний хорошо освещает свою полосу движения, но обделяет соседнюю слева, предполагая наличие на ней встречного транспорта. На широких автострадах слева чаще находится попутная полоса. Обделяя ее освещением, мы рискуем не заметить препятствие при перестроении. Разумеется, на неосвещенных загородных трассах незаменим старый добрый дальний свет. А еще один режим, который предписывается правилами дорожного движения многих стран, в том числе и России, это дневные ходовые огни, призванные сделать автомобиль более заметным для других участников движения в светлое время суток.
Дневные огни, в отличие от всех остальных режимов, специально предназначены для того, чтобы светить в глаза водителей и пешеходов, а вовсе не на дорогу. Неужели в ближайшем будущем, вместо того чтобы переключаться между ближним и дальним светом, водителю придется постоянно тыкать в пять разных кнопок? Разумеется, нет. Управлять режимами освещения будет бортовой компьютер. Вращайте барабан! Все адаптивные системы освещения Hella основываются на двух китах: это видеокамера и модуль VarioX. Камера располагается у основания внутрисалонного зеркала и отслеживает все огни в поле зрения: уличные фонари, габариты попуток и фары встречных автомобилей. Информацию о скорости блок управления светом получает от бортового компьютера автомобиля.
Кроме того, полезная информация поступает и от спутниковой навигационной системы, которая может точно сказать автомобилю, находится он в городе, на загородной трассе или на автобане. Едем со скоростью 40 км/ч и горят уличные фонари компьютер включает городской свет. Разгоняемся до 80 км/ч и видим встречных переходим на ближний свет (Country Light).
Читайте также: Реле ближнего света нива шевроле где находится
Едем еще быстрее, а вокруг одни попутки включаем Motorway Light. Камера точно определяет расстояние до ближайшего автомобиля, а точнее высоту его фар или габаритных огней. Компьютер соответственно опускает или поднимает световой пучок ближнего света, чтобы не ослепить соседей по потоку, но также не отдать ни пяди земли темноте. Практической реализацией команд компьютера занимается модуль VarioX. Чтобы понять, как он работает, достаточно знать, как работает обычная биксеноновая фара. Фактически она представляет собой проектор лампу и линзу.
Только вместо слайда кинопленки в нем находится металлическая пластина. Ее профиль определяет форму и границы светового пучка, именно он проецируется фарой на дорогу. Потяните подрулевой рычаг на себя и электромотор уберет пластину, переключая тем самым фару с ближнего света на дальний.
В модуле VarioX на месте пластины установлен барабан сложной формы. По команде компьютера он плавно поворачивается, варьируя форму светового пучка, делая его выше или ниже, от городских огней до неограниченного дальнего света. Такая система под названием AFS (Adaptive Front Light System, адаптивное переднее освещение) уже успешно реализована Hella на серийном автомобиле Mercedes E-класса.
В AFS модули VarioX располагаются на поворотных основаниях, что позволяет реализовать как адаптивное освещение в поворотах (фары светят туда, куда повернут руль), так и варьирование ширины светового пучка (городской свет намного шире, чем загородный). За ужином доктор Михаэль Кляйнкес, вице-президент Hella по развитию технологий освещения, пообещал явить нам чудо. Дождавшись темноты, мы сели в автомобиль, оборудованный тестовой рамой это что-то вроде уменьшенной копии барабана из светового тоннеля, прикрепленное прямо к бамперу.
Водитель выехал на загородную трассу и включил бескомпромиссный дальний свет. Его мощь мы могли оценить по деревьям, плотной стеной выстроившимся вдоль дороги: при желании можно было рассмотреть каждую веточку на расстоянии пары сотен метров. Не выключая дальнего света, мы догнали впередиидущий автомобиль.
Его водитель не проявил ни капли недовольства. А на ярко освещенных деревьях прямо за попуткой образовалась узкая тень. Мы проходили повороты, и тень неотрывно следовала за машиной. Повсюду пылал дальний свет, и лишь в узкой полосе между нами и машиной впереди горел ближний. Когда попутка свернула с дороги, темная полоса исчезла. Точно так же неослепляющий дальний свет поступал и со встречными машинами.
Ни один водитель, беспечно въехавший в наш световой поток, не помигал нам фарами с просьбой переключиться на ближний. Технология Dynamic Light Assist (DLA) действует благодаря той же камере, VarioX и поворотным основаниям фар. Форма барабана VarioX такова, что ровно половина светового пучка фары не имеет границ (дальний свет), а вторая половина представляет собой регулируемый по высоте ближний свет. Каждая фара снаружи (от оси автомобиля) светит дальним светом, а внутри ближним.
Если повернуть обе фары ближе к центру, получим просто дальний свет. Если развести их в стороны, получим широкую тень посередине. Повернем барабаны вниз тень станет длиннее, повернем вверх короче. Наконец, поворачивая фары синхронно в стороны, мы можем управлять направлением тени.
Автомобиль с фарами Hella DLA уже выпускается серийно это Volkswagen Touareg. Демонстрация в световом тоннеле ни у кого не оставила сомнений: будущее за светодиодами. Они ярче и экономичнее ксеноновых ламп, дают мощный световой поток, цветовая температура которого соответствует дневному свету. Применение светодиодов требует несколько иного подхода к реализации адаптивного освещения. Диодам не нужен VarioX.
Светодиодная фара состоит из множества ламп, каждая из которых освещает лишь небольшой участок дороги. Включая и выключая отдельные диоды, можно реализовать и адаптивное освещение в поворотах, и AFS, и DLA. Фара может быть построена и как набор светодиодов с собственными небольшими рефлекторами, и как массив светодиодов на одной плате за единой линзой. Полностью светодиодные фары Hella с AFS можно увидеть на автомобиле Audi A8. Десять светодиодов с собственными проекционными линзами отвечают за ближний свет, причем три из них служат для адаптивной подсветки поворотов. Отдельные группы диодов отвечают за дальний свет и Motorway Light.
Специальная оптоволоконная технология позволила совместить дневные ходовые огни, передние габариты и указатели поворота в единой тонкой полосе Light-Guide. Водитель может активировать специальный режим освещения для движения в странах с левосторонним движением. Теперь, чтобы легализовать использование автомобиля в праворульной части света, достаточно одного нажатия на кнопку. К сожалению, при всей значимости для безопасности дорожного движения продвинутые системы освещения не слишком быстро набирают популярность. Специалисты связывают это с отсутствием wow-эффекта.
когда на глазах у изумленной публики перевернулся mercedes A-класса, все сразу же бросились заказывать систему курсовой устойчивости ESP. ДТП, произошедшие из-за недостаточной видимости, чаще списывают на человеческий фактор, говорит Михаэль Кляйкенс. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время адаптивный свет и светодиодная оптика останутся привилегией автомобилей представительского класса.
Те, кто много ездит в темное время суток, а зимой таких большинство, наверняка обратили внимание, что при разъезде с одним встречным автомобилем у вас не возникает какого-либо дискомфорта, а при встрече с другим приходится чуть ли не закрывать глаза от ослепительного света. Обычно такое встречается на трассе, когда водители забывают переключиться с дальнего света на ближний. (Напомним, что ПДД настаивают на том, что делать это нужно не менее чем за 150 м до встречного автомобиля или ранее, если водитель встречного транспортного средства попросит вас сделать это периодическим переключением света фар.)
Читайте также: Как проверить катушку на пробой
Однако в большинстве случаев, особенно в городе, дальний свет здесь ни при чем. Виной белых кругов перед глазами становится неправильно отрегулированный ближний свет. Фара, вместо того чтобы освещать дорогу, начинает светить вверх, тем самым ослепляя встречных водителей. Но как такое может случиться, спросите вы, ведь с завода все автомобили выходят с отрегулированными фарами? И здесь мы переходим к первому пункту нашей статьи.
Причины нарушения регулировки света фар
На самом деле причин может быть масса. Первая – это простая замена лампочки. Лампы, как известно, от случая к случаю перегорают, и их приходится заменять. Меняются они, как правило, на подходящую по типу, но при этом другого производителя. Не думаем, что кому-то взбредет в голову искать в магазине точно такую же. Исключение составляют эксклюзивные лампочки, которые продаются парно. Когда одна фара светит белым светом, а вторая желтым, не очень красиво, согласны. Впрочем, и из-за этого вы вряд ли будете ездить впотьмах с одной фарой, особенно если лампа перегорит где-то на трассе, а вам еще пилить и пилить не одни сутки в другой город. Конечно же, купите первую попавшуюся. Вот тут как раз и может возникнуть необходимость регулировки фары.
Дело в том, что как бы ни были стандартизированы лампы, в зависимости от производителя, расположение спирали в них может быть смещено, особенно если речь идет о недорогих лампах или и вовсе о контрафакте. В связи с этим смещается и весь световой пучок, и фара либо начинает светить вверх и слепить, либо бить перед бампером. Так что, если вы поменяли лампочку в фаре, обязательно проверьте регулировку света. Случается и так, что из-за неудобства замены многие вставляют лампочки неправильно, то есть с перекосом, а это тоже ведет к тому, что фара начинает светить совсем не туда, куда должна.
Не секрет и то, что автомобили попадают в аварии. При повреждениях передней части автомобиля обычно требуется ремонт с демонтажом оптики. Но как бы хорошо ни был выполнен ремонт, фара приладится уже не на то место, на которое она была установлена на заводе и там же отрегулирована. Однозначно встанет она пусть и с небольшими, но смещениями. Да и сама фара, скорее всего, будет новой. Так что регулировка ей однозначно потребуется.
Меняют фары и по причине их поломки. Они, после долгой эксплуатации, тоже могут выходить из строя. Мутнеет стекло, тускнеет отражатель, да и попросту от температуры может рассохнуться пластик, удерживающий отражатель или линзу в корпусе, или же и вовсе отвалиться часть ее крепления к кузову. В этом случае фара меняется на новую, и ей так же обязательно требуется регулировка.
И еще фары могут украсть. Целых машин без головной оптики у нас на дорогах встречается немало. Просто вставить на место прежних новые недостаточно, необходима регулировка.
Так что причин для регулировки может быть много. Но зачастую владельцы останавливаются на том, что фара начинает светить. Как говорится, горит и ладно. А ведь на самом деле отрегулировать свет фар не так уж сложно.
Как правильно отрегулировать фары самому
Итак, вы, к примеру, поменяли лампочку в одной из фар. Проверить, туда ли она светит, можно непосредственно у магазина. Достаточно подъехать к стенке на расстояние примерно в пять метров, включить ближний свет (хорошо если это будут сумерки или ночь, но и днем в принципе на таком расстоянии разглядеть световой пучок возможно) и посмотреть, синхронно ли у вас светят фары.
По отражению на стенке сделать это несложно. Главное, чтобы площадка, на которой стоит автомобиль, была более или менее ровной. Если разница по высоте пучка от фары, где была заменена лампочка, с той, в которой лампа не менялась, не видна, значит вам повезло, регулировать не нужно. Если же фара светит чуть ниже или выше, то для начала проверьте, встала ли лампа на свое место. Если лампа четко стоит в посадочном месте, а светит не туда, то приступайте к регулировке. Для этого на фаре есть специальный винт, задействовав который, вы легко сможете либо опустить, либо приподнять световой пучок. Кстати, чтобы понять, правильно ли светят у вашего автомобиля фары в принципе, достаточно попросить встать перед машиной на расстоянии пяти метров человека. У правильно отрегулированных фар светотеневая граница будет находиться примерно на уровне колен.
Более точную регулировку фар можно провести при помощи лазерного строительного уровня. Для этого вам потребуется поставить автомобиль, но в этот раз уже на идеально ровную площадку, опять же на пять метров от экрана, коим может быть ровная стена дома или ремонтного бокса. Далее выставляем строительный уровень перпендикулярно ходу автомобиля с таким расчетом, чтобы лазерный луч проходил точно посредине ламп ближнего света или линзы, и его проекция отображалась на «экране», куда будут светить фары. Затем открываем капот и смотрим маркировку фары. На фаре обязательно будет указана цифра в процентах, которая характеризует отклонение луча к дорожному полотну от горизонта, называемая первоначальной направленностью. Как правило, это 1%, хотя может быть и больше.
Читайте также: Обманка на лямбда зонд чертеж
А дальше дело техники. Включаем ближний свет и смотрим, где находится светотеневая граница пучка. Если она выходит за лазерную линию сверху, это говорит о том, что ваши фары светят неправильно. Причем они не только слепят встречных водителей, но и существенно сокращают видимость вам, потому как светят не на дорожное полотно, а вверх. Если граница пучка значительно ниже, то дорога по большому счету освещается только перед машиной, но никак не на том расстоянии, когда тормозной путь будет меньше границы видимости или как минимум равен ей. А это опять же плохо. Идеально, если граница светового пучка будет находиться ниже уровня лазера на 5 сантиметров, что при расстоянии до экрана в пять метров и составляет тот самый «1%» уклона. В этом случае фары будут правильно отрегулированными. Если же это не так, то вращение регулировочных винтов позволит вам легко привести их в норму.
Для более же точной и профессиональной регулировки фар можно обратиться на сервис. Впрочем, как показывает практика, после описанного выше метода регулировки, корректировка на профессиональном оборудовании потребуется небольшая, если и вовсе потребуется. К тому же не всякий специалист умеет правильно работать на таком оборудовании. Если, к примеру, вам перед регулировкой фар не проверили давление в шинах, это уже может сказать о «квалификации» мастера.
По правилам, перед регулировкой фар на специальном оборудовании должно быть проверено и выровнено давление в шинах, полностью заполнен топливный бак и остальные заправочные емкости, за рулем должен сидеть водитель или человек, схожий с ним по комплекции, опрессована подвеска, а ручной салонный корректор фар выставлен в положение «0». Только в этом случае можно гарантировать стопроцентный результат. Кстати, последний пункт – одно из обязательных условий при любой регулировке.
Так что не ленитесь проверять, куда светят фары вашего автомобиля. И тогда, будучи на границе света и тьмы, вы и сами никогда не заблудитесь, и встречного с пути истинного не собьете.
Подскажите, поставил линзы в фары. А как отрегулировать по высоте запутался))) подскажите на какое расстояние у нас должны светить линзы при ближнем свете?
FakeHeader
Comments 13
Ниссан даже немного страхуется и рекомендует еще ниже опускать свет
Простой вариант — ставите машину легковую впереди на 30 метров, граница должна освещать ее номер.
Если освещает в зеркала заднего вида — ээээ ну таких пид433сов я вчера вечером видел штук 5. Еще у них фишка ехать в 10м за моей машиной. Чтоб лучше мне крышу салона освещать изнутри.
Ган5443ны. Сколько их развелось.
Спасибо что хоть вы фары регулируете
1.6% вниз, вроде на фаре написано, По крайней мере на моей. Т.е. На 100 м луч должен светить ниже на 1.6 метра чем высота в начальной точке
А в абсолютных цифрах?
Абсолютнее куда?! Стг на расстоянии 100м, должна быть ниже стг на фаре на 1,6 метра. Ну или на 10 метрах. На 0.16 метра, простая геометрия. Но, площадка, Где стоит машина во время измерений должна быть горизонтальная. А вообще, если возникают такие вопросы, то стоит доверить регулировку поофессионалам.
Абсолютнее куда?! Стг на расстоянии 100м, должна быть ниже стг на фаре на 1,6 метра. Ну или на 10 метрах. На 0.16 метра, простая геометрия. Но, площадка, Где стоит машина во время измерений должна быть горизонтальная. А вообще, если возникают такие вопросы, то стоит доверить регулировку поофессионалам.
У нас фары примерно на 1 метре от земли, соотетветсвенно насколько далеко должно быть видно свет на земле?
Мне профессионалы так накрутили что ппц…
Виден свет на земле — это бардак, такую длинную абсолютно ровную поверхность не найти, а под таким углом погрешности слишком большие. Регулировать надо прибором, крайний вариант у вертикальной стены
У нас фары примерно на 1 метре от земли, соотетветсвенно насколько далеко должно быть видно свет на земле?
Мне профессионалы так накрутили что ппц…
высота центра линзы 86см, поэтому на расстоянии 10м высота светового пучка должна быть 70см, я все верно понял?
Источник: