Как не завалить экзамен

Авто

Содержание

  • Как разобраться в задании, чтобы ничего не перепутать
  • Математические ошибки
  • Несформированность пространственных представлений
  • Рекомендуем посмотреть:

Экзамены — это кошмар, даже пенсионеры просыпаются в ледяном поту, увидев во сне Гиену Ивановну, которая триста лет тому назад безжалостно топила их на экзамене по инглишу или матану.

Итак, дорогой студент,

ОСТАЛОСЬ ДВЕ НЕДЕЛИ

1. Раздели количество билетов на количество дней до экзамена. Это как фитнес — пусть всего час, но каждый день. Всё строго по системе. И неважно, что целый год ты самозабвенно валял Ваньку — хотя бы сейчас живи строго по плану, и тогда в последние три дня с тобой не случится истерика, из которой вывести может только добрая фея, покровительница бездельников.

2. Готовься вместе с друзьями. Конечно, есть риск превратить учёбу в безумную вечеринку, но вместе всё равно лучше получается. Можно, например, вслух доказывать теоремы или пересказывать друг другу книги, потому что одному человеку прочесть весь список к экзамену по литературе невозможно в принципе.

3. Конспектируй, а не зубри. Самый продуктивный способ — завести толстый блокнот с бесшумно отрывающимися страницами и писать в нём ответы на экзаменационные вопросы. На обороте не пиши, только на одной стороне, по странице на вопрос. Так ты задействуешь все виды памяти и предмет стройно уляжется в твоей голове. Накануне экзамена ты просто пролистаешь заветную тетрадку и сразу вспомнишь всё, что нужно. К тому же он тебе и потом пригодится.

ЭКЗАМЕН ЧЕРЕЗ СУТКИ

1. Положи в сумку блокнот со шпаргалками-конспектами. Многим достаточно знать, что им есть откуда списать, — они сразу успокаиваются и сдают, даже не достав шпаргалку.

2. Репетируй. Если от одной мысли о предстоящем испытании ты покрываешься холодным потом и красными пятнами, попроси кого-нибудь погонять тебя по экзаменационным билетам.

ЭКЗАМЕН ЧЕРЕЗ ВОСЕМЬ ЧАСОВ

1. Ляг спать пораньше. Тебе говорили, что хорошему студенту достаточно одной ночи, чтобы выучить хоть китайский язык, хоть какой? Ерунда! Это придумали лентяи, чтобы хоть немного повысить самооценку.

2. Настройся на волну. Безвыходных ситуаций не бывает, несданных экзаменов — тоже. Самое страшное, что тебе грозит, — это пересдача, на которой ты обязательно соберёшь волю в кулак и получишь нужную оценку. Разве всё это стоит того, чтобы доводить себя до нервного срыва? Вряд ли. Зато, если будешь уверен в победе, твое спокойствие почувствует даже самый вредный преподаватель и просто не посмеет поставить такой сильной, независимой и творческой личности два балла.

3. Заранее «проживи» ситуацию провала. Это очень действенный психологический приём. Больше всего нас страшит неизвестность. Но если ты во всех подробностях представишь, что и в какой последовательности будешь делать, если завалишь экзамен, то твой страх уменьшится как минимум вдвое. И если экзамен ты всё-таки не сдашь, то, по крайней мере, будешь точно знать, что делать.

ЭКЗАМЕН УЖЕ НАЧАЛСЯ

1. Не приноси цветы. Столь откровенный подхалимаж вряд ли понравится человеку с учёной степенью.

2. Узнай, как выглядит преподаватель. Если ты не был ни на одном занятии, попроси показать тебе преподавателя, чтобы убедительно встретиться с ним, как со старым знакомым. Заодно спроси друзей, что ему больше нравится: длинные рассуждения, улыбчивые студенты или спорщики.

3. Иди отвечать в первой пятёрке. Особенно если ты более или менее готов. Но не лезь к педагогу в пасть впереди планеты всей. Будь третьим или четвёртым: пока первые отвечают, у тебя будет больше времени на подготовку. Заодно разберёшься, в каком настроении экзаменатор и сильно ли он лютует.

4. Не дай поставить тебе отметку хуже той, на которую рассчитывал. Пока экзаменатор не нарисовал её ручкой в ведомости, у тебя есть шанс бороться. Рыдать, скандалить и паниковать — значит испортить дело. Лучше попроси задать тебе ещё несколько вопросов — это очень подкупает.

5. Постарайся не списывать. Лучше подави паническую атаку — и непременно вспомнишь хоть что-то из того, что учил. Но если уж полез в шпоры, делай это с невозмутимым лицом. А то запалишься сам и подведёшь всех кругом — преподаватель, поймав тебя, начнёт с утроенной энергией выпасать остальных.

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии, академик РАО

Вступительная кампания, которая где-то подходит к концу, а где-то лишь набирает обороты, – самая горячая пора не только для абитуриентов с их родителями, но и, к сожалению, у психологов с психиатрами. Стресс, нервное истощение и даже суицид – таковы последствия неграмотной психологической подготовки к неудаче на экзаменах, от которой, как показывает жизнь, не застрахован практически никто.

Читайте также:  Отличие гбц 1118 от 21083

Во время поступления в вуз тревогу вызывает не только то, что значительная часть экзаменационных материалов школьной программой не предусмотрена, но прежде всего тем, что существует неопределенность ситуации и требований. Именно она рождает так называемый страх тревожного ожидания. Эта тревога убивает свободу мысли и ассоциаций, гасит внимание. Поэтому даже то, что хорошо знакомо, много раз разобрано и выучено, вдруг исчезает из памяти.

Ситуация "все забыл" знакома каждому. Но далеко не каждый может собраться и выйти из ступора. А нужно успокоиться и расслабиться. Казалось бы, это не так уж и сложно. Но если система накопления знаний очень хорошо отработана: все время и силы при подготовке к экзаменам уходит именно на это, – то овладевать ситуацией неопределенности, регулировать собственное состояние, расслабляться никто не учит. Конечно, у кого-то от природы высокая стрессоустойчивость. Это те счастливчики, которые сдают любой экзамен играючи. Но большинство накапливают опыт собственных неудач, и чем больше градус неопределенности, тем больше теряются.

Мало того, такое состояние усугубляется перенапряжением подготовки: физическим, интеллектуальным, эмоциональным. Что же делать? Можно дать несколько советов абитуриентам детям и их родителям. Во-первых, не настраивайтесь на неудачу. Слова "не сдашь" должны уйти из вашего лексикона. Этот настрой остается как ощущение тревоги.

Второе. Не стоит лишать ребенка каких-то удовольствий и развлечений – в предэкзаменационный период ему необходимо расслабляться и получать положительные эмоции.

В-третьих, нужно учиться спокойно реагировать на нештатные ситуации. А для ребенка новым может оказаться даже необычная формулировка знакомого вопроса. Поэтому объясните своему чаду, что таких сюрпризов на экзаменах не избежать, так же как снега зимой. Значит, нужно быть к ним готовым и не пугаться сразу чего-то нового. Очень часто бывает так. Вытащил билет, и глаза на лоб: не знаю первый билет! Но каких-то конкретных требований к последовательности ответов на вопросы билета нет. Можно начать и с последнего, но, главное, с того, который лучше знаешь. В такой же очередности стоит и готовиться к ответам.

Есть несколько вариантов поведения на экзаменах. Вот один из них, о котором мне рассказала мама девятиклассника. Ему предложили решить семь задач. Парень сразу же спросил у преподавателя, скольких "хватит" на "четверку", которая его бы вполне устроила. Оказалось – четырех. Он просмотрел все и выбрал те четыре, которые с уверенностью мог решить. А за остальные даже не стал браться. Это классический пример четкой, спокойной и продуманной стратегии сдачи. И этому ребенка следует учить.

"Двойка" на экзамене – не трагедия. Если у человека цель поступить только в данный вуз, он своего добьется

Однако никто от провала все-таки не застрахован. Поэтому рассмотрим несколько вариантов неудачных экзаменов. Первый назовем "первая "тройка". Он очень часто заканчивается отказом от последующей сдачи экзаменов. Нередко и абитуриент, и его родители считают, что с "тройкой" уже проходной балл не наберешь. Причем настаивают на том, чтобы забрать документы, чаще именно взрослые. Между тем такой поступок еще имеет смысл, если посредственно сдан предмет, который ребенок знает лучше остальных. Но чаще всего первым сдают сочинение или математику, но не профильный экзамен, к которому готовился несколько лет. Как показывает опыт, во многих вузах первая "тройка" не становится препятствием к поступлению. Поэтому стоит все же пройти эту экзаменационную дорогу до конца. Нужно внушить себе, этот "тройбан" никакая не трагедия, а лишь начальная, не очень высокая ступенька на пути к победе.

Другой вариант неудачи на экзамене условно назовем "не добрал полбалла". Часто родители высказываются по этому поводу в том духе, что сам виноват и раз такой бестолковый, то нечего делать в институте. Полбалла ни о чем, кроме неудачного стечения обстоятельств, не говорит. Поэтому все же нужно попробовать поискать другие варианты обучения: на вечерний, частично платный или условного зачисления на первый семестр.

Третий случай – то, что многие называют полным провалом. То есть банальная "двойка". Начнем с того, что очень редко такое случается с теми, кто серьезно готовился. Чаще всего "двойка" – результат случайного выбора вуза или факультета. К тому же полный провал обычно оборачивается серьезным пересмотром жизненных планов, еще годом поисков. К нему так и надо относиться. Ведь социологические исследования говорят о том, что до 60 процентов детей идут в вуз, четко не понимая, что за профессию они выбрали.

Хочу отдельно сказать родителям: реакция на любую оценку ребенка за вступительный экзамен должна быть по возможности спокойной. Избавьте его от слез, криков или других неадекватных действий. Ведь в конце концов проваленные экзамен – это жизнь уже не ваша, а ваших детей. Это их ошибка. И каждый человек должен иметь на них право. Ведь, если человек сознательно поставил себе цель поступить именно в этот, а ни в какой другой вуз, он этого обязательно добьется. Уж поверьте моему многолетнему преподавательскому опыту. Есть масса дополнительных шансов поступить: олимпиады, конкурсы, вечернее обучение и даже работа на кафедре или по профилю.

Читайте также:  Чтобы не замерзали замки в машине зимой

И еще. Допустим, что абитуриент готовился достаточно старательно, но экзамен провалил. Чаще всего причина в его психологической неподготовленности. А в ней некого, дорогие родители, нам с вами винить, кроме себя!

Бывает такая ситуация: после провала пришел ваш сын домой, заперся в комнате и видеть никого не хочет. Как быть родителям? Часто сами взрослые провоцируют детей к неадекватным действиям, загоняют их в угол. Недавно слышала, как мама перед экзаменом сказала дочери: "Я положила на твою подготовку почти всю жизнь и отдала все деньги! Если ты не сдашь, я повешусь!" Такими фразами можно и в петлю собственного ребенка загнать. Поэтому нужно все-таки осознавать ответственность взрослого человека перед подростком с не устоявшейся психикой. Если же психологически родители вели себя правильно, нет ничего страшного в том, что человек, потерпевший неудачу, некоторое время посидит за запертыми дверями. Ему просто нужно побыть с собой, понять, что произошло.

Чаще всего ребенок стремится спрятаться, когда он боится общаться. Но в любом случае неудавшийся студент должен знать, что родители его провал не будут считать крахом своей жизни. Важно, чтобы он осознал: неудача постигла прежде всего его самого, а не маму с папой, которые уже отучились и свою долю экзаменов сдали.

После неудавшегося поступления нужно обязательно дать ребенку отдохнуть по крайней мере месяц. В независимости от результатов экзаменов он прошел такой долгий марафон: школьных и вузовских экзаменов, испытал такое напряжение, что отдохнуть нужно не меньше месяца, и хорошо бы сменить обстановку.

Известно, какие ошибки чаще всего допускают на ЕГЭ по математике. Репетитор Людмила Хорунжая разбирает каждую из них и рассказывает, чему надо обязательно научиться, чтобы не завалить ЕГЭ из-за банальной невнимательности.

В документе ФИПИ «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по математике» приводится анализ типичных ошибок выпускников. И знаете, какая самая частая ошибка в первых двенадцати заданиях (базового и повышенного уровня)? Невнимательное чтение условия.

Школьники не видят в условии, что дано, как связаны между собой данные и, главное, что найти, на какой вопрос дать ответ. В таком случае уже становится неважно, что знает выпускник, как умеет применять знания для решения задачи. Он просто решает не ту задачу. Как если вы попросите купить молока, а принесут редис. И это в принципе иная ошибка, это не купить молоко с истекшим сроком годности.

Ошибка невнимательного чтения условия типична как минимум для семи заданий из двенадцати. Корни этой ошибки кроются в слабости навыка ориентировки в ситуации — хаотичности и отсутствии чёткого алгоритма рассмотрения задания.

Как разобраться в задании, чтобы ничего не перепутать

  • прочитать задание;
  • выписать, что дано (+сделать рисунок в геометрическом задании);
  • установить и сформулировать письменно отношения и взаимосвязи между известными величинами;
  • выписать, что найти, на какой вопрос дать ответ;
  • определить, к какому типу относится задание;
  • сформулировать содержание и последовательность действий при решении задания.

И уже после прохождения всех пунктов чек-листа приступать к решению. Важно именно выписывать, а не отмечать мысленно данные и условие — фиксировать их в материализованном виде. Очень уж часто решение в уме, без выписывания данных, пусть и краткого, но отображения хода решения, приводит к ошибкам невнимательности.

Вместо предварительной ориентировки в задаче, выяснении её условия, сути, требований и ожидаемого результата, школьники (и взрослые тоже) не медля после предъявления задачи, приступают к её решению. Вместе с тем, «свобода человека локализована в паузе между стимулом и реакцией» и именно в течение этой паузы можно сориентироваться в условии задачи, обдумать и спланировать её решение, или же понять, что задача субъективно сложная и лучше отложить её решение. Кроме сложности задания стоит учитывать и его трудоёмкость: как много времени займёт решение, как сильно я устану после этой задачи, хватит ли мне сил на другие задачи после решения этой или я уже не захочу их видеть.

Ежедневно навык ориентировки проявляется (и формируется) в ответах на вопросы, которые мы сознательно задаём себе в новой ситуации: кто я, где я, что происходит, что требует ситуация, что я хочу, что я могу, как я поступлю? Такие вопросы помогают определить ситуацию, структурировать её, увидеть возможности и требования ситуации и действовать согласно им и своим целям.

Читайте также:  Установка шноркеля на ниву видео

Математические ошибки

Следующая по частоте типичная ошибка выпускников связана непосредственно с математическими знаниями. Так, ошибки в профильной математике в прошлом году вызваны неуверенным владением действиями со степенями, непониманием процентов, неумением определить знак тригонометрической функции, непониманием алгоритма исследования функций с помощью производной.

Интересно, как выпускники справляются с заданиями, когда понимают, что не могут довести решение до конца. Они предполагают хороший ответ (например, 1 или 2) и дают его без обоснования. Ответы в заданиях первой части действительно «хорошие» — целое число или конечная десятичная дробь. Так, ответ 0, (3) или иррациональное число указывает на неверное решение и необходимость проверки. В первых 12-ти заданиях обоснование решения не требуется и стратегия «хорошего ответа» даёт правильный ответ с вероятностью до 50%.

Вот, например, задания с «хорошим» ответом с точностью до знака. Старшеклассники быстро замечают, что в таких заданиях в ответе будет числовой множитель перед тригонометрическими функциями.

Несформированность пространственных представлений

Ещё один тип ошибок, которые встречаются в работах выпускников по профильной математике, связан с несформированностью пространственных представлений. К таким ошибкам в заданиях по геометрии относятся непонимание математической записи угла (

В нейропсихологии различают три компоненты пространственных представлений*:

  • Представления о реальном пространстве нашего мира. Это понятия ближе/дальше, левее/правее, выше/ниже, которые соответствуют трём измерениям физического мира.
  • Аналогичные реальному пространству представления во внутреннем плане, без опоры на реальные объекты.
  • Квазипространство — пространственные соотношения, не относящиеся к физическому миру. Квазипространственные отношения представлены, например, нотной записью; представлением о времени и временной последовательности событий; текстом, состоящим из упорядоченных определённым образом слов; логико-грамматическими конструкциями «сестра подруги»/ «подруга сестры».
  • Из сборника материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»-2012. Винникова С. М., Нейропсихологическая помощь детям с проблемами в математике.

    Сформированность пространственных представлений означает умение определить соотношения между объектами или явлениями и их характеристиками, умение определить временную последовательность событий.

    Незрелость пространственных функций проявляется:

    • в трудностях ориентации по карте;
    • в сложностях различения право/лево;
    • в устойчивых трудностях понимания условия задач (те самые логико-грамматические конструкции);
    • в зеркальном написании цифр и букв;
    • в зеркальном чтении примеров (вместо 42-8= читает 24-8=);
    • в трудностях усвоения разряда числа (единицы, десятки, сотни…. Или десятые, сотые, тысячные…);
    • в трудностях устного счёта с переходом через десяток (91-27=);
    • в трудностях ориентировки на листе бумаги (отступы, порядок и структура в записи решения задачи, «скачущие» буквы и строки).

    С точки зрения нейропсихологии «пространственные» ошибки выпускников обусловлены как непосредственно слабостью пространственных представлений, так и несформированностью и неустойчивостью зрительных представлений геометрических фигур (узнавание геометрических фигур и понимание их свойств).

    Пример задачи, решение которой требует пространственных представлений как непосредственно в геометрии, так и для понимания условия.

    Типичные ошибки участников ЕГЭ по профильной математике в заданиях с кратким ответом вызваны невнимательным чтением условия, слабостью собственно математических знаний и несформированностью пространственных представлений.

    Для выпускников, планирующих сдать экзамен на 80± баллов, уверенное и безошибочное выполнение первых 12-ти заданий — необходимая основа для выполнения заданий части С. Кроме того, ошибки в этих заданиях особенно обидны — на них теряеются «лёгкие» баллы, те же баллы на заданиях части С получить гораздо сложнее. Для выпускников, планирующих сдать экзамен на 50-60 тестовых баллов (и решающих преимущественно только первую часть), ошибки в первых 12-ти заданиях существенно влияют на результат — каждый первичный балл стоит от 4 до 6 тестовых. Выпускникам, которым профильная математика нужна для галочки и «лишь бы сдать», ошибки (и особенно ошибки невнимательности) могут существенно испортить планы.

    Знание типовых ошибок и своих «любимых» ошибок можно продуктивно использовать на экзамене. Во-первых, ошибаются все, и это нормально. Важно признавать за собой право на ошибку по какой угодно причине и особенно в ситуации экзамена, заранее иметь в виду «я мог или могла ошибиться». И во-вторых, с учётом этого предположения проверять и перепроверять ещё дважды свои решения, ответы к заданиям, заполненные бланки ответов. Навык самопроверки — важная часть уверенности в себе, в своих силах, в своих решениях: я понимаю ход своих мыслей, могу воспроизвести решение и проверить себя, сначала я самостоятельно проверяю и оцениваю себя, лишь потом кто-то внешний. И конечно, навыку самопроверки тоже нужно учиться.

    Источник: kalina-2.ru