Содержание
- Лифт нивы
- Re: Лифт нивы
- Рекомендуем посмотреть:
Перед изложением материала замечу, что идея подобного варианта лифта принадлежит отнюдь не мне, применяется давно и, судя по отзывам, достаточно успешно. Я лишь опишу свой опыт и поделюсь впечатлениями о результатах.
Необходимость лифта возникла в связи с установкой колёс 215/75R15 на диски с вылетом 30 мм. Эти колёсики немного затирали в поворотах о передний край арок (видоизменение подкрылков с помощью фена ситуацию улучшило, но не до конца). Остановился на следующем варианте:
– задняя подвеска – увеличенные (на 30-35 мм) резиновые проставки на пружины, амортизаторы штатные, реактивная тяга без изменений (в идеале и амо, и тягу желательно заменить);
– передняя подвеска – установка металлических проставок разной толщины под опорную чашку пружины, проставка под верхнюю шаровую, амортизаторы штатные.
Подробно на замене проставок в задней подвеске останавливаться смысла нет – при снятых амортизаторах и максимальном поддомкрачивании пружины выпадают сами, старые проставки – выковыриваются.
При сборке руководствоваться инструкцией, т.е. затягивать все тяги и амортизаторы на загруженном авто.
Подготовительные работы по передней подвеске заключаются в покупке уплотнительных (не знаю, как правильно назвать) шайб для пыльников шаровых опор (я поставил по 10 шт. на сторону, получив проставку в 20 мм.) и заказыванию у токаря металлических проставок с размерами и в количестве: наружный диаметр – 30 мм, внутреннее отв. – 10,5 мм для всех 8-ми деталей, высота проставок в порядке удаления от оси нижнего рычага – 20 мм 2 шт., 17,8 мм 2 шт., 13,2 мм 2 шт., 10,7 мм 2 шт. Соответственно, нужно прикупить четыре пары болтов М10 длиннее штатных на вышеуказанные величины (приблизительно, но с запасом) и, естественно, гайки, шайбы и шайбы Гровера к ним.
Разная высота проставок позволяет сохранить геометрическое положение опорной площадки пружин, предотвращая их (пружин) чрезмерный изгиб. Высота проставок вычисляется по треугольнику, где одна из вершин – это ось нижнего рычага, один из катетов – расстояние от оси рычага до отдельно взятого болта крепления опорной площадки, а другой катет – высота самой удаленной от оси проставки, я принял её 20 мм, а остальные – вычислялись пропорционально.
У меня работы по "лифтовке" были совмещены с обновлением всего в передней подвеске, включая ШРУСы, поэтому разобрано было практически всё.
Если задача заключается только в установке вышеописанных проставок, то процедура следующая.
– Ослабить ступичную гайку, ослабить гайку оси нижнего рычага, открутить кронштейн стабилизатора с нижнего рычага, ослабить гайки крепления опорной площадки пружины к нижнему рычагу, можно также ослабить крепления нижней шаровой и нижнее крепление амо, и снять, ес-но, поддомкратив, колесо.
– Опустить авто, предварительно подложив упоры (деревянные бруски и т. п.) под нижний рычаг.
– Открутить нижнюю шаровую от рычага, открутить болт крепления амо к нижнему рычагу.
– Поднимать авто, предварительно выведя нижнюю шаровую из-под рычага, при этом соблюдать все
меры предосторожности при высвобождении пружины (после снятия пружины желательно осмотреть состояние верхней – резиновой и нижней – пластмассовой проставок пружины и, скорее всего, заменить их).
– Открутить и снять опорную площадку пружины.
– Болгаркой срезать ту часть опорной площадки, которая охватывает нижний рычаг:
После "обрезания" нужно собрать эту площадку с проставочками и обрезанной частью на рычаге, по месту вырезать пластинку 3 мм толщиной и приварить.
Теперь появляется "засадный" момент: если оставить крепление стабилизатора к рычагу в таком варианте, как показано выше, то при максимальном ходе подвески вниз (вывешивании колеса) и вывернув колёса, то наконечник рулевой тяги упирается в кронштейн стабилизатора, что ОЧЕНЬ ОПАСНО. при маневрировании в критических ситуациях ,вплоть до невозможности совершения маневра и поломки деталей рулевого управления! По советам и предложениям форумчан вырисовалось (пока) два варианта:
1. Не отрезая вертикальную полку кронштейна стабилизатора, высверлить точечную сварку кронштейна стабилизатора к опорной чашке и опустить вышеуказанный кронштейн, вставив соответствующую проставку (вариант осуществляется Raid-ом и, я надеюсь, будет добавлена к этому материалу).
2. Перевернуть кронштейн крепления стабилизатора к опорной чашке пружины (вариант предложен и используется fanngorn-ом, но подробностей я к сожалению не видел).
Я остановился на втором варианте, тем более, что вертикальная полка кронштейна у меня уже была обрезана, и ездил я в первоначальном "опасном" варианте (спасибо форумчанам, за своевременное предостережение и советы). Такая доработка конечно же усложняет первоначальную простоту работ, но, как мне кажется, не настолько, чтобы отказаться от подобной схемы лифтовки.
Первоначально были подрезаны вертикальные отбортовки вокруг кронштейна стабилизатора (см. фото 015 и 034), но поскольку сама площадка под кронштейн оказывается в виде пластинки (всего 3 мм), то дополнительные рёбра жесткости (взамен отрезанных вертикальных отбортовок) были изготовлены и приварены из той же 3 мм стали:
Читайте также: Что выбрать альмеру классик или лачетти
После этого была выявлена ещё одна помеха для наконечника рулевой тяги – вертикальная полочка опорной чашки пружины в непосредственной близости к кронштейну, которая также была подрезана на 5-7 мм (высота вертикальной полочки около 20 мм, поэтому подобное обрезание не страшно), результат виден отчасти на левом верхнем и нижнем фото предыдущего блока. Затем потребуется небольшое видоизменение самого кронштейна и скругление одного из его уголочков:
Окончательная зачистка и подкраска – желательны. Собранный вариант:
Теперь можно вернуться к прерванным работам.
– Важный момент! Даже при таком небольшом лифте опорная площадка приближается к наружному ШРУСу настолько, что пластмассовый пыльник ШРУСа в поворотах трется об отбортовку опорной площадки (при отсутствии пластмассового пыльника зазор достаточно велик), поэтому лучше заранее подрезать эту отбортовку на 3-4 мм на длине 7-8 см в месте наибольшего приближения к пыльнику (потом подлезть болгаркой будет очень сложно, даже невозможно).
– Установить проставки на удлиненные болты в порядке, оговоренном выше и с соответствующим усилием затянуть.
– Вставить верхнюю и нижнюю проставки в (я надеюсь новые) пружины, саму пружину, потихоньку опуская авто, сжать до того момента, когда можно будет вставить нижний болт амо.
– После этого желательно открутить (не до конца) болты крепления верхней шаровой и завести и прикрутить нижнюю шаровую к рычагу.
– Открутить верхнюю шаровую и установив "фигурные шайбочки" (у меня по 10 шт. на сторону) и соответствующие удлиненные болты, закрутить шаровую. Тут следует заметить, что более легким будет вариант с откручиванием заранее гайки пальца шаровой и выниманием самой верхней шаровой с последующим креплением её с проставками к верхнему рычагу, а затем попаданием и закручиванием пальца к поворотному кулаку. Готовый вид:
– Вернуть на место (в ступицу) наружный ШРУС и наживить гайку.
– Поставить авто на колёса и закрутить (по мануалу или у кого – как) ступичную гайку.
– Вернуть на вновь изготовленное место кронштейн и резинку стабилизатора (на нижний рычаг).
– Всю вышеперечисленную процедуру повторить с другой частью подвески.
– Лишний раз не помешает проверить затяжку всех задействованных резьбовых элементов.
В готовом виде всё выглядит так:
А весь авто (хвастаюсь) смотрится вот так:
Результатом всей работы стало свободное размещение колёс в колёсных арках и естественно более стройный силуэт машинки!! Дорожный просвет под передней балкой – 290 мм.
Изменений в управляемости, плавности хода и т. п. – не заметил, хотя предпочтительным будет все-таки последующая регулировка углов установки колёс.
Важное замечание! Если ваши ШРУСы (внутренние) уже не первой свежести, то даже при небольшом лифте (30-40 мм) они наверняка затрещат, поэтому будьте готовы к их замене или к шумной езде.
По материальным и иным (время, нервы и т. п.) затратам распространяться не буду – индивидуально для каждого. У меня все работы заняли 5-6 часов "чистого" времени. Наличие сварки – очень желательно!
Буду рад, если всё вышеизложенное будет кому-нибудь полезным! Считаю данную статью открытой для дополнений, советов и рекомендаций и благодарю всех принявших участие в обсуждении этой темы в форуме!
Лифт-комплект НИВА 21214м; 2131м; 2123 АНК UG-LK-21214м (с 2010 г.в.)
Прокладки под пружины увеличенные по высоте -4шт (перед-50мм; зад-55мм)
Проставки под опоры шаровые – 1к-т (16мм)
Кронштейны аммортизаторов передних – 1к-т
Кронштейны аммортизаторов задних 21214м – 1к-т
Кронштейн штанги реактивной поперечной (тяги панара) с регулировкой
Подъем автомобиля 3-5см (зависит от состояния подвески)
Интернациональный Нива Клуб / International NIVA Club
- Темы без ответов
- Активные темы
Фотогалерея
НИВА-ШОП
Файлы
Видео
- Список форумовАвто – ТехникаТехнический раздел Лада 4х4 НиваОфф-роуд
- Поиск
- Ссылки
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
Лифт нивы
- Перейти на страницу:
Re: Лифт нивы
Сообщение Игорёк » 13 июн 2016, 23:37
По просьбе нивоводов опишу варианты тюнинга передней подвески нивы.
Вариант 1. Подвеска 21214М
плюсы: болт большего диаметра не 16 а 18мм, сайлент блок большего диаметра;
рычаг с немного другой геометрией, заводской лифт 11мм;
пружины 289мм вместо 278мм.
Как поставить на ниву:
1. Балка 21214М
Можно купить балку 21214М, но это дороговато, а можно купить втулки 21214М и перевтулить балку.
2. 21214-2904020-00 Рычаг нижний правый нов. обр. (21214) АВТОВАЗ
3. 21214-2904021-00 Рычаг нижний левый нов. обр. (21214) АВТОВАЗ
4. 21214-2904040-00 С/блок нижнего рычага нов. обр. диаметр наружный 43 мм (21214) Анвис Рус -4шт.
5. 21214-2904032-00 Ось нижнего рычага нов. обр. (21214(М) БелЗАН -2шт.
6. 21214-2904036-00 Шайба регулировочная оси нижнего рычага нов. обр. (21214(М/2131) Полад, так же можно применять шайбы на 18 (они дешевле и толще)
7. 2123-2904082 Палец шаровой 2123 Автоваз 2шт (ставятся на верхнмий рычаг)
8. 21214-2902712-00 Пружина передней подвески к-кт
9. 21214-2905402-00 Амортизатор передней подвески 2шт.
Вариант 2 Взрослый лифт 45-50мм
1. Балка 21214М
Можно купить балку 21214М, но это дороговато, а можно купить втулки 21214М и перевтулить балку.
2. 21214-2904020-00 Рычаг нижний правый нов. обр. (21214) АВТОВАЗ
3. 21214-2904021-00 Рычаг нижний левый нов. обр. (21214) АВТОВАЗ
4. 21214-2904040-00 С/блок нижнего рычага нов. обр. диаметр наружный 43 мм (21214) Анвис Рус -4шт.
5. 21214-2904032-00 Ось нижнего рычага нов. обр. (21214(М) БелЗАН -2шт.
6. 21214-2904036-00 Шайба регулировочная оси нижнего рычага нов. обр. (21214(М/2131) Полад, так же можно применять шайбы на 18 (они дешевле и толще)
7. 21230-2902712-00 Пружина передней подвески к-кт
8. 21230-2905402-00 Амортизатор передней подвески 2шт.
9. Доработанные чашки пружины с опущенной площадкой пружины и поднятой площадкой отбойника.
10. Проставки под верхнюю шаровую 30мм.
11. Выкидываем стабилизатор.
12. Рекомендуется установка СРПМ и опустить его вровень с балкой, для уменьшения углов работы ШРУСов.
В данном варианте, машина едет мягко (как на нивовской подвеске), не клюёт мордой, хорошо отрабатывает неровности.
Вариант 3 Лёгкий бюджетный лифт
1. 21214-2902712-00 Пружина передней подвески к-кт
2. 21214-2905402-00 Амортизатор передней подвески 2шт.
Лифт около 10мм
Вариант 4 Аля табуретка (не рекомендую)
1. 21230-2902712-00 Пружина передней подвески к-кт
2. 21230-2905402-00 Амортизатор передней подвески 2шт.
3. Проставки под верхнюю шаровую 30м
Ещё при установленной лебёдке спереди можно ездить, но вот без неё жуть.
Подвеска получается зажатой, хода на отбой нет. В случае пробоя подвески аморт погибает смертью храбрых.
Читайте также: Пластиковый обвес на ниву 2121
Пружина передняя 2121
Индекс запчасти 2121-2902712
Диаметр прутка, мм 15,2±0,05
Длина свободная, мм 278
Жесткость, кгс/см 74,42
Нагрузка Х, кг 815
Длина нагруз. Х, мм 168
Пружина передняя 2123
Индекс запчасти 2123-2902712
Диаметр прутка, мм 15,7
Длина свободная, мм 313
Жесткость, кгс/см 75,00
Нагрузка Х, кг 815
Длина нагруз. Х, мм 204
Ваз 2121
Передний
длина в сжатом положении (длина измеряется по центрам проушин и серединам штырей) – 220 мм;
ход – 83,5 мм;
диаметр штока – 11 мм;
диаметр резервуара – 41,5 мм;
диаметр кожуха – 50 мм;
Номинальные усилия при скорости поршня 0,31 м/с, Н (кгс)
– при ходе отбоя – 120. 154 кГ;
– при ходе сжатия – 17. 31 кГ.
Амортизаторы ВАЗ 2123
Передние
Присоединительные габариты (мм)
Максимальный 351
Минимальный 233
Ход поршня, мм 118
Масса, кг 1,24
Номинальные усилия при скорости поршня 0,31 м/с, Н (кгс)
ход сжатия 329 (33,57)
ход отбоя 1740 (177,5)
Обрезать ли пружины?
В этой статье приведены общие теоретические данные и личные доводы по поводу подбора пружин. В основном в подвесках современных легковых автомобилей используются винтовые пружины сжатия о них в основном и пойдет речь.
Меняя пружины на нестандартные, в основном преследуются несколько целей:
– повысить или понизить дорожный просвет (что вызвано необходимостью эксплуатации автомобиля в тех или иных условиях)
– повысить или понизить жесткость пружин (найти компромисс между комфортом и управляемостью автомобиля)
Необходимо задаться условиями: что в конечном счете мы хотим получить. Далее речь пойдет о конкретном автомобиле – вазовской классике 2101, как первенца семейства этих автомобилей. Сейчас многих поклонников этих автомобилей (к коим относится и автор статьи) не устраивает многое в поведении автомобиля на дороге. Большие крены в поворотах, раскачка кузова на продольных волнах и.т.д. Надеюсь всем понятно, что заменой одних пружин или амортизаторов нельзя найти компромисс между управляемостью и комфортом, только комплексными мерами можно достичь желаемых результатов. Сейчас мы не будем касаться амортизаторов, а зададимся целью понизить дорожный просвет и увеличить жесткость системы.
Итак, основная техническая характеристика ВАЗ 2101
– полная масса автомобиля, кг (для спортивной езды нет смысла принимать ее из заводской инструкции с 4 мя пассажирами и 50 кг в багажнике, имеет смысл загрузить автомобиль 2 мя пассажирами) – 955 кг + 80 кг +80 кг=1115 кг
– масса, приходящаяся на переднюю ось снаряженного автомобиля – 430 кг
– масса, приходящаяся на заднюю ось снаряженного автомобиля – 362 кг
цилиндрические пружины передней подвески:
– свободная длина, мм – 360
– внутренний диаметр пружины, мм –
– диаметр прутка, мм – 13,13+0,05
– количество витков – 8,83
– длина под нагрузкой 628 кг, мм – 182
– длина под нагрузкой 435 кг, мм (маркировка группы А желтого цвета) – >232
цилиндрические пружины задней подвески:
– диаметр прутка, мм – 12,3+0,5
– внутренний диаметр пружины, мм – 102,7
– количество рабочих(активных) витков – 8
– количество витков – 10
– длина пружины без нагрузки, мм – 434
– длина под нагрузкой 295 кг, мм (маркировка группы А желтого цвета) – >273
Самый простой способ понизить дорожный просвет – укоротить, обрезав один или несколько витков, стандартную пружину. Многие делают это не задумываясь о последствиях. Возникает вопрос, что мы получим в результате? Как повлияет обрезанные витки на упруго–деформативные свойства пружины?
Жесткость пружины обратно пропорционально количество активных витков:
С=F/ S =( G * d 4)/(8* n * D 3); Нмм/˚
Где:
G – модуль сдвига, для горячекатанных пружин: 78500 Н/мм2, для холоднокатанных 81400 Н/мм2;
d – диаметр прутка, мм;
n – количество активных витков;
D – средний диаметр прутка, мм;
Просчитаем уменьшение рабочих витков на 1, 2 для задней подвески, для сравнения рассчитаем для стандартной подвески.
Жесткость стандартной пружины: С0=(78500*12,34)/(8*8*102,73)=25,917 Нмм/˚
Жесткость обрезанной пружины: С1=(78500*12,34)/(8*7*102,73)=29,620 Нмм/˚
Жесткость обрезанной пружины: С2=(78500*12,34)/(8*6*102,73)=34,557 Нмм/˚
Как будет влиять изменение количества витков на деформацию пружины?
λ lang=RU =(4*Р* R 3* n )/( G * r 4); [мм]
Где:
λ lang=RU – деформация пружины, мм
Р – внешняя сила, Н
G – модуль сдвига, для горячекатанных пружин: 78500 Н/мм2, для холоднокатанных 81400 Н/мм2;
r – радиус прутка, мм;
n – количество витков;
R – радиус винтовой оси пружины, мм;
Сделаем расчет также для задней подвески автомобиля:
Деформация стандартной пружины от нагрузки 295*9,81=2893,95 Н (стандартная нагрузка)
λ lang=RU 0=(4*2893,95*51,353*10)/(78500*6,154)=139,573 мм
Деформация пружины обрезанной на 1 виток:
λ lang=RU 1=(4*2893,95*51,353*9)/(78500*6,154)=125,616 мм
Деформация пружины обрезанной на 2 витка:
λ lang=RU 2=(4*2893,95*51,353/(78500*6,154)=111,659 мм
В каких пределах у нас окажется дорожный просвет? В случае обрезания витков у нас меняется не только деформация пружины но и ее длина. При укорачивании на 1 виток длина уменьшится на шаг витка – 48,22 мм, на два витка – соответственно на два шага витка – 96,44 мм.
Итак при такой нагрузке и свободной длине пружины 434 мм мы получим общую длину пружины:
Для стандартной пружины – 294,427 мм
Для обрезанной на один виток – 260,164 мм
Для обрезанной на два витка – 225,901 мм
Получено, что изменяя количество активных витков, жесткость системы увеличивается тем более, чем больше удалено витков. Итак укоротив пружину на два витка мы увеличим ее жесткость на 33% и уменьшим ее длину под нагрузкой на 13% по отношению к стандартной.
Если считать, что пружина в задней подвеске стоит вертикально, то дорожный просвет уменьшится на величину изменения длины пружины под нагрузкой. Т.е в нашем случае для задней подвески он уменьшится на 68,5 мм. Если учесть, что дорожный просвет при полной нагрузке до балки заднего моста составляет 170 мм, то дорожный просвет уменьшится на 40%. Тем не менее укорачивая пружину не стоит рассчитывать на ресурс, сопоставимый с стандартной пружиной в связи возросших напряжений на оставшиеся витки. Также не следует укорачивать уже бывшие в употреблении пружины, лучше купить новые – стоят они не дорого. Обрезанный конец пружины следует опирать на чашку нижнего рычага (передняя подвеска),моста (задняя подвеска), но никак не в чашку кузова (если чего случиться поменять рычаг или переварить чашку гораздо дешевле, чем ремонтировать кузов).
Еще о чем надо знать обрезая пружины. К концам, шаг навивки у них уменьшается, образуя площадку для опирания. Обрезая витки эта площадка уменьшается(возрастают напряжения на чашку) и расположена она неравномерно, с некоторым эксцентриситетом – е. То есть в таком случае мы имеем нагружение в виде внецентренного сжатия. Пружина уже работает по другому.
Сила F lang=RU , смещенная относительно оси на величину e вызовет чистый изгиб моментом
М=F *е;
Так как плоскость действия изгибающих пар может не совпадать ни с одной из главных плоскостей инерции пружины, то в общем случае имеет место комбинация продольного сжатия и чистого косого изгиба.
Представьте себе зажатую между двумя пальцами маленькую пружинку. Ее можно просто сжимать и разжимать, при этом будет меняться только ее длина, но попробуйте сжать эту же пружинку упирая в пальцы не всю ее площадку, а только половину. Пружина будет сжиматься за счет витков и также за счет искривления. В таком случае ее характеристики могут быть совсем иные.
Обрезав пружину, чтобы обеспечить равномерное опирание на чашки можно отпустить последний виток. Для этого нужно нагреть его до 600-650 ºС (цвет каления коричнево-красный) и дать остыть на воздухе. Здесь возникает проблема связанная с тем, что: нужно нагревать до довольно высокой температуры, нагревать необходимо только один виток (местный нагрев). До такой температуры местный нагрев можно обеспечить разве что газовой горелкой и то, вероятность испортить деталь очень высока.
Источник: