Для чего служит датчик коленвала

Авто

Содержание

  • Что такое датчик коленвала
  • Расположение датчика коленвала
  • Как работает датчик коленвала
  • Устройство датчика коленвала
  • Признаки неисправности датчика коленвала
  • Как проверить датчик коленвала самостоятельно
  • Зачем нужен датчик синхронизации
  • Устройство ДПКВ
  • Расположение датчика
      • Видео: Датчик положения коленчатого вала ДПКВ
  • Принцип работы датчика синхронизации
  • Признаки неисправности датчика положения коленвала
  • Методы диагностики ДПКВ
    • 1. Метод проверки омметром
    • 2. Проверка показателей индуктивности
      • Видео: Проверка ДПКВ , проще не придумаешь. Диагностика инжектора.
    • 3. Диагностика с помощью осциллографа
  • Что представляет собой ДПКВ?
    • Устройство
    • Принцип работы и функции
    • Возможные неисправности и их признаки
  • Диагностика датчика коленчатого вала
  • Особенности замены
  • Видео «Как заменить ДПКВ»
    • Рекомендуем посмотреть:

Признаки неисправности датчика коленвала предупреждают водителя о том, что необходимо провести срочный ремонт, оказывает непосредственное влияние на работу двигателя. Этот агрегат точечно определяет момент, когда в цилиндр ДВС нужно подать горячее. Если не устранить неисправности датчика, то двигатель перестанет работать.

Что такое датчик коленвала

Датчик оборотов коленвала — это прибор, который установлен на автомобилях, оснащенных электронной системой управления двигателем. Он дает возможность двигателю контролировать местоположение коленвала. Такого рода контроль требуется для того, чтобы обеспечить стабильное функционирование системы топливного впрыска.

Симптомы неисправности датчика коленвала способны повлечь остановку мотора, поэтому необходимо вовремя заметить основные признаки неисправности ДПКВ. Нарушение в работе ДПКВ провоцирует возникновение неполадок в системе питания, которая начинает блокировать своевременную подачу горючего. Это приводит к тому, что система зажигания не поджигает топливно-воздушную смесь.

Расположение датчика коленвала

Место расположения ДПКВ — это кронштейн, который находится в центральной части шкива на приводе генератора. Он устанавливается рядом с конструкцией зубчатого шкива привода с промежутком в 1-1.5 мм.

Чтобы заменить датчик или выполнить его регулировку, к нему необходимо подсоединить провод длиной 50-70 см. Чтобы выставить или откорректировать положение, нужно отрегулировать шайбу, которая закреплена над посадочным гнездом ДПКВ.

Перед тем как поменять данный прибор, рекомендуется провести его диагностику. Многих автолюбителей волнует вопрос о том, что еще необходимо сделать, прежде чем его снимать — снять следует замеры по соотношению болтов крепления к корпусу и положению ДПКВ.

Как работает датчик коленвала

Многих интересует вопрос о том, зачем нужен датчик коленвала. Этот прибор напрямую влияет на продуктивность двигателя автомобиля.

Нарушение провоцирует сбои в работе ДВС или остановку мотора, влияющей на работу двигателя.

В функции ДПКВ входит:

  • синхронизация работы топливных форсунок;
  • синхронизация системы зажигания.

Принцип работы ДПКВ сводится к тому, что он подает сигнал на ЭБУ. Данное сообщение говорит о позиции, в которой находится коленвал. Такой сигнал содержит в себе информацию о частоте и направлении вращения коленчатого вала.

Устройство датчика коленвала

Система данного элемента коленчатого вала включает в себя:

  • Обмотка датчика
  • Корпус
  • Уплотнитель
  • Привод
  • Кронштейн креплениея
  • Магнитопровод
  • Диск синхронизации

Ремонт предполагает необходимость прозвонить ДПКВ, используя для этого омметр. Для этих целей необходимо произвести замеры сопротивления на обмотке агрегата.

Признаки неисправности датчика коленвала

Признаки неисправности датчика положения коленвала:

  • нарушение плавного процесса сгорания топливно-воздушной смеси (детонация) в двигателе при динамической нагрузке;
  • на холостом ходу обороты становятся неустойчивыми;
  • низкий уровень мощности двигателя транспортного средства;
  • снижение уровня динамики автомобиля;
  • двигатель не реагирует на зажигание, т.е. он не заводится;
  • машина дергается по ходу движения;
  • неконтролируемое повышение или понижение оборотов.

Сбои в функционировании ДПКВ могут быть периодическими и не всегда давать о себе знать. В таком случае необходимо воспользоваться услугой компьютерной диагностики двигателя, которая может точно установить причину неполадки.

  • Замыкание между витками в обмотке ДПКВ. В результате импульсы сбиваются к ЭБУ. Здесь необходимо заменить прибор.
  • Поломка зубьев задающего венца.
  • Нерабочие контакты, которые находятся в системе обмотки и подвода проводов. В данных обстоятельствах не требуется менять ДПКВ, а следует сделать очистку соединения и обмотки.
  • Основанием выхода ДПКВ из строя может стать и наличие механического повреждения, которое было получено в период проведения работ под капотом.
  • Еще одним обстоятельством, повлекшим поломку коленчатого вала, может стать попадание инородных объектов в область между ДПКВ и зубчатым шкивом.
  • Эти ошибки и неполадки в работе транспортного средства могут быть вызваны другими поломками. Датчик положения коленвала, признаки неисправности которого могут быть обусловлены различными обстоятельствами, требует тщательной проверки.

    Как проверить датчик коленвала самостоятельно

    Есть 3 способа проверки неисправности датчика коленчатого вала:

    • измерение при помощи омметра;
    • проверка значения индуктивности;
    • использование осциллографа.

    Проверка датчика положения коленвала при помощи омметра:

  • Для данной проверки необходимо приобрести мультиметр.
  • Его нужно поставить в положение измерения сопротивления.
  • Затем измерить уровень сопротивления катушки индуктивности: щупами прибора дотронуться до выводов катушки.
  • Допустимое значение — 500-700 Ом.
  • Если результаты измерения находятся в заданном диапазоне значений, то коленчатый вал в норме.
  • Проверка датчика коленвала с использованием замера индуктивности:

  • Нужно обзавестись мегаомметром, трансформатором сетевого типа. Также необходимо приобрести измеритель индуктивности и вольтметр.
  • Используя мультиметр, произвести замеры индуктивности.
  • Нормальные показатели — это 200-400 мГн.
  • Используя мегаомметр, измерить показатели сопротивления изоляции между проводами катушки.
  • Полученные данные не должны быть ниже 0,5 Мом.
  • Размагничивание катушки осуществляется с использованием сетевого трансформатора.
  • Отклонение от нормы свидетельствует о том, что требуется замена датчика коленвала.
  • Осциллограф дает полное представление о состоянии ДПКВ. Для диагностики необходимо выполнить следующие действия:

  • Щупы подсоединить к проводам, которые ведут к катушке.
  • Открыть программное обеспечение для работы с осциллографом.
  • Провести предметом из металла перед ДПКВ.
  • Все данные будут отражены на экране.
  • Читайте также:  Лада х рей сравнить с дастером

    Если ДПКВ фиксирует перемещение металлического объекта, то датчик находится в исправном состоянии. Данный способ диагностики рекомендуется проводить при работающем двигателе, так результаты будут точнее. Для этого потребуется подключить щупы параллельно к выводам датчика.

    Технологический прогресс в автомобилестроении вытесняет устаревшие карбюраторные двигатели, заменяя их инжекторными. Это приводит к необходимости знать конструкцию и принцип работы современных моторов, в части синхронности искрообразования и подачи бензина в цилиндры. ДПКВ не предусмотрен на автомобилях, в которых отсутствует бортовой компьютер, и в карбюраторных моторах.

    Датчик имеется в конструкции только инжекторных и дизельных ДВС. Устойчивое функционирование современной автомашины зависит от ЭБУ, являющегося ее «мозгом». В блок от установленных датчиков поступает информация о состоянии автомобиля, которая подвергается обработке, и на основе полученных результатов корректируется работа всех систем. Одним из главных датчиков, отвечающих за работу двигателя, является датчик положения коленчатого вала.

    Зачем нужен датчик синхронизации

    ДПКВ осуществляет фиксацию и передачу в ЭБУ следующих показателей:

    • момента прохождения поршнями ВМТ и НМТ в первом и последнем цилиндрах;
    • замер положения коленвала.

    Полученные данные передаются в ЭБУ. В результате обработки информации о положении коленвала по отношению к мертвым точкам и частоте его вращения, датчик синхронизации корректирует следующие показатели ДВС:

    • объем поступающего бензина в цилиндры;
    • время подачи топлива;
    • угол опережения зажигания;
    • угол поворота распредвала;
    • момент и длительность работы клапан адсорбера.

    Задачи электронного блока могут меняться в зависимости от сложности устройства ДВС, однако ни одно ЭБУ не работает без датчика положения коленчатого вала.

    В результате неисправности ДПКВ искрообразование либо запаздывает, либо опережает рабочий такт мотора, что ведет к неправильной работе ДВС или к не запуску мотора. Это способствует и неполному сгоранию рабочей смеси и, как следствие, перерасходу топлива и снижению динамических показателей автомобиля.

    Устройство ДПКВ

    Деталь представляет собой стальной сердечник с обмоткой из медной проволоки, размещенный в пластиковом корпусе и залитый компаундной смолой.

    Выпускаются 3 типа датчиков синхронизации:

  • Индукционные. Принцип работы основан на использовании намагниченного сердечника с намотанной на нем медной проволокой, на концах которой замеряют изменение напряжения. Кроме фиксации положения коленвала, он замеряет скорость его вращения, что также необходимо для качественной работы ДВС. Индукционные датчики являются наиболее распространенными и часто применяющимися в устройстве автомобиля.
  • Оптические. В основе их конструкции — светодиод, который излучает световой поток, и приемник, фиксирующий свет с другой стороны. При попадании светового луча на контрольный зуб он прерывается, приемник фиксирует его отсутствие, и информация передается в ЭБУ.
  • Датчик Холла. Работает на основе одноименного физического эффекта. На коленчатом валу размещен магнит, при прохождении им датчика в последнем возникает постоянный ток, фиксируемый синхронизирующим диском.
  • Многофункциональность прибора индукционного типа и датчика Холла делают их наиболее востребованными в конструкции современных моторов.

    Расположение датчика

    От исправности датчика коленвала зависит устойчивая работа мотора, поэтому автопроизводители размещают его в легкодоступном месте для быстрого устранения неисправности. Несмотря на плотную компоновку деталей под капотом, определить, где расположен датчик синхронизации, достаточно легко.

    Реперный диск. Другие названия задающий или синхронизирующий.

    Чаще всего он размещен на кронштейне между шкивом генератора и маховиком.

    Среди других электронных датчиков он выделяется проводом (длиной 70 см) со специальным разъемом подключения в бортовую сеть автомашины.

    Для замены и установки ДПКВ необходимо только правильно выставить зазор между стержнем и синхронизирующим диском. Размер зазора варьируется от 0,5 до 1,5 мм и зависит от марки и модели конкретной автомашины. Регулировка расстояния осуществляется за счет специальных шайб, расположенных между устройством и местом установки.

    Ещё кое-что полезное для Вас:

    Видео: Датчик положения коленчатого вала ДПКВ

    Принцип работы датчика синхронизации

    Для устойчивого функционирования двигателя рабочий процесс ДПКВ происходит по следующему принципу:

  • На коленвале установлено специальное зубчатое колесо (реперный диск) с отсутствующими двумя зубцами — стартовым и нулевым.
  • При вращении коленвала зубчики, проходя через магнитное поле ДПКВ, изменяют его — как результат, в приборе формируются импульсы, данные о которых передается в блок управления;
  • При прохождении зубчатого колеса с отсутствующими зубцами мимо датчика характер импульсов меняется, и блок определяет начальное положение коленчатого вала;
  • на основании подсчета поступивших импульсов компьютер определяет положение коленвала в определенный период времени:
  • После обработки информации ЭБУ направляет сигналы в соответствующие системы автомобиля, и производится корректировка их работы.
  • В результате обеспечивается стабильная работа мотора автомашины.

    Признаки неисправности датчика положения коленвала

    Первое, что стоит отметить: ДПКВ не барахлит и не работает от раза к разу, он либо функционирует в заданном режиме, либо не работает вовсе. Это обусловлено простотой конструкции элемента. Процесс поломки детали необратим. Если он потерял работоспособность, то вновь уже не заработает. Данная деталь является неремонтопригодной. Если проверка подтверждает его неисправность, он заменяется на новый.

    Читайте также:  Как установить двигатель ока на минитрактор кмз

    Причин, способствующих его поломке, несколько. Отрицательное воздействие оказывают нагрузки при повышенных температурах, высокая влажность, резкое изменение температурного режима и механическое воздействие. Как результат, автомобиль работает в неустановленном режиме или не запускается.

    Признаки неисправного ДПКВ не зависят от его типа. О поломке датчика положения коленчатого вала автолюбителю расскажут следующие симптомы:

    • понижение тяговых показателей автомашины (этот признак свидетельствует о необходимости диагностики ДВС, но не всегда свидетельствует о поломке ДПКВ);
    • нестабильность работы двигателя, «плавание» его оборотов на холостом ходу и при движении автомобиля;
    • детонация мотора при повышении нагрузки;
    • невозможность запустить двигатель.

    Кроме того, на сломанный датчик указывает отсутствие искрообразования или горящий значок «Check Engine» на приборной панели.

    Прежде чем приступить к замене, стоит понимать, что перечисленные признаки проявляются и при других неисправностях автомобиля. Поэтому перед началом ремонта автомашины проводят комплексную диагностику ДВС для выявления точной причины неисправности. Это позволит избежать лишних расходов и будет способствовать более быстрому восстановлению работоспособности транспортного средства.

    Датчик синхронизации положения коленчатого вала относится к неремонтопригодным деталям автомобиля и при его неисправности он заменяется на новый.

    Методы диагностики ДПКВ

    При определении исправности датчика положения коленвала руководствуются принципом – от простого к сложному. Иными словами сначала осмотр, далее проверка характеристик приборами (омметр, осциллограф или компьютер). Отсутствие подвижных частей и простота конструкции элемента делает его достаточно надежной деталью. Поэтому датчик коленвала в редких случаях приходит в негодность сам. Чаще всего он получает механические повреждения при проведении ремонтных работ под капотом автомобиля или в результате попадания посторонних предметов между датчиком и зубчатым колесом.

    Прежде чем приступить к выполнению работ по диагностике электронного компонента, нужно отметить его исходное положение на моторе. После демонтажа устройство проверяют на предмет дефектов внешних поверхностей. Если ДПКВ загрязнен, имеет коррозию на контактной группе, то его нужно очистить спиртом. В случае, когда осмотр показал отсутствие дефектов, можно проводить его диагностику с применением специальных приборов. Проверку желательно проводить при помощи мультиметра, который можно переключать в разные режимы.

    1. Метод проверки омметром

    Данный способ простой и доступный, но не гарантирует выявление поломки. С его помощью замеряют сопротивление катушки. Для этого достаточно одновременно прикоснуться щупами к выводам катушки. Полярность прикосновения в данном случае не принципиальна.

    Показатель сопротивления зависит от характеристик катушки и обычно находится в диапазоне 500-700 Ом. Для определения значения сопротивления вашей модели датчика необходимо посмотреть в описании ДПКВ или поискать в интернете.

    Мультиметр используется следующим образом:

  • Выставляем измеряемый параметр (сопротивление) в диапазоне близком к измеряемому показателю, но не ниже.
  • Прикасаемся щупами к концам датчика и смотрим показания.
  • Если показатели близки к нормативным, то катушка исправна. Недостатком данного метода является то, что он не всегда указывает на неисправность датчика коленвала. Поэтому желательно провести проверку с помощью других методов.

    2. Проверка показателей индуктивности

    При возбуждении у всех катушек появляется показатель индуктивности, в том числе и у катушки, находящейся в корпусе датчика коленвала. Метод диагностики сводится к измерению данного показателя.

    При проверке индуктивности необходимо наличие мегаомметра, сетевого трансформатора, измерителя индуктивности и вольтметра. Для определения показателя проводят следующие действия:

  • Мультиметром замерить индуктивность катушки (стандартные значения находятся в районе 200-400 мГн).
  • Используя мегаомметр, замерить сопротивление изоляционного слоя между концами ДПКВ (данные должны быть выше 0,5 Мом).
  • Сетевой трансформатор используется для размагничивания катушки датчика (отклонения говорят о необходимости замены детали).
  • Видео: Проверка ДПКВ , проще не придумаешь. Диагностика инжектора.

    3. Диагностика с помощью осциллографа

    Наиболее продвинутый и точный метод определения исправности детали — проверка осциллографом. Диагностическую работу проводят при работающей силовой установке.

    Использовать осциллограф для проверки исправности можно и на демонтированном датчике коленвала. Для этого необходим электронный осциллограф и специальное программное обеспечение. При этом проверка проводится по алгоритму:

  • К выводам датчика положения коленвала нужно подсоединить щупы;
  • Запустить программное обеспечение;
  • Поводить возле детали любым металлическим предметом.
  • При исправном датчике на экране прибора строится график на основании показаний ДПКВ.

    Если деталь реагирует на движение металлического предмета, то он исправен. Но более точным будет результат его проверки на работающем ДВС.

    Самым простым, надежным и быстрым способом определения работоспособности ДПКВ является установка взамен проверяемого заведомо исправного датчика синхронизации. И если проблемы с автомобилем исчезают, то вывод однозначен – деталь неисправна и ее нужно заменить.

    При установке следует учитывать правильность установки: соблюдение необходимого зазора между ДПКВ и маховиком. Узнать этот показатель можно из инструкции к датчику либо из интернета, но в среднем он составляет 0,5-1,5 мм.

    Современный автомобиль оснащен большим количеством электроники, что упрощает управление, и повышает комфортность эксплуатации. Многие функции контроля и управления лежат на измерительных и контролирующих устройствах. Одним из них является датчик коленвала. В статье рассматривается принцип работы, основные функции, симптомы и признаки неисправности датчика коленвала, дается инструкция по его замене с демонстрационным видео.

    Что представляет собой ДПКВ?

    Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) еще называют датчиком синхронизации. При выходе его из строя останавливается двигатель. Почему так происходит? Причина в том, что с помощью датчика электронный блок управления синхронизирует работу газораспределительного механизма. Благодаря ему определяется момент, когда искра подается на свечи и происходит впрыск топлива в каждый цилиндр. Если датчик выходит из строя, возникают неполадки с впрыском топлива, двигатель глохнет.

    Читайте также:  Диагностика приборной панели ваз 2110

    Устройство

    Конструкция датчика коленвала состоит из:

    • чувствительного элемента — намагниченного стального сердечника;
    • алюминиевого или пластмассового корпуса цилиндрической формы;
    • основания с фланцем и крепежным отверстием;
    • разъема для присоединения к проводке авто;
    • кабеля связи с эмалированной изоляции.

    Чтобы обеспечить надежность конструкции, обмотка герметизирована компаундом. Синхронизирующий диск коленвала имеет 58 зубцов, расположенные по окружности на одинаковом друг от друга расстоянии через 6 градусов. В шкиве отсутствует двое зубьев, служащие для определения начального положения коленчатого вала, благодаря которым генерируются импульсы синхронизации.

    Устройство датчика синхронизации

    Принцип работы и функции

    При повороте коленчатого вала зубья действуют на устройство, меняя его магнитное поле, благодаря этому образуются импульсы напряжения. Таким образом, от датчика коленчатого вала синхронизирующий импульс поступает на контроллер, информируя его тем самым о частоте и положении коленчатого вала. Это является основанием для расчета момента времени, какой необходим для срабатывания модуля зажигания и топливных форсунок. Связь с ЭБУ осуществляется через разъем.

    Очевидно, если устройство синхронизации будет подавать неправильно сигналы, нарушится цикличность подачи зажигания и топлива. Это приведет к неправильной работе мотора или к его остановке (автор видео — StarsAutoCom).

    Современные автомобили оснащаются разными видами ДПКВ.

    Существуют следующие их виды:

    • индуктивного типа (магнитные);
    • датчик Холла, основанный на эффекте Холла;
    • оптический датчик.

    Так как видов устройств синхронизации несколько, для замены нужно брать то устройство, которое прописано в мануале к авто.

    Возможные неисправности и их признаки

    Важно понимать, что ДПКВ не может плохо работать: он либо работает без перебоев, либо выходит из строя. П ри неисправности горит CHECK на приборной панели.

    Признаки неисправности датчика коленвала:

    • падает динамика автомобиля;
    • самопроизвольное повышение и понижение оборотов двигателя;
    • нестабильная работа на холостых оборотах;
    • при динамичной нагрузки возникает детонация;
    • двигатель плохо запускается либо не запускается вообще.

    Перечисленные признаки могут быть симптомами неполадок с другими приборами или узлами. Одним из симптомов часто бывают холостые обороты. Если количество оборотов плавает, это не всегда означает проблемы с датчиком синхронизации. Чтобы точно знать, что причины неполадок в выходе из строя ДПКВ, необходима проверка датчика коленвала на работоспособность.

    Диагностика датчика коленчатого вала

    Прежде чем принимать какие-то меры по устранению неисправностей, нужно узнать причину, почему правильно не работает датчик. Для этого его нужно отсоединить от разъема, снять и проверить. Обычно он располагается на крышке масляного насоса.

    Место расположения прибора

    Сняв устройство, сначала нужно сделать визуальный осмотр на выявление механических неисправностей. При осмотре следует обратить внимание на целостность корпуса, состояние контактов, сердечника и контактной колодки. Все загрязнения нужно очистить с помощью спирта или бензина.

    После визуального осмотра выполняется проверка датчика положения коленвала с помощью специальных приборов. Наиболее популярны два варианта проверки:

  • Первый способ – мультиметром. С его помощью измеряется сопротивление обмотки. Оптимальное сопротивление обмотки устройства должно находиться в интервале от 550 до 750 Ом.
  • Для второго способа понадобится несколько приборов: вольтметр, сетевой трансформатор, измеритель индуктивности, мегомметр. Индуктивность должна находиться в пределах от 200 до 400 мГн. Сопротивление обмотки датчика измеряется тестером. Оно должно превышать значения 20 МОм при напряжении 500 В. Сетевой трансформатор предназначен для снятия намагничивания с диска синхронизации.
  • Проверка мультиметром ДПКВ

    Часто, чтобы выявить неисправность прибора, достаточно измерить сопротивление его обмотки.

    Особенности замены

    Прежде чем производить замену обязательно следует проверить ДПВК на исправность. Единственный способ устранения поломки – это замена датчика коленвала. Чтобы поменять ДПКВ необходимо приготовить ключ на «10».

    Замена датчика коленвала состоит из следующих этапов:

  • Сначала следует выключить зажигание.
  • Далее нужно отсоединить разъем. Через разъем устройство получает питание и передает информацию ЭБУ.
  • Разъем соединения с ЭБУ

    Когда будет подключен разъем, включено питание автомобиля, можно заводить двигатель и проверять его динамику, работоспособность на холостых оборотах, при динамичной нагрузке. Таким образом должны исчезнуть признаки неполадок с топливной системой.

    Видео «Как заменить ДПКВ»

    В этом видео от канала «В гараже у Сандро» демонстрируется процесс замены датчика коленчатого вала, если он не исправен и проявились симптомы или признаки его неисправности.

    Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

    Источник: kalina-2.ru