Прижмись и стреляй: Что такое и как работает фиксатор подвески Ducati GP20 в MotoGP — e-krasnoebeloe.ru

Moto

— Англоязычные журналисты обозвали новое устройство «шейпшифтером», и если вдаваться в этимологию слова, оно может означать и в буквальном, и в переносном смысле — преобразование на ходу. Шейпшифтер значит «оборотень», и это устройство действительно превращает прототип Ducati в совершенно новый мотоцикл.

Что делает этот фиксатор?

Смысл шейпшифтера в том, чтобы заблокировать сжатый полностью или частично задний амортизатор, таким образом значительно (до 70-80 мм) занизив все шасси и растянув его в длину. Помните ведь, что круто заниженные «Приоры» получают сразу +100500 л.с. мощности на старте со светофора? Но дрифтовые машины и драгстеры реально нуждаются в занижении с фиксацией!

Очень сильно заниженная тачка для дрифта с очень жесткой подвеской

Шейпшифтер — это следующий шаг в решении проблемы wheelie на старте, которую решали с помощью известного всем кроссменам и мотардистам «holeshot device» с блокировкой в полностью сжатом состоянии вилки мотоцикла перед стартом. И то, и это устройство занижает мотоцикл до предела, после чего центр приложения сил и балансировка смещаются относительно естественного центра масс, и байк при полном открытии газа уже не стремится взмыть на заднее колесо.

Какую еще проблему это помогает решить?

Блокировка заднего амортизатора действует лучше блокировки вилки, поскольку в этом случае шасси занижается по центру, максимально близко к двигателю. Таким образом, можно не только почти на 100% снять риск wheelie, но и повысить устойчивость мотоцикла на длинных прямиках.

Джек Миллер выстреливает из поворота на прямую, предварительно сжав шасси до максимума

Известно, что при сжатии заднего амортизатора, шасси растягивается, а при сжатии вилки — наоборот, сжимается. Эффекта «удлинения» мотоцикла добиваются с помощью заднего тормоза — это повышает стабильность прохождения поворота, хотя снижает поворачиваемость.

Но при выстреле в полный газ на прямой лучше, чтобы шасси было подлиннее, а центр тяжести — предельно низко к асфальту. Вот это и делает шейпшифтер Ducati!

Как устроен?

На 100% это знает только Даль′Инья и инженеры Ducati, вовлеченные в проект. Технология пока еще «секретная». Но на деле, ее прототип известен давно, с тех пор, как появились двухподвесные горные велосипеды. Можно дать гарантию, что именно это устройство и взял за основу Хитрый Лис!

Амортизатор RockShox со встроенным локаутом с приводом от клавиш на руле

Уже многие топовые амортизаторы двухподвесных MTB, также как и вилки горных велосипедов имеют блокираторы (локауты), которые можно привести в действие удаленно, с помощью тросика. Блокиратор либо превращает вилку в жесткую, либо блокирует ее на нужном уровне жесткости.

Фиксатор шейпшифтера на руле Ducati Desmosedici GP20

Селектор блокировки или клапан расположен на самом амортизаторе, а клавиши или рычаги блокировки/разблокировки крепят на руле. Райдеру достаточно нажать клавишу, чтобы сдвинуть селектор на амортизаторе велосипеда.

Вот удобный механический локаут для фиксации вилки от компании Suntour — узнаете дизайн?

Пульт удаленного контроля за локаутом вилки от Suntour — именно эту идею и взяли на вооружение в Ducati!

Установка локаута Suntour на вилку велосипеда

В других устройствах присутствуют и рычаги, с помощью которых можно плавно сжать или разжать амортизатор перед фиксацией.

Локауты Canion Strive с рычагами

Привод локаута с возможностью плавного сжатия на амортизаторе двухподвеса

Блокировка заднего амортизатора на двухподвесе нужна, чтобы сэкономить силы, например, при подъеме на холм: ведь когда усиленно педалируешь, используя собственный вес, задний амортизатор гасит часть этих усилий и эффективность педалирования резко снижается: половина сил уходит на растяжение шасси велосипеда, а не придание ему поступательного движения. Конечно, когда педалировать не надо, амортизатор снова начинает играть роль в повышении комфорта при езде! Вот как это работает уже несколько десятилетий в сфере, далекой от мотоспорта, но близкой по сути — всем мы двуколесные…

Подъем на холм на двухподвесе тяжелее, чем на хардтейле. Поэтому задний амортизатор нужно блокировать. Фото PinBike

Кто использует, а кто — нет?

Джек Миллер — пионер этой технологии. Ему предложили попробовать шейпшифтер еще на Гран-При Таиланда в октябре 2019 года, и ему понравилось! Он использовал устройство также на гонке в Сепанге, на что есть пруфы в виде фотографии и пары кадров видео с гонки. Но поскольку никто специально не приглядывался, то и специально не ловил момент выхода Миллера из поворота.

Все стало очевидно только на тестах IRTA MotoGP в Сепанге три недели назад. И уж там-то Джека щелкали во всех форматах!

Андреа Довициозо не использует фиксатор, пользуясь классическим стилем пилотирования

Андреа Довициозо пока не пользуется фиксатором во время езды по треку, но пробовал его на тренировках старта. Довициозо старше Миллера, ему проще использовать имеющийся у него опыт для адаптации, чем прибегать к читерским опциям. Но Миллеру по кайфу всякие штучки, пока его прет от любой возможности поехать быстрее.

И это факт, что в Катаре именно Миллер развил самую высокую скорость на прямой Losail International Circuit, доведя ее до 354-355.2 км/ч. Ему удавалось достигать 354 км/ч на протяжении нескольких кругов подряд, а не от случая к случаю! Это демонстрирует, что Джек уже научился пользоваться шейпшифтером и уже начал получать от этого дивиденды. Но то были тесты, и как в итоге сложится дело в гонке, увидим.

Как-то так.

Источник: motogonki.ru