История Yamaha Mission One в MotoGP: 20 лет совершенствования — Часть 1 — e-krasnoebeloe.ru

Moto

— Для начала, что есть YMR? Yamaha Motor Racing — это официальное название заводского гоночного проекта в MotoGP. Сегодня, YMR это обособленное подразделение Yamaha Motor Co., специализирующееся на разработке всего, что касается участия компании в мотоспорте. Впрочем, это не одно и то же, что Yamaha Racing.

Главным видом деятельности Yamaha Motor Racing является MotoGP. И сегодня, это единственное 100% подразделение, основанное и принадлежащее Yamaha. Проекты в World Superbike, MXGP и World Endurance контролируются Yamaha Motor Europe, но непосредственную операционную деятельность осуществляют партнерские команды. Yamaha Motor Racing напрямую подчиняется головному офису в Ивате, и у компании японский Президент: с 2019 года эту должность занимает Хироси Итоу. Там же, в Ивате расположен инженерный корпус YMR — все, что касается технической части, разработки.

Yamaha YZR500 (OWL6) Макса Бьяжи, модель 2001 года

Конечно же, в мотоспорте Yamaha гораздо дольше. Дебют в Гран-При состояся на острове Мэн в 1960 году, тогда же Yamaha Racing зародилось, как отдельное подразделение компании. Но в том виде, в котором мы знаем заводской проект Yamaha в MotoGP, именно в этом году он отмечает 20-летний юбилей: это юбилей Yamaha Mission One — прототипа для Мото Гран-При, рожденного на базе YZR500 GP в 2001.

По пути к созданию рядного 4-цилиндрового двигателя, в YMR прошли большой путь, обсуждая разные перспективы и прототипы. Они думали даже о запуске 6-цилиндрового рядного проекта, также как и V4. Но оптимальным посчитали L4, как наиболее компактный и легкий, способный встать в шасси YZR. Рама типа Deltabox была затем существенно изменена и доработана, поскольку исходное шасси 2-тактного YZR500 оказалось слишком жестким.

Рождение Yamaha YZR-M1 (2001) — первые тесты в Муджелло

YMR начала свой путь вместе с Максом Бьяджи и Карлосом Чекой в 1999 году, одновременно ведя разработку совершенно новой машины с 4-тактным 990-кубовым рядным двигателем. Шасси базировалось на YZR500, но вскоре обрело совершенно новый вид. А в мае 2001 Макс Бьяджи, Джон Косински и два японских разработчика — Норихико Фузивара и Кийодзи Намба провели 3-дневные тесты в Муджелло. YZR-M1 дебютировал в MotoGP в 2002 году.

На старт MotoGP 2002 года вышли вперемешку мотоциклы с 500-кубовыми 2-тактными и 990-кубовыми 4-тактными двигателями нового поколения. Заводские пилоты Honda — Росси и Укава, а также Алекс Баррош, Yamaha — Бьяджи и Чека, Suzuki — Риу, Робертс-мл. и Жибернау, а также пилоты Kawasaki и Aprilia вышли на старт на 4-тактных, тогда как все частные команды (включая Yamaha, Honda, Proton KR) — на 2-тактных.

Карлос Чека и Макс Бьяджи, Marlboro Yamaha, 2020 на стартовой решетке Suzuka Circuit

Макс Бьяджи и Валентино Росси стали главными конкурентами в схватке за исторический титул MotoGP (это название чемпионат получил именно в 2002 году). Росси на 5-цилиндровом Honda RC211V взял 11 побед, Бьяджи — только 2, но в большинстве гонок он финишировал за Росси. Также Бьяджи был дисквалифицирован на Гран-При Испании в Хересе за нарушение требований маршалов: Макс допустил фальстарт, вырвался в лидеры гонки — и поехал, как ему казалось, за новой победой, но ему предписали штрафной проезд через пит-лейн, который он успешно проигнорировал. Разница в счете между Росси и Бьяджи в финале составила 160 очков, что стало триумфом Валентино. Но пилоты заводской команды Yamaha — Бьяджи и Чека завершили сезон на 2 и 4 позициях, пропустив на подиум только Тору Укава, второго заводского плиота HRC.

Дуэль Макса Бьяджи (Yamaha) и Валентино Росси (Honda) в Брно, 2002

Марко Меландри сменил Бьяджи в заводской команде Yamaha в 2003, но Карлос Чека остался еще на два сезона. Испанец не был вовлечен в программу разработки YZR-M1, этим занимались японские асы. Отсутствие возможности вести работу на европейских треках из календаря существенно ограничивала потенциал R&D отдела Yamaha. В Honda двигались гораздо быстрее, совершенствуя RC211V.

Революция свершилась под покровом ночи, 10 октября 2003 года, когда Валентино Росси, тогда еще пилот Repsol Honda инкогнито оказался в гараже Yamaha и впервые встретил там главную любовь всей своей жизни — «его Эм», Yamaha M1. В тот самый момент Росси твердо решил перейти в заводскую команду Yamaha, для этого решения хватило получасовой беседы с Масао Фурусавой. Так появился…

… часть 2 — Великий тандем
Часть 3 — Наследие Фурусавы
Часть 4 — в тупик и из тупика

Источник: motogonki.ru