Зарядные устройства для кальциевых автомобильных аккумуляторов

Авто

Содержание

  • Основные виды современных автомобильных аккумуляторов
  • Особенности кальциевых аккумуляторов
  • Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля и ее особенности
  • Видео про зарядку кальциевых аккумуляторов
  • Основные особенности
  • Выбор зарядного устройства
  • Как правильно выполнять зарядку
  • Полезное видео
  • Восстановление, ремонт и десульфатация
  • Заключение
    • Рекомендуем посмотреть:

Вопрос, которым задаются практически все владельцы кальциевых АКБ при первой зарядке. Для того что бы ответить на него, для начала необходимо разобраться, что же такое «кальциевый» аккумулятор.

Существует несколько типов «кальциевых» кислотных аккумуляторов, все они имеют в составе пластин кальций, поэтому их и называют «кальциевые»:

  • Гибридные аккумуляторы имееют пластины разного состава. Обычно плюсовая пластина содержит до 1,5-1,8% сурьмы и 1,4-1,6% кадмия, а минусовая – свинцово-кальциевая или с добавлением серебра. Эти батареи мало отличаются от обычных привычных всем кислотным АКБ и заряжаются стандартным напряжением 14,8 В и током 10% от номинальной емкости.
  • Кальциевые аккумуляторы (Ca/Ca) – кальциевыми аккумуляторами называют батареи, в которых свинец легирован (добавлены десятые доли процента Са от общей массы сплава, примерно 0,07-0,1%) кальцием.
  • AGM, EFB, GEL (Ca/Ca) — пластины в таких АКБ почти всегда полностью состоят из кальция.

Для кальциевых АКБ напряжение заряда не должно превышать 15 В. Обычно пороговое напряжение заряда указанное производителем в паспорте к данной батарее составляет 14,4 В. В гелевых аккумуляторах порог напряжения стандартно еще ниже, где-то 14,1 В.

В любом случае, для полной уверенности, до какого напряжения необходимо заряжать кальциевую АКБ, необходимо посмотреть эту информацию в паспорте к аккумуляторной батарее.

Ток заряда для кальциевых АКБ такой же как и для любых кислотных, до 10% от номинальной емкости.

Теперь, когда с параметрами заряда все стало ясно, можно выбрать зарядное устройство, которое подойдет.

Необходимое напряжение заряда: 14,1 В / 14,4 В / 14,8 В (редко)

Специально для кальциевых АКБ ООО "НПП "Орион СПб" были разработаны следующие модели зарядных устройств:

Вымпел 27 и 37 имеют трех диапазонный переключатель напряжения на 14,1 /14,8 /16В. В обоих моделях есть ручка регулировки тока и сегментный ЖК индикатор. Между собой они отличаются лишь максимально возможным током заряда, для 27 модели это 7 А, для 37 – 20 А. Вымпел 27 сможет зарядить все кальциевые АКБ емкостью до 75 Ач в стандартном режиме (возможен заряд АКБ большей емкости током менее 10% но более долгий по времени), а Вымпел 37 зарядит и более емкие АКБ до 200 Ач.

Вымпел 32 имеет другие диапазоны напряжения заряда, 13,6 /14,4 / 15 В. В нем применен стрелочный амперметр в качестве индикатора заряда и максимальный ток заряда составляет 20 А (так же как и в модели Вымпел 37).

Компания ООО "НПП "Орион СПб" выпускает универсальные зарядные устройства с возможностью регулировки зарядного напряжения и тока.

Вымпел 55 и Вымпел 50 имеют возможность программирования: выбор алгоритмов заряда, настройка таймеров, отложенный заряд и много других настроек. Такими ЗУ можно зарядить любой аккумулятор, если правильно выставить значения зарядного напряжения и тока. Отличаются эти модели типом индикатора, Вымпел 55 имеет матричный ЖК индикатор с большим количеством информации и русскоязычным меню. Вымпел 50 имеет светодиодный LED индикатор, информация на котором представлена в упрощенном виде. Стоит отметить, что LED индикатор не замерзает при минусовых температурах, в отличие от ЖК.

Вымпел 57 имеет такой же индикатор, как и Вымпел 27 и 37, но в отличие от последних имеет ручку регулировки напряжения, что позволяет вручную установить необходимые значения.

Компактное ЗУ для АКБ малой емкости Вымпел-09 также подойдет для зарядки кальциевых аккумуляторов. В этой модели есть возможность регулировки напряжения в диапазоне 12-16 В и тока 0,25-1,2 А.

Также, для заряда кальциевых АКБ подойдет источник питания Вымпел-100. Ведь он имеет напряжение заряда 14,2 В. Именно такое напряжение обеспечивает генератор в большинстве автомобилях.

Не все аккумуляторные батареи заряжаются одинаково. Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля вовсе не похожа на таковую для старых типов. Цикл тут иной, равно как и зарядные устройства. С учетом того, что именно эти аккумуляторы применяют на многих нынешних автомобилях, полезно знать, как правильно с ними работать. Впрочем, несмотря на принципиальные отличия, такая кальциевая батарея не доставит больших хлопот.

Основные виды современных автомобильных аккумуляторов

Чтобы понять, в чем главное отличие кальциевых устройств, стоит обмолвиться и о других разновидностях аккумуляторных батарей (АКБ), что сегодня используются. Разница ведь не только в способе зарядки, но и в принципе работы, в конструкции.

Есть много типов батарей, которые нынче применяются в автопроме. Однако те же гелевые встречаются довольно редко. А наибольшее распространение нынче получили только три варианта устройств:

Читайте также:  Электропривод дроссельной заслонки ваз

Их сходство в том, что в отличие от гелевых эти АКБ содержат электролит в жидком виде, а не в связанном. Принципиальная разница в примесях, которые делают в пластины. Если у кальциевой батареи добавляется кальций в сочетании с незначительным количеством серебра, то в сурьмянистом аккумуляторе автомобиля применяют сурьму (разновидность металла). В гибридной технологии применяется кальций, сурьма, а в некоторых случаях и серебро.

Особенности кальциевых аккумуляторов

Эти устройства обладают множеством преимуществ. Вот почему сегодня можно встретить эти аккумуляторы на многих иномарках. Однако нельзя игнорировать и минусы этих устройств. Для некоторых эти недостатки будут существенными, а для иных и вовсе сделают такие АКБ неприемлемыми.

Вот плюсы, характерные для кальциевых батарей:

  • значительная емкость;
  • меньшая коррозия за счет легирования свинцовых пластин;
  • небольшой самозаряд;
  • долговечность;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • значительные токи запуска.

К минусам такого варианта относятся:

  • дороговизна;
  • относительная сложность зарядки;
  • это плохой выбор для езды в пробках;
  • это также плохой выбор для машин с системой «Старт-Стоп»;
  • неустойчивость к глубоким разрядам.

Особенно стоит отметить последний пункт. Если глубокий разряд случится хотя бы три раза, то этого будет достаточно, чтобы емкость упала в разы. Нельзя закрывать глаза на такой недостаток, ведь это может быть критичным во многих ситуациях. Обычно, в городских условиях заряд кальциевых аккумуляторов нужно постоянно контролировать и поддерживать.

Впрочем, такие устройства отлично подойдут для условий использования, в которых нужна высокая виброустойчивость. Также эти батареи отлично подойдут людям, регулярно преодолевающим большие расстояния.

Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля и ее особенности

Сразу стоит заметить, что обычное зарядное устройство (ЗУ) тут ничего не даст. Нужен такой аппарат, который бы выдавал от 16,1 до 16,5 Вольт. Подойдет, в том числе, зарядное устройство Вымпел-55 от Орион. Именно пример зарядки таким аппаратом представлен ниже. Но это актуально и для ЗУ других производителей, которые обладают теми же режимами и показателями. Есть иные особенности зарядки кальциевых АКБ. Из-за них нельзя опираться на опыт с иными батареями.

Вот как правильно заряжать кальциевый аккумулятор:

  • АКБ дают согреться до комнатной температуры (если нужно).
  • Затем подключают крокодилы ЗУ к выводам батареи.
  • Заряжают, пока ток зарядки не будет ниже половины Ампера.
  • Меняют режим на волнообразный и ждут, пока АКБ не зарядится.
  • Но обо всем подробнее. Крокодилы подключают с учетом полярности. Сначала выставляют такие характеристики тока: 5,5 Ампер для 55 А-ч, 16,1 Вольт. Если применяется ЗУ Вымпел-55, такой режим носит название «алгоритм 1». Остается подождать несколько часов, пока ток зарядки не понизится до 0,5 Ампер.

    Характерно незначительное закипание электролита. Однако недопустимо чтобы закипание было слишком большим. Дело в том, что при этом быстро убывает уровень электролита. Потому, если интенсивность закипания высока, ток уменьшают.

    На втором этапе (на Вымпел 55 – «алгоритм 3») ток, равно как и напряжение, периодически меняются. На зарядном устройстве автомобильного аккумулятора выставляют такие характеристики: напряжение в диапазоне от 13,1 до 16,1 Вольт, ток зарядки делают равным 3 Ампер.

    Зарядка теперь волнообразная. Остается ждать, пока АКБ полностью зарядится, и контролировать процесс, чтобы не кипел электролит. Нужно, чтобы соблюдались паузы продолжительностью в одну минуту. Чтобы добиться соблюдения такого интервала иногда подправляют нижнее значение напряжения.

    Чем дольше идет зарядка, тем меньше будет время заряда, и дольше паузы. Это нормально и говорит о том, что батарея скоро полностью зарядится. Прекращают процесс, когда заряд длится лишь несколько секунд.

    Вот как заряжать кальциевый аккумулятор. И вот каким напряжением АКБ будет обладать на максимуме: от 13,2 до 13,4 Вольт. Особенно непростые сезоны для АКБ в средней полосе – летний и зимний. Однако, даже если на дворе осенний или весенний период, все равно кальциевые автомобильные аккумуляторы подзаряжают несколько раз за месяц.

    Нормальным для таких батарей также считается напряжение в 12,7 Вольт. А вот если оно упало до 11,7 Вольт, то это значит, что АКБ почти разрядилась. Цифра в 12,2 Вольт говорит о разрядке наполовину, и нужно срочно подзарядить батарею.

    У обслуживаемых аккумуляторов возможно измерить и плотность и напряжение. Плотность должна быть в районе 1,27 грамм на кубический сантиметр. По этим признакам можно вовремя понять, когда заряжать АКБ. На всякий случай, стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, прежде чем использовать батарею.

    В заключение, стоит заметить, что зарядить кальциевый аккумулятор не трудно. Однако важно помнить, что при коротких поездках придется часто заряжать АКБ. Так что кальциевый вариант – вряд ли хороший выбор для людей, не покидающих города, особенно если это кишащий пробками мегаполис. Нельзя допускать глубокого разряда, ведь хватит и трех раз для существенного понижения эффективности. Ну а для тех, кто постоянно ездит по загородным трассам, такой АКБ – отличный выбор.

    Читайте также:  Уфе новая лада х рей кросс

    Видео про зарядку кальциевых аккумуляторов


    С каждым годом на рынке появляются новые АКБ, которые в обслуживании и восстановлении несколько отличны от тех, что были ранее. Так и с кальциевыми аккумуляторами. Легирование пластин кальцием добавляет элемент новизны в эксплуатацию батареи. Изменились и характеристики работы, а вместе с ними, и специфика их обслуживания.

    Каждый год появляются все новые и новые виды автомобильных аккумуляторов, которые по своим эксплуатационным свойствам отличаются от традиционных моделей. Так называемые кальциевые АКБ обслуживать уже несколько сложнее. Чтобы не вывести новый аккумулятор из строя, надо иметь представление о том, чем кальциевые аккумуляторы отличаются от предыдущих моделей свинцовых АКБ.

    Основные особенности

    Кальциевый аккумулятор не так прост в обслуживании и работе, как кажется. Автолюбителю важно знать основные особенности работы и процесса зарядки, чтобы ненароком не сократить срок службы такого дорогостоящего АКБ. Особенно важно всегда поддерживать напряжение батареи на должном уровне.

    Особенности и нюансы в работе таких аккумуляторов:

  • Заряжать кальциевую батарею требуется при различных установках напряжения, от 13.2 вольт, до 16.5 вольт, и не всякое зарядное устройство поддерживает такое напряжение.
  • Полная зарядка батареи происходит только при 16.5 вольт! при напряжении в 14 вольт степень зарядки будет менее 50%.
  • Штатный генератор практически никогда не заряжает кальциевые батареи полностью! Ведь обычно их напряжение не превышает 15 вольт.
  • Кальциевый аккумулятор требуется постоянно подзаряжать! При работе в городском цикле, на легковом автомобиле данный вид аккумулятор постоянно недозаряжается, поэтому необходимо проводить профилактическую зарядку раз в 1 — 2 месяца.
  • Требуется регулярно проверять такие батареи, и ставить на подзарядку как только напряжение понизилось до 12 вольт, или ниже.
  • АКБ уже не восстановит свою прежнюю ёмкость, если напряжение просело ниже 11.5 вольт.
  • Практически все кальциевые АКБ являются необслуживаемыми.
  • Важно! Кальциевые аккумуляторы очень чувствительны к глубокой разрядке. Они не очень подходят для езды в городском режиме.

    Выбор зарядного устройства

    Для старых свинцовых аккумуляторов подойдет любое ЗУ. Для кальциевых батарей нужно иметь зарядное устройство с определёнными характеристиками.

    • Желательно, чтобы в нем вручную устанавливалисьпараметры тока.
    • Хорошо если устройство имеет режим десульфатации, проверки емкости и работоспособности аккумулятора.
    • У них должен программироваться алгоритм на определенные функции.
    • Крайне желательно наличие нескольких автоматических режимов зарядки.

    Промышленность выпускает большое количество зарядных устройств. Если выбирать между импульсным устройством и трансформаторным, то импульсное предпочтительнее. Хотя трансформаторное более надежное.

    Если обобщить, то зарядное устройство для кальциевого аккумулятора должно быть:

    • программируемое;
    • с автоматическими режимами;
    • с функцией десульфатации;
    • с режимом проверки работоспособности АКБ;
    • с показателем емкости, взятой аккумулятором.

    Как правильно выполнять зарядку

    Особенность зарядки кальциевых АКБ в том, что для этой операции требуется несколько иное зарядное устройство, например, типа «Орион». Дело в том, что в ходе зарядки приходится часто корректировать напряжение и величину подаваемого тока. Поэтому надо иметь такое зарядное устройство, которое обеспечит напряжение 16,8 вольт. А обычные автоматические зарядники способны выдать не более 15 вольт.

    К тому же зарядники типа «Орион» имеют встроенные программы для разного назначения, в том числе и для десульфатации. Естественно, кроме этой модели их в продаже великое множество. Это ЗУ указано всего лишь в качестве ориентира.

    Благодаря конструктивным особенностям кальциевых аккумуляторов, они требуют особой методики зарядки. Важно то, каким напряжением и как именно заряжать автомобильный кальциевый аккумулятор.

    Алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора состоит из двух этапов.

    Первый:

    • Согреть батарею до комнатной температуры;
    • Выставить ток до 0,1 от нормативной емкости аккумулятора (если емкость 55 ампер в час, то выставляется 5.5 ампера;
    • Выставляем напряжение 16,1 вольта (некоторые авторы рекомендуют напряжение 14 вольт);
    • Заряжаем до того момента, пока ток зарядки не упадет ниже 0,5 ампер (это произойдет примерно через несколько часов);

    Важно! Электролит будет слегка кипеть. Если интенсивность кипения увеличивается, надо немного убавить напряжение. Уровень электролита не должен уменьшаться.

    Второй

    • устанавливаем ток 3 ампера
    • выставляем границу напряжения 16,1 – 13,1 вольт
    • следим за электролитом и не даем ему кипеть

    На этом этапе заряд идет волнообразно до полного набора емкости:

    Чтобы поддерживать заданный интервал, напряжение доводим до 13,1 вольта. По мере того, как заряд АКБ приблизится к 100%, периоды зарядки будут уменьшаться, а паузы станут увеличиваться. Если заряд идет всего несколько секунд, значит, батарея зарядилась.

    Полезное видео

    Подробный разбор методики заряда кальциевого аккумулятора:

    Восстановление, ремонт и десульфатация

    Ремонта и восстановления кальциевого аккумулятора можно избежать тогда, когда при эксплуатации обращаетесь с ним достаточно аккуратно. Если вам досталась необслуживаемая батарея, мороки с таким АКБ практически нет. Летнее использование аккумулятора вообще практически возможно без оглядки на него.

    Читайте также:  Задние фары освар на ваз 2114

    Единственное условие, о котором надо помнить: кальциевые батареи не любят глубокой разрядки. Поэтому, если вы попали в условия, где аккумулятор на ваш взгляд излишне подсел, не поленитесь и измерьте напряжение на клеммах. Если оно 11,7 вольта или даже ниже, это значит, батарея пережила глубокую разрядку.

    Срочно ставьте ее на подзарядку и старайтесь не допускать больше таких режимов эксплуатации. Потому как несколько таких случаев, и с батареей можно будет прощаться.

    Если ваш аккумулятор обслуживаемый, надо следить за уровнем и плотностью электролита в том порядке, который принят для простых свинцовых батарей.

    Важно! Не допускайте длительного простоя АКБ. Если она не работала полгода и более, сразу можно покупать новую.

    Причина выхода батареи из строя после долгого перерыва в работе — все та же сульфатация. Выпадение на пластине крупных кристаллов сульфата свинца усугубляется появлением налета сульфата кальция, который поддается удалению еще труднее. Но все не так безнадежно, говорят специалисты.

    Способы восстановления

    Если ваш кальциевый аккумулятор обслуживаемый, его можно реанимировать.

    Предлагается как минимум четыре способа десульфатации и восстановления батареи:

  • механическая очистка пластин своими руками;
  • очистка с помощью присадки типа «Трилон – Б»;
  • десульфатация зарядным устройством;
  • использование соды в качестве десульфанта.
  • Очистка своими руками – дело крайне хлопотное и трудоемкое.

    • срезать верхнюю часть корпуса батареи;
    • вручную зачистить каждую пластину;
    • вставить электроды и пластины на место;
    • соблюсти все зазоры;
    • запаять корпус;
    • залить электролит нужной плотности;
    • зарядить АКБ.

    Надо сказать, что такое возможно в старых батареях, потому как в современных АКБ пластины упакованы в сепараторы, и вынуть их оттуда нельзя или весьма проблематично

    Применение присадок типа «Трилон» — дело тоже хлопотное.

    Это возможно только если батарея обслуживаемая.

    • Присадку растворяют в пятипроцентном нашатырном спирте и дистиллированной воде.
    • Раствор заливают в батарею. Можно увидеть реакцию пластин на залитую жидкость в виде легкого булькания.
    • Через 30 – 40 минут раствор сливают и повторяют процедуру.
    • После этого аккумулятор промывают кипяченой или дистиллированной водой несколько раз.
    • Производится подзарядка.

    Десульфатация с помощью зарядного устройства.

    Суть метода такова:

    • На первом этапе, который длится примерно 8 часов, батарею обрабатывают напряжением 14 вольт с током 1 ампер.
    • За это время напряжение уменьшается до 10 вольт, а плотность электролита увеличивается.
    • Если этих показателей не удалось достичь, значит сульфатация необратима. Если вы это сделали, отключите батарею на сутки.
    • На следующем этапе подключаете зарядное устройство с напряжением 14 вольт и с током 2 -2,5 ампер. Опять выдерживаете 8 часов. Если все прошло нормально, то после этого времени можно забирать готовый аккумулятор с напряжением на выходе 12,7 – 12,8 вольт.

    Оптимально, чтобы зарядное устройство делало все это в автоматическом режиме. Программа с доводкой позволяет более тонко регулировать напряжение и ток, делая их импульсными.

    Если вы будете все это делать вручную, внимательно следите за тем, чтобы электролит не кипел интенсивно. Регулируйте процесс уменьшением напряжения и величины тока.

    Увеличивая напряжение, мы вряд ли сумеем достичь того, чтобы аккумулятор восстановился на 100%. Этого еще никому не удавалось. Поэтому лучше принять 14 вольт и не давать электролиту выкипать. Даже если батарея восстановилась на 80-85%, этого вполне хватит для того, чтобы авто завелось.

    Сода в качестве присадки.

    Очень «домашний» способ восстановления кальциевого аккумулятора, если он, конечно, из числа обслуживаемых.

    • сливаем старый электролит
    • делаем раствор соды из расчета три чайных ложки на 100 грамм воды
    • нагреваем раствор до кипения
    • заливаем горячий раствор в банки АКБ и ждем 30 – 40 минут
    • сливаем «месиво» и трижды промываем батарею горячей кипяченой водой
    • после этого заливаем электролит нормативной плотности (1,27 г/см3) и ставим на стандартную зарядку

    Авторы этой методики утверждают, что таким способом спасали кальциевый аккумулятор от выброса в утиль.

    Заключение

    В заключение хотелось бы отметить, что появление на рынке более современных аккумуляторов совсем не означают революцию в деле производства автомобильных АКБ. Они как были свинцово-кислотные в своей основе, так и остаются. Легирование пластин различными металлами придают им некоторую специфику, но не более того.

    Поэтому и эксплуатация таких батарей, как правило, кардинально не отличается от того, что было ранее. Просто берегите свои аккумуляторы от глубоких разрядов, выкипания воды и механических повреждений. И чаще измеряйте напряжение на клеммах, особенно зимой и перед ее наступлением.

    Источник: kalina-2.ru