Содержание
- Что такое водяной клин на дороге
- Чем он опасен
- Как образовывается водяной клиной
- Водяной клин: что делать в такой ситуации?
- Советы опытных водителей
- Ошибки начинающих водителей
- Какие шины нужно выбрать, чтобы избежать гидропланирования
- Рекомендуем посмотреть:
Аквапланирование – это одна из самых опасных ситуаций на дороге, которая может случиться с каждым водителем. Возможность избежать неприятной ситуации напрямую зависит об осведомленности человека о ней. Благодаря этой статье вы сможете узнать о том, что такое водяной клин, и как его избежать.
Что такое водяной клин на дороге
Водяной клин – это возникновение водяной пленки между колесом и дорогой. Во время такой ситуации на скорости выше 40-60 км/ч машина становится фактически неуправляемой. Сцепление шин с поверхностью покрытия пропадает, вода отделяет их друг от друга. Представьте себе ситуацию, в которой вы на летней резине выехали на лед. Вот примерно такие ощущения появляются и во время водяного клина.
В каких условиях можно «поймать» водяной клин? Чаще всего это происходит при проезде больших луж на скоростных шоссе. Видя разлив, водитель не притормаживает и со всего маху оказывается на несколько секунд в неуправляемой машине. Также образование водяного клина может произойти на дорогах с колеей. Во время дождя на них моментально скапливается вода, которая и служит причиной для заноса.
Чем он опасен
Аквапланирование на дороге гораздо опаснее, чем езда по снегу или даже льду. Зимние шины ориентированы на плохое сцепление, а вот колес, предназначенных для езды по воде, пока еще не изобрели. Чем же коварен водяной клин?
- Увеличение тормозного пути. Во время появления пленки между дорогой и колесом эффективность торможения снижается примерно в три раза.
- Потеря управления. Самая опасная ситуация. На больших скоростях избежать водяного клина практически невозможно. «Поймав» это неустойчивое положение, вы не спутаете его ни с чем. Автомобиль словно начинает парить над землей, перестает реагировать на поворот руля. Если уж вы попали в такую ситуацию, вам остается только надеяться на то, что автомобиль не уйдет в занос. Хуже всего, когда водяной клин срабатывает только на одном или двух колесах, тогда заноса точно не избежать.
- Предсказать заранее аквапланирование невозможно, так как оно зависит от слишком многих нюансов: качества асфальта, шин, скорости.
Как образовывается водяной клиной
Как ни странно, но водяной клин чаще всего образовывается на новых шоссейных покрытиях с идеальным асфальтом. На старой дороге выпавшая влага быстро уходить сквозь неровности и трещины. А новенькое шоссейное покрытие становится пленкой, удерживающей влагу на поверхности. Проезжая такие участки на большой скорости, машины зачастую не справляются с нагрузкой и попадают в ДТП. Современные узкоколесные автомобили с дождевыми шинами могут даже и не почувствовать ничего на высокой скорости, так как площадь соприкосновения с водой будет маленькая и непродолжительная. А вот модели с широкими колесами и старой резиной могут и на 40 км/ч уйти в занос. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно заранее озаботиться правильными покрышками и регулярно их проверять. Профилактика – лучший способ борьбы с аквапланированием.
Читайте также: Приборка на ладу гранту
Водяной клин: что делать в такой ситуации?
Избежать гидропланирования можно, внимательно следя за состоянием шин. Они – главное подспорье в безопасной езде по лужам. Специальные углубления и канавки помогают избежать «полета» колеса, вовремя отводя воду. Не забывайте и о том, что у колес есть срок годности, а шины изнашиваются с каждой поездкой. У колес, которые отслужили половину своего срока, опасность аквапланирования увеличивается на 70%. Что еще можно сделать для предотвращения опасных ситуаций на дороге?
Следите за состоянием дороги. Во время или сразу после дождя на дороге нужно быть особо внимательным. На первый взгляд может показаться, что дорога лишь чуть-чуть влажная. А на деле на ней окажется та самая тонкая пленка, которая уведет машину в сторону. Гнать по влажному покрытию также не стоит. Не зря во время осадков на всех скоростных трассах вывешивают ограничения скорости, как правило, не больше 90 км/ч. А если у вас старые шины, то выше 60-70 км разгоняться точно не стоит.
Если вы увидите впереди лужу, объехать которую нет возможности, постарайтесь сбросить скорость и держать руль прямо. Колеса автомобиля наиболее устойчивы в ровном положении. При попытке свернуть уже после начала гидропланирования ваша машина поведет себя непредсказуемым образом.
В случае потери сцепления в водяном клине ни в коем случае не нажимайте на тормоз. Помните о том, что торможение хорошо во время сцепления с дорогой, но во время гидропланирования его просто нет. Наиболее эффективно торможение двигателем. Отпустите педаль газа и держите руль прямо – и таким способом вы выберетесь из гидропланирования с наименьшими потерями.
Советы опытных водителей
В межсезонье, весной и осенью, дороги особенно опасны. Советы опытных водителей помогут вам избежать неприятностей и водяного клина:
Читайте также: Ступичный подшипник ивеко на ниву цена
Соблюдая эти несложные и очевидные правила, вы сможете сохранить контроль над ситуацией на дороге.
Ошибки начинающих водителей
Зачастую неопытные новички при возникновении водяного клина не знают, что делать. Спокойствие и уверенность определяют правильное поведение на дороге. Самая большая ошибка – начать паниковать и пытаться вывернуть руль и затормозить во время аквапланирования. Этим вы не только не исправите ситуацию, напротив, ухудшите ее, подвергнув опасности других участников дорожного движения, которые едут за вами.
Согласно ПДД, водяной клин нужно предотвращать, но если это не удалось, предпримите действия, которые указаны выше. Четкое знание возможных путей решения проблемы поможет вам остаться спокойным во время непредвиденных ситуаций.
Какие шины нужно выбрать, чтобы избежать гидропланирования
При выборе «правильных» шин нужно руководствоваться не красотой или ценой, а их функциональностью. Как правило, на таких колесах можно найти символы в виде капли или надписи Aqua, Water или Rain. Они отличаются углубленными канавками для отвода воды и специальным рисунком протектора. Такие покрышки не защищают на все 100% от аквапланирования, но все же дают возможность проезжать лужи на более высокой скорости. Шины такого типа можно найти у всех известных производителей:
- Michelin (шины Pilot Exalto);
- Pirelli (модель P7);
- Continental (шины ContiPremiumContact 2);
- Good Year (колеса Hydra Grip).
Сцепление шины на твердой поверхности асфальта или бетона происходит за счет взаимного соприкосновения поверхности шины с очень маленькими неровностями дорожного покрытия. После появления влажности на дороге, образуется пленка из жидкости и мелких частиц, которая становится разделительной полосой между дорожным покрытием и шиной. Ослабляются сцепные качества колеса.
Если рассмотреть приведенный ниже рисунок, то можно увидеть некоторые моменты движения шины. На сухой дороге величина «С» показывает площадь соприкосновения шины с дорожным покрытием. Это видно на рисунке «А». Когда поверхность дороги влажная, то эта величина уменьшается на коэффициент d, так как образуется так называемый водяной клин, как видно на рисунке Б. Он возникает из воды, которая выдавливается из-под колеса во время движения. Если увеличивается скорость движения, то увеличивается объем вытесненной воды. Соответственно увеличивается водяной клин, увеличивается давление на шину и она приподнимается над покрытием дороги. В момент увеличения скорости до максимального значения, между шиной и плоскостью дороги появится непрерывный слой воды, как видно на рисунке «В». В этом колеса потеряют контакт с дорогой, и автомобиль станет неуправляемым. Этот процесс называется аквапланированием.
Читайте также: Задняя подвеска гранта спорт
Когда автомобиль попадает в аквапланирование, он движется в определенном направлении, не реагируя на повороты руля и попытки маневрирования, до тех пор, пока не уменьшится скорость движения и не снизится водяной клин под колесом. Если произошла такая ситуация, то не надо пытаться справиться с ситуацией, тормозить или крутить руль. Когда скорость движения автомобиля снизится и уменьшится водяной клин, снова появится контакт колес с дорогой. Иначе автомобиль может занести или резко кинуть его в сторону.
Но не стоит забывать, что аквапланирование отличается от скольжения. Скольжение – процесс частичной потери сцепления с дорожным покрытием, возникающий на любой скорости из-за образования водяной пленки на дорожном покрытии. Это явление чаще всего возникает при резком торможении и повороте, когда автомобиль начинает заносить. Очень опасна водяная пленка, смешанная с пылью, маслами, снегом, остатками топлива, возникающая во время туманов или только начавшегося дождя. При усилении дождя, потоки воды смывают разные загрязнения, и сцепление шин с дорожным покрытием улучшается.
Аквапланирование может появиться в любой момент. Часто оно возникает в момент въезда с сухой поверхности дороги в большую протяженную лужу на высокой скорости. Стоит избегать во время сильного дождя участков дороги с колеями. Также часто аквапланирование возникает в сильный дождь на очень гладком асфальте.
В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:
- Увеличить скорость
- Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза
- Снизить скорость, применяя торможение двигателем
Водяное скольжение – или так называемое аквапланирование – возникает при езде на легковом автомобиле при проливном дожде или при проезде скопления воды на дороге в низинах: осенью, весной или в оттепель. Зная об этом явлении, водитель не должен быть захвачен врасплох. Совет может быть только один – сразу же снизить скорость движения, применяя торможение двигателем. «Техника управления автомобилем».
Источник: