Трек для настройки сабвуфера

Авто

Содержание

  • Музыка для настройки и проверки
  • Первый шаг: включение LPF фильтра
  • Второй шаг: настройка частоты сабвуферного динамика
  • Третий шаг: регулировка выходной чувствительности
  • Четвертый шаг: настройка акустической фазы
  • Пятый шаг: настройка стыка частот
  • Советы по настройке сабвуфера
    • Рекомендуем посмотреть:

Заводские настройки сабвуфера не всегда отражают желаемое звучания. Для того, чтобы сабвуфер воспроизводил максимально точно низкие звуковые частоты его следует предварительно настроить. Кроме того, настройка сабвуфера в авто позволяет расширить диапазон звучания и придать ему характерной окраски.

Музыка для настройки и проверки

Независимо от того, какой музыкальный стиль чаще всего будет прослушиваться через аудио-систему автомобиля, сабвуфер должен быть настроен оптимально для всех направлений, которые отличаются низким частотным спектром. Он делится на два вида низких частот:

  • полезные низы — придают насыщенности;
  • паразитные низы — не уловимы человеческим ухом, ощущаются на физическом уровне в виде легкого дискомфорта.

Настройка предполагает именно избавления или снижение паразитных низов, частота которых от 30 до 40 Гц. В основном они используются в электронных музыкальных композициях и являются ее характерной чертой, которую не стоит убирать. Поэтому использовать электронную музыку для настройки не целесообразно. Оптимальным материалом для проверки будет использование композиций с классическими инструментами. Это позволит сравнить звучание знакомых инструментов и определить паразитные звуковые частоты, так как в классической музыке редко встречаются басы ниже, чем 30 Гц.

Существуют также специальные программы для настройки акустических систем, тонгенераторы, которые помогают настроить автомобильный сабвуфер максимально точно при помощи проигрывания звука в указанным пользователем диапазоне частот.

Первый шаг: включение LPF фильтра

LPF (Low Pass Filter) — низкочастотный фильтр, который позволяет проигрывать динамикам басы, указанные при настройке, при этом ослабляется попадание высоких звуковых частот. Он может быть расположен на головном устройстве автомобиля или на усилителе и обозначается LPF или LP.

Его необходимо включить в диапазоне низких частот 50-63 Гц. Далее этот параметр будет дополнительно регулироваться, после того как будут установлены настройки остальных фильтров. Если LPF фильтр расположен и на панели автомагнитолы и на усилителе сабвуфера, включить его нужно только на одном устройстве. Рационально будет выбрать магнитолу, так как регулировку на усилителе проводить немного сложнее.

Второй шаг: настройка частоты сабвуферного динамика

За частоту проигрывания сабвуфера отвечает фильтр частоты. Он выглядит в виде шестерни (фазавращателя) с отверстием для регулировки отверткой по центру и обозначается Subsonic. Регулировка данного фильтра позволит убрать низкие частоты, лежащие за пределами диапазона слышимости человеческого уха и увеличить срок службы сабвуферного диффузора за счет предотвращения колебаний на грани возможностей. Оптимально отрегулировать частоту на пять параметров ниже, чем штатная фазоинверторная частота сабвуфера, которая указана в его технических документах.

Третий шаг: регулировка выходной чувствительности

Фильтр регулировки выходной чувствительности также выглядит в виде колеса для прокрутки отверткой и обозначается «GAIN» или «LEVEL».

Существует ошибочное мнение о том, что данный параметр отвечает за громкость сабвуфера, на самом деле это не так, даже несмотря на то, что при установке на верхние позиции громкость действительно увеличивается. Этот фильтр отвечает за согласованную работу головного устройства и сабвуфера, настраивается по определенной методике, имеющей четыре простых действия:

  • выставить регуляторы на магнитоле и усилителе на минимум и пускается звуковой сигнал для проверки;
  • постепенно увеличивается громкость до появления первых искажений в звучании, после чего возвращается в последнее положение, при котором было чистое звучание;
  • затем регулятор на усилителе вращается в сторону увеличения до появления первых звуковых искажений;
  • как только появились искажения, регулятор возвращается в крайнее положение, при котором их не было.
  • Четвертый шаг: настройка акустической фазы

    Для того чтобы басы звучали в гармонии с остальными частотами, выдающимися из фронтальных динамиков и при этом не возникало ощущаемого разделения на стороны автомобиля, нужно верно настроить акустическую фазу. Данный параметр настраивается по личным ощущениям водителя и регулируется фазовращателем Acoustic phase, который расположен на лицевой панели усилителя. Следует постепенно вращать фазовращатель регулировки фильтра по направлению часовой стрелки до того момента, пока фронтальные динамики и сабвуфер не начнут играть в одной плоскости / акустической фазе (не будет ощущения отдельного выдавания баса с зада). Композиции для проверки необходимо прослушивать на водительском сидении, где отслоение звука всегда более ощутимо.

    Посмотрите видео по настройке:

    Пятый шаг: настройка стыка частот

    Завершающим этапом настройки является регулировка звучания мидбасов и сабвуфера до гармоничного комплексного звучания музыки. При предварительной настройке уже устанавливались параметры LPF, которые могут иметь разницу с низкими частотами фронтальных динамиков. Из-за этого при проигрывании могут возникать ощутимые провалы. Например, если на фильтре LPF был установлен параметр в 50 Гц, а фронтальные динамики работают с частотой 100 Гц, то звучание будет происходить с провалом частот в диапазоне от 51 до 99 Гц. Это не значит, что фильтр отрежет их полностью. Он только плавно снижает звучание частот, лежащих за пределами указанного параметра, а не вырезает их полностью, но это все равно слишком ощутимо на слух. Для устранения такого эффекта следует провести дополнительную коррекцию параметром фильтра LPF. Для этого нужно:

  • Запустить через акустическую систему музыку, богатую низкими частотами.
  • Повернуть фазовращатель фильтра на несколько позиций по направлению против часовой стрелки. Такая регулировка выравнивает звучание.
  • Если провалы все еще ощутимы. то фазовращатель фильтра поворачивается на три фазы по направлению часовой стрелки.
  • Советы по настройке сабвуфера

    • Спешка и правильная настройка акустической системы — несовместимые между собой вещи. На качественную настройку следует выделить несколько часов свободного времени.
    • Проверять звучание лучше всего на известных или любимых треках, где точно можно отличить правильное звучание от искаженного.
    • Прослушивать треки для проверки следует при закрытых дверях и окнах на водительском сидении, так можно уловить малейшие недочеты.
    • Не ограничивайтесь проверкой на одном треке, лучше всего будет внимательно прослушать несколько композиций различного жанра и с различным набором звуковых частот.
    • Не существует определенных параметров на которые нужно устанавливать показатели фильтров. В данной статье приведены лишь оптимальные и самые популярные установки параметров. Настраивать же необходимо, исходя из личных вкусовых предпочтений, следя за гармоничным звучанием фронтальных мидбасов и сабвуферной головки.

    Отрегулировав все фильтры указанным образом, можно достичь громкого звучания сабвуфера, при этом он будет работать гармонично, не перекрывая общий музыкальный тон. Такая настройка подойдет для всех музыкальных жанров и поможет расширить диапазон их звучания.

    Читайте также:  Волга сайбер 2017 в новом

    Решился все таки доделать последнюю самую занудную, длинную и самую интересную часть FAQ
    Итак мы имеем либо уже давно существующую систему или вновь установленую. И очень хотим ее настроить. Тут рассмотрим самую сложную из обычных повседневных систем, а именно: фронт+тыл+ саб и все от усилков. Для настройки более простой системы просто пропускайте пункты не относящиеся к вам. Все ниженаписанное и выложенное не более чем мое сочинение и рассматривать его как серьезный профессиональный алгоритм настройки и тестирования не стоит. Это всего лишь помощь для обычного обывателя желающего настроить звук в машине поприятнее и не более того. Треки с тестового диска для простоты работы имеют формат мп3 и имеют неплохое качество, но на мегасуперкачество не претендуют. Я их собрал и пользуюсь ими достаточно давно. настраивал многие бюджетные системы с их помощью. Вроде все оставались довольны.

    Начать я думаю нужно с большого отступления от темы. Я хочу вам рассказать от чего горят ваши динамики. Грубо говоря сгореть динамики могут от 2х явлений.

    1е: Частенько доводится слышать такие рассказы: ".Купил дохлые блины, подключил к мафону раскачал на всю и они погорели нафиг. Только басовик бубнит теперь. Блины ваще дерьмо были…". И после этого случая человека абсолютно невозможно убедить в том что его магнитола отдает не больше 15-18 ватт а блины были минимум 25вт. Как не удивительно а именно в ЭТОМ и заключена суть проблемы. Расскажу в 2х словах и как можно проще почему так происходит и иллюстрирую рассказ вынутыми из журнала Авто Звук 1номер за 2005г.статья «понятия» графиками.
    График №1

    2е: Самым опасным и неприятным явление в автозвуке после короткого замыкания является КЛИПП усилителя на низких частотах. Любой усилитель мощности имеет блок питания и грубо говоря максимальная мощность отдаваемая усилителем в конце концов ограничится способностями блока питания. Пока усилитель будет работать в штатном режиме простейший звуковой сигнал будет иметь такую форму:

    поскольку мощности не может быть больше чем есть в питании то сигнал перестанет расти и остановится на максимуме до того момента пока сигнал не пойдет на спад. Эта фигня называется модулированием сигнала. Что же происходит с сабом? Саб достигая предела максимальной амплитуды сигнала "зависает" в крайних положениях до того момента пока сигнал не пойдет на спад и двигается до следующего крайнего положения где снова зависает. В моменты зависания на катушку динамика подается максимальное напряжение и поскольку динамик висит не охлаждаясь и не совершая никакой работы то вся энергия уходит на бестолковый нагрев катушки и магнитной системы. При такой работе динамика мы в лучшем случае теряем эффективность работы динамика. Звук баса становиться более плоским и не выразительным, кроме того изза нагрева повышается сопротивление катушки и после пары песен динамик начинает играть тише. Как правило это и влечет третий график и самый неприятный вариант. Мы делаем громче! загоняя усь в жесткий клипп. Блины в этот момент как правило еще имеют запас и начинают чуть громче играть и нам кажется что стало громче но саб играть громче не стал он начал ЖАРИТЬСЯ!
    Вот график №3 жесткий клип:

    Самая опасность клиппа в том что во первых его неопытным слухом отловить достаточно сложно и во вторых вполне РЕАЛЬНО клиппом усилителя можно спалить саб который ВТРОЕ мощнее усилителя, что на первый взгляд кажется нереальным.

    Подведя итог вышенаписанного можно сказать: динамики в 95% случаев горят от НЕХВАТКИ мощности и кривых рук. Что касаемо сабов то от превышения мощности они горят достаточно редко. Рвутся, срывают витки, ломают диффузоры это да но не горят.И то пока саб порвется он будет аццки хрипеть и трещать, такое не услышать невозможно. Именно этим свойством умело поользуются многие эс пи эльщики, ставя динамики в комфортные для подвижки условия и кратковременно подавая ВДВОЕ большую неклипованную мощность от допустимой на динамик.
    Зная об этих вредных явлениях приступим к настройке системы. Качаем отсюда архив с треками:
    narod.ru/disk/20834113001/тест.zip.html
    До начала настройки стоит проверить правильность подключения динамиков к усилителям и магнитоле. Все выводы на динамики промаркированы полярностью + и -. Динамики также имеют такую маркировку. Но проведя провода к магнитоле можно перепутать полярность. Ничего смертельного не произойдет. Все запоет но динамики на низких частотах начнут прыгать по разному: один вперед другой назад перекачивая воздух друг в друга проваливая низкие частоты. а это плохо. Чтоб этого избежать берем любую батарейку 1.5 вольт и цепляем на провода к каждому динамику поочереди. Если динамик выдвинулся вперед то полярность верная. Сообразя батарейке маркируем провода. Если динамик подвинулся назад то маркируем наоборот. Теперь в соответствии с нашей маркировкой подключаем динамики к магнитоле. Заряжаем аккумулятор, глушим машину, выключаем в магнитоле всякого рода басс бусты, улучшайзеры звука и тд., эквалайзеры ставим на 0 и включаем треки:
    Если ваша система не новая и уже работала то для сравнения можно прослушать все треки из папки «проверочные треки» до настройки и после. Ну и сравнить результаты.

    Трек №1,2,3 из корня архива. По ним определяем правильность подключения динамиков на низких средних и высоких частотах. Когда голос звучит в фазе то звук должен собираться в центре салона либо перед вами и вы четко должны слышать что он звучит посередине. Когда голос звучит в противофазе звук должен рассыпаться по салону и звучать слева и справа отдельно. Если у вас все получается наоборот то значит полярность какого то из динамиков перепутана. Самый яркий эффект должен слышатся на низких частотах. На средних уже не так а на высоких разница между фазами очень часто вообще не слышима. Это в принципе нормально.
    Итак отключаем саб и задние динамики. Прогоняем трек на средней громкости только на передних, при необходимости поправляя полярность. Потом отдельно прогоняем точно также задние динамики. Потом все 4 динамика. При этом можно попробовать поменять полярность обоих задних динамиков на противоположную, иногда после этого звук треков становится еще более сфокусированый. После этого включаем саб и слушаем треки с ним. Потом меняем полярность подключения саба и снова слушаем. Как больше понравилось так и оставляем. С самым главным мы разобрались.

    Читайте также:  Восьмерочная ступица на классику

    Давайте определимся со способностями передних и задних динамиков. Отключаем саб а регулятор громкости уся (GAIN) динамиков ставим в среднее положение. Кроссоверы усилка (или магнитолы если усилка нет) переводим в режим full. громкость звука делаем небольшой и запускаем треки из папки "синусы" слушаем треки от 20гц и выше. Сначала звука практически не будет но на какой то определенной частоте гудение начнет появляться и будет резко увеличиваться с увеличением частоты. Запоминаем частоту трека на котором динамики уже гудят уверенно и их хорошо слышно. Переводим кроссовер усилителя в режим HPF и с помощью ругуляторов на усилителе выставляем примерно ту частоту которую запомнили на треке. Если у вас на основные динамики идет 4х канальный усилитель то тест нужно проводить отдельно для передних и задних динамиков и выставить соответственно фильтры для каждой пары каналов.

    Далее определимся с громкостью основных динамиков. Отключаем саб, ставим регулятор громкости усилителя в минимум и запускаем трек «5.металл» из папки «проверочные треки». Прибавляем на магнитоле громкость до тех пор пока не услышим в динамиках искажений, делаем на 2-3 пункта тише и начинаем прибавлять регулятор громкости на усилителе. Увеличиваем до появления искажений, затем чуть делаем тише. Это и есть максимальная громкость наших основных динамиков. (при 4х канальном усилителе проводим регулировку отдельно для передних и задних динамиков. Если динамики подключены к магнитоле, то с помощью настройки фейдера в магнитоле добиваемся чтоб все динамики начинали искажать звук одновременно.

    Теперь необходимо определиться с максимальнымы возможностями сабвуфера.

    Если саб в оформлении ФИ то сперва нужно установить срез сабсоники или фильтра инфранизких частот. Ставим среднюю громкость сабового усилка и небольшую магнитолы включаем синусы и смотрим на саб. С увеличением частоты синусов ход динамика будет уменьшатся а громкость увеличиваться. Как только громкость станет максимальной а ход минимальным это и есть настройка фазика, смотрим частоту трека и по ней выставляем срез сабсоника. Если этого не сделать то есть риск порвать рано или поздно саб. Этот пункт нужно пропустить тем у кого саб в оформлении ЗЯ.

    После этого выключаем все динамики чтоб не мешали и оставляем только сабвуфер. Кроссовер на сабвуферном усилителе переключаем в режим LPF (нч фильтр) и его срез выставляем максимально высоким к примеру герц на 100.регулятор громкости уся (GAIN) ОБЯЗАТЕЛЬНО выставляем на минимум. Из папки "тест треки" запускаем трек "1.саб". Это всем знакомый гимн бассклуба. Бас в нем очень громкий и качает на повседневных частотах, что нам и необходимо. Сначала крутим громкость магнитолы до тех пор пока в сабе не услышим что сигнал стал изменяться и искажаться. Как только мы услышали искажения, делаем громкость на 2-3 пункта тише и начинаем потихоньку прибавлять уровень громкости на сабовом усилке, при этом прислушиваясь как саб увеличивает громкость. Как только услышали что звук начал меняться, либо перестал увеличивать громкость, отводим гейн чуть назад и оставляем так. Это Безопасный предел саба. Если есть возможность пощупать магнит динамика то можно погонять этот трек прощупывая нагрев магнита, если нет ощутимого нагрева и рука терпит значит настройка сделана верно. Такую настройку можно проводить после замены питающих проводов или усилителя.

    После этого включаем саб и динамики. На сабовом усилке для начала в настройке фильтра LPF выставляем ту частоту которую мы срезали при настройке синусами основных динамиков. Запускаем снова синусы и слушаем поочереди. Особенно на частотах где мы сделали границу среза. Если при переходе частот от саба к основным динамиком ощутимо слышно снижение громкости то необходимо регулятор усиления сабового усилка сделать чуть потише и послушать снова до тех пор пока примерно не станет настолько сильно отличаться в громкости. Если при переходе частот слышно резкое увеличение громкости звука то нужно срез фильтра сабового усилка сделать пониже до тех пор пока звук на слух не выровняется.
    С основной настройкой звука мы покончили. Перейдем к более персональной:

    На средней громкости запускаем по очереди песни из папки «тест треки» и слушаем.
    На треке «2.барабаны» можно оценить работу основных динамиков. Подрегулировать эквалайзером в магнитоле чтоб звук не был бубнящим, навязчивым, настойчивым. Был максимально четким и приятным. Аналогично слушаем треки «3.средние» и «4.пищалки» На последнем треке можно также настроить отражение пищалок от стекла или угол наклона напрямую, чтоб пищалки не «били по ушам» а были не навязчивыми и четкими.

    Ну и последний этап: покрутите все треки из папки «проверочные треки» на разных громкостях оценивая звук и подстраивая понемногу все уже индивидуально на свой слух. При этом стоит поберечься увеличивать сильно громкость усилков дабы не попалить все к чертям :).
    Ну вот собственно и все. Наслаждайтесь! осталось упомянуть что на заведенной машине при толковом питании как правило можно делать на одну единичку громче чем на заглушенной машине а негров стоит слушать на 2-3 пункта тише чем всю остальную музыку. Всем удачного звука.

    P.S. статейка весьма сырая и буду рад всем поправкам, критике и просьбам разъяснить.

    P.P.S. Копия статьи есть в архиве, ее можно для удобства распечатать.

    Удачного всем звука!

    P.P.P.S. просили название треков из папки проверочные треки.

    1.бас.: meelady-гимн бассклуба
    2.барабаны: Brombo- — Brian Bromberg & Akira Jimbo
    3. Средние: Тонкая Красная Нить -Без тебя (аккустическая версия)
    4. Высокие: Любэ- Атас

    Приветствую всех подписчиков!
    После уже давно вышедших моих видео о настройке


    меня не раз уже просили поделиться настроечными треками. А я не делился не потому что жадный, а потому что ленивый))) У меня все эти треки были по разным дискам, папкам, флешкам. Однажды меня всё это достало. Мало того, что при настройке я сижу с бумажкой и ручкой, так ещё и ворох флешек, на каждой по куче папок, а для настройки нужны лишь некоторые, ещё и букет дисков, опять же, с каждого нужны были лишь некоторые.
    И вот я наконец-то собрал всё в одну папку, точнее в десять, где всё логично лежит на своих местах, всё в привычном отработанном порядке слушается и быстро ищется.

    Читайте также:  Как снять дверь багажника ваз 2114

    1. Noise. сначала стерео розовый шум для выставления уровней для каждого динамика. Затем моно розовый шум для сведения левой и правой сторон. Далее узкополосные шумы для оценки АЧХ и сведения по вертикали.

    2. Sin Также помогает оценить АЧХ и найти точки стыковки по вертикали между парами каналов и даже для стыковки с сабом.

    3. Сцена По первому треку можно проверить ширину, высоту и расстояние до сцены. По следующим пяти — позиции на сцене (5 штук). Далее семь барабанов, гуляющая виолончель, гуляющий саксофон и очень полезный простой трек с кругами, рисующимися карандашом, очень легко демонстрирует глубину сцены. Чем больше похоже на круги -тем глубже.

    4. Sub-front Подходящие треки, чтобы оценить стыковку саба с фронтом как по уровню, так и по фазировке (задержка)

    5. Мужской вокал Подобраны композиции с разным мужским вокалом, но каждый трек отлично записанный и должен звучать, что называется, в самую душу. По этим трекам хорошо можно оценить верхний бас и нижнюю середину и их стыковку. Ничего не должно раздражать, голос должен целиком увлечь слушателя.

    6. Женский вокал Снова разные по стилям и по голосам. но одинаково чудесные композиции с доминирующим женским вокалом. Предпоследний трек с норвежским джазом меня особенно увлекает, вокалистка классно играет силой голоса и громкостью, от чего простая и спокойная мелодия насыщается очень сильной энергетикой. По этим композициям хорошо оценивать верхнюю середину ВЧ и их стык, голоса должны быть легкими, воздушными, открытыми, с хорошей полётностью.

    7. Инструментал Духовые (флейта, труба, тромбон, валторна и туба), фортепиано, струнные (две скрипки, альт и виолончель), и тарелки. Главное в звучании — живость и гармония. Если с этим нет проблем, то общий баланс уже хорошо сведён. Трек с тарелками — хорошая проверка для твитеров. Очень хорошо записаны послезвучия каждого удара и даже каждого касания тарелки кисточкой.

    8 Симфоническая Отличные композиции на проверку микро и макродинамики. Должны быть слышны и самые тихие звуки, но должна и передаваться масштабность всего оркестра. Так как записи не студийные и микрофоны, очевидно, не вблизи от инструментов, то заметен небольшой недостаток ВЧ для привыкших слушать студийные записи. Это нормально, ничего страшного.

    9 Панч Хорошие композиции для проверки системы на панчовость. Разбитая лампочка должна заставить вздрогнуть и в секунду сразу же представить, что сейчас придётся идти за щёткой и пылесосом, так как действительно кто-то разбил лампочку) Люблю пугать слушателей этим звуком) Треки с барабанами должны заставить почувствовать, что перед вами сидит натуральный лихой барабанщик, который отчаянно лупит по своим инструментам. Не должно быть слышно, что это запись. Сила каждого удара должна передаваться в полной мере. Трек с фейерверком должен дать живое представление о происходящем, хотя, наверно в полной мере такие звуки всё же не могут быть воспроизведены на какой-либо системе. Всё же с настоящими взрывами не поспоришь, но всегда есть к чему стремиться)

    10 All Тут я собрал композиции, в которых уже нет доминирующих частот, тут всё должно звучать слитно, полноценно, с хорошим объёмом. Для честности я тут привёл самые разные жанры. На хорошей системе в независимости от жанров каждый трек должен "цеплять".

    И последняя папка Listen для экспресс-отслушки системы. Все треки повторяются из предыдущих десяти папок. Папка подобрана именно для того, чтобы оценить систему по всем параметрам быстро (насколько возможно). Я обычно на этом наборе слушаю чужие системы. На а если услышу что-то интересное в хорошую или плохую сторону в каком-то из аспектов, тогда уже возвращаюсь к основным десяти папкам и уже подробнее слушаю нужные треки.

    PS
    Первый же комментарий натолкнул меня на то, чтобы рассказать о сложности или не сложности процесса самостоятельной настройки.
    Многие сомневаться в своих возможностях, что они смогут настроить сами. Это и так и не так одновременно.
    Во-первых существует множество действий, которыми можно владеть на разном уровне. Все обычные водители умеют водить машину, но не все так как гонщики. И не все гонщики так как чемпионы.
    Постараюсь провести аналогию. Вот учится человек водит машину. Буквально за 1-2 недели уже появляются навыки достаточные, чтобы уметь заставить машину ехать, тормозить, поворачивать. Ещё месяц уходит чтобы начать разбираться в дорожной обстановке, понимать, куда, когда и как надо ехать. Ну а некоторая уверенность и комфортное спокойное вождение приходит лишь за первые тысячи километров пробега. У всех по-разному, но идея такая.
    Вот и с настройкой.
    Сначала нужно разобраться с теорией. Надо постараться себя заставить не лениться и понять, какие динамики что должны играть, как всё это связано. За часик это не получится, но всё же за несколько вечеров чтения полезных книжек представление появляется.
    Далее нужно не полениться и прочесть инструкцию к своему ГУ, процессору, усилителям…Нужно научиться управлять своим оборудованием. Это тоже не должно занять много времени при должном усердии и если не лениться) И вот дальше уже можно начать настраивать, понимать, что куда двигается, как это влияет на звук.
    Вот на этом этапе настройщик подобен успешному выпускнику автошколы. Уже может самостоятельно ездить по дорогам, пусть и не с полной уверенностью, но тем не менее, уже можно! Ну а дальше, тот или иной уровень мастерства приходит со временем, когда настраиваешь, перенастраиваешь свои и не только свои системы. Очень полезно ездить на соревнования, слушать другие системы, слушать советы судей. Это уже будет появляться и накапливаться тот опыт, который появляться у водителя по мере того, как долго он за рулём и как много проехал.

    Так что не надо бояться, если есть желание, то все дороги открыты! Научиться настраивать свою систему может каждый и на начальном, но уже приемлемом уровне этому можно научиться довольно быстро, если приложить к этому усилия)