Споттер для кузовного ремонта что это такое

Авто

Содержание

  • Что такое споттер и как он работает?
  • Порядок выбора споттера
  • Основные производители споттеров
  • Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками
  • Рабочая схема споттера
  • Споттер для кузовного ремонта своими руками
    • Подбираем комплектующие
    • Как правильно переделать трансформатор для споттера
    • Изготовление блока управления
    • Выбор корпуса споттера и силового провода
    • Изготовление рабочего сварочного пистолета – подробная фото и видеоинструкция
    • Изготовление обратного молотка для споттера своими руками
  • Из чего можно сделать споттеры
    • Споттер своими руками из инверторного сварочного аппарата
    • Споттер из микроволновки
    • Споттер своими руками из старого аккумулятора
  • Как правильно работать самодельным аппаратом
  • Что такое споттер и как он работает
  • Назначение и сферы применения оборудования
  • Виды споттеров
  • Как работать споттером
  • Как выбрать оборудование
  • Основные производители и модели
    • Рекомендуем посмотреть:

В процессе кузовного ремонта автомобилей часто приходится выполнять рихтовку и точечную сварку отдельных частей корпуса. Нет необходимости в приобретении дорогостоящей и громоздкой машины точечной сварки, если в распоряжении автослесаря имеется споттер. Его универсальность и незаменимость даёт ему неоспоримое преимущество перед другими аппаратами.

Что такое споттер и как он работает?

В традиционных технологиях точечной сварки свариваемые изделия располагаются между двумя противоположно размещёнными электродами, которые при смыкании образуют электрическую цепь. Её энергетической мощности достаточно для локального расплавления металла и образования приварной точки (spot).

Споттер для кузовного ремонта представляет собой не двух-, а одноточечный портативный сварочный аппарат. С этой целью один из контактов устройства соединяется с восстанавливаемой конструкцией («земля»), а второй включается в схему споттера. В зависимости от схемы споттеры подразделяются на инверторные и трансформаторные, причём промышленные конструкции чаще всего используют трансформаторную схему, а самодельные – инверторную.

Составные части споттера:

  • Пневматические клещи, при помощи которых происходит прижим свариваемых элементов. В некоторых исполнениях споттеров зажимы клещей выполняют функцию электродов.
  • Комплект крепёжных приспособлений – петель или проволочных зажимов (крючков для споттера), а также расходников, в частности, сменных электродов разного диаметра.
  • Обратный молоток, производящий рихтовку.
  • Устройство индикации и контроля за ходом процесса.
  • Соединительные медные кабеля в изолирующей оплётке.
  • Некоторые производители споттеров увеличивают их функциональность за счёт комплектации устройства пуллером – рихтовочным приспособлением, которое позволяет механически выправлять локальные дефекты на поверхности изделий толщиной до 2…2,5 мм. Пуллер для споттера может иметь механический и рычажный прижим.

    Споттер работает так. В односторонних конструкциях свариваемые части прикрепляются друг к другу крючками или петлями, после чего включается инвертор/трансформатор, и в замкнутую цепь подаётся электрический ток. Его предельное значение настраивается в зависимости от поставленных задач. Если требуется выполнить только рихтовку, нагрев поверхности не должен превышать 780…850ºС, при которой металл уже начинает интенсивно размягчаться, а скорость окалинообразования ещё невелика. Для точечной сварки потребуется довести температуру на контакте (контактах – для двухсторонних споттеров) до 1500…1550ºС.

    Когда точка соединения нагревается до заданной температуры, выполняют рихтовку, используя обратный молоток, пуллер или клещевой зажим споттера. После формирования соединения пистолет отводят от места сварки, ток отключают, разжимают клещи, и проверяют качество выполненных операций.

    автор Дмитрий Мелёхин 2.8k Просмотров Мнений

    Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки. В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей. Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма. Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.

    Читайте в статье:

    Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками

    Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле. Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки. Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.

    Читайте также:  Как подсоединить усилок к магнитоле

    Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

    Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.

    Статья по теме:

    Какой сварочный аппарат инвертор лучше для дома и дачи. Виды устройств, достоинства и недостатки и обзор популярных моделей – в нашей публикации.

    От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

    Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл. Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд. Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

    Рабочая схема споттера

    Для корректной сборки инструмента необходимо разобраться в принципиальной схеме работы споттера.

    Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Далее оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост. Затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.

    Принципиальная схема работы споттера

    Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.

    Споттер для кузовного ремонта своими руками

    Существует несколько вариантов, как сделать споттер для кузовного ремонта своими руками из отслуживших своё приборов. Рассмотрим подробно каждый вариант сборки.

    Подбираем комплектующие

    Главная и самая сложная часть работы – подобрать правильный трансформатор. Для создания необходимого токового импульса нужен трансформатор на 1500 А. Если у вас такого нет под рукой, чуть позже расскажем, как сделать его самостоятельно.

    Кроме этой важнейшей детали для сборки споттера потребуются: обратный молоток, блок управления (в нём находится тиристор 200 В), диодный мост, контрактор (220 В), а также реле на 30 А.

    Как правильно переделать трансформатор для споттера

    Перемотка трансформатора – самый трудоёмкий этап. Обычно для этих целей выбирают медный или алюминиевый провод. Рассмотрим порядок работ более подробно.

    Иллюстрация
    Описание действия

    Для работы используем 2 пустые болванки от катушек, наша задача их соединить в одну

    Отрезаем выступающие боковые части с двух катушек, склеиваем секундным клеем, обматываем тканью и заливаем лаком. Углы проклеиваем картоном. Это сделано для того, чтобы при намотке не перегибало провод. У нас получилась одна большая болванка.

    Начинаем намотку проводом в несколько слоев, диаметр 1,1 мм. В нашем случае получилось около 112 витков на ряд. Каждый слой прокладываем изоляционной бумагой. Это сведет к минимуму риски межвитковых замыканий.

    Делаем ответвление. Их будет три штуки. Можно менять напряжение на вторичке не сматывая ее. Это слегка увеличит нагрузку на первичку, но для кратковременных работ, к примеру, переключения тока с 3 Вольт, на 5-ть вполне подойдет.

    Выводим провода из катушки

    Если вы хотите получить дополнительные знания, как правильно намотать трансформатор для споттера, посмотрите это видео