Сколько транс масла в кпп восьмерки

Авто

Содержание

  • Признаки необходимости замены
    • Что потребуется для замены
  • Ваз 2108 замена масла кпп
    • Сливаем старое
    • Заливаем новое
  • Инструкция проверки уровня и доливки масла
    • Какое выбрать трансмиссионное масло для современного автомобиля? Да и нужно ли задумываться о том, что и когда заливалось в его коробку?
  • ЧТО ПРОВЕРЯЕМ?
  • ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ?
  • ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ
  • ВОПРОС-ОТВЕТ
    • Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов?
    • Чем отличаются масла GL-4 от GL-5? Или, по-нашему, ТМ-4 от ТМ-5?
    • Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла?
    • Гоняться ли за синтетикой? Или ситуация та же, что с моторным маслом?
    • Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора?
  • 1 no copyright
    • Вопрос о смешивании — можно или нет?
    • Нужна ли промывка при замене масла?
    • Можно ли заливать в «ручную» коробку GL-5?
  • МАСЛО В МКПП: КАКОЕ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ?
  • 2 no copyright
  • 3 no copyright
  • 4 no copyright
  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ
    • ADDINOL Gear Oil GH 75W-90
    • BP Energear SGX 75W-90 Победитель в номинации «Защита от износа»
    • Castrol Syntrax Universal Plus
    • Eurol Lubricants Transyn Synthetic
    • JB GERMAN OIL Hypoid Getriebeoel GL 4 plus Победитель в номинации «Защита от износа»
    • Liqui Moly «Высокопроизводительное трансмиссионное масло» Победитель в номинации «Энергосбережение»
    • Mobil Mobilube 1 SHC Fully Synthetic Supreme Performance Gear Oil
    • Motul Gear 300 100% synthese Победитель в номинации «Экстрим» «Энергосбережение» Гран-при
    • NGN Synthetic Transmission Oil Победитель в номинации «Цена/качество»
    • Shell Spirax Axle Oil S5 ATE
    • SRS Schmierstoffe Getriebefluid 5 L Победитель в номинации «Быстрый прогрев»
    • Total Transmission Syn FE
    • Рекомендуем посмотреть:

Узнал от знакомых что они льют обычное моторное масло в коробку. Се менял недавно залил шелл синтетику 75w-80. После разговора с ними почуйствовал ся идиетом. Типа нах лить трансмиссию если можно и обычное. Кто че думает про это?

В инете посмотрел инфу многие оказывается так делают.
Может подсолнечное тогда уж заливать?

[Сообщение изменено пользователем 30.01.2009 15:54]

Тогда нах все производители делают для коробки свое масло а для двигла свое? Идиоты? Интересно а сами автопроизводители такое допускают.

От старожилов, от представителей завода.
А ещё у меня под рукой книжка на ВАЗ-2109. 1986 г.в.

Система смазки двигателя:
М-12Г1 (летнее)
М-6з/10Г1 (всесезонка)
М-5з/10Г1 (всесезонка)
М-8ГИ (зимнее)

Картер коробки передач:
М-8ГИ (-40/+45)
М-12Г1 (-25/+45)
М-6з/10Г1 (-40/+45)
М-5з/10Г1 (-40/+40)

На другие машины тоже самое?

масло лить надо то что рекомендует завод.

Какие другие?
Коробка 10-го семейства, Приоры и Калины со времен первых зубил не притерпела кардинальных изменений. Моторное масло тоже пережует.
Вот только моторы стали мощнее, нагрузки выше. Да и масло трансмиссионное появилось более подходящее для переднеприводных КПП. Так-что лучше будет трансмиссионку заливать.

Для классики моторное масло в КПП и задний редуктор неприменимо в силу конструкции.

Ну дык мало кто про это знает. Так же как и то, что с завода она шла с моторным в коробке (не знаю как сейчас).

На какие другие? На наш передний привод – таки да.

Письмо главного конструктора ВАЗа устроит?

зы: а дело было так: погоняли они коробку на моторном – ресурс заявленный выхаживает с запасом. Погоняли на трансмиссионном – ресурс коробки еще больше увеличился (но не в целом, а шестерен).
Плюс поскольку трансмиссионка погуще – и сальнички держат получше. Но вот ресурс синхронизаторов (больная вторая передача) на моторном будет побольше, чем на трансмиссионном. А поскольку конечный пользователь – он думает что раз дороже и рекламистей – значит лучше – он и льет трансмиссионку. Которая намного, намного дороже.

нет такого критерия "иномарки" в выборе масла для кпп, есть вязкость, нагрузка сваривания и тд.

Всё было намного проще. На момент выпуска первой "восьмерки" советская промышленность из трансмиссионок выпускала только ТАД-17И. Элементарно – не было просто ничего подходящего. Использовать моторное масло – то компромиссное решение для промышленности, которое позволяло выпустить новые модели в эксплуатацию.
Современная синтетика 75w90 GL4+ всё же лучше, чем моторное масло. А в спорте коробки долго не живут – можно залить и что подешевле.

Декстрон? А коробка выживет после этога?

Как правило, это отдельная коробка, без интегрированного дифференциала. Чаще всего – на заднем приводе.

Можете поздравить. Моему авто, где в коробке плещется Dexron II исполнилось 30 лет. И коробка родная прекрасно работает до сих пор.
ATF вообщ-то трансмиссионное масло, только особенное. Самое "тонкое" – "тоньше" моторного. Соответственно, коробки, где плещется ATF радуют четкой и точной работой. Даже при больших минусах на улице.

ЗЫ осторожнее с Dexron III – это часто синтетика, плохо совместимая с синхронизаторами (если они не чугунные) .

[Сообщение изменено пользователем 31.01.2009 21:22]

О маслах для трансмиссии автомобиля ВАЗ-2108 и его модификаций

Появление автомобиля ВАЗ-2108, в своё время, стало событием едва ли не более
значительным, чем появление на дорогах страны первых ,,жигулей“. По конструкции
ВАЗ-2101 не сильно отличался от ранее выпускавшихся автомобилей. Другое дело
ВАЗ-2108: привод на передние колёса и поперечное расположение двигателя. К тому
времени не одно поколение водителей было убеждено, что на автомобиле (во всяком
случае отечественном) двигатель может располагаться только вдоль кузова. За редким
исключением ВАЗ-2108 не унаследовал от классических ,,жигулей“ деталей и узлов,
совершенно новый автомобиль!

Значительное количество технических решений не встречалось ранее в отечественном
автопроме. Одновременно с улучшением потребительских свойств, конструкция
переднеприводного
автомобиля в целом проще, чем классического, а потому и в обслуживании он получился
более технологичным. Например, при переднеприводной компоновке трансмиссионное
масло необходимо заливать не в два объёма, а в один, потому что коробка передач
и главная передача объединены в один блок. Кроме того реечный рулевой механизм,
применённый в ВАЗ-2108, смазывается не трансмиссионным маслом, как механизм
червячный,
а пластичной смазкой, рассчитанной на весь срок службы агрегата. Если же рассмотреть
количество агрегатов трансмиссии у полноприводной ,,Нивы“, то с добавлением
раздаточной
коробки и редуктора переднего моста, их становится в два раза больше, чем у
классических
,,жигулей“ и в четыре, чем у ВАЗ-2108. Однако и это не предел: у одной из
модификаций
автомобиля УАЗ-469 к агрегатам, имеющимся у ,,Нивы“ добавляются четыре колёсных
редуктора. Сложно сравнивать по проходимости УАЗ и ВАЗ-2108, но у того и у другого
по четыре колеса, а заправочных объёмов трансмиссии у первого в восемь раз больше
чем у второго. Это же 2 в 3-й степени !

При знакомстве с Руководством по эксплуатации ВАЗ-2108 многих удивил тот факт,
что в коробку передач предписывалось заправлять. моторное масло, там просто
дублировались
марки, предназначенные для системы смазки двигателя. Первоначально не удавалось
найти документального объяснения: почему отказались от традиционного для ВАЗа
ТАД-17и, или хотя бы: почему применили моторное, а не другое трансмиссионное
масло.

В водительской среде бытовало как минимум две причины этого. По первой из них
от ТАД-17и отказались из-за того, что в конструкции коробки передач ВАЗ-2108
шестерни вторичного вала вращаются на игольчатых подшипниках, а достаточно густое
ТАД-17и поздно достигает этого узла трения, особенно после начала движения при
низких температурах. Подобная версия звучала малоубедительно: в коробке передач
классических ,,жигулей“ шестерни действительно вращаются непосредственно на валу,
однако один игольчатый подшипник в конструкции коробки есть. Он находится в расточке
первичного вала и на него опирается передний конец вала вторичного. Подшипник
нагружен, особенно при движении на первой передаче, никак не слабее игольчатых
подшипников коробки передач ВАЗ-2108, а маслу до него добраться ещё сложнее,
чем до последних, однако проблем в этом месте не возникало.

Вторая версия звучала так: в целях упрощения технологии изготовления и обслуживания
автомобиля конструкторы решили использовать вместо двух масел (моторного и
трансмиссионного)
– одно, моторное. Подобное решение уже встречалось в автомобилях в большей степени
предназначенных для армии. Например, в многоосных автомобилях МАЗ в двигателях
и агрегатах трансмиссии предписано использовать одно и то же масло – МТ-16п.
По устаревшей классификации буквы МТ характеризуют ,,класс дизельных масел
предназначенных
для смазки мощных быстроходных дизелей“ К. К. Папок ,,Смазочные масла“, М.:
Воениздат,1962,
стр. 203. Однако, судя по назначению, логичнее назвать его
,,моторно-трансмиссионным“.
Это же масло является основной маркой для всех агрегатов трансмиссии семейства
автомобилей Урал-375. Причём в картерах ведущих мостов оно применяется наравне
с классическим трансмиссионным маслам ТАП-15В. Позже появления масла МТ-16п
разработали
масло МТ-8п, его в технической литературе назвали именно как
,,моторно-трансмиссионное“.
Предназначено оно для гусеничных машин явно армейского назначения. Видимо в военном
ведомстве актуально сужение номенклатуры смазочных материалов, но ВАЗ-2108 совсем
другое дело. Автомобиль гражданский, количество заправочных объёмов трансмиссии
сведено к минимуму, трудоёмкость обслуживания снижена до предела. Куда ещё упрощать?

Первое документальное объяснение применения в коробке передач переднеприводных
ВАЗов моторного масла удалось найти в статье М. Вотинов, В. Власов ,,ВАЗ-2108.
Трансмиссия“, ,,За рулём“ No 10/86 стр. 6. Материал достаточно познавательный,
но причина применения моторного масла в трансмиссии звучит неубедительно: ,,В
трансмиссии теперь нет гипоидной пары, для которой нужно специальное масло, поэтому
в коробке передач и главной передаче ВАЗ-2108, имеющих общую масляную ванну,
применено моторное М-8ГИ“. Отказ от ТАД-17и понятен, но почему рекомендовано
моторное масло? На момент выпуска ВАЗ-2108 в широком употреблении находились
масла 3-й эксплуатационной группы ТСп-15к и ТАП-15В (не предполагающие гипоидного
зацепления). Кроме того, существовали масла 4-й группы, по эксплуатационным
свойствам
занимающие промежуточное положение между вышеописанными двумя марками и ТАД-17и,
например ТСп-14гип, а также ТСз-9гип. Совершенно логично поступили конструкторы
автомобиля ЗАЗ-1102 ,,Таврия“. Коробка его аналогична по конструкции коробке
ВАЗ-2108,
но в ней не отказались от ТАД-17и, наравне с ним рекомендуют использовать ТСп-15к,
а как замену – ТАП-15В.

Читайте также:  Дневные ходовые огни фото на машине

Большинство справочников конца 80-х, да и 90-х годов даже не упоминает, что в
трансмиссии одного из самых массовых отечественных автомобилей, употребляется
моторное масло, не говоря уже о принятии такого решения. Лишь в издании
,,Химики-автолюбителям“
под общей редакцией А. Я. Малкина, 1990г., есть упоминание о использовании моторных
масел в трансмиссии ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, но о причинах такого решения – ни слова.

Новую информацию удалось черпнуть в статье Начальника лаборатории ГСМ ВАЗА Владимира
Дорфмана ,,Жигулёвское меню“, ,,За рулем“ No 12/98, стр. 132-133: ,,Более 10 лет
в коробку ,,самар“ заливали только моторное масло, которое не обеспечивало
требуемой
надёжности и долговечности деталей. Делали это не от хорошей жизни. Традиционное
ТАД-17и из-за особенностей конструкции синхронизаторов вело себя ещё хуже. Резьба
на латунных кольцах, призванная срывать масляную плёнку с муфт и уравновешивать
обороты валов, быстро забивалась отложениями. Синхронизатор переставал работать,
заставляя коробку рычать при каждом переключении“. Вновь понятно, почему отказались
от ТАД-17и, но опять нет объяснения, по какой причине не использовали другие
трансмиссионные масла, как будто их просто не существовало: есть ТАД-17и и моторные,
первое не подошло, поэтому использовали вторые!

Вывод пришлось делать самостоятельно: все существующие трансмиссионные масла
способствовали отказам синхронизаторов оригинальной конструкции, а специальное
масло, совместимое с ними, по разным причинам внедрить в производство не удавалось.
Потому и использовали моторные масла, имеющиеся в наличии и худо-бедно справляющиеся
с поставленной задачей.

В вышеуказанной статье, едва ли не впервые, упоминается о разработке одной из
российских нефтяных компаний в 1996 году специального трансмиссионного масла
для коробок передач ,,самар“. Обозначение его SAE 80W85 API GL-4, что по ГОСТ
17479.2-85 соответствует обозначению ТМ-4-12. Немногим позже другая российская
нефтяная компания разработала масло такого же назначения и с такими же
обозначениями.
В 1998 году третья российская нефтяная компания разработала универсальное
трансмиссионное
масло для всех агрегатов трансмиссии всех автомобилей ВАЗ, обозначение его SAE
80W85 API GL-4/5 (ТМ-4/5-12). В современном Руководстве по эксплуатации
переднеприводных
ВАЗов для трансмиссии рекомендуют масла именно этих производителей. Только масло
второй компании обозначено SAE 80W90 API GL-4, что скорее соответствует ТМ-4-18,
однако в розничной торговле это масло встречается именно с такими обозначениями.
Есть в продаже (во всяком случае на фирменных АЗС) масло первой нефтяной компании.
Универсальное же масло в розничной сети встретить не удалось, хотя известно,
что завод его производит, правда только под заказ. Видимо оно целиком поступает
на ВАЗ, полностью вписываясь в технологию розлива. Скорее всего, его недоступность
только к лучшему: как большинство универсальных вещей оно не лучшим образом работает
как в ,,жигулях“, так и в ,,самарах“. Поэтому для первых лучше использовать
ТМ-5-18,
а для вторых – ТМ-4-12.

В завершении есть желание сказать несколько слов в защиту надёжности коробки
передач ,,самар“. По сравнению с коробками ,,жигулей“ они действительно чаще
требуют
ремонта. Это легко объяснимо: узел значительно сложнее в силу совмещения в одном
блоке двух агрегатов, а также ограничением по габаритам. Именно из-за этого
применили
синхронизаторы с уменьшенным ходом, а скользящая муфта синхронизатора I-II передач
является одновременно ведомой шестернёй заднего хода. Однако, даже при применении
не слишком подходящего моторного масла, многие коробки без нареканий прослужили
более четверти миллиона километров и служат до сих пор. Другое дело, что не все
знакомы с особенностями управления коробкой передач. Иные владельцы ,,самар“ даже
после многих лет эксплуатации не могут включить передачу заднего хода без скрежета
шестерён. Между тем в Руководстве по эксплуатации чётко прописано: ,,Для движения
задним ходом заднюю передачу включайте только при полностью остановленном
автомобиле,
выдержав паузу примерно в 3 секунды после нажатия на педаль сцепления“. В
современном
Руководстве информация эта затерялась внутри книги, а 10 лет назад её помещали
в конце издания в специальных примечаниях, да ещё выделяли жирным шрифтом. Кроме
того, среди многих владельцев ,,самар“ существует чрезмерное увлечение V передачей.
Иные умудряются двигаться на ней в городских условиях, обрекая тем самым как
двигатель, так и коробку на повышенный износ деталей. Между тем, пятая передача
в ,,самаре“ предназначена для достижения максимальной экономичности при движении
по хорошим дорогам с оптимальной скоростью, соответствующей оборотам двигателя
близким к максимальному крутящему моменту. Такой же режим работы двигателя
желательно
поддерживать при движении на других передачах, не исключая первую.

Попробуйте следовать вышеописанным рекомендациям (грамотное управление автомобилем
и применение рекомендуемых горюче-смазочных материалов) и при прочих равных условиях
(качество изготовления деталей автомобиля и сборки его узлов) двигатель и коробка
прослужат максимально долго.

Коробка ваз 2108, стрелка справа указывает на сливную пробку

Замена масла в кпп ваз 2108 проводится каждые 40 тысяч километров. Работа не сложная, гнать автомобиль на СТО только терять время и деньги.
Вы легко выполните ее своими руками. Так как для этого не требуются навыки автослесаря и специальные инструменты.
Понадобится лишь яма или эстакада, потому что очень неудобно производить замену в коробке машины, стоящей на домкратах.

К сведению: КПП (коробка переключения передач)служит для преобразования тягловой силы двигателя с передачей ее к ведущим колесам автомобиля, а также для ступенчатого преобразования его скорости через понижение либо повышение передаточного числа. Коробка – это наиболее устойчивый и «долгоживущий» узел автомобиля, его неполадки встречаются реже, чемнеполадки любых других частей авто, при условии правильной эксплуатации.

Признаки необходимости замены

  • Повышение шумности работы коробки
  • Ухудшение переключения передач
  • Пробег автомобиля превысил 40 тысяч километров

Что потребуется для замены

  • Свежее масло специально для КПП (коробки перемены передач), рекомендуется фирменное.

Примечание: Помните, что емкость коробки передач: пятиступенчатой – 3,3 литра;
четырехступенчатой – 3,0 литра.

  • Накидные ключи на 12 и 17
  • Шприц (для заливки) либо воронка
  • Чистая ветошь
  • Емкость (ведро, обрезанная пластиковая канистра, главное чтобы не менее трех литров) для слива старого

Прежде чем проводить замену, снимаем резиновый колпачок с сапуна, промываем его и проволокой прочищаем отверстие. Устанавливаем на место колпачок.

Стаскиваем колпачок с сапуна, проволочкой прочищаем отверстие, промываем колпачок и возвращаем его на место

Ваз 2108 замена масла кпп

Сливаем старое

Производим слив старого масла «на горячую», (предварительно прокатившись на автомобиле) тогда оно более жидкое и хорошо сливается из коробки. Для этого мы уже подготовили емкость, вместимостью не менее трех литров.
Используя гаечный ключ на 12, откручиваем сливную пробку, после этого масло начинает стекать в подставленную емкость, которую мы держим близко к сливному отверстию. (Расположение заливной и сливной пробок мы видим на фото №3)

Фото № 3, расположение заливной и сливной пробок

Затем, чтобы ускорить процесс, выкручиваем пробку из заливной горловины, используя ключ на 17.

Внимание: Выкручивая заливную пробку, будьте осторожны – напор при этом из сливной горловины сильно увеличивается.

Когда масло стекло из КПП полностью, протираем посадочное место и сливную пробку сухой чистой ветошью. После этого хорошенько, с усилием, закручиваем пробку назад.

Примечание: Не используйте никогда какие-либо растворители либо моющие средства чтобы “промыть” коробку.

Заливаем новое

Вопрос – какое масло залить? Конечно же ВАЗовское, рекомендуемое заводом производителем.
Не стоит гнаться за дороговизной, цена сегодня не означает качество и опасайтесь подделок. Чтобы наполнить новым маслом коробку передач, понадобится специальный шприц либо насос.
Но такие инструменты есть далеко не у каждого владельца автомобиля, поэтому (если у вас нет) воспользуемся народным методом.

Наполняем коробку передач новым маслом, используя специальный шприц

  • Для этого нам понадобится пластиковый шприц, имеющий большой объем с толстым выходным отверстием
  • Плотно насадите гибкий шланг на его «носик» , если нет шлага подойдет трубка, длиной 20-25 сантиметров. Которую, мы приматываем изоляционной лентой либо скотчем, во избежание протекания.
  • Затем набираем масло этим шприцем из канистры и заливаем его в горловину коробки. Периодически проверяем уровень масла подручными средствами – крючком из проволоки либо просто пальцем.
  • Достаточный уровень масла совпадает с уровнем нижней части наливной горловины.
  • После того, как замена масла в кпп на ваз 2108 произведена, протираем пробку заливной горловины ветошью. Закручиваем пробку

К сведению: Мне хочется отметить для вас еще один важный момент. Если вы приобрели автомобиль б/у, вам следует менять масло в КПП незамедлительно – обычно, перед продажей, применяют наиболее дешевое, которое слабо предохраняет от износа детали КПП

Инструкция проверки уровня и доливки масла

В процессе эксплуатации любого автомобиля рекомендуется проверять уровень масла в коробке каждые 5- 10 тысяч километров, это поможет своевременно обнаружить утечку и предотвратить выход из строя деталей КПП.

Совет: прежде чем производить работу по проверке уровня масла в коробке автомобиля и доливки его, устанавливаем автомобиль, на ровную площадку .

Указатель уровня (щуп) коробки передач на автомобиле ваз 2108 располагается возле аккумуляторной батареи, в левой части отсека мотора.

Предупреждение: Прежде чем проводить проверку уровня масла в коробке после поездки — обязательно надо заглушить двигатель и подождать 5

10 минут, чтобы масло стекло с шестерен и валов в картер коробки. Доливку масла в коробку производится, с применением той же марки, что и ранее (масла разных марок могут при смешивании потерять свои свойства).
Уровень в корпусе коробки не должен сильно превышать метку «МАХ», иначе произойдет его вытекание через сальники и прокладки, что приводит к повышенному расходу.

  • Поддерживайте уровень ближе к верхней отметке
  • Нижняя отметка означает минимальный допустимый уровень
  • Если уровень в коробке опустился ниже этой отметки, шестерни уже недостаточно смазываются и коробка быстро сломается.

Совет: доливайте в коробку масло выше (на 5 миллиметров) от метки «МАХ», расположенной на щупе(если у вас пятиступенчатая коробка), это улучшит условия работы подшипников шестеренки пятой передачи, но не превышайте этот уровень .

  • Вынимаем (щуп) указатель уровня из коробки.

Читайте также:  Garrett gt17 на ниву

Вынимаем щуп смазки

  • Протираем его сухой чистой ветошью.
  • Вставляем указатель уровня на место до самого упора и снова вынимаем его.
  • Теперь смотрим уровень масла, он определяется по масленой пленке.
  • Нормальный уровень располагается между отметками МАХ и MIN на щупе (верхний и нижний выступы).

Отметки уровня на щупе

  • Если уровень ниже отметки «MIN», доливаем масло, через отверстие щупа до отметки «МАХ» либо чуть выше.
  • Вставляем указатель на его место.
  • Если на коробке передач отсутствует указатель уровня масла, тогда уровень масла проверяем по нижней кромке маслоналивного отверстия.
  • Для такой проверки уровня необходимо выкрутить маслоналивную пробку снизу автомобиля из корпуса коробки передач.

Выкручиваем заливную горловину, она показана стрелкой

Вот так производится проверка уровня в КПП ваз 2108, более подробно вы сможете увидеть на видео.

Какое выбрать трансмиссионное масло для современного автомобиля? Да и нужно ли задумываться о том, что и когда заливалось в его коробку?

Зачем заменять то, что служит всю жизнь? Оптимизм уходит, когда обнаруживаешь на заднем дворе СТО гору убитых механических и автоматических коробок, снятых с автомобилей одной очень известной фирмы. Какой? Ну, не важно… Важно то, что коробки нынче стали практически одноразовыми! Их стараются не ремонтировать, а менять целиком, — во сколько такая замена обойдется без гарантии, прикидываете? Поэтому коробку надо холить и лелеять и обязательно баловать хорошим маслом. Лучше всего полностью синтетическим, класса вязкости 75W-90, класса качества API GL-4 — такое отлично подойдет ручным коробкам.

Жаль, отечественной трансмиссионной синтетики на прилавках не видать. Только импорт — в основном европейский, преимущественно немецкий. Вместо GL-4 производители предпочитают указывать и GL-4+, и GL-4/5, и GL-3/4/5. Вот их и купили, аж дюжину. Разбег в цене — от демократичных 345 рублей за литровую банку голландского NGN до 775 рублей за французское Motul Gear 300. Стоит ли так переплачивать? На то мы и устроили экспертизу.

ЧТО ПРОВЕРЯЕМ?

В целом маслу в коробке работать проще, чем в моторе. Но проблем хватает: необходимо одновременно и образовывать тончайшую пленку, и обеспечивать смазку шестерен. Должна быть серьезная защита от задира и износа. Поэтому в характеристиках трансмиссионки важны и вязкость, и состав, и набор присадок.

ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ?

А вот и то, ради чего все затевалось. Официально заявляем: масла очень даже разные и явно не из одной бочки. Разбег результатов по отдельным параметрам — не на проценты, а в разы! И не всегда эффект соответствует цене. Лидер выявился сразу — у эстерового Motul Gear 300 наилучшие показатели и по нагрузке сваривания, и по индексу задира, и по критической нагрузке. С износом чуть хуже, но тут вообще интересно: ни одно из испытанных масел не уложилось в требования ГОСТа для группы ТМ-5. Почему так? Возможно, это следствие уменьшения содержания в современных продуктах серы и фосфора, которые раньше определяли высокие противоизносные свойства. Но негативным полученный результат тоже считать нельзя: мы же выбираем масло для механических коробок группы GL-4, где противоизносные показатели вообще не нормированы ГОСТом.

А вот и еще один нюанс, ради которого стоило поработать. Оказалось, что противоизносные и противозадирные свойства изменяются в противофазе! На уровне интуиции это понятно. Основной принцип защиты от износа — проложить между деталями что-то мягкое, скользящее. А для увеличения стойкости к задиру требуется обратное. Поэтому эффективный пакет присадок должен обеспечивать некий компромисс между двумя взаимоисключающими факторами.

Ну а что лучше-то? Наши советы на тему «Что выбрать?» — ниже. Досье всех участников мы расположили по алфавиту. А пожелание одно: не отмахивайтесь от «коробочных» масел.

Пока коробка не отмахнулась от вас.

Результаты отличаются друг от друга не на проценты, а в разы!

ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ

Трибологические параметры. Характеризуют защитные свойства масла при контактном воздействии в зубчатых зацеплениях. Определяются согласно ГОСТ 9490–75 на четырехшариковой машине трения: три неподвижных стальных шарика внизу, один крутится с заданной скоростью вверху и на него давит нагрузка. Конструкция погружена в масляную ванну, в которой плещется испытуемое масло. А дальше обо всем говорит поведение шариков и пятен контакта. Для разных типов трансмиссионных масел его нормирует наш ГОСТ 17479.2–85, — есть общепринятые способы трактовки результатов таких испытаний. Конечно, зарубежные производители ГОСТу следовать не обязаны, но мы в России живем, а потому для оценки качества масла можем взять нормы этого документа.

Критическая нагрузка. Это порог разрушения масляной пленки. ГОСТ ее величину не нормирует, поэтому рассудим просто: чем она выше, тем лучше.

Задир и износ. Главные беды зубчатого зацепления. Характеризуются индексом задира и показателем износа. Индекс не нормирован — в общем, чем выше, тем лучше. Показатель износа для масел GL-4 (ТМ-4 по-нашему ГОСТу) не нормируется, а вот для ТМ-5 (или GL-5 по-«ненашему») должен быть не больше 0,4 мм. В общем, чем меньше, тем лучше.

Нагрузка сваривания. Основной параметр, по которому нормируют противозадирные свойства. Его определяют просто: грузят и грузят шарики до тех пор, пока машина трения не остановится. Для масел ТМ-4 нагрузка сваривания должна быть не меньше 3000 Н, для ТМ-5 — 3280 Н. Возьмем эти цифры как критерий оценки.

Вязкость. При рабочих температурах оцениваем кинематическую вязкость, при низких — динамическую. По кинематической вязкости при 40 и 100 °C рассчитываем индекс вязкости, характеризующий степень зависимости вязкости от температуры. Диапазон изменения этой вязкости при 100 °C для класса 75W‑90 достаточно широкий — от 13,5 до 24 сСт. Чем больше вязкость при рабочей температуре, тем, вообще говоря, тяжелее мотору. Чем меньше динамическая вязкость при отрицательной температуре, тем быстрее прогреется коробка и лучше поедет машина.

Температура застывания. Тут все просто: чем ниже, тем лучше.

Температура вспышки. Вместе с температурой застывания в определенной степени характеризует стабильность и качество базового масла. Чем она выше, тем обычно лучше база, — а значит, можно ожидать, что и ресурс такого масла будет большим.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов?

Не годятся. Для автоматических коробок созданы специальные жидкости с иными свойствами. Тут очень важно соблюдать рекомендации завода-производителя, ведь жидкость ATF обеспечивает работу гидротрансформатора, который требует строго заданной вязкостно-температурной характеристики. А для механических трансмиссий эти требования значительно более мягкие.

Чем отличаются масла GL-4 от GL-5? Или, по-нашему, ТМ-4 от ТМ-5?

Согласно ГОСТ 17479.2–85 назначение масел группы ТМ-4 — цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. А адресаты масел ТМ-5 — гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. Отсюда и различия в требуемых защитных свойствах, о которых сказано в статье. Поэтому, в частности, переход с GL-4 на GL-5 и обратно недопустим: это разные масла с разными свойствами.

Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла?

Да, понизит, если шум обусловлен повышенными зазорами в узлах коробки. Но в разумных пределах, конечно. При высокой степени износа даже самое вязкое масло не спасет.

Гоняться ли за синтетикой? Или ситуация та же, что с моторным маслом?

Синтетика более стабильна и потому гарантирует больший ресурс. Кроме того, она имеет более высокий индекс вязкости, поэтому низкотемпературные свойства таких масел лучше. Так что определенная аналогия с моторными маслами есть.

Читайте также:  Цвета окраски кузовов газ 31105 2007 2009г

Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора?

Цифры означают средний диапазон вязкости для класса масла в универсальных секундах Сейболта (SSU). Для трансмиссионных они берутся впрямую, для моторных — делятся пополам.

1 no copyright

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

Вопрос о смешивании — можно или нет?

Смотря что смешивать. Масла одинаковых групп по SAE и API теоретически мешать можно, но практически — мы не советуем.

Нужна ли промывка при замене масла?

Если изначально была залита хорошая синтетика, то не нужна.

Можно ли заливать в «ручную» коробку GL-5?

Масло GL-5 предназначено для тяжелонагруженных высокоскоростных гипоидных передач. Его усиленные противозадирные и противоизносные функции обеспечиваются повышенной концентрацией присадок на базе серы и фосфора, которые агрессивны по отношению к цветным металлам. Но на практике элементы трансмиссий индивидуальны, а потому в определенных случаях автопроизводитель может разрешить использовать во всех узлах трансмиссии один тип масла.

МАСЛО В МКПП: КАКОЕ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ?

Номинация «Экстрим»

Победитель в этой номинации гарантирует защиту коробки при максимальных нагрузках.

Золото у Motul Gear 300.

Номинация «Защита от износа»

Эти продукты можно рекомендовать тем, кто не спешит менять автомобиль и не собирается играть в шумахеров на трассе.

Золото у BP Energear и JB .

Серебро взяли ADDINOL, NGN и SRS .

Номинация «Энергосбережение»

Гарантирует лучший КПД. Для бережливых, в общем.

Победители — Motul Gear 300 и Liqui Moly .

Серебро у Mobil Mobilube и ADDINOL .

Номинация «Быстрый прогрев»

Эти масла лучше других преодолевают холодное оцепенение после ночной спячки.

Лучшим оказалось масло SRS .

Серебро взяли BP Energear и Shell Spirax .

Номинация «Цена/качество»

Тут все ясно из названия.

Ясен и победитель: NGN .

Гран-при

Если говорить о максимальной защите (даже для коробок спортивных автомобилей), то здесь с эстеровым маслом тягаться сложно.

Победитель — Motul Gear 300 .

Серебро у Castrol Syntrax, Mobil Mobilube, Eurol Transyn .

2 no copyright

3 no copyright

4 no copyright

Противоизносные и противозадирные свойства масел проявляются в противофазе.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ADDINOL Gear Oil GH 75W-90

Германия

Цена 1 л — 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5

Допуски: MIL-L-2105D, VW 501 50

На этикетке ни слова по-русски! Из серьезных плюсов — один из самых высоких показателей защиты от износа. Но тут же в качестве ложки дегтя — скромные результаты по индексу задира и нагрузке сваривания. И низкотемпературные свойства не лучшие.

— Сравнительно невысокие защитные свойства по задиру.

BP Energear SGX 75W-90 Победитель в номинации «Защита от износа»

Бельгия

Цена 1 л — 470 руб.

SAE 75W-90, API GL-4+

Допуск: Suitable for VW 501 50

Защита от износа самая лучшая, а от задира — хуже, чем у большинства. По показателю износа вплотную приблизилось к очень строгим требованиям ГОСТа для масел более высокой группы — ТМ-5. Хорошие низкотемпературные свойства и самая высокая температура вспышки.

+ Лучшая защита от износа, доступная цена.

— Невысокие значения индекса задира.

Castrol Syntrax Universal Plus

Германия

Цена 1 л — 550 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5 & MT-1

Допуски: MAN 3343S, 341E3; Scania STO 1:0; MB-Approval 235.8; ZF TE-ML 02B, 05B, 12B, 16F, 17B, 19C, 21B; SAE J2360

Один из лучших показателей защиты от сваривания сочетается с удовлетворительной защитой от износа. Очень низкая температура застывания — с самым низким индексом вязкости. При этом наиболее высокая температура вспышки обещает большой ресурс.

+ Высокая нагрузка сваривания обеспечивает длительную защиту от задира; низкая температура застывания.

— Низкий индекс вязкости.

Eurol Lubricants Transyn Synthetic

Нидерланды

Цена 1 л — 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5 & MT-1

Допуски: Meets ZF TE-ML 01, 02, 05, 07, 08, Volvo 97310, Scania STO 1:0 BOX; MAN 341 TL/341 Type Z-3; MAN 342 SL/342 Type S-1; MAN 3343 S/SL; MIL-L-2105 B/C/D; MIL-PRF-2105E; DAF ZF TE-ML 02 BOX.

На банке опять ни одного русского слова! Но на «ненашем» языке с одной стороны крупно написано, что синтетическое, а с другой, значительно более мелким шрифтом, — полусинтетика… Чему верить? После испытаний больше верим второму.

+ Высокая нагрузка сваривания, даже по нашему строгому ГОСТу проходит как ТМ-5.

— Худший показатель по износу.

JB GERMAN OIL Hypoid Getriebeoel GL 4 plus Победитель в номинации «Защита от износа»

Германия

Цена 1 л — 520 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5 & MT-1

Допуски: MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ARVIN MERITOR 0-79-N; SAE J2360; MIL-PRF-2105E; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C DAF IVECO

Один из лидеров по количеству допусков от автопроизводителей, вот только из описания непонятно — «одобрено» или «соответствует»? Защита от износа отменная, а индекс задира слабый. Низкотемпературные характеристики на уровне. И при этом наибольшая вязкость при рабочих температурах!

+ Хорошие защита от износа и низкотемпературные свойства.

— Худший в обзоре индекс задира.

Liqui Moly «Высокопроизводительное трансмиссионное масло» Победитель в номинации «Энергосбережение»

Германия

Цена 1 л — 620 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 + (GL-4/GL-5)

Допуски: Ford ESD M2C 175-A; VW Norm 50150 (G50); ZF TE-ML 08

Очень недешевое, но в целом невыдающееся масло. Трибологические параметры средние, низкотемпературные свойства хорошие, однако не лучшие, индекс вязкости тоже сравнительно невысокий. И в чем же заключается заявленная «высокопроизводительность»?

+ Удобная бутылка со встроенной шприц-масленкой, хорошие низкотемпературные свойства.

— Дорого для средних параметров.

Mobil Mobilube 1 SHC Fully Synthetic Supreme Performance Gear Oil

Швеция

Цена 1 л — 750 руб.

SAE 75W-90, API GL-5/MT-1

Допуски: Approved MB — Approval 235.8, MAN M 3343 Type S; MAN 341 E3; ZF TE-ML 02B/05B/12B/16F/17B/19C/21B; JSC AVTODISEL YaMZ Gearbox. Meets Scania STO 1:0; ZF TE-ML 07A

Весьма приличные результаты по уровню защиты трансмиссии при высоких нагрузках. Но одновременно самый низкий индекс вязкости предопределяет слабые низкотемпературные свойства. При этом вязкость при рабочих температурах позволяет предположить сравнительно низкие потери на трение в трансмиссии.

+ Хорошие защитные свойства.

— Очень дорого! И странно низкий для синтетики индекс вязкости.

Motul Gear 300 100% synthese Победитель в номинации «Экстрим» «Энергосбережение» Гран-при

Франция

Цена 1 л — 775 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5, MIL-L-2105D

Масло на основе эстеров сразу выделяется на фоне остальных. У него самые высокие показатели по защите от задира и сваривания, по стойкости масляной пленки. При этом рабочие вязкости не крадут лишних «лошадей» из-под капота. По всем признакам — лидер теста.

+ Лучшие трибологические показатели по критической нагрузке и защите от задира.

NGN Synthetic Transmission Oil Победитель в номинации «Цена/качество»

Нидерланды

Цена 1 л — 345 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5, MT-1

Допуски: отвечает требованиям MAN 341/342/3343; Scania STO 1:0 BOX; MIL-L-2105 B/C/D-PRF 2105E; Volvo 97310; DAF ZF TE-ML 02; ZF-TE-ML 01/02B/05B/07A/08A

Масло с не очень известным у нас именем оказалось самым недорогим, но вполне достойным. По основным параметрам ничем не уступает более именитым, а кое в чем даже превосходит их. А потому получает первое место в номинации «Цена/качество».

— Низкая температура замерзания и достаточный уровень основных физико-химических показателей в сочетании с доступной ценой.

+ Высокая вязкость при рабочих температурах.

Shell Spirax Axle Oil S5 ATE

Швейцария

Цена 1 л — 480 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/5

Допуски: Approved Ferrari, Porsche

Заявлено для экстремально нагруженных трансмиссий, однако при этом трибологические показатели по всем позициям невыдающиеся. Но неплохие низкотемпературные свойства и вязкость при рабочих температурах соответствуют заявленному назначению.

+ Хорошая защита от задира, сравнительно доступная цена.

— Высокая вязкость при рабочих температурах увеличивает потери на трение.

SRS Schmierstoffe Getriebefluid 5 L Победитель в номинации «Быстрый прогрев»

Германия

Цена 1 л — 490 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 Plus

Масло, не похожее на других. Ярко-зеленого цвета, да и по составу явно отличается. Самый высокий индекс вязкости определяет лидерство по низкотемпературным свойствам. Но вязкость при высоких температурах тоже большая — ждите потерь на трение. Неплохая защита от износа.

+ Низкие значения динамической вязкости при отрицательных температурах, хороший показатель износа.

— Большая вязкость при высоких температурах, не самые высокие противозадирные показатели.

Total Transmission Syn FE

Франция

Цена 1 л — 550 руб.

SAE 75W-90, API GL-4, GL-5, MT-1

Допуски: Approved MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C; SAE J2360; MB-Approval 235.8; MACK GO-J

Большая вязкость при низких температурах удлинит прогрев коробки на морозе. При этом и рабочая вязкость приличная, что увеличит потери на трение, зато защитит подшипники. Из существенных плюсов — низкая температура замерзания и высокая температура вспышки.