Содержание
- Мотонасос легкового автомобиля ВАЗ-2108
- «КОПЕЕЧНЫЙ» АПГРЕЙД
- Рекомендуем посмотреть:
Большинство электроприводов агрегатов автомобиля имеют простую схему управления включением электродвигателя — либо непосредственно выключателем, либо через контакты промежуточного реле.
В двухскоростном электроприводе изменение частоты вращения вала электродвигателя достигается включением последовательно в цепь якоря резистора, а если конструкция двигателя это предусматривает, изменением числа включенных в цепь катушек обмоток возбуждения или подводом тока к третьей щетке двигателя с возбуждением от постоянных магнитов.
В системе охлаждения двигателя автомобиля электродвигатель вентилятора управляется биметаллическим датчиком температуры охлаждающей жидкости (рис. 2. А). У холодного двигателя контакты SK датчика температуры разомкнуты, обмотка реле KV обесточена даже при включенном выключателе SA. Электродвигатель М вентилятора отключен от сети, и двигатель интенсивно прогревается.
Рис.2. А) Схема управления электровентилятором системы охлаждения двигателя автомобиля. Б) Схема управления двухскоростным стеклоочистителем.
При достижении нужной температуры контакты SF датчика замыкаются, и реле KV включает электродвигатель вентилятора. При переохлаждении двигателя вентилятор отключается. Такая работа вентилятора обеспечивает оптимальный тепловой режим работы двигателя и, как следствие, экономичный расход топлива.
Схема управления электродвигателем стеклоочистителя должна обеспечивать возможность его работы с малой и большой частотой вращения вала, периодического включения электродвигателя с перерывами в 3—5 с, а также укладку щеток при отключении стеклоочистителя в крайнее положение так, чтобы они не загораживали обзор водителю.
На рис. 2. Б. приведена схема управления двухскоростным стеклоочистителем. Электродвигатель М стеклоочистителя управляется переключателем SA, имеющим три положения. Вывод «+» от бортовой сети подключен к переключателю SA через биметаллический автомобильный предохранитель F и выводы 1 и 2 штекерного разъема электродвигателя. Вывод 3 штекерного разъема постоянно соединен с массой. В положении I переключателя SA питание подается на основные щетки электродвигателя, и он работает с малой частотой вращения вала. При переводе переключателя в положение II питание подводится к дополнительной щетке и электродвигатель начинает работать с высокой частотой вращения. Для останова электродвигателя переключатель SA переводят в положение 0. Однако электродвигатель при этом сразу не останавливается, а продолжает работать, получая питание через размыкающие контакты концевого выключателя SQ и выводы 4 и 6.
Рис. 3. Схема управления стеклоочистителем с реле РС514
После укладки щеток в крайнее положение концевой выключатель срабатывает и замыкает замыкающие контакты. При этом щетки двигателя через выводы 3, 4 и 6 оказываются соединенными накоротко, двигатель начинает работать в режиме динамического торможения, и его останов ускоряется.
На автомобилях семейства ВАЗ широко применяется схема управления стеклоочистителя тепловым реле времени РС514 (рис. 3). Два вывода электродвигателя М постоянно подключены к сети питания (вывод 4 соединен с массой, вывод 2 — с выводом «+» сети). В положении II переключателя SA электродвигатель М получает питание через выводы 1 и 4 и работает с постоянной частотой вращения до тех пор, пока переключатель SA не будет переведен в другое положение. В положении I к сети питания подключаются выводы 3 и 4 реле РС-514. При этом через размыкающие контакты КК:1 теплового реле КК питание поступает к обмотке реле KV. Оно замыкает замыкающие контакты KV:2, и электродвигатель начинает работать, получив питание через вывод 6 реле. Одновременно к сети подключается спираль теплового реле КК. При ее прогреве биметаллическая пластинка реле прогибается и разрывает контакты КК:1. При этом обесточивается обмотка реле KV, его контакты KV:2 размыкаются, отключая спираль теплового реле КК от сети питания, и замыкаются контакты KV:1.
Электродвигатель переходит в режим динамического торможения, когда замкнутся замыкающие контакты концевого выключателя SQ. При этом он будет отключен от сети до тех пор, пока биметаллическая пластинка теплового реле КК не остынет и не замкнут контакты КК:1. После этого реле KV вновь включит электродвигатель в работу.
Таким образом, при положении I переключателя SA достигается прерывистый режим работы стеклоочистителя. При положении 0 переключателя SA электропривод отключается, уложив щетки стеклоочистителя в крайнее положение.
Рис.4. Схема управления стеклоочистителем и стеклоомывателем автомобиля электронным реле 52.3747
Применение электронных реле позволяет совместить управление стеклоочистителем и стеклоомывателем. На рис.4 показана схема управления приводом стеклоочистителя и стеклоомывателя ветрового стекла автомобиля ВАЗ-2108 электронным реле 52.3747. При положении I выключателя SA система отключается. При этом выводы якоря электродвигателя M1 стеклоочистителя через его размыкающий концевой выключатель SQ и контакты KV:2 реле КV оказываются замкнутыми, вследствие чего обеспечивается динамическое торможение и быстрый останов электродвигателя.
При положении IV выключателя SA напряжение сети через встроенный в стеклоочиститель биметаллический предохранитель F 3 подается на основные щетки электродвигателя М1, и он работает с малой частотой вращения вала. В случае перевода выключателя SA в положение V питание подводится к третьей дополнительной щетке электродвигателя, и он работает с высокой частотой вращения вала; интенсивность очистки стекла увеличивается.
Читайте также: Не работает дроссельная заслонка признаки
При положении II и III (не фиксированном и фиксированном) выключателя SA осуществляется прерывистый режим работы стеклоочистителя. В этом режиме напряжение подводится к основным щеткам электродвигателя M1 только в том случае, если замкнуты контакты KV:1 реле KV. Срабатыванием реле KV управляет электронная схема реле времени, собранная на операционном усилителе DA и транзисторах VT1 и VT2.
При переводе выключателя SA в положение II или III ток поступает к выводу j реле 52.3747, соединенному с входом операционного усилителя DA. Операционный усилитель обеспечивает периодическую зарядку конденсаторов С2 и СЗ, при разрядке которых на цепь база — эмиттер транзистора VT 1 этот транзистор и транзистор VT2 открываются. Реле KV через переход эмиттер — коллектор транзистора VT2 и вывод 15 подключается к сети питания, срабатывает, контакты KV:1 замыкаются, включая через вывод s электродвигатель стеклоочистителя, который начинает работать с малой частотой вращения. После разрядки конденсаторов С2 и СЗ цепь базы транзистора VT1 обесточивается, он закрывается, закрывается и транзистор VT2, реле KV разрывает контакты KV:1, и стеклоочиститель отключается. Появление напряжения на выводе s реле 52.3747 происходит с частотой 14 циклов в минуту.
Реле 52.3747 при включении стеклоомывателя обеспечивает одновременно включение и работу двигателя стеклоочистителя с малой частотой вращения. При переводе выключателя SA в положение VI (стеклоомыватель включен) через вывод 86 происходит смещение в прямом направлении перехода база — эмиттер транзистора VT4, и транзисторы VT4, VT3, VT1 и VT2 открываются.
Реле KV замыкает контакты KV:1, и стеклоочиститель начинает работать. После отключения стеклоомывателя конденсатор С4 некоторое время разряжается на цепь база — эмиттер транзистора VT3, поддерживая транзисторы VT3, VT1 и VT2 в открытом состоянии. При этом после отключения стеклоомывателя очищение стекла прекращается не сразу, а после двух — четырех полных циклов очистки.
Мотонасос легкового автомобиля ВАЗ-2108
На автомобилях ВАЗ-2108 электродвигатель стеклоомывателя объединен в один узел с насосом, образуя единый узел — мотонасос. Мотонасос нагнетает жидкость в три магистрали — к ветровому стеклу, к заднему стеклу и к фарам. Открытие магистрали осуществляется электромагнитными клапанами. На схеме рис.4 электромагнитный клапан К магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу включается одновременно с электродвигателем М2 насоса при переводе выключателя SA в положение VI. Диод VD служит для разделения цепей электродвигателя М2 и клапана К, в результате чего обеспечивается возможность подачи жидкости мотонасосом в другие магистрали. В системе очистки заднего стекла автомобиля ВАЗ-2108 электронное реле времени 45.3747 после возвращения рычага выключателя стеклоомывателя в исходное положение еще в течение 5с держит клапан и мотонасос во включенном состоянии.
«КОПЕЕЧНЫЙ» АПГРЕЙД
VAZ 2101 как идеальный вариант первой машины
для рукодельного человека.
Феликс КАСАТКИН, Санкт-Петербург
Свою «автомобильную карьеру» я начал с ZAZ 968. Проездив на нем полтора года, приобрел незыблемую уверенность, что любая машина способна более-менее послушно перемещаться во времени и пространстве не более пяти дней подряд. Да и то при условии, что последующие два выходных будут полностью отданы ей, любимой.
Желание ездить на машине без еженедельных парко-хозяйственных дней спровоцировало покупку летом 1994 года «копейки» 1977 года издания за $1750. Пробег у нее был 70 тыс. км: предыдущий хозяин-пенсионер ездил лишь на дачу — с дачи. Поэтому состояние было на удивление хорошим. Некоторое время я просто КАТАЛСЯ и радовался: дескать, какую замечательную машину придумали итальянцы. Но как-то раз все-таки пренебрег поговоркой «от добра добра не ищут». Это и стало началом апгрейда* моей «копейки».
Первым шагом была установка блока электронного зажигания «Искра-2М». Эта тиристорная система, достаточно популярная в советские времена, давно уже не выпускалась серийно. Но я смог приобрести ее из старых запасов прямо на заводе-изготовителе «Темп» за 10 тыс. руб. (около $3,5 на то время). Установив систему, сначала был несколько разочарован, не почувствовав «снижения расхода бензина, увеличения мощности двигателя и уменьшения выброса СО». Но с течением времени оценил: электронное зажигание позволило забыть о существовании в машине трамблера. За три с половиной года ни разу не возникало необходимости чистить контакты прерывателя и регулировать УЗСК.
Следующий шаг апгрейда был вынужденным. В реле-регуляторе традиционно слиплись контакты, и бедный аккумулятор выкипел до самого дна.
На знакомом заводе «Темп» мне посчастливилось приобрести реле-регулятор РН-6, имеющий две особенности. Во-первых, у него есть специальный измерительный вывод, подключаемый прямо к плюсовой клемме аккумулятора. Теперь напряжение генератора зафиксировалось на уровне 14,2 В при любых оборотах и нагрузках двигателя. Установленный тогда же новый аккумулятор (снова тюменский 6СТ55 ПМА) ни разу за последующие три года не потребовал подзарядки и долива воды. Во-вторых, у реле есть провод, подключаемый к датчику аварийного давления масла. При остановленном двигателе и включенном зажигании обмотка возбуждения генератора отключается, не перегреваясь и не сажая аккумулятор.
Читайте также: Акцент жрет масло но не дымит
Чтобы контролировать работу системы энергоснабжения, собрал индикатор напряжения, использующий штатную лампочку. Она загорается при напряжении ниже 13,2 В, сигнализируя о разряде аккумулятора. А при напряжении выше 14,8 В лампочка моргает, показывая перезарядку. Освободившееся при установке индикатора реле РС-702 было использовано как реле блокировки стартера после пуска двигателя. А для сохранения контактов реле и замка зажигания я применил диод (Д-242), гасящий ЭДС самоиндукции обмотки втягивающего реле.
Схема индикатора показана на рис. 1. Резистором R2 устанавливается порог загорания лампочки в 13,2 В, а резистором R4 — порог начала мигания в 14,8 В. Подключение индикатора к проводке автомобиля показано на рис. 2. В случае возникновения проблем к штатной схеме можно вернуться за пару минут, переставив три штекера.
Ездить на «копейке» хотелось быстро и, по возможности, безопасно. Для этого я поставил галогеновые фары. Возросший ток заставил применить для их включения реле РС-527 (так же, как на VAZ 21013).
Вскоре на моем авто появились «волговские» противотуманки. Для их подключения был установлен дополнительный предохранитель на 16 А и реле РС-527. Включать противотуманки было поручено включателю подсветки приборов (на мой взгляд, практически бесполезному). Видимость после этих мер существенно улучшилась. Чтобы добиться адекватного улучшения заднего обзора, особенно с осени по весну, решился на установку заднего стекла с обогревом.
Непрекращающаяся борьба за хорошую обзорность принесла еще один результат: был сделан регулятор длительности паузы «дворников». В качестве исходного материала использовал штатное реле-пауза РС-514. Вся электронная схема на маленькой монтажной плате умещается в корпусе реле. Из него удаляются контакты, размыкающие цепь обмотки, и навитая на них нагревательная спираль (это позволяет использовать даже нерабочие реле). Контактная часть самого реле остается прежней, как и подключенный к ней жгут проводов. Никаких изменений в цепь подключения «дворников» не вносится и в случае отказа регулятора паузы (всякое бывает) его можно просто заменить на обычное РС-514.
Почти навязчивой идеей у меня была установка тахометра — и результатом стала. замена родного «торпедо» на переднюю панель от старого VAZ 2106 в сборе со щитком приборов. Доплатить пришлось около $35, но давняя мечта сбылась. Новое подключение измерительных приборов несложно, но требует терпения, достаточного количества разноцветных проводов, штекеров и обязательно удобочитаемых и правильных схем электропроводки обеих машин. На двигатель установил тройник с датчиком давления масла — так удалось задействовать манометр. Подрулевой переключатель заменил на аналогичный с правым рычажком для «дворников», установив бачок омывателя с электромотором.
Из разряда вещей, необходимых каждой машине, поставил аварийную сигнализацию в виде опять же «шестых» реле поворотов 231.3747 и выключателя аварийной сигнализации 24.3710.
Страдая некоторой рассеянностью, я нередко захлопывал ключи в багажнике. Каждый раз прибегать к монтировке надоело — из подручных средств изготовил электромагнитный замок багажника. Этим «подручным средством» стало втягивающее реле от случайно завалявшегося «восьмерочного» стартера. У реле убрал заднюю крышку с контактами, возвратную пружину заменил на более слабую и закоротил на корпус вывод удерживающей обмотки, оставив только втягивающую. Реле установил на двух кронштейнах, прикрепив их к ребру жесткости багажника, идущему вдоль его нижней кромки. В выступающем верхнем конце защелки замка просверлил отверстие 2 мм и соединил его с якорем реле стальной проволочкой. Если реле установлено в плоскости качания защелки, то при открывании багажника ключом якорь реле свободно перемещается, не создавая помех.
Полдня потратил на замену штатного вентилятора охлаждения на электровентилятор от той же «шестерки». Менять одновременно радиатор на «шестой» или впаивать втулку для датчика включения не хотелось. Да и надежность датчика вызывала сомнения. Поэтому я решил управлять вентилятором с помощью компаратора, подключенного к указателю температуры (рис. 4). Эта схема надежно работает уже два года. Сложнее было установить кожух вентилятора на радиатор — в «копейке» он значительно ближе к двигателю, чем в «шестерке». Пришлось изогнуть по месту нижнюю перекладину опоры кожуха, отпилив нижний кронштейн ее крепления (чтобы не задевал за шкив помпы). Резиновые опоры радиатора снизу развернул задом наперед, а из верхних проушин его крепления удалил резиновые втулки. На двигателе отпилил заподлицо с гайкой верхнюю шпильку крепления крышки цепного привода. В итоге между двигателем и мотором вентилятора получился зазор около 5 мм, которого вполне достаточно, чтобы исключить их «встречу» при продольной раскачке двигателя. Теперь мотор прогревается раза в два быстрее (особенно зимой — в любую температуру и без картонки в радиаторе), на холостом ходу в машине стало чуть тише, а «печка» начинает гнать теплый воздух минут через пять после пуска при минус 20°С.
Читайте также: Ступица переднего колеса ваз 2110 цена
Такими были изменения, внесенные мной в конструкцию «копейки». Предвижу вопрос: если в результате конструкция электрооборудования просто стала повторять схему «шестерки», то не проще ли было просто купить себе VAZ 2106? Отвечу: нет, не проще. Во-первых, изготовление своими руками различных самоделок — это форма самовыражения, своеобразное хобби (в моем случае с уклоном в сторону закона Ома). Во-вторых, я считал и считаю «копейку» просто идеальным вариантом первой машины молодого человека, не лишенного склонности к кручению гаек. Опыт ежедневной эксплуатации моего экипажа на протяжении почти четырех лет это полностью подтверждает.
* Апгрейд (от англ. upgrade) — повышение мощности или функциональных возможностей механизма путем замены или установки дополнительных составляющих (компьютерный жаргон).
Рис. 1. Схема индикатора напряжения. R1, R8, R9: 33K; R2, R4: 10K; R3: 5K; R5, R6: 3,3M; R7: 300* 0,5Bt; R10: 240K; R11: 10K; R12: 27; R13: 820; R14: 1,5K; C1, C2: 2,2 мкФ (керамика); C3: 1,5 мкФ (керамика); C4: 100 мкФ* 16B; VD1: KC 147A; VT1: KT503; VT2: KT816; DA1, DA2: K554 CA3; DD1: K561 ТЛ1 (ЛФ7).
Рис. 2. Схема подключения контрольных приборов системы электроснабжения: а — штатная; б — с индикатором напряжения.
Рис. 3. Регулятор длительности паузы «дворников». R1: 6,2K; R2: 15K; R3: 220K гр.А; R4: 1K; R5: 390K; R6-R8: 2K; C1, C3: 100 мкФ 16B; C2: 0,068 мкФ; VD1, VD2: КД521Б; VT1: KT315Б; VT2: КТ816В; DA1: K1006ВИ1.
Рис. 4. Компаратор управления электровентилятором системы охлаждения. R1: 10K; R2: 1K; R3: 5,6K; R4: 27K; R5: 120K; R6: 680 Ом; R7: 2K; C1: 3,3 мкФ* 25B; C2: 262 мкФ (керамика); VT1: KT817Б; DA1: К554СА3.
Реле цикличности для стеклоочистителя
Цикличный режим работы стеклоочистителя, когда щетки совершают только одно движение через каждые 5. 15 с, заметно облегчает управление автомобилем при мелком моросящем дожде и измороси.
В таком режиме может работать стеклоочиститель любого автомобиля, если подключить к нему реле РС514 от автомобилей ВАЗ, Схема включения приведена на рис. 49.
Реле 1 имеет четыре вывода. Желтый провод постоянно подключен к плюсу бортовой сети; красный и синий соединяются с двухполюсным тумблером 2, например типа ТП1-2. Один из контактов тумблера, как показано на рисунке, следует проводом 3 соединить с незаземленным контактом концевого выключателя 5, обеспечивающего остановку щеток стеклоочистителя в крайнем положении. Белый провод реле остается свободным.
В показанном на схеме положении тумблера 2 реле 1 не действует, стеклоочиститель работает как обычно, то есть его можно включить и выключить «штатным» переключателем. При нижнем положении тумблера стеклоочиститель работает в цикличном режиме. Его «штатный» переключатель при этом обязательно должен находиться в положении «Выключено», в противном случае возможно повреждение реле из-за перегрева биметаллической пластины. Конечно, необходимость следить за положением переключателей не является достоинством данной схемы, однако это искупается ее простотой. Реле и двухполюсный тумблер могут быть установлены в любых удобных местах.
В продаже бывает специальный регулятор цикличности для стеклоочистителя под названиями «Интервал» и «Пауза». Этот прибор может быть установлен на любой автомобиль; он дает возможность регулировать продолжительность цикла в пределах от 2 до 15 с.
Линза к указателю спидометра. Многие люди среднего и пожилого возраста отлично видят вдаль, но при рассматривании предметов на близком расстоянии — 30. 50 см — вынуждены пользоваться очками.
Рис. 49. Схема включения реле стеклоочистителя:
1 — реле РС514; 2 — тумблер двухполюсный; 3 — провод; 4 — стеклоочиститель; 5 — концевой выключатель стеклоочистителя, обозначения цветов выводов: Ж — желтый; Б — белый, К — красный, С — синий
Водителям, имеющим такие изменения зрения, для наблюдения за дорогой и управления автомобилем очки не требуются; однако они плохо различают показания близко расположенных приборов, з особенности счетчика пройденного пути.
Советуем в этом случае подобрать небольшую увеличительную плоско-выпуклую линзу и укрепить ее прямо на защитном стекле спидометра напротив счетчика пройденного пути (рис 50). Линзу можно приклеить любым прозрачным клеем: нитроцеллюлозным, эпоксидным, БФ-2. Цифры будут видны в увеличенном размере.
Рис. 50 Установка линзы на стекло спидометра:
1 — барабанчик счетчика пройденного пути; 2 — защитное стекло спидометра; 3 — увеличительная линза