Схема бензопровода ваз 2110 инжектор

Авто

Содержание

  • Особенности системы питания двигателя ВАЗ 2112 (1,5i)
  • Особенности системы питания двигателя ВАЗ 21124 (l,6i)
    • Рекомендуем посмотреть:

Система питания автомобиля предназначена для хранения запаса топлива, очистки топлива и воздуха от посторонних примесей, подачи воздуха и топлива в цилиндры двигателя. Система питания состоит из топливного бака, топливного модуля, топливного фильтра, топливной рампы с форсунками, воздушного фильтра, топливопроводов, воздуховодов, дроссельного узла, впускного модуля, а также системы улавливания паров бензина.

Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, очищается от пыли воздушным фильтром. Воздушный фильтр установлен в моторном отсеке на трех резиновых опорах. Фильтрующий элемент фильтра сменный, выполнен из специальной бумаги. Чтобы исключить подсос загрязненного воздуха во впускной тракт вверху элемента имеется уплотнительная окантовка. Для замены фильтрующего элемента, крышка фильтра выполнена съемной. Очищенный воздух через датчик массового расхода воздуха (подробнее см. 8.4) по воздуховоду проходит к дроссельной заслонке.

Дроссельная заслонка регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Привод заслонки от педали "газа" – тросовый. Заслонка вращается на оси в корпусе (патрубке). Корпус дроссельной заслонки закреплен на фланце впускного модуля на шпильках.

Дроссельный узел: 1 – сектор привода дроссельной заслонки; 2, 4 – штуцеры для соединения с системой охлаждения двигателя; 3 – штуцер отвода картерных газов; 5 – датчик положения дроссельной заслонки; 6 – регулятор холостого хода; 7 – штуцер для соединения с адсорбером; 8 – дроссельная заслонка; 9 – патрубок корпуса дроссельной заслонки

В корпусе выполнен канал для охлаждающей жидкости. Резиновыми шлангами канал связан с системой охлаждения. Циркуляция охлаждающей жидкости через корпус дроссельной заслонки предотвращает обмерзание внутренних воздушных полостей корпуса зимой. В корпусе установлены штуцеры для соединения с адсорбером и системой вентиляции картера двигателя.

Корпус дроссельной заслонки, с установленными на него датчиком положения дроссельной заслонки и регулятором холостого хода (подробнее см. 8.4), образуют дроссельный узел.

Запас топлива хранится в баке емкостью 43 л. Топливный бак стальной, сварен из двух штампованных частей. Бак подвешен к днищу автомобиля на двух стальных хомутах. Заливная горловина топливного бака выведена на правый борт автомобиля и закрыта пробкой. Топливо из бака подается электрическим топливным насосом погружного типа.

Насос установлен в топливный бак. Для доступа к насосу в днище автомобиля под подушками заднего сиденья выполнен люк с крышкой.

На входном патрубке топливного насоса установлен сетчатый фильтр, задерживающий небольшие твердые частички мусора, попавшие в топливный бак вместе с бензином. На насос подается напряжение по команде ЭБУ (см. 8.4) при включении зажигания. Если при этом не будет сделана попытка запуска двигателя, то через 2-3 с ЭБУ выключит топливный насос.

Топливный насос: 1 – выступ для крепления сетчатого фильтра; 2 – топливозаборный патрубок для подсоединения сетчатого фильтра; 3 – корпус; 4 – колодка электрического разъема; 5- выходной (нагнетающий) патрубок для соединения с крышкой топливного модуля гофрированной трубкой

На автомобиле с ЭБУ модели типа МР7.0 при первой попытке пуска двигателя после подсоединения аккумуляторной батареи включение топливного насоса возможно только одновременно со стартером В дальнейшем топливный насос будет работать как на автомобилях с ЭБУ других типов. Однако после трех подряд включений зажигания без запуска двигателя топливный насос будет включен только одновременно со стартером.

От насоса по гофрированной трубке топливного модуля (см. ниже) бензин поступает в топливопровод и далее в топливный фильтр, где топливо подвергается более тщательной очистке.

Топливный фильтр – бумажный, установлен в металлическом неразборном корпусе.

Очищенное топливо поступает по топливопроводу в топливную рампу.

Топливный фильтр двигателя 21124 (1,6i): 1 – входной патрубок; 2 – корпус; 3 – стрелка направления потока топлива (нарисована краской на корпусе фильтра); 4 – выходной патрубок

Топливный фильтр двигателя 2112 (1,5i) имеет соединительные парубки с резьбой.

Топливная рампа удерживает четыре форсунки и подводит к ним топливо. Соединение рампы с форсунками уплотнено резиновыми кольцами. Рампа закреплена на головке блока цилиндров болтами.

Регулятор давления топлива перепускной клапан, который поддерживает в системе (топливопроводе) рабочее давление 284-325 кПа для двигателя 2112 или 378-390 кПа для двигателя 21124, необходимое для правильной работы системы впрыска (подробнее см. 8.4).

В соответствии с экологическими требованиями ЕВРО II, автомобиль оборудован системой улавливания паров топлива, надтопливное пространство бака связано с атмосферой не напрямую, а через элементы этой системы.

Расположение сепаратора на автомобиле с двигателем 21124 (1,6i):

1 – сепаратор; 2 – кронштейн крепления сепаратора; 3 – гравитационный клапан

На автомобиле с двигателем 2112 здесь дополнительно установлен предохранительный клапан На автомобиле с двигателем 21124 предохранительный клапан выполнен в пробке заливной горловины.

Адсорбер: 1 – корпус адсорбера; 2 патрубок для связи внутренней полости адсорбера с атмосферой; 3 – клапан продувки адсорбера; 4 – соединительный патрубок клапана; 5 – соединительный патрубок адсорбера

Система состоит из сепаратора, адсорбера гравитационного клапана, клапана продувки адсорбера, обратного клапана, соединительных трубок и шлангов. Сепаратор и гравитационный клапан закреплены под левым задним крылом автомобиля. В сепараторе пары бензина частично конденсируются и возвращаются обратно в топливный бак. Гравитационный клапан препятствует вытеканию топлива из бака при переворачивании автомобиля.

Из сепаратора несконденсировавшие пары бензина по трубкам и соединительным шлангам поступают в адсорбер, который не дает парам попасть в атмосферу. Адсорбер – это емкость, где пары бензина поглощаются активированным углем. При работе двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала ЭБУ подает сигнал на открытие клапана продувки адсорбера, и пары бензина всасываются в ресивер впускного модуля.

Особенности системы питания двигателя 2112 (1,5i)

Схема системы питания двигателя 2112 (1,5i): 1 – форсунки; 2 – топливная рампа; 3 – диагностический штуцер топливной рампы (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 4 – адсорбер; 5 – обратный клапан; 6 – дроссельный узел; 7 – гравитационный клапан; 8 – предохранительный клапан; 9 – сепаратор; 10 – заливная труба; 11 – топливный фильтр; 12 – подводящий топливопровод; 13 – шланг топливопровода, соединяющий выходной патрубок топливного модуля с топливным фильтром; 14 – топливный модуль; 15 – топливный бак; 16 – сливной топливопровод; 17 – регулятор давления топлива

Расположение элементов системы питания двигателя [Двигатель со снятой декоративной накладкой.] 2112 (1,5i) в моторном отсеке: 1 – ресивер; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг подвода воздуха к дроссельной заслонке; 4 – воздушный фильтр; 5 – регулятор давления топлива; 6 – трос привода дроссельной заслонки; 7 – топливная рампа; 8 – диагностический штуцер; 9 – обратный клапан адсорбера; 10 – адсорбер

Воздух к впускным клапанам цилиндров двигателя 2112 (1,5i) подводится через ресивер и впускной трубопровод. Эти элементы впускного тракта соединены между собой резиновыми муфтами.

Топливный насос объединен с датчиком указателя уровня топлива в единый узел – топливный модуль (часто называемый – электробензонасосом). Насос под давлением подает топливо из бака через топливный фильтр в топливную рампу.

Регулятор давления топлива установлен на топливной рампе. Избыточное количество топлива возвращается в бак по сливному топливопроводу.

Топливный модуль двигателя 2112 (1,5i): 1 – датчик указателя уровня топлива; 2 – соединительная колодка; 3 – входной патрубок; 4 – выходной (нагнетающий) патрубок; 5крышка модуля; 6 – направляющая крышки модуля; 7 – электробензонасос в пластмассовом кожухе; 8 – заборная камера

Топливная рампа двигателя 2112 (1,5i) в сборе с форсунками: 1-

трубка подвода топлива к топливной рампе; 2 – трубка топливопровода слива топлива в бак; 3, 4, 5 и 6 – форсунки; 7 – диагностический штуцер (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 8 – топливная рампа; 9 – регулятор давления топлива;

Особенности системы питания двигателя 21124 (1,6i)

Расположение элементов системы питания двигателя [Двигатель со снятой пластмассовой накладкой.] 21124 (1,6i) в моторном отсеке: 1 – впускной модуль; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг подвода воздуха к дроссельной заслонке; 4 – воздухозаборник; 5 – воздушный фильтр; 6 – топливная рампа; 7 – трос привода дроссельной заслонки; 8 – штуцер топливной рампы; 9 – обратный клапан адсорбера; 10 – адсорбер

Впускной модуль двигателя 21124 (1,6i): 1 – фланец с уплотнительным кольцом для крепления дроссельного патрубка; 2- ресивер; 3- фланец впускного трубопровода с уплотнительными кольцами для подсоединений к головке блока цилиндров

Схема системы питания двигателя 21124 (1,6i): 1 – форсунки; 2 – топливная рампа; 3 – диагностический штуцер топливной рампы (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 4 – адсорбер; 5 – обратный клапан; 6 – дроссельный узел; 7 – гравитационный клапан; 8 – сепаратор; 9 – трубка топливопровода, соединяющая топливный фильтр с тройником; 10 – трубка топливопровода, соединяющая топливный фильтр с выходным патрубком топливного модуля; 11 – топливный модуль; 12 – топливный фильтр; 13 – заливная труба; 14 – топливный бак; 15 – шланг, соединяющий топливный фильтр и топливный модуль с топливопроводом; 16, 18 – металлические трубки топливопровода; 17 – соединительный шланг; 19 – штуцер для соединения топливной рампы с топливопроводом

Читайте также:  Шины для лада ларгус размеры

Воздух к впускным клапанам цилиндров двигателя подводится через впускной модуль.

Впускной модуль двигателя 21124 выполнен из специальной пластмассы и представляет собой неразборный элемент.

Топливный модуль двигателя 21124 (1,6i): 1 – входной патрубок (для подвода топлива к регулятору давления); 2выходной (нагнетающий) патрубок; 3крышка модуля; 4- датчик указателя уровня топлива; 5- заборная камера; 6 – направляющая крышки модуля

Пробка заливной горловины имеет два клапана: один для аварийного сброса давления паров топлива из бака (что возможно при повышении температуры окружающего воздуха), а другой – для поступления воздуха из атмосферы при расходовании топлива из бака (это исключает возникновение сильного разрежения в баке).

Топливный насос объединен с датчиком указателя уровня топлива и регулятором давления топлива в единый узел – топливный модуль (часто называемый – электробензонасос).

Регулятор давления топлива двигателя 21124 (1,6i): 1- отверстие для сброса избыточного топлива; 2, 4 – уплотнительные кольца; 3- отверстия для подвода топлива в регулятор; 5- корпус; 6 – вывод для соединения регулятора с "массой"

На автомобиле с двигателем 21124 (1,6i) топливо из насоса (через выходной патрубок топливного модуля) поступает в топливный фильтр. Очищенный бензин вновь по топливопроводу и через тройник подводится к входному патрубку топливного модуля и далее подается в топливную рампу. Избыточное количество топлива стравливается через регулятор давления в бак. Регулятор давления топлива установлен в крышке топливного модуля.

Топливная рампа двигателя 21124 (1,6i) в сборе с форсунками: 1 – штуцер для соединения с топливопроводом; 2- топливная рампа; 3 – диагностический штуцер (для проверки рабочего давления, закрыт резьбовым колпачком); 4, 5, 6 и 7- форсунки

Система питания двигателя на автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 предназначена для хранения запаса топлива, очистки топлива и воздуха от посторонних примесей, подачи воздуха и топлива в цилиндры двигателя. Система питания двигателя состоит из топливного бака, топливного модуля, топливного фильтра, топливной рампы с форсунками, воздушного фильтра, топливопроводов, воздуховодов, дроссельного узла, впускного модуля, а также системы улавливания паров бензина.

Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, очищается от пыли воздушным фильтром. Воздушный фильтр установлен в моторном отсеке на трех резиновых опорах. Фильтрующий элемент фильтра — сменный, выполнен из специальной бумаги. Чтобы исключить подсос загрязненного воздуха во впускной тракт вверху элемента имеется уплотнительная окантовка. Для замены фильтрующего элемента, крышка фильтра выполнена съемной. Очищенный воздух через ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) (подробнее см. "Система управления двигателем – устройство, ремонт, схема") по воздуховоду проходит к дроссельной заслонке.

Дроссельная заслонка регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Привод дроссельной заслонки от педали «газа» — тросовый. Дроссельная заслонка вращается на оси в корпусе (патрубке). Корпус дроссельной заслонки закреплен на фланце впускного модуля на шпильках. В корпусе выполнен канал для охлаждающей жидкости. Резиновыми шлангами канал связан с системой охлаждения. Циркуляция охлаждающей жидкости через корпус дроссельной заслонки предотвращает обмерзание внутренних воздушных полостей корпуса зимой. В корпусе установлены штуцеры для соединения с адсорбером и системой вентиляции картера двигателя.

Корпус дроссельной заслонки, с установленными на него ДПДЗ (датчиком положения дроссельной заслонки) и РХХ (регулятором холостого хода) (подробнее см. "Система управления двигателем – устройство, ремонт, схема"), образуют дроссельный узел.

Запас топлива хранится в топливном баке емкостью 43 л. Топливный бак — стальной, сварен из двух штампованных частей. Топливный бак подвешен к днищу автомобиля на двух стальных хомутах. Заливная горловина топливного бака выведена на правый борт автомобиля и закрыта пробкой. Топливо из топливного бака подается электрическим топливным насосом погружного типа.

Бензонасос установлен в топливный бак. Для доступа к бензонасосу в днище автомобиля под подушками заднего сиденья выполнен люк с крышкой.

На входном патрубке топливного насоса установлен сетчатый фильтр, задерживающий небольшие твердые частички мусора, попавшие в топливный бак вместе с бензином. На насос подается напряжение по команде ЭБУ (см. "Система управления двигателем – устройство, ремонт, схема") при включении зажигания. Если при этом не будет сделана попытка запуска двигателя, то через 2-3 с ЭБУ выключит топливный насос.

Дроссельный узел: 1 – сектор привода дроссельной заслонки; 2, 4 – штуцеры для соединения с системой охлаждения двигателя; 3 – штуцер отвода картерных газов; 5 – датчик положения дроссельной заслонки; 6 – регулятор холостого хода; 7 – штуцер для соединения с адсорбером; 8 – дроссельная заслонка; 9 – патрубок корпуса дроссельной заслонки

Топливный насос: 1 – выступ для крепления сетчатого фильтра; 2 – топливозаборный патрубок для подсоединения сетчатого фильтра; 3 – корпус; 4 – разъем; 5 – выходной (нагнетающий) патрубок для соединения с крышкой топливного модуля гофрированной трубкой

Примечание. На автомобиле с ЭБУ модели типа МР7.0 при первой попытке пуска двигателя после подсоединения аккумуляторной батареи включение топливного насоса возможно только одновременно со стартером. В дальнейшем топливный насос будет работать как на автомобилях с ЭБУ других типов. Однако после трех подряд включений зажигания без запуска двигателя топливный насос будет включен только одновременно со стартером.

От топливного насоса по гофрированной трубке топливного модуля (см. ниже) бензин поступает в топливопровод и далее в топливный фильтр, где топливо подвергается более тщательной очистке.

Топливный фильтр — бумажный, установлен в металлическом неразборном корпусе.

Очищенное топливо поступает по топливопроводу в топливную рампу.

Топливный фильтр двигателя ВАЗ 21124 (l,6i): 1 – входной патрубок; 2 – корпус; 3 – стрелка направления потока топлива (нарисована краской на корпусе фильтра); 4 – выходной патрубок

Примечание. Топливный фильтр двигателя ВАЗ 2112 (1,5i) имеет соединительные патрубки с резьбой.

Топливная рампа удерживает четыре форсунки и подводит к ним топливо. Соединение топливной рампы с форсунками уплотнено резиновыми кольцами. Топливная рампа закреплена на головке блока цилиндров болтами.

Регулятор давления топлива — перепускной клапан, который поддерживает в системе (топливопроводе) рабочее давление 284-325 кПа для двигателя 2112 или 378-390 кПа для двигателя ВАЗ 21124, необходимое для правильной работы системы впрыска (подробнее см. "Система управления двигателем – устройство, ремонт, схема").

В соответствии с экологическими требованиями ЕВРО II, автомобиль оборудован системой улавливания паров топлива, надтопливное пространство топливного бака связано с атмосферой не напрямую, а через элементы этой системы. Система улавливания паров бензина состоит из сепаратора, адсорбера гравитационного клапана, клапана продувки адсорбера, обратного клапана, соединительных трубок и шлангов. Сепаратор и гравитационный клапан закреплены под левым задним крылом автомобиля. В сепараторе пары бензина частично конденсируются и возвращаются обратно в топливный бак. Гравитационный клапан препятствует вытеканию топлива из топливного бака при переворачивании автомобиля.

Из сепаратора несконденсировавшие пары бензина по трубкам и соединительным шлангам поступают в адсорбер, который не дает парам попасть в атмосферу. Адсорбер — это емкость, где пары бензина поглощаются активированным углем. При работе двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала ЭБУ подает сигнал на открытие клапана продувки адсорбера, и пары бензина всасываются в ресивер впускного модуля.

Воздух к впускным клапанам цилиндров двигателя ВАЗ 2112 (l,5i) подводится через ресивер и впускной трубопровод. Эти элементы впускного тракта соединены между собой резиновыми муфтами.

Топливный насос объединен с датчиком указателя уровня топлива в единый узел — топливный модуль (часто называемый — электробензонасосом). Бензонасос под давлением подает топливо из бензобака через топливный фильтр в топливную рампу.

Регулятор давления топлива установлен на топливной рампе. Избыточное количество топлива возвращается в бензобак по сливному топливопроводу.

Расположение сепаратора на автомобиле с двигателем ВАЗ 21124 (l,6i): 1 – сепаратор; 2 – кронштейн крепления сепаратора; 3 – гравитационный клапан

Примечание. На автомобиле с двигателем ВАЗ 2112 здесь дополнительно установлен предохранительный клапан. На автомобиле с двигателем ВАЗ 21124 предохранительный клапан выполнен в пробке заливной горловины.

Адсорбер: 1 – корпус адсорбера; 2 – патрубок для связи внутренней полости адсорбера с атмосферой; 3 – клапан продувки адсорбера; 4 – соединительный патрубок клапана; 5 – соединительный патрубок адсорбера

Топливный модуль двигателя ВАЗ 2112 (1,5i): 1 – датчик указателя уровня топлива; 2 – соединительный разъем; 3 – входной патрубок; 4 – выходной (нагнетающий) патрубок; 5 – крышка модуля; 6 – направляющая крышки модуля; 7 – электробензонасос в пластмассовом кожухе; 8 – заборная камера

Топливная рампа двигателя ВАЗ 2112 (l,5i) в сборе с форсунками: 1 – трубка подвода топлива к топливной рампе; 2 – трубка топливопровода слива топлива в бак; 3, 4, 5 и 6 – форсунки; 7 – диагностический штуцер (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 8 – топливная рампа; 9 – регулятор давления топлива

Читайте также:  Багажник ваз 2112 купе

Впускной модуль двигателя ВАЗ 21124 (l,6i): 1 – фланец с уплотнительным кольцом для крепления дроссельного патрубка; 2 – ресивер; 3 – фланец впускного трубопровода с уплотнительными кольцами для подсоединений к головке блока цилиндров

Воздух к впускным клапанам цилиндров двигателя подводится через впускной модуль.

Впускной модуль двигателя ВАЗ 21124 выполнен из специальной пластмассы и представляет собой неразборный элемент.

Топливный модуль двигателя ВАЗ 21124 (l,6i): 1 – входной патрубок (для подвода топлива к регулятору давления); 2 – выходной (нагнетающий) патрубок; 3 – крышка модуля; 4 – датчик указателя уровня топлива; 5 – заборная камера; 6 – направляющая крышки модуля

Пробка заливной горловины имеет два клапана: один для аварийного сброса давления паров топлива из бака (что возможно при повышении температуры окружающего воздуха), а другой — для поступления воздуха из атмосферы при расходовании топлива из бензобака (это исключает возникновение сильного разрежения в баке).

Топливный насос объединен с датчиком указателя уровня топлива и регулятором давления топлива в единый узел — топливный модуль (часто называемый — электробензонасос).

Регулятор давления топлива двигателя ВАЗ 21124 (l,6i): 1 – отверстие для сброса избыточного топлива; 2, 4 – уплотнительные кольца; 3 – отверстия для подвода топлива в регулятор; 5 – корпус; 6 – вывод для соединения регулятора с «массой»

На автомобиле с двигателем ВАЗ 21124 (l,6i) топливо из насоса (через выходной патрубок топливного модуля) поступает в топливный фильтр. Очищенный бензин вновь по топливопроводу и через тройник подводится к входному патрубку топливного модуля и далее подается в топливную рампу. Избыточное количество топлива стравливается через регулятор давления в бензобак. Регулятор давления топлива установлен в крышке топливного модуля.

Топливная рампа двигателя ВАЗ 21124 (l,6i) в сборе с форсунками: 1 – штуцер для соединения с топливопроводом; 2 – топливная рампа; 3 – диагностический штуцер (для проверки рабочего давления, закрыт резьбовым колпачком); 4, 5, 6 и 7 – форсунки

Особенности системы питания двигателя ВАЗ 2112 (1,5i)

Схема системы питания двигателя ВАЗ 2112 (l,5i): 1 – форсунки; 2 – топливная рампа; 3 – диагностический штуцер топливной рампы (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 4 – адсорбер; 5 – обратный клапан; 6 – дроссельный узел; 7 – гравитационный клапан; 8 – предохранительный клапан; 9 – сепаратор; 10 – заливная труба; 11 – топливный фильтр; 12 – подводящий топливопровод; 13 – шланг топливопровода, соединяющий выходной патрубок топливного модуля с топливным фильтром; 14 – топливный модуль; 15 – топливный бак; 16 – сливной топливопровод; 17 – регулятор давления топлива

Расположение элементов системы питания двигателя* ВАЗ 2112 (l,5i) в моторном отсеке: 1 – ресивер; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг подвода воздуха к дроссельной заслонке; 4 – воздушный фильтр; 5 – регулятор давления топлива; 6 – трос привода дроссельной заслонки; 7 – топливная рампа; 8 – диагностический штуцер; 9 – обратный клапан адсорбера; 10 – адсорбер

* Двигатель ВАЗ 2112 (1,5i) со снятой декоративной накладкой.

Особенности системы питания двигателя ВАЗ 21124 (l,6i)

Расположение элементов системы питания двигателя* ВАЗ 21124 (l,6i) в моторном отсеке: 1 – впускной модуль; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг подвода воздуха к дроссельной заслонке; 4 – воздухозаборник; 5 – воздушный фильтр; 6 – топливная рампа; 7 – трос привода дроссельной заслонки; 8 – штуцер топливной рампы; 9 – обратный клапан адсорбера; 10 – адсорбер

* Двигатель ВАЗ 21124 (l,6i) со снятой пластмассовой накладкой.

Схема системы питания двигателя ВАЗ 21124 (1,6i): 1 – форсунки; 2 – топливная рампа; 3 – диагностический штуцер топливной рампы (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 4 – адсорбер; 5 – обратный клапан; 6 – дроссельный узел; 7 – гравитационный клапан; 8 – сепаратор; 9 – трубка топливопровода, соединяющая топливный фильтр с тройником; 10 – трубка топливопровода, соединяющая топливный фильтр с выходным патрубком топливного модуля; 11 – топливный модуль; 12 – топливный фильтр; 13 – заливная труба; 14 – топливный бак; 15 – шланг, соединяющий топливный фильтр и топливный модуль с топливопроводом; 16, 18 – металлические трубки топливопровода; 17 – соединительный шланг; 19 – штуцер для соединения топливной рампы с топливопроводом

Введение

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса диагностики, ТО и ремонта инжекторной системы питания двигателя автомобиля ВАЗ. В качестве примера был выбран двигатель ВАЗ- 2111.

На двигателе ВАЗ-2111 применена система распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр – отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1-4 и 2-3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ). На двигателях ВАЗ-2112 и части двигателей ВАЗ-2111 установлена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала – диск с прорезью в ободе.

Большинство двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе выпуска отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).

На части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.

Но вначале остановимся на том, что собой представляет инжекторный двигатель. Чем он отличается от карбюраторного? Основное отличие заключается в системе подачи воздушно-топливной смеси. В прежних двигателях топливная смесь засасывалась непосредственно через карбюратор, где осуществлялось дозирование составляющих, и далее происходило смешивание бензина с воздухом. При этом из-за несовершенства конструкции двигатель терял до 10 % мощности.

В инжекторном (или впрысковом) двигателе топливо поступает в камеру сгорания путем принудительного впрыска под высоким давлением через форсунки. Дозирование и контроль количества поступающего горючего осуществляет электроника. В результате уменьшается уровень вредных выбросов в окружающую среду, а также существенно увеличивается мощность двигателя, улучшаются его эксплуатационные характеристики, и снижается расход топлива.

Достоинства инжекторных систем:

· точная дозировка подачи горючего;

· за счет оптимизации состава воздушно-топливной смеси существенно меньше становится уровень токсичности выхлопных газов;

· улучшаются динамические характеристики автомобиля, инжекторная система корректирует подачу топлива в зависимости от нагрузки;

· применение впрысковой системы ведет к увеличению мощности двигателя более чем на 7 %.

К недостаткам можно отнести дорогостоящий ремонт системы питания инжекторного двигателя, достаточно высокие требования к качеству топлива и наличие специального оборудования для ремонта и диагностики.

Исходя из вышеперечисленных недостатков, можно сказать, что ремонт составляющих инжекторной системы питания нецелесообразен, в том числе и из экономических соображений, а, следовательно, вместо ремонта эффективнее будет произвести замену.

Система питания двигателей ВАЗ-2111

Итак, подробнее о самой системе питания двигателя ВАЗ- 2111, устройстве и принципе работы.

Рисунок 1. Схема подачи топлива двигателя с системой впрыска топлива.

2 – пробка штуцера для контроля давления топлива

3 – рампа форсунок

4 – кронштейн крепления топливных трубок

5 – регулятор давления топлива

6 – адсорбер с электромагнитным клапаном

7 – шланг для отсоса паров бензина из адсорбера

8 – дроссельный узел

9 – двухходовой клапан

10 – гравитационный клапан

11 – предохранительный клапан

13 – шланг сепаратора

14 – пробка топливного бака

15 – наливная труба

16 – шланг наливной трубы

17 – топливный фильтр

18 – топливный бак

20 – сливной топливопровод

21 – подающий топливопровод

Топливо подается из бака, установленного под днищем в районе задних сидений. Топливный бак – стальной, состоит из двух сваренных между собой штампованных половин. Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметична. Бензонасос – электрический, погружной, роторный, двухступенчатый, установлен в топливном баке. Развиваемое давление – не менее 3 бар (3 атм).

Бензонасос включается по команде контроллера системы впрыска (при включенном зажигании) через реле. Для доступа к насосу под задним сиденьем в днище автомобиля имеется лючок. От насоса по гибкому шлангу топливо под давлением подается к фильтру тонкой очистки и далее – через стальные топливопроводы и резиновые шланги – к топливной рампе.

Фильтр тонкой очистки топлива – неразборный, в стальном корпусе, с бумажным фильтрующим элементом. На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива.

Топливная рампа служит для подачи топлива к форсункам и закреплена на впускном коллекторе. С одной стороны на ней находится штуцер для контроля давления топлива, с другой – регулятор давления. Последний изменяет давление в топливной рампе – от 2,8 до 3,2 бар (2,8-3,2 атм) – в зависимости от разрежения в ресивере, поддерживая постоянный перепад между ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками.

Читайте также:  Настройка холостого хода карбюратора солекс

Регулятор давления топлива представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой. Под действием пружины клапан закрыт. Диафрагма делит полость регулятора на две изолированные камеры – "топливную" и "воздушную". "Воздушная" соединена вакуумным шлангом с ресивером, а "топливная" – непосредственно с полостью рампы. При работе двигателя разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму, открывая клапан. С другой стороны на диафрагму давит топливо, также сжимая пружину. В результате клапан открывается, и часть топлива стравливается через сливной трубопровод обратно в бак. При нажатии на педаль "газа" разрежение за дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины прикрывает клапан – давление топлива возрастает. Если же дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально, диафрагма сильнее оттягивает клапан – давление топлива снижается. Перепад давлений задается жесткостью пружины и размерами отверстия клапана, регулировке не подлежит. Регулятор давления – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Форсунки крепятся к рампе через уплотнительные резиновые кольца. Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения, и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании. На выходе форсунки имеется распылитель, через который топливо впрыскивается во впускной коллектор. Управляет форсунками контроллер системы впрыска. При обрыве или замыкании в обмотке форсунки ее следует заменить. При засорении форсунок их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО (см. приложение А).

В системе впрыска с обратной связью применяется система улавливания паров топлива. Она состоит из адсорбера, установленного в моторном отсеке, сепаратора, клапанов и соединительных шлангов. Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак. Оставшиеся пары проходят через гравитационный и двухходовой клапаны. Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля, а двухходовой препятствует чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке.

Затем пары топлива попадают в адсорбер, где поглощаются активированным углем. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом с дроссельным узлом, а третий – с атмосферой. Однако на выключенном двигателе третий штуцер перекрыт электромагнитным клапаном, так что в этом случае адсорбер не сообщается с атмосферой. При запуске двигателя контроллер системы впрыска начинает подавать управляющие импульсы на клапан с частотой 16 Гц. Клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой и происходит продувка сорбента: пары бензина отсасываются через шланг в ресивер. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов и тем интенсивнее продувка.

В системе впрыска без обратной связи система улавливания паров топлива состоит из сепаратора с двухходовым обратным клапаном. Воздушный фильтр установлен в передней левой части моторного отсека на трех резиновых держателях (опорах). Фильтрующий элемент – бумажный, при установке его гофры должны располагаться параллельно оси автомобиля. После фильтра воздух проходит через датчик массового расхода воздуха и попадает во впускной шланг, ведущий к дроссельному узлу. Дроссельный узел закреплен на ресивере. Нажимая на педаль "газа", водитель приоткрывает дроссельную заслонку, изменяя количество поступающего в двигатель воздуха, а значит, и горючей смеси – ведь подача топлива рассчитывается контроллером в зависимости от расхода воздуха. Когда двигатель работает на холостом ходу и дроссельная заслонка закрыта, воздух поступает через регулятор холостого хода – клапан, управляемый контроллером. Последний, изменяя количество подаваемого воздуха, поддерживает заданные (в программе компьютера) обороты холостого хода. Регулятор холостого хода – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Рисунок 2. Система управления двигателем Ваз 2111.

2 – реле зажигания;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4– нейтрализатор;
5 – датчик концентрации кислорода;
6 – форсунка;
7 – топливная рампа;
8 – регулятор давления топлива;
9 – регулятор холостого хода;
10 – воздушный фильтр;
11 – диагностический разъем;
12 – датчик массового расхода воздуха;
13 – тахометр;
14 – датчик положения дроссельной заслонки;
15 – лампа контроля работы системы управления двигателем;
16 – дроссельный узел;
17 – блок управления иммобилайзером (АПС);
18 – модуль зажигания;
19 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
20 – контроллер;
21 – свеча зажигания;
22 – датчик детонации;
23 – топливный фильтр;
24 – реле включения вентиляторов;
25 – электровентиляторы системы охлаждения;
26 – реле включения электробензонасоса;
27 – топливный бак;
28 – электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива;
29 – сепаратор паров бензина;
30 – гравитационный клапан;
31 – предохранительный клапан;
32 – датчик скорости;
33 – датчик положения коленчатого вала;
34 – двухходовой клапан;
35 – адсорбер.

· Электронный блок управления

Электронный блок управления (компьютер) – «мозг» системы впрыска топлива. Он обрабатывает информацию от датчиков и управляет всеми элементами системы питания. В него непрерывно поступают сведения о напряжении в бортовой сети автомобиля, его скорости, положении и количестве оборотов коленчатого вала, положении дроссельной заслонки, массовом расходе топлива, температуре охлаждающей жидкости, наличии детонации, содержании кислорода в выхлопе. Используя эту информацию, блок управляет подачей топлива, системой зажигания, регулятором холостого хода, вентилятором системы охлаждения, адсорбером системы улавливания паров бензина (в качестве адсорбера применяется активированный уголь), системой диагностики и т. д.

При возникновении неполадок в системе электронный блок управления предупреждает о них водителя с помощью контрольной лампы Check Engine (этот индикатор может быть выполнен как в виде указанной надписи, так и в виде пиктограммы с изображением двигателя). В его оперативной памяти сохраняются диагностические коды, указывающие места возникновения неисправностей. Специалисты с помощью определенных манипуляций или специального считывающего устройства могут получить информацию об этих кодах и быстро обнаружить неполадки.

Датчик положения дроссельной заслонки размещен на дроссельном патрубке и связан с осью дроссельной заслонки. Он представляет собой потенциометр. При нажатии на педаль газа поворачивается дроссельная заслонка и увеличивается напряжение на выходе датчика.

Обрабатывая эту информацию, электронный блок управления корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (то есть в зависимости от того, насколько сильно вы нажмете на педаль газа).

Датчик температуры охлаждающей жидкости — это термистор, то есть резистор, сопротивление которого зависит от температуры: при низкой температуре он имеет высокое сопротивление, а при высокой температуре — низкое. Датчик расположен в потоке охлаждающей жидкости двигателя. Электронный блок управления измеряет падение напряжения на датчике и таким образом определяет температуру охлаждающей жидкости. Эту температуру он постоянно учитывает, управляя работой большинства систем.

Датчик положения коленвала (индуктивный) координирует работу форсунок. С его помощью блок управления, получив информацию о положении коленчатого вала и соответственно о тактах двигателя, дает сигнал на срабатывание конкретной форсунки, которая в нужный момент подает распыленное топливо к соответствующему цилиндру.

· Контроллер системы впрыска

Представляет собой миникомпьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).

ОЗУ используется компьютером для хранения текущей информации о работе двигателя и ее обработки. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т.е. при отключении питания ее содержимое стирается.

ППЗУ содержит собственно программу (алгоритм) работы компьютера и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т.п. ППЗУ энергонезависимо, т.е. его содержимое не изменяется при отключении питания. ППЗУ устанавливается в разъем на плате контроллера и может быть заменено (при выходе из строя контроллера исправное ППЗУ можно переставить на новый контроллер).

В ЭПЗУ записываются коды иммобилайзера при "обучении" ключей. Эта память также энергонезависима.

· Датчики системы впрыска

Выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя (кроме датчика скорости автомобиля), на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия форсунок, момент и порядок искрообразования.

При выходе из строя отдельных датчиков контроллер переходит на обходные алгоритмы работы; при этом могут ухудшиться некоторые параметры двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно.

Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может.