Содержание
- Порядок работы
- Возможные причины поломки
- Видео «Принцип работы ДВС»
- Схема и устройство двигателя
- Характеристики 8-ми клапанного двигателя
- Разборка и ремонт: основные факты
- Выводы
- Рекомендуем посмотреть:
На современных автомобилях в основном установлен ДВС. Для того чтобы в пути справиться с различными непредвиденными ситуациями, нужно знать устройство машины. В статье описан порядок работы цилиндров ВАЗ 2109, а также возможные неисправности в работе силового агрегата.
Порядок работы
Часто при ремонте двигателя возникает необходимость отсоединения высоковольтных проводов. Некоторые водители, отсоединив провода, не запоминают порядок, в котором они были установлены. В итоге может возникнуть путаница с проводами, а при неправильном их подключении машина не заведется. Чтобы избежать неприятной ситуации, нужно знать, как осуществляется порядок работы ДВС.
Подключение проводов на ВАЗ 2109
Принцип действия силового агрегата основан на таком свойстве газов, как способности расширяться при нагревании. Стандартный четырехцилиндровый двигатель работает в 4 такта:
Для того чтобы работа в многоцилиндровом двигателе осуществлялась плавно, а коленчатый вал не испытывал неравномерных нагрузок, необходимо, чтобы рабочие процессы осуществлялись в определенном порядке.
Существуют разные схемы, которые определяют, в какой последовательности будут функционировать цилиндры. В ВАЗ 2109 используется схема: 1-3-4-2. Нумеруют цилиндры начиная от передней крышки силового агрегата.
Нумерация цилиндров на ВАЗ 2109
Если представить рабочий процесс двигателя через цилиндры, то порядок работы таков:
Возможные причины поломки
При работе ДВС возможны различные неисправности. Чтобы их обнаружить, следует выполнить следующую последовательность действий:
Провода подключения к катушке
Если после выполненных действий проблемы остались, то нужно обратиться на станцию техобслуживания, чтобы пройти более точную диагностику двигателя ВАЗ 2109 и отрегулировать систему зажигания на стенде.
Видео «Принцип работы ДВС»
В этом обучающем видео рассказывается о том, как осуществляется работает система сгорания.
Многие автомобилисты, особенно начинающие, которые только приобрели ВАЗ-2114, задумывались над тем, как устроен 8-клапанный инжекторный двигатель, который установлен на этот автомобиль. В данной статье будет рассмотрено устройство мотора, основные характеристики, а также демонтаж и особенности ремонта. Эта информация будет очень полезна новичкам и тем, кто не знает, как устроен главный силовой агрегат.
Видео о двигателе ВАЗ-2114
Видеообзор работы двигателя ВАЗ-2114, особенности и характеристики.
Схема и устройство двигателя
Общий вид двигателя
Читайте также: Ваз 2106 2004 года выпуска технические характеристики
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса устройства двигателя и описанию характеристик, необходимо рассмотреть схему устройства узлов и деталей, которые находятся непосредственно в главном силовом агрегате и снаружи.
Схема и устройство двигателя «Самара-2»
1 – шкив привода генератора; 2 – масляный насос; 3 – ремень привода механизма газораспределения; 4 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 5 – передняя крышка привода механизма газораспределения; 6 – натяжной ролик; 7 – зубчатый шкив распределительного вала; 8 – задняя крышка привода распределительного вала; 9 – сальник распределительного вала; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 – распределительный вал; 12 – передняя крышка подшипников распределительного вала;13 – толкатель; 14 – направляющая втулка клапана; 15 – сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 16 – выпускной клапан; 17 – впускной клапан; 18 – задняя крышка подшипников распределительного вала; 19 – топливный насос; 20 – корпус вспомогательных агрегатов; 21 – датчик-распределитель зажигания; 22 – отводящий патрубок рубашки охлаждения; 23 – головка блока цилиндров; 24 – свеча зажигания; 25 – шланг вентиляции картера; 26 – маховик; 27 – держатель заднего сальника коленчатого вала; 28 – задний сальник коленчатого вала; 29 – блок цилиндров; 30 – поддон картера; 31 – указатель уровня масла (масляный щуп); 32 – коленчатый вал; 33 – поршень; 34 – крышка шатуна; 35 – шатун; 36 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 37 – передний сальник коленчатого вала; 38 – зубчатый шкив коленчатого вала.
Также, стоит посмотреть двигатель ВАЗ-2114 в разрезе:
Поперечный разрез двигателя «Самара»
1 – пробка сливного отверстия поддона картера; 2 – поддон картера; 3 – масляный фильтр; 4 – насос охлаждающей жидкости; 5 – выпускной коллектор; 6 – впускной коллектор; 7 – карбюратор; 8 – топливный насос; 9 – крышка головки блока цилиндров; 10 – крышка подшипников распределительного вала; 11 – распределительный вал; 12 – шланг вентиляции картера; 13 – регулировочная шайба клапана; 14 – толкатель; 15 – сухари клапана; 16 – пружины клапана; 17 – маслосъемный колпачок; 18 – направляющая втулка клапана; 19 – клапан; 20 – головка блока цилиндров; 21 – свеча зажигания; 22 – поршень; 23 – компрессионные поршневые кольца; 24 – маслосъемное кольцо; 25 – поршневой палец; 26 – блок цилиндров; 27 – шатун; 28 – коленчатый вал; 29 – крышка шатуна; 30 – указатель уровня масла; 31 – приемник масляного насоса
Характеристики 8-ми клапанного двигателя
Многие автомобилисты помнят как в конце 90-х годов 20 столетия и вначале 2000-х на дорогах СНГ были популярны ВАЗ 2108-09, которые также называли «Самара». Эти автомобили стали легендарными в той эпохе. В связи с высокой популярностью, завод АвтоВАЗ решил возобновить производство данных моделей с некоторыми модификациями.
Двигатель ВАЗ-2114 под капотом
Во-первых, ВАЗ-2114 получил доработанный двигатель. По сути – это инжекторная версия «Самара». Хотя некоторые особенности она получила от современных двигателей. Если рассматривать более детально, то двигатель «Самара-2» (именно такой тип установлен на ВАЗ-2114) – это смесь двух вариантов мотора в один: от ВАЗ 2108 и ВАЗ 2110.
Многим автомобилистам силовой агрегат «Самара – 2» пришелся по вкусу и они его полюбили. Основным показателем стало – лёгкость в ремонте и недорогие запасные части. Так, 8-клапанный двигатель стал эталоном показателя «цена-качество».
Когда основную информацию было рассмотрено, можно перейти непосредственно к рассмотрению характеристик мотора.
Таблица основных характеристик двигателя «Самара-2» 8 клапанов:
Характеристика
Рядный, продольного типа, 4-цилиндра, 8-клапанов
Бензин (возможна установка газового оборудования)
1-4-3-2
Распределительная, инжекторного типа
Bosch, "Январь" или GM
Верхнее
Передний
82 – номинальный (допуски по группам: А – 82,00-82,01, В – 82,01-82,02, С – 82,02-82,03, D – 82,03-82,04, Е – 82,04-82,05)
Чугун
Чугун
Ремень и ролик
Разборка и ремонт: основные факты
Рассмотрим данный пункт статьи, как справочную информацию, потому что, если говорить о ремонте двигателя, то каждый отдельный узел и агрегат ремонтируется отдельно. При эксплуатации силового агрегата может понадобиться его демонтаж. В этом случае можете рассмотреть замену силового агрегата от иномарки.
Поэтому, рассмотрим, основным операции направленные на снятие двигателя с автомобиля:
Читайте также: Жиклеры карбюратора ваз 2105 дааз схема
Капитальный ремонт силового агрегата потребует более углубленных знаний в конструкции и принципе работы двигателя, но при желании, каждый автомобилист способен в этом разобраться и проводить данные операции собственными руками.
Стоит отметить, что при диагностике неисправностей стоит тщательно и внимательно осматривать каждую деталь на наличие дефектов.
Выводы
Устройство 8-клапанного инжекторного двигателя ВАЗ-2114 достаточно похоже на первые поколения этого мотора – «Самара». Конечно, конструкторы внесли много изменений в особенности силового агрегата, но во многом они остались похожи. Ремонт и обслуживание данного двигателя необходимо проводить регулярно, что продлит не только его ресурс, но и понизит износ деталей, которые расположены внутри.
Разместите в удобном месте блок цилиндров и закрутите недостающие шпильки. Генератор закрепите 2-мя болтами.
Вкладыши и полукольца коленвала, а также поршни и сальники необходимо смазать маслом. При сборке двигателя сальники коленвала должны быть новыми.
- Установка упорных полуколец коленвала
Установите в первые, вторые, четвертые, пятые гнезда блока цилиндров вкладыши с канавкой, а в третье гнездо— вкладыши без канавки. Установите коленвал в коренные подшипники и и в гнездо среднего подшипника упорные полукольца.
Полукольца необходимо направить канавками в сторону упорных поверхностей коленвала. На средней опоре коленвала, где крепится маховик, устанавливается металлокерамическое полукольцо, окрашенное в желтый цвет, а с другой стороны кольцо, окрашенное в сталеалюминиевый цвет.
- Метки на крышках коренных подшипников.
Крышки коренных подшипников устанавливаются строго по меткам. Метки крышек должны находиться строго со стороны генератора, затем закрутите болты.
- Проверка свободного хода коленвала
Проверьте свободный осевой ход коленвала. Осевой ход коленвала должен быть порядка 0,06–0,26 мм. Если люфт больше допустимых значений, необходимо заменить старые полукольца.
- Держатель заднего сальника коленвала. Центрирование.
Запрессуйте задний сальник коленвала. Установите держатель с сальником и передвиньте его с оправки на фланец коленвала. Установите прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров специальными болтами с пружинными шайбами.
- Блокировка маховика фиксатором
Маховик следует устанавливать на коленвал, чтобы метка (конусообразная лунка) находилась против оси шатунной шейки 4-го цилиндра. Обезжирьте болты и отверстия в коленвале. Наживите шайбу и болты крепления с герметиком, зафиксируйте маховик и затяните болты.
- Установка поршня с поршневыми кольцами в цилиндр при помощи регулируемой втулки
При помощи регулируемой специальной втулки вставьте в цилиндры поршни с шатунами.
Необходимо чтобы метка на днище поршня указывала в сторону привода распредвала.
Установите вкладыши. Установите шатуны, крышки на шейки коленвала, затяните болты.
Номер цилиндра на крышке должен находиться напротив номера цилиндра на нижней головке шатуна.
Запрессуйте передний сальник коленвала в крышку масляного насоса. Перед установкой масляного насоса необходимо его смазать, залив немного масла и пару раз провернуть его шестерню. Установите масляный насос с сальником коленвала и проверните шестерню в положение, чтобы она наделась на шейку коленвала. передвиньте насос с оправки на вал, и закрепите его к блоку цилиндров ваз 2113.
- Направляющие штифты масляного насоса
- Снятие масляного насоса
- 1 – масляный насос
- 2 – прокладка масляного насоса
- 3 – приемник масляного насоса
- 4 – прокладка картера
- 5 – картер
- 6 – датчик положения коленчатого вала
Маслоприемник необходимо установить в отверстие масляного насоса , затем прикрепить маслоприемник к масляному насосу и к крышке 2-го коренного подшипника коленчатого вала ваз 2114.
Закрепите масляный картер с прокладкой
Перед установкой масляного фильтра необходимо смазать уплотнительное кольцо.
- Втулки для центрирования головки на блоке цилиндров
- Порядок затягивания болтов головки цилиндров
В блок цилиндров вставьте две центрирующие втулки и установите прокладку головки цилиндров. Отверстие для циркуляции масла должно находиться возле пятого болта крепления головки цилиндров.
Читайте также: Регулировка газа ловато 2 поколения
При сборке двигателя всегда устанавливается новая прокладка головки цилиндров.
Проверните коленвал так, чтобы поршни разместились в средней части цилиндров.
- Этапы затягивания болтов головки цилиндров
Установите головку цилиндров, затем затягивайте болты головки цилиндров ваз 2114 в строгой последовательности.
первый прием: затяните болты 2 кгс м
второй прием: затяните болты 7,1–8,7 кгс м
третий прием: подкрутите болты еще на 90°
четвертый прием: снова подкрутите все болты на 90°
- Болт крепления головки цилиндров
Перед креплением головки цилиндров необходимо убедиться, что болты крепления имеет длину не более 135,5 миллиметров, если длина превышает указанные размеры, то их необходимо заменить.
Перед самой смажьте болты маслом и подождите примерно 30 минут, чтобы излишки масла стекли с болтов. Перед креплением головки цилиндров удалите тосол и моторное масло из блока цилиндров.
Установите помпу вместе с прокладкой. К блоку цилиндров прикрепите заднюю крышку ремня вместе с крышкой насоса, скрепив с болтами, гайка прикрепляется к шпильке головки цилиндров.
Вложите в гнезда на передних концах коленвала и распредвала сегментные шпонки и прикрепите шкивы. Заблокировав шкив распредвала, закрепите его с помощью болта.
Ни в коем случае не перепутайте болт шва распредвала от болта крепления маховика.
- Проверка установочных меток на шкиве распредвала и задней защитной крышке
Поверните распредвал до совмещения метки на шкиве с усиком на задней крышке ремня.
- Проверка установочных меток на шкиве коленвала и крышке масляного насоса
Проверните коленвал в сторону меньшего угла поворота, чтобы установочные метки на шкиве совпали с меткой на крышке масляного насоса.
Натяжной ролик ремня ГРМ необходимо установить и закрепить в положении минимального натяжения ГРМ.
Установите ремень ГРМ на шкив распредвала и, натягивая ремень, один конец наденьте за шкив помпы, а другой на шкив коленвала, натягивая его натяжным роликом, проворачивая ролик против часовой стрелки.
Проверните коленвал в 2 оборота в направлении вращения и убедитесь что метки расположены верно. В случае если метки все же не совпадают, ремень ГРМ необходимо ослабить, снять с распредвала, повернуть шкив пока метки не будут совпадать, снова надеть ремень ГРМ, натянуть его роликом, и снова провернуть коленвал на 2 оборота и проверить совпадение меток, если метки совпадают необходимо натяжение ремня ГРМ отрегулировать согласно инструкции.
Зазоры в клапанах должны быть отрегулированы согласно инструкции, затем необходимо установить защитную крышку ремня ГРМ, также с задней стороны к головке цилиндров установите заглушку.
Перед установкой крышки клапанов необходимо установить прокладку крышки клапанов, резиновые втулки установите на шпильки и наживите гайки. Гайки необходимо затягивать в несколько приемов.
Затем закрутите свечи, датчик тосола и давления моторного масла, систему зажигания и высоковольтные провода.
Установите патрубки охлаждающей жидкости, датчик температуры тосола, фланец помпы охлаждающей жидкости, Установите патрубки охлаждающей жидкости, термостат и закрепите все хомутами.
Установите сапун (патрубок сбора масляных паров). Установите щуп уровня масла.
- Снятие ресивера и впускной трубы
- 1 – поддерживающий кронштейн
- 2 – впускная труба
- 3 – прокладка ресивера
- 4 – ресивер
- 5 – кронштейн для наконечника троса привода акселератора
- 6 – кронштейн
- 7 – экран выпускного коллектора
- 8 – опорный кронштейн
Установите выпускной коллектор вместе с прокладкой, и впускную трубу.
- Снятие топливной рампы с форсунками
- 1 – рампа форсунок
- 2 – регулятор давления
- 3 – вакуумный шланг
- 4 – впускная труба
- 5 – форсунка
- 6 – защелка форсунки
Установите рампу форсунок, прикрепив ее к головке цилиндров Перед установкой кольца форсунок должны быть смазаны маслом. После установки рампы и форсунок ваз 2115 подключите необходимые провода.
Установите сапун вентиляции картера и закрепите при помощи хомутов.
- Снятие ресивера и впускной трубы
- 1 – поддерживающий кронштейн
- 2 – впускная труба
- 3 – прокладка ресивера
- 4 – ресивер
- 5 – кронштейн для наконечника троса привода акселератора
- 6 – кронштейн
- 7 – экран выпускного коллектора
- 8 – опорный кронштейн
Установите ресивер и закрепите к впускному коллектору.
Установите патрубки подачи бензина
К ресиверу необходимо установить патрубок дроссельной заслонки, присоединив патрубок охлаждающей жидкости, и патрубок вентиляции картера (сапун).
Установите на коленвал шкив генератора и закрепите его, затем установите генератор. Натяните ремень генератора.
Источник: