Отличие робота от автомата коробка передач

Авто

Содержание

  • Отличия коробки-автомата от робота
  • Особенности и принцип действия коробки-автомата
  • Преимущества и недостатки коробки-автомата
  • Особенности и принцип действия роботизированной коробки
  • Преимущества и недостатки роботизированной коробки
  • Как отличить АКПП от «робота»
    • Роботизированная коробка автомат: особенности
  • Подведем итоги
  • «Автомат» составляют два основных элемента:
  • Визуальное отличие «автомата» от «робота»
  • Принцип работы «автоматов»
  • Особенности «роботов»
  • Преимущества и недостатки
    • Плюсы АКПП:
    • Плюсы РКПП:
    • Минусы АКПП:
    • Минусы РКПП:
  • Подведём итоги
    • Рекомендуем посмотреть:

Все современные двигатели внутреннего сгорания недостаточно мощные и не приспособлены для значительных изменений нагрузок при прямом приводе. Для адаптации тягового усилия применяют коробки перемены передач, позволяющие изменить скорость вращения в нужном диапазоне. В настоящее время все больше автомобилей оснащаются автоматической трансмиссией, и если различия между механикой и автоматом всем ясны, то разница между автоматом и роботом многих ставит в тупик.

Отличия коробки-автомата от робота

Принципиальные отличия АКПП от роботизированной заключаются в следующих конструктивных особенностях:

  • Главная разница состоит в конструкции сцепления: автомат использует гидротрансформатор, а робот сухое фрикционное сцепление с одним или двумя дисками.
  • В автоматах применяются планетарные редукторы со сложным функционированием и управлением, выбор передаточного отношения определяет блок управления. В роботе, подобно механической коробке, шестерни постоянно находится в зацеплении, и включаются специальными муфтами, используя синхронизаторы для выравнивания угловых скоростей.
  • Показатель экономичности у робота значительно выше, так как гидротрансформатор имеет более высокие механические потери чем сухое сцепление.
  • У автомата выше плавность движения и более высокий комфорт езды, но трансмиссия слишком дорога в ремонте, который может производиться только обученными специалистами в сервисном центре. Ремонт роботизированной коробки по стоимости и сложности сравним с механической.
  • Особенности и принцип действия коробки-автомата

    Главная особенность автоматической коробки передач – это наличие гидротрансформатора, выполняющего функцию плавного переключения скоростей, за которые отвечает редуктор. Если провести аналогию с механической коробкой, то гидротрансформатор выполняет действия, сходные с выжимом сцепления, обеспечивая плавность переключения передаточных чисел. Редуктор автомата также имеет ступени – 4, 5 или 6, при этом коробки с разным количеством ступеней будут иметь и различные возможности.

    Принцип работы АКПП следующий:

  • Двигатель крутит маховик с жестко закрепленной на нем ведущей турбиной, она двигает жидкость в картере, приводя в действие ведомую. Между ними нет механической связи, что позволяет им вращаться с разной частотой. При большой частоте вращения гидротрансформатор остается блокированным для экономии энергии.
  • Усилие передается на первичный вал коробки, где при помощи шестеренок изменяются передаточные числа. Муфты задействуют нужные секции, обеспечивая оптимальную работу двигателя. Ударные нагрузки и рывки компенсируют обгонные муфты, проскальзывающие на обратном ходу.
  • Управление фрикционами выполняется гидравлической системой. Гидропривод сжимает определенные фрикционы, приводя в действие соединенные с ним шестеренки.
  • Давление масла обеспечивается специальным гидронасосом. Управление гидроприводами осуществляют золотники, которые перемещают соленоиды.
  • Преимущества и недостатки коробки-автомата

    Автоматическая коробка передач в силу конструктивных особенностей имеет определенные преимущества:

  • Обеспечение легкого управления автомобилем без необходимости выжима сцепления, переключения передач, и процедуры плавного начала движения. Это обеспечивается автоматикой, позволяя водителю сосредоточиться на дороге.
  • Гидротрансформатор невозможно быстро вывести из строя в силу неопытности водителя, как это может произойти со сцеплением на механической коробке.
  • Автомат не создает сильных нагрузок на двигатель, как при механике. Передаточные числа меняются без лишнего увеличения оборотов, тем самым продлевается ресурс двигателя.
  • При использовании гидротрансформатора нагрузка на ходовую часть ниже в сравнении с другими видами трансмиссий.
  • Наличие пассивной системы безопасности, при которой стоящий на уклоне автомобиль не может покатиться.
  • У автоматической шестиступенчатой коробки расход топлива ниже.
  • Автоматическая трансмиссия имеет следующие слабые стороны:

  • В сравнении с механической или роботизированной коробкой отсутствует высокая динамика разгона.
  • Значительный расход топлива, особенно на четырехступенчатой коробке.
  • Сниженный КПД из-за значительных потерь мощности, уходящих на работу гидротрансформатора.
  • Дороговизна агрегата и его обслуживания, что отрицательно сказывается на стоимости всего автомобиля.
  • Возможное откатывание назад при начале движения с места на уклоне.
  • Коробка автомат пинается при неправильной эксплуатации.
  • Особенности и принцип действия роботизированной коробки

    Роботизированная коробка передач (робот), устанавливаемая на обыкновенные автомобили, представляет собой механическую коробку с автоматическим (электрическим или гидравлическим) управлением. Переключение скоростей в таком устройстве происходит при помощи автоматики. В автомобиле нет традиционной педали сцепления, так как оно выключается автоматически в момент переключения передач. В некоторых автомобилях наряду с автоматическим предусмотрен ручной режим переключения передач.

    Читайте также:  Разбор приоры в москве

    Алгоритм работы коробки следующий: после запуска двигателя при выжатом тормозе селектор переводится в нужное положение. Привод на сцеплении разъединяет трансмиссию, а механизм коробки включает нужную передачу. Водитель бросает педаль тормоза и плавно давит на педаль акселератора, автомобиль трогается, и дальнейшие переключения производятся автоматически. Управление коробкой осуществляет процессор согласно выбранному алгоритму. Водитель может вмешиваться в работу коробки.

    На спортивных автомобилях, участвующих в гонках, устанавливают более совершенную разновидность робота. Его конструкция предусматривает наличие двух систем сцепления, каждая из которых отвечает за свои передачи.

    Благодаря двойному сцеплению скорость переключения передаточных чисел максимальна, что очень важно для спортивных гонок.

    Преимущества и недостатки роботизированной коробки

    В сравнении с автоматом, роботизированная КПП имеет меньше преимуществ в силу того, что система еще достаточно сырая и не доведена до совершенства. Сильные стороны робота проявляются в следующем:

  • Более высокая экономия топлива в сравнении с автоматическими трансмиссиями.
  • Высокая надежность механизма редуктора.
  • Робот более дешев в производстве и обслуживании, потребляет меньше масла (в среднем вдвое), чем автомат.
  • Двукратное повышение ресурса сцепления в сравнении с механической коробкой.
  • Меньший вес коробки в сравнении с автоматической, ее высокая ремонтопригодность.
  • Более высокая динамика, возможность ручного переключения скоростей на полуавтоматическом режиме, что важно на бездорожье, подъеме, или в пробке.
  • Слабые стороны роботизированной коробки передач:

  • При переключении передач возможны рывки.
  • Заметная задержка между включением передачи и началом ее использования.
  • В отличие от автомата, при остановке автомобиля необходимо переключение рычага в нейтральное положение.
  • Каждая пробуксовка во время движения усиленно расходует ресурс коробки. Эксплуатация автомобилей с таким видом трансмиссии желательна только на твердом покрытии.
  • При начале движения происходит откат.
  • Как известно, коробка переключения передач – важный агрегат автомобиля, отвечающий за передачу мощности (крутящего момента) от ДВС к ведущим колесам. Сегодня автомобиль может быть оборудован механической или автоматической трансмиссией.

    Далее мы остановимся на гидромеханическом автомате и коробке роботе, рассмотрим, чем отличается роботизированная коробка автомат от «классической» АКПП, а также сравним их между собой.

    Читайте в этой статье

    Как отличить АКПП от «робота»

    К автоматической трансмиссии относятся: АКПП (классический автомат гидравлического типа), РКПП (роботизированная коробка автомат) и вариаторная коробка CVT (бесступенчатая коробка переключения передач). При этом важно понимать, что с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей все автоматические коробки разные.

    • Прежде всего, классический гидроавтомат относится к типу коробок, где изменение передаточного числа в зависимости от текущей скорости движения автомобиля, выполняет ступенчатая планетарная коробка передач в связке с гидротрансформатором. В свою очередь, гидротрансформатор выполняет функции сцепления.

    АКПП представляет собой конструктивно сложное устройство, состоящее из таких основных элементов:

    • планетарный редуктор (планетарные передачи, ленточные тормоза, муфты сцепления и т.д.);
    • гидротрансформатор (через трансмиссионную жидкость обеспечивает преобразование и передачу крутящего момента);
    • блок управления АКПП (TCU);
    • фрикционные и обгонные муфты (муфты свободного хода);
    • гидроблок;
    • масляный насос;
    • соединительные барабаны и валы.

    Основные достоинства классической автоматической коробки переключения передач:

    • комфорт, большой срок службы, а также надежность конструкции в силу отработанных технологических процессов за долгие годы производства таких коробок;
    • в паре с классическим гидроавтоматом двигатель автомобиля не подвержен большим нагрузкам.

    Однако при всех своих достоинствах автомат имеет и недостатки:

    • потеря мощности ДВС (снижение КПД, так как крутящий момент во многих режимах передается через трансмиссионную жидкость в гидротрансформаторе);
    • переключение ступеней происходят с некоторой задержкой, момент переключения ощущается водителем в виде легких толчков;
    • высокая стоимость коробки, повышенный расход топлива, достаточно дорогое сервисное обслуживание и ремонтные работы, ограничения по буксировке и нагрузкам на трансмиссию;

    Особенности технического обслуживания АКПП предполагают:

    • постоянный контроль уровня и качества трансмиссионной жидкости ATF (своевременная замена рабочей жидкости и фильтров АКПП)
    • визуальный осмотр коробки на предмет внешних повреждений и течи (при необходимости требуется замена прокладок и сальников);
    • проведение регулировки и настройки (если в этом есть необходимость).

    Роботизированная коробка автомат: особенности

    Роботизированная коробка автомат, в отличие от АКПП, является механической коробкой с электронным управлением, отвечающим за включение сцепления, а также выбор и переключение передач. Роботизированная коробка выполняет те же функции, что и классический автомат.

    Конструктивно коробка напоминает обычную механику, имеет похожее сцепление и шестерни передач на валах. Переключение передач в такой коробке происходит благодаря работе исполнительных механизмов (актуаторов) и ЭБУ. Получается, РКПП — автоматизированная механическая коробка.

    Читайте также:  Как сделать дистанционный запуск двигателя

    Такая КПП, в отличие от «классического» автомата намного дешевле в производстве, не требует особого обслуживания. Однако минусом является сниженный комфорт (рывки, толчки и задержки при переключениях), а также низкая надежность сцепления и актуаторов, высокая стоимость таких элементов при необходимости их замены.

    • С учетом того, что рассмотренные выше РКПП не смогли успешно конкурировать с АКПП, в дальнейшем появились преселективные коробки-робот с двумя сцеплениями (типа DSG).

    Среди преимуществ можно выделить высокий КПД и топливную экономичность. Однако есть и недостатки: сниженный ресурс по сравнению с АКПП, наличие сложного блока управления (мехатроник, напоминающий гидроблок АКПП), высокие требования к качеству и характеристикам рабочей жидкости, малый срок службы дисков сцепления

    Подведем итоги

    Как видно, хотя функциональное назначение одинаковое, имеются серьезные отличия «робота» от автоматической коробки передач. Простыми словами, хотя автомобили, оборудованные такими коробками переключения передач, не имеют педали сцепления, сами КПП принципиально разные.

    Если суммировать, отличия АКПП от коробки — робот:

    • конструктивные отличия (робот фактически механика с ЭБУ, автомат- коробка гидравлического типа);
    • скорость переключения передач (автомат переключает скорости плавне, при этом робот, особенно с двойным сцеплением, делает это быстрее);
    • возможность ручного переключения передач (в отличие от робота, у многих автоматов без Типтроник такой возможности нет);
    • количество потребляемого топлива и масла (по сравнению с автоматом робот зачастую более экономичен);
    • стоимость технического обслуживания и ремонтных работ (обслуживать автомат нужно чаще по сравнению с роботом, однако ремонт робота может оказаться сложнее и обойтись дороже).

    Сегодня автомобиль – столь необходимое устройство индивидуального использования, как и мобильный телефон, фотоаппарат или персональный компьютер. Большинство автолюбителей в процессе выбора новой машины не могут до конца понять, чем отличается коробка передач робот от автомата, а также с трудом понимают технические особенности и терминологию представленных их вниманию моделей. АКПП в скором времени заменят механические, однако мало кто знает о большом числе их разновидностей и отличиях. Однако об этом рано говорить, сейчас необходимо разобраться, чем выступает роботизированная механика, а что представляет классический автомат.

    «Автомат» составляют два основных элемента:


    Источник: kalina-2.ru