Обозначение шины на схеме

Авто

Содержание

  • Как расшифровать маркировку на шине?
  • Таблица индексов максимально допустимой нагрузки на шину
  • Индекс скорости шин
  • Маркировка на шинах по сезону и дорожному покрытию
  • Дополнительные обозначения на покрышках
  • Нормативные документы
  • Виды электрических схем
  • Графические обозначения
    • Примеры УГО в функциональных схемах
    • УГО в однолинейных и полных электросхемах
    • Линии связи
    • Обозначения электромеханических приборов и контактных соединений
    • УГО электромашин
    • УГО трансформаторов и дросселей
    • Обозначение измерительных приборов и радиодеталей
    • УГО осветительных приборов
    • Обозначение элементов в монтажной схеме электропроводки
  • Буквенные обозначения
  • Маркировка шин для легковых автомобилей
    • Производители шин
    • Модель и тип протектора
    • Индекс скорости
      • Таблица 1 – Индексы скорости шин
    • Индекс нагрузки
      • Таблица 2 – Индексы нагрузки шин
    • Индекс конструкции
    • Размеры шин
    • Тип шины
  • Дополнительная маркировка шин
  • Видео-инструкция по расшифровке маркировки шин
    • Рекомендуем посмотреть:

В нашей стране, как в Европе и в США существуют определенные стандарты маркировки шин, в этой публикации мы познакомим вас с расшифровкой цифр, кодов и обозначений на колёсах, разработанных организацией «European Tyre and Rim Technical Organization» (ETRTO) для стран Европы и «Tire and Rim Association» (TRA) для Соединенных штатов Америки. О того, насколько хорошо автовладелец разбирается в том, что означают цифры на колесах, зависит безопасность вождения, срок службы покрышек, а также расход топлива автомобилем. И зимняя и летняя резина имеют собственную маркировку и обозначения, которую каждый производитель автомобильных покрышек обязан разместить на боковине шины. Особенно важна эта информация в межсезонье, когда водителям необходима замена авторезины, равно как и после износа текущего комплекта шин — правильно разбираться, значит выбрать оптимальные колёса для своего автомобиля.

Маркировка шин включает в себя большое число цифр, символов и обозначений, например: страна и бренд производителя; модель покрышки; типоразмер шины (ширина покрышки, высота профиля в % от ширины, диаметр диска в дюймах); индекс максимальной нагрузки; индекс скорости; сезонность и условия эксплуатации; уровень безопасности по DOT/ECE; а также дополнительная информация о характеристиках автопокрышки согласно стандарта ISO/TC 31/SC 3.

Как расшифровать маркировку на шине?

Для примера мы расшифруем маркировку шины, на которую производителем был нанесён следующий код: 195/70 R14 88 T M+S — что означают эти цифры на колесе? Давайте разбираться, и так:

Смотрим на верхнюю часть шины на иллюстрации и расшифровываем маркировку 195/70 R14 88 T M+S, нанесенную на боковину автопокрышки:

  • 195 — это ширина профиля шины в миллиметрах.
  • 70 — это число обозначает «высоту шины» в виде отношения высоты профиля к ширине шины — 70%. Чаще всего этот параметр именуется профилем (например, полнопрофильная или низкопрофильная резина), при одинаковой ширине покрышки, чем больше этот показатель, тем шина выше. Выбирая комплект резины важно учесть допустимые типоразмеры, заявленные производителем автомобиля. А также помнить, что в случае, когда высота профиля шин ниже оптимального, дорожный просвет машины станет меньше, а вот использование шин большего профиля ограничено размерами колесных арок, особенно зимой, когда арки часто забиты снегом и льдом. Практически любой онлайн-магазин автошин и дисков имеет специальный шинный калькулятор, позволяющий подобрать подходящий размер покрышки под ту или иную модель машины.
  • R — этот символ означает, что автошина изготовлена с радиальным кордом, почти все шины на текущее время выполняются именно с таким кордом. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины.
  • 14 — это число обозначает диаметр диска (обода) в дюймах. Не радиус (кстати, тоже распространенная ошибка), а именно «посадочный» (внутренний) диаметр покрышки на диск, составляющий в данном случае 14 дюймов.
  • 88 — это число обозначает индекс максимально допустимой нагрузки на одно колесо (в данном примере это 560 кг на одно колесо, таким образом для легкового автомобиля массой до двух тонн шины с таким индексом вполне подходят). Особенно важно правильно выбрать соответствующий индекс нагрузки при покупке резины для микроавтобусов и небольших грузовиков.
  • T — этот символ обозначает индекс скорости шины и в данном примере скорость для шин ограничена максимальной величиной 190 км/ч.
  • M+S — это маркировка шин (M&S = Mud + Snow / грязь + снег), которая означает, что шины зимние, еще их называют «всесезонными», так как шипы на такую резину не ставят, и вы в принципе можете эксплуатировать такие колёса круглый год, штрафа за такую резину в летнее время не предусмотрено. Часто бывает, что внедорожники продаются снабженные резиной M+S, в зависимости от манеры езды и веса автомобиля такие шины могут прослужить более 50 000 километров пробега.

Теперь рассмотрим справочные данные, которые помогут расшифровать маркировку на резине для вашего транспортного средства.

Таблица индексов максимально допустимой нагрузки на шину

Чаще всего на боковине шины указан именно индекс нагрузки, но на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана максимальная нагрузка «Max load» в килограммах.

Индекс
Нагрузка
Индекс
Нагрузка
Индекс
Нагрузка
60
250 кг
87
545 кг
114
1180 кг
61
257 кг
88
560 кг
115
1215 кг
62
265 кг
89
580 кг
116
1250 кг
63
272 кг
90
600 кг
117
1285 кг
64
280 кг
91
615 кг
118
1320 кг
65
290 кг
92
630 кг
119
1360 кг
66
300 кг
93
650 кг
120
1400 кг
67
307 кг
94
670 кг
121
1450 кг
68
315 кг
95
690 кг
122
1500 кг
69
325 кг
96
710 кг
123
1550 кг
70
335 кг
97
730 кг
124
1600 кг
71
345 кг
98
750 кг
125
1650 кг
72
355 кг
99
775 кг
126
1700 кг
73
365 кг
100
800 кг
127
1750 кг
74
375 кг
101
825 кг
128
1800 кг
75
387 кг
102
850 кг
129
1850 кг
76
400 кг
103
875 кг
130
1900 кг
77
412 кг
104
900 кг
131
1950 кг
78
425 кг
105
925 кг
132
2000 кг
79
437 кг
106
950 кг
133
2065 кг
80
450 кг
107
975 кг
134
2125 кг
81
462 кг
108
1000 кг
135
2185 кг
82
475 кг
109
1030 кг
136
2245 кг
83
487 кг
110
1060 кг
137
2305 кг
84
500 кг
111
1090 кг
138
2365 кг
85
515 кг
112
1120 кг
139
2435 кг
86
530 кг
113
1150 кг
140
2500 кг

Индекс скорости шин

Данная кодировка предназначена для присвоения покрышке скоростной категории по результатам специальных испытаний, подразумевает максимальную скорость на стенде, выдерживаемую шиной в течении нескольких часов. Обратите внимание, что при повседневной эксплуатации транспортного средства рекомендуется ездить со скоростью на 10-15 % меньше максимально допустимой, согласно данного индекса.

Обратите внимание, что автомобильные шины, имеющие маркировку индекса скорости «ZR», сконструированы для эксплуатации на скоростях превышающих 240 км/ч. Индекс скорости может располагаться в разных местах маркировки: 185/65SR15, или 185/65SR15 92S, или 185/65R15 92S.

Маркировка на шинах по сезону и дорожному покрытию

  • Aqua, Rain и т. д. — шины, которые высокоэффективны на мокрой дороге.
  • A/T (All Terrain) — шины для любого ландшафта (баланс между комфортом и проходимостью).
  • AS (All Season) — так обозначается всесезонная шина.
  • All-Season (All-Weather) — еще одна маркировка всесезонной резины.
  • M+S (Mud+Snow) — пригодны для движения по грязи и снегу (так маркируются всесезонные или зимние шины с расширенным по сравнению с летними температурным диапазоном и более развитым рисунком протектора, обеспечивающим сцепление не только на ровном асфальте, но внедорожными они, как правило, не являются).
  • M/T (Mud Terrain) — авторезина для грязевых ландшафтов.
  • R+W (Road + Winter) — всесезонная дорожная шина.
  • RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
  • Winter — кодировка зимних шин.

Читайте также:  Штат unicomp 620 калина гранта

Дополнительные обозначения на покрышках

  • Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки (многие производители злоупотребляют данной маркировкой ради маркетинга).
  • Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
  • Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
  • MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
  • MFS (Dunlop Maximum Flange Shield) — система максимальной защиты обода борта, разработанная компанией Dunlop, защищает колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
  • Outside и Inside — асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) с внутренней.
  • PR (Ply Rating) — прочность каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с несущей способностью каркаса 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», то есть «усиленные» (повышенной грузоподъемности).
  • Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки. На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной прочности шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C).
  • Rotation — шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.
  • Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом (металлокордовые шины).
  • SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.
  • Studless — покрышка не подлежит ошиповке.
  • Studdable — покрышка подлежит ошиповке.
  • Traction А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
  • Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.
  • TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
  • ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP — возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR — возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.

Существует еще и экологическая маркировка, которая предусмотрена в Европе и Юго-Восточной Азии (например в Японии и в Корее). Она характеризует шины по топливной экономичности и по шумности.

Обратите внимание, что присутствие в коде на боковине покрышки буквы C после диаметра, например, 195/65R15C 104/102R, означает «коммерческий», то есть эта шина предназначена для пикапов или небольших грузовиков с повышенной грузоподъёмностью. После размера могут присутствовать буквенные коды XL, RF, SL, LL (например, P235/75R-15 XL, P285/35R-19 LL). Они означают соответственно повышенную (extra load, reinforced), стандартную (standard load), и пониженную (light load) несущую способность каркаса шины. В американской P-маркировке код XL соответствует максимально допустимому давлению 41 psi (280 kPa), SL и LL — 35 psi (240 kPa), в европейской маркировке XL/RF соответствует 42 psi (290 kPa), SL — 36 psi (250 kPa). Буквы FR (например, 225/50 R18 87V FR) после размера означают шину с защитой обода диска. Отличить американскую покрышку от европейской можно по коду стандарта качества: буква «Е» в кружочке — означает европейский стандарт, а аббревиатура «DOT» — значит шина американская.

Можно ли узнать год выпуска шины по маркировке? Да, такая информация зашифрована в числе из четырёх цифр, внутри овала на боковой поверхности покрышки. На инфографике выше этот код можно увидеть в левой нижней части схемы колеса. Первые две цифры этого кода содержат порядковый номер недели в году, а последние две цифры — это непосредственно год выпуска шины. Например, если на вашей покрышке в этом блоке будет число 1119, то это будет означать, что резина выпущена в 2019 году, на 11 неделе, то есть в марте.

Любые электрические цепи могут быть представлены в виде чертежей (принципиальных и монтажных схем), оформление которых должно соответствовать стандартам ЕСКД. Эти нормы распространяются как на схемы электропроводки или силовых цепей, так и электронные приборы. Соответственно, чтобы «читать» такие документы, необходимо понимать условные обозначения в электрических схемах.

Нормативные документы

Учитывая большое количество электроэлементов, для их буквенно-цифровых (далее БО) и условно графических обозначений (УГО) был разработан ряд нормативных документов исключающих разночтение. Ниже представлена таблица, в которой представлены основные стандарты.

Таблица 1. Нормативы графического обозначения отдельных элементов в монтажных и принципиальных электрических схемах.

Номер ГОСТа
Краткое описание
2.710 81
В данном документе собраны требования ГОСТа к БО различных типов электроэлементов, включая электроприборы.
2.747 68
Требования к размерам отображения элементов в графическом виде.
21.614 88
Принятые нормы для планов электрооборудования и проводки.
2.755 87
Отображение на схемах коммутационных устройств и контактных соединений
2.756 76
Нормы для воспринимающих частей электромеханического оборудования.
2.709 89
Настоящий стандарт регулирует нормы, в соответствии с которыми на схемах обозначаются контактные соединения и провода.
21.404 85
Схематические обозначения для оборудования, используемого в системах автоматизации

Следует учитывать, что элементная база со временем меняется, соответственно вносятся изменения и в нормативные документы, правда это процесс более инертен. Приведем простой пример, УЗО и дифавтоматы широко эксплуатируются в России уже более десятка лет, но единого стандарта по нормам ГОСТ 2.755-87 для этих устройств до сих пор нет, в отличие от автоматических выключателей. Вполне возможно, в ближайшее время это вопрос будет урегулирован. Чтобы быть в курсе подобных нововведений, профессионалы отслеживают изменения в нормативных документах, любителям это делать не обязательно, достаточно знать расшифровку основных обозначений.

Виды электрических схем

В соответствии с нормами ЕСКД под схемами подразумеваются графические документы, на которых при помощи принятых обозначений отображаются основные элементы или узлы конструкции, а также объединяющие их связи. Согласно принятой классификации различают десять видов схем, из которых в электротехнике, чаще всего, используется три:

  • Функциональная, на ней представлены узловые элементы (изображаются как прямоугольники), а также соединяющие их линии связи. Характерная особенность такой схемы – минимальная детализация. Для описания основных функций узлов, отображающие их прямоугольники, подписываются стандартными буквенными обозначениями. Это могут быть различные части изделия, отличающиеся функциональным назначением, например, автоматический диммер с фотореле в качестве датчика или обычный телевизор. Пример такой схемы представлен ниже. Пример функциональной схемы телевизионного приемника
  • Принципиальная. Данный вид графического документа подробно отображает как используемые в конструкции элементы, так и их связи и контакты. Электрические параметры некоторых элементов могут быть отображены, непосредственно в документе, или представлены отдельно в виде таблицы. Пример принципиальной схемы фрезерного станка

Если на схеме отображается только силовая часть установки, то она называется однолинейной, если приведены все элементы, то – полной.

Пример однолинейной схемы

  • Монтажные электрические схемы. В данных документах применяются позиционные обозначения элементов, то есть указывается их место расположения на плате, способ и очередность монтажа. Монтажная схема стационарного сигнализатора горючих газов

Если на чертеже отображается проводка квартиры, то места расположения осветительных приборов, розеток и другого оборудования указываются на плане. Иногда можно услышать, как такой документ называют схемой электроснабжения, это неверно, поскольку последняя отображает способ подключения потребителей к подстанции или другому источнику питания.

Читайте также:  Свечи зажигания за рулем отзывы

Разобравшись с электрическими схемами, можем переходить к обозначениям указанных на них элементов.

Графические обозначения

Для каждого типа графического документа предусмотрены свои обозначения, регулируемые соответствующими нормативными документами. Приведем в качестве примера основные графические обозначения для разных видов электрических схем.

Примеры УГО в функциональных схемах

Ниже представлен рисунок с изображением основных узлов систем автоматизации.

Примеры условных обозначений электроприборов и средств автоматизации в соответствии с ГОСТом 21.404-85

Описание обозначений:

  • А – Основные (1) и допускаемые (2) изображения приборов, которые устанавливаются за пределами электрощита или распределительной коробки.
  • В – Тоже самое, что и пункт А, за исключением того, что элементы располагаются на пульте или электрощите.
  • С – Отображение исполнительных механизмов (ИМ).
  • D – Влияние ИМ на регулирующий орган (далее РО) при отключении питания:
  • Происходит открытие РО
  • Закрытие РО
  • Положение РО остается неизменным.
    • Е – ИМ, на который дополнительно установлен ручной привод. Данный символ может использоваться для любых положений РО, указанных в пункте D.
    • F- Принятые отображения линий связи:
  • Общее.
  • Отсутствует соединение при пересечении.
  • Наличие соединения при пересечении.
  • УГО в однолинейных и полных электросхемах

    Для данных схем существует несколько групп условных обозначений, приведем наиболее распространенные из них. Для получения полной информации необходимо обратиться к нормативным документам, номера государственных стандартов будут приведены для каждой группы.

    Источники питания.

    Для их обозначения приняты символы, приведенные на рисунке ниже.

    УГО источников питания на принципиальных схемах (ГОСТ 2.742-68 и ГОСТ 2.750.68)

    Описание обозначений:

    • A – источник с постоянным напряжением, его полярность обозначается символами «+» и «-».
    • В – значок электричества, отображающий переменное напряжение.
    • С – символ переменного и постоянного напряжения, используется в тех случаях, когда устройство может быть запитано от любого из этих источников.
    • D – Отображение аккумуляторного или гальванического источника питания.
    • E- Символ батареи, состоящей из нескольких элементов питания.

    Линии связи

    Базовые элементы электрических соединителей представлены ниже.

    Обозначение линий связи на принципиальных схемах (ГОСТ 2.721-74 и ГОСТ 2.751.73)

    Описание обозначений:

    • А – Общее отображение, принятое для различных видов электрических связей.
    • В – Токоведущая или заземляющая шина.
    • С – Обозначение экранирования, может быть электростатическим (помечается символом «Е») или электромагнитным («М»).
    • D – Символ заземления.
    • E – Электрическая связь с корпусом прибора.
    • F – На сложных схемах, из нескольких составных частей, таким образом обозначается обрыв связи, в таких случаях «Х» это информация о том, где будет продолжена линия (как правило, указывается номер элемента).
    • G – Пересечение с отсутствием соединения.
    • H – Соединение в месте пересечения.
    • I – Ответвления.

    Обозначения электромеханических приборов и контактных соединений

    Примеры обозначения магнитных пускателей, реле, а также контактов коммуникационных устройств, можно посмотреть ниже.

    УГО, принятые для электромеханических устройств и контакторов (ГОСТы 2.756-76, 2.755-74, 2.755-87)

    Описание обозначений:

    • А – символ катушки электромеханического прибора (реле, магнитный пускатель и т.д.).
    • В – УГО воспринимающей части электротепловой защиты.
    • С – отображение катушки устройства с механической блокировкой.
    • D – контакты коммутационных приборов:
  • Замыкающие.
  • Размыкающие.
  • Переключающие.
    • Е – Символ для обозначения ручных выключателей (кнопок).
    • F – Групповой выключатель (рубильник).

    УГО электромашин

    Приведем несколько примеров, отображения электрических машин (далее ЭМ) в соответствии с действующим стандартом.

    Обозначение электродвигателей и генераторов на принципиальных схемах (ГОСТ 2.722-68)

    Описание обозначений:

    • A – трехфазные ЭМ:
  • Асинхронные (ротор короткозамкнутый).
  • Тоже, что и пункт 1, только в двухскоростном исполнении.
  • Асинхронные ЭМ с фазным исполнением ротора.
  • Синхронные двигатели и генераторы.
    • B – Коллекторные, с питанием от постоянного тока:
  • ЭМ с возбуждением на постоянном магните.
  • ЭМ с катушкой возбуждения.
  • Обозначение электродвигателей на схемах

    УГО трансформаторов и дросселей

    С примерами графических обозначений данных устройств можно ознакомиться на представленном ниже рисунке.

    Правильные обозначения трансформаторов, катушек индуктивности и дросселей (ГОСТ 2.723-78)

    Описание обозначений:

    • А – Данным графическим символом могут быть обозначены катушки индуктивности или обмотки трансформаторов.
    • В – Дроссель, у которого имеется ферримагнитный сердечник (магнитопровод).
    • С – Отображение двухкатушечного трансформатора.
    • D – Устройство с тремя катушками.
    • Е – Символ автотрансформатора.
    • F – Графическое отображение ТТ (трансформатора тока).

    Обозначение измерительных приборов и радиодеталей

    Краткий обзор УГО данных электронных компонентов показан ниже. Тем, кто хочет более широко ознакомиться с этой информацией рекомендуем просмотреть ГОСТы 2.729 68 и 2.730 73.

    Примеры условных графических обозначений электронных компонентов и измерительных приборов

    Описание обозначений:

  • Счетчик электроэнергии.
  • Изображение амперметра.
  • Прибор для измерения напряжения сети.
  • Термодатчик.
  • Резистор с постоянным номиналом.
  • Переменный резистор.
  • Конденсатор (общее обозначение).
  • Электролитическая емкость.
  • Обозначение диода.
  • Светодиод.
  • Изображение диодной оптопары.
  • УГО транзистора (в данном случае npn).
  • Обозначение предохранителя.
  • УГО осветительных приборов

    Рассмотрим, как на принципиальной схеме отображаются электрические лампы.

    Пример того, как указываются лампочки на схемах (ГОСТ 2.732-68)

    Описание обозначений:

    • А – Общее изображение ламп накаливания (ЛН).
    • В – ЛН в качестве сигнализатора.
    • С – Типовое обозначение газоразрядных ламп.
    • D – Газоразрядный источник света повышенного давления (на рисунке приведен пример исполнения с двумя электродами)

    Обозначение элементов в монтажной схеме электропроводки

    Завершая тему графических обозначений, приведем примеры отображения розеток и выключателей.

    Пример изображения на монтажных схемах розеток скрытой установки

    Как изображаются розетки других типов, несложной найти в нормативных документах, которые доступны в сети.

    Обозначение выключатели скрытой установки Обозначение розеток и выключателей

    Буквенные обозначения

    В электрических схемах помимо графических обозначений также используются буквенные, поскольку без последних чтение чертежей будет довольно проблематичным. Буквенно-цифровая маркировка так же, как и УГО регулируется нормативными документами, для электро это ГОСТ 7624 55. Ниже представлена таблица с БО для основных компонентов электросхем.

    Буквенные обозначения основных элементов

    К сожалению, размеры данной статьи не позволяют привести все правильные графические и буквенные обозначения, но мы указали нормативные документы, из которых можно получить всю недостающую информацию. Следует учитывать, что действующие стандарты могут меняться в зависимости от модернизации технической базы, поэтому, рекомендуем отслеживать выход новых дополнений к нормативным актам.

    Расшифровать маркировку шины достаточно просто. При этом не многие автолюбители могут с ходу разобраться в таких обозначениях, как индекс скорости, нагрузки или конструкции шины. Случается что из всех надписей на колесе лишь название фирмы понятно и не вызывает вопросов. Поэтому предлагаем заняться расшифровкой этих "шифрограмм" на автошинах вместе.

    На самом деле, обозначения нанесенные на поверхности автомобильных покрышек не представляют собой ничего сложного и содержат набор технических параметров и другой полезной информации. В маркировке указывается размер шины, её тип, максимально допустимая скорость, предельная нагрузка, модель, год выпуска, и еще ряд дополнительных данных.

    В конце этой статьи смотрите видео, которое также поможет разобраться с расшифровкой маркировки автомобильных шин.

    А при подборе нового типоразмера колес Вам, наверняка, пригодится наш визуальный шинный калькулятор.

    Кроме того, на нашем сайте есть подробная информация о маркировке дисков для легковых автомобилей и кроссоверов.

    Маркировка шин для легковых автомобилей

    На рисунке ниже показан принцип маркировки шин с расшифровкой обозначений на них, который используется ведущими производителями автопокрышек.

    Маркировка автомобильных шин состоит из ряда цифровых и буквенных обозначений, расшифровка которых позволяет узнать полную информацию о них:

    • Производитель;
    • Модель и тип протектора;
    • Индексы: скорости, нагрузки, конструкции;
    • Размеры (ширина, высота профиля, диаметр обода);
    • Тип шины;
    • Дополнительная маркировка (дата производства, страна производитель, знаки соответствия, место установки и т.д.).

    Ниже мы рассмотрим подробно каждое из этих обозначений в маркировке.

    Производители шин

    Первое, на что обычно обращают внимание автолюбители, так это на производителя покрышек. Среди самых известных брендов выделяются изделия компаний:

    Принято считать, что чем солиднее бренд, тем качественнее колеса. Но, как показывает практика – это не всегда так.

    Многие именитые компании, например Michelin, имеют свои производства за рубежом и кроме французской резины можно попасть на шины, изготовленные в Испании и Сербии, а то и на Тайване. И качество этих изделий может очень сильно отличаться, как, впрочем, и цена.

    Читайте также:  Настройка гбо диджитроник 4 поколения своими руками

    Менее известными на рынке автомобильных шин являются торговые марки: Mitas, Cheng Shin, AvonShinco, Sava, Kenda, Duro, Maxxis.

    Модель и тип протектора

    Шины должны, прежде всего, соответствовать требованиям, предъявляемым производителем автомобиля. Поэтому начинать подбор покрышек, на наш взгляд, следует с выбора определенной модели и типа протектора.

    В зависимости от типа протектора автошины могут быть:

  • Спортивные и полуспортивные;
  • Городские и дорожные;
  • Вседорожные и универсальные.
  • Также можно встретить шины без рисунка (слик) которые обеспечивают оптимальное сцепление с максимально ровным и сухим дорожным покрытием, и дождевые – для уверенной езды по мокрым дорогам.

    К примеру, известными моделями автомобильных покрышек компании Michelin являются Bopper, Macadam, Pilot City, Pilot Power и Pilot Sport. Каждая модель имеет свои конструктивные особенности и состав резины.

    Далее специалисты рекомендуют обратить внимание на такие специфические параметры, как индексы скорости, нагрузки и конструкции шины.

    Индекс скорости

    Индекс скорости условно обозначает максимально допустимую скорость колеса. В таблице ниже приведена расшифровка индексов скорости автомобильных шин.

    Таблица 1 – Индексы скорости шин

    Индекс скорости
    Скорость (км/ч)
    Индекс скорости
    Скорость (км/ч)
    Индекс скорости
    Скорость (км/ч)
    L
    120
    R
    170
    V
    240
    M
    130
    S
    180
    W
    270
    N
    140
    T
    190
    Y
    300
    P
    150
    U
    200
    ZR
    >240
    Q
    160
    H
    210
    ZR(Y)
    >300

    Значения индекса скорости обозначаются буквами от «А» (скорость 40 км/ч) до «Z» (скорость более 300 км/ч). Правда, разработчики стандарта несколько нарушили алфавитную последовательность, разместив «Н» (скорость до 210 км/ч) между литерами «U» и «V».

    Индекс нагрузки

    Индекс нагрузки указывает на максимально допустимую нагрузку на покрышку при максимальном внутреннем давлении воздуха в ней. В следующий таблице приведена расшифровка индексов нагрузки в маркировке шин.

    Таблица 2 – Индексы нагрузки шин

    Индекс нагрузки
    Макс. нагрузка (кг)
    Индекс нагрузки
    Макс. нагрузка (кг)
    Индекс нагрузки
    Макс. нагрузка (кг)
    50
    190
    67
    307
    84
    500
    51
    195
    68
    315
    85
    512
    52
    200
    69
    325
    86
    530
    53
    206
    70
    335
    87
    545
    54
    212
    71
    345
    88
    560
    55
    218
    72
    355
    89
    580
    56
    224
    73
    365
    90
    600
    57
    230
    74
    375
    91
    615
    58
    236
    75
    387
    92
    630
    59
    243
    76
    400
    93
    650
    60
    250
    77
    412
    94
    670
    61
    257
    78
    425
    95
    690
    62
    265
    79
    437
    96
    710
    63
    272
    80
    450
    97
    730
    64
    280
    81
    462
    98
    750
    65
    290
    82
    475
    99
    775
    66
    300
    83
    487
    100
    800

    Для шин легковых автомобилей индексы нагрузки обозначаются цифрами от «50» (максимальная нагрузка равна 190 кг) до «100» (максимальная нагрузка – 800 кг). Кроме того, встречаются обозначение максимальной нагрузки как в килограммах (KG) так и в фунтах (LBS) – «Max. Load 212KG» или «Max. Load 467LBS».

    Максимально допустимое давление воздуха указывается в килопаскалях (kpa) или фунтах (psi) на квадратный дюйм. Соотношение между килопаскалем и фунтом составляет 6,9 кПа = 1 psi. Например, «290 kpa (42psi) сold». Параметры указываются для шин в «холодном» состоянии.

    Не стоит, наверное, напоминать, что превышение допустимых значений может вызвать довольно серьезные повреждения колёс. Поэтому выбирайте покрышки с небольшим запасом, чтобы избежать нестандартных ситуаций на дороге. Подробней о том, как правильно это делать читайте здесь.

    Индекс конструкции

    С помощью индекса конструкции производитель шин обозначает их некоторые конструктивные особенности:

  • Радиальные шины получили наибольшее распространение. Они имеют маркировку в виде буквы «R», что означает радиальное расположение нитей корда, а также неравновесную конструкцию профиля. Радиальные шины обладают большой грузоподъемностью и эластичностью.
  • Шины диагональной конструкции маркируются значком «–». В них перекрещенные нити корда и брекера расположены под углом 30-40 градусов к проходящей через ось плоскости. Такие покрышки имеют равновесную конструкцию.
  • Размеры шин

    Размер при маркировке шин традиционно обозначается числовым выражением соотношения Х/Y-Z, где:

    • Х – поперечное сечение (ширина) профиля в миллиметрах,
    • Y – соотношение высоты профиля к ширине в процентах,
    • Z – размер посадочного внутреннего кольца шины в дюймах.

    Например, маркировка «205/60-18» означает, что поперечное сечение покрышки равно 205 мм, значение отношения высоты к ширине равно 60%, а посадочный размер внутреннего кольца шины равен 18 дюймов.

    В случаях если ширина указывается в дюймах (3,00-10), то высота профиля в маркировке не обозначается. Иногда высоту профиля еще называют серией шины. При этом в полнопрофильных покрышках со стандартным значением отношения высоты к ширине (80 или 82 процента), номер серии также может не указываться.

    К примеру, иногда встречается такая маркировка – 185 R14 C 102 Q.

    Тип шины

    Несмотря на особую популярность бескамерных покрышек, колеса с камерми все еще встречаются довольно часто.

    • Автошины предназначенные для использования вместе с камерой, маркируются буквами «ТТ» (аббревиатура от Tube Type).
    • Бескамерные шины обозначаются буквами «TL» (Tubeless).

    Герметичность бескамерных покрышек достигается за счет применения в них слоя специальной резины, которая наносится на внутреннее кольцо, прилегающее к ободу колесного диска. Они фиксируются на ободе за счет конструктивных элементов диска (так называемых, хампов).

    Теоретически бескамерную шину можно использовать и с камерой. При этом стоит помнить, что конструкция внутренней полости таких покрышек не рассчитана на контакт с камерой, что отрицательно сказывается на сроке службы камеры.

    Также, не имеет ни какого смысла устанавливать камерные покрышки (типа «ТТ») на легкосплавные диски, которые предполагают использование бескамерных шин.

    Больше информации с рекомендациями по использованию колесных дисков можно найти по ссылке: Какие диски лучше – литые или штампованные?

    Дополнительная маркировка шин

    Кроме перечисленных выше параметров на боковине покрышки часто можно встретить ряд других обозначений, несколько усложняющих расшифровку маркировки.

    Например, три или четыре цифры в овале обозначают неделю и год выпуска шины. Некоторые производители включают дату изготовления в индивидуальный (серийный) номер покрышки:

    • Шины, изготовленные до 2000-го года, имеют трехзначную дату выпуска: (159), что означает 15-я неделя 1999 года.
    • После 2000-го года применяется четырехзначная нумерация: (0501) – 5 неделя 2001 года.

    Некоторые шины могут иметь специфические маркировки, гласящие о том, что их можно устанавливать только на передние или задние колеса:

    • Буква «F», а также надписи «Front Wheel Only» или «Front Wheel».
    • Надпись «Rear Wheel» означает, что эта покрышка устанавливается на заднее колесо.
    • Надпись «Rotation» или фигурная стрелка говорит о направлении вращения шины.

    На покрышках с симметричным рисунком подобные обозначения отсутствуют, следовательно, их разрешается устанавливать любой стороной.

    Производитель также стремится подчеркнуть, что его изделия отличаются высоким качеством, размещая на покрышках маркировку типа «TREAD: 2 PL- RAYON: 2 PL-STEEL». Эта надпись обозначает, что брекет шины изготовлен из двух слоев вискозного и двух слоев металлического корда. Обозначение «SIDEWALL 2 PL-RAYON» гласит о количестве слоев и материале каркаса.

    Не меньше внимания уделяют производители шин и вопросам безопасности. Именно поэтому маркировка может «рассказать» о проведенных испытаниях и о допуске к эксплуатации данных покрышек на территории отдельной страны:

    • Если эксплуатация шины разрешена на территории США, то маркировка DOT свидетельствует о соответствующем допуске Department оf Transportation (Транспортный Департамент США).
    • Если испытания проводились по нормативам №75 ЕЭК ООН, то на шине должна быть маркировка ЕСЕ R75. В обозначении Е1 75R 005-4163 указана страна, где проводились испытания (Е1 – испытано в Германии) и серийный номер (4163). 005 – это номер официального утверждения.

    Видео-инструкция по расшифровке маркировки шин

    Источник: kalina-2.ru