Содержание
- Arduino
- Аудио
- В Вашу мастерскую
- Видео
- Для автомобиля
- Для дома и быта
- Для начинающих
- Зарядные устройства
- Измерительные приборы
- Источники питания
- Компьютер
- Медицина и здоровье
- Микроконтроллеры
- Музыкантам
- Опасные, но интересные конструкции
- Охранные устройства
- Программаторы
- Радио и связь
- Радиоуправление моделями
- Световые эффекты
- Связь по проводам и не только.
- Телевидение
- Телефония
- Узлы цифровой электроники
- Фототехника
- Шпионская техника
- Рекомендуем посмотреть:
Поделюсь одной опробованной мной и очень простой схемой контроля горения ламп стоп-сигналов. Принцип ее работы ясен из рисунка – это токовое реле:
Геркон можно использовать практически любой с нормально разомкнутым контактом. Важно, чтобы его длина позволяла удобно намотать на него примерно от 10 до 20 витков изолированного провода с диаметром жилы не менее 0,8 мм или сечением 0,5 кв.мм. Тоньше нежелательно во избежание его нагрева током питания двух 21-ваттных ламп, а это около 3 А.
Светодиод можно использовать любой с номинальным током 15 – 20 мА или даже лампочку, исключив при этом резистор R1.
Вся схема может быть смонтирована на одной плате с тремя выводами и размещена в любом удобном месте, например, на панели приборов и включена последовательно с контактом концевого выключателя педали тормоза.
Количество витков катушки геркона выбирается опытным путем из расчета, чтобы при горении обеих ламп геркон гарантированно срабатывал, а при перегорании (обрыве) хотя бы одной из них его срабатывания не происходило. У меня, если не изменяет память, оно составило порядка 12 витков. Если дополнительно имеется повторитель стоп-сигналов, который потребляет значительную мощность, например, более 5 Вт, то можно учесть и его.
Ничто также не препятствует сделать по одному устройству на каждую лампу, практически любую, включая фары и габариты, но, разумеется, с другими параметрами катушки.
Возможен также бесконтактный вариант подобной схемы, содержащий только два резистора и светодиод.
Такая сигнализация на Ниве изначально отсутствует как класс. Но не все так плохо.
Стоп сигналы не работают по следующим причинам:
1. Перегорела лампа(ы) стоп-сигнала.
Это не страшно, поскольку штатный третий стоп-сигнал либо светодиодный, либо многоламповый на лампах накаливания и продолжает работать даже, если перегорят обе (. ) стоп-лампы в задних фонарях. Однако водитель об этом не знает.
Можно использовать готовое решение и установить на каждую из этих ламп накаливания (со светодиодными он не работает!) по звуковому индикатору РЕЗВУН 4 от Энергомаша, каждый для лампы 20 Вт,но при этом следует исключить влияние третьего стоп-сигнала и поставить светодиодный вместо многолампового:
2. Внезапно вышел из строя концевой выключатель стоп-сигналов. Это значительно хуже п.1, т. к. не работают сразу все стоп-лампы.
Можно поставить отдельный светодиод-индикатор наличия питания на стоп-сигналах, установленный отдельно на торпедо, и запитать его от + выхода концевика 21236-3720010 (его клемма 4).
Я же нашел свободную лампу без питания от красного разъема в приборке 2115-3801010-05 владимирского завода «Автоприбор». Это индикатор включения аварийки над лампой неисправности ЭСУД по середине приборки, на других приборках (-03 SiemensVDO-Чистополь,-04 Счетмаш-Курск) она занята под АБС:
Теперь эта лампа при нажатии на тормоз горит, что говорит об исправности концевика.
Устройство позволяет диагностировать основные неисправности стоп-сигналов (с лампами накаливания) автомобиля и информировать водителя с помощью индикатора (светодиода) на панели приборов автомобиля.
При включении зажигания правая по схеме обкладка конденсатора С1 и резистор R3 подключается к плюсу бортовой сети автомобиля, ток через разряженный конденсатор С1 и включенный параллельно резистор R3 идет через резистор R2 на диод VD1 -резистор R1 и через светодиод LED1 на массу. Светодиод светится около 5 сек. и по мере заряда конденсатора при исправной цепи стоп-сигнала плавно гаснет, так как параллельно цепи R1- LED1 включена шунтирующая цепочка R4 -обмотка реле К1- лампы стоп-сигнала НL1,HL2- масса. (Обмотка реле К1 подключается в разрыв провода от выключателя SA к лампам HL1, HL2)
Если обрыв в цепи питания ламп или перегорели лампы НL1,HL2 светодиод светится постоянно, так как параллельно конденсатору С1 стоит резистор R3, через который идет ток достаточный для свечения светодиода LED1 цепь которого не шунтирована, только яркость свечения чуть слабее. Если при этом нажать на педаль тормоза, при исправном выключателе SA и предохранителе F напряжение бортовой сети автомобиля через резистор R4 подается на R1 и светодиод загорится ярче, исходя из этого можно более оперативно выявить неисправность в цепи стоп-сигнала ибо не нужно тратить время на проверку предохранителя и выключателя стоп-сигнала.
При нажатии на педаль тормоза при исправных HL1, HL2 и цепи подключения ламп, сработает герконовое реле К1 и его контакты К1.1 зашунтируют цепь резистор R1 – светодиод LED1 и он светиться не будет. Также через замкнутые на массу контакты К1.1 через диод VD1- резистор R2 конденсатор дополнительно заряжается и при отпускании контактов К1.1 исключены мигания или свечение светодиода LED1.
При правильной настройке реле К1 при перегорании хотя бы одной из ламп HL1,HL2 оно срабатывать не должно и при нажатии на педаль тормоза должен загораться светодиод LED1.
Читайте также: Сколько масла заливать в мотоцикл урал
Резистор R2 ограничивает бросок тока заряда конденсатора через замкнутые на массу контакты геркона при включении зажигания, если в это время нажата педаль тормоза.
Геркон 3 х 20мм. с нормально разомкнутыми контактами. Обмотка К1 содержит 8 витков провода диам. 1мм., намотанного на оправке диаметром 4 мм .(сверло, гвоздь и т.д.). Зазор между герконом и обмоткой нужен для перемещения геркона вдоль обмотки для более точной настройки тока срабатывания реле К1
.
Это устройство стояло на автомобиле и в процессе эксплуатации в схему вносились изменения для улучшения работы.
Корпус взят от старого реле паузы стеклоочистителя РС514.
Немного доработав первую схему получилась вторая: простая, но очень полезная схема для многих автомобилей и не только.
Устройство позволяет диагностировать основные неисправности стоп-сигналов (с лампами накаливания) автомобиля, прицепа и информировать водителя с помощью индикатора (светодиода) на панели приборов автомобиля.
В схеме дополнительно введено реле K2 и выключатель S1, расположенный на панели приборов автомобиля.
При езде без прицепа выключатель S1 находится в замкнутом состоянии и схема работает аналогично первой: контакты реле К1.1 при исправных лампах HL1,HL2 шунтируют цепь R1-LED1 и светодиод не светится.
При езде с прицепом выключатель S1 находится в разомкнутом состоянии и цепь резистор R1- светодиод LED1 шунтируют только контакты К2.1 реле К2, которое настроено на срабатывание только при исправных лампах HL1, HL2 автомобиля и HL3, HL4 прицепа. При перегорании хотя бы одной из ламп автомобиля или прицепа при нажатии на педаль тормоза загорится светодиод LED1.
Монтаж выполнен на плате размером 65х36мм. из одностороннего фольгированного гетинакса. Размеры платы исходили под имеющийся подходящий корпус. Зазоры между печатными проводниками выполнены методом прорезания.
Герконы 3 х 20мм. с нормально разомкнутыми контактами. В связи с возможностью подключения дополнительной нагрузки обмотки реле К1 и К2 выполнены проводом диам. 1,3мм. Обмотка К1 содержит 5 витков , обмотка К2 содержит 2-3 витка намотанных на оправке диаметром 4мм.
В первой и второй схеме стоят одинаковые герконы. При использовании для намотки провод разного диаметра для реле К1 при настройке на одинаковый порог срабатывания понадобилось 8 витков провода диам.1мм и всего 5 витков диам. 1,3мм. – это нужно учитывать, если провод будет использоваться другого диаметра или геркон другого размера.
При настройке реле К2 также нужно учитывать возможные потери в соединениях проводов и плохой контакт в клеммах прицепа вследствие окисления: чтобы исключить ложное загорание светодиода LED1 при езде с прицепом, число витков реле К2 можно увеличить до трех.
Настраиваются реле на нужный ток срабатывания путем подключения к аккумулятору через цепь обмотки реле разное количество автомобильных ламп 12V 21W (от одной до четырех) при параллельном подключении.
Не следует забывать, при включении 4х ламп стоп-сигнала ток через дорожки платы к обмоткам реле и через обмотки около 8А.
Корпус для устройства взят от налобного китайского фонаря.
Индикатор на автомобиль использовал от от старой стиральной машины, только перепаял сгоревшую неонку с резистором на светодиод.
Светодиод используется с малым током потребления. Светодиод нормально светится даже при 0,5 мА
Датчиком в контролирующих устройствах обычно служит токоизмерительный резистор [1; 2], что нередко ограничивает их применение, например, из-за большого падения напряжения в контролируемой цепи и бесполезной мощности, рассеиваемой датчиком тока. В [3] эти недостатки сведены к минимуму, но путем усложнения схемы.
В предлагаемом устройстве применен иной способ контроля тока в цепи ламп – релейный, использующий гистерезис электромагнитного реле и присущий лампе накаливания пусковой импульс тока при ее включении. Этот способ позволяет уменьшить падение напряжения в контролируемой цепи до пренебрежимо малого значения. В отличие от описанных ранее устройств, оно индицирует три состояния ламп.
Принципиальная схема контролера ламп стоп-сигнала представлена на рис. 1. Датчиком тока служит герконовое реле К1, обмотка которого включена последовательно в цепь сигнальных ламп HL2, HL3. На логических элементах DD1.1, DD1.2 собран управляемый генератор импульсов с периодом около 0,5 с. Элемент DD1.3 – электронный переключатель, срабатывающий с временной задержкой. Транзистор VT1 – усилитель тока, нагруженный светодиодом HL1.
Когда педаль тормоза не нажата и контакты SF1, связанные с ней, разомкнуты, работает только генератор импульсов. Нижний по схеме вход элемента DD1.3 через резисторы R4, R5 соединен с общим проводом. Поэтому импульсы через этот элемент не проходят и на его выходе – высокий уровень. Низкий уровень на выходе инвертора DD1.4 закрывает транзистор VT1 – светодиод НL1 выключен.
Читайте также: Шланг расширительного бачка 2170
При нажатии на педаль тормоза она замыкает контакты SF1 и ток от бортовой сети начинает протекать через предохранитель FU1 автомобиля, обмотку К1 и лампы HL2, HL3. Если при этом обе лампы исправны, то их пусковой ток, хоть и краткий, но больший номинального почти в десять раз, приводит к надежному срабатыванию реле К1.
Контакты К1.1 геркона замыкаются, напряжение питания с резистивного делителя R1R2 через диод VD1 поступает на объединенные входы элемента DD1.1 и блокирует работу генератора, причем на выходе элемента DD1.2 фиксируется высокий уровень. Номиналы резисторов R1, R2 выбраны таким образом, чтобы при сравнительно небольшом токе через геркон напряжение, снимаемое с делителя, соответствовало единичному уровню.
Через короткий промежуток времени ток в цепи ламп уменьшится до номинального значения, но геркон К1.1 остается замкнутым, поскольку номинальный ток двух ламп HL2 и HL3 больше тока отпускания реле К1.
По истечении времени Τ=R4-C2 (около секунды) с момента нажатия на педаль тормоза напряжение на конденсаторе С2 увеличивается до порога переключения элемента DD1.3. На выходе элемента появляется низкий, а на выходе инвертора DD1.4 – высокий уровень, открывающий транзистор VT1. Светодиод включается, индицируя исправность ламп.
После отпускания педали гаснут лампы HL2, HL3, обесточивается обмотка К1 и геркон размыкается, разрешая работу генератора. Его импульсы периодически закрывают транзистор VT1, поэтому светодиод мигает.
Конденсатор С2 разряжается через резистор R4, обмотку реле К1 и лампы HL2, HL3, и через некоторое время, когда напряжение на нем уменьшится до порога переключения элемента DD1.3, импульсы перестанут проходить на вход инвертора. Транзистор открываться не будет, светодиод погаснет. Такой режим индикации позволяет убедиться в исправности ламп и одновременно в работе генератора.
Если же при нажатии на педаль тормоза неисправной оказалась одна лампа (перегорела или нарушился контакт в патроне), то реле сначала сработает под действием пускового тока второй – исправной – лампы. Но номинального тока одной лампы недостаточно для удержания геркона замкнутым, и он размыкается. Этот процесс длится несколько десятков миллисекунд и на индикации никак не отражается. Через секунду элемент DD1.3 начнет пропускать импульсы от генератора и светодиод начнет мигать. При отпускании педали тормоза процесс аналогичен рассмотренному выше.
В случае, когда одна за другой вышли из строя обе лампы или произошел обрыв цепи их питания, геркон вообще не замкнется и светодиод будет мигать, как и при одной неисправной лампе.
Случается, что перегорает предохранитель FU1 (или окисляются его контакты). Тогда питающее напряжение не поступает на устройство и при нажатии на педаль тормоза индикация отсутствует полностью.
В качестве индикатора можно, конечно, использовать и лампу накаливания, однако надежность светодиода выше.
В контролере применены резисторы С2-ЗЗН, ОМЛТ; конденсаторы – керамические, КМ-5, КМ-6, а оксидный – К50-35. Вместо К561ЛА7 подойдет микросхема КР1561ЛА7. Транзистор КТ315Г заменим любым кремниевым n-p-п транзистором, например, КТ501Г-КТ501Е.
Геркон – КЭМ-1; его обмотка содержит девять витков медного обмоточного провода ПЭВ-2 0,8. Если применен геркон меньших размеров, то число витков нужно уменьшить, ориентировочно в 1,5. 2 раза.
Розетка разъема Х1 – РГН-1-3, а вставка – РШ2Н-1-17. При замене разъема на другой необходимо учитывать условия его работы – вибрацию и удары, повышенные влажность и температуру. Разъемы Х2 и ХЗ, рассчитанные на большой ток, использованы автомобильные; допустимо заменить их винтовыми зажимами.
Светодиод АЛ307М лучше заменить на более яркий L-53SRC-E фирмы Kingbright.
Конструктивно устройство собрано на монтажной плате с разводкой проводом МГТФ сечением 0,07 мм2 и помещено в подходящую изоляционную коробку. Колодка разъема Х1 закреплена в торцевой ее части.
Для изготовления реле подбирают или склеивают из плотной бумаги трубку с таким расчетом, чтобы геркон легко в нее входил. Годятся жесткие трубки и из любого другого немагнитного материала – металла или пластмассы. На трубку наматывают обмотку так, чтобы осевая длина обмотки была несколько меньше длины баллона геркона, и промазывают эпоксидным клеем. Выводы укорачивают до 8. 10 мм и облуживают для монтажа на плату.
Проводники, соединяющие обмотку реле с системой электрооборудования автомобиля, должны иметь сечение, не меньшее (а лучше, чуть большее), чем у проводов к лампам. Контролер следует размещать возможно ближе к контактам SF1 и надежно крепить. Светодиод монтируют на приборном щитке.
При налаживании контролера, подключенного к автомобилю, необходимую чувствительность реле подбирают перемещением геркона относительно обмотки. Геркон в оптимальном положении фиксируют в трубке каплями клея.
Читайте также: Соотношение воздух топливо на инжекторных двигателях
На рис. 2 представлена схема подобного контролера для ламп ближнего и дальнего света. Здесь на триггере Шмитта DD1.1 собран генератор тактовых импульсов с периодом повторения около 0,5 с, на триггере DD1.2 – буфер-инвертор, на триггерах DD1.3, DD1.4 – электронные переключатели с временной задержкой, подобные тем, какие использованы в предыдущем устройстве, для каналов дальнего и ближнего света соответственно. Транзисторы VT1, VT2 служат усилителями тока, их нагрузка – двухцветный светодиод HL1. Датчики тока К1 и К2 – такие же герконовые реле. Генератор работает непрерывно, независимо от состояния герконов К1.1 и К2.1.
Поскольку оба канала одинаковы, рассмотрим работу только канала ближнего света. С генератора импульсов тактовая последовательность через инвертор DD1.2 поступает на верхний по схеме вход триггера DD1.4. Так как нижний вход триггера через обмотку реле К1, предохранители FU1, FU2 и лампы EL1, EL2 ближнего света (а также через резисторы R5, R8) соединен с корпусом, то на его выходе – высокий уровень. Транзистор VT2 и светодиод HL1 выключены.
При исправных лампах EL1, EL2 включение ближнего света приводит к появлению напряжения на разъеме Х2, в результате чего они включаются. От их пускового тока срабатывает реле К1, и через геркон К1.1 напряжение поступает на верхний вход триггера Шмитта DD1.4, однако триггер не изменяет своего состояния. После установления номинального тока через лампы геркон остается замкнутым.
Примерно через секунду напряжение на конденсаторе C3, увеличиваясь, достигает высокого уровня на входе триггера, он переключается в нулевое состояние. Транзистор VT2 открывается и включает "зеленый" светодиод сборки HL1.
При выключении ближнего света пропадает напряжение питания на разъеме Х2, лампы выключаются, реле размыкает геркон К1.1. Импульсы с генератора периодически переключают триггер DD1.4, что приводит к миганию светодиода зеленым светом. Через некоторое время конденсатор C3 разрядится и триггер Шмитта DD1.3 снова заблокирует прохождение импульсов с генератора на базу транзистора VT2.
При перегорании хотя бы одной лампы (или ее предохранителя) включение ближнего света приведет к тому, что через секунду начнет мигать зеленый сигнал, указывая водителю на возникшую неисправность. Точно указать на причину отсутствия свечения лампы этот контролер не может.
Второй канал – дальнего света – работает аналогично, только индикатором служит "красный" светодиод сборки HL1.
Вместо КТ209Г в устройстве можно использовать любой транзистор из серии КТ503. Светодиод АЛC331А целесообразно заменить его аналогом повышенной яркости, например, L-59EGC фирмы Kingbright. С микросхемой КР1561ТЛ1, допускающей большее напряжение питания, контролер будет работать надежнее.
В реле К1 и К2 использованы те же герконы КЭМ-1. Обмотка реле К1 содержит 6 витков, а К2 имеет 2 витка, намотанных проводом ПЭВ-2 диаметром не менее 1,5 мм.
Монтажная плата устройства помещена в изоляционную коробку подходящих размеров, которая укреплена вблизи реле дальнего и ближнего света автомобиля. Реле К1 и К2 подключают к системе электрооборудования четырьмя гибкими изолированными проводами сечением не менее 2 мм2.
Эксплуатация описанных контролеров на автомобиле ВАЗ-2106 в течение нескольких лет показала их надежность и удобство в пользовании.
Чуйкин А. Стоп-сигнал под надежным контролем. – За рулем, 1995, № 9, с. 80.
Банников В., Варюшин А. Контролер ламп стоп-сигнала. – Радио, 1996, № 8, с. 52.
Алексеев С. Контроль исправности сигнальных ламп. – Радио, 1997, № 5, с. 42, 43.
КОНТРОЛЕР ТЕЛЕФОННОЙ ЛИНИИ
Питание 9-ти вольтовой радиоаппаратуры от бортовой сети автомобиля
Приставка для защиты ламп фар
РАСХОДОМЕР ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Сигнализатор оледенения для автомобиля
Защита автомобильных ламп накаливания
Датчик влажности для стеклооочистителей
Индикатор отклонений сетевого напряжения
Сетевой фильтр с полной гальванической развязкой от сети
–>
Главные категории
Arduino
Аудио
В Вашу мастерскую
Видео
Для автомобиля
Для дома и быта
Для начинающих
Зарядные устройства
Измерительные приборы
Источники питания
Компьютер
Медицина и здоровье
Микроконтроллеры
Музыкантам
Опасные, но интересные конструкции
Охранные устройства
Программаторы
Радио и связь
Радиоуправление моделями
Световые эффекты
Связь по проводам и не только.
Телевидение
Телефония
Узлы цифровой электроники
Фототехника
Шпионская техника
Регулятор скорости вентилятора автомобильной печки на PIC контроллере
Генератор для проверки автомобильных тахометров
Автоматический блок управления стеклоочистителем
Плавное гашение салонного света
Сигнализатор превышения заданной скорости
Бегущая строка с вводом текста с помощью компьютерной клавиатуры
Автомобильный стробоскоп-фонарик на PIC
Отображение данных в зеркале заднего вида
Блок управления запуском двигателя
Цифровой спидометр автомобиля на основе GLCD
Источник: