Как выбрать предохранитель для усилителя

Авто

Содержание

          • Фильтр
          • Опции темы
          • Поиск по теме
          • Отображение
  • расчёт силового кабеля и предохранителя
    • Рекомендуем посмотреть:

Правильное подключение автомобильного усилителя

Приветствую дорогие друзья, сегодня хочу вам рассказать про правильное подключение автомобильного усилителя.

Где купить.

Собрались прокачать свою машину крутой аудиосистемой? Тогда давайте перечислим все, что для этого нужно. Итак, головное устройство, усилители, динамики, сабвуфер… Ничего не забыли? А как же проводка?

Проводка — это очень важный элемент подключения автомобильного усилителя аудиосистемы. Это сразу станет ясно, если вы посмотрите на номиналы предохранителей какого-нибудь усилителя — десятки, а то и сотни ампер. А ведь усилитель — это вам не лампочка какая-нибудь, на которую можно подать напряжение „плюс-минус километр», и она все равно будет светить, тут нужно очень стабильное питание. Без качественных кабелей достаточного сечения они его не получат, а вы, соответственно, не получите ни той мощности, которую они могут дать, ни качественного звука.

С мощностью понятно, но неужели проводка влияет и на качество звука? Еще как. Реальный музыкальный сигнал непостоянен, в нем случаются отдельные пики, которые запросто могут превышать средний уровень на десятки децибел, и наш слух к ним очень чувствителен. Грамотно подключенный автомобильный усилитель воспроизводит эти пики не срезая, а вот подключенный первым попавшимся под руку тонким шнурком в такие моменты будет неизбежно просаживаться по питанию, и это приведет к серьезным искажениям.

В лучшем случае они будут восприниматься просто как зажатость, грубость звучания и вялый бас (на низких частотах сосредоточена вся энергетика сигнала, так что на них плохое питание сказывается в первую очередь). В худшем — это слышимые хрипы.

Разница в звуке может оказаться настолько существенной, что ее обычно замечает даже человек, у которого в детстве медведь сплясал на ушах лезгинку.

КАКОЕ ВЫБРАТЬ СЕЧЕНИЕ ПРОВОДА — для подключения автомобильного усилителя?

Что представляет собой провод? Провод — это, по сути, просто кусок металла, который обладает определенным сопротивлением. И чем он тоньше, тем выше его сопротивление (вспоминаем, вспоминаем школу). Когда через провод течет ток, то на нем возникает некоторое падение напряжения, и ровно на такую же величину просаживается питающее напряжение на клеммах усилителя. Особенно это заметно в моменты, когда он потребляет большой ток (например, когда воспроизводится мощный бас).

Итак, какой же калибр провода можно считать достаточным, чтобы избежать всех этих неприятностей? С маломощными устройствами (например внешний процессор, активный кроссовер, чейнджер, или же головное устройство, если в нем не будут задействованы встроенные усилители) можно особо не париться —1,5-2,5 кв.мм. им будет с лихвой. А вот в аудиосистемах, в которых динамики подключаются непосредственно к усилителям головного устройства, само ГУ будет потреблять уже больший ток, и для его подключения понадобится провод потолще. Впрочем, тут тоже
пока без экстремизма — 4 мм2 вполне достаточно.

А вот чтобы правильно выбрать сечение проводов для подключения внешнего усилителя, уже придется немного посчитать. Разберем сразу на примере. Первым делом нужно посмотреть, какой у усилителя может быть максимальный потребляемый ток. Для ориентира можно взять номинал его предохранителя (ну или если подключаются сразу несколько усилителей, или усилитель имеет
несколько предохранителей, то понятное дело, берется их суммарное значение).

Предположим, нам нужно подключить усилитель, который максимально может потреблять 100 ампер. Размещать мы его будем, к примеру, в багажнике. И для его подключения к аккумулятору нам понадобится кабель (вооружаемся рулеткой
и прикидываем) длиной 5 метров (типичное значение для легковушки):
I = 100 А,
L = 5 метров.

Теперь зададимся условием, что при максимальном токе потребления падение напряжения на плюсовом проводе не должно быть больше 0,5 вольт (на самом деле будет лучше, если вы возьмете за точку отсчета еще меньшее значение потерь). Дальше вспомним школьную формулу электрического сопротивления и прикинем, какое же должно быть общее максимальное сопротивление кабеля, чтобы падение напряжения на нем не превышало эти самые 0,5 вольт:
Rобщ = U/I = 0,5 В / 100 А = 0,005 Ом
То есть, сопротивление нашего кабеля должно быть не больше 0,005 Ом. Поскольку мы собрались прокладывать кабель длинной 5 метров, то это значит, что сопротивление одного метра кабеля не должно превышать
Rметр = Roбщ/ L = 0,005 / 5 = 0,001 Ом.

Читайте также:  Лада веста внутри салона фото

Где купить.

Получили, что нам нужен кабель с погонным сопротивлением не выше 0,001 Ом/м. Вот теперь уже можно выбрать подходящий, воспользовавшись каким-нибудь умным справочником по физике. Впрочем, не спешите сразу кидаться искать его, я уже сделал все за вас и свел данные по удельным сопротивлениям разных кабелей в таблицу 1.

Выбираем в ней самое ближайшее меньшее значение сопротивления и получаем, что для наших целей самым подходящим будет кабель, сечением 21 мм2 (или 4 Ga).

Кстати, выбирая подходящее сечение кабеля, не забывайте еще и о том, что различные соединения тоже вносят свой вклад в общее сопротивление питающей линии, и чем их больше, тем, соответственно, и потерь будет больше. Поэтому избегайте сращивания кабеля из отдельных кусков, старайтесь рассчитать его длину так, чтобы обойтись цельным проводом. Как видите, при таких токах имеют значение даже сотые доли Ома.

Помните, что сечение минусового кабеля для подключения к массе должно быть не меньше, чем плюсового независимо от его длины.

Как подобрать предохранители для подключения автомобильного усилителя?

При работе автомобильной аудиосистемы по питающим кабелям текут немалые токи, поэтому сами кабели непременно должны быть защищены предохранителями. Поскольку питание берется непосредственно с аккумулятора, то вполне логично, что и предохранители, защищающие их, должны стоять к нему как можно ближе, и в любом случае до прохода кабеля через перегородку моторного отсека.

Главный предохранитель аудиосистемы защищает питающий кабель, поэтому ставьте его как можно ближе к аккумулятору.

Распространенный вопрос: зачем вообще нужен еще один предохранитель, если в аппаратуре уже есть свой? Все просто предохранитель, который стоит в самом усилителе или в магнитоле, защищает само это устройство. Нам же важно защитить именно проводку к нему. Понятное дело, что дополнительный предохранитель не должен иметь номинал меньше, чем встроенный в устройство, однако для того, чтобы надежно защитить кабель, он не должен быть и слишком большим, чтобы в случае короткого замыкания (тьфу три раза через левое) сгорел именно он, а не провод. Для определения правильного номинала можно воспользоваться таблицей 2.

Если же у вас при расчетах получилось, что максимальный номинал предохранителя, защищающего проводку, оказался меньше, чем номинал предохранителя, встроенного в само подключаемое устройство, то, скорее всего вы просто выбрали слишком маленькое сечение питающего провода.

Ну, вот и все друзья, надеюсь, Вам помогла эта статья, и Вы правильно подключите автомобильный усилитель. В дополнение к ней советую прочитать — подключение автомобильного усилителя — советы.

Для того чтобы сделать установку автомобильного усилителя безопасной вам необходимо защитить силовую проводку от аккумулятора до усилителя при помощи предохранителя. Вот типичная схема подключения усилителя:

В большинстве автомобилей аккумулятор стоит под капотом возле двигателя, а усилитель чаще всего располагают в багажнике или в салоне автомобиля . Для того чтобы подвести питание к усилителю используют силовой провод большого сечения, который проходит через весь салон автомобиля. Если усилитель расположен в багажнике а аккумулятор под капотом то в среднестатистическом автомобиле требуется 5-6м. силового провода для того чтобы подключить усилитель. При этом провод проходит как минимум через одну металлическую стенку (стенку моторного отсека), проходит под ковром в салоне, за обшивкой багажника. Провод проходит возле металлического кузова автомобиля, замыкание на который приведет к пожару! Даже если вы очень грамотно провели провод, используя резиновые втулки или другие безопасные переходы при проходе провода через стенку моторного отсека и провод по всей длине дополнительно закреплен и защищен гофрированной трубкой, существует вероятность (пусть малая но все же!) замыкания например в случае ДТП. Вы же не хотите чтобы ваш автомобиль из-за копеечной экономии выглядел вот так:

Читайте также:  Как слушать музыку по bluetooth в машине

Вот и никто не хотел бы. Однако, по статистике больше половины возгораний в автомобилях происходит именно из-за замыканий электропроводки. Так что предохранитель для защиты силового провода использовать нужно обязательно!

Итак, предохранитель возле аккумулятора мы используем для защиты провода а не усилителя как думают некоторые. Для защиты внутренних цепей усилителя у него есть встроенные предохранители а также другие схемы защиты. Так как мы защищаем провод то номинал предохранителя мы выбираем исходя из сечения провода. В следующей таблице, которую мы взяли из правил EMMA (Европейской Ассоциации Мобильного Медиа) приведены максимальные значения предохранителей для каждого сечения провода, используемого в автозвуке.

Например, если мы выбрали для питания нашей системы провод 4 Ga (20мм²), то мы можем поставить предохранитель максимум с номиналом в 100А. Меньше можно, больше нельзя. На самый распространенный в любительских инсталляциях провод в 8Ga (8мм²) максимальный допустимый предохранитель 50А.

Можно ли ставить предохранитель меньше? Можно, главное чтобы он не был меньше по номиналу чем предохранители на вашем усилителе, иначе он может сгореть в момент пиковых нагрузок и музыка на этом закончится, придется идти менять предохранитель.

еперь собственно о самом предохранителе. Они бывают нескольких видов. Самым распространенными видами являются типы AGU и ANL. Они существенно отличаются конструктивно.

Фильтр
Опции темы
Поиск по теме
Отображение

  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

расчёт силового кабеля и предохранителя

У многих возникают вопросы по подбору силового кабеля и предохранителя под свою музыкальную систему. Выкладываю таблицу для проведения таких расчётов и некоторую полезную информацию.

Данные в колонке «Мощность» приведены для среднего усилителя с КПД 50%. При использовании усилителей с другим КПД обращайте внимание только на силу тока.
Если падение напряжения превышает указанное в таблице, пользуйтесь следующей формулой:

L = (0,5 x 57 x A) / (2,5 x I)

где: L= длина кабеля, м
0,5 = падение напряжения
А = площадь сечения кабеля, мм2
57 = коэффициент для медного кабеля
I = сила тока, А при эффективном сопротивлении 4 Ом
2,5 = коэффициент потерь

Для начала хочу сказать, что если в цепи питания усилителей проложены два кабеля от аккумулятора, питающий (+) и заземление (-), и при этом размер кабеля рассчитан правильно (с учётом таблицы приведённой выше), это уже большой плюс. Замечу, что + и – должны быть одинакового сечения.

1 Шаг. Рассчитываем размер кабеля исходя из требования – максимальное падение напряжения питания не должно превышать 0,5 Вольт (международное требование), будем считать, что все сделано правильно, размер кабеля 2 GA при длине 4,5 метра нас устраивает. Падение напряжение при максимальной нагрузке не превысит 0,5 Вольт.

2 Шаг. Расстояние от плюсовой клеммы аккумулятора до потребителя превышает 40 сантиметров, факт, поэтому устанавливаем защитный предохранитель, естественно не далее 40 сантиметров от аккумуляторной клеммы, а лучше устанавливать главный предохранитель возможно ближе к плюсовой клемме аккумулятора. Его назначение, защитить питающий кабель от возгорания, например в случае аварии автомобиля (ДТП). Повреждение автомобиля может быть пустяковым, но пережатый питающий кабель приведет к короткому замыканию, возгоранию и уничтожению автомобиля. Номинал главного предохранителя определяется МАКСИМАЛЬНО возможным номиналом предохранителя для данного сечения кабеля. Для кабеля сечением 2 GA МАКСИМАЛЬНО возможный номинал предохранителя составляет 150 Ампер. А можно поставить предохранитель номиналом, допустим 100 Ампер, 80Ампер или 50 Ампер? До можно! Можно поставить любой предохранитель, при одном условии, что он НЕ БУДЕТ превышать номинал 150 Ампер (иначе смысл этого предохранителя пропадает). Общий максимальный ток, который может быть потреблен к примеру двумя усилителями (моноблок 80А и двухканальник 30А), составляет 110 Ампер, так что если поставить главный предохранитель номиналом 100 Ампер, существует вероятность того, что он будет срабатывать на пиках максимальной громкости, хотя правила не запрещают поставить предохранитель 100 Ампер. Исходя из вышеизложенного, я рекомендую выбрать предохранитель номиналом 150 Ампер, правила разрешают это делать, в случае нештатной ситуации он сработает.

Читайте также:  Ремонт карбюратора ваз 21083 своими руками видео

3 Шаг. Питающий кабель доходит до дистрибьютора, здесь питание делится на две линии ( в некоторых случаях и больше). Первая питает моноблок (с внутренней защитой 40 х 2 = 80 Ампер). Вторая питает двухканальный усилитель (с внутренней защитой 30 Ампер). Для чего нужны предохранители внутри усилителя? Для того, чтобы защитить усилитель от перегрузки и для того чтобы защитить автомобиль от возгорания в случае короткого замыкания внутри усилителя. Выбор размера кабеля определяется максимальным падением напряжения на клеммах усилителя, чем меньше будет падение напряжения на питающих клеммах усилителя, тем лучше. Для питания моноблока возможен выбор двух размеров кабеля – 2 GA и 4 GA, если конечно он проходит по допуску падения напряжения, с большой долей вероятности (небольшая длинна кабеля от дистрибьютора до усилителя) можно сказать что пройдет. По правилам ЕММА, МАКСИМАЛЬНЫЙ номинал предохранителя определяется сечением кабеля. Если мы выбрали от дистрибьютора до усилителя кабель размером 2 GA, МАКСИМАЛЬНЫЙ номинал предохранителя не может превышать 150 Ампер – мы защищаем кабель на случай короткого замыкания, а не усилитель. А можно выбрать номинал предохранителя, например 80 Ампер? Без проблем, вниз можно идти куда угодно, хоть до 1 ампера, но логика подсказывает, что смысла ставить предохранитель меньше 80 ампер нет, потому, что в цепи усилителя стоит предохранитель 80 Ампер. Если выберем питающий кабель от дистрибьютора до усилителя 4 GA, МАКСИМАЛЬНЫЙ номинал предохранителя не должен превышать 100 Ампер, меньше, пожалуйста, логика подсказывает, что смысла ставить предохранитель меньше 80 ампер нет, потому, что в цепи усилителя стоит предохранитель 80 Ампер. А вот кабель размером 8 GA, использовать нельзя, даже если от дистрибьютора до усилителя 10 сантиметров, согласно правилам при использовании кабеля размером 8 GA, МАКСИМАЛЬНЫЙ номинал предохранителя не должен превышать 50 Ампер. Это означает, что если нас угораздит проложить кабель размером 8 GA, необходимо в дистрибьюторе установить предохранитель НЕ БОЛЕЕ 50 Ампер. Судьи к такой инсталляции отнесутся спокойно и даже не снизят оценку, формально все верно, но если чуть добавить драйва, будет сгорать предохранитель в дистрибьюторе. Правила IASCA, пошли другим путем. Размер кабеля определяется по таблице исходя из возможного падения напряжения, а номинал предохранителя определяется из ПРИНЦИПА, что номинал предохранителя не может превышать номинал предохранителя более чем на 20%, для нашего случая максимальный номинал предохранителя не может быть более 96 Ампер. Такого номинала нет, поэтому идем вниз до ближайшего значения 80 Ампер. Для двух соревновательных форматов устроит выбор размера кабеля (от дистрибьютора до усилителя) 2 GA или 4 GA и предохранитель 80 ампер. Выбор второго предохранителя определяется аналогично.
Будут вопросы, пишите в личку, буду дополнять пост.

Последний раз редактировалось Eterskov; 08.01.2010 в 14:58 .

Источник: kalina-2.ru