Как снять болт с сорванными гранями

Авто

Содержание

  • Что становится причиной срыва граней
  • Самые простые способы открутить проблемный болт
  • Срыв граней под отвертку
  • Нарезаем новые грани
  • Использование сварки или сильного клея
  • Радикальный способ скрутить гайку
  • Проблема с болтами под шестигранник
  • Использование экстракторов
  • Как открутить сорванный болт?
    • Как открутить болт с головкой под шестигранник или звездочку
  • Если головка болта отломилась
    • Как высверлить сломанный болт
  • Как открутить прикипевший болт
    • Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием
    • С помощью растворителей
    • Термический способ
  • Как открутить слизанный болт
  • Почему он не вертится?
  • Как выкрутить болт с сорванной головкой?
  • Сорванные грани головки
  • Как выкрутить болт с сорванной резьбой?
  • Как выкрутить прикипевший болт?
    • Рекомендуем посмотреть:

Различные резьбовые соединения являются крайне популярными за свою простоту и эффективность, используясь практически повсеместно. Но удобство болтов имеет место быть только до тех пор, пока мы имеем возможность их свободно открутить.

К сожалению, по тем или иным причинам, которые чаще всего заключаются в сорванных гранях, демонтаж резьбового соединительного элемента становится крайне затруднителен. Но не решаемых проблем не существует, и мы докажем вам это. При этом мы разберем не только варианты с проблемными гранями, но и другие случаи затруднений с откручиванием болтов.

Что становится причиной срыва граней

  • Некачественный металл, из которого изготовлены болты;
  • Низкокачественные инструменты;
  • Неправильное использование инструментов. Пример – для откручивания гайки вместо 11 ключа применяется 12 с подставкой в промежуток отвертки;
  • Долгий срок использования. Даже качественные резьбовые соединения с гранями за длительный срок использования могут износиться либо прикипеть.

Самые простые способы открутить проблемный болт

Если под рукой нет специальных инструментов, от наверняка найдутся жидкости, которые помогут снизить трение в соединении и открутить его. Такими средствами являются керосин, солярка или тормозная жидкость. Но лучшим вариантом является WD-40, однако этот аэрозольный продукт имеется под рукой далеко не у всех. Чтобы применить метод, достаточно лишь зачистить место соединения металлической щеткой, а после, если позволяет расположение, закапать одно из вышеперечисленных средств в резьбу. При этом необходимо подождать примерно четверть часа и попытаться открутить соединение.

В качестве альтернативы можно попробовать нагреть закисший болт. Как всем нам очень хорошо известно из курсов физики, металл от нагрева расширяется, и это поможет разорвать сцепку в резьбе.

Наконец, можно использовать газовый ключ, который также имеется дома практически у каждого. Особенностями данного ключа является крайне жесткий хват, а также возможность прилагать гораздо большую силу.

Важно! Порой открутить болт можно просто методом стука. Для этого по прикипевшему метизу необходимо постучать тем же молотком. Но делать это нужно не перебарщивая с силой.

Срыв граней под отвертку

Часто в случае с крестовыми отвертками рельеф, позволяющие инструменту зафиксироваться в шляпке, просто разрушается. Причиной этого часто являются некачественные материалы, из которых делаются подобные соединения.

В этом сценарии нам понадобится зубило и молоток. Задача – набить на шляпке насечку, за которую можно зацепиться отверткой. После того, как последнее будет создано, либо используем обычную отвертку по назначению, либо, если насечка была создана только на одной стороне – в нее под углом помещается отвертка, по которой мы будем бить молотком по ходу движения раскручивания.

Нарезаем новые грани

При помощи болгарки можно фактически создать новую шляпку болта. Срезанные по бокам излишки металла вновь придадут шляпке грани. Недостатком способа является то, что болгарку можно найти далеко не всегда, сама работа весьма шумная, да и воздействовать на шляпку столь кардинальным образом получается далеко не всегда.

Важно! Кстати, болгарку также можно использовать и в качестве инструмента, создающего новые насечки для отвертки. Но, опять же, это работает только в случае выступающей шляпки болта.

Использование сварки или сильного клея

При наличии сварочного аппарата можно приварить к испорченной шляпке гайку или пруток, после чего просто открутить соединение обычным способом. Способ идеально работает с небольшими болтами на нашей технике, где часто используются некачественные металлические изделия. Конечно же, столь тонкую работу сваркой не выполнить, но ничего не мешает использовать суперклей. Только необходимо брать действительно сильные и качественные продукты, и при этом быть предельно аккуратными, дабы не приклеить сам болт или гайку, только усложнив ситуацию.

Радикальный способ скрутить гайку

Прикипевшая гайка может стать весьма непростой задачей в том случае, если с ней не справляется ни один из вышеперечисленных способов. В этом случае приходится использовать радикальные методы – ломать гайку. Сделать это можно специальным инструментом, называемым гайкоколом. Суть его заключается в том, что он обхватывает гайку своей металлической окружностью, после чего воздействует на одну из ее сторон своим режущим элементом из крайне прочного металла. Последний просто прорезает одну из граней, разрушая саму гайку. При этом резьба самого болта, если действовать аккуратно, может остаться целой.

Если же этого инструмента под рукой нет, то придется действовать дедовским способом с применением грубой силы. Приставляем к гайке зубило, после чего начинаем бить по нему молотком до достижения необходимого эффекта. В этом случае обычно приходится менять и болт, так как его резьба также оказывается поврежденной.

Проблема с болтами под шестигранник

  • Можно проделать насечку на шляпке, после чего попытаться выкрутить изделие обычной плоской отверткой;
  • Использовать звездочку TORX. В случае если речь идет о выступающей головке, а не отверстии под шестигранник, то необходимо использовать звездочку без отверстия в центре, а также немного не подходящую по размерам. В этом случае инструмент плотно входит в шляпку, после чего соединение может быть откручено резким движением;
  • Если речь идет о болтах с отверстием под шестигранник, то можно использовать надфиль с целью получения следующего размера;
  • Дрель со сверлом левого вращения. Последнее по своему диаметру должно быть меньше диаметра болта. Перед применением в последнем при помощи тонкого сверла необходимо проделать отверстие, в которое после этого и будет вставлено сверло обратного вращения.

Читайте также:  Газогенераторные автомобили на дровах

Использование экстракторов

В строительных магазинах продают наборы экстракторов, представляющих собой воротки из прочного металла с левой резьбой. В их случае мы действуем аналогично представленному выше способу – используя дрель для просверливания предварительного отверстия, в которое затем будет вставлен экстрактор подходящего диаметра.

Важно! Старайтесь не приобретать дешевые китайские экстракторы. Качество металла в них крайне низкое, и инструменты быстро приходят в негодность.

Чтобы просверлить отверстие в шляпке, необходимо отметить центр при помощи кернера. Это позволит создать первоначальное углубление, чтобы сверло не соскальзывало на первых этапах работы.

В основном, каждый ремонт проходит не гладко, а с возникновением небольших проблем, на устранение которых приходится затрачивать силы и время. Как поступить в ситуации, когда требуется разобрать конструкцию, а болт заржавел или испорчен, разберем далее.

В домашних условиях не у каждого мастер найдется под рукой необходимое оборудование, но с этой проблемой можно справиться подручными средствами.

Как открутить сорванный болт?

Основные методы:

  • Зачищают поверхность металлической щеткой и обрабатывают соляркой или керосином. Пытаются открутить гайку накидным ключом. Хотя нет стопроцентной гарантии, что она открутится.
  • При помощи зубила и молотка наносят удары в сторону откручивания. Этот способ не подойдет для маленькой гайки.
  • Газовый ключ с мощным зажимом хорошее средство в данной ситуации. Им легко захватывать даже круглые предметы, но тяжелее в труднодоступных местах. Чем длиннее рукоятка, тем легче проводить операции по откручиванию.
  • Когда крепежный материал с большим размером и выкрутить его трудно, то можно при помощи сварочного оборудования нанести металлическое покрытие и подготовить напильником нужную форму под ключ.
  • Выпиливают дрелью отверстие внутри тела крепежного элемента, продевают через него прут г-образной формы, который послужит рукояткой, и извлекают.
  • Когда хватает места для применения разводного ключа или пассатижей — это хорошо, а что делать в других ситуациях?

    Как открутить болт с головкой под шестигранник или звездочку

    Для выемки элемента применяют газовый ключ с обжатием детали, делают пропил на шляпке болгаркой и выкручивают отверткой, экстрактором соответствующего размера, специальными инструментами (гайковерт, шпильковерт), приобретать которые выгодно только в том случае, если с такими проблемами приходится сталкиваться довольно часто.

    Подбирают звездочку TORX по размеру (она не должна быть большой и шлицами проходить в отверстие под шестигранник). Ее вводят плотно в шляпку и рывком откручивают болт, во избежание срыва шлиц звездочки. При забивании звездочек с отверстиями в центре они отламываются, поэтому использовать их не рекомендуется.

    В любом строительном и автомагазине продаются наборы экстракторов. Внешне это приспособление имеет вид металлического прута с конусной резьбой с левой стороны и граненым основанием с правой. С их помощью откручивают гайки с сорванными гранями. Для этого высверливают отверстие строго в центре болта, забивают туда экстрактор нужного размера и выкручивают плоскогубцами. Делается это просто и быстро, потому что у экстрактора нарезка противоположная.

    Дрель с реверсом – незаменимая вещь. Делают тонким сверлом отверстие у болта. Берут сверло левого вращения с меньшим диаметром и в режиме инверсивного вращения высверливают поврежденный болт.

    Если головка болта отломилась

    В таком случае нужно запастись терпением и выбрать подходящий вариант действий.

    Три способа:

  • Высверливают отверстие на 3 см меньше диаметра болта и в него вкручивают метчик с левой резьбой до тех пор, пока сломанная часть не начнет выкручиваться.
  • Если часть болта выступает, то на ней можно сделать прорез при помощи болгарки под шлицевую отвертку и приступить к выкручиванию.
  • В основании делают отверстие, в которое вкручивают против часовой стрелки экстрактор. Затем ключом извлекают поврежденный элемент.
  • Процесс занимает несколько минут, но встречаются изделия с потайной головкой под шестигранник, грани которых легко срываются. Справиться с такой проблемой поможет Torx подходящего размера.

    Как высверлить сломанный болт

    Профессионалы советуют использовать сверло небольшого диаметра и следить за тем, чтобы оно при работе не наклонялось в стороны. При покупке нужно акцентировать внимание на стране производителе и стоимости. Качественные сверла не могут стоить дешево, заточены специальным образом и сделаны из закаленной стали.

    Выкручивание гаек и болтов производят медленно и последовательно, спешить в данном случае нельзя, иначе потом возникнут непредвиденные проблемы и потеря времени на их устранение. К примеру, многие автомастера спешат открутить ржавые болты, которые ломаются. Теряется много времени на устранение ошибок. Поэтому необходимо сразу распланировать ход действий. Как справиться со ржавыми болтами, обсудим далее.

    Как открутить прикипевший болт

    Зачастую ремонт автомобиля усложняется из-за наличия коррозии и окисления крепежных элементов. Например, на заводе при сборке мастер не обработал резьбу смазочными материалами, и в ходе эксплуатации туда попала вода. В результате болт прикипел, казалось бы, намертво, но с такой неприятностью можно справиться несколькими способами.

    Читайте также:  Слышен гул при езде

    Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

    При постукивании с болта отходят ржавчина и накипь, поэтому открутить его становится легче. Операцию проводят молотком, поворачивая специальным инструментом с целью создания крутящего момента. С осторожностью, так как можно повредить изделие и придется его высверливать. После удаления крепежного элемента его чистят от ржавчины и обрабатывают графитовой смазкой. При наличии одевают пыльник на соединение.

    С помощью растворителей

    В арсенале любого опытного автолюбителя всегда найдется набор жидкостей для борьбы со ржавчиной и другим налетом. В основном используют WD-40 с хорошей проникающей способностью в микрозазоры, стоимость которого начинается от 100 рублей. Наряду с ним, применяют тормозную жидкость, уайт-спирит, керосин, кока-колу. В отличие от WD-40 другие жидкости воздействуют слабее, и лучше налить их в емкость и поместить в нее прикипевшее соединение для большего эффекта.

    Если болт прикипел на передней стойке, растворяющее вещество можно аккуратно влить в «стакан». Главное — не повредить резинки на стойках, иначе придется их менять.

    Смачивают тряпку любым средством, обматывают гайку и оставляют на некоторое время. Потом обстукивают болт для разрушения размягченной ржавчины и приступают к откручиванию.

    Термический способ

    Когда растворитель не справляется с задачей, можно попробовать воздействие огнем и холодом. В любом крупном авто или хозяйственном магазине продается газовая горелка, с ее помощью нагревают болт до ярко-оранжевого цвета. Потом охлаждают машинным маслом и пытаются его ослабить. При неудачной попытке процесс повторяют заново.

    Этот метод не всегда помогает, а при близком расположении с лакокрасочным покрытием, топливным баком очень опасен. При работе с газовой горелкой нужно соблюдать правила пожарной безопасности и не использовать ее, если под рукой нет огнетушителя.

    Применяют спреи для заморозки изделий, чтобы сохранить болт для дальнейшего использования. Но пользуются такими реагентами в основном профессионалы, так как в бытовых условиях это дело затратное и нерентабельное.

    Как открутить слизанный болт

    При прокручивании болта его поддевают гвоздодером и вытаскивают на максимально возможную высоту, оставляют в натяжке и постепенно ключом выкручивают. Когда гвоздодера нет, можно использовать отвертку. Небольшой болт извлекают кусачками за головку. Если он не поддается сразу, то вращают его, зажимая кусачками против часовой стрелки с усилием вверх.

    Используют метчик, вставляют его до упора. Если его нет под рукой, то подойдет отвертка с конусообразной гранью, которую осторожно забивают до упора и пробуют выкрутить.

    Чтобы подобные ситуации не повторялись, перед закручиванием болтов их нужно обрабатывать графитовой смазкой. Но солидол или литол с этой целью не используют, потому что их применяют для трущихся деталей, и болтовые соединения после смазки ими заклинивают.

    Прежде чем побеждать «упрямый» крепёж, стоит внимательно разобраться – что в принципе представляет собой болтовое соединение?

    Болт – это крепёжный элемент в виде стержня с резьбой и шестигранной головкой. Она служит для передачи резьбовому стержню крутящего момента от инструмента при откручивании/ закручивании болта. В свою очередь, резьбовая часть (стержень болта) вставляется в отверстие скрепляемых деталей. И может либо выходить наружу – тогда для крепления и стягивания деталей на конец стержня надевается гайка (с или без шайбы, может также использоваться пружинная шайба или пакет из шайб, или контргайка). Или болт может вкручиваться в сквозное либо глухое отверстие с внутренней резьбой. Тогда гайка не требуется, хотя под шестигранную головку болта опять-таки может одеваться шайба – для предотвращения ослабления крепежа в процессе работы и/или для защиты поверхности детали от повреждений при первичном затягивании крепежа.

    Разумеется, на практике встречаются самые разные варианты болтовых соединений. Однако затяжка болта всегда обеспечивается через плотный прижим выступов его резьбы (наружной – на стержне) к выступам ответной внутренней резьбы гайки или отверстия в теле детали.

    Почему он не вертится?

    Из вышесказанного следует, что для закручивания или откручивания болта нужно приложить определённое усилие. Оно называется моментом затяжки. Эта величина очень важна для нормального функционирования изделий. И строго говоря, в инструкциях по сборке всегда указывается рекомендуемый момент затяжки болтов (а также гаек и шпилек – при их наличии). Который необходимо соблюдать, используя динамометрический ключ!

    При затяжке крутящий момент прикладывается к болту через его шестигранную головку. Следовательно, как для закручивания, так и для откручивания головка должны быть исправна (фактически присутствовать – ведь бывают болты и с сорванной головкой!), иметь гладкие, не сорванные грани, и подходить по размеру к имеющемуся инструменту (хотя, конечно, это инструмент выбирается подходящим к болту, а не наоборот).

    По логике вещей, при откручивании болта нужно прилагать те же усилия, что и при закручивании? А вот и нет! В процессе работы болтовое соединение склонно к самоподжатию (хотя бывает и самопроизвольное ослабление, но это отдельная тема!). Да и ржавчина, грязь, попавшие на резьбу, приводят к закисанию соединения. Так что отворачивать старый болт гораздо сложнее, чем заворачивать новый!

    Здесь-то и нужен дополнительный крутящий момент. Однако передать его стержню – и удачно выкрутить болт – удаётся далеко не всегда. Как раскрутить болт при различных дефектах указано ниже.

    Читайте также:  Устройство замка багажника ваз 2109

    Как выкрутить болт с сорванной головкой?

    Предыдущий горе-мастер приложил слишком большие усилия при затяжке и сорвал головку? Или головка отпала при первой попытке открутить старый, проржавевший или «перетрудившейся» болт.

    В любом случае, торчащей в теле детали стержень нужно как-нибудь выкрутить. Самый «безболезненный» способ – это применить специальный инструмент «экстрактор». По сути, это короткий стержень с конусной (левой!) резьбой на конце и шестигранной напайкой в середине. В обломанном стержне застрявшего болта сверлится неглубокое отверстие, вставляется экстрактор, за его шестигранник цепляется ключ и вращается влево. Конусной резьбой экстрактор «вгрызается» в тело болта и тянет его за собой влево – то есть откручивает. С помощью экстрактора можно не только выкрутить болт со сломанной головкой, но и с прикипевшей резьбой.

    Сорванные грани головки

    Как выкрутить болт с сорванными гранями? Это чуть легче, чем предыдущий случай – ведь болт остаётся целым, просто за головку не удаётся надёжно зацепить ключ.

    В этом случае вместо рожкового можно воспользоваться накидным ключом – он не даст ещё сильнее испортить головку. Если же грани сорваны сильно, так что даже головка «проворачивает», нужно при помощи напильника «напилить» новые грани – это не так сложно, как кажется.

    Ещё один способ: к головке болта с сорванными гранями приварить новую гайку. А затем выкручивать болт, цепляя ключ уже за неё. Такой способ надёжен, но трудоёмок (требуется сварка) и не всегда уместен.

    Как выкрутить болт с сорванной резьбой?

    Наверное, главная причина затруднённого извлечения болта – это прикипевшая, заржавевшая или повреждённая резьба. Первые две причины появляются во время эксплуатации, а вот сорвать резьбу запросто можно и в процессе монтажа – закручивания болта. Или как раз при откручивании, если загрязнённая резьба создаёт значительное сопротивление, а нетерпеливый мастер прилагает слишком большие усилия.

    Если резьба сорвана, а болт расположен в труднодоступном месте, его выкручивание может превратиться в целую проблему!

    Для извлечения маленького болта нужно попробовать, слегка расшатав его, просунуть под головку кусачки и вытащить его, подобно гвоздю из доски.

    Для более крупных болтов понадобится отвертка и гвоздодёр: отвертку нужно постараться подсунуть под головку болта. И, постукивая молотком по этому «рычагу», хотя бы немного вытянуть повреждённый болт из тела детали. Затем под головку уже можно засунуть гвоздодёр – и вновь, подобно гвоздю, «выкорчевать» болт.

    Однако при такой операции нужно избегать чрезмерных усилий! Ведь если болт новый, а резьба сорвана при монтаже – одно дело. А если резьба разрушилась от времени? Тогда «корчевание» болта может закончиться отломанной головкой. И перед мастером встанет вопрос «как выкрутить сломанный болт?», который мы рассмотрели в самом начале.

    Как выкрутить прикипевший болт?

    «Прикипевшая» (схваченная грязью и/или приржавевшая) резьба может быть абсолютно исправной (не сорванной). Но из-за наличия грязи или ржавчины в её впадинах болт оказывается «зажат в тисках». А чрезмерное усилие для его откручивания может как раз привести к срыву резьбы! Что нежелательно, поскольку устранить «прикипание» и всё-таки извлечь исправный болт гораздо проще, чем побеждать сорванную резьбу.

    Поэтому, прежде чем грешить на повреждение болта и прибегать к силовым методам «выкорчёвывания», лучше вначале попробовать устранить прикипание. Для этого следует воспользоваться (обязательно!) торцевым ключом или накидной головкой. Рожковым ключом можно лишь сорвать грани или вовсе оторвать головку болта! (о том как выкрутить обломанный болт говориться в начале статьи)

    Однако прежде чем «ворочать» ключом следует, во-первых, тщательно очистить болт от налипшей грязи. А во-вторых, обработать его специальной жидкость. Лучше всего подойдёт фирменный «растворитель ржавчины», в состав которого входит дисульфат молибдена. Также сгодиться проникающая универсальная смазка WD-40. В крайнем случае, можно использовать керосин, тормозную жидкость или дизельное топливо (с большой осторожностью по соображениям безопасности!). Правда доставить жидкость к резьбе под головку болта гораздо труднее, чем в случае откручивания гайки (особенно когда резьба стержня болта или шпильки выступает за габариты гайки), но этот шаг всё равно не повредит.

    Выждав некоторое время (пока жидкость сработает), можно приступать к выкручиванию. Если обычный торцевой ключ не помогает, лучше воспользоваться специальными накидными головками с ударным механизмом.

    Нужно заметить, что «прикипание» резьбы возникает не только на агрегатах, подверженных воздействию грязи (к примеру, в подвеске автомобиля). Но и на тех резьбах, которые крепят узлы, работающие в условиях значительного перепада температур. Например, выпускной коллектор двигателя или приёмная деталь глушителя очень часто демонтируются с трудом по причине «прикипевших» гаек. Хотя этот крепёж и не подвергается сильному загрязнению, его «прикипание» обусловлено именно работой в условиях циклического нагревания до высоких температур и многократного остывания.

    Материалы подготовлены специалистами компании «Трайв-Комплект».
    Копирование текста с указанием ссылки на первоисточник – обязательно.

    Источник: kalina-2.ru