Как менять передние тормозные колодки

Авто

Содержание

    • Когда необходимо менять тормозные колодки
    • Как подготовится к замене тормозных колодок
    • Снятие старых тормозных колодок
    • Как установить новые тормозные колодки
    • Вывод
  • Признаки износа тормозных колодок
  • Причины износа тормозных колодок
      • Перечислим основные причины, из-за которых происходит наибольший износ колодок:
      • Какие колодки надо чаще менять?
  • Как менять передние и задние колодки тормозной системы
      • Общий порядок замены (дисковые и барабанные):
  • Замена передних тормозных колодок своими руками:
  • Замена задних тормозных колодок своими руками:
  • Видео по замене тормозных колодок (пошагово):
    • Рекомендуем посмотреть:

Продолжаем рубрику "Своими силами" и в этот раз пишу о замене передних тормозных колодок (ПТК) в Citroen C1.

В тот же день, когда мы с Sergioni самостоятельно поменяли свечи зажигания, на радостях решились еще на один новый для нас обоих шаг — поменять ПТК.

Оговорюсь, что инструкции по замене в интернете есть, поэтому, если вдруг надумаете менять, лучше просмотрите несколько источников, так как мой на очень подробную инструкцию не претендует. К тому же, времени с тех пор прошло уже недели две и некоторые нюансы я, боюсь, просто забыл.

1) Купите новые колодки.
Я особо не выбирал, так как решение возникло спонтанно в пятницу вечером и выбор пал на то, что можно было срочно купить. В субботу мне привезли колодки TRW (trwaftermarket.com).
В комплект входит: инструкция на куче языков, сами колодки, комплект прижимных пластин и новые крепежные болты в суппорт.

2) Снимаем колесо. Надеюсь, все знают, как это делается. Только не забудьте про один важный нюанс. Вам нужно не просто поменять колесо, а проводить манипуляции с деталями автомобиля, поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО зафиксируйте кузов на чем-то более устойчивом и надежном, чем сам домкрат. При отсутствии специальных подставок под кузов (а если вы не знаете, как меняются колодки, таких подставок у вас 99% нет) подойдут подручные средства — пни, кирпичи, доски… Лишь бы в случае, если домкрат выскочит, что-то сдержало кузов от падения вам на ногу или еще куда…

В моем случае под рукой оказались запаска и деревяшки.
Домкратим, подкладываем запаску+деревяшки, опускаем слегка на них машину, но домкрат пусть ее тоже поддерживает, так что с него нагрузку полностью я снимать не стал.

3) На внутренней части суппортов находим верхний крепежный болт и откручиваем его полностью (если в комплекте есть новые болты, как у меня, то он больше не пригодится).

4) Откидываем суппорт по оси нижнего болта (возможно, придется ослабить — я не помню уже).

5) Замена самих колодок.

5.1) Достаем старые тормозные колодки. В моем случае понадобились плоскогубцы. Я тянул ими за прижимные пластины на краях колодки, тем самым, правда, поколечив прижимные пластины (в моем случае в комплекте были новые). Думаю, это можно сделать и более аккуратно — разберетесь на месте.

5.2) На их место ставим новые тормозные колодки с новыми прижимными пластинами. Без опыта это оказалось не очень простым делом, но мы справились.

5.3) Отдавливаем тормозной поршень (я подписал его на картинке выше). Именно этот поршень давит на колодку и заставляет тормоза действовать. По мере износа колодок (уменьшения их толщины), рабочих ход поршня все время уменьшается. Когда мы ставим новые колодки, поршень мешает всему механизму стать на место, упираясь в новую колодку.
Поэтому берем ключ, которым откручивали болты, и плавно но сильно давим на цилиндр, вдавливая его во внутрь. Когда нам это удается, без препятственно ставим на место весь механизм и новым крепежным болтом прикручиваем обратно.
Все остальные болты на всяк случай тоже подтягиваем…

6) Ставим на место колесо и проделываем все тоже самое с другим колесом.
Надеюсь, не надо писать, что менять нужно тормозные колодки на двух колесах. Так что после замены на одном колесе, сразу переходити на противоположное.

На что еще обратить внимание…

При замене колодок обратите внимание на состояние тормозных дисков. На износ тормозных дисков и колодок, его равномерность.

В моем случае, предыдущий владелец тормозить не особо умел и тормоза, похоже, частенько перегревались. По ободу тормозного диска — окалина. Площадь торможения колодки уменьшена, так как ее край стирается о ту самую окалину. Неравномерный износ колодки — лишнее тому подтверждение. Если есть возможность, сбейте все, почистите окалину. Можно проточить тормозные диски.
Честно говоря, я этого ничего не сделал, так как должен был уже срочно выезжать с места дислокации, а путь предстоял не близкий. Но это на моей совести.

После замены колодок, перед тем, как куда-то ехать, понажимайте педаль тормоза. После манипуляций с тормозным поршнем ход педали может отличаться от того, к чему вы привыкли. Я выехал покататься по окрестностям на небольшой скорости, без резких торможений (!) попробовал тормозить.

Читайте также:  Установка диодных ламп на авто

И помните, что первые 200-300 км нужно стараться избегать резких торможений. Тормозить плавно и не "в пол". Новые колодки должны притереться.

Работы заняли около часа с учетом снятия/установки колес. Можно все сделать быстрее, но для первого раз не плохо.
Экономию напишу позже, все руки не доходят.
К моему опыту плюс, к самооценке — плюс-плюс!
Торможение улучшилось.

Прежде чем перейти к процессу замены тормозных колодок, стоит уточнить принцип работы тормозной системы. Дело в том, что нажимая на педаль тормоза, в автомобиле происходит сразу несколько действий, конечным итогом которых, становится остановка автомобиля. На данный момент, все легковые автомобили оснащаются гидравлическими тормозами с системой вакуумного усиления — это помогает снизить усилие при нажатии на педаль тормоза для эффективной остановки транспортного средства.

Нажимая на педаль, Вы давите на цилиндры тормозных суппортов посредством специальной жидкости (тормозной жидкости). При этом, степень давления увеличивается посредством специального вакуумного усилителя, а цилиндры тормозных суппортов прижимают специальные термостойкие колодки с повышенным коэффициентом трения к стальным тормозным дискам или барабанам, которые непосредственно соединены с колесами. Именно это и заставляет автомобиль остановиться.

Когда необходимо менять тормозные колодки

Так как вы регулярно применяете тормоза на протяжении не одной тысячи километров, тормозные колодки постепенно изнашиваются, их способность останавливать автомобиль постепенно снижается.

Стоит отметить, что большинство современных автомобилей и тормозных колодок позволяют быстро понять, что срок службы уже подходит к концу. Начнем с тормозных колодок: большинство современных производителей, устанавливают в сами колодки небольшой кусочек металла на определенной глубине, и когда износ подходит к критической отметке, колодки начинают сильно «скрипеть» при нажатии на педаль. Также, есть модели автомобилей с индикатором изношенности колодок. Принцип работы примерно такой-же, но используется не звук, а электрический контакт. Когда элемент прикасается к тормозному диску, на панели приборов загорается предупреждающий индикатор.

Также, стоит знать, что износу подвержены не только колодки, но и тормозные диски. Их срок службы может быть от двух замен колодок до неопределенного времени, все зависит от качества материалов и условий эксплуатации. Однако, сладить за этим стоит непременно. При износе тормозного диска — ухудшается эффективность тормозов.

Кроме этого, при проведении самостоятельной замены, необходимо обратить внимание на все тормозные шланги, ища любые намеки на возможную утечку. Дело в том, что даже самая слабая теч тормозной жидкости может привести к неприятным последствием с участием вашего автомобиля в ДТП.

Как подготовится к замене тормозных колодок

Начните с размещения блоков под вашим автомобилем, чтобы зафиксировать его и предотвратить его движение в то время, когда вы будете работать с тормозными колодками.

Перед тем как поднимать автомобиль на домкрате, необходимо «сорвать» колесные болты, но не откручивать их до конца. После этого, кузов поддомкрачивается со стороны колеса, на котором происходит замена колодок, а после этого, болты откручиваются и снимается само колесо.

После этих нехитрых процедур, одно колесо доступно для проведения ремонтных работ. Замена колодок на каждом последующем колесе проходит по такой-же схеме.

Следующим этапом станет сам процесс замены старых колодок на новые.

Снятие старых тормозных колодок

После того, как все процедуры по подготовке автомобиля завершены, можно переходить непосредственно к извлечению старых колодок. Для этого, потребуется открутить один или несколько болтов, которые удерживают сам тормозной суппорт. После того, как суппорт будет освобожден от болтов, его необходимо поднять над тормозным диском.

Обратите внимание, что тормозные шланги остаются присоединенными к суппорту, и откручивать их нет необходимости. Единственное, используйте проволочку или другие подручные средства, но не позволяйте тормозному суппорту повиснуть на шланге. Иначе, это может повредить сам шланг или соединение, и образуется теч тормозной жидкости, которую сложно будет заметить после установки новых колодок.

Чтобы снять изношенные тормозные колодки, сначала нам нужно снять суппорты. Не позволяйте суппортам повиснуть на этих трубках.

После того, как тормозной суппорт надежно подвешен, а тормозные шланги свободно висят и им не грозит повреждение, можно обратить внимание на состояние тормозного диска. Во первых, он должен быть относительно гладким, без больших царапин и борозд. Не лишним будет поискать информацию, о стандартной толщине дисков и рекомендациях о минимальной толщине до замены. Проверив, Вы сможете определить, стоит менять тормозной диск, или он еще послужит.

После того, как тормозной суппорт был снят, появился доступ к старым тормозным колодкам, и уже на глаз можно определить степень их износа. Если толщина старых колодок достигла трети от новых — это уже признак необходимости срочной замены. Не стоит эксплуатировать их до полного стирания, иначе, накладка может отлететь от металлического основания, и ее или основание заклинит между скобой суппорта в самый неподходящий момент.

Читайте также:  Как подключить телефон к машине через usb

Как установить новые тормозные колодки

Теперь спокойно можно приступать к установке новый тормозных колодок, но перед монтажом, придется вручную убрать цилиндр суппорта, который не даст вставить новые более широкие колодки.

Перед тем, как пытаться задавить поршень суппорта до упора, желательно снять крышку расширительного бачка тормозной жидкости. В противном случае, Вам придется прилагать большее усилие для возврата поршня на место. Для простого и эффективного сжатия поршня, можно воспользоваться с-образной струбциной. С ее помощью, аккуратно сжимая суппорт и поршень, получится проделать данную операцию без особых усилий и без риска повредить пыльник или тормозной шланг.

Установка новых тормозных колодок на данном этапе требует просто их проскальзывания на место, где раньше располагались старые.

После того, как поршень вернулся на свое место, остается самое малое — собрать все в обратной последовательности. Для этого, установите новые колодки на место старых, и наденьте сверху суппорт. Следите за тем, что бы тормозной шланг не перекрутился, а крышку бачка тормозной жидкости необходимо вернуть обратно. Чем больше он остается открытым, тем больше может попасть в него грязи.

Установив суппорт на свое место, не забудьте вернуть все болты на свое место. Забытый болт может привести к серьезному ДТП на большой скорости. Далее остается самая простая часть всей работы — вернуть колесо на свое законное место, затянуть все болты, и повторить данную процедуру на остальных колесах.

Когда вы провернете конец с винтом, струбница увеличит давление на поршень. Продолжайте ее затягивать до тех пор, пока вы не будете в состоянии вставить новые колодки в суппорт и установить суппорт с новыми колодками на тормозной диск.

Помните, после замены новых колодок, необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза. Дело в том, что мы задавили поршень тормозного суппорта до упора, и на первых нескольких нажатиях, он не передает усилия на колодки. Если забыть про данный факт, можно остаться без тормозов.

Кроме этого, стоит учитывать, что первые несколько сотен километров, новые колодки неплотно прилегают к тормозному диску, из-за неровностей на самом диске. И пока колодки не «притрутся» (не примут форму тормозного диска), автомобиль будет тормозить в несколько раз хуже. Поэтому, потребуется особое внимание на дороге, к сожалению, от этого не избавиться другим путем.

Вывод

Тормозные колодки в конструкции любого автомобиля — это детали тормозной системы, при отсутствии которых или их неисправности использование транспортного средства запрещено. Принцип действия тормозной системы прост и понятен. При нажатии педали поршень цилиндра тормозной жидкости движется и толкает жидкость по трубкам. От сжатия жидкости действия передается на тормозные колодки, которые зажимаясь тормозят барабан или диск колеса. Для корректной работы тормозной системы требуется проверять всю систему и своевременно менять колодки.

Признаки износа тормозных колодок

Перечислим признаки и симптомы, при обнаружении которых требуется проводить работы по замене колодок:

  • Если увеличился тормозной путь автомобиля.
  • Если колеса неравномерно тормозят (это водитель чувствует).
  • Если при резком нажатии на педаль тормоза появляется стук и биение (нога на педали чувствует как педаль вибрирует).
  • Если слышен скрип при нажатии на тормоз.
  • При обнаружении таких признаков, желательно, быстро устранить эти проблемы. Повреждения колодок и тормозного диска можно проверить визуальным осмотром:

    • если накладка тормозной колодки стала слишком тонкой (уменьшилась толщина);
    • если на накладках или колодках есть трещины, сколы, глубокие царапины;
    • если толщина тормозного диска сильно уменьшилась.
    • если толщина колодки хоть и нормальная по толщине, но изношена неравномерно;
    • если по периметру тормозного диска появился бортик (толщина диска уменьшилась, а бортик по краям остался).

    Если износились резиновые кольца на поршнях, то рабочее давление не будет создаваться. Для этого надо заменить ремкомплект главного тормозного цилиндра. Сделать это не трудно, вполне можно выполнить своими руками.

    Причины износа тормозных колодок

    Под причинами в данном случае понимаются различного рода факторы, влияющие тем или иным образом на поверхности накладок тормозных колодок, на тормозные диски и барабаны.

    Перечислим основные причины, из-за которых происходит наибольший износ колодок:

    • дороги, качество дорожного покрытия;
    • манера вождения (спокойная умеренная езда или рывки и дрифты);
    • климатические условия (мороз и жара);
    • некачественный материал накладок колодок.

    Читайте также:  Решетка воздухозаборника ваз 2110

    Многие не знаю, через сколько надо менять тормозные колодки. Ресурс тормозных колодок на автомобилях с механическими коробками передач составляет от 30 до 50 тысяч км. Ресурс тормозных колодок на машинах с коробкой «автомат» составляет от 25 до 30 тысяч км. А проверять состояние тормозной системы надо не реже, чем через каждые 10 тысяч км пробега. В основном, пока не появляются скрипы, скрежеты, биение колодок, тормоза не проверяют.

    Для спецавтомобилей или авто, которые часто эксплуатируются по песку, грязи, воде, естественно, надо проводить диагностику и замену чаще.

    А знали ли вы, что неисправность рулевой рейки автомобиля можно определить по 5 признакам?

    Какие колодки надо чаще менять?

    Так как основная нагрузка приходится на передние колеса, при торможении передние тормозные колодки больше нагружаются, поэтому изнашиваются они быстрее, чем задние. Передние колодки приходится менять в 2-3 раза чаще, чем задние.

    При замене тормозных колодок их надо менять парно, то есть не менять только одну спереди или одну сзади. Сразу устанавливать комплект. Своевременная замена колодок увеличит срок эксплуатации тормозного диска, сам диск будет служить долгое время. При замене тормозных дисков, цена ремонта по замене колодок с дисками намного дороже.

    Во время проведения ремонтных работ по замене деталей тормозной системы, следует проверить также пыльники направляющих и резиновые чехлы на целостность. Особо важно проверить трубочки и шланчики тормозной системы.

    Если решили сдавать вождение по городу на своем автомобиле, то не забудьте подготовиться: проехать несколько раз по экзаменационным маршрутам, настроить зеркала, сидение, тормоза и т.д.

    Как менять передние и задние колодки тормозной системы

    Замена передних и замена задних тормозных колодок отличаются, потому как спереди — дисковые тормоза, сзади — барабанные.

    Общий порядок замены (дисковые и барабанные):

  • Открыть капот и отвернуть крышку бачка тормозной жидкости.
  • Поднять домкратом любую переднюю сторону и снять колесо.
  • Очистить от грязи тормозной диск.
  • Так выглядят тормозные дисковые колодки на автомобиле Шкода Октавиа

  • Открутить болтики направляющего суппорта и тормозного барабана, чтобы получить доступ к колодкам.
  • Отверткой отодвинуть колодки.
  • Новые колодки устанавливаем парами.
  • Затем надо прокачать всю тормозную систему.
  • Это был общий порядок замены деталей тормозной системы. Теперь рассмотрим, как правильно менять тормозные колодки на передних и задних колесах.

    Замена передних тормозных колодок своими руками:

  • Выбрать для конкретной марки и модели автомобиля рекомендуемые тормозные колодки.
  • Затем подготовить набор автомобильных инструментов, поставить авто на ровное место, подложить под колеса противооткаты (башмаки) и поднять домкратом колесо.
  • Выкрутить крышку тормозного бачка, чтобы стравить давление в системе.
  • Выкрутить болты направляющего суппорта. Если есть еще фиксирующие скобы, то демонтировать и отверткой. При наличии датчика износа тормозных колодок, отсоединить его.
  • Толстой прочной плоской отверткой разъединить колодки. Для этого вставляем отвертку между колодками чтобы задавить тормозной поршень и снять изношенные колодки.
  • Очистить места для установки новых колодок и установить их.
  • Аккуратно смазываем направляющие суппорта и при этом не допускаем попадания масла на поверхности колодок.
  • Что открутили при разборке, закручиваем обратно.
  • Устанавливаем колесо и снимаем с домкрата.
  • Сделать прокачку тормозной системы.
  • Замена задних тормозных колодок своими руками:

  • Поставить авто на ровное место, подложить «башмаки» и поддомкратить.
  • Снять колесо.
  • Снять с ручника.
  • Выкрутить болты, которые зажимают тормозной барабан.
  • Снять тормозной барабан. Для этого, иногда, приходится стучать тихонько по нему, потому что бывает, что колодки перекосились и барабан не снимается.
  • Сфотографировать или запомнить, как должны быть установлены пружины. При неправильной установке пружин, колодки разъединяться до упора не смогут.
  • Высвободить тросик ручного тормоза.
  • Отсоединить все пружины и тяги с помощью плоской отвертки.
  • Снять задние тормозные колодки и установить новые. Порядок сборки обратно пропорционален разборке.
  • Поставить колесо, сразу не снимаем с домкрата. Это нужно для проверки.
  • Поставить на ручник и попробовать крутить заднее висячее колесо. Если ручник не держит, то надо отрегулировать трос стояночного тормоза. Если все правильно сделано, при установленном ручном тормозе до конца, заднее колесо крутиться не будет.
  • Снимаем авто с домкрата.
  • Видео по замене тормозных колодок (пошагово):

    В этом видео показан полный процесс замены дисковых передних колодок тормозов. Такой порядок замены подходит для машин семейства Ваз 2109, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, Калина, Гранта, Приора, Веста, Х-Ray.

    Как заменить задние тормозные колодки, смотрите в этом видео.

    Источник: kalina-2.ru