Как добавить обороты холостого хода на инжекторе

Авто

Содержание

  • Зачем регулировать обороты холостого хода?
    • Что делать если не регулировать холостой ход?
  • Как отрегулировать холостой ход?
  • Настройка холостого хода на инжекторе
  • Зачем настраивать обороты ХХ?
    • Рекомендуем посмотреть:

При построении относительно нестандартных двигателей (то есть там, где оставлено регулирование с помощью РХХ) довольна частая ситуация – полное или частичное отсутствие холостого хода, когда заставить работать его можно только постоянно подгазовывая, то есть выводя из режима ХХ, т.к система регулирования ХХ напрочь отказывается стабилизироваться. Иногда для получения более менее стабильных оборотов приходится прогревать двигатель почти до рабочей температуры.

Очевидно, что система поддержания ХХ нуждается в основательной настройке. Для начала нужно уяснить, что для поддержания ХХ в системах впрыска, содержащих в своем составе РХХ существуют два механизма регулирования – грубый, с помощью РХХ, и точный, с помощью УОЗ. Обе системы начинают работать только если обороты двигателя опускаются ниже оборотов первого переходного режима и система выставляет признак работы на ХХ. Иногда, заглянув в диагностику, мы видим УОЗ ХХ колеблющийся около нуля, хотя в прошивке – желаемый УОЗ на ХХ градусов 18 – 20 . На лицо полное отсутствие четкой взаимосвязи работы между регуляторами, РХХ неправильно подает воздух, а система УОЗ-ом пытается исправить ситуацию.

Что же делать? Браться за инженерный блок J 5 (J 7 ) Оnline Tuner. Но сначала немного теоретической информации:

П‑Регулирование.

П‑регулятор который управляет углом зажигания и предназначен для точного регулирования, те регулирования при небольших отклонениях оборотов от желаемых. Если разность желаемых оборотов и текущих больше переменной «Зона нечувствительности», происходит изменение угла зажигания на ХХ:

UOZ = UOZXX + KUOZ * EFREQ, где:

UOZXX – УОЗ на ХХ минус Коррекция УОЗ на ХХ;
EFREQ – Текущая ошибка оборотов при регулировании.
MINEFR – Зона нечувствительности.
KUOZ – Коэффициент коррекции УОЗ, принимается равным «Пропорциональному коэффициенту регулятора УОЗ_ 1 (высокие обороты)», если ошибка положительна (EFREQ > 0 ) или «Пропорциональному коэффициенту регулятора УОЗ_ 2 (низкие обороты)», если ошибка отрицательная (EFREQ 0 ).

Величина приращения УОЗ (KUOZ * FREQ) ограничивается величинами UDMIN и UDMAX взятыми из соответствующих таблиц «Минимальное и Максимальное смещение УОЗ».

Физически данное регулирование регулирование служит для обеспечения возврата фактических оборотов к желаемым: чем больше отличие оборотов от желаемых оборотов, тем больше изменится УОЗ в сторону для обеспечения возврата к ним, «Пропорциональный коэффициенту регулятора УОЗ 1 » увеличивает обороты, если они меньше желаемых, а «Пропорциональный коэффициент регулятора УОЗ 2 » снижает их.

ПИ-Регулирование.

Второй «регулятор» отвечает за работу РХХ. Механизм его регулирования немного сложнее П‑регулятора, т.к. у РХХ нет четко заданной уставки для ХХ, РХХ приходится регулировать от того положения в котором он находится в момент наступления ХХ. Поэтому очень важно чтобы когда этот момент наступает, РХХ находился как можно ближе к тому положению в котором будет осуществляться регулирование. Для этого необходимо правильно настроить возврат оборотов их режима ПХХ.

Работа ПИ-регулятора определяется формулой:

SSM = SSM + TMFR * (KFRI * EFREQ + KFR * (EFREQ – EFRET)),

SSM – положение РХХ, шаг.

TMFR – Жесткость регулятора частоты вращения – коэффициент, задающий скорость изменения положения РХХ в зависимости от разницы оборотов от заданных.

KFR – Пропорциональный коэффициент РХХ – как и в случае с УОЗ регулированием, определяет отклонение РХХ в зависимости от разницы оборотов. Чем больше разница, тем больше будет смещение РХХ от текущего.
KFRI – Интегральный коэффициент РХХ – временной коэффициент, изменяет шаги РХХ, в зависимости от времени непопадания в заданные обороты. Чем дольше по времени обороты не были равны заданным, тем больше будет отклонение РХХ.
EFREQ – Текущая ошибка оборотов при регулировании.
EFRET – Ошибка оборотов на предыдущем цикле регулирования.

Если разница оборотов заданных и текущих превысила «Ограничение оборотов для интегратора», то она принимается равной этой величине.

Физический смысл регулятора сводится к тому, что чем больше отклонились обороты от заданных и чем больше по времени они были отклонены, тем больше будет разница в положении РХХ между текущим и следующим, то есть, в отличие от П‑регулятора УОЗ, регулирование осуществляется ступеньками, РХХ будет приближаться к положению регулирования не мгновенно, а значит возможно перерегулирование – срыв ХХ в синусоидальные колебания оборотов со значительной амплитудой.

Практика.

Очевидно, что мы никак не можем напрямую повлиять на текущее положение УОЗ или РХХ на ХХ. Единственное чем мы можем оперировать, это коэффициентами, причем во время настройки РХХ нужно чтобы нам не мешал УОЗ и наоборот.

Для начала нужно выбрать желаемые обороты ХХ. Рекомендуется выбирать обороты чуть выше гарантированных, для того, что бы избежать проблем при движении на ПХХ и при значительном изменении нагрузки.

Настройка проводится в три этапа:

Этап 1 . Предварительная настройка ПИ-регулятора РХХ.

Выставляем смещение РХХ при включении вентилятора в 0 (По окончании настройки его нужно вернуть обратно). Выставляем «Ограничение оборотов для интегратора» примерно на две трети значения разности между желаемыми оборотами ХХ и «вторым переходным режимом».

Пример: ХХ = 1100 , обороты второго режима = 1400 , тогда «Ограничение оборотов для интегратора» будет ( 1400 – 1100 ) * 2 / 3 = 200 .

Это необходимо, чтобы «подхватывалось» регулирование в момент входа в ХХ и при этом не было бы перерегулирования и резкого провала по оборотам. 2 / 3 – относительный параметр, полученный практически, придерживаться его необязательно, но, в любом случае, делать «Ограничение оборотов для интегратора» больше разницы ХХ и ХХ 2 нет смысла.

Далее, открываем «Окно диагностики» в J 5 OLT, «Прямое управление ИМ» – фиксируем УОЗ, например, на 16 градусах. Далее, устанавливаем интегральный коэффициент в 0 и настраиваем только «Пропорциональный коэффициент». Нужно установить такой пропорциональный коэффициент, чтобы РХХ вставал навстречу изменяющимся оборотам. Это хорошо видно на графиках. Обороты должны перестать быть волнообразными, если они будут рваными, но удерживаться рядом с заданными, переходим к настройке П‑регулятора УОЗ.

Читайте также:  Пекар 2112 1139010 характеристики

Этап 2 . Настройка П‑регулятора УОЗ.

После того как мы добились желаемого ХХ, который не плавает волнами, надо настроить точное регулирование УОЗ-ом. Для этого нужно иметь представление, в каких пределах мы можем с помощью УОЗ влиять на обороты. Открываем «Окно диагностики» в J 5 OLT, «Прямое управление ИМ» – фиксируем РХХ на среднем положении, в котором он пребывает и начинаем двигать углом, так же через прямое управление. При увеличении угла обороты должны расти, а при уменьшении – падать. Причем, если при увеличении УОЗ, они растут, то при дальнейшем увеличении они начинают опять падать. Увеличиваем, запоминаем угол, при котором обороты еще растут, но скоро будут падать, например, 27 град. (при 30 , например уже начинается спад). Дальше снижаем до порога, при котором работа двигателя еще устойчива и обороты реагируют на уменьшение УОЗ и запоминаем его, например это 5 градусов (при 3 , уже начинается неустойчивая работа или УОЗ перестает влиять).

Рассчитываем средний угол, который и будет углом зажигания. УОЗХХ = ( 27 + 5 ) / 2 = 16 .

Рассчитываем максимальную величину смещения: UDMAX = – UDMIN = 27 – 16 = 11

Выставляем в прошивке УОЗ на ХХ 16 градусов, «коррекция УОЗ на ХХ» поднимаем/опускаем так, чтобы оно было равно 0 при рабочих температурах. Смотрим, какое наполнение мотора на ХХ, и в калибровках Максимального и Минимального смещения УОЗ выше этого наполнения ставим 1 и ‑ 1 градус соответственно, а ниже и при нем, 11 и ‑ 11 соответственно, тем самым не давая вывалиться углу за рабочие пределы регулирования.

Зона нечувствительности выставляем 10 оборотов, т.к П‑регулирование это все-таки точная настройка на малых отклонениях.

На этом настройка П‑регулятора закончена и опять переходим к ПИ-регулированию с помощью РХХ, не забыв зафиксировать УОЗ на наших вычисленных 16 градусах.

Внимательно следим за изменением оборотов и на то как УОЗ этому противостоит. Необходимо, используя коэффициенты, добиться чтобы УОЗ двигался «навстречу» скачку оборотов даже несколько больше чем это нужно, как бы упреждая раскачку оборотов, то есть, УОЗ должен резко реагировать на изменение оборотов и не должен быть плавным и волнообразным.

Сначала настраиваем Высокие обороты выставляя в ноль коэфф_ 2 , и меняя коэфф_ 1 от 0 и вверх. Затем начинаем повышать коэфф_ 2 от 0 так же вверх, следя за изменением реагирования УОЗ на изменение оборотов. Если взять большие коэффициенты, то работа мотора будет резкой, жесткой на слух, произойдет перерегулирование и обороты опять начнут плясать. В идеале получаем скачущий УОЗ навстречу изменениям в оборотах.

Этап 3 . Окончательная настройка ПИ-регулятора РХХ.

Теперь нам фактически надо повторить первый этап настройки, то есть добиться ровного ХХ, меняя П‑коэффициент регулятора, не трогая И‑коэффициент, который равен 0 . Разница в том, что мы теперь делаем это при правильном угле и в будущем нам будет помогать УОЗ регулятор, но для начала нам надо правильно настроить Жесткость регулятора РХХ, чтобы она соответствовала условиям работы. Раньше ее настраивать не имело смысла, рабочее наполнение было бы другим.

Смотрим обороты ХХ/наполнение, открываем «Жесткость регулятора РХХ» и делаем так, чтобы при ХХ и наполнении на ХХ, в таблице стоял коэффициент 1 , а при отклонении от режимной точки ХХ, коэффициент увеличивался.

Получится как бы трехмерная чашка, у которой на дне область режимных точек ХХ с коэффициентами 1 и по мере отдаления от ней коэффициент растет. Тем самым обеспечивается быстрое изменение числа шагов РХХ при удалении оборотов от заданных.

Рис. 1 Примерный вид настроенной жесткости регулятора ХХ

Далее, окончательно настраиваем П‑коэффициент, к этому времени, обороты уже должны быть достаточно устойчивыми и РХХ будет колебаться несильно, отзываясь на достаточно сильные изменения оборотов. Теперь дошла очередь до И‑коэффициента. Увеличиваем его, плавно с 0 , по одному шагу, смотрим что происходит с РХХ и оборотами. Увеличиваем до тех пор, пока РХХ и за ним обороты не начнут скачком, неожиданно изменяться верх/вниз от устойчивого состояния, делаем пару-тройку шагов назад и считаем настройку оконченной.

Как показала практика, численные значения И‑коэффициента колеблется от 1 / 5 до 1 / 10 от значения П‑коэффициента.

Напоследок отметим некоторые моменты при калибровки системы по дросселю.

Если вы используете прошивки, не поддерживающие коррекцию расчетного наполнения по положению РХХ, то использовать ПИ-регулятор РХХ в стандартном виде нецелесообразно, так как при изменении положения РХХ фактически будет меняться количество воздуха, поступающее в двигатель, что никак не будет учитываться и приведет к изменению состава смеси на ХХ. В совокупности с включенным лямбда – регулированием это может вызвать раскачку оборотов и выход состава смеси за допустимые пределы.

В таких случаях сам по себе РХХ оставить в системе можно и нужно, но критерии выбора П‑коэффициента будут другими. В таких системах регулирование оборотов ХХ целесообразно возложить почти полностью на регулятор УОЗ, а регулирование количества воздуха через РХХ свести к минимуму. Для того, чтобы при включении нагрузки (например, фары) регулятор УОЗ не входил в насыщение (то есть, УОЗ не упирался в верхний предел), в качестве базового УОЗ на ХХ необходимо выбирать меньшие значения, чем описано выше. В этом случае, диапазон регулирования вверх будет шире, чем вниз. Из практики можно сказать, что средний УОЗ на ХХ необходимо опустить относительно расчетного на 3 .. 6 гр. Дополнительной мерой борьбы с провалами оборотов при включении мощных электрических нагрузок может служить увеличение значений желаемого УОЗ на ХХ в зоне оборотов ниже желаемых оборотов ХХ на прогретом двигателе.

Читайте также:  Шины зимние нешипованные отзывы рейтинг

Рис. 2 Примерный вид таблицы желаемого УОЗ на ХХ с коррекцией УОЗ на оборотах ниже ХХ

В этом случае, при резком падении оборотов отклик регулятора УОЗ будет более резким, так как коррекция УОЗ будет состоять из двух частей: прибавка, расчитанная П‑регулятором по степени ошибки оборотов плюс табличная прибавка желаемого УОЗ.

Теперь рассмотрим особенности настройки регулятора РХХ. Как уже писалось выше, нам необходимо минимизировать движение РХХ, чтобы количество воздуха через РХХ оставалось практически неизменным при регулировании. Для этого необходимо исключить И‑составляющую, путем выставления интегрального коэффициента в 0 и минимизировать пропорциональную составляющую так, чтобы РХХ в процессе регулирования РХХ не двигался (или двигался не более, чем на 1 шаг). Для настройки П‑коэффициента надо временно отключить регулятор УОЗ путем выставления его коэффициентов регулирования в 0 и убрать коррекцию желаемого УОЗ (тоже временно) на оборотах ниже ХХ (см. Рис. 2 ). Выставьте пропорциональный коэффициент РХХ в минимальное значение (но не в ноль!). Попробуйте включить фары и обогрев стекла, при этом обороты ХХ упадут ниже желаемых (двигатель при этом глохнуть не должен). Увеличивая П‑коэффициент, добейтесь того, чтобы РХХ открылся на 2 – 3 шага, при этом обороты ХХ могут и не подняться до желаемых, но повыситься. Сильнее открывать РХХ за счет пропорционального коэффициента нет необходимости, окончательную стабилизацию оборотов сделает регулятор УОЗ после его включения. Главное, чтобы РХХ компенсировал некоторую часть падения оборотов, чтобы регулятор УОЗ не «задирал» угол в верхний предел. После этого включите регулятор УОЗ и проверьте работу ХХ в том числе и при включении мощных нагрузок. В нормальном режиме регулирования (без включения нагрузок) положение РХХ должно либо оставаться неизменным, либо изменяться не более, чем на 1 шаг.

Вот, собственно и все. Этой методики вполне достаточно для того что бы настроить ХХ практически на любом авто с алгоритмическими системами впрыска, даже неисправном.

Инжекторная подача топлива в двигатель – достаточно сложная механическая и электронная система, поэтому нужно несколько раз подумать, прежде чем самостоятельно заниматься регулировкой этой системы.

Где происходит сбой, который выражается в «плавающих» оборотах на холостом ходу, не так и просто выяснить. Это могут быть механические проблемы, это могут быть проблемы с бортовым компьютером, это могут быть проблемы с датчиками, которые входят в инжекторную систему.

Одно можно сказать точно, что регулировка холостого хода на инжекторе обычным кручением регулировочного винта, ничего не даст. Напротив, не имея соответствующих знаний и навыков, можно лишь навредить. Так как не устраняются причины сбоя оборотов холостого хода, а только лишь создается возможность для временного устранения неисправности.

Более того, крутить регулировочный винт можно только при соблюдении определенных условий, связанных с электроникой каждой модели автомобиля. Такие условия прописаны в инструкции к автомобилю. В противном случае может произойти сбой настроек бортового компьютера.

Причина «плавающих» оборотов холостого хода заключается в неадекватной подаче воздуха в систему. Блок управления, исходя из показаний датчиков, подает сигналы исполняющим механизмам, пытаясь привести работу системы в норму. Получается, что в цилиндры подается то большое количество топлива, то малое. Остается определить, откуда идет дополнительный подсос воздуха. Причин поступления воздуха может быть несколько, в том числе выход из строя датчика подачи воздуха.

Возможно, причина перебоев оборотов двигателя кроется в повреждении резиновых трубок, через которые подается воздух. Чтобы определить повреждения, нужно по очереди при включенном двигателе пережимать трубки. Если происходит смена режима работы двигателя при пережатой определенной трубке, то ее нужно отсоединить, прикрыть пальцем торец и найти место подсоса.

Если трубка оказалась неповрежденной, то следует идти дальше по цепи доступа воздуха. Вполне вероятно, что причина находится в блоках пускового устройства, регулировки оборотов, клапанах.

Если при пережатии трубок не происходит никаких изменений в оборотах двигателя, то нужно перекрыть отверстие, которое находится на воздуховоде. Если происходит нормализация оборотов, то вполне вероятно, что есть проблемы заедания клапана из-за загрязнения последнего.

Можно попытаться устранить эти проблемы, осуществив впрыск в отверстие специальной жидкости. После этого автомобиль должен простоять незаведенным в течение 15 минут. После этого необходимо сделать повторный впрыск, дать машине постоять 15 минут и завести двигатель. Если проблема не исчезла, необходимо переходить к блоку для повышения оборотов двигателя. Возможно, в нем пришел в негодность клапан. Достаточно часто такие блоки не являются разборными и единственный способ устранения неисправности – его замена.

Методом исключения, пережимая все трубки, можно найти возможные механические причины сбоев оборотов. Но такой метод не даст ничего, если причина кроется в электронике управления инжекторным впрыском. В этом случае нормальную и полную диагностику могут сделать в соответствующем автосервисе. Грамотная регулировка холостого хода на инжекторе – тоже прерогатива специалистов. Только квалифицированные мастера смогут решить эту задачу, устранив любые неполадки.

Холостые обороты автомобиля, очень важны для его правильной работы. Если их нет, то эксплуатировать автомобиль становится очень сложно, так как они отвечают за прогрев автомобиля, и за работу двигателя в спокойном режиме (не под нагрузкой). Владельцы автомобилей, в особенности старых иномарок и отечественного автопрома часто задаются вопросом как отрегулировать обороты холостого хода своими силами, так как со временем(если это механический впрыск) эти настройки сбиваются и на автомобиле становится очень тяжко передвигаться.

Читайте также:  Какие пружины подходят на оку

Что касается инжекторных автомобилей, то и на них иногда возникает необходимость отрегулировать холостой ход.

Зачем регулировать обороты холостого хода?

Когда не правильно настроены обороты ХХ, автомобиль начинает вести себя не адекватно. Появляются следующие признаки:

  • Плавают обороты
  • Двигатель без причины может дергаться и глохнуть
  • Повышенный расход топлива

Что делать если не регулировать холостой ход?

С одной стороны, это можно проверить опытным путем. С другой – в этом нет нужды, мы вам сами все расскажем. Итак, обратите внимание: если ХХ не отрегулировать, он начнет сбоить, троить, перегреваться и проваливаться. Т.е. тарахтеть и ловить перебои. Как же отрегулировать обороты холостого хода, чтобы все прошло гладко? Оборотов, кстати, на холостом ходу двигатель должен совершать около 800. Это значение должно быть достигнуто не сразу, но поэтапно. Рассмотрим же этапы.

Как отрегулировать холостой ход?

Сначала отметим, что объекты настройки холостого хода – это карбюратор и инжектор.

Важно: Регулировка холостого хода карбюратора, выполняется на полностью исправном карбюраторе. Следует убедиться в его исправности – особенно важно проверить жиклеры на предмет их закупоренности.

Для регулировки карбюратора нам понадобится помошник, который будет следить за показателями тахометра. Пример регулировки будем производить на отечественном карбюраторе ОЗОН так как он установлен в большинстве отечественных автомобилях.

Обычно на карбюраторе есть два винта – винт количество и винт качества. Вооружившись шлицевой (это умное название прямой отвертки) отверткой, сначала их завинтим, а потом качественный винт вывернем на два-три оборота, а количественный – на три-четыре.

Различить эти два винта не так уж и сложно. Для удобства регулировки холостого хода на карбюраторе ОЗОН они располагаются снизу. Винт количества как правило большой, а винт качества маленький.

Карбюратор нужно регулировать на прогретом автомобиле, для этого запускаем двигатель и даем ему прогреться до обычной температуры – примерно до 90 градусов.

  • Начинаем плавно вращать винт качества, до тех пор пока обороты холостого хода не перестанут расти. Данный винт отвечает за регулировку выхлопа вредных веществ в окружающую среду. При заворачивании количество вредных веществ будет уменьшаться (смесь будет беднеть), при откручивании наоборот увеличиваться (смесь будет богатить).
  • Далее мы крутим винт количества устанавливая при это порядка 1100 оборотов по тахометру.
    Винт количества отвечает за частоту вращения коленвала, когда данный винт заворачивается частота вращения коленвала будет уменьшаться, а при отворачивании увеличиваться.
  • В завершении данной процедуры необходимо отрегулировать винт качества путем закручивания пока обороты по тахометру не будут порядка 800.

На этом этапе регулировка холостых оборотов на карбюраторной системе впрыска завершена. Повторять данную процедуру рекомендуется раз в 20-30 тысяч километров.

Настройка холостого хода на инжекторе

Внимание: инжектор – самодостаточная система, вмешивайтесь в его работу только при крайней необходимости, обороты ХХ как правило регулируются сами. Предположим, однако, что нам требуется поднять частоту оборотов, на холостом ходу двигатель не добирает нужного количества.

Если карбюратор – это, в основном, механическая система где можно двумя винтами настроить ХХ ход, то инжектор – электронная и там такого нет. Зачастую, регулировка оборотов холостого хода на нем выполняется самостоятельно. Поэтому настройка холостых оборотов при инжекторе несколько отличается.

Когда на инжекторе появились проблемы с холостым ходом, то скорее всего неисправен датчик холостого хода или регулятор (сокращённо: рХХ). Неисправностей датчика холостого хода не так много, чаще всего это загрязнение, но бывает и так что проблема в механической части датчика или электрической.

На отечественные автомобили данный датчик стоит не так дорого, и поэтому его целесообразно заменить на новый, чем пытаться починить старый.

В случае, когда с датчиком холостых оборотов все в порядке стоит обратить внимание на:

  • Загрязненность дроссельной заслонки
  • Исправность датчика коленвала
  • Проверить топливную систему
  • Проверить воздушный фильтр
  • Проверить форсунки

Как уже говорилось нормальное значение холостых оборотов – 800. Но на некоторых автомобиля (преимущественно японского производства), эту цифру иногда занижают в угоду экономии топлива и экологии, тем самым делая не 800 а 700 или даже 650.

И когда на таком автомобиле включаешь к примеру кондиционер, то чувствуешь, как машину начинает немного трясти и колбасить. Данный феномен является нормой, но некоторых автомобилистов он все же раздражает.

Чтобы исправить данную ситуацию поможет небольшой чип тюнинг автомобиля. Так как значение которые должен держать двигатель на холостых оборотах, записывается в виде калибровочного числа, его можно изменить на другое с помощью специального оборудования. Данная операция стоит совсем не дорого, но зато у Вас пропадет тряска при включении кондиционера и других высоконагруженных узлов.

Зачем настраивать обороты ХХ?

Холостой ход незаменим при пребывании в пробке или стоянии на светофоре, например. Не было бы его, каждый раз машину, после двухсекундной остановки, пришлось заводить бы заново. Чтобы двигатель работал оптимально, на достаточном количестве оборотов и при достаточном расходе бензина, необходимо регулировать холостой ход около двух раз в году или если возникли неполадки.

При этом не следует ждать, пока неполадки достигнут масштабов катастрофы. Любую проблему легче предупредить, чем разрешить. Чтобы самому отрегулировать рхх, желательно обладать хотя бы небольшим опытом ремонта автомобилей, в противном случае разумнее обратиться к специалистам. Заботьтесь о вашей машине, однажды это сыграет в вашу пользу.

Источник: kalina-2.ru