Характеристики двигателя ваз 2130 и 2123

Авто

Содержание

  • Технические характеристики двс 2130
  • Особенности конструкции ВАЗ 2130
  • Почему так случилось?
    • Рекомендуем посмотреть:

1. Блок цилиндров увеличен на 1,5 мм. Оригинальный коленчатый вал с увеличенным радиусом кривошипа. Оригинальный по профилю распределительный вал.

2. В двигателе применены оригинальные стальные спортивные коленвалы. Эта сталь в 2,5 раза прочнее чугуна.
3. На двигателе установлен карбюратор "Солекс" с оригинальными, увеличенными сечениями жиклёров и с применением новых виниловых патрубков на вакуумных каналах. Также на ВАЗ-2130, в отличие от ВАЗ-21213, установлено электронное бесконтактное зажигание с датчиком Холла, что ещё более увеличивает срок службы и точную тактовость подачи искры. Мотор может держать удивительно низкие обороты холостого хода при стабильной динамике разгона.
4. Увеличен ход поршня на несколько миллиметров и доработана камера сгорания, что и даёт прирост мощности и крутящего момента:

Удельный расход топлива

Очень важно то, что стенки цилиндров остались без изменений, в отличии от других форсированных моторов.

Рис. 1. Двигатель (продольный разрез): 1 – Коленчатый вал; 2 – Вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 3 – Звездочка коленчатого вала; 4 – Передний сальник коленчатого вала; 5 – Шкив коленчатого вала; 6 – Храповик; 7 – Крышка привода механизма газораспределения; 8 – Ремень привода насоса охлаждающей жидкости и генератора; 9 – Шкив генератора; 10 – Звездочка привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 11 – Валик привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 13 – Блок цилиндров; 14 – Головка цилиндров; 15 – Цепь привода механизма газораспределения; 16 – Звездочка распределительного вала; 17 – Выпускной клапан; 18 – Впускной клапан; 19 – Корпус подшипников распределительного вала; 20 – Распределительный вал; 21 – Рычаг привода клапана; 22 – Крышка головки цилиндров; 23 – Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 24 – Свеча зажигания; 25 – Поршень; 26 – Поршневой палец; 27 – Держатель заднего сальника коленчатого вала; 28 – Упорное полукольцо коленчатого вала; 29 – Маховик; 30 – Верхнее компрессионное кольцо; 31 – Нижнее компрессионное кольцо; 32 – Маслосъемное кольцо; 33 – Передняя крышка картера сцепления; 34 – Масляный картер; 35 – Передняя опора силового агрегата; 36 – Шатун.

Компоновка двигателя отличается простотой и компактностью. Все узлы двигателя, требующие регулировки и ухода, расположены в легкодоступных местах.

Блок цилиндров. Блок 13 отлит из специального чугуна. Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм. Диаметры цилиндров каждого класса следующие, мм:

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников не взаимозаменяемы, и для различия на их наружной поверхности сделаны риски.

В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец 28, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Спереди устанавливается сталеалюминиевое полукольцо, а сзади – металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечивается в пределах 0,06-0,2 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, закрытая крышкой 7. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 27 заднего сальника. В крышку 7 и держатель 27 установлены самоподжимные сальники. В левой части блока установлен валик 11 привода вспомогательных агрегатов. В отверстия под подшипники валика запрессованы сталеалюминиевые втулки.

Головка цилиндров 14 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В головку запрессованы чугунные седла и направляющие втулки клапанов, В отверстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. Для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между втулкой и стержнем клапана применены металлорезиновые маслоотражательные колпачки.

Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитанная графитом.

Поршни 5 изготовлены из алюминиевого сплава. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте имеет коническую форму. Кроме того, в головки поршня залита стальная термокомпенсационная стальная пластина. Все это выполнено для компенсации неравномерной тепловой деформации поршня при нагреве. В бобышках поршня имеются отверстия для прохода масла к поршневому кольцу.

Читайте также:  Крестовина шеви нива размеры

Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 1,2 мм в правую сторону двигателя для уменьшения стука поршня при переходе через ВМТ. Поэтому на днище поршня клеймится стрелка, которая при сборке должна быть обращена в сторону передней части двигателя.

Поршни, как и цилиндры, по наружному диаметру сортируются на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец – на три категории через 0,004 мм, обозначаемые цифрами 1, 2, 3. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня. При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.

Поршневой палец 6 – стальной, цементированный, трубчатого сечения, плавающего типа, т. е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами. Поршневые пальцы, как и отверстия в бобышках поршня, по наружному диаметру подразделяются на три категории через 0,004 мм. Категория пальца маркируется на его торце цветом: синим – первая категория, зеленым – вторая, красным – третья. Собираемые палец и поршень должны принадлежать к одной категории.

Поршневые кольца 30, 31 и 32 изготовлены из чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца 30 хромирована для повышения износостойкости и для улучшения прирабатываемости имеет бочкообразную форму образующей. Нижнее компрессионное кольцо 31 скребкового типа (с проточкой по наружной поверхности), фосфатированное. Кольцо надо устанавливать проточкой вниз. Маслосъемное кольцо 32 имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину (расширитель).

Шатуны 36 – стальные, кованые, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывают вместе с крышкой, поэтому при сборке номера на шатуне и крышке должны быть одинаковы.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм, как и поршни. Номер класса клеймится на верхней головке шатуна.

По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе, т.е. с одинаковой маркировкой.

Шатунные болты запрессованы в нижнюю головку шатуна. Поэтому чтобы не нарушить посадку болтов в отверстиях головки, нельзя выпрессовывать болты из головки шатуна при ремонтных работах.

Коленчатый вал 1 – пятиопорный, отлит из чугуна. Шейки вала закалены токами высокой частоты на глубину 2-3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо под передний подшипник первичного вала коробки передач, по наружному диаметру которого центрируется маховик 29. Маховик устанавливается на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка около зубчатого обода маховика) и ось шатунной шейки первого цилиндра находились в одной плоскости и по одну сторону от оси коленчатого вала.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников – тонкостенные, сталеалюминиевые. Все шатунные вкладыши одинаковые и взаимозаменяемые. Верхние вкладыши 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников одинаковые, с канавкой на внутренней поверхности, а нижние – без канавки. Вкладыши 3-го коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности.

Рис. 2. Двигатель (поперечный разрез): 1 – Крышка шатуна; 2 – Вкладыш шатуна; 3 – Шатун; 4 – Стартер; 5 – Теплоизолирующий щиток стартера; 6 – Выпускной коллектор; 7 – Дренажная трубка впускной трубы; 8 – Впускная труба; 9 – Маслоотражательный колпачок; 10 – Сухарь клапана; 11 – Тарелка пружин; 12 – Пружина рычага привода клапана; 13 – Рычаг привода клапана; 14 – Регулировочный болт клапана; 15 – Распределитель зажигания; 16 – Втулка регулировочного болта; 17 – Направляющая втулка клапана; 18 – Седло клапана; 19 – Валик привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 20 – Топливный насос; 21 – Шестерня привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 22 – Масляный фильтр; 23 – Валик масляного насоса; 24 – Корпус масляного насоса; 25 – Ось ведомой шестерни масляного насоса; 26 – Ведущая шестерня масляного насоса; 27 – Крышка масляного насоса; 28 – Пружина редукционного клапана; 29 – Редукционный клапан масляного насоса; 30 – Ведомая шестерня масляного насоса; 31 – Приемный патрубок масляного насоса.

Газораспределительный механизм обеспечивает наполнение цилиндров двигателя горючей смесью и выпуск отработавших газов в соответствии с принятым для двигателя порядком работы цилиндров и фазами газораспределения. К деталям механизма относятся: распределительный вал, клапаны и направляющие втулки, пружины с деталями крепления, рычаги привода клапанов.

Читайте также:  Салон оки своими руками

Распределительный вал, управляющий открытием и закрытием клапанов, чугунный, литой. Трущиеся поверхности кулачков подвергнуты отбеливанию. Этот процесс заключается в электродуговом оплавлении поверхностей, в результате которого образуется слой так называемого "белого" чугуна, обладающего высокой твердостью. Вал вращается на пяти опорах в специальном корпусе 19 (см. рис. 1), а от осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

Клапаны (впускной и выпускной) расположены в головке цилиндров наклонно в один ряд. Головка впускного клапана имеет больший диаметр для лучшего наполнения цилиндра, а рабочая фаска выпускного клапана, работающая при высоких температурах в агрессивной среде выпускных газов, имеет наплавку из жаростойкого сплава. Пружины прижимают клапан к седлу и не позволяют ему отрываться от рычага привода. Верхняя опорная тарелка 11 пружин удерживается на стержне клапана двумя сухарями 10, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.

Рычаги 13 передают усилие от кулачка распределительного вала к клапану. Рычаг одним концом опирается на сферическую головку регулировочного болта 14, а другим на торец клапана. Регулировочный болт ввернут во втулку 16 и стопорится контргайкой.

Рис. 3. Привод вспомогательных агрегатов: 32 – Звездочка распределительного вала; 33 – Успокоитель цепи; 34 – Звездочка привода масляного насоса, датчика-распределителя зажигания и топливного насоса; 35 – Цепь привода механизма газораспределения; 36 – Звездочка коленчатого вала; 37 – Ограничительный палец цепи; 38 – Башмак натяжителя; 39 – Натяжитель; А – Установочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала; В – Установочная метка на звездочке распределительного вала; С – Установочная метка на блоке цилиндров; D – Установочная метка на звездочке коленчатого вала.

Привод вспомогательных агрегатов. Вспомогательные агрегаты двигателя и механизм газораспределения приводятся в действие от коленчатого вала с помощью цепной передачи. Она состоит из двухрядной втулочнороликовой цепи 5, ведущей звездочки 36 на коленчатом валу, ведомой звездочки 4 привода вспомогательных агрегатов, ведомой звездочки 2 распределительного вала, успокоителя 35 цепи и натяжителя 39 с башмаком 38. Башмак натяжителя и успокоитель цепи имеют стальной каркас с привулканизированным слоем резины.

Около звездочки коленчатого вала в блок цилиндров завернут ограничительный палец 37. Он не допускает спадания цепи в картер двигателя при снятии звездочки распределительного вала (когда на автомобиле снимается головка цилиндров).

При отворачивании фиксирующей гайки натяжителя цепь натягивается башмаком 38, на который действуют пружины натяжителя. Башмак натяжителя вращается вокруг болта крепления.

После затяжки гайки 1 (рис. 4) стержень 3 зажимается цангами сухаря 9, вследствие чего блокируется пружина 8 натяжителя цепи. При работе двигателя на плунжер 7 воздействует только внутренняя пружина 5, обеспечивающая благодаря зазору 0,2-0,5 мм в механизме натяжителя компенсацию колебаний цепи.

Рис. 4. Натяжитель цепи: 1 – колпачковая гайка; 2 – корпус; 3 – стержень; 4 – стопорное кольцо; 5, 8 – пружины; 6 – шайба; 7 – плунжер; 9 – цанговый зажим (сухарь).

Успокоитель 33 цепи гасит колебания ведущей ветви цепи. При работе двигателя цепь вытягивается. Она считается работоспособной, если натяжитель обеспечивает ее натяжение, т.е. если цепь натянулась не более чем на 4 мм.

Валик 19 привода масляного насоса, датчика-распределителя зажигания и топливного насоса установлен вдоль двигателя и имеет две опорные шейки, винтовую шестерню и эксцентрик, который через толкатель приводит в действие топливный насос. Винтовая шестерня валика 19 находится в зацеплении с шестерней 21, которая приводит в действие датчик-распределитель зажигания и масляный насос. Шестерня 21 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в блок цилиндров. В шестерне выполнено отверстие со шлицами, в которое входят шлицевые концы валиков датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.

Рис. 5: Е – Метка ВМТ на шкиве коленчатого вала; F – Метка опережения зажигания на 0°; G – Метка опережения зажигания на 5°; Н – Метка опережения зажигания на 10°; I – Диафрагма фаз газораспределителя: а – впуск горючей смеси; b – сжатие; с – рабочий ход; d – выпуск.

Работа двигателя. За один рабочий цикл в цилиндре двигателя происходит четыре такта – впуск горючей смеси, сжатие, рабочий ход и выпуск отработавших газов. Эти такты осуществляются за два оборота коленчатого вала, т.е. каждый такт происходит за полоборота (180°) коленчатого вала.

Впускной клапан начинает открываться за 12°30′ до подхода поршня к верхней мертвой точке (ВМТ). Это необходимо для того, чтобы клапан был полностью открытым, когда поршень пойдет вниз. Закрывается клапан через 51′ после прохождения поршнем нижней мертвой точки (НМТ). Вследствие инерционного напора струи всасываемой горючей смеси она продолжает поступать в цилиндр, когда поршень уже начал движение вверх, и тем самым обеспечивается лучшее наполнение цилиндра.

Читайте также:  Устройство крышки расширительного бачка

Выпускной клапан начинает открываться за 38° до НМТ. В этот момент давление в цилиндре еще довольно велико, и газы начинают интенсивно истекать из цилиндра. Закрывается клапан через 10° после прохождения поршнем ВМТ.

Существует такой момент (23°30′ поворота коленчатого вала около ВМТ), когда открыты одновременно оба клапана – впускной и выпускной. Такое положение называется перекрытием клапанов. Из-за малого промежутка времени перекрытие клапанов не приводит к проникновению отработавших газов во впускной трубопровод, а наоборот, инерция потока отработавших газов вызывает подсос горючей смеси в цилиндр и улучшает его наполнение.

Чтобы обеспечить согласование моментов открытия и закрытия клапанов с углами поворота коленчатого вала (т.е. обеспечить правильную установку фаз газораспределения), на звездочках коленчатого и распределительного валов имеются метки D и В, а также С на блоке цилиндров и А (выступ) на корпусе подшипников распределительного вала. Если фазы газораспределения установлены правильно, то при положении поршня четвертого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия метка А должна совпадать с меткой В, а метка С – с меткой D. Когда полость привода распределительного вала закрыта крышкой, то положение коленчатого вала можно определить по меткам на шкиве коленчатого вала и крышке привода распределительного вала.

Чтобы обеспечить правильную работу механизма газораспределения при тепловом расширении деталей на работающем двигателе, зазоры между кулачками и рычагами привода клапана устанавливаются равными 0,15 мм для впускных клапанов и 0,20 мм для выпускных на холодном двигателе. Если зазоры больше, то клапаны будут открываться с запаздыванием и закрываться с опережением. Если зазора нет, то клапаны на работающем двигателе будут оставаться немного приоткрытыми. В результате резко сократится долговечность клапанов и седел, упадет мощность двигателя.

Двигатель ВАЗ 2130 1.8 литра 8 клапанов выпускается с 1993 года специально для модификаций на базе классической Нивы, например ее удлиненной пятидверной версии или минивена Надежда. Существуют два варианта мотора: с карбюратором и инжектором.

Технические характеристики двс 2130

Основные параметры силового агрегата мы свели в одну таблицу.

Особенности конструкции ВАЗ 2130

Попытка создать более мощный чем 1.7-литровый мотор 21213 для новых модификаций внедорожника Нива, заставила инженеров ОПП АвтоВАЗ снова модернизировать двигатель 2121 при помощи поршней диаметром 82 мм.

В этот раз использовали так называемый высокий блок, что позволило увеличить рабочий ход на 4 мм. В результате объем достиг 1.8 литра, а разросшаяся камера сгорания сделала его более низовым.

В остальном данный силовой агрегат похож на своих собратьев 21213/21214. Также у него есть две версии: простая с карбюратором типа Солекс и более продвинутая инжекторная.

Этот агрегат любят использовать для модернизации классики.

  • Аналогичные двигатели других производителей:

    Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к сайту.

    Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

    В вашем браузере отключены файлы cookies. Мы не сможем запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на этой странице.

    Почему так случилось?

    Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

    Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

    Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов.

    Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.