Содержание
- Работа сайта временно приостановлена
- Когда требуется демонтаж головки блока?
- Инструмент
- Порядок действий
- Особенности сборки
- Видео – Ремонт Оки, замена прокладки ГБЦ
- Рекомендуем посмотреть:
Предварительные замечания по поводу болтов и прокладки ГБЦ. Выход из строя прокладки ГБЦ у двигателя Ваз 2112 — не такое уж редкое событие. И это понятно — прокладка работает в довольно тяжёлых условиях, в мощном двигателе с высокой степенью сжатия, и рано или поздно, выходит из строя.
Вот и в нашем случае прокладку «пробило» по водяному каналу (это хорошо видно на фото).
Из выхлопной трубы повалил густой белый дым с резким запахом технического «парфюма»
Автомобиль «выпил» около 2,5 л тосола, проехав от Стрелки до Комсомольской улицы (это в Нижнем Новгороде)
Стало понятным, что замены прокладки ГБЦ не избежать.
Строго говоря, пробег двигателя составлял около 60 тысяч километров, и прокладка ГБЦ, по моему мнению, «дала дуба» преждевременно.
Какими могут быть причины преждевременного выхода из строя прокладки ГБЦ ?
Их много, но основными будут две:
- Перегрев двигателя.
- Неправильный монтаж ГБЦ.
Рассмотрим эти причины несколько подробнее.
Перегрев двигателя.
Основная, и самая банальная причина перегрева — недостаточное количество охлаждающей жидкости, возникающее из — за утечек.
Утечки — не такая уж редкость. Герметичность системы охлаждения отечественных автомобилей всегда оставляет желать лучшего. «Девятка» (в особенности не новая), на которой нет утечек тосола — скорее исключение, чем правило. И в первую очередь, от недостатка тосола страдает ГБЦ, так как расположена в самой высокой точке системы охлаждения (подогревной корпус дроссельной заслонки не в счет). Выше её расположен только расширительный бачок. Поэтому, если в бачке нет тосола (а мы всё равно едем, не придавая этому особого значения), возможно, его нет и в ГБЦ. В остальных местах — в блоке цилиндров, радиаторе, он есть. А в ГБЦ — нет. Или есть, но вперемежку с воздухом. Это приводит к местным перегревам и не фиксируется термометром на щитке приборов.
Кстати, косвенный признак недостаточного уровня охлаждающей жидкости в ГБЦ — печка перестаёт подавать тепло.
Перегреву также способствуют неисправности в системе выпуска отработавших газов. Например, если расплавлен катализатор (конечно, если таковой имеется) и «проходимость» системы выпуска уменьшена.
Или если свечи с неправильным калильным числом, или топливо ненадлежащего качества….
Неправильный монтаж ГБЦ.
В первую очередь, это означает, что болты, которыми крепится ГБЦ к блоку цилиндров, затянуты неправильным моментом.
Например, если болты затянуты моментом меньшим, чем нужно, это значит, что прокладка будет недостаточно «обжата» и скорее рано, чем поздно, потеряет герметичность. Вода, масло и выхлопные газы получат возможность просачиваться через образовавшиеся неплотности. Если процесс «пошёл», то есть в неплотности устремились рабочие жидкости и газы, то прокладка ускоренно деградирует. Это приводит к тому, что утечки ещё более усиливаются.
Затяжка болтов «не по схеме» также способствует образованию неплотностей, и, как следствие, утечек рабочих жидкостей.
Болты крепления ГБЦ к блоку цилиндров.
Вспомним теперь, как и в каком порядке затягивают болты ГБЦ двигателя 2112:
- Все болты затягивают моментом 2 кг/м по схеме.
- Доворачивают все болты на 90 градусов по той же схеме.
- Ещё раз доворачивают болты на 90 градусов по той же схеме.
Теперь о том, что из себя представляют штатные болты двигателя 2112
Это болты М10, шаг резьбы 1.25мм, длина стержня 98 мм. При затяжке по указанной методике болты достигают предела текучести.
Это значит, что при попытке затянуть болты ещё сильнее момент затяжки не растёт, а остаётся стабильным.
Это происходит потому, что болт начинает растягиваться, или «течь».
Если попытаться закручивать такой болт дальше, то всего скорее, он оборвётся. Зачем доводить болты до предела текучести?
Это позволяет стабильно прижимать прокладку ГБЦ даже тогда, когда она дала некоторую неизбежную при эксплуатации двигателя «усадку».
Отпадает необходимость в периодической подтяжке болтов крепления ГБЦ.
Отличия в болтах, моменте затяжки и прокладках ГБЦ «накрытого» двигателя.
«Накрытым» называют двигатель 21083, на который поставили ГБЦ 2112 Это значит, что наряду с другими отличиями, у «накрытого» двигателя другие болты крепления ГБЦ и другая прокладка, нежели у штатного 2112
Рассмотрим это всё подробнее:
Болты крепления ГБЦ.
Болты крепления ГБЦ у накрытого двигателя — это укороченные болты двигателя 21083
Болты 21083: длина стержня 135 мм, резьба М12, шаг резьбы 1.25 мм. Их укорачивают болгаркой до длины 98 мм и — вперёд!
Но есть одно но. Эти болты невозможно довести до предела текучести (потому, что они толще, чем штатные болты 2112), если затягивать их по методике 2112 (см. выше)
Читайте также: Почему скрипят новые дворники по стеклу
Если посмотреть на то, как тянут болты на ГБЦ двигателя 21083: сначала 2кг, потом 7 кг, потом доворот на 90 градусов, потом ещё один доворот на 90 градусов, то становится понятным, что и так тянуть ГБЦ накрытого двигателя нельзя!
Почему? Хотя бы потому, что укороченный болт вворачивается в блок на меньшую глубину, нежели штатный болт 21083. Значит, резьба в чугунном блоке может не выдержать чудовищного момента затяжки.
Так как же быть?
Был выбран компромисс: сначала все болты тянули моментом 3 −4 кг/м по схеме, а затем 12 кг/м по той же схеме. Так же, как у Ваз 2106.
Полагаю, что болты не были доведены до предела текучести и что потребуется их подтяжка в процессе эксплуатации двигателя.
Прокладка ГБЦ.
Какую прокладку можно использовать в ГБЦ накрытого двигателя? Лучше, если это будет прокладка ГБЦ от двигателя 21083.
Штатная прокладка 2112 имеет отверстия под болты 10 мм. Это значит, что вам придётся дорабатывать отверстия прокладки 2112, чтобы в них «влезли» толстые укороченные болты 21083. Поэтому, чтобы не делать лишней работы, смело ставьте прокладку 21083.
Продолжение см. в части 2
Написал Homa, апрель 2011
Метки: замена прокладки ГБЦ 2112, прокладка ГБЦ 2112
Работа сайта временно приостановлена
Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.
В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки. Мы будем рады вам помочь!
При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть также из-за коробления головки блока вследствие перегрева.
Динамометрический ключ, шестигранники «на 5» и «на 10», ключи «на 10», «на 13» и «на 17», отвертка.
Прокладка головки блока разовая, поэтому при каждом снятии головки блока прокладку необходимо заменять.
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).
3. Слейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
4. Снимите воздушный фильтр (см. подраздел «Система питания»).
5. Выньте оболочку тяги привода воздушной заслонки из кронштейна и отсоедините тягу от рычага, ослабив болты крепления.
6. Отсоедините наконечник промежуточной тяги от промежуточного рычага привода дроссельной заслонки.
]
7. Отверните две гайки крепления кронштейна промежуточного рычага.
Обратите внимание: под гайками установлены пружинные шайбы.
8. Снимите кронштейн со шпилек.
9. Отсоедините провода от клапана системы холостого хода.
10. Снимите шкив с распределительного вала (см. «Замена сальника распределительного вала»).
11. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «Очистка системы вентиляции картера»).
12. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора датчика момента искрообразования.
13. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования, снимите его со шпилек и отведите в сторону, не отсоединяя от него колодку с проводами.
14. Отверните две гайки крепления топливного насоса, снимите шайбы, снимите насос со шпилек корпуса привода вспомогательных агрегатов и отведите его в сторону, не отсоединяя от него шлангов.
15. Выверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов.
16. Снимите корпус привода вспомогательных агрегатов со шпилек.
17. Отверните гайку верхнего крепления задней крышки ремня привода распределительного вала.
18. Снимите корпус подшипников распределительного вала (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
19. Выньте распределительный вал и снимите с него сальник.
20. Ослабьте затяжку гайки крепления генератора к натяжной планке.
21. Отверните гайку крепления натяжной планки к блоку цилиндров и снимите плоскую шайбу, установленную под ней.
22. Снимите со шпильки рым…
23. … и натяжную планку.
24. Снимите натяжной ролик и дистанционное кольцо (см. «Замена натяжного ролика»).
25. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините три шланга от патрубка рубашки охлаждения.
26. Сдвиньте защитный колпачок и отсоедините провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.
27. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините от штуцеров впускной трубы вакуумный шланг 1 (к вакуумному усилителю) и шланг 2 подогрева впускной трубы.
28. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса к карбюратору.
29. Отверните с левой стороны головки две гайки крепления приемной трубы глушителя и.
30. . две гайки ее крепления с правой стороны головки.
31. Выверните шесть болтов крепления головки блока цилиндров и выньте болты с шайбами.
32. Отожмите заднюю крышку ремня привода распределительного вала до выхода шпильки из ее отверстия.
Читайте также: Замена наружной гранаты на калине
33. Снимите головку с блока цилиндров, выведя шпильки из отверстий фланцев приемной трубы глушителя.
34. Снимите прокладку.
35. Очистите привалочные поверхности блока цилиндров и головки.
36. Удалите масло из резьбовых отверстий в блоке цилиндров под болты крепления головки.
37. Продуйте сжатым воздухом жиклер в масляном канале блока цилиндров и.
38. . цилиндры блока.
39. Тщательно вытрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и привалочную поверхность блока цилиндров.
40. Установите на блок цилиндров новую прокладку.
Прокладка должна быть чистой и сухой.
41. Тщательно вытрите чистой тряпкой привалочную поверхность головки блока.
42. Установите головку на блок, надев на шпильки головки фланцы приемной трубы глушителя.
43. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как они вытягиваются при многократном использовании. Замените болты, длина которых превышает 135,5 мм, на новые.
44. Смажьте болты крепления головки блока вместе с шайбами тонким слоем моторного масла.
45. Затяните болты крепления головки в указанной последовательности в четыре этапа:
1-й — моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й — моментом 69,4–85,7 Н·м(7,1–8,7 кгс·м);
3-й — доверните на 90°;
4-й — окончательно доверните на 90°.
46. Тщательно вытрите чистой тряпкой распределительный вал.
47. Смажьте шейки и кулачки распределительного вала тонким слоем моторного масла.
48. Установите распределительный вал в головку блока цилиндров так, чтобы кулачки привода клапанов первого цилиндра были направлены вверх от толкателей клапанов.
49. Нанесите герметик на поверхность головки блока в местах прилегания корпуса подшипников.
50. Установите корпус подшипников распределительного вала.
51. Затяните гайки крепления корпуса подшипников в указанном порядке в два этапа:
1-й — затяните гайки до касания корпуса подшипников поверхности головки блока; 2-й — окончательно затяните гайки моментом 21,6 Н·м (2,2 кгс·м).
52. Запрессуйте сальник распределительного вала (см. «Замена сальника распределительного вала»).
53. Установите на головку детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию.
54. Установите ремень привода распределительного вала (см. «Замена ремня привода распределительного вала»).
55. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).
Единственной моделью особо малого класса, оснащенных двухцилиндровым мотором, которая выпускалась Волжским автомобильным заводом (а также СеАЗ и КамАЗ) была ВАЗ «Ока» и ее модификации.
Несмотря на то, что цилиндров было только два, концептуально мотор этой машинки не отличался от двигателей других версий ВАЗ. Это была хорошо проработанная силовая установка с жидкостным с-мой охлаждения, электронной с-мой зажигания, ГРМ с верхним расположением распред. вала и ременным приводом, карбюраторной системой питания. От мотора той же ВАЗ-2108 силовой агрегат «Оки» отличался, по сути, только количеством цилиндров. А это значит, что эта установка требовала того же обслуживания, что и «восьмерочная».
К особенностям этого мотора можно отнести достаточно серьезную роль головки блока цилиндров. Ведь она задействуется в системе питания и отвода выхлопных газов, зажигания, охлаждения, а также обеспечивает соблюдение фаз газораспределения. Но в отличие от ГБЦ ВАЗ-2108, головка «Оки» — очень компактная.
Поскольку от состояния головки и элементов, установленных в нее, зависит работоспособность двигателя в целом, то следует периодически проводить техническое обслуживание узлов, установленных в ГБЦ, сводящееся к регулировке клапанов, в также замене маслосъемных колпачков. В случае же поломки проводятся ремонтные работы.
Когда требуется демонтаж головки блока?
Отметим, что ремонт головки «Ока» невозможно выполнить, пока она установлена на двигатель, поэтому первой операцией по восстановлению этого элемента является снятие его с мотора. Несмотря на то, что располагается ГБЦ в верхней части силовой установки, демонтировать ее не очень просто, поскольку к ней крепится много составных элементов. Снимать ее придется также, если требуется замена прокладки головки.
В основном, ремонт головки блока цилиндров «Ока» 11113 или другой модификации выполняется, если возникли проблемы с клапанным узлом:
- Прогорание клапанов;
- Износ клапанных седел и кромок, подгорание их;
- Повреждение или износ направляющих и маслосъемных колпачков;
Это основные причины, которые требуют проведения ремонтных работ. Бывают и другие причины, по которым приходится снимать ГБЦ и подвергать ремонту, к примеру, появление трещины на корпусе, но такая неисправность встречается очень редко.
Также снятие ГБЦ потребуется в случае замены цилиндропоршневой группы, поскольку поршни вытаскиваются из цилиндров вверх.
Инструмент
Отметим, что при демонтаже головки с мотора хоть приходится много чего откручивать и снимать, но эти работы вполне можно выполнить в гаражных условиях самостоятельно, имея под рукой только основные инструменты, специфических ключей и приспособлений никаких не потребуется.
Снятие головки «Ока» делается с помощью:
- Набор ключей (рожковые, накидные, торцевые, головки с воротками);
- комплект шестигранников;
- Отверточки;
- Ветоши;
- Емкость для сбора ОЖ;
Читайте также: Утепление уаз буханка своими руками
Также обязательно потребуется новая прокладка по ГБЦ, поскольку она является одноразовой, и с какой бы целью не снималась головка, обязательно проводиться замена прокладки головки блока. Дополнительно нужна будет прокладка клапанной крышки, сальники распред. вала и прокладки под выпускные трубы и впускной коллектор.
Отметим, что сложность выполнения демонтажа во многом зависит от того, для чего именно ГБЦ снимается. Если просто нужно заменить прокладку под ней, то разбирать придется не особо много. Если же она снимается, для того, чтобы разобрать головку и провести ремонт, то придется демонтировать больше элементов. Ниже будет описана полная инструкция по разборке, но упомянут и простой демонтаж.
Порядок действий
Запасшись всем необходимым, можно приступать к работам.
Последовательность действий такая:
А далее уже выполняются ремонтные работы. Но для этого сначала от головки отсоединяется впускной коллектор. Затем извлекаются толкатели вместе с регулировочными шайбами. Дальше для разборки потребуется приспособление для рассухаривания и засухаривания клапанов, чтобы снять их, после чего выполняются ремонтные работы – замена направляющих втулок клапанов, самих клапанов, их притирка и прочее.
Особенности сборки
После восстановления головка устанавливается на место (не забываем заменить прокладку ГБЦ), и все собирается обратно. Но есть некоторые нюансы при сборке, и самый важный из них – порядок затяжки головки блока цилиндров. Если его не соблюдать – высока вероятность того, что головка ненадежно будет посажена, ее может повести или же произойдет пробой прокладки.
Порядок затяжки болтов головки блока на «Оке» показан на фото:
Отметим также, что затяжка выполняется в несколько подходов и обязательно с использованием динамометрического ключа:
В процессе сборки также обращаем внимание на состояние сальников распред. вала и при надобности их заменяем.
Видео – Ремонт Оки, замена прокладки ГБЦ
Источник: