Гильзы москвич 412 размеры

Авто

Гильзы цилиндров М-412

Двигатель М-412 имеет гильзы, непосредственно омываемые охлаждающей жидкостью, так называемые "мокрые гильзы". Такая конструкция, хотя несколько и уменьшает жесткость двигателя, зато создает значительные преимущества перед двигателями с "сухими гильзами" по отводу тепла, что особо важно для надежной работы форсированного двигателя.

Гильзы цилиндров стандартного двигателя М-412 изготавливаются из специального чугуна с высокой твердостью поверхности (НВ 200-240). В зависимости от размеров внутреннего диаметра гильзы делятся на пять групп и маркируются краской разного цвета (табл. 25).

Группа
Цветовой индекс
Диаметр, мм
A
Черный
82,05—82,06
B
Синий
82,04—82,05
C
Красный
82,03—82,04
D
Желтый
82,02—82,03
E
Зеленый
82,01—82,02

При сборке двигателя со стандартными гильзами диаметром 82 мм лучше подобрать весь комплект одной размерной группы (при условии наличия поршней соответствующего размера), так как в этом случае для замены вышедшей из строя гильзы достаточно иметь лишь одну запасную.

Если нет полного комплекта гильз одной размерной группы, то можно собирать двигатель с гильзами разных размерных групп, но при обязательном условии соответствия размера каждой гильзы размеру своего поршня, имеющего соответствующий цветовой индекс.

Более сложно собирать форсированный двигатель с гильзами и поршнями диаметром 92 мм. Для этого нужно иметь полный комплект (желательно сверх него иметь еще 2 гильзы в запасе) гильз цилиндров от двигателей М-21, ГАЗ-53 (или ГАЗ-24). У этих гильз в отличие от гильз стандартного двигателя М-412 имеется вставка из специального жаропрочного чугуна, запрессованная в верхнюю часть гильзы в 50 мм от торца для повышения износостойкости и долговечности. Чтобы установить такую гильзу (рис. 16) в уже расточенный блок цилиндров М-412, ее необходимо подрезать по размеру. Однако в гильзе остается часть жаропрочной вставки на глубине 16 мм. Вот это и создает определенные трудности. Дело в том, что при обрезке гильзы на токарном станке обрезным резцом в связи с разной твердостью основного материала гильзы и жаропрочной вставки, даже при самой малой подаче резца оставшаяся часть вставки слегка приподнимается, и на гильзе из-за этого образуются уступы очень малых размеров. Сначала мы на них не обращали внимания. Но после обкатки обнаруживались сколы по торцу верхнего компрессионного кольца (нижнее компрессионное и маслосъемное кольца не доходят до уступа). Нельзя было и обрезать гильзу с торца на все 34 мм, так как при зажатии гильзы в патрон токарного станка происходила ее деформация

Приемлемой оказалась следующая технология. Обрезным резцом гильза подрезалась на глубину основного материала, примерно на 4 мм с запасом по высоте в 1-2 мм. Затем ножовкой вручную производилась окончательная обрезка. Точный размер по высоте доводился на станке торцевым резцом с самой малой подачей. После обработки место стыка вставки с гильзой на зеркале цилиндра не должно ощущаться на ощупь мякотью пальца

Читайте также:  Регулировка яркости подсветки приборной панели лада веста

Обрезанные по высоте гильзы еще не готовы для установки в блок цилиндров, так как они мешают друг другу верхним и нижним наружными утолщениями. Обработать эти утолщения до необходимых размеров можно напильником, очень осторожно зажав гильзу в тиски. Обработанные лыски должны быть одинаковы на верхнем и нижнем утолщениях. На гильзах первого и четвертого цилиндров – по лыске с одной стороны, на втором и третьем – с двух сторон.

Теперь гильзы можно примерить в блоке цилиндров и проверить их правильную обработку. Гильзы не должны касаться друг друга во избежание взаимных деформаций при нагреве (зазор 1-2 мм), а разница по высоте верхних торцов соседних гильз не должна превышать 0,03-0,04 мм. Если гильзы правильно становятся в блок, их надо сразу пометить по номерам цилиндров, не забыв на гильзах второго и третьего цилиндров пометить, где передняя часть.

Для ремонта имеется у меня комплект гильз с поршнями. Поршни под 76 бензин, поэтому их во внимание не принимаю. Сейчас речь пойдет о гильзах. Происхождение гильз мне не известно, брал "с рук", предполагаю, что выпущены лет 15 назад (по разговором с из бывшим владельцем). На гильзах черный штамп "ОТК 2-01" и буква "Щ".

Начитавшись материалов об анализе "качества" кооперативных поршневых, сделанных "под Уфу", в т.ч. гильз, выточенных типа из канализационных труб, пообщавшись с продавцами на рынке о том, что они сами упаковывали кооперативные гильзы в новые коробочки с надписью "Уфа", продававшиеся отдельно от гильз, решил я проверить гильзы теми способами, что мне доступны.

Во первых меня интересовали свойства материала гильз.
Известно, что износостойкость чугунных гильз достигается высокой поверхностной твердостью, которая находится в диапазоне 200-240 НВ, для гильз Москвича 412 в частности. Принес старые и новые гильзы на работу, там у нас есть приборы для определения твердости. Провели испытания двумя способами.

Первый способ ультразвуковой. Твёрдость обоих комплектов (старые и новые гильзы) ультразвук показал одинаковые в диапазоне 400-450 НВ. Места испытаний — верхний обрез гильз и относительно гладкая боковая поверхность в месте посадки в блок. В идеале нужно было испытать рабочую поверхность (зеркало), но прибор не помещается в гильзу. Обошлись испытаниями в других местах. Почему такие большие значения? Сказать трудно, но на работу прибора оказывает шероховатость поверхности, к которой есть требования при измерениях. Заморачиваться с шероховатостью не стали.

Читайте также:  Принцип работы муфты полного привода

Второй способ — по величине отскока шарика, ударяющего в поверхность. Место — также верхний обрез. Но т.к. шарик оставляет микроскопические вмятины на материале, то места испытаний новых гильз сместили ближе к наружной части верхнего обреза, где нет контакта с медным кольцом прокладки ГБЦ. Твердость обоих комплектов также оказалась одинаковой — порядка 250 НВ. Это уже ближе к значению в книгах.

Уже у себя в гараже я провел испытания третьим и четвертым способом. Вручную так сказать. Сделал царапины зеркала в нижней части гильз лезвием канцелярского ножа. Царапины появились только при боковом движении лезвия. Думаю, что небольшие царапинки в нижней части гильз (2 см снизу), куда доходит только юбка поршня, не окажут влияния на работу двигателя. По усилию нанесения царапин я косвенно сравнил твердость поверхностей старых и новых гильз. Ну и для окончательной уверенности опять же руками, точнее напильником опробовал гильзы по нижней кромке.

В итоге я сделал вывод, что по материалу старые (предполагаю что заводские) и новые гильзы имеют одинаковые свойства.

Второе, что меня интересовало при оценке качества гильз, это их размеры и отклонения. Вернее соответствия требованиям, предъявляемые к новым деталям по размерам.

Длина 3-х гильз была в допуске, а вот одной была на 0,01 мм меньше, но это не такая беда.

Настоящая беда наметилась тогда, когда я измерил внутренний диаметр гильз.
Известно, что новые гильзы делятся на 5 групп по диаметру, т.к. их диаметр при изготовлении находится в диапазоне от 82,000 мм до 82,050 мм. При этом диаметр в одной группе может отличаться только на 0,01 мм.
Мои гильзы имеют красную маркировку и это говорит о том, что они относятся к группе "В" с диаметром 82,021-82,030 мм.
Итак, оказалось, что гильзы по диаметру не соответствуют этой самой группе "В". Точнее "соответствуют" сразу нескольким группам одновременно, т.к. диаметры у 3-х гильз играют до 0,03 мм в пределах каждой (одной!) гильзы вместо 0,01 мм. А с четверной гильзой вообще настоящая беда — овальность 0,06 мм! Это разница в диаметре на одной глубине в двух направлениях! Отмечу, что новые гильзы я бы рекомендовал мерить не в 2-х направлениях, а гораздо более чаще по окружности, выискивая минимальный и максимальный диаметр для выявления овальности.

Читайте также:  Как снять раздатку на ниве шевроле видео

На фото гильз я подписал их отклонения от размера 82,00 мм. Только вот у овальной гильзы я от изумления перепутал знаки + и — между собой )) Сверх того, что она овальна, по замерам она еще и диаметр в одном месте имеет меньше 82 мм на 0,01 мм!
Вот такое ОТК…

Что-то мне подсказывает, что поиск гильз еще продолжится…

п.с. По поводу того, что могли точить гильзы из канализационных труб… Конечно надо понимать, что это шутка. Хотя бы по тому, что не существует канализационных труб с подходящим диаметром )) для москвичевского мотора, во всяком случае точно не существует ))

Зазор определяется промером гильз цилиндров и поршней.

Диаметр цилиндра измеряется в четырех поясах как в продольном, так и поперечном направлениях двигателя на расстоянии 10, 50, 100 и 125 мм от верхнего торца. Замер производите пассиметром с ценой деления не более 0,01 мм.

Диаметр поршня замеряется на расстоянии 24,45 мм от нижнего торца юбки поршня.

Предупреждение
Гильзы цилиндров разбиты на пять размерных групп: А, Б, В, Г, Д через 0,01 мм. Размерные группы на гильзах обозначены цветной полосой.

Размерные группы гильз цилиндров двигателей

Группа Цветовой индекс Диаметр гильзы, мм
мод. 331 мод. 3317 и 3313
А Зеленый 82,00 – 82,01 85,00 – 85,01
Б Желтый 82,011 – 82,02 85,011 – 85,02
В Красный 82,021 – 82,03 85,021 – 85,03
Г Синий 82,031 – 82,04 85,031 – 85,04
Д Черный 82,041 – 82,05 85,041 – 85,05

С целью увеличения срока службы двигателей мод. 331 и 3317 предусмотрена возможность двухкратной расточки и хонингования гильз цилиндров двигателя через 0,5 мм с использованием соответствующих поршней и поршневых колец ремонтных размеров.

В связи с тем, что гильза цилиндра двигателя мод. 3313 имеет измененную конструкцию, предусмотрена только однократная ее расточка и хонингование.

Овальность и конусность зеркала цилиндров на участке 10–110 мм от верхнего торца должны быть не более 0,010 мм для нового двигателя и 0,015 мм для отремонтированного, причем больший диаметр конуса допускается только в нижней части цилиндра. Гильзы цилиндров одного двигателя должны быть одного ремонтного размера.

Источник: kalina-2.ru