Генератор ваз 21213 ремонт своими руками

Авто

Содержание

  • Разборка генератора
  • Сборка генератора
  • Замена щеткодержателя
  • Замена подшипника ротора со стороны привода
  • Порядок разборки и ремонта
  • Замена ротора генератора ВАЗ 2121
  • Порядок замены статора (обмотки)
    • Рекомендуем посмотреть:

Разборка генератора

Удалив гайки с удлинителя 21 (рис. 7-9) контактного болта и отвернув винты крепления, снимите защитный кожух 19 со шлангом. Отсоедините пучок проводов 22.

Рис. 7-9. Детали генератора: 1 – «отрицательная» щетка; 2 – щеткодержатель; 3 – «положительная» щетка; 4 – колодка штекера нулевого провода; 5 – изолирующие втулки; 6 – выпрямительный блок; 7 – контактный болт; 8 – статор; 9 – ротор; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – наружная шайба крепления подшипника; 13 – подшипник ротора; 14 – стяжной болт; 15 – поджимная втулка; 16 – крышка со стороны контактных колец; 17 – буферная втулка; 18 – втулка; 19 – защитный кожух; 20 – винт крепления кожуха; 21 – удлинитель контактного болта; 22 – пучок проводов

Отверните винты и снимите щеткодержатель 2 со щетками.

Отверните гайки стяжных болтов 14 и снимите крышку 11 генератора вместе с ротором.

Зажмите ротор в тисках, отверните гайку шкива и съемником 02.7823.9504 снимите шкив с вала ротора. Выньте из паза на валу сегментную шпонку и снимите крышку 11.

Отверните гайки винтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, выньте из колодки 4 штекер нулевого провода и извлеките статор 8 из крышки 16 генератора.

Отверните гайку контактного болта 7 и снимите выпрямительный блок 6.

Сборка генератора

Собирается генератор в последовательности, обратной разборке.

Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм. Поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстия специальный калибр.

Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивайте моментом 38,2-61,7 Н·м (3,9-6,3 кгс·м).

Замена щеткодержателя

Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм, то замените щеткодержатель со щетками.

Перед установкой щеткодержателя продуйте место установки от угольной пыли и удалите протиркой масло, смешанное с угольной пылью.

Замена подшипника ротора со стороны привода

Чтобы извлечь неисправный подшипник из крышки, отверните гайки винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снимите шайбы с винтами и наручном прессе выпрессуйте подшипник. Если гайки не отворачиваются (концы винтов раскернены), то спи пите концы винтов.

Читайте также:  Ваз икс рей отзывы

Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не деформировано и его диаметр не более 42 мм Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано, замените крышку новой.

Подшипник в крышку запрессовывается на прессе и затем зажимается между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. После затягивания гаек концы винтов раскерните.

Электрооборудование автомобиля представляет собой взаимосвязанный комплекс. Генератор, аккумуляторная батарея, стартер, освещение, вспомогательное оборудование… Вся схема построена вокруг источника электроэнергии. Стало быть, поломка и последующий ремонт – это серьезная проблема для владельца ВАЗ 2121.
Подключение такое же, как и на остальных автомобилях ВАЗ тех лет выпуска. А нагрузка существенно выше. Современные моторы добавляют таких потребителей, как электронные модули управления двигателем. Электрические вентиляторы охлаждения и дополнительные системы комфорта, увеличивают потребляемый ток.

Существует три вида генераторов, которые можно установить на популярные российские внедорожники. Напряжение на выходе одинаковое, а вот остальные параметры разнятся.

Для карбюраторных моторов достаточно мощности 600-750 Вт. Максимальный ток, который можно было снять – 40-50 ампер.

Лампа контроля на приборной панели. Это самый надежный индикатор, поскольку подключение ее питание берется именно от регулятора напряжения. Как снять генератор на ниве:

    Если величина выше или ниже установленного значения – лампа горит или моргает. Подробности индикации могут отличаться на разных моделях, поэтому внимательно изучите инструкцию по эксплуатации. Свет фар не такой яркий, как при нормальной работе. При прокручивании стартера напряжение «просаживается» настолько, что это заметно по морганию ламп. Меняется звук работы двигателя, слышны посторонние шумы. Теряется мощность мотора, (при условии, что остальные системы исправны). Из генератора слышен запах горелой изоляции. На клеммах АКБ при работающем двигателе меньше 13 вольт.

Поломка влечет за собой не только потерю заряда аккумулятора. Если генератор заклинит, может оборваться ручей ковый ремень. В этом случае потеряет работоспособность все навесное оборудование автомобиля. Дальнейшее движение станет невозможным.
Если ремонт в полевых условиях невозможен, постарайтесь дотянуть до ближайшего сервиса на аккумуляторе. В дневное время суток необходимо выключить все световые приборы, включая Дхо. Блоки комфорта должны быть обесточены. Отключите один из вентиляторов охлаждения радиатора (если на улице не слишком жарко). При экономном расходовании ампер-часов, на одном аккумуляторе можно ехать до 3 часов.

Читайте также:  Из под крышки радиатора идет пар

Чтобы понять, как работает устройство, изучите компоновочную схему:

Основных причин для ремонта три:

    Перегорел регулятор напряжения. Вышел из строя диодный мост. Обрыв или короткое замыкание в обмотках.

Для начала, генератор надо снять. Перед отсоединением проводки, тщательно зарисуйте или сфотографируйте схему соединения. Расположите узел на чистой поверхности, мусор не должен попадать внутрь. Как подключить генератор на ниве:

Отсоедините регулятор напряжения и плату диодного моста. Прозвоните диоды и соединительные шины тестером.

Неисправные радиодетали обычно видно без измерения. Их ремонт невозможен, только замена.

Осмотрите токосъемные дорожки ротора. Медная поверхность должна быть без оксидного налета, трещин и прочих повреждений.

При необходимости можно зачистить ее мелкой шкуркой.
Подключите тестер к обмоткам статора и ротора, и проверьте их на обрыв или короткое замыкание. Замена генератора не потребуется, обмотки легко восстанавливаются.
После устранения поломок, соберите корпус, не повреждая внутренние части. Установите узел на место, затяните приводной ремень, и проверните коленвал, не заводя двигатель. Тем самым, вы проверите правильность установки.
Затем заведите мотор, и проверьте напряжение заряда. Если оно превышает 13,8 вольт – ремонт завершен успешно.

Генератор автомобиля Нива — хоть и довольно несложная конструкция, но чтобы его разобрать, придется немного постараться и иметь некоторый инструмент. В основном, разбирать генератор на Ниве приходится из-за необходимости замены диодного моста, статора (обмотки) или же самого ротора. Сделано конечно не все удобно и для замены одного устройства, приходится зачастую разбирать весь генератор. Понадобится следующий инструмент:

  • Ключ на 19
  • Вороток или трещоточная рукоятка с удлинителем
  • Головки торцовые на 8 и 10
  • Небольшой молоток
  • Порядок разборки и ремонта

    Итак, первым делом необходимо снять генератор с автомобиля, о чем можно подробно прочесть, перейдя по приведенной ссылке.

    Затем с задней крышки откручиваем все гайки, всего их четыре штуки, более детально показано на фото:

    Теперь переворачиваем его и с обратной стороны слегка надавливаем на болты и обычно проваливаются, тем самым упираются в лопасти, блокируя его от проворачивания. Это нужно для того, чтобы при откручивании гайки, шкив не проворачивался.

    Читайте также:  Скрипит заднее колесо при движении

    Теперь берем ключ на 19 и отворачиваем гайку, о которой упоминалось выше:

    Если все прошло удачно, пытаемся как бы разделить генератор на две части. Обычно при хорошем раскладе, он раскалывается довольно легко. Если же случаются с этим проблемы, то можно слегка постукивать молотком по уху крепления, как показано на фотографии ниже:

    В итоге мы получаем с одной стороны ротор, а с другой статор (обмотку) и наглядно все это выглядит примерно следующим образом:

    Итак, получается перед нами находятся две части устройства, одна из которых (слева) статор с обмоткой, а вторая — ротор.

    Замена ротора генератора ВАЗ 2121

    Теперь можно снять шкив, так как до этого мы уже отвернули гайку его крепления и он свободно должен вынуться:

    Имейте ввиду, что он фиксируется на валу шпонкой, поэтому будьте осторожны, чтобы ее не потерять, сразу выньте и отложите в сторону:

    Теперь беспрепятственно можно вынимать ротор из корпуса генератора Нивы. Более наглядно это представлено ниже на фотографии:

    В случае необходимости и неремонтопригодности данной детали, производим ее замену на новую. Цена нового ротора составляет от 300 рублей, так что это намного дешевле, нежели менять полностью генератор.

    Порядок замены статора (обмотки)

    Для того, чтобы высвободить обмотку от второй части корпуса, необходимо открутить несколько гаечек крепления ее к диодному мосту (выпрямительному блоку). Всего таких гаек три штуки и они хорошо видны на нижней фотке:

    После чего она достаточно легко вынимается, и остается лишь отсоединить еще один провод, это показано на картинке:

    При необходимости меняем обмотку на новую. цена которой не более 500 рублей, точных цен назвать не могу. Установку всех снятых деталей производим в обратной последовательности.

    Источник: kalina-2.ru