Газ 4 поколения плюсы и минусы

Авто

Содержание

    • Минусы ГБО
    • Убивает ли газ мотор?
    • Преимущества ГБО
    • Стоит ли ставить?
    • Заключение
  • Преимущества газобаллонного оборудования
  • Недостатки ГБО
  • Основные узлы ГБО 4 поколения
  • Как работает ЭБУ?
  • Выводы
  • Некоторые вопросы эксплуатации ГБО 4 поколения
    • Доля использования видов топлива
    • Экономия денежных средств
    • Почему такой расход газа
    • Обслуживание ГБО
    • Качество газа
    • Влияние газового топлива на двигатель
    • Рекомендуем посмотреть:

В прошлой статье мы рассматривали устройство газобаллонной установки, принцип работы, а также разновидности. Сейчас проанализируем ГБО со всех сторон. То есть выясним, какие преимущества и недостатки и стоит ли вообще переходить на газ.

Даже сложный путь оформления ГБО, определенные риски, не страшат водителей, ведь в итоге они получают достаточно неплохую экономию на топливе. К примеру, если возьмем дизельные ТС, то здесь можно говорить об экономии в пределах 20-25% от изначальных затрат на дизель. С бензином ситуация ещё интересней, после установки ГБО можно сэкономить до 30, а то и 40%. Но, безусловно, помимо значимых плюсов, одним из которых является экономия денег, установка ГБО несет в себе и негативные факторы. Далее обсудим плюсы и минусы ГБО более подробно.

Минусы ГБО

Основные недостатки, которые могут стать значимой преградой на пути заветной цели:

1. Дороговизна оборудования. Установка ГБО похожа с тем, когда вы инвестируете деньги, так скажем в «перспективу», что когда-то все это окупится. К примеру, если брать 4-поколение, то в среднем придется заплатить от 20 000 до 45 000 руб., в зависимости от двигателя (чем меньше цилиндров, тем дешевле). Если говорить о наиболее современном оборудовании, шестого поколения, то минимальные цены от 200 000 руб. за 4-цилиндовый мотор и от 300 000 руб. за 6 и 8- цилиндровые ДВС. Устаревшие поколения обойдутся дешевле, но, устанавливая современные и фирменные системы, вы в первую очередь, платите за собственную безопасность.

2. Потеря мощности. Кто бы сейчас не приводил различные примеры, что на газу машины наоборот стала «резвей», все это байки. С газом автомобиль в принципе не сможет стать мощней, если, конечно, не используется бензин параллельно, да и то, такая вероятность под большим вопросом.

Дело в том, что скорость горения газа меньше, чем у бензина, в итоге и наблюдается потеря мощности до 15-20%. Но, в пользу газа в этой части можно сказать следующие, за счет замедленного горения, увеличивается плавность разгона, пропадают «провалы», дергания.

3. Обcлуживание ГБО. Вы должны понимать, что устанавливая новое оборудование на автомобиль, прибавляете себе «геморроя», в плане возможного ремонта и обслуживания. Конечно, затраты могут быть не столь большими, но при условии, что придерживаетесь регламента производителя.

К примеру, каждый 15 000 км, есть необходимость в замене фильтров, регулировке и настройка оборудования, прочистке форсунок, в целом диагностики системы. Безусловно, у качественных производителей, ресурс оборудования гораздо больше, к примеру, такие фирмы, как Lovato, Rail, Valtek требуют диагностики и вмешательства, где-то через 25-35 000 км.

Кроме того, на плановость ремонта и обслуживания влияет тот факт, как сам водитель следит за ГБО, какое топливо заливает. Например, производители рекомендуют зимой не использовать для запуска газ, какой бы качественной система не была. Желательно прогреть мотор хотя бы до 50 градусов, и только после этого переходить на газ. Дело в том, что холодный запуск может сократить срок «жизни» редуктора.

4. Необходимость оформления. То есть собственноручно установить оборудование, не получится, у всяких «гаражных» мастеров попросту нет лицензии на проведение таких работ. С одной стороны это правильно, у крупных компаний и сервисов, выше ответственность и опыт, а соответственно и о безопасности можно не так сильно беспокоиться. Для регистрации понадобится куча «бумажек», разрешений и т.д. Конечно, сейчас полно всевозможных контор, которые готовы все сделать за вас, так скажем «под ключ». Но, и здесь затронут вопрос финансов.

5. Вместительность багажника. Баллон под газ занимает внушительный объем в багажном отсеке, причем независимо от его форм. Возьмем тот же цилиндр, вместимость отсека уменьшиться минимум на 35-40%. Та же проблема с «таблеткой», которая монтируется вместо «запаски». Конечно, многие возразят, мол, зачем в городе иметь полноценное запасное колесо, можно обойтись без него, а на крайний случай, прикупить докатку. Отчасти утверждение верное, но как быть тем, кто довольно часто выбирается за город? Ведь кроме «запаски», придется выбрасывать инструмент с подпола и т.д.

6. Проблемы с парковкой. В крупных городах возникают проблемы с подземной стоянкой, например, у магазинов. Дело в том, что пропан-бутан тяжелее воздуха, а соответственно при сгорании имеет свойство оседать внизу. То есть проветривание таких закрытых стоянок проблематично. Но, с другой стороны, у вас на лице на написано, что ваш автомобиль оснащен газом. Наклейку можно и не клеить. По запаху охранники вряд ли будут выискивать «нарушителей».

7. Нехватка АЗС с газом. Требования безопасности к таким заправкам со стороны проверяющих органов строже, поэтому зачастую предприниматели не желают связываться. Тем более возникают и проблемы с хранением и транспортировкой сжиженного газа. Но, со временем ситуация будет меняться, цены на классическое топливо растут ежедневно, а потому, заправки будут вынуждены в скором времени устанавливать соответствующие оборудование. Конкуренция породит настоящий бум.

Убивает ли газ мотор?

Этот вопрос, мы не осмелились отнести непосредственно к недостаткам, так как здесь много спорных моментов. Разберем отдельно и более подробно. Ходят устойчивые слухи, что ГБО убивает раньше срока ГБЦ. Согласимся с этим крайне интригующим высказыванием только частично. Такое высказывание правдиво только по отношению к первым поколениям ГБО, первое и второе, когда не было электронных регулировок, различных датчиков, к примеру, детонации. Тогда вся настройка сводилась к ручному вмешательству «специалистов» и порой, такие вмешательства сказывались пагубно на ДВС.

К примеру, подкручивалась порция подачи топлива так, чтобы доля газа была больше, ради экономии, но в итоге, это приводило к проблемам именно с ГБЦ, не редко даже прогорали клапана.

На старых поколениях, из-за отсутствия датчиков детонации, не редко происходили микровзрывы в коллекторах, приводившие даже к пожарам.

На современных версиях ГБО, таких проблем можно избежать, применяется большое количество всевозможных датчиков. Тем более за работу теперь полностью отвечает штатная ЭБУ. Конечно, вероятность возникновения проблем с ГБЦ есть, но она уже исключительно по вине самого водителя.

Читайте также:  Когда первое то на лада веста

Например, важно после установки ГБО регулировать клапана. Дело в том, что температура горения у газа больше на 40 градусов, поэтому и зазоры клапанов должны быть больше, в среднем на 0,05 мм. Увеличение зазоров поможет избежать перегрева. Также не забывайте, что мотору на газу лучше не давать «тапок в пол».

Несмотря на широту мнений, на сегодняшний день, современные системы газового оборудования, наоборот помогают продлить срок эксплуатации «сердца». При работе на газу не образовывается нагар на цилиндрах, не смывает масло, продлевает срок жизни свечам, двигатель не детонирует.

Преимущества ГБО

1. Экономия. Безусловно, рассматривая преимущества нужно упомянуть о самом важном плюсе, из-за которого, по сути, и устанавливают «газ».

2. Плавность работы ДВС. Да, автомобили, оснащенные современными поколениями ГБО, работают заметно стабильней, тише, без вибраций. Дело в том, что чем выше октановое число, тем лучше для мотора, а газ, как известно, соответствует 110 октановому числу.

3. Ресурс мотора. Газ в двигателе горит медленнее бензина, а соответственно и равномерность работы больше. То есть снижается воздействие на поршневую группу. В среднем, считается, что ресурс деталей ДВС на газу не менее чем на 35% больше, чем при работе на бензине.

4. Ресурс масла. Газ практически не оставляет отложений на стенках цилиндров, а соответственно и масло сохраняет свои свойства на больший пробег (в среднем 12-15 000 км). Также уже говорили, что масляная пленка со стенок цилиндров не смывается, что, несомненно, является преимуществом.

5. Ресурс свечей. В камерах сгорания не остается примесей, смолистых накоплений, соответственно сокращается количество нагара на свечах. По результатам проверок, ресурс свечей увеличивается до 40%.

6. Экология. Меньше влияния на атмосферу, так как в газ никто не добавляет присадки, в нем нет серы и т.д. Стоит только вспомнить, что газ уступает по нормам токсичности только ТС на водороде и электромобилям.

7. Вероятность взрыва меньше, как бы это парадоксально не звучало. При повреждениях газовых магистралей, газ практически мгновенно охлаждается и переходит в газообразное состояние и улетучивается. Когда бензин растечется, при появлении искры вспыхнет. Наличие защитных клапанов, датчиков, гарантирует безопасность использования.

Стоит ли ставить?

Основной фактор, на который опираются при выборе газобаллонного оборудования — это экономия денег. Безусловно, используя автомобиль на газу можно сэкономить, но всем ли? И как долго будет окупаться установка?

Здесь есть свои особенности, например, если ваш автомобиль потребляет менее 6 литров, то переход на газ не оправдан, машина и так мало кушает. Да и с пробегом не все так просто, если у вас удается «намотать» более 12 000 км в год, то экономия станет заметной и тогда можно говорить об окупаемости ГБО, за срок до трех-четырех лет. Но, если вы и «наматываете» в среднем до 10 000 км в год, то «спецоперация» с переходом на альтернативу бензину, выглядит странно. Причем такие нюансы правдивы, даже с учетом нынешних «конских» цен на бензин, где порой разница в стоимости с газом, достигает 100%.

Кроме того, задаваясь вопросом, стоит ли ставить ГБО, проанализируйте, учтите все минусы, перечисленные выше. Учтите затраты на плановое ТО, с установкой газа посещения станций будет регулярным.

Также не многие решаться на установку, ведь мотор заметно потеряет в мощности, как выяснили до 20-30%. Но, при этом же увеличивается ресурс двигателя. В общем, нюансов много и каждый должен для себя решить, что для него выгодней, ежегодно тратить большие суммы на бензин или смирится с небольшой, но потерей мощности, необходимостью плановых ТО и т.д.

Заключение

Помните, что ни что не может быть безопасным на сто процентов. Поэтому придерживайтесь банальных правил эксплуатации и рекомендаций производителя и проблем с ГБО у вас не возникнет. Следите за системой, заправляйтесь на проверенных заправках, регулярно обслуживайтесь и тогда можно по праву насладиться всеми преимуществами «газа», не обращая внимания и на столь многочисленный перечень недостатков.

А решение, ставить или нет газ, принимается каждым лично, исходя из затрат, модели автомобиля, пробега и других важных нюансов.

Сравнительно недавно газовое оборудование 4 поколения получило распространение. Оно намного эффективнее, нежели предыдущие системы, так как позволяет производить управление работой двигателя, ориентируясь на показания датчиков. Стоит заметить, что используется такое оборудование на автомобилях с инжекторной системой впрыска. Во-первых, возникает необходимость в калибровке, которая производится по данным, полученным со штатных бензиновых форсунок. Во-вторых, в работе участвует множество датчиков – расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, детонации, скорости и прочие.

Преимущества газобаллонного оборудования

Следует выделить отличительные особенности ГБО 4-го поколения, которые характеризуют положительные качества, в сравнении с предыдущими системами:

  • расход топлива (газа) минимальный за счет использования микроконтроллерной системы управления работой оборудования;
  • двигатель теряет намного меньше мощности – не более 1-2 %, если сравнивать с ранними системами, то в них допускалось снижение мощности силового агрегата на значение до 30 %;
  • автомобиль, оснащенный ГБО 4-го поколения, соответствует нормам токсичности Евро-2, Евро-3 и Евро-4;
  • при работе двигателя на газовом топливе отсутствуют хлопки, характерные для более ранних систем;
  • электронный блок системы ГБО 4-го поколения полностью совместим с самодиагностикой бортовой сети EOBD, при этом не требуется применение дополнительных эмуляторов;
  • при проведении установки оборудования невозможно допустить ошибки, работа проводится довольно просто за счет того, что все соединения проводов имеют исполнение в виде различных разъемов, спутать их невозможно, поэтому риск неправильного подключения исключен;
  • цена оборудования с микропроцессорной системой управления практически равна стоимости устаревшего оборудования, оснащенного контроллером с лямбда-зондом.

Недостатки ГБО

Без недостатков не функционирует ни одна система. Если сравнивать с бензином, природный газ обладает одним минусом, который является основным – теплота сгорания намного меньше. По этой причине падает полезная мощность двигателя – в первых поколениях до 30 %, в 4-м и 5-м – 2-3 %, но, в зависимости от типа используемого топлива, падение мощности может достигнуть максимального значения в 5%. Газовое оборудование 4 поколения (цена нового комплекта – примерно 20 тысяч рублей) может устанавливаться на любые автомобили, при этом потеря мощности оказывается минимальной.

Читайте также:  Прошивка лада ларгус кросс

Для нормального функционирования системы, в целях уменьшения падения мощности, устанавливают немного раньше зажигание (примерно на пять градусов). Разумность этого действия спорна. Во-первых, так допускается делать, если двигатель автомобиля работает на бензине с октановым числом свыше 95. Делается это для того, чтобы не проводить регулировку зажигания при переключении видов топлива. Но в этих случаях вполне возможно применение октан-корректоров. Правда, не на каждом автомобиле октан-корректор и газовое оборудование 4 поколения, отзывы о котором практически все положительные, смогут нормально функционировать.

Во-вторых, исследования показывают, что при питании природным газом требуется более позднее зажигание на высоких оборотах двигателя. Если сравнивать с бензином, то в случае его применения зажигание необходимо устанавливать позднее. Среди «мелких» недостатков можно выделить еще один – большой баллон в багажнике (как правило, именно там он и устанавливается). Крайне неудобно, если вы используете автомобиль для перевозки грузов. Но существуют баллоны тороидальной формы, повторяющие очертания запасного колеса.

Основные узлы ГБО 4 поколения

Для хранения сжатого газа используется баллон. К нему предъявляются определенные требования – герметичность, надежность, прочность. Для использования газового баллона на автомобиле требуется разрешение. Выдать его могут только специалисты, у которых имеется лицензия для осуществления данной процедуры. Так как впрыск газа происходит под давлением, меньшим чем то, которое в баллоне, то необходимо его снижать. Для этой цели используется редуктор. В метановых установках они имеют две ступени снижения давления, а в пропан-бутановых достаточно одной. Причина – в первом случае давление в баллоне может достигать значения до 200 Атмосфер, во втором – до 16.

Газовые форсунки необходимы для впрыска топлива в камеры сгорания. Они соединены с редуктором-испарителем. Управление всей системой осуществляется при помощи электронной начинки – ЭБУ, которая работает благодаря микропроцессору. В него закладывается прошивка, которая обеспечивает работу согласно заранее продуманному алгоритму. Газовое оборудование 4 поколения имеет преимущество перед более ранними – выбор топлива происходит автоматически, без участия водителя. Для этого только и требуется, что установить переключать газ-бензин в первое положение.

Как работает ЭБУ?

При работе производится считывание всех данных, которые поступают от датчиков. В частности, производится анализ сигналов, идущих от лямбда-зондов – один установлен до катколлектора, второй – после. Один основной, а другой является корректировочным. Все параметры, считанные с датчиков, поступают на вход микропроцессора. Но здесь возникает небольшая проблема – уровень сигнала у одних считывающих устройств большой, а у других – слишком маленький. Для согласования датчиков и портов ввода микроконтроллера используются согласующие устройства.

Например, датчики температуры, изготовленные на основе терморезисторов, на выходе выдают 12 Вольт. К микроконтроллеру же следует подводить не более 5 Вольт. Для этой цели используются делители напряжения, в основе которых лежат резисторы и диоды. К сожалению, в последнее время газовое оборудование 4 поколения, цена которого возросла, в связи с увеличением курса доллара и евро, имеет большую стоимость во многом из-за дороговизны электронного блока управления. Если он пару лет назад стоил 5-7 тысяч рублей, то сейчас дешевле чем за 10 тысяч вряд ли найдете. Речь идет о новых устройствах. Подключение же датчиков, у которых низкий уровень сигнала, осуществляется при помощи каскадов на операционных усилителях, биполярных или полевых транзисторах.

Выводы

Можно подвести итог – много средств поможет сэкономить газовое оборудование 4 поколения. Установка его несложная, на СТО она занимает половину рабочего дня, а цена – около 2500-3500 рублей. Но стоит смотреть на то, насколько активно вы пользуетесь своим автомобилем. Если за год пробег меньше 30 тысяч километров, то окупаться ГБО будет очень долго. Если большой пробег, то за год, а иногда и меньше, оправдает себя установка оборудования с финансовой стороны.

Установка ГБО 4 поколения сегодня наиболее актуальна для автовладельцев, думающих перевести свой автомобиль на газ. Предлагаем ознакомиться с опытом людей, уже сделавших это.

Некоторые вопросы эксплуатации ГБО 4 поколения

Для примера сегодня это новый автомобиль Нива после обкатки. Когда пробег составил 3,5 тысячи километров, было установлено ГБО 4 поколения. Опыт использования на настоящее время 4,5 года. То есть, практически на новую машину был установлен газ и за это время на ней проехали 73,0 тысячи километров.

Доля использования видов топлива

При таком километраже большую часть составили поездки на газе, но был и пробег на бензине (например, когда газ закончился, и приходилось доезжать до заправки), а также использование бензина для прогрева двигателя.

По учетной вкладке контроллера DIGINRONIC, установленного на этом автомобиле, видно, что распределение использования видов топлива выглядит так:

Таким образом, говорить, что при переводе на газ автомобиля можно полностью отказаться от бензина, не будет правильно.

Экономия денежных средств

Какова все же экономия и стоит ли переводить машину на газ? Да, экономия денежных средств есть, и за период использования газа вместо бензина она составила около 120,0 тысяч рублей (примерно по 20,0 тысяч в год).

Но, были и затраты:

  • стоимость ГБО 4 поколения и ее монтаж — 18,5 тысяч рублей;
  • замена фильтров через каждые 10,0 тысяч пробега, калибровка форсунок, приобретение ремонтных комплектов форсунок и редуктора (по одному разу) – всего около 11,5 тысяч рублей.

Суммарно все затраты составили 30,0 тысяч рублей. Отсюда, чистая экономия равна 90,0 тысяч рублей.

Многие автовладельцы, когда напрямую сравнивают стоимость газа и бензина, считают, что езда на газе в два раза экономнее, чем на бензине. Вот пример: на окончание 2017 года бензин АИ-95 стоил около 40 рублей, а газ — 19 рублей. На первый взгляд – больше, чем двойная выгода!

Но, практический опыт показывает, что это не так. Для этого стоит сравнить затраченную сумму средств на сто километров пробега на газе и на бензине.

Расход газа больше, и в данном случае, для Нивы в смешанном цикле (город – трасса) составил в среднем 13,5 литров, а бензина – 11,0 литров.

Читайте также:  Как снять обшивку водительской двери хендай акцент

В пересчете на деньги 100 километров пробега на бензине стоит 450 рублей, а на газе – 240 рублей. Чистой экономии – 210 рублей при использовании газа. Как видно, выгоды в два раза не получается.

Следует сказать, что однозначно имеет смысл устанавливать газовое оборудование на автомобили с большим расходом бензина или на те, которые имеют постоянный большой пробег. Проезжая в месяц более 15 тысяч километров есть смысл это делать. Если же цифра меньше или значительно меньше, то тут нужно думать. Экономия будет в любом случае, но станет вопрос срока окупаемости затрат на ГБО. При таких пробегах он может затянуться на несколько лет.

Почему такой расход газа

Реальный расход газа на ГБО 4 поколения получается больше, чем на бензине, примерно на 20%. Установщики газовой аппаратуры такого не говорят, а утверждают, что газа будет использоваться столько же, сколько и бензина. Возможно, они где-то правы, если это ГБО известного бренда в полной комплектности, подобранное, установленное и отрегулированное согласно всем требованиям производителя. Однако, такой вариант будет стоить хороших денег.

У нас в жизни получается несколько иначе. Стремясь снизить цену и удержать клиента для установки ГБО, начинают предлагать какую-нибудь сборную конструкцию от разных производителей, сэкономить на мощности редуктора и форсунках, установить проще электронный блок управления, мультиклапан и другие компоненты. Это и приводит в дальнейшем к повышенному расходу газа, соответственно снижает экономию в целом.

Поэтому рекомендуется, принимая решение об установке ГБО, самому хотя бы в общих чертах представлять, какое оборудование должно быть применено для вашего автомобиля в зависимости от характеристик мотора. Иначе, может возникнуть ситуация, когда жадный будет вынужден платить дважды.

Обслуживание ГБО

Как и любое оборудование, ГБО 4 поколения требует обязательного периодического обслуживания. Через каждые десять тысяч километров пробега нужно обязательно производить замену газовых фильтров и при необходимости проверять настройку форсунок. В отношении форсунок следует сказать, что если вы не имеете проблем с качеством работы двигателя на газе и не заметили повышенного его расхода, то проверку форсунок можно пока не делать.

Если регулировка форсунок все же требуется, то отнеситесь к вопросу очень внимательно. Такая работа должна делаться с использованием специальной компьютерной программы и не только на станции или в боксе, но и во время движения автомобиля. Это требует времени и специалисты не всегда хотят его тратить, но денежки предпочитают за это брать, поясняя, что достаточно одной калибровки в стационарных условиях. Требуйте выполнения работ в полном объеме, или откажитесь от такой неполноценной услуги, и найдите других исполнителей.

Некоторые автовладельцы пытаются делать настройку форсунок самостоятельно и экономить на этом (одна настройка стоит около 500 рублей). Они утверждают, что приобретение оборудования для этого не требует больших затрат и самому процессу не сложно научиться.

Из специального оснащения для этого нужен индикатор часового типа (стоимость около 450 рублей), переходник для подсоединения к форсуночной рампе, самодельный шнур для присоединения к форсунке (затраты минимальные) и компьютер, который у многих уже имеется. В этом случае, нужно давать себе отчет в том, что при неудаче самостоятельно настроить форсунки ГБО 4 поколения, придется вспомнить поговорку о жадном человеке.

Качество газа

Официальные газовые заправки от известных торговых или газодобывающих фирм всегда более надежны в том, что качество сжиженного газа на них будет соответствующего уровня. Нужно интересоваться, какой именно продается газ – летний или зимний.

Дело в том, что в автомобили (да и в обычные бытовые газовые баллоны) всегда закачивают смесь газов пропана и бутана. Пропан – газ более легкий и быстрее испаряется, что важно в зимних условиях. Бутан – более тяжелый, и его испарение зимой затруднено. Поэтому, перед реализацией делают рациональную для каждого периода года (зима или лето) смесь этих составляющих: летом в ее составе должно быть больше бутана, а зимой – больше пропана. Нормальным считается соотношение:

  • для зимы – пропана до 80%, бутана до 20%;
  • для лета – пропана до 55%, бутана до 45%.

В этом случае происходит качественный процесс испарения, и все газовое оборудование работает в штатном режиме по отношению к этому параметру газа.

Отдельно стоит сказать и о его чистоте. Речь идет о так называемом мусоре (эмульсии) — нерастворимом жидком остатке в цистернах, которыми газ доставляется на заправки и хранится там. Это неизбежная составляющая производства сжиженного газа, и по нормам допускается в пределах 0,7 – 1,6% объемной части.

Если она оказалась в баллоне автомобиля, где установлено ГБО 4 поколения то, попадая в двигатель, не полностью сгорает и вредит ему. Образуется нагар на впускных клапанах, а также забиваются форсунки. Поэтому, на больших заправках нужно интересоваться паспортом качества приобретаемого газа, который у них должен быть.

Если же заправляться где-нибудь на дороге прямо из автомобильной цистерны или на «подпольной» точке, то там однозначно такого документа найти не получится. В этом случае, погнавшись за некоторой выгодой в стоимости газа можно нарваться на неприятности с мотором автомобиля.

Влияние газового топлива на двигатель

Практика показывает, что более десяти лет эксплуатации автомобиля и пробегом в 120 тысяч километров не вызывают необходимости в ремонте мотора по причине использования газа в качестве топлива.

Главным условием для обеспечения сохранности двигателя является правильная настройка ГБО. Подаваемая в цилиндры смесь должна иметь оптимальный состав — быть не обедненной и не обогащенной.

Поэтому устанавливая ГБО 4 поколения нужно понимать, что не следует экономить на самом оборудовании. Если же цена его кажется неподъемной и установлен бюджетный вариант, тогда остается периодически в обязательном порядке следить за всеми настройками.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Это статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.

Источник: kalina-2.ru