Содержание
- Одной из главных рыночных премьер текущего года станут универсалы Lada Vesta SW и Vesta SW Cross. Накануне первого официального показа этой парочки я пообщался с шеф-дизайнером Стивом Маттином.
- LADA > Vesta
- АНГЛИЙСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР
- «АВТОМОБИЛИ БОЛЕЕ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ»
- “БАНЯ, БОРЩ, ВОДКА…”
- Лекция Стива Маттина в КАИ
- Главный дизайнер Волжского автозавода Стив Маттин — о концептах и образах
- Рекомендуем посмотреть:
Одной из главных рыночных премьер текущего года станут универсалы Lada Vesta SW и Vesta SW Cross. Накануне первого официального показа этой парочки я пообщался с шеф-дизайнером Стивом Маттином.
LADA > Vesta
— Стив, когда Vesta еще не встала на конвейер, в Тольятти мне показывали три предсерийных прототипа: седан, пятидверный хэтчбек и универсал. А через некоторое время от хэтчбека решено было отказаться — в пользу универсала. Не обидно?
— Думаю, мы сделали верный ход, объединив в одной машине преимущества хэтчбека и универсала. Ведь у нашей Весты SW не случайно столь сильный наклон заднего стекла и такая динамичная линия крыши: это словно хэтчбек, растянутый до длины седана. Вот почему нет привычной для универсалов Lada почти вертикальной задней стенки!
— Сложно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань?
— Да, такой автомобиль сделать непросто — со своим характером, практичный и в то же время элегантный. Сложно было найти удачный баланс между передней частью машины и задней, чтобы автомобиль не выглядел как нечто созданное разными людьми и сотканное из отдельных кусочков, а был цельным, словно «нарисованным» одной рукой. Поэтому много внимания мы уделили балансу линий, мелким деталям, декоративным элементам.
— Невозможно выделить какого-то одного автора проекта. В начале процесса всегда много идей, но через узкую воронку отбора проходят лишь наиболее удачные. Мы хотели сделать динамичный, задорный автомобиль с молодежным характером, поэтому микшировали идеи ради наилучшего результата.
— Чем примечателен облик универсала?
— Одной из основополагающих идей была покатая крыша, причем мы визуально оторвали ее от основного кузова. Задняя ее стойка сделана в форме акульего плавника, развернутого против хода. Визуально это еще больше занижает крышу и делает силуэт еще стремительнее. И мне очень симпатично продолжение нашей дизайнерской икс-идеи. У нас есть икс в решетке радиатора, есть икс-образные выштамповки на боковинах — а теперь еще линия крыши, начинающаяся от наружных зеркал, и «акулий плавник» образуют некий воздушный, элегантный икс. И это наиболее интересный графический элемент.
— Но ведь ниспадающая крыша съедает полезный внутренний объем…
— Мы хотели создать красивый и вместительный автомобиль, а не фургон, способный увезти всё на свете. Если необходимо перевозить максимум груза, нужна другая машина — такая, как Ларгус.
— С кем сложнее было договориться — с маркетологами или технологами?
— Дизайнеры не работают в вакууме. Приходится учитывать требования специалистов по аэродинамике, технологов, маркетологов, отдела планирования… Но мы не конфликтуем, а сотрудничаем. Конечно, наша главная задача — красивый дизайн. И порою трудно добиться стопроцентного желаемого результата, поскольку нужно учитывать массу требований по технологии и стоимости производства, по вместимости, аэродинамике и так далее. Мы постоянно в поиске наиболее удачного компромисса.
— Мы сделали два автомобиля, которыми гордимся. Нам удалось удачно «продлить» линии Весты-седана, увязать различные дизайнерские решения в единый ансамбль, гармонизировать облик, достичь баланса всех линий. И особенно приятно, что SW Cross по внешнему облику предельно близок к прототипу Vesta Cross Concept, который мы представили в 2015 году. Ведь не секрет, что сохранить изначальные идеи в серийной машине удается далеко не всегда. Два года назад многие говорили: да, мы хотим именно такую машину! Ждать осталось недолго — скоро оба универсала пойдут в серию. И уже в этом году начнутся продажи.
Главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин в прошлую пятницу провел открытую лекцию в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н.Туполева. На лекции побывали представители издания «БИЗНЕС Online». В большой статье они раскрыли основные тезисы лекции Стива Маттина, а также напечатали небольшое интервью с дизайнером. Официальный Лада Клуб приводит эту статью в полном объеме.
Стив Маттин, главный дизайнер АвтоВАЗа: «Мы искали русскую ДНК. Ничего не нашли…»
Создатель облика Maybach рассказал в КАИ, как вдохновляется баней, борщом и водкой, а в XRay зашифровал двуглавого орла
Этот британец придумал поворотники в боковых зеркалах и «люксовый компакт-кар», дал второе дыхание Maybach и разработал новый скандинавский стиль для Volvo. А теперь он шеф-стилист АвтоВАЗа, определивший лицо XRay, Vesta и SW Cross, и заявляет, что русские будут гордиться LADA. В минувшую пятницу Стив Маттин прочитал вдохновляющую лекцию перед студентами КНИТУ-КАИ и ответил на пару вопросов «БИЗНЕС Online».
АНГЛИЙСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР
Жаль, что местных промышленно-экономических боссов на лекции директора по дизайну Lada Стива Маттина не было, а ведь, ей богу, есть чему у него поучиться, да хоть бы и манере общения. Впрочем, дизайнер приехал не ради внимания сильных мира сего – его интересуют молодые дарования для АвтоВАЗа. После лекции он рассказал «БИЗНЕС Online», что впечатление от казанских студентов у него прекрасное: «Была полная аудитория — значит, есть интерес к этой сфере. Видно, что компания им нравится, но пока они не знают всех нюансов. Именно так мы ищем молодые таланты». Насчет полной аудитории – всем нам, известно, как студентов сгоняют на подобные лекции, но на этот раз точно был другой случай – слушали, действительно, с интересом, а после плотной толпой обступили лектора, задавая вопросы.
«Думаю, вы многого не знаете об АвтоВАЗе, а ведь компания переживает трансформацию, и уже сильно изменилась с тех пор, как я присоединился к ней 6 лет назад», — без ложной скромности начал Маттин лекцию. Далее он коротко поведал о себе. В автомобилестроении — около 30 лет, карьеру начал в Mercedes-Benz и никогда не думал, что уйдет оттуда, но в 2005 году перешел в Volvo.
Это короткое вступление требует пояснения. В 1987 году Маттин (родился 29 октября 1964 года в английском Бедфорде), получив в университете Ковентри специальность «промышленный дизайн», отправился покорять Mercedes-Benz. И это удалось. Именно он разработал внешний вид автомобилей A-класса. Далее он руководил разработкой дизайна и редизайна S-Class, M-Class, SL, SLK, SLR McLaren, Mercedes Maybach, Grand Sports Tourer.
Читайте также: Восклицательный знак на панели приборов нива шевроле
В 2004 году Маттин ушел в Volvo Car Corporation, которая задумалась о ребрендинге. Там он стал вице-президентом, директором по дизайну, членом правления компании и создал новый стиль шведских авто: из-под его «пера» вышли, к примеру, компактные Volvo S60/V60 и кроссоверы XC60, V40 и XC40. Далее, по слухам, Маттин повздорил с руководителем китайского концерна Geely, которому принадлежит контрольный пакет акций Volvo, которому не понравился дизайн S60, и Стив ушел на вольные консультанстские хлеба, начал преподавать.
А в 2011 году Маттин ко всеобщему удивлению принял предложение стать главным дизайнером АвтоВАЗа (входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi). «Почему я приехал на ВАЗ? – обратился к аудитории КАИ Маттин. — Все просто – это шанс многое изменить». Дело в том, что после вхождения в 2008 году в группу Renault ВАЗ, по сути, решил начать жизнь с чистого листа, соответственно, ему понадобился суперпродвинутый дизайнер, чтобы создать новый бренд. Маттин дал понять студентам КАИ, что такой шанс выпадает раз в жизни. В Mercedes и Volvo у него не было такой свободы действий – довлели сильные дизайнерские традиции этих компаний, а в России надо было совершить революцию. «Мне очень повезло – руководство дало мне белый лист», — рассказал он. И боссы ВАЗа не просчитались. На Московском автосалоне-2012 публике хорошо прочистили мозги формами концепта XRay. Затем были XRay 2 и Vesta, утвердившие новый дизайн. Что важно, прототипы почти мгновенно превратились в серийную продукцию.
«АВТОМОБИЛИ БОЛЕЕ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ»
Главный тезис, который Маттин продвигал на лекции, это то, что сегодня при выборе автомобиля покупатели все больше руководствуются не рациональными соображениями, а дизайном: «Дизайн сейчас продает больше, чем что-либо другое. Поэтому автомобили более ориентированы на эмоциональную сторону, и мы тоже должны делать продукты более эмоциональными». Этого совершенно не было у продукции АвтоВАЗа.
«Когда в 2011 году мы начали думать о новом дизайне, то для начала решили определить, есть ли типичная русская дизайнерская ДНК, которую мы можем развивать, — рассказал Маттин. — На Volvo мы продвигали скандинавский дизайн, с его простотой и чистотой форм». Но в России таких традиций не оказалось. Что можно было положить в основу нового дизайна «Лады»? Равняться на прежние модели с их специфическим (мягко говоря) внешним видом было бы странным. Впрочем, тут Маттин с большим уважением напомнил, что был автомобиль-икона – внедорожник «Нива». Но все же это было слишком давно – 35 лет назад.
«Не хватало сильной ДНК – дерзости, эмоциональности, — вспоминает тяготы творческого поиска британец.
— Мы постарались идентифицировать наш бренд, а потому для начала рассмотрели все другие. У кого самое сильное лицо? Audi, BMW — мгновенно узнаваемы по решетке радиатора лица. А ведь у многих компаний такого нет. Почему это так важно? Это как человеческое лицо: сложно запомнить имя, но лицо запомнишь всегда – потому что оно индивидуально. Поэтому идея была создать всегда узнаваемое лицо».
Но как это сделать в автомобилестроительном мире, где, казалось бы, все уже придумано? И тут на помощь пришла специфика России. «Когда я приехал сюда, прежде всего, обратил внимание на обилие контрастов: между летом и зимой, когда кажется, что нет ни весны, ни осени, а сразу становится холодно или тепло; между блестящими городами и отдаленными деревнями; между Тольятти и Москвой. И мы решили использовать тему контраста. Так родилось то, что сейчас принято называть Х-дизайном и Х-лицом: баланс резких элементов и простых форм. “Мы создали Х-лицо для всего семейства, но у каждого авто свой характер”, — объясняет Маттин. По утверждению вазовца, его команде удалось совершить дизайн-революцию — изменить восприятие бренда “Лада”, а потому сделанным на ВАЗе он гордится больше, чем достигнутым на Mercedes-Benz.
Попутно Маттин не забыл прорекламировать новинку – SW Cross: “Эта машина разработана в связи со спецификой российских дорог. Вчера ехал из Тольятти в Казань. Это пример плохих дорог. Но это ничего, если у тебя колеса больше и клиренс выше. К тому же известно, что русские любят водить не только по улицам, но и вне их”.
Естественно, топ АвтоВАЗа призвал студентов идти на его завод: “Горжусь командой – говорю про всю компанию. ВАЗ – отличное место для работы, сегодня это компания, которая устанавливает новые стандарты. Мы ищем творческих людей на всех факультетах. Вы изучаете аэродинамику, и нам это важно. Очень много работы в цифровом формате. Вся наша команда в московском дизайнерском центре – это вчерашние студенты”.
Интересно в этой связи, что как раз на прошлой неделе “Шведское телевидение” опубликовало документальный фильм с откровениями другого иностранца — Бу Андерссона, изгнанного с поста президента “АвтоВаза” в 2016 году. “Каждый день кажется потраченным впустую. По сравнению с ГАЗом тут все в десять раз сложнее. Все время словно продираешься через дерьмо”, — приводится его цитата. Что ж, хочется верить Стиву Маттину…
“БАНЯ, БОРЩ, ВОДКА…”
После лекции корреспондент “БИЗНЕС Online” задал зарубежному светилу пару вопросов.
– Стив, многие считают, что у машин ВАЗа непритязательный вид, как и во времена, когда на дорогах властвовали “девятки”, “десятки”, “девяносто девятые”…
– Это не так. Нужно понимать, что раньше не было столько брендов на рынке, и, соответственно, не было проблемы продать автомобиль. Наша задача показать миру новое лицо “Лады”. Меня многие журналисты спрашивают: “Вы не скопировали Mitsubishi?” (есть и обратная точка зрения — что Mitsubishi кое-что позаимствовал у “Лады” — авт.).
Это хорошо! У меня друг недавно занял достаточно большой пост на одном из китайских автозаводов. Так вот, он своим коллегам сказал напрямую, что их продукция — копия того, что сейчас делает “Лада” (передняя часть хетчбэка Landwind X2 напоминает XRay – авт.). Это очень круто, что мы начали устанавливать тренды.
Читайте также: Подключения камеры заднего вида к автомагнитоле
– Хотите сказать, сейчас “Лады” покупают из-за дизайна?
– Десять лет назад никто бы не сказал: «Я купил “Ладу”, потому что мне понравился ее внешний вид». Вопрос был только в цене. Раньше не было конкуренции, и бренд не развивался. А теперь появился XRay. Люди поражались, когда видели его на дорогах. Владельцы BMW и Mercedes были счастливы видеть крутой российский автомобиль, из окон фотографировали. Меня ГАИ несколько раз останавливала — просто потому, что полицейские хотели посмотреть автомобиль. Vesta SW Cross, несмотря на о, что это самый дорогой автомобиль АвтоВАЗа, очень хорошо продается (очередь на выкуп авто расписана на 6 месяцев вперед — авт.). Сейчас я езжу на XRay, а со следующей недели пересяду на SW Cross.
– Так все-таки — существует ли такое понятие, как русский дизайн?
– Сложно понять, что собой представляет русский дизайн. В советское время дизайн никак не продвигали. «Жигули» — это «Фиат». То есть не было истории дизайна. Ничего не могли найти, чтобы получить вдохновение для его развития. Но чем больше ты проникаешься страной, тем больше вдохновения для дизайна. Если взять символ России – двуглавого орла, вы увидите его в «Х»? Возможно, вы даже не замечали этого!
В России больше контрастов, чем в любой другой стране мира, и мы пытаемся привлечь эту идею сложных контрастов в дизайн. Очень много традиций: баня, борщ, водка… Выходные проведу в Казани — буду гулять, пойду в галереи, музеи, посмотрю исторические здания. Для меня это все собирание визуальной информации, и, возможно, в будущем это как-то отразится на дизайне нового автомобиля.
Лекция Стива Маттина в КАИ
Главный дизайнер Волжского автозавода Стив Маттин — о концептах и образах
Какие концепты пойдут в серию? Каков новый образ бренда Lada? Как улучшить репутацию «АвтоВАЗа»? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил главный дизайнер Волжского автозавода Стив Маттин.
Какие из шести концептов, представленных на Московском автосалоне (ММАС-2016), увидят свет и когда, а какие, может быть, так и останутся концептами?
Маттин: Надеюсь, все они рано или поздно увидят свет. Могу сказать, что вопрос производства Vesta SW Cross уже решен. Машина встанет на конвейер во второй половине 2017 года. Кстати, ее внешность будет очень близка к тому, как выглядел представленный концепт: спортивный кузов с элементами кроссовера. Вероятность запуска в производство седана Vesta Cross также высока. Машина еще не согласована окончательно, однако можно ожидать, что Vesta Cross появится в продаже одновременно с Vesta SW Cross.
Идем дальше, XRay Cross — этот проект пока находится на стадии обсуждения. Мы стараемся оптимизировать для него бизнес-план. Для этого и выставили концепты XRay Cross, а также XRay Sport и Vesta Sport — чтобы посмотреть на реакцию публики, посчитать примерные объемы производства. Если говорить отдельно о спортивных концептах, важно понимать, что они основаны на уже выпускаемых моделях. То есть это уровень чистого дизайна. У машин колоссальный потенциал, а наладить их выпуск не так сложно.
Наконец, последний концепт — XСode. Это иллюстрация того, как со временем изменится язык дизайна бренда. Другие модели по сути являются прибавлением в существующем семействе. А вот XСode — это уже следующее поколение. Мы хотели показать, что «икс-образный» дизайн не является временным признаком моделей Vesta или XRay, нет, это ДНК бренда, которое будет проявляться в грядущих поколениях Lada.
Когда впервые была представлена XRay, концепт был очень ярким. А вот серийная машина многих разочаровала, она оказалась чересчур обычной. Почему не удалось воплотить первоначальные идеи?
Не было такой задачи. Тогда, в 2012 году, мы только начинали, важно было показать, что настала новая эра развития бренда. А для этого, в первую очередь, требовалось разработать уникальный образ Lada. Поэтому концепт создавался вообще без инженерной поддержки. Это был дизайн в чистом виде. Конечно, мы могли бы выставить седан Vesta, который к тому времени был готов. Но мы хотели дать понять, что «АвтоВАЗ» выходит в новые сегменты рынка. Кроме того, была цель заинтересовать людей. И тут концепт отработал на все 200 процентов. Позже, когда началась работа над серийным кроссовером, мы решили сохранить название XRay, чтобы у людей не возникало ощущения, что модель, о которой они столько слышали, куда-то пропала.
Концепт XCode, иллюстрирующий следующее поколение Lada, такой же «умозрительный» или все-таки ближе к серийной машине?
Скажем так: он посредине между чистым виденьем будущего и теми концептами, которые близки к производству. Пока под него не подведена ни одна заводская платформа. Это в процессе обсуждения. Но я очень надеюсь, что нам удастся создать что-то действительно близкое к XCode, потому что реакция людей на эту машину была потрясающей.
Разработанный вами образ Lada выполнен с чистого листа. Словно до этого завод машин не выпускал. Почему вы отказались от идеи преемственности дизайна?
Это один из важнейших вопросов, которые мне пришлось решить. Я проработал 18 лет в Mercedes-Benz, четыре года в Volvo — и вот меня пригласили в «АвтоВАЗ». Зачем? Чтобы все поменять. Если посмотреть на историю Lada, марка долгое время существовала в вакууме. По понятным причинам западные машины не могли составить ей конкуренцию. Потребитель в лучшем случае выбирал между «Жигулями» и «Москвичом». Однако времена изменились. И когда людям стали доступны европейские, японские и корейские машины, Lada превратилась в бренд, который выбирали из-за отсутствия денег. Поэтому в обществе естественная привязанность к отечественной марке тесно переплетается с ненавистью к ней же. Я хочу это изменить. Сделать так, чтобы люди гордились тем, что приобретают Lada. Для этого нужно начать с чистого листа, выработать язык дизайна, которого раньше не было.
Однако другие автомобильные компании эксплуатируют ностальгические чувства. Спросом пользуются Mini Cooper и Fiat 500, делающие акцент на ретро. Думаете в случае с «АвтоВАЗом» это бы не сработало?
В этом отношении Lada отличается от всех других марок. Классические модели производились в течение 40 лет с минимальными изменениями. Когда я пришел на завод, они все еще были на конвейере! Думаю, люди не успели по ним соскучиться. И даже сегодня наиболее культовая модель бренда — не только в России, но и по всему миру — Lada 4X4, это машина 40-летней давности. Хотите немного ретро? Так купите Lada 4X4. Лично я приехал сюда не для того, чтобы предаваться ностальгии, а, наоборот, двигать марку вперед, менять ее.
Читайте также: Лада ларгус иркутск дром
Lada 4X4 еще не затронута «икс-образным» дизайном. Однако известно, что работы над новым обликом ведутся. Не могли бы вы поделиться подробностями?
Как я уже говорил, внутри бренда этот автомобиль всегда будет иметь особенный статус. И его модернизация — один из важнейших проектов, над которым мы работаем. Когда новая 4х4 увидит свет, люди смогут узнать характерные черты классической модели. Но это не будет чем-то ностальгическим. Мы ищем правильную комбинацию, чтобы встроить ее в семейство машин с новой генетикой.
Главный вопрос — останется ли автомобиль настоящим внедорожником или начнет дрейфовать в сторону кроссоверов?
Мы знаем сильные стороны этой машины, в чем заключается ее уникальность. Она может проехать где угодно, она очень практична. Мы не хотим терять эти качества. У Lada 4X4 есть постоянная аудитория, нам известны ее запросы. И это все, что я пока могу сказать о проекте.
Расскажите о другой новинке, Lada Signature. «АвтоВАЗ» и раньше пытался делать удлиненные седаны, но они не пользовались успехом. Зачем вообще нужна машина представительского класса в бюджетном сегменте?
Прежде всего, хочу отметить, что Signature не нужно воспринимать как попытку перейти в более дорогой сегмент. Наоборот, ее главное преимущество — это отсутствие альтернативы с учетом наших ценовых рамок, довольно либеральных. Кроме того, Signature предоставляет пассажирам больше свободного пространства и комфорта, чем ближайшие конкуренты. Пока таких машин собрано совсем немного, только чтобы прощупать рынок.
Ее целевая аудитория — это частные предприниматели и чиновники невысокого ранга. Раньше они вынуждены были смотреть в сторону Ford или Skoda, теперь могут выбрать автомобиль отечественного производства. В перспективе мы подумаем, как увеличить пространство над головой или добавить кожаную отделку салона. Но пока что наша цель — просто собрать отзывы об автомобиле.
Как вы считаете, репутация «АвтоВАЗа» постепенно выправляется? Раньше вы говорили, что даже в Великобритании шутят про российские машины.
Думаю, что выправляется, но в большей степени это касается России. Мы особенно не занимаемся продвижением марки за рубежом. Может быть, со временем это изменится. Так что я ориентируюсь на мнение профессионального сообщества, на реакцию своих коллег по отрасли. Она положительная. Конечно, за короткий срок восприятие бренда не изменится. Даже в России потребуется еще много времени, чтобы люди ощутили перемены. Но знаете, можно ехать по Москве на сколь угодно дорогой машине, никто и головы не повернет. Но когда едешь на Vesta или XRay, видишь, как люди в дорогих машинах ее разглядывают, фотографируют и показывают пальцем. Меня это радует.
Конечно, ведь в России все, так или иначе, начинали с Lada. Молодежь любит эти машины тюнинговать…
Да, я видел — зачастую совершенно безвкусно, только чтобы автомобиль как-то отличался от базовой модели.
…а вы разработали Lada 4X4 Urban, которая по сути является классическим тюнингом в российском смысле слова. Минимум изменений, эффектный пластиковый «обвес». Думаете развивать это направление?
Я думаю так: зачем другие компании будут делать тюнинг, когда мы начнем выпускать спортивные версии? И они будут гораздо интереснее. Стремление людей как-то переиначивать ВАЗовские машины станет исчезать по мере расширения модельного ряда. Это своего рода смена потребительской философии. Когда делали Urban, мы исходили из того, что Lada 4X4 отлично продается, но в городе смотрится не так ярко, как могла бы. Мы подправили там, здесь, поставили другие колеса, немного занизили. А в отношении Kalina поступили диаметрально противоположно: увеличили ей клиренс в варианте Cross. То есть, покупатель может выбрать то, что ему действительно по душе. Сейчас мы думаем о специальных версиях машин, о расширении списка дополнительного оборудования.
Сказалась ли на вашей работе недавняя смена руководства?
За те годы, что я в компании, изменений всегда хватало. Однако отдел дизайна оставался стабилен. Каждый новый руководитель давал добро на то, что мы делаем. Конечно, всякая смена руководства — это неизбежный период адаптации. У всех различный стиль работы, даже график разнится. Важно, что среди перемен нам удалось сохранить устойчивость и разработать стратегию развития.
Если сравнить «АвтоВАЗ» с другими вашими местами работы, в чем специфика российского предприятия?
Что и говорить, разница между Mercedes-Benz, Volvo и Lada огромная. Например, дизайнерский центр Mercedes-Benz — это гигантское современное здание. В Volvo было скромнее, но когда я пришел в Lada, то испытал некоторый шок. С другой стороны, меня впечатлило, до какой степени «АвтоВАЗ» оказался компьютеризирован. Необходимое программное обеспечение для создания дизайна уже присутствовало. При помощи технологий Autodesk был создан концепт XCode. Так что у нас все в цифре, даже первый скетч художники делают на компьютере.
И еще отметил бы профессионализм сотрудников. Конечно, многое пришлось делать с нуля: собирать и обучать команду, создавать студию моделирования, потому что рано или поздно приходится уходить из виртуальности, чтобы сделать модель в железе. Но фундамент для развития присутствовал изначально. В конце концов, скромные ресурсы просто заставляют нас быть гибче.
Например, все нынешние концепт-кары домашнего производства. Прошлые мы заказывали в Италии, но в этот раз на нас надавили. Задача была сложная, но мы отлично справились. А некоторые именитые автопроизводители до сих пор не в состоянии сделать такую работу и вынуждены сидеть на контрактах. То есть, в Lada мне удалось достичь большего, чем в Mercedes-Benz или Volvo.
Источник: