Содержание
- Признаки поломки
-
- Роль в работе двигателя
- Поломки
- Диагностика
- Check engine
-
- Назначение
- Устройство
- Принцип действия
- Признаки неисправности
- Как проверить РХХ
- Еще один способ проверки РХХ
- Промываем РХХ
- Заключение
- Рекомендуем посмотреть:
Всем привет!
Надеюсь инфа из данного поста будет полезной и кому нибудь пригодится!
Удачи на дорогах и полного бака!
К «симптомам» неисправного датчика положения дроссельной заслонки можно отнести следующее:
1. Повышенные холостые обороты.
2. Двигатель глохнет на нейтральной передаче.
3. Плавают холостые обороты.
4. Рывки во время разгона.
5. Ухудшение динамики.
6. В некоторых случаях может загораться лампочка "Check Engine".
Диагностика датчика положения дроссельной заслонки производится следующим образом:
1. Включите зажигание, затем проверьте вольтметром напряжение между контактом ползунка и минусом. На вольтметре должно быть не более 0,7 В.
2. Дальше, поверните пластиковый сектор, полностью открывая тем самым заслонку, затем снова произведите замер напряжения. Прибор должен показывать не менее 4 В.
3. Теперь полностью выключите зажигание и вытяните разъем. Проверьте сопротивление между контактом ползунка и каким-нибудь выводом.
4. Медленно, поворачивая сектор, следите за показаниями вольтметра. Следите за тем чтобы стрелка двигалась плавно и медленно, если вы заметите скачки — датчик положения дроссельной заслонки неисправен и подлежит замене.
Замена датчика положения дроссельной заслонки:
1. Отсоединить провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить колодку с проводами от датчика положения дроссельной заслонки, отжав пластмассовую защелку.
3. Отвернуть два винта крепления и снимите датчик положения дроссельной заслонки с дроссельного патрубка.
4. Установить новый датчик в обратном порядке, при этом не забыть про поролоновое кольцо.
Датчик положения дроссельной заслонки не требует никакой регулировки, так как контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
К «симптомам» неисправного датчика холостого хода можно отнести следующее:
1. Самопроизвольное нерегулируемое изменение количества оборотов двигателя (внезапное их уменьшение либо увеличение).
2. При включении «холодного» двигателя не наблюдается повышения оборотов.
3. Во время использования дополнительных устройств автомобиля (печка, фары) одновременно понижаются обороты на холостом ходу.
4. Глохнет двигатель на на холостом ходу и при выключении передачи.
Необходимо запомнить, что показания датчика холостого хода инжектор ВАЗ 2110 не «читаются» автоматикой бортовой энергосистемы, не интегрирован он и в сигнализационную систему «Check Engine».
Диагностика регулятора холостого хода производится следующим образом:
Существует несколько способов анализа датчик холостого хода, но основными – самыми простыми и эффективными является нижеописанные методы:
1. Для начала следует «добраться» до устройства, отключить его от соединительной колодки проводов
2. Самым обычным вольтметром проверить наличие напряжения – «минус» идет на двигатель, а «плюс» на выводы той самой колодки проводов A и D.
3. Включается зажигание, и анализируются полученные данные – напряжение должно быть в пределах двенадцати вольт, если меньше то скорей всего проблемы с зарядом аккумулятора, если напряжение отсутствует, то придется проверять и электронный блок управления, и всю цепь полностью.
4. Дальше продолжаем осмотр при включенном зажигании, и поочередно проанализировать выводы A:B, C:D – оптимальное сопротивление будет около пятидесяти трех Ом; при нормальной работе РХХ сопротивление будет бесконечно велико.
Также при снятом датчике и включенном зажигании если к нему подсоединить колодку с питанием то конусная игла датчика должна выдвинуться, если этого не происходит, то значит он неисправен.
1. Снимаем отрицательную клемму АКБ.
2. Отсоединяем РХХ от колодочного жгута.
3. С помощью мультиметра производим замеры сопротивления внешней и внутренней обмоток РХХ, при этом параметры сопротивления контактов А и В, и С и D должны иметь показатели 40-80 Ом.
4. При нулевых значениях шкалы прибора необходимо заменить РХХ на исправный, а в случае получения требуемых параметров проверяем значения сопротивлений в парах В и С, А и D.
5. Прибор должен определять «обрыв электрической цепи».
6. При таких показателях – РХХ исправен, а при их отсутствии – регулятор подлежит замене.
Читайте также: Вес барабана стиральной машины
Если проблема заключается именно в работе регулятора, то не стоит спешить и сразу ехать в автосервис, так как почистить датчик холостого хода можно и своими руками, впрочем, как и осуществить его замену.
Чистка и замена регулятора холостого хода.
Первым делом необходимо приобрести очиститель для карбюратора, а потом приступать, собственно, к делу:
1. От датчика отсоединяется колодка проводов.
2. После откручиваются оба его крепления, и датчик изымается.
3. При необходимости РХХ полностью отчищается от возможного сора, загрязнений на конусной игле и пружине.
4. Так же не забудьте почистить посадочное отверстие на дроссельном узле, куда входит конусная игла датчика.
5. После чистки устанавливаем все на исходное местоположение.
Если в работе автомобиля ничего не изменилось – присутствуют те же проблемы и неудобства, то следует осуществить замену регулятора.
Стоит отметить, что при покупке нужно обращать внимание на конечную метку 04. Датчики выпускаются с метками 01 02 03 04, поэтому посмотрите на метку старого датчика и приобретайте такой же. Если вы поставите к примеру датчик с меткой 04 вместо 01 – датчик работать не будет. Допускается такая замена: 01 на 03, 02 на 04 и наоборот.
Замена датчика холостого хода тоже осуществляется без особых проблем:
1. Обесточивается бортовая система авто.
2. От регулятора ХХ отсоединяется колодка с проводами.
3. Откручиваются винты и, наконец, датчик снимается.
4. Крепление нового устройства производится в обратном порядке.
Несмотря на то что признаки неисправности РХХ схожи с поломками многих других элементов инжекторного ДВС, некоторые симптомы прямо указывают на неисправность датчика холостого хода. Рассмотрим, как провести диагностику своими руками и определить неисправный регулятор.
Признаки поломки
Симптомы неисправности РХХ:
- двигатель не держит холостой ход. При этом холостые обороты могут подскакивать, зависать, а потом опять возвращаться в норму;
- двигатель троит на холостом ходу;
- не происходит компенсация возросшей нагрузки на двигатель;
- затрудненный пуск двигателя. Если нажатие на газ облегчает запуск, то это верный признак неисправности РХХ;
- поддерживаются недостаточные либо и вовсе отсутствуют прогревочные обороты;
- автомобиль глохнет на холостых, при сбросе газа, смене передач.
Роль в работе двигателя
Чтобы правильно распознать поломку регулятора, нужно понимать, как работает РХХ. Подробно устройство регулятора холостого хода и краткий процесс диагностики мы уже рассматривали, поэтому сейчас сосредоточимся только на роли в работе двигателя.
В системе жизнеобеспечения ДВС датчик холостого хода используется для регулировки подачи воздуха, проходящего мимо дроссельной заслонки (по байпасному каналу, начало которого расположено перед дроссельной заслонкой). При включении сразу многих потребителей электричества возрастает нагрузка на генератор и, как следствие, на сам мотор. Для поддержания стабильного холостого хода и напряжения зарядки аккумулятора, РХХ приоткрывает канал, пропуская больше воздуха в ДВС. Таким же способом реализуются повышенные обороты при прогреве ДВС.
Поломки
Основные неисправности регулятора холостого хода:
- обрыв питания, виной чему могут стать проблемы с электропроводкой, окисление контактов в разъемах. При ненадежном соединении такая неисправность проявляет себя периодически, что может затруднить процесс диагностики;
- некорректный ход штока вследствие загрязнений;
- поломка электродвигателя;
- разрушение уплотнительного кольца;
- износ штока. Движение шторки исправного РХХ происходит без закусываний, также не должно быть проскальзывания в червячной передаче. Для оценки состояния штока и червячной передачи рекомендуем посмотреть, как разобрать РХХ.
Среди вышеуказанных неисправностей загрязнение штока является наиболее распространенной поломкой. В процессе эксплуатации в каналах дроссельного узла скапливаются грязевые отложения. Если на вашем авто продолжительное время не производилась чистка дроссельной заслонкой, скорее всего, проблемы с холостым ходом связаны с нагаром на штоке регулятора. Для проверки РХХ необходимо снять с дроссельного узла. В качестве промывки можно использовать очиститель карбюратора.
Рекомендуем не допускать критичного загрязнения штока регулятора, поскольку повышенная нагрузка на электродвигатель может повредить элементы системы управления РХХ. Были случаи выхода из строя резистора электронного блока управления (ECU) из-за токовой перегрузки канала регулирования. Вероятнее всего, повышенную нагрузку провоцировало сопротивление грязевых отложений и нагара движению штока. Стоимость нового резистора смешная, но оперативное определение такого типа неисправности требует диагностического оборудования, а также квалификации мастера.
Читайте также: Почему трудно включаются передачи
Диагностика
Существуют три вида системы стабилизации холостого хода:
- соленоидный (в разъеме всего 2 контакта);
- роторный (в разъеме 3 контакта);
- шаговый (в разъеме 4 контакта).
В современном автомобилестроении чаще всего применяется шаговый электродвигатель. В основе такого устройства расположен кольцевой магнит и 4 обмотки, расположенные под прямым углом относительно друг друга. Подача напряжения на определенные обмотки провоцирует вращательное движение ротора, который через червячную передачу двигает шток (шторку). Чтобы определить рабочий РХХ, нужно проверить состояние обмоток электродвигателя. Для этого необходимо замерить сопротивление на первых двух контактах и на вторых двух. Для измерения вам потребуются базовые навыки владения мультиметром, а также сам прибор.
- на выводах А,Б и С,D должно быть сопротивление от 40 до 80 Ом. Отсутствие сопротивления будет говорить об обрыве (для ВАЗ значение обычно составляет 50-53 Ом);
- на выводах А и С, А и D, В и С, В и D должно быть бесконечно большое сопротивление, что будет свидетельствовать об отсутствии замыкания. Поломка такого рода требует покупки нового РХХ.
Чтобы определить обрыв проводов питания, необходимо «прозвонить» проводку мультиметром в режиме измерения сопротивления.
Check engine
Современные системы управления инжекторным двигателем способны регистрировать некоторые неисправности датчика холостого хода. Для примера рассмотрим регистрируемые отклонения, указанные в маске ошибок (перечень неисправностей, при которых загорается Check engine) блока управления двигателями ВАЗ M7.9.7 под нормы токсичности EURO III:
- P1509 — перегрузка схемы управления РХХ;
- P1513 — цепь управления РХХ, замыкание на массу;
- Р1514 — цепь управления РХХ, обрыв или замыкание на +12 В.
Также при расшифровке код ошибки может значиться как «Неполадка РХХ». В таком случае не следует сразу покупать новый регулятор, так как проблема может быть в проводах питания.
Считать коды ошибок можно через диагностический разъем с помощью специального сканера. Расшифровки кодов можно без труда найти в Сети. В большинстве случаев отсрочить замену помогает тщательная чистка. Наиболее точно и быстро определить неисправный регулятор оборотов холостого хода можно, отслеживая его работу в реальном времени. Для этого потребуется осциллограф, а также навыки диагноста. Подать напряжение на выводы датчика, чтобы посмотреть за движением штока, не получится. РХХ управляется Широтно-Импульсной Модуляцией (ШИМ). В продаже существуют специальные приборы для быстрой проверки РХХ автомобилей ВАЗ. Но стоимость их слишком высока, если говорить о частоте использования при ремонте личной машины. На форумах радиолюбителей встречаются тестеры, изготовленные своими руками.
В современных автомобилях, к которым можно отнести и ВАЗ-2110, имеется множество датчиков, которые участвуют в обеспечении работы двигателя. В отличие от карбюратора, в инжекторных системах за впрыск топлива, работу двигателя на холостом ходу и в любых других режимах отвечает электроника – ЭБУ. За счет информации, получаемой от этих датчиков, электронный блок управления дает команды на бензонасос, форсунки, а также другие исполнительные устройства. Один из таких – датчик холостого хода ВАЗ-2110. Его основная функция – изменение оборотов коленвала в режиме ХХ. Будучи в неисправном состоянии, этот элемент способен создать массу проблем.
Назначение
Датчик холостого хода ВАЗ-2110 споосбен контролировать стабильность работы мотора в режиме холостого хода. Этот элемент нужен для того, чтобы обороты не плавали, а мотор не глох. Устройство регулирует подачу воздуха при закрытой дроссельной заслонке, обеспечивая тем самым автоматическую настройку заданных оборотов.
Устройство
Данный компонент представляет собой исполнительное устройство. Если говорить проще, то это клапан. Устроен он следующим образом – состоит из электрического шагового двигателя, пружина и штока, на котором имеется запорная игла. Именно посредством данной запорной иглы обеспечивается дозирование объема воздуха. Когда дроссельная заслонка находится в закрытом положении, а ЭБУ решает, что нужно повысить обороты ХХ, то формируется команда на перемещение этой запорной иглы. Последняя двигается, полностью или не полностью открывая отверстие подачи воздуха в обход дроссельной заслонки. В результате двигатель не заглохнет.
Читайте также: Где на нива 2123 расположен диагностический разъем
Принцип действия
Рассмотрим, как работает датчик холостого хода на ВАЗ-2110 инжектор. В тот момент, когда владелец поворачивает ключ в замке зажигания, шток, расположенный на РХХ, выдвигается на всю свою возможную длину. Затем он упирается в отверстие в патрубке дросселя. Далее РХХ считает определенное количество шагов и клапан переходит в базовое положение. Оно зависит от того, какая прошивка установлена на ЭБУ. Так, к примеру, для прошивки «Январь 5.1» базовое положение иглы составляет 120 шагов на горячем двигателе. Если установлена прошивка от «Бош», то это 50 шагов на прогретом моторе.
Когда двигатель холодный, электронный блок автомобиля повышает обороты коленчатого вала за счет датчика холостого хода. На ВАЗ-2110 и по мере прогрева обороты падают до нормальных. Для чего это нужно? Это сделано для того, чтобы сразу начинать движение без необходимости прогрева.
Признаки неисправности
Производитель стал оснащать РХХ режимом самодиагностики. Поэтому лампочка «Проверьте двигатель» не будет сообщать о той неисправности. Определить неисправность регулятора холостого хода можно самостоятельно. Существует несколько признаков, помогающих это сделать.
Если двигатель глохнет без конкретных и видимых причин при работе на холостом ходу, то это уже говорит о том, что с датчиком холостого хода наблюдаются проблемы. Еще один признак – «плавание» оборотов. При запуске холодного мотора повышенных так называемых прогревочных оборотов нет. Это тоже говорит о неисправностях с РХХ. Также можно наблюдать, что двигатель глохнет при движении после выключения передачи. Все эти признаки совпадают с признаками выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки. Однако, в случае ДПДЗ все проще – здесь загорится лампочка “Проверьте двигатель”.
Как проверить РХХ
Если имеется тестер или мультиметр, протестировать данный элемент не сложно. Для этого автомобиль устанавливают на ручной тормоз, а затем отсоединяют колодку датчика для проверки и выполнения измерений.
Затем нужно включить зажигание и проверить показания, которые выдает РХХ. Они должны быть в районе 12 Вольт. Если показатель меньше, возможно, причина в разряженном аккумуляторе. В случае, когда мультиметр ничего не показывает, а напряжение отсутствует, следует проверить вначале всю цепь полностью, а затем электронный блок управления. Если видимых неисправностей в цепи нет, то проверяют РХХ.
Далее клеммы подсоединяют к колодке. Схема подключения будет следующей – вначале проверяют выводы «А» и «B», потом «С» и «D». Тестер нужно переключить в режим измерения сопротивления. Между контактами тестер должен показывать в пределах 53 Ом. Это говорит о том, что датчик холостого хода на ВАЗ-2110 8 клапанов исправен. При проверке пар контактов «A» и «С», а также «B» и «D» мультиметр должен показать большее сопротивление. Это также говорит о полной исправности датчика.
Еще один способ проверки РХХ
Если датчик холостого хода ВАЗ-2110 1.6 исправен, то после подачи питания шток с регулирующей иглой будет менять положение. Если элемент сломан, изменений не будет. Данный компонент нужно заменить. Для этого не придется посещать специалистов в сервисах. Всю работу можно выполнить своими руками.
Промываем РХХ
Любые проблемные РХХ рекомендуется вначале попытаться очистить и промыть, а уже затем еще раз убедиться в их исправности. Данный процесс не потребует много времени. Мыть датчик лучше всего жидкостями для очистки карбюраторов или ВД-40.
Заключение
Итак, мы выяснили, что такое датчик холостого хода, как его проверить и промыть. Если после произведенных операций данный элемент не заработал, то, скорее всего, изношены направляющие, в которых двигается игла или оборван провод, расположенный внутри корпуса. В этом случае решить проблему можно только заменой РХХ. Стоит он недорого – до 550 р.
Источник: