Датчик кислорода ваз 2114 е газ

Авто

Содержание

  • Описание кислородного датчика
    • Предназначение и местоположение
    • Устройство и принцип работы
    • Фотогалерея «Расположение и разновидности»
  • Возможные неисправности
  • Самостоятельная диагностика ЛЗ
  • Инструкция по замене своими руками
    • Цена вопроса
  • Видео «Наглядная инструкция по замене кислородного датчика»
  • Расположение датчика кислорода по типу двигателя
  • Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114?
  • Считывание ошибок
  • Описание, принцип действия
    • Смотрите также
  • Признаки неисправности датчика кислорода
  • Можно ли просто отключить датчик
  • Причины неисправности
  • Ремонт, замена
  • Полезное видео
    • Рекомендуем посмотреть:

Автомобили отечественного производства комплектуются множественными устройствами и датчиками, позволяющими обеспечить правильную работу мотора. Эти контроллеры учитывают разные параметры для того, чтобы автомобильный двигатель мог нормально работать. Одним из таких регуляторов является датчик кислорода ВАЗ 2114. Подробнее о таких устройствах, а также их замене вы можете узнать из этого материала.

Описание кислородного датчика

Что же такое датчик кислорода ВАЗ 2114, какими симптомами поломок характеризуется это устройство, для чего оно используется? Для начала предлагаем ознакомиться с основными характеристиками регулятора.

Предназначение и местоположение

Лямбда зонд представляет собой электромеханический контроллер, использующийся для определения содержания объема кислорода в отработанных газах. Эксплуатация датчика кислорода ВАЗ 2114 и 2115 является обязательной в этих моделях из-за требований экологичности выше «Евро 2». Суть в том, что экологические нормы сегодня требуют от машин минимального содержания вредных примесей и веществ в отработанных газах. А снизить их уровень возможно только в результате образования оптимальной топливовоздушной смеси.

Что касается расположения лямбда зонда, то это устройство может быть установлено в разных местах, в данном случае все зависит от модификации силового агрегата. В «четырках», оснащенных ДВС объемом 1.5 литра, кислородный регулятор устанавливается на приемной магистрали, получить доступ к устройству можно только из-под днища. В моторах объемом 1.6 литра расположение кислородного датчика более удобное, поскольку он установлен на верхней части корпуса выпускного коллектора.

Обозначение контактов устройства

Устройство и принцип работы

Основные с оставляющие элементы регулятора:

  • Наконечники, выполненные из керамики и оснащенные защитными экранами, а также технологическими отверстиями для отбора выхлопных газов и атмосферного воздуха. Данные компоненты считаются основными, они представляют собой электроды, с которых снимается разность потенциалов.
  • Токопроводящий компонент, нагревающийся до высоких температур. Эта деталь устанавливается внутри наконечников.
  • Токосъемник электрического импульса, он располагается на средней части.
  • Металлический корпус с резьбой. В него монтируются все компоненты кроме чувствительных частей наконечников. Резьба необходима для крепления устройства.
  • Провода, зафиксированные с помощью уплотнительного элемента. Как правило, это два белых проводка, использующиеся для контакта с системой подогрева, а также один черный провод — сигнальный и белый (либо черный) — масса, то есть заземление.
  • Принцип действия устройства аналогичный гальваническим компонентам. Кислородный контроллер должен разогреваться до 300-400 градусов при работе, это позволяет обеспечить наиболее оптимальную проводимость циркониевого электролита. Соответственно, эти показатели обеспечивают наиболее оптимальную функциональность лямбда зонда.

    Принцип функционирования заключается в замере объема концентрации кислорода в воздухе и отработавших газах авто. В том случае, если концентрация меняется, на наконечниках регулятора образуется напряжение, которое может быть слишком высоким или низким, в зависимости от ситуации. Образование низкого напряжения связано с избытком объема кислорода в системе.

    Если же системе недостаточно используемого кислорода, то на наконечниках устройства будет образовываться высокое напряжение. Данные об объемах передаются на управляющий блок, который, основываясь на полученных данных, производите регулировку подачи воздуха в цилиндры. Соответственно, так осуществляется регулировка объемов горючей смеси.

    Фотогалерея «Расположение и разновидности»

    В «Четырках» может использоваться несколько видов регуляторов:

  • Бош, каталожный номер 0258005133, соответствует нормам токсичности Евро-2. Он долгое время использоваться на моторах объемом 1.5 л, на ВАЗ 2114 с нормой Евро-3 такие лямбда-зонды стали применяться в качестве первых, они монтировались до катализатора. В качестве второго регулятора использовались контроллеры, оснащенные «обратным» разъемом.
  • Бош, каталожный номер 0258006537. Такие девайсы стали ставиться на машины, выпущенные после октября 2004 года. В таких устройствах конструкция подразумевает использование нагревательного компонента. Допускается установка кислородных контроллеров от других производителей, главное, чтобы их конструкция была идентичной (автор видео — Дмитрий Мазницын).
  • Возможные неисправности

    Если нет активности датчика кислорода, признаки неисправности могут быть следующими:

    • увеличился расход горючего;
    • силовой агрегат стал троить, его мощность ощутимо падает;
    • на приборной панели появляется индикатор Чек Энджин;
    • при попытке разогнаться появляются ощутимые провалы;
    • время от времени из глушителя могут раздаваться хлопки;
    • появление при диагностике автомобиля кодов ошибок Р0130, Р0131, Р0132, Р0133, Р0134 — все эти ошибки говорят либо о неправильной работе регулятора, либо о плохом сигнале с него.

    Ресурс эксплуатации устройств в среднем составляет около 80-160 тысяч, в зависимости от условий использования регуляторов.

    На долговечность работы девайса может влиять:

    • использование низкокачественного топлива;
    • угар моторной жидкости, что способствует образованию нагара на контроллере;
    • сбои в работе системы зажигания, что приводит к появлению хлопков в выхлопной трубе, а это, в свою очередь, способствует разрушению устройства;
    • механические повреждения, которые могут произойти в результате аварии;
    • попадание моторной жидкости или другого вещества на контакты лямбда зонда (автор видео — канал Глазс Сзалг).

    Читайте также:  Лада xray цена в казахстане бипек авто

    Самостоятельная диагностика ЛЗ

    Как проверить датчик кислорода? В первую очередь проверяются корпусы лямбда зондов, если на них имеются повреждения, они могут сообщить о многом.

    Если корпус устройства целый, то следует произвести диагностику устройства при помощи измерительного девайса:

    • в идеале значение нижнего уровня сигнала должно составлять около 0.1-0.2 вольт;
    • показатель верхнего уровня сигнала должен составлять от 0.8-0.9 вольт.

    В целом процесс проверки может изменяться в зависимости от кода ошибки, которую выдал бортовой компьютер.

    Если питание на штекере устройства отсутствует, то наиболее проверенным способом будет использование того же вольтметра:

    • отрицательный щуп устройства подключается к мотору (масса);
    • положительный щуп следует подключить к контакту В на штекере.

    При этом тестер должен выдать около 12 вольт напряжения. Если напряжения нет, это свидетельствует об обрыве в цепи. Если показатель напряжение более низкий, это может говорить о разряженном АКБ. Также вполне возможно, что причина кроется в окисленном контакте на разъеме (автор видео — Александр Скрипченко).

    Инструкция по замене своими руками

    Как производится замена датчика кислорода:

  • Автомобиль загоняется на яму, демонтируется защита двигателя.
  • Найдите проводку от регулятора, так вы сможете добраться до устройства.
  • Далее, разрезается хомут и отключаются штекеры. Подождите несколько минут, пока мотор остынет.
  • С помощью ключа на 22 выкручивается регулятор.
  • Новый контроллер устанавливается вместо старого, повторяются действия по сборке, только в обратной последовательности.
  • Цена вопроса

    Стоимость устройства зависит от производителя. В среднем цены на кислородные датчики составляют от 1300 до 2600 рублей.

    Видео «Наглядная инструкция по замене кислородного датчика»

    Более подробная инструкция по замене лямбда зонда своими руками приведена на видео ниже (автор — Алексей Романов).

    Датчик лямбда зонд на четырнадцатой – это часть системы, питающей движку. Он оценивает то, какое количество кислорода содержится в выхлопе трубы. Надо это для того, чтобы адекватно регулировать смесь для работы тачки. Кстати, такие устройства ставятся только на инжектор.

    Датчик кислорода (лямбда зонд) ВАЗ 2114

    Перед тем, как проверить лямбда зонд, надо представлять основную характеристику его работы.

    Датчик, точнее то, что в нем работает, это корпус, сделанный из керамики с платиной. Рабочая температура – от 350 градусов, пока она набирается лямда зондом, смесь комбинируется системой питания движки по показаниям других датчиков.

    Работает он так: выхлоп заполняют корпус (рабочий) датчика кислорода, он считывает разницу в показателе кислорода с выхлопа и атмосферы и шлет его на электронный блок управления, тот уже обрабатывает.

    Расположение датчика кислорода по типу двигателя

    На движках разного объема, лямбды находятся на разных местах в выхлопной системе.

    • 1,5 литра: стоит на приемной трубе, вкручен сверху, аккурат перед резонатором. Найти просто, на системе выхлопа он такой один, увидеть можно, загнав тачку на яму.
    • 1,6 литра: на эту движку ставят два датчика кислорода, стоят они на катоколлекторе. Может стоять и один – на евро 2, а на евро 3 – 2 штуки.

    Как всегда, часть системы четырнадцатой имеет свойство ломаться,но, не спешите бежать в магазин зап частей. Надо проверить лямбда зонд на пригодность, диагностика часто выявляет совершенно другие причины неисправностей в выхлопной системе.

    Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114?

    Для элементарной диагностики нужно следующее: раздобудьте инструкцию, показывающую, как выглядит датчик кислорода, еще нужен осцилограф и мультиметр. Перед тем, как проверить датчик кислорода, прогрейте движку.

    Но и это еще не все! Обязательно ознакомьтесь, что такое распиновка датчика кислорода :

    • А – это провод от чувствительного элемента на лямбде с плюсовым потенциалом,
    • С – это провод от чувствительного элемента на лямбде с минусовым потенциалом,
    • В – это провод элемента нагревания на лямбда-зонде.

    Теперь план действий по проверке:

  • Смотрим схему устройства датчика и проверяем те части системы (их показатели!), на которые лямбда зонд имеет влияние: напруга сети на борту, систему зажигания, систему топливной подачи, гляньте на корпус датчика и проводку – чтобы не было повреждений.
  • Датчик кислорода надо снять и прозвонить мультиметром, который должен быть переведен в режим вольтметра: заводимся, давим газ в пол до 2500 оборотов, затем снижайте до 2000.
  • Четырнадцатая – это инжектор, по сему, вынимает патрубок вакуума из регулятора давления смети топлива, заряжаем в вольтметр, если показания близко к 0.9 Вт, лямбда-зонд в полном порядке, если цифра меньше 0.8 или ее вообще нет, то датчик пришел в негодность.
  • Можно сделать тест на смесь: берем тот же вакуумный патрубок и создаем всасывание воздуха. При работающей лямбде цифра на вольтметре будет до 0.2 Вт.
  • Следует посмотреть на поведение кислородного датчика в процессе: ставим его обратно на систему выхлопа, запараллеливаем вместе с ним мультиметр. Давим газ в пол до 1500 оборотов, смотрим цифры: если 0.5 Вт, то все прекрасно.
  • Читайте также:  Штатная магнитола лада гранта без жк дисплея

    Простая проверка лямбда зонда требует элементарного знания, что может сломаться, и что чаще всего на нем ломается:

    • Если не работает подогрев в датчике кислорода,
    • Если устройство не откликается, потеряло чувствительность к выхлопным газам и уровню кислорода в них,
    • Разрыв системы контактов.

    В последнем случае, бортовой комп выдаст вам ошибку, что будет свидетельствовать о неисправном датчике. В остальных случаях ничто не покажет вам факт умирающего датчика, кроме самостоятельной диагностики.

    Считывание ошибок

    Проверка датчика кислорода ВАЗ 2114 может ограничиться простым считыванием ошибок с борта, вот самые распространенные, относящиеся к лямбде:

  • Ошибка Р0131 – это неполадки с уровнем сигнала, исходящего от устройства, он слишком низкий, указывающий, что смесь концентрированная.
  • Ошибка Р0132 – аналогичная неполадка с сигналом, только в случае это ошибки, сигнал высокий, указывающий на бедность топливной смеси.
  • Выданные ошибки – это не панацея, они относятся больше к системе топлива, а не к фиксации неполадок лямбда-зонда. По сему, увидели ошибки – посмотрите, что там с показателем давления топлива и нет ли подсоса воздуха из атмосферы. Потом делайте диагностику самого датчика.

    Напряжение на датчике кислорода – это один из этапов проверки его работоспособности. Прежде, чем заменить или производить ремонт лямбда зонда своими руками, нужно внимательно посмотреть, поступает ли на устройство необходимое питание, каково состояние цепей контактов. Для этого процесса нужно открыть капот вашей четырнадцатой и снять датчик (его разъем закреплен небольшим хомутом на патрубке охладительной системы). Смотреть будем две цепи – элемента нагревания устройства и элемента считывания кислорода на корпусе датчика.

  • Чтобы посмотреть цепь нагревательного элемента, нужно взять мультиметр, подсоединить его минусовую клемму к движке,а плюсовую – к проводу В. Поворачиваем ключ в зажигании, смотрим на цифры мультиметра: если 12 В,то хорошо, меньше – это разряженный аккумулятор (в редком случае), обрыв цепи контактов (скорее всего). Еще вариант грешить на электронный блок управления, но тут бортовой комп обычно выдает ошибку.
  • Чтобы проверить цепь чувствительного элемента, нужно измерить напругу между проводами А и С. Ставим минусовую клемму мультиметра на провод С, плюсовую – на провод А. смотрим показатель на экране: если 0.45 В, то все в порядке. Если цифры нет или она колеблется в пределах 0.02 В – дело в цепи питания. Опять-таки вариант грешить на ЭБУ, но он не распространенный.
  • Полная диагностика лямбда-зонда возможна лишь при помощи осцилографа. Такого устройства нет у многих (при том, что многие в принципе не знают, что это такое и как выглядит). Проверка носит муторный характер, требуется специально обогащать и обеднять топливную смесь, чтобы сделать замеры.

    Многие спрашивают, как убрать датчик кислорода ВАЗ 2114, имея ввиду то, что существуют заменители такого датчика. Не вижу смысла – устройства, имитирующие лямбду-зонд, не подходят под конструкцию выхлопной системы русского автопрома (по крайней мере, на самары). Электронный блок управления просто не считывает сигнал, который они ему подают.

    Еще один момент: если пробег четырнадцатой превысил 100 тысяч километров, нужно просто поменять датчик кислорода, не дожидаясь его выхода из строя (что бывает редко). Если он и работает, то плохо, чувствительность уже не та, а это чревато увеличению расхода топлива.

    Датчик кислорода (другое название – лямбда-зонд) – устройство, предназначенное для измерения уровня кислорода в смеси отработанных газов. С его помощью осуществляется корректировка пропорций кислорода и топлива в смеси, что обеспечивает максимальную эффективность работы двигателя и уменьшение расхода горючего.

    Описание, принцип действия

    Основа конструкции датчика – твердый газонепроницаемый электролит, представляющий собой керамический материал из диоксида циркония и оксида иттрия. Внутренние и внешние поверхности элемента покрыты пористой платиной, выступающей в качестве электродов.

    Устройство устанавливается в выпускной коллектор, где разогревается выхлопными газами до температуры 300-400 град. Разогретый датчик становится проводящим для ионов кислорода и начинает функционировать.

    Наиболее эффективным и надежным элемент становится при температурах выше 350 градусов.

    Лямбда-зонд сравнивает концентрацию кислорода в отработанных газах с содержанием кислорода во внутренней камере. Внутренняя камера устройства изолирована от потока выхлопов и сообщается с окружающим воздухом, который используется в роли контрольного газа. Из-за получения различной концентрации кислорода возникает разница потенциалов, которая передается в виде сигналов в систему управления двигателем.
    Читайте также:  405 Двигатель газель отзывы

    В стехиометрии лямбда – это соотношение реального содержания воздуха к нужному. Если лямбда равна 1, то реальное количество воздуха равняется необходимому. Лямбда >1 – бедная смесь, лямбда

    Смотрите также

    Лямбда-зонд ВАЗ 2114 имеет значительный ресурс – 80-160 тыс. км, что зависит от качества топливной смеси и других важных факторов. Согласно с требованиями сервисной книжки, замена датчика нужна после пробега 60-80 тыс. км. Это связано с тем, что лямбда-зонд со временем изнашивается, что приводит к потере чувствительности и, соответственно, ухудшению эффективности.

    Признаки неисправности датчика кислорода

    Основные симптомы неполадок лямбда-зонда 2114 представлены ниже:

    • значительный расход горючего в стандартных условиях;
    • нестабильный холостой ход;
    • ухудшение динамических характеристик и мощности автомобиля;
    • сигналы на бортовом устройстве, указывающие на ошибки в работе датчика кислорода (ошибки Р0130, Р0131, Р0134, Р0135, Р0138, Р1102 и др.);
    • потрескивание в зоне катализатора при выключении мотора;
    • специфический запах, появляющийся по причине попадания в катализатор не сгоревшего бензина в большом количестве.

    При возникновении всех вышеперечисленных признаков, вероятнее всего, понадобится замена датчика кислорода. Устройство определенного типа подбирают с учетом года выпуска автомобиля, так как могут использоваться одно- или четырехпроводные датчики.

    Можно ли просто отключить датчик

    Некоторых автолюбителей интересует вопрос, можно ли не менять, а просто отсоединить лямбда-зонд на ВАЗ 2114. Специалисты утверждают, что сама процедура достаточно простая, но не желательна. После отключения датчика кислорода ЭБУ перейдет на примерные параметры, подавая топливо на впрыск в усредненных значениях.

    Это приведет к дестабилизации работы двигателя, потере динамики, увеличению расхода горючего и ухудшению свойств отработанных газов. Кроме того, бортовой компьютер начнет выдавать ошибку из-за отсутствия датчика, поэтому потребуется его перепрошивка с помощью чип-тюннинга. Поэтому лучше установить новый датчик.

    Причины неисправности

    Выше были приведены данные касательно срока службы лямбда-зонда, который находится в диапазоне 80-160 тыс. км.

    В целом ресурс датчика кислорода определяется с учетом различных условий эксплуатации автомобиля:

    • низкое качество топливной смеси. Содержание в отработанных газах большого количества свинца и железа приводит к ускоренному износу электродов датчика;
    • устаревшие или испорченные маслосъемные кольца, колпачки, использование которых обуславливает проникновение масла в смесь и, соответственно, выхлопную систему;
    • появление в выхлопной системе хлопков, которые вызывают деструкцию поверхности датчика;
    • перегрев устройства, что возникает из-за подачи неочищенного топлива (засорение очистных фильтров);
    • выработка ресурса;
    • механическое повреждение датчика кислорода при движении авто.

    С целью создания оптимальных условий для эксплуатации датчика кислорода 2114 необходимо соблюдать следующие правила: использовать топливо, рекомендованное для ВАЗ 2114, не фиксировать датчик с помощью силиконового герметика, проверять качество и сертификацию присадок.

    Также нельзя обрабатывать керамические наконечники химически активными жидкостями, допускать перегрев системы выхлопа, предотвращая скопление несгоревшего топлива (температура эксплуатации датчика не превышает 950 град).

    Ремонт, замена

    Состояние лямбда-зонда сначала проверяют на измерительном приборе, поскольку в случае повреждения контактов в линии перегрева можно выполнить ремонт устройства. Если на датчике присутствует нагар, при этом разница потенциалов на нем не имеет больших отличий от допустимых значений, тогда стоит произвести очистку.

    Поскольку устройство функционирует в условиях агрессивной среды, желательно выполнять его проверку через каждые 15-20 тыс. Работоспособность датчика кислорода на ВАЗ 2114 тестируют с помощью точных измерительных приборов. Нижний уровень сигнала устройства должен составлять 100-200 мВ, верхний – 800-900 мВ.

    Нагар препятствует улавливанию кислорода, в итоге на ЭБУ отправляются искаженные данные. Необходимо сильно разогреть датчик и сразу же резко охладить, после чего нагар потрескается и его можно легко убрать с помощью мягкой кисточки.

    Для чистки поверхности датчика можно использовать специальное средство для растворения ржавчины, в частности ортофосфорную кислоту. Нельзя применять наждачную бумагу, поскольку она сотрет напыление на керамике.

    При потере эффективности и в случае поломки лямбда-зонд на ВАЗ 2114 подлежит замене:

    • автомобиль размещают на эстакаде, снимают защиту двигателя;
    • находят провода от лямбда-зона и сами устройства, которые стоят на катализаторе; — разрезают хомуты, разъединяют разъемы;
    • дают остыть системе;
    • с помощью гаечного ключа «22» откручивают датчик;
    • устанавливают новый датчик;
    • соединяют провода с разъемами;
    • прикрепляют провода к системе охлаждения при использовании новых хомутов;
    • ставят защиту мотора.

    Полезное видео

    С дополнительной информацией по данной теме вы можете ознакомиться на видео ниже:


    Мастера отмечают, что при замене датчика могут возникнуть некоторые проблемы, в частности устройство может прикипеть к трубе. В таком случае его стоит полить средством WD-40 и попробовать открутить. Также можно нагреть датчик или несильно обстучать молотком.

    Источник: kalina-2.ru