Содержание
- Устройство и работа радиатора
- Типы радиаторов охлаждения
- Причины возникновения протечек
- Устранение течи герметиком в «полевых условиях»
- Виды герметиков для системы охлаждения авто
- Как пользоваться герметиком
- Виды герметиков для системы охлаждения авто
- Применение «холодной» сварки
- Устранение течи радиатора пайкой
- Опасность постоянной утечки охлаждающей жидкости
- Устранение течи при помощи герметиков
- Холодная сварка
- Ремонт при помощи паяльника
- Определение места протечки
- Что делать, чтобы радиатор не потек
- Если потек радиатор. Что делать
- Холодная сварка или металлогерметики
- Пластичные холодные сварки
- Обнаружение невидимых протечек и трещин
- Рекомендуем посмотреть:
Радиатор – одна из важнейших частей системы охлаждения машины. Без него невозможен быстрый отвод тепла и нормальная работа двигателя. Поэтому выход радиатора из строя – довольно неприятная проблема, которую нужно решать немедленно. Существует несколько способов устранения этой неполадки. О том, что делать если потек радиатор, рассказывается ниже. Однако сначала стоит разобраться с его конструкцией и ролью в системе охлаждения (СО) автомобиля, а также понять причины появления протечек.
Устройство и работа радиатора
Это изделие выполняет функцию теплообменника. Процесс охлаждения осуществляется за счет циркуляции в системе специальной незамерзающей жидкости – антифриза с помощью нагнетающего устройства – помпы (водяного насоса). Также активно используются соединительные патрубки, имеющий сравнительно небольшой диаметр. А, как известно, небольшой объем жидкости охладить гораздо проще. Чтобы потоки воздуха активнее воздействовали на разогретый радиатор, перед ним устанавливают вентилятор, включающийся в работу при определенной температуре. Конструкция радиатора несложна:
- верхний бачок: служит для приема поступающего в него горячего антифриза, имеет горловину с пробкой (иногда ее нет и антифриз заливается через расширительный бачок), оснащенной воздушным и паровым клапаном, пароотводную трубку и датчик температуры;
- сердцевина: сделана из плоских трубок, «обернутых» тонкими (почти как фольга) пластинами из хорошо проводящей тепло меди или алюминия, реже — стали;
- нижний бачок: необходим для приема охлажденного антифриза, соединяется с отводящим патрубком, иногда снабжается сливным краном.
Типы радиаторов охлаждения
Различия между этими изделиями в основном заключаются в конструкции трубок, бачков и материале изготовления. В последнем случае используется медь или алюминий. Второй вариант является наиболее распространенным благодаря небольшому весу изделий и лучшей жесткости металла по сравнению с Cu. Это позволяет производить однорядные радиаторы и делать более широкие трубки: они могут быть с круглым или овальным сечением. Первые используются все реже, т. к. имеют аэродинамическую «тень»: зону сзади трубки, куда холодный воздух не проникает. Из наиболее часто встречающихся радиаторов, устанавливаемых на авто, можно выделить:
- трубчато-ленточные алюминиевые (паяные);
- медно-латунные трубчатые: применяются в грузовиках и спецтехнике;
- алюминиевые, состоящие из пластин и трубок;
- медно-стальные (устаревшая конструкция): здесь трубки нанизаны на ламели.
Причины возникновения протечек
Их не так много и все они условно делятся на несколько групп, которые стоит рассмотреть подробнее:
Все вышеперечисленные причины ведут к образованию течи охлаждающей жидкости. Причем в ряде случаев (например, при коррозии) обнаружить ее сразу довольно сложно. В такой ситуации нужно слить антифриз и демонтировать радиатор. Далее:
Есть и иной метод нахождения места протечки, если описанный выше способ не помог. Для этого понадобится специальный набор, включающий в себя вводный пистолет, ультрафиолетовый светильник и флуоресцирующую добавку. Добавьте ее в систему охлаждения и проверьте лампой все элементы СО, включая радиатор: места протечек будут светиться. Но все это можно проверить в стационарных условиях, а что делать – потек радиатор в пути?
Устранение течи герметиком в «полевых условиях»
Если утечка охлаждающей жидкости небольшая, можно элементарно доливать воды (если есть, где ее взять) и тянуть до ближайшего автосервиса. Проблему можно решить и в том случае, если у вас с собой есть специальный герметик (рекомендуется возить его с собой, особенно если у вас далеко не новое авто).
Стоит отметить: использование подобного средства устранения течи – временное решение. В конечном итоге необходимо заняться более серьезным ремонтом радиатора или покупать новый.
Сразу же откажитесь от применения народных способов временного устранения течи: это не тот случай, когда в систему охлаждения мотора засыпают горчичный порошок, а то и вовсе вливают сырые яйца. Итогом будет долгая и нудная промывка радиатора. В худшем случае забьется салонный отопитель и выйдут из строя помпа и термостат.
А как происходит ликвидация течи при помощи магазинного герметика на основе полимеров? Он заливается в систему и перемешивается с антифризом. Полученный раствор выходит наружу через дефектные отверстия, трещины и, соприкасаясь с воздухом, застывает, образую полимерную пленку.
Читайте также: Под небом голубым текст автор
Виды герметиков для системы охлаждения авто
Наибольшее распространение получили полимерные средства, имеющие в своем составе мелкие металлические частицы. Они «цепляются» за шероховатости отверстия или трещины и как бы обволакивают их. Основное достоинство подобных препаратов в том, что они не «прилипают» к металлу, а постоянно находятся в антифризе. Т. е. если последний слить, то герметик уйдет вместе с ним и дополнительно промывать систему охлаждения не потребуется. Есть и минус: размер заделываемого отверстия не может быть больше 1 кв. мм. Лучшими качествами обладает полимерный герметик (например, Lavr Stop Leak), в составе которого есть особые волокна. Они помогают частицам средства сцепляться между собой и краями дефектного места. Такой полимер в течение нескольких минут ликвидирует отверстие по площади не превышающее 2-х кв. мм.
Положительные результаты дает использование только качественной продукции: попадание плохого герметика в систему охлаждения может вызвать закупорку каналов из-за образования отложений. Поэтому после использования средства рекомендуется промыть СО. Среди наиболее хорошо себя зарекомендовавших составов, пользующихся популярностью у автолюбителей, есть смысл отметить (в скобках – время затягивания отверстия или трещины в секундах площадью 1 мм):
Как пользоваться герметиком
Об утечке охлаждающей жидкости можно судить по показаниям прибора на панели. При критическом повышении температуры из-под капота начнет валить пар.
Нужно немедленно остановиться и заглушить двигатель. Если у вас авто с большим, более 2 л объемом мотора, то сделать это нужно не сразу, а примерно через полминуты после остановки. Дальнейшие действия:
- осмотрите машину и если увидите течь под ней, поставьте туда подходящую емкость для сбора антифриза;
- откройте капот, выждите несколько минут и только потом, обернув руку подходящей тряпкой, чтобы избежать возможного ожога, откройте пробку на расширительном бачке или самом радиаторе;
- залейте в горловину герметизирующее средство согласно инструкции;
- пустите двигатель и дайте ему поработать 10-15 минут;
- заглушите мотор и через те же 10-15 минут заведите;
- осмотрите машину на предмет течи.
Есть небольшой момент: описанные выше составы в большинстве случаев плохо заделывают трещины в резиновых патрубках, поэтому лучше всего их заменить на новые. И еще: несмотря на то, что современные герметики достаточно хорошо справляются со своей задачей, использовать их в профилактических целях (при отсутствии течи) не рекомендуется. Если же течь обнаружена в стационарных условиях, то целесообразнее приступить к полноценному ремонту СО, а не использовать герметики.
Применение «холодной» сварки
В «полевых» условиях она может пригодиться, если повреждение хорошо заметно и не требует демонтажа радиатора. Если ремонт производится «дома», то изделие лучше снять. Для этого:
- слейте охлаждающую жидкость с остывшего мотора в заранее приготовленную емкость через специальные отверстия в блоке цилиндров и нижней части радиатора (можно ослабить хомут патрубка);
- отсоедините электрические разъемы от датчиков температуры и включения вентилятора;
- ослабьте хомуты и снимите подходящие к радиатору шланги и патрубки;
- открутите винты крепления изделия и вытащите его (в некоторых моделях вместе с вентилятором).
«Холодная» сварка – средство, состоящее из клея-герметика и металлического порошка. Состав может быть готовым к применению или продаваться в виде отдельных компонентов, которые нужно перемешать перед применением для получения однородной массы. Процесс использования средства:
- зачистите район вокруг дефектного отверстия, трещины наждачкой;
- обезжирьте проблемное место бензином или ацетоном;
- состав перемешайте, если он из отдельных компонентов или разомните руками в соответствии с инструкцией (потом можно покрасить это место);
- подождите, пока он схватится;
- полное затвердевание происходит в зависимости от марки «холодной» сварки и составляет 1-24 ч.
Далее установите радиатор на место, заодно очистив его от пыли и насекомых, забивающих соты снаружи. Главный плюс при использовании подобных составов в том, что они обладают одинаковым с металлом коэффициентом теплового расширения. Т. е. заплатка может не пропускать охлаждающую жидкость и несколько лет.
Устранение течи радиатора пайкой
Проще всего запаять радиатор с медными трубками и бачками. В этом случае понадобится припой, в котором содержится не менее 50% олова (например, ПОС61) и флюс: специальный жидкий состав либо канифоль. Предварительно зачистите проблемное место мелкой наждачной бумагой. Для выполнения работ используйте паяльник мощностью от 50 Вт, иначе металл хорошо не прогреть.
Немного сложнее обстоит дело с пайкой алюминиевого радиатора. Дело в том, что этот металл реагирует на воздух и образует окисел на своей поверхности, мешающий пайке. Поэтому перед процедурой поверхность нужно смазать веретенным маслом: его используют при ремонте швейных машинок и чистке ружей. Если повреждения серьезные, то может понадобиться сварка аргоном. Здесь нужно специальное оборудование и специалист.
Если у вас нет достаточно опыта проведения паяльных работ, лучше обратиться в профильную мастерскую, иначе есть риск нанесения больших повреждений радиатору, что приведет к покупке нового.
Опасность постоянной утечки охлаждающей жидкости
Наибольшая неприятность – перегрев двигателя из-за неспособности антифриза эффективно отводить тепло. Если течет радиатор охлаждения, головка блока цилиндров может изменить свою конфигурацию: при этом прокладка неминуемо выйдет из строя. В самом худшем случае мотор просто заклинит, что обернется его капитальным ремонтом. Недостаток охлаждающей жидкости в радиаторе опасен и для самого человека. Если водитель открывает капот при кипящем антифризе, возможен пробой какого либо элемента СО, в результате чего образуется настоящий гейзер из разогретой до высокой температуры жидкости. Если она попадет на кожу – ожога не избежать.
Читайте также: Спидометр на ниву 21213 цена
Ситуация, когда из-под капота валит пар, а датчик температуры охлаждающей жидкости указывает на перегрев, не обрадует ни одного водителя. Если в пути потек радиатор, всегда есть несколько способов справиться с возникшей проблемой, чтобы, как минимум, добраться до ближайшей автомастерской, где на помощь придут специалисты.
Прежде, чем начинать ремонт, необходимо разобраться с исходными параметрами, ведь от этого будут зависеть дальнейшие действия.
- Так, если у автомобиля всего лишь появилась небольшая течь из радиатора, можно просто долить воды в систему охлаждения, чтобы «дотянуть» до сервиса.
- Если же течь сильная, и ее местонахождение неизвестно, понадобится крупный ремонт и замена многих деталей.
- Наконец, антифриз может попадать в цилиндры через трещину в прокладке головки блока, самом блоке цилиндров или головке; в этом случае дорогостоящий ремонт так же неизбежен.
Единственное, о чем желательно помнить – не стоит делать ничего из того, что советуют народные умельцы. Например, залить сырое куриное яйцо в радиатор, насыпать горчичного порошка или наложить на трещину прокладку из жевательной резинки и куска резины, обжав ее алюминиевой проволокой. Почему? Потому что после первых двух средств, придется долго и нудно промывать радиатор, а последний и вовсе лишен смысла.
Устранение течи при помощи герметиков
Возникновение внезапной течи из системы охлаждения – это наиболее частая проблема, с которой сталкиваются владельцы машин с большим пробегом. Что делать, если в пути потек радиатор?
Проблему можно решить при помощи специальных жидких герметиков. Принцип их действия заключается в следующем. Герметик заливается в радиатор или в расширительный бачок, где перемешивается с антифризом. Через трещины он вытекает наружу и застывает на воздухе, превращаясь в прочную полимерную пленку.
Однако герметики – далеко не идеальный вариант для ремонта потекшего радиатора: с их помощью можно заделать лишь небольшие трещины площадью не более 2 кв. мм. Помимо этого, специалисты утверждают, что через некоторое время герметик может вызвать закупорку системы охлаждения, поэтому после применения данного средства ее необходимо полностью промыть. В противном случае велика вероятность того, что радиатор придет в негодность, и его понадобится заменить.
Холодная сварка
Что делать, если потек радиатор, и трещина большая? Для ремонта можно воспользоваться термостойким герметиком-клеем, в составе которого присутствует металлический порошок. В народе такое средство называют «холодной сваркой». Продаются эти составы как в готовом к применению виде, так и в виде отдельных компонентов, которые вначале необходимо тщательно перемешать, чтобы получилась однородная масса.
Поврежденную деталь необходимо обезжирить и немного обработать наждачной шкуркой, чтобы поверхность стала немного шероховатой. После этого вокруг детали наносится металлогерметик. Схватывание состава происходит через 2-3 минуты, а для полного затвердевания потребуется от часа до суток.
Большое достоинство холодной сварки в том, что ее коэффициент температурного расширения близок к металлу, поэтому заплата, нанесенная на потекший радиатор, способна продержаться несколько лет.
Ремонт при помощи паяльника
Мощность паяльника должна быть не менее 50 Вт, он должен быть хорошо прогрет. Если стенки радиатора толстые, их также желательно тщательно прогреть. Припой должен содержать как минимум 50 % олова (хорошо для этих целей подходит ПОС-61). Припой с меньшим содержанием олова не обеспечит высокого качества пайки.
Несмотря на кажущуюся легкость, запаять радиатор не так-то просто. В случае неудачной попытки запаять его, придется все делать заново. Если нет желания экспериментировать, лучше обратиться в мастерскую, причем, желательно, не в первую попавшуюся. Стоит исследовать тематические форумы, там, скорее всего, подскажут, где найти хорошего мастера.
Определение места протечки
Обычно место протечки определяют следующим образом. На снятом радиаторе герметизируют все отверстия для патрубков, и поместив его в емкость с водой, насосом или компрессором нагнетают избыточное давление. Место течи даст о себе знать появлением пузырьков воздуха.
В том случае, если точно определить, в каком месте потек радиатор, не удается, необходимо воспользоваться специальными приспособлениями. Набор включает в себя флуоресцирующую добавку, пистолет для ее ввода в систему охлаждения и ультрафиолетовую лампу, в свете которой вытекающий антифриз станет светиться. Проблема в том, что этот набор довольно дорог, и покупать его для себя не имеет смысла. Намного дешевле обратиться в автомастерскую.
" alt="">
Что делать, чтобы радиатор не потек
Многие автовладельцы задаются вопросом, что делать, чтобы избежать проблем с радиатором охлаждения. Стопроцентной гарантии, что в радиаторе рано или поздно не появится трещина, добиться не удастся никакими методами, однако есть несколько советов, следуя которым, можно существенно продлить его ресурс.
Если начал протекать радиатор, есть несколько вариантов выхода из ситуации, чтобы иметь возможность добраться до автомастерской без риска для автомобиля и водителя.
Читайте также: Прокладка под головку блока цилиндров цена
Прежде всего, необходимо установить причину и место утечки жидкости, потом уже принимать меры по устранению течи.
Очевидно, что текущий радиатор свидетельствует об изношенности системы или выходе из строя какого-то ее элемента и все, что возможно сделать на дороге, применение имеющихся под рукой герметиков. "то лишь возможность добраться до специалистов, срочное и временное решение внезапно возникшей проблемы. Это не средство, которое вылечит болезнь, а повязка, снижающая кровотечение или средство для уменьшение боли. После их применения все равно нужно обратиться к специалисту.
Если потек радиатор. Что делать
Если в дороге побежал радиатор, а до мастерской еще ехать и ехать, уберите из пробки радиатора предохранительный клапан, что уменьшит давление в радиаторе до атмосферного, в результате течь, как минимум, уменьшится, а может исчезнуть совсем, если трещина была маленькой.
При небольшой течи вполне могут помочь специальные герметики, благо что в продаже их сейчас немало и автовладельцу лучше иметь какой-либо в багажнике.
Герметики подразделяются на два вида: жидкие и твердые пластичные. По составу они являются эпоксидной смолой с различными наполнителями и добавками, которая может склевать различные поверхности, разумеется не так как традиционная сварка, но при хорошей подготовке поверхностей к процессу склеивания, результат получается очень неплохой.
Жидкий герметик состоит из эпоксидной смолы и отвердителя, которые смешиваются при использовании. Применение жидких герметиков несложно, достаточно вылить содержимое из емкости в радиатор или бачок с охлаждающей жидкостью и этот состав надежно устранит течь системы охлаждения в целом или радиатора, в частности. Герметик не подвержен испарению, способен препятствовать утечке хладагента в дальнейшем, поскольку остается в системе охлаждения, инертен ко всем материалам, с которыми может взаимодействовать, к стали и резине, пластмассе, чугуну и цветным металлам и их сплавам. Он не взаимодействует со всеми охлаждающими жидкостями, применяющимися на данный момент.
Герметики твердеют только в местах течи, радиаторные трубки не забивают. Эффективны они для небольших отверстий, в рекомендациях производителей указаны размеры до двух квадратных миллиметров.
Принцип их действия заключается во взаимодействии с атмосферным воздухом, перехода из жидкой фазы, в которой они находятся в антифризе, в твердую, затвердевании и образовании твердой пленки вокруг трещины, ее герметизации.
После применения герметиков систему необходимо промыть, чтобы избежать закупорки каналов системы охлаждения.
Холодная сварка или металлогерметики
При обнаружении достаточно большой трещины или трещин и значительной течи из системы охлаждения необходим более серьезный ремонт. Рекомендуется в этом случае использовать «металлогерметики». Устойчивые к высоким температурам герметики со свойствами клея и добавлением металлических порошков, используются стальной, бронзовый и титановый наполнители.
Выпускаться могут как в готовом к применению виде, так и в виде отдельных компонентов, которые при необходимости соединяют вместе в какой-либо емкости, перемешиванием добиваются получения однородной массы, затем наносят вокруг поврежденного места, предварительно тщательно очистив место ремонта от пыли и грязи и обезжирив.
Пластичные холодные сварки
По внешнему виду пластичные холодные сварки напоминают пластилин, расфасовываю их обычно в пластиковые емкости, смесь состоит из двух слоев, для того, чтобы начать процесс ремонта, эти слои необходимо смешать между собой, тогда начнется химическая реакция полимеризации с повышением температуры состава.
Не нужно смешивать объемы более значительные, чем необходимо для работы, лучше отрезать достаточный кусок материала, размешать его и использовать, потому что полимеризация происходит достаточно быстро, неиспользованный материал придется выбросить.
Холодные сварки за счет металлического наполнителя имеют примерно одинаковый коэффициент объемного расширения с ремонтируемой деталью, поэтому «заплата» при правильной установке может держаться годами, причем устанавливать ее можно при наличии течи, не сливать жидкость или ждать, пока она вся вытечет. Устанавливается она за пять минут, но до полного затвердевания необходимо около часа времени.
Применяться могут при склейке металлов, стекла, пластика, на вид напоминают пластилин, легко наносятся, в момент затвердевания увеличиваются в объеме, то есть возникает при применении эффект «пробки». Возможно применение и в других обстоятельствах, например, протечку бензобака тоже достаточно легко устранить.
Обнаружение невидимых протечек и трещин
Для обнаружения протечек в труднодоступных местах или очень небольших, невидимых невооруженным глазом, трещин, имеются специальные наборы, состоящие из флуоресцирующей добавки, пистолета для ввода ее в систему охлаждения и ультрафиолетовой лампы, при освещении которой вытекающую из системы охлаждения жидкость светится и находится место течи, набор недешевый, обычно применяется в мастерских. Обычному водителю лучше рассчитывать на свой опыт, проверить патрубки системы охлаждения на предмет образования трещин, не ослабли ли соединительные хомуты.
Специальные герметики, конечно не панацея, после их применения лучше обратиться в автомастерскую к специалистам для полноценного обследования и ремонта автомобиля, но помочь к сложной ситуации они могут очень хорошо, позволить завершить поездку без серьезных последствий для машины. Каждый водитель должен иметь в ремонтном комплекте набор герметиков, жидких или пластичных лучше тех и других, много места они не занимают, выбор их весьма большой, по цене доступны, наличие их придаст уверенности при поездках на природу или в дальние поездки, выручить они могут в самых неожиданных случаях.