Содержание
- #1 test_2012_2012
- Сравнение двух видов топлива
- Отличия ГБО метан от пропанового
- Расход газа и окупаемость
- Безопасность
- Заправка и запас хода
- Экология
- Заключение
-
-
-
- Опции темы
- Поиск по теме
-
-
-
- Авто на метане
- Рекомендуем посмотреть:
#1 test_2012_2012
Было много программ по использованию природного газа на автомобильном транспорте, но результат слабоват. Даже на рейсовых автобусах тема не особо пошла. Про автомобили и говорить нечего.
"Метановое топливо считается экологичной альтернативой бензиновому и дизельному, но, несмотря на все усилия производителей, все еще неактивно входит в эксплуатацию. К 2040 году лишь 6% легковых и 5,3% коммерческих автомобилей будут использовать альтернативные виды топлива, говорится в прогнозе развития нефтяного рынка, подготовленного организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Почему так происходит и в чем минусы метанового транспорта."
Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.
Сравнение двух видов топлива
Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:
- Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
- Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).
Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.
Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:
Отличия ГБО метан от пропанового
Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.
Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.
Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).
Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.
Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.
Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.
Читайте также: Порядок затяжки гбц приора 16 клапанов
Расход газа и окупаемость
Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.
По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.
- цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
- пробег за месяц 3000 км.;
- автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
- стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.
Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.
Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.
1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;
2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.
Влияние газомоторного топлива на двигатель
Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.
Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.
По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.
Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.
Безопасность
При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.
Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.
Заправка и запас хода
На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).
При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.
Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.
Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.
Экология
Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.
Читайте также: Как подключить магнитолу к сигнализации
Заключение
Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:
- поколения оборудований;
- правильность и своевременность регулировки, обслуживания установки;
- манера вождения транспортного средства;
- климатические, а также географические условия эксплуатации.
Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана
Опции темы
Поиск по теме
Авто на метане
Вчерашней новостью навеяло. http://fedpress.ru/federal/econom/tek/id_218018.html
И вот подумалось: раз власти (в лице того же Тулеева) говорят о том, что авто на метане это хорошо, и пора переходить на чистое (относительно) топливо. Но почему ни слова, о том, что если автомобилист тратит деньги, чтобы перевести свой авто на газ которой приносит деньги области, предоставить налоговые льготы? Хотя бы отменить автоналог.
И так и не услышал, когда частные дома будут отапливаться метаном? Ведь когда еду через Редаково, всегда удивляюсь, как люди там дышут?
Теперь по теме: есть у кого авто на метане? поделитесь, стоит оно того?
У меня пропан-бутан. На сколько знаю, на метан оборудование стоит раза в 1,5 дороже, чем на пропан-бутан. Плюс заправок почти нет. Но стоит метан дешевле.
З.ы. давление в баллоне пропан-бутана 15-16 очков, метан- 200.
У меня знакомый купил три года назад Хонду Сивик 2001г на метане, установка родная, машина может ездить только на газу, заправка бензином не предусмотрена, стоимость заправки бака сейчас около 170р, стоимость поездки в Новосиб из Кемерово и обратно около 200р, но есть и минусы в том же Кемерово всего две заправки, так что приходиться держать руку на пульсе:)
а как у него с заводкой?
обычно ведь машина на газе заводят с бензина, а потом переключаются.
После минус двадцати пяти фиг заведеш, машина у него не одна, все же такая на каждый день страшновато
Ему когда надо в мороз, говорит я ее не глушу просто всю ночь, сгорает рублей 60-70, автозапуска нет
а моторесурс. масло то все равно получается свой пробег ужирает.
у меня у знакомого газель на метане. говорит очень выгодно. в морозы ездил на ней, хоть и на улице стоит. не знаю мож он ее на бензе заводил.
сам так думал, что опасно, как заводится, а когда купил- то опупел просто. расход метана-мама не горюй. (эт мне волга уже оборудованная досталась). сразу поехал к газовщикам- осмотр оборудования- и вердикт:ремонт редуктора, 1100ре все обошлося. скажу так: у меня 3 баллона по 10 кубов, стоят в багажнике, расход газа по городу-30 кубов на 270-275 км, волга -карбюраторная, расход бенза: а-80 -13л на 100км .цена газ-8р50коп за куб, бенз 18р20коп за литр, так что считайте сами. по поводу завестись: в салоне стоит управление системой бензин-нейтраль-газ. зима-кнопочку ставим на бензин(газ при этом совсем не работает), заводим авто и греем до 40с , затем кнопочку в нейтраль- (и бенз не идет и газ не идет, клапана там стоят)-вырабатываем бенз, машина глохнет, кнопочку газ- и вперед, летом всегда на газе завожу, хоть так и неположенно, а насчет экономии- сами смотрите))))))))))))
и ничего оно не ужирает.
насчет ресурса- увеличевается моторесурс двс. это проверенно. газ-экологически чистое топливо, сгорает без отходов(нет нагара на клапанах и поршнях), сгорает в двигателе совершенно без детонации( что опять же положительно сказывается на шатунно-поршневой группе), подача газа из редуктора стабильна-(образование ровной газовоздушной смеси) для воспламенения по сравнению с бензом, т.е двигатель работает мягче и ровнее.
Читайте также: Из чего состоит мотор автомобиля
Не знал до 2010 года что такое ГБО, впервые прокатился в китае за рулем китайского фольца сантаны 2007 г.в. на газе, детонация присутствует, зависит видимо от качества газа..на счет ресурса ДВС – спорный вопрос, свечи усираются махом, менять чаще чем на бензине, это как бы из разговора с китайцем, который ездит на ней.
свечи должны быть чистейшими, оборудование видать не правильно настроено. у меня знакомый по 50 тыщ на обычных отъезжал с газом.
сам под 50 тыш ездил на свечках и ничего, незнаю какая детонация у китайца там появлялася)))), а раз свечи засерает на газу- то это пипец маслосъемным колпачкам и маслосъемным кольцам. только и всего.
Теория:
Двигатель внутреннего сгорания рассчитывается на эксплуатацию с топливом имеющим определенное октановое число. Например АИ-92 имеет октановое число 92 определенное исследовательским методом. Газ имеет октановое число 100 и выше.
Исходя из заданного октанового числа и других параметров заданных при разработке двигателя, выбирается степень сжатия двигателя.
При использовании топлива с высоким октановым числом в двигателях с низкой степенью сжатия, процесс сгорания происходит медленно. При высоких оборотах догорание топлива продолжается при открытии выпускного клапана. Это приводит к их высокому нагреву, быстрому износу пары клапан-седло, иногда к их выгоранию. Кроме этого, несоответствие степени сжатия и октанового числа приводит к перерасходу топлива.
Практика:
Перевод на газ легче переносят двигатели с высокой степенью сжатия, предназначенные для работы с высокооктановым бензином АИ-98.
Можно самому увеличить степень сжатия, "шлифанув" головку.
Свечи зажигания покрываются нагаром из-за плохого качества газа. Выгорают из-за перегрева. Можно подобрать подходящие свечи по калильному числу.
Масло съемные кольцам ничего не грозит.
Масло съемные колпачки "дубеют" от температуры. Ничего криминального.
так понимаю самая большая проблема при переходе на метан – мало заправок. вот живу я на Ильинке, знаю есть заправка на Малоэтажке, в день накручиваю около 100км., т.е. каждые два дня ехать туда заправляться. нафик надо.
Мудрая мысль. Лень – двигатель прогресса
В районе ЗСМК была метановая заправка.
Теория:
Двигатель внутреннего сгорания рассчитывается на эксплуатацию с топливом имеющим определенное октановое число. Например АИ-92 имеет октановое число 92 определенное исследовательским методом. Газ имеет октановое число 100 и выше.
Исходя из заданного октанового числа и других параметров заданных при разработке двигателя, выбирается степень сжатия двигателя.
При использовании топлива с высоким октановым числом в двигателях с низкой степенью сжатия, процесс сгорания происходит медленно. При высоких оборотах догорание топлива продолжается при открытии выпускного клапана. Это приводит к их высокому нагреву, быстрому износу пары клапан-седло, иногда к их выгоранию. Кроме этого, несоответствие степени сжатия и октанового числа приводит к перерасходу топлива.
Практика:
Перевод на газ легче переносят двигатели с высокой степенью сжатия, предназначенные для работы с высокооктановым бензином АИ-98.
Можно самому увеличить степень сжатия, "шлифанув" головку.
Свечи зажигания покрываются нагаром из-за плохого качества газа. Выгорают из-за перегрева. Можно подобрать подходящие свечи по калильному числу.
Масло съемные кольцам ничего не грозит.
Масло съемные колпачки "дубеют" от температуры. Ничего криминального.
Ты редкостный д. Природный газ коим является КПГ (метан) не может быть плохого качества по определению т.к. это чистый природный газ с содержанием метана не меннее 97%. выхлоп СН меньше чем на бензине в несколько раз! автомобиль с карбюраторным двигателем укладывается в нормы Euro4 безо всяких проблем.
Источник: