Уроки сезона MotoGP 2020: Yamaha — цель была недостижима с самого начала? | статьи на e-krasnoebeloe

Новости

— В феврале 2020 года, уже на тестах IRTA MotoGP все предугадали повторение сезона-2015, когда пилоты Yamaha нежданно отыскали ответы на все вопросцы (с возникновением новейших покрышек Michelin, обеспечивших их приличное преимущество), а Ducati и Honda оказались в затруднительном положении. Картина стала складываться на тестах в Катаре, где ситуация повторилась. Как бы, все было готово к реваншу.

Итоги тестов в Сепанге были очень обнадеживающими!

Отложенный на полгода сезон стартовал в Хересе, и 1-ая же гонка нанесла сокрушительный удар по Honda — Маркес выбыл на длительный срок! Фабио Куартараро из Petronas Yamaha SRT, напротив, заявил о намерении биться за титул, выиграв Гран-При Испании и повторив итог через недельку, на в Гран-При Андалусии. Валентино Росси, Маверик Виньялес и Франко Морбиделли — все проявили готовность к борьбе за подий и победу. Тройной подий в Андалусии вроде бы намекнул: «мы идем! мы уже тут!»

Но все перевернулось с ног на голову. При этом, истории с потерей Кубка производителей и титула в личном зачете — две переплетающиеся и связанные, но различные.

Полный подий Yamaha в Гран-При Андалусии — так все многообещающе начиналось!

Препядствия с движками, воззвание в MSMA, отказ соперников в сотрудничестве, и — нежданно отысканное «решение». В чем оно заключалось? Ведь подмены клапанов в опечатанных моторах не было, и Yamaha употребляла все собранные движки, как есть. Почему же YFR оштрафовали на 50 очков, лишив под занавес сезона шансов на Кубок?

Неувязка, которая лишила Yamaha Кубка, была известна еще до начала сезона. Производивший для YZR клапаны подрядчик сменился в осеннюю пору 2019 года; новейший же поставил заводу партию клапанов, в каких были допущены технологические нарушения при тепловой обработке. Сама по для себя неувязка с клапанами не привела бы к скандалу, а вот новейший поставщик — да! Часть моторов YZR-M1 была вооружена клапанами, произведенными в 2019 году, а иная — новенькими, в 2020. Омологированные Dorna моторы были произведены в 2019. А движки, куда становили новейшие клапаны, оказались вне закона. По воззрению Технической Дирекции MotoGP, клапаны, изготовленные по той же спецификации, но остальным производителем — это уже совсем остальные клапаны, и их необходимо было омологировать раздельно, что в Yamaha не сделали. Небольшой аспект в Регламенте, который был упущен (либо сознательно проигнорирован) до начала сезона и привел к катастрофе.

Была ли миссия по взятию титула неосуществимой?

Но то — про Кубок производителей. А борьба за титул в личном зачете велась с первой гонки, и даже выход из строя движков у Виньялеса, Росси и Морбиделли в Хересе на это не воздействовал: так либо по другому, пилот Yamaha был должен стать фаворитом, и Фабио Куартараро совершенно подступал на эту роль. В целом, все складывалось потрясающе, невзирая на… ведь победы в гонках MotoGP одержали трое из 4 пилотов Yamaha (все, не считая Росси).

«Единственное, что мы упустили в этом году — это стабильность результатов, — отметил менеджер Monster Energy Yamaha MotoGP Массимо Мерегалли. — Стабильность стала определяющим фактором в битве за титул. И здесь мы проиграли. Так же, как мы стартовали, продолжать сезон уже не могли: от шага к шагу, ситуация все усложнялась».

Фабио Куартараро — безупречный кандидат Yamaha на титул в 2020 году

Непостоянность Виньялеса и Куартараро заключалась в 2-ух принципиальных моментах. 1-ый связан с моторной неувязкой и «решением», которое отыскали в Yamaha. Никто достоверно не понимает, что конкретно зашифровано в этом слове, но специалисты, смотря на характеристики пилотов, скорость, их манеру пилотирования (изменившуюся опосля Гран-При Испании/Андалусии), сделали вывод, что Виньялесу и Куартараро «зарезали» на электрическом уровне пик оборотов мотора, снизив его на 500 о./мин. С технической точки зрения это означало бы утрату 8-12 л.с. и приблизительно столько же км/ч на пике.

Новейший мотор M1 2020 года был сильнее прошлогоднего, а байк — резвее, что проявили испытания в Сепанге и Катаре. Скорость всех пилотов Yamaha была идентичной со скоростью Honda и Ducati, и на тестах разница в пиковых показателях никогда не превосходила 4-6 км/ч (против до 10-14 км/ч в прошедшем году). Но в Брно и на Red Bull Ring Виньялес и Куартараро были обязаны поменять стратегию, чтоб противостоять конкурентам: из-за понижения пика мощности они теряли до 10 км/ч на прямых. Никакого достоинства в борьбе с конкурентами, а любая гонка на трассах с множеством прямых (Red Bull Ring, Барселона, Брно и Арагон) обязана была бы перевоплотиться в битву на выживание.

Виньялес оказался в самом неуютном положении за всю свою карьеру с Yamaha

Чтоб восполнить провал, Виньялес заместо атак на слипстриме был обязан возвратиться к поздним атакам на торможении в поворотах. Ему пришлось рисковать, начиная торможение на 50-70 метров позже, чем конкуренты! И естественно же, очень брутальное торможение привело к завышенному износу тормозов.

Помните, к чему это привело? Да! Все пилоты Yamaha, решившие действовать аналогичным образом, стали перегревать тормоза. В случае с Виньялесом это привело к их отказу и катапультированию в 1-м повороте Red Bull Ring.

Но эпизод с инцидентом Жоана Зарко и Франко Морбиделли тоже очень показательный, ибо он аккумулирует внутри себя обе трудности: нехватку скорости на прямой и в замедлении. Зарко двигался значительно резвее итальянца (на 16 км/ч). Француз был взбешен фактом, что Франко «мешается» на пути, и штурмовал очень жестко, создав опасность для конкурента. Морбиделли не сумел затормозить отлично в той ситуации: мощности его тормозов не хватило, чтоб совладать с эффектом лишнего слипстрима — Yamaha затянуло под Ducati массивным завихрением! Некие убеждены, что его сделали винглеты Desmosedici… Но, это аспекты езды определенных пилотов на определенной трассе.

Была ли миссия по взятию титула неосуществимой?

Основная неувязка — это 2-ой нюанс, с которым столкнулись претенденты на титул от Yamaha позднее. Заключалась она в неоднозначности анализа характеристик телеметрии новейшего шасси YZR-M1 вместе с новенькими Michelin. От трека к треку, от асфальта к асфальту, от погоды к погоде — совсем различные характеристики держака и реакция электроники! Испытания в Сепанге и Катаре проходили при весьма удобной погоде, что сделало безупречные условия для M1. Но сезон-2020 года стартовал в конце лета, и половина гонок состоялись в непривычных, весьма прохладных, даже экстремальных критериях. У Yamaha просто не было достаточного опыта, чтоб правильно и впору оценить ситуацию на месте!!!

Уже опосля австрийского тура, в Мизано Куартараро признал, что ничего не может осознать — как ему быть? Личного опыта не хватало, а инженеры из Иваты в тот момент еще не так плотно опекали будущую подмену для Росси. На квалификациях Фабио был как и раньше быстрейшим, поэтому что в гараже Petronas работали конкретно на квалификацию, не на гонку. А с утра всякого воскресенья им приходилось находить новое решение, новейший набор резины для гонки и новейший сетап практически с нуля. Шинное казино — любой денек! Если в 2016, 2017 и 2018 году эти игры были исключением и завлекали к для себя всеобщее внимание, в 2020 для Yamaha стали печальной нормой.

Что это было?

Виньялес оказался в аналогичном положении и гласил, что «совсем не осознает, что происходит». Если б осознавал, отыскал бы ответ. На самом деле, Маверик повторил путь Валентино Росси эталона 2017 года — он перепробовал всё: менял сетап по 10 раз за уикенд; команда собрала по ходу сезона три различных конфигурации на базе шасси 2020 года, но все это не посодействовало; Виньялес опять и опять менял стиль. Он выиграл Гран-При, но никогда де-факто не был в числе претендентов на титул.

Психический нюанс

Психология лучших прорайдеров такая, что они постоянно борются за наилучшие результаты — победу либо подий. Когда ощущают достижимость цели. Но когда ощущают, что цель недостижима, они действуют формально. Это изюминка конкретно проф, контрактных пилотов. Они знают, что без подия их заработная плата будет ниже. ОК, в данной гонке — пусть так: «Будет последующая, и там мы все компенсируем». Но когда уикенд за уикендом выходит одно и то же, хоть какой опустит руки и будет действовать чисто формально, делать собственный договор.

В 2012 году Карлос Чека, будучи фаворитом World Superbike, отвечая на мой вопросец опосля победы в квалификации на Moscow Raceway — планирует ли он взять победу в гонке, произнес одну весьма увлекательную фразу: «The winning is not an obligation» (т.е. победа в гонке не является обязательством). Это означало, что пилот нацелен на конечную цель — победу в чемпионате, а каким образом он приходит к этому, — дело стратегии и стратегии, разработанной вместе с командой.

Стратегия, стратегия и планирование невозможны, когда любой уикенд у тебя все по-разному!.. Поэтому, мы можем смело сказать, что уже опосля Арагона пилоты Yamaha «опустили руки». Это не сдача позиций в целом, а принятие ситуации as is — невозможность досижения цели. И для чего разламывать для себя шейку?

К слову, поглядите на Довициозо и Петруччи в этом году — один в один!

Была ли из-за этого поставленная перед пилотами цель недосягаемой с самого начала?

Ответа на этот вопросец нет. Ни один из заводов MotoGP не показал непогрешимой стабильности, но Suzuki удалось выйти на наиболее гладкую кривую фуррора, что и привело их к победе.

Franky says Relax

А еще, поэтому что у нас есть расчудесный пример вице-чемпиона MotoGP Франко Морбиделли, выступавшего на прошлогоднем YZR без какой-нибудь заводской поддержки. По воззрению Виньялеса и Куартараро, шасси 2019 года куда лучше подошло для новейшего мотора и покрышек. Но возвратить то шасси в заводской гараж Yamaha Factory Racing не могла по ряду обстоятельств. К слову, опосля того, как Фабио Куартараро получил заводской статус в гараже Petronas, и он тоже лишился этого шанса: по договору с Sepang Racing Team заводской департамент обеспечил команду материалами лишь 2020 года выпуска — это и было сущностью огромного апгрейда Куартараро, который привел в никуда. В общем, нонсенс!

Мог ли биться за титул Френки? Он был готов к схватке за подий в 1-ый же уикенд, а во 2-м лишь сбой в движке не отдал ему финишировать 4-м за полным подиумом Yamaha. Потом, сход в Red Bull Ring — в сумме, он растерял 50 очков, которых ему не хватило бы в решающей схватке с Ринсом и Миром. В итоге — та же непостоянность.

Мог ли Морбиделли биться за титул — за себя и тех 3-х юношей из примыкающего гаража?

Основной урок, который извлекли в Yamaha Factory Racing из сезона такой: отсутствие испытательной программки с мая по июль принесло большой урон! Новенькая программка на 2021 год будет насыщенная и всеобъятная, она начнется в Сепанге и рассчитана на весь год. Новейший тест-пилот Yamaha Кэл Кратчлоу накатается от всего сердца!

О причинах отсутствия тестов в 2020 году Yamaha умалчивает. Официально — это отсутствие способности организовать логистику испытаний в Европе и Стране восходящего солнца из-за ограничений, связанных с Covid-19 и локальными локдаунами. 2-ая причина наиболее явна: результаты тестов в Сепанге и Катаре оказались очень обнадеживающими. Но проверить все-же следовало бы… хотя бы, к Мизано! Ведь база YFR находится в Италии, и те же KTM, Ducati и Aprilia отыскали возможность вывести собственных тест-пилотов на Misano World Circuit и Red Bull Ring.

Где же Хорхе?!

Но по сути, ответов на почти все вопросцы до сего времени нет.

По большей части из-за отсутствия в паддоке армии журналистов, которые постоянно делали MotoGP увлекательным и различным. Но в 2020 году мы обязаны судить о ситуации только на базе увиденного либо услышанного из официальных сообщений. Даже у 10-ка избранных медийщиков, оказавшихся в медиа-центре в конце сезона, не было «доступа к телу», как не было и бессчетных информаторов из числа инсайдеров паддока. Вся информация выдавалась весьма дозированно и опосля бессчетных фильтров.

«Я уверен, что в 2021 году мы вернемся в норму» — заявил Мерегалли.

ОК, будем надежды!

Источник: motogonki.ru