— После испанского тура MotoGP в Yamaha провели детальное обследование моторов, в которых сработала защита от разрушения. В первой гонке из борьбы из-за этого выбыл Валентино Росси, во второй — Франко Морбиделли. Виньялесу повезло, у него двигатель отключился на warm-up′е, так что он не потерял очки в гонке — мотор просто заменили на запасной.
Но теперь у пилотов Yamaha в использовании уже 4 двигателя из 5 доступных в 2020 году, и это может породить большую проблему в конце сезона.
Двигатель Yamaha YZR-M1 (2018)
Понимая это, Yamaha Factory Racing обратилась к MSMA с просьбой (в виде исключения, поскольку поломка двигателей в гонке может представлять угрозу для других участников) отозвать все уже опломбированные моторы YZR-M1 для проведения ремонта. По словам Лина Джарвиса, инженеры в Ивате обнаружили деталь, при производстве которой был допущен незначительный технологический огрех.
Говоря о производстве мотора прототипа MotoGP, можно смело сравнивать этот процесс с производством боевой катаны для самурая: это длительный, очень тщательный, многоступенчатый процесс, занимающий до 3 месяцев.
Чтобы было понятно, что есть «огрех» по понятиям участников MotoGP. Коленчатый вал двигателя прототипа MotoGP может раскручиваться до 18000 об./мин., при этом возникают такой момент инерции, что минимальный дисбаланс или микротрещина в любой из деталей ЦПГ и ГРМ способны мгновенно привести к разрушению всего агрегата. Все детали моторов прототипов изготавливаются почти вручную и проходят многоступенчатую обработку, а затем такую же многоступенчатую фазу тестирования и контроля. На изготовление одного двигателя MotoGP уходит от 2 до 3 месяцев.
Мощность двигателя MotoGP достигает 280-290 л.с. (Ducati и Honda), у Yamaha она несколько ниже — порядка 240-250 л.с., что давало недостаток скорости до 12-15 км/ч на прямой при аналогичных условиях настройки других прототипов
В 2018-2019 годах на нехватку мощности жаловались и Валентино Росси, и Маверик Виньялес. В итоге, инженеры Yamaha выдали к новому году измененный двигатель YZR-M1, гораздо более резвый — во всем. Впрочем, полноценно испытать эти моторы пилоты Yamaha не смогли до Гран-При Катара. Вернее, двигатели были испытаны в привычных условиях на тестах IRTA в Сепанге, а затем в Лосаиле, их показатели устроили и пилотов, и заводскую команду. После, двигатели были готовы к отправке на склад Технической дирекции MotoGP, но этого не произошло из-за карантина и остановки чемпионата. Впрочем, за то время, которое было в распоряжении у японцев, они не смогли провести никаких дополнительных испытаний и работ (в отличие от KTM и Aprilia!) — предприятия в Японии были закрыты, в Европе из-за карантина не работали гоночные треки, тестовые команды сидели без работы.
То, что в моторах (во всей серии 2020 года) оказался дефект, выяснилось впервые на Гран-При Испании, в первой же гонке возобновленного сезона MotoGP. Проблема повторилась через неделю — и это уже стало системой, которая насторожила Yamaha. Из-за невероятной плотности измененного календаря, решение требовалось здесь и сейчас, и путей было найдено два.
Валентино Росси со своим олдскульным стилем пилотирования — вновь — самый успешный пилот Yamaha в MotoGP
Первый путь — формальный запрос в Ассоциацию производителей (MSMA) насчет изъятия моторов для последующего апгрейда. Yamaha представила эту просьбу в виде предложения, связав вопрос ребилда моторов с безопасностью гонок: мол, в случае разрушения двигателя в заезде, может произойти чрезычайная ситуация — вплоть до внезапного падения пилота… и так далее. Однако, члены MSMA, в том числе, KTM и Ducati отказали Yamaha. Для приема такого решение требуется единогласие всех членов Ассоциации, и его, разумеется, не было достигнуто! Кто же позволит конкуренту процветать за свой счет?
Ducati потребовала от Yamaha раскрытия технических данных о проблеме, включая детальные схемы и описание, к чему может привести нарушение работы двигателя… т.е. раскрытие секрета №1 — технологии производиства мотора! Конечно же, в Yamaha пойти на это не смогли.
Исключительно высокая температура воздуха и асфальта в гонках на Circuito de Jerez стала катализатором проблемы, которую затем не выявили ни в Брно, ни в Шпильберге
Так или иначе, но объяснения для MSMA потребовались. Yamaha Factory Racing официльно раскрыла суть проблемы с двигателями после Гран-При Австрии.
Изначально, подозрения пали на датчики внутри выпускного канала двигателя, но затем проверка показала, что проблема — в клапанах. И это гораздо более серьезная проблема с технической точки зрения! Некорректная работа сенсора отслеживается на стенде. А вот огрехи в производстве самого тонкого элемента ГРМ, это можно выявить только под самой большой нагрузкой… или в гонках.
Босс Yamaha Factory Racing Лин Джарвис
В интервью официальному порталу motogp.com в ходе Гран-При Штирии, босс Yamaha Factory Racing Лин Джарвис подтвердил, что раскрытие таких данных невозможно; а поскольку проблема пока больше не возникала, в Yamaha решили идти другим путем.
Yamaha пришлось пойти на снижение лимита оборотов двигателя электронно, чтобы уменьшить нагрузки. Уже в Брно, на Гран-При Чехии пилоты Yamaha вышли на старт со сниженным потенциалом.
«MSMA запросила у нас некоторые свидетельства, что это важная проблема, касаемая спецификации клапанов. Но в ходе первой недели на Red Bull Ring мы провели более глубокий анализ вместе с инженерами завода, связались с поставщиком, и пришли к выводу, что такие документы не могут быть обнародованы, поэтому, мы в итоге отозвали свой запрос, — сказал Джарвис, — Вчера [в пятницу, 21 августа] состоялся очень коротний митинг с членами MSMA, где мы сообщили об этом».
«Мы решили разбираться с этой ситуацией внутри компании. Сейчас мы полностью уверены, что можем решить проблему без последствий для безопасности гонок. Нам пришлось менять настройки двигателей, снизив предельную скорость вращения. Как мы считаем, это поможет нам добраться до финала сезона без потерь».
Потери будут иного плана: если на Гран-При Сан-Марино в Мизано трасса подходит для Yamaha, то в Барселоне и на Motorland Aragon у Куартараро, Виньялеса, Росси и Морбиделли не будет никакого преимущества в борьбе с соперниками.
Погоня Жоана Зарко за Морбиделли в Гран-При Австрии завершилась большой аварией на 310 км/ч
Фабио Куартараро уже растерял свое грандиозное преимущество в генеральном зачете MotoGP до 3 очков, и Андреа Довициозо из заводской Ducati, несмотря на большие проблемы в освоении покрышек Michelin, снова готов претендовать на титул. А Ducati Corse вполне себе может претендовать на Кубок конструкторов! Но этот вопрос будет решаться уже после визита в Мизано.
На Red Bull Ring, самом «моторном треке» из календаря MotoGP, в среднем, нехватка пиковой скорости по официальным данным составляла до 10-12 км/ч
Из-за этого, кстати, и произошел инцидент между Жоаном Зарко (Pramac Ducati) и Франко Морбиделли (Petronas Yamaha SRT) на Гран-При Австрии: Зарко на Desmosedici GP19 легко нагнал Yamaha M1 итальянца в конце длиннющей дуги (почти прямой) из 2-го поворота Red Bull Ring — в 3-й. В момент атаки, когда Франко уже замедлялся, разница скоростей между ним и Зарко составляла те самые 15-20 км/ч, необходимых для атаки.
У Маверика Виньялеса отказали тормоза перед 1-м поворотом Red Bull Ring, и он решил катапультироваться
Из-за той же проблемы — нехватки скорости на прямых — случилась проблема с отказом тормозов и у Маверика Виньялеса в Гран-При Штирии!
Виньялесу приходится тормозить очень поздно, чтобы обгонять соперников перед самым поворотом, а не на слипстриме. Из-за этого он перегрел тормоза на первых же трех кругах, после чего температура дисков и колодок достигла критической отметки в 1000 градусов, а затем, колодки просто стали разрушаться.
Подробнее об этом — Brembo раскрыла тему отказа тормозов Yamaha YZR-M1 Виньялеса на Гран-При Штирии
Источник: