Review
Лига справедливости
Зак Снайдер исправил и дополнил
kartosh
25.03.2021 17:00
Мой текст об оригинальной “Лиге Справедливости” начинался фразой “Вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”. Тогда получилось действительно не очень хорошо: фильму не хватало целостности, монтаж изобиловал странными техническими и драматургическими ращениями, а герои не получили должного развития — их сюжетные арки как будто бросили на половине пути. Джосс Уидон доделывал фильм поверх материала Зака Снайдера, который покинул проект из-за трагической гибели приемной дочери. Тогда многие гадали — это Снайдер сделал так плохо или Уидон сломал хороший вариант, когда переделывал на свой лад? Ответов не было, но сомнения оставались — это мог быть другой фильм. Получилось уникальная ситуация, когда мир в слаженном порыве начал требовать от киностудии дать Заку возможность доделать фильм и выпустить режиссерскую версию. Появились петиции, актеры выступали с публичными заявлениями, фанаты заполонили форумы. Это было похоже на сказку.
Усатый нянь: рецензия на фильм "Лига справедливости"
“А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не…
Далее
Не верится даже, но мы победили. Проект получил дополнительный бюджет, Зак Снайдер снова взялся за работу. Теперь мы знаем, что сетовать на рассадку музыкантов, как минимум, преждевременно — когда в оркестр вернулся дирижёр, музыка заиграла по-новому.
“Лига Справедливости” Зака Снайдера вдвое длиннее театральной версии. Вместо двух часов четыре. Много? Определенно, да. Стало от этого хуже? Точно нет. Минут через 20 после начала просмотра я почувствовал, что смотрю совсем другой фильм, к финальным титрам убедился в этом окончательно. Режиссерская версия это не просто расширенная и дополненная итерация — кроме новых сцен блокбастер полностью перемонтирован с нуля. Сюжетная канва при этом неизменна: Брюс Уэйн обретает союзников в лице Аквамена, Чудо-Женщины, Флэша и Киборга, а после они решают воскресить Супермена, потому что без него врага одолеть не получится. Благодаря проделанной работе история о том, как Бэтмен собирает команду металюдей для борьбы с надвигающейся угрозой, приобрела новые оттенки и акценты. Три года назад я смеялся: “Усатый нянь спасает детский утренник”. Секрет вчерашнего провала и сегодняшнего успеха скрывается в манере подачи, количестве деталей и в том, на что обратить внимание зрителя.
Зак Снайдер, в отличие от театральной версии, сделал ставку на персонажей и это сработало. Первые два часа режиссерской версии — огромная экспозиция, в которой подробно объясняют: кто, как, зачем и почему. Особенно это видно на примере Киборга и Флэша. Эти герои не получали сольных фильмов в отличие от Аквамена, Бэтмена и Супермена, а потому понять их нужность и важность для истории гораздо сложнее. Тут вот какие-то новые люди, почему я должен им сопереживать? Просто за то, что они в одной команде с Брюсом Уэйном? Черта с два, убедите меня.
Вместе с героями другую интерпретацию получил злодей. Степной Волк в оригинальной картине — функция без мотивации, чистое зло, по умолчанию жаждущее захватить и уничтожить мир. Снайдеркат представил его пешкой Дарксайда, и Волк хочет заслужить прощение хозяина и для этого покоряет миры один за другим.
В обновлённой версии есть несколько сцен, в которых злодей отчитывается за свои успехи в поиске материнских кубов. Три коробки — древняя технология, способная при объединении выпустить наружу силы тьмы и огнём очистить планету. Не бог весть что, антагонист не стал чертовски глубоким и проработанным персонажем, но теперь его мотивы ясны и понятны.
На самом деле весь фильм такой — понятный. Все детали и подробности объясняют и разжёвывают. Воскрешение Супермена в Снайдеркате стало безальтернативной необходимостью, а его возвращение — трогательным. Несколько дополнительных сцен Кларка Кента с Лоис Лейн придают всему происходящему смысл — я поверил, что эта женщина и в самом деле ключ к сердцу и разуму криптонца.
Кроме сценария Зак Снайдер поработал над экшеном. Стало лучше, зрелищнее и динамичнее. Мой личный guilty pleasure: сцена, в которой Супермен стоит склонившись над поверженным Степпенвульфом и бьет лежачего. Последующий перфоманс с броском в портал к Дарксайду — отдельный кайф.
Впрочем, несмотря на все эти похвалы есть две вещи, которые меня расстроили. Первый и главный пункт — местами ужасающий VFX. У меня очень много вопросов к людям, которые делали и утверждали спецэффекты для этого фильма. Еще со времен театральной версии в ряде сцен есть кошмарно нарисованные задники, аляповатые спецэффекты и графика словно из видеоигр начала нулевых. Это работает следующим образом: если вы видите, что локация нарисована, значит она нарисована плохо. В “Лиге Справедливости” такое считывает почти в каждой сцене. На режиссерскую версию потратили дополнительные 70 миллионов долларов: досняли, дорисовали, поменяли цветокор. Глобально стало лучше, но от проблемы это не избавило. “Лига Справедливости” это все еще фильм с плохим визуальным рядом.
Второй поинт в моем списке разочарований — вездесущее слоумо. Оно здесь буквально повсюду. Снайдер в привычной для него манере смакует каждый момент: прыжок Бэтмена, взмах меча Чудо-Женщины, бегущий Барри Аллен. Замедление времени, пожалуй, оправдано только в случае с последним и у него есть лучшая сцена с использованием замедления. В первой половине фильма герой спасает девушку во время автокатастрофы: она вылетела из кабины, в воздухе повисли осколки стекла, мимо летит тележка с хот-догами. Барри Аллен подбегает поближе, выбирает удачный момент, чтобы вмешаться и помочь, но замечает летящую мимо сосиску. Герой кидает пронзительный долгий взгляд и убирает ее к себе в рукав, чтобы затем угостить ею щенков в соседнем зоомагазине, куда он пришел устраиваться на работу. Лучшая сцена, я вам клянусь.
Зак Снайдер постарался закрыть все проблемы театральной версии, но в некоторых местах все же перегнул. Четырёхчасовой хронометраж для эпического блокбастера, наполненного отсылками к религиозным течениям и символам это непростое испытание. Безусловно, дополнительные сцены во многом спасают картину от всего, что было таким ужасным в монтаже Джосса Уидон, но чуть более тонкая работа внутри этих добавленных минут была бы полезна. Стоило проявить некоторую беспощадность: подрезать минуты, не имеющие смысловую нагрузку. Например, сцена встречи Аквамена и Брюса Уэйна — местные жители провожают их песней длинной в минуты полторы. Без них Снайдеркат ничего не потерял бы.
Что действительно важно и, к счастью, осталось в финальном монтаже — расширенный эпилог. В нем Зак раскрыл свои планы на развитие киновселенной, по-крайней мере они были такими, когда постановщик числился ее главной движущей силой. Сейчас перспективы туманны — сам режиссёр недавно заявил, что не хотел бы снимать ещё один супергеройский блокбастер. С другой стороны, кто из нас два года назад мог предположить, что в конце концов выйдет расширенная версия? Это уникальный прецедент для киноиндустрии и при определённых раскладах может стать трендом — через пару лет после широкого проката выпускать обновлённую версию сразу в стриминговый сервисах. Думаю, от этого выиграют все.
Мы с вами получили прямое подтверждение гипотезы, в которой иногда политика невмешательства в творческий процесс это лучшее, что могут сделать продюсеры для своей картины. “Лига Справедливости” это торжество искусства — фильм не лишён изъянов и его есть за что поругать и даже не любить, но он критически важен для отрасли в целом. Снайдеркат показал всем нам как важно не оставаться в стороне, когда твою любимую историю очевидным образом губит коммерческая нота в контракте продюсера.
Мы не стали молчать. Справедливость восторжествовала. Может быть, если мы снова проявим голос, Зак Снайдер вернётся и закончит начатое. Здесь будет нужен подходящий хэштег, но его вы отлично придумаете и без меня.
Источник: