Обратный отсчет до World Superbike 2021: Road to WorldSBK — 10 лет назад и сегодня | статьи на e-krasnoebeloe

Новости

— Все части сюжета:

Что есть «Супербайк» и в чем его основная идея?
WorldSBK в России — история, настоящее и будущее
Каким был чемпионат до доминирования Джонни Рэя
World Superbike 2021: кто есть кто в Премьер-классе
Кто есть кто в World Supersport 2021

[ссылки обновляются по мере публикации сюжета]

Младшая серия в рамках WSBK — European Junior Cup powered by KTM

Каким был World Superbike 10 лет назад

WorldSBK традиционно состоял из целого ряда классов, ориентированных на доступные в каждом мотосалоне модели серийных спортбайков. Помимо двух титульных — 1000-кубового Superbike (SBK) и 600-кубового Supersport (SSP), в чемпионате разыгрывались Кубки мира в младших сериях Superstock-1000 (STK-1000) и Superstock-600 (STK-600), соответственно, на мотоциклах, не имеющих заоблачного тюнинга.

В сегодняшнем Чемпионате России топовые мотоциклы богатых команд соответствуют по спецификации STK-1000 и STK-600 тех лет

Через классы STK в титульные SBK/SSP прошли десятки начинающих мотогонщиков. К 2011-му году в рамках WSBK даже стали появляться «юниорские» серии, вроде European Junior Cup, куда могли получить доступ пилоты в возрасте 13-16 лет. Для многих, следующей ступенькой стал STK-600, наиболее удачливые получили пропуск в Supersport — и дальше.

Мики Ван дер Марк, самый яркий выпускник European Junior Cup

Самым успешным выпускником European Junior Cup является Мики Ван дер Марк: голландец выиграл юниорский Кубок, перешел в STK-600, выиграл его и в качестве бонуса получил место в Ten Kate Racing при поддержке Honda. В 2013 году он вступил в World Supersport, где стал чемпионом в 2014. Теперь Ван дер Марк успешно борется за подиум в World Superbike, в 2021 году в составе заводской команды BMW. К сожалению, второй такой пример привести невозможно.

Очень хотелось бы рассказать аналогичную историю про киевлянина Илью Михальчика, но… Илья был одним из первых участников European Junior Cup и по этой лестнице дошел до STK-1000. К сожалению, перейти в World Superbike Илья не успел — причина этого описана далее.

Первые шаги Ильи Михальчика на международной спортивной арене — European Junior Cup

Когда права на World Superbike попали к Dorna Sports, испанский промоутер первом делом урезал стоковые чемпионаты и прекратил существование European Junior Cup. Сделано это было из самых меркантильных интересов: Dorna начала развивать свои юниорские программы в рамках MotoGP и CEV Repsol (всяческие региональные Talents Cup), и конкуренция внутри структуры уже было ни к чему. Когда Михальчик стал показывать реальные результаты в STK-1000, серия была понижена до статуса Кубка Европы, а затем и полностью ликвидирована — тогда он перешел в IDM Superbike, где стал 2-кратным чемпионом.

Многочисленные классы поддержки — от локальных кубков до Кубка мира в рамках World Superbike 2012-2014 годов

В рамках World Superbike во времена правления Infront проводилось множество различных локальных и международных кубковых серий. Так, в 2012 году с целью поддержки российского этапа, национальный промоутер Yakhnich Motorsport стал проводить «Кубок двух наций» (Coppa dei due paesi): это была доступная для всех серия уровня STK-600, выйти на старт в которой мог позволить себе любой. Главное, что этапы Кубка проводились в рамках этапов WSBK, что давало возможность окунуться в атмосферу мирового паддока и увидеть все изнутри. Этап Кубка двух наций также был разыгран в рамках этапа WSBK на Moscow Raceway, также этапы состоялись в Мизано и Брно — на двух самых популярных европейских треках.

Новая волна: World Supersport 300

К сожалению, перед большинством европейских пилотов, уже готовившихся к битве за титул в STK-1000 — и, как следствие, переходу в топовые коллективы WSBK на следующий год, — просто захлопнули ворота!.. Им пришлось ретироваться обратно в национальные чемпионаты, где их путь по большей части и завершился. Лишь единицам удалось вырваться обратно, в «мир», но яркие звезды среди них сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки, ибо…

В 2017 году произошла очень важная революция, которая полностью изменила сам путь вступления в World Superbike

Новому промоутеру не удалось заполнить вакуум, образовавшийся после устранения стоковых классов, массового заполнения решеток в Supersport и Superbike не произошло — людей этого уровня просто не нашлось, как и команд, готовых ухнуть полмиллиона евро в сезон.

Новый младший класс WSBK — World Supersport 300 (WorldSSP300) появился в 2017 году

Под давлением национальных федераций, производителей и FIM в Dorna пришли к созданию нового класса Supersport 300. А для полупрофессионалов и любителей, которые готовы были сразиться с будущими прорайдерами, открыли двери в чемпионат Испании.

Путь в World Superbike сегодня

Сегодня в чемпионате мира остались три класса, каждый — титульный (в статусе FIM World Championship):

World Superbike для 1000- и 1200-кубовых серийных мотоциклов;
World Supersport для 600- и 765-кубовых;
Supersport 300 в статусе «юниорского чемпионата мира» для мотоциклов с двигателями от 250, 300, 390, 400 и 500 куб.см. в зависимости от типоразмера мотора.

World Supersport

Учитывая отсутствие стоковых классов, в Supersport 300 в рамках WSBK сегодня аншлаг: по 57-59 заявок на каждый этап при максимальной стартовой решетке в 42 мотоцикла; отчаянная борьба в каждом повороте и по 7-9 претендентов на подиум в каждой гонке, как в Мото Гран-При Moto3.

Путь в World Superbike с 2018 года выглядит просто: SSP300 -> SSP -> SBK

Класс SSP300 стал неплохой ступенькой для перехода в Supersport, где пилот может показать свой потенциал на весь мир, чтобы его заметили менеджеры заводских команд в Премьер-классе.

Частные команды предлагают пилотам аренду мотоцикла и сервис на сезон, то есть гонщик сам платит за свое присутствие в чемпионате. Обычно, это 100% расходы, которые не могут принести никакого реального результата начинающим. Зарплату получают только пилоты заводских команд с многолетними контрактами — их единицы. В число пилотов, которым уже не готовы платить, в конце 2020 года попал даже Чаз Девис, многократный вице-чемпион!..

Сделать шаг из WSS в WorldSBK сегодня труднее, чем прежде: разница в бюджете на сезон при переходе в Премьер-класс — двукратная. Чтобы вступить в WSBK, нужно принести с собой от 250 тыс. евро. Единственный шанс не платить за сервис — входить в чемпионат со своей командой и крутиться с тем бюджетом, что есть на руках.

Старт гонки World Superbike

Количество и качество команд в World Superbike заметно снизилось после 2014 года — частные коллективы не могли конкурировать с заводскими и стали уходить. Dorna пришлось шевелить мозгами, как вернуть их на стартовую решетку, не уронив при этом уровень зрелищности и статус чемпионата мира. Годовой бюджет заводской команды в чемпионате превышает 1 миллион евро, но большинству приходится рассчитывать на суммы вдвое-втрое меньше.

Благодаря унификации регламента WSBK (единая управляющая электроника и единая спецификация двигателя в рамках одного производителя), введению потолка на стоимость тормозных систем и подвесок, в 2018 году стоимость «входного билета» в WSBK снизилась. Так что сегодня в серию — в теории — может войти любая частная команда с одним пилотом. После 3-4 лет легкого хаоса, в World Superbike снова стали возвращаться такие коллективы!

К 2021 году их количество достигло рекордного значения. Поскольку двигатели стали играть меньшую роль, работа сконцентрировалась на подготовке шасси и настройке электроники. Спрос на высококвалифицированные кадры в WSBK вновь повысился, гоночный рынок стабилизировался. А вот каким будет уровень пилотов на решетке в 2021 году, посмотрим — это интересный вопрос, потому что появилось очень много имен, которых мы либо никогда не слышали, либо не обращали на них внимания.

Продолжение: World Superbike 2021: кто есть кто в Премьер-классе

Источник: motogonki.ru