Обратный отсчет до World Superbike 2021: каким был чемпионат до доминирования Джонни Рэя | статьи на e-krasnoebeloe

Новости

— Все части сюжета:

Что есть «Супербайк» и в чем его основная идея?
WorldSBK в России — история, настоящее и будущее
Road to WorldSBK — формат чемпионата 10 лет назад и сегодня
World Superbike 2021: кто есть кто в Премьер-классе
Кто есть кто в World Supersport 2021

[ссылки обновляются по мере публикации сюжета]

Сегодняшний WSBK — это чистая «гонка моторов», противостояние нескольких заводов, в производственном плане которых есть флагманские спортбайки с двигателями 600, 765, 1000 или 1200 куб.см. То есть, Honda, Yamaha, Kawasaki, Ducati, BMW, Triumph, но также и MV Agusta. Еще 10 лет назад самую активную роль играли Aprilia Racing и Suzuki, но сегодня их в чемпионате нет.

Последствия кризиса

В чем были основные тенденции, например, в 2010-2013 годах? У всех заводов был свой флагманский спортбайк в классе Supersport и Superbike. Каждый завод омологировал в FIM свои мотоциклы, и к 2010 году там были представлены все основные производители.

Но кризис 2008-2009 года здорово подорвал покупательскую способность и возможности спонсоров. Так или иначе, заводы всегда старались вступить в WSBK заводской командой или поддержать одну, самую сильную частную, не афишируя особенно свое прямое участие. Таким образом в 2011 году чемпионство Ducati принесла частная Althea Racing.

Паддок World Superbike

Тот чемпионат, который мы видим сегодня, сформировался к 2012 году: BMW Motorrad и Aprilia бухнули огромный бюджет в свои заводские проекты и раскрыли их потенциал, достигнув высоких показателей, как в спортивном, так и в маркетинговом планах, после чего стали плавно сворачивать их. Эта демонстрация грамотного планирования произвела большой эффект, в том числе, на конкурентов: японские компаниия, увидев результаты, тоже решили действовать. Правда, сказалась инертность крупных компаний, задержка с возвращением гоночных программ в некоторых случаях составила до 3-х лет.

С 2010 по 2013 год на подиум взошли многочисленные пилоты, как из заводских, так и частных команд. Не было какого-то единого тренда, кроме незначительного преобладания Aprilia в лице Макса Бьяджи. Гонки были острыми и интересными. Выиграв чемпионат 2010 года, Бьяджи упустил титул в 2011, но вернул в 2012. Та победа далась ему очень тяжело, после чего он принял решение о завершении карьеры профессионального пилота.

Всё переменилось в 2014

Как известно, 9 января 2009 года Kawasaki объявила о досрочном выходе из чемпионата MotoGP и состава MSMA. В 2010 завод из Акаси полностью перераспределил бюджеты, объявив своим главным приоритетом — доминирование в World Superbike. Но у завода не было конкурентоспособного мотоцикла в комплектации SBK. На создание и подготовку такого ушло два года.

Том Сайкс, чемпион World Superbike 2013 года, Nurburgring

Kawasaki Racing Team базируется в Барселоне с 2011 года. Заключение Kawasaki контракта с Provec Racing произвело революцию в WSBK: успех этого сотрудничества умножился, когда в Kawasaki полностью отказались от амбиций в MotoGP и перевели все ресурсы в Супербайк. К 2013 году KRT достигла успеха с Томом Сайксом. С 2011 года Сайкс занимался разработкой ZX-10R и уверенно шел наверх, как спортсмен и мотогонщик. В 2012 ему не хватило всего 0.5 очка, чтобы лишить титула Макса Бьяджи. На следующий Том взял то, что должно было принадлежать ему и Kawasaki — двойную победу в WSBK. Правда, на этом потенциал Сайкса иссяк: он неплохо начал защиту титула в 2014 году, но потерял корону буквально в последний день сезона при дурацких обстоятельствах, в которых оказался совершенно бессилен.

Kawasaki Racing Team: золотой состав — Том Сайкс и Джонатан Рэй, презентация 2015 года

В 2015 Kawasaki сделали самую успешную ставку в истории — перекупили у Honda Джонатана Рэя. Рэй несколько лет выступал за поддерживаемую HRC Ten Kate Racing, лелея надежду попасть в MotoGP по «партийной линии». Три года он получал от завода заверения, что так оно и будет. Подогретый ожиданиями светлого будущего Рэй выигрывал гонки и брал подиумы на морально и технически устаревшем CBR1000RR в ожидании заветного звонка. Но завод на самом деле не планировал никакого будущего для ирландца, и когда это стало очевидным, Рэй зарядился спортивной злобой, которую легко конвертировал в результат, как только Kawasaki раскрыла ему свою программу — месть была сладкой и продолжительной.

Джонатан Рэй набирает темп с Kawasaki Racing Team

Упорство Джонатана Рэя + отлично подготовленный Томом Сайксом Ninja + бюджет Kawasaki — все это предопределило ход чемпионата на следующие 5 лет и привело Рэя на Олимп. Kawasaki просто подтверждает уровень своей заводской команды, а Рэй пока еще не лишился этого… голода до побед. На его стороне невероятная стабильность показателей, чего пока не могут противопоставить соперники.

У конкурентов Kawasaki в тот момент не было очевидной и стройной стратегии, как и четких планов — они только готовились к возвращению. Другие, вовсе вышли из игры.

Золотые годы Aprilia Racing в World Superbike: Макс Бьяджи выигрывает гонку в Мизано

Так, Aprilia в 2014 пошла прямо обратным путем, выбрав программу в MotoGP и похоронив мегауспешный проект WSBK. Хотя в Катаре Сильвейн Гуинтоли примерил на себя чемпионскую жилетку, через две недели, в Валенсии Aprilia Racing выкатила на пит-лейн прототип на базе RSV4. Плюс, Ноале лишилась своего самого выдающегося инженера: Ducati перекупили Луиджи Даль′Инью, создателя того самого RSV4, который принес заводу 3 титула. Сократив программу поддержки партнеров, Aprilia лишилась всех сторонников в WSBK и окончательно покинула сцену через год.

Пилоты BMW Motorrad Motorsport на пути к подиуму в Донингтоне

BMW Motorrad, пришедшей с заводской программой в 2009 году, не удалось выиграть титулы, как Aprilia. Но Мюнхен показал всему миру перспективный BMW S 1000 RR, ставший самым успешным «китовым байком» — одним из самых популярных любительских спортбайков для трека. Главная цель была достигнута, после чего программу в WSBK приостановили. Но в 2019, с появлением обновленного S 1000 RR, ради подогрева продаж BMW вернули заводскую команду в WSBK. В 2021 мотоцикл S 1000 RR сменила более продвинутая версия M 1000 RR, плюс, BMW открыла программу поддержки команд-саттелитов, нарастив свое присутствие до 4-х мотоциклов.

Супербайки из WSBK на выставке перед Paddock Show, Motorland Aragon, 2014

Honda Racing много-много лет не участвовала в World Superbike заводским проектом, поддерживая технологиями и финансами голландскую Ten Kate Racing. HRC внезапно разорвала отношения с TKR осенью 2018 года. Вместо партнерства с Ten Kate, Honda Racing презентовала заводской проект Team HRC. Целью возвращения была разработка нового супербайка CBR1000RR-R Fireblade SP. Новый сезон будет 3-м для официальной команды. Fireblade SP по всем показателям является самым быстрым (в абсолюте) супербайком на треке, но он пока еще не достаточно стабилен для достижения подиума в каждой гонке — пилоты Honda пока не представляют серьезной угрозы для короны Kawasaki. Но все ждут прорыва со стороны Баутисты и Хезлама в 2021!

Последняя гонка заводского проекта Yamaha Racing, Портимао, 2011 год

Yamaha Racing свернула программу в WSBK в конце 2011 года и возобновила ее в 2016, заключив контракт с британской Crescent Racing (экс-Rizla Suzuki в MotoGP). Завод Yamaha активно вкладывается в возвращение позиций на полях сражений, как в MotoGP, так и в WSBK. Так, Yamaha R6 абсолютно доминирует в классе World Supersport уже много лет подряд, тогда как главные конкуренты один за другим покидают сцену. В WorldSBK у Yamaha есть три сильных пилота, два из которых являются настоящими «джокерами», способными отобрать у фаворитов много ценных очков.

Главный конкурент Kawasaki — Ducati

Что касается Ducati, заводской проект из Борго-Панигале много лет находился в состоянии брожения. В 2011 году Карлос Чека выиграл титул, выступая за частную Althea Racing (на деле, двигатели команде предоставлял заводской департамент Ducati), но никакой финансовой поддержки команда Дженезио Бевилаквы от Ducati не имела. В итоге, это привело к расставанию. Такие же отношения в Ducati пытались развивать со всеми новыми партнерами, но все они завершались одинаково — разочарованием. Все партнеры ждали от богатого завода серьезной финансовой поддержки, тогда как завод на самом деле никогда не планировал ничего такого — эксплуатировал энтузиазм новых друзей, пока тот не иссякал. Но год за годом, это позволяло Ducati оставаться в чемпионате.

Aruba.it Racing — Ducati — главный конкурент KRT на протяжении последних 5 лет

В 2014 году Ducati Corse нашла партнера, который смог взять на себя решение всех вопросов по заводскому проекту в WorldSBK: большой энтузиаст мотоспорта — Стефано Фоти, босс IT-компании Aruba.it (стратегического партнера завода Ducati по техническому обеспечению и информационной безопасности) предложил Борго-Панигале создать новый совместный проект. Фоти обеспечил финансово большую часть деятельности нового заводского коллектива, который затем получил хорошую поддержку от VAG — в общем, ставка была сделана удачно и вовремя. С 2015 года и по сей день Aruba.it Racing — Ducati World Superbike Team является главным конкурентом Kawasaki в схватке за титул. Бюджет позволяет привлекать в команду бывших пилотов MotoGP с хорошим потенциалом, которые и бросают вызов Джонни Рэю на протяжении последних сезонов.

Продолжение следует… Road to WorldSBK — формат чемпионата 10 лет назад и сегодня

Источник: motogonki.ru