Одна из важных черт подводной лодки – малозаметность, которая почти во всем зависит от глубины погружения. Субмарина на большенный глубине наименее видна и потому наименее уязвима, а нанесенный ею удар будет тем неожиданней и неотвратимее.
Как происходит погружение подводных лодок
Эволюция подводного флота – это постепенное погружение на огромную глубину. Если во времена Первой и 2-ой глобальных войн она ограничивалась соответственно 80-100 и 100-150 метрами, то сейчас этот показатель вырос в 3-5 раз.
Как происходит погружение? В надводном положении субмарина не много чем различается от обыденного судна, если не брать в расчет ее специфичный наружный вид. Погружение происходит за счет приема в цистерны балласта – забортной воды. Ёмкости размещены меж легким и крепким корпусами.
Всплытие осуществляется «в оборотном порядке» — методом продува балласта. Вода выдавливается из цистерн массивным потоком сжатого воздуха. Опосля полного погружения глубина, на которой находится лодка, регулируется особыми рулями.
Свойства глубины погружения
Способность субмарины к погружению характеризуется 2-мя главными показателями – рабочей (оперативной) и предельной глубиной. В первом случае идет речь о глубине, на которую лодка может погружаться без каких-то ограничений в протяжении всего срока ее эксплуатации.
Предельная глубина погружения обозначает ту границу, ниже которой может начаться разрушение обшивки и всей конструкции. Обычно сходу опосля спуска на воду субмарину посылают на предельную глубину, где ее «обкатывают» некое время. У всякого типа подводных лодок этот показатель индивидуален.
Абсолютным рекордсменом наибольшего погружения до сих пор остается русская АПЛ «Комсомолец», «нырнувшая» в 1985 году практически на 1030 метров. Как досадно бы это не звучало, ее судьба в предстоящем сложилась катастрофически. Спустя 4 года, в итоге пожара, приведшего к необратимым разрушениям корпуса, она затонула в Норвежском море.
«Комсомолец»
Глубина – спасение либо смерть
Затаиться, неприметно подкрасться к противнику и нанести по нему уничтожающий удар, опосля чего же неприметно пропасть – так можно обозначить стратегию подводной лодки. И глубина тут – один из важных причин.
Но она же таит внутри себя колоссальную опасность. На глубине всего 50 метров выходной лючок боевой рубки площадью 2 м² испытывает на для себя давление практически 60000 кг. Несложно подсчитать, как возрастет этот показатель на глубине 300-400 метров.
За маневренность субмарины в вертикальной плоскости отвечают, обычно, две пары горизонтальных рулей – кормовые и носовые. Зависимо от их положения лодка получает дифферент на нос либо корму. Задачка командира и экипажа – производить нужное маневрирование в рамках технических способностей лодки, чтоб, если такое случится, предельное, наибольшее погружение не оказалось крайним.
Индивидуальности АПЛ Рф и США
«Тайфун»
Главные отличия лежат в «архитектуре». Южноамериканские субмарины однокорпусные: давлению противоборствует единый корпус обтекаемой формы. В отличие от их, русские, а позднее русские АПЛ – типичная «матрешка», где под наружным обтекаемым легким корпусом находится крепкий внутренний. Реальный рекордсмен по количеству корпусов – именитый «Тайфун» (проект 941). У самой большенный АПЛ в мире снутри легкого корпуса располагаются 5 крепких.
По воззрению профессионалов, двухкорпусные лодки наиболее живучи, хотя и наиболее тяжелы. Например, одно только резиновое звукоизолирующее покрытие «Тайфуна» весит 800 тонн, что несколько больше, чем вся южноамериканская АПЛ NR-1.
Перспективы русского атомного подводного флота
За крайние 4 года состав ВМФ Рф пополнился 4-мя современными АПЛ: «Северодвинск» (пр. «Ясень») с рабочей и предельной глубинами погружения соответственно 520 и 600 м, «Владимир Мономах» – 400 и 480 м, «Юрий Долгорукий» — 400 и 450 м, «Александр Невский» — 400 и 480 метров. На очереди еще 11 атомных субмарин проектов «Борей-А» и «Ясень».
Но глубина погружения – не единственное их преимущество. Сейчас еще большее значение приобретает малошумность. Как говорят специалисты, тут Наша родина вышла на фаворитные позиции в мире.
Источник: