Карбюратор подремонтирован по-быстрому и мы отправляемся из Мурманска в сторону Рыбачьего.
Последняя заправка по пути на полуостров, согласно навигатору, в городке Приозёрск до которого порядка 100 км от Мурманска, но в процессе беседы с компанией направляющейся в ту сторону, выяснилось что город «закрытый» проезд лишь по пропускам, мы решили двигаться до Заполярного в каком есть заправка Роснефть, это 150 км от Мурманска и 50 излишних км в одну сторону от поворота на Рыбачий, мы не куда не торопились. Подъехали на КПП, въезжаем на приграничную местность, КПП Титовка находится аккурат перед одноименной рекой, проверка паспортов, с паспортом РФ пропускают, у людей остальных государств своя процедура, шлагбаум открывают, переезжаем через мост, сходу за мостом поворот на Рыбачий, но мы не поворачиваем, едем еще 50 км до заправки. Проехались по Заполярному, мимолетно поглядели город, заправились и закупились провизией в сетевом магазине.
Баки и канистры полные, выдвигаемся. Маршрут на Рыбачий мной был проложен по старенькой германской дороге, своё начало она берет от брода у городка Печенга. Координаты брода.
Дорога до брода пролегает в конкретной близости к военному полигону, огибаем по левому краю через перелесок, дорога грунтовая, накатанная, по краю дороги таблички: мины, что то про учения и отстрел боеприпасов. Тем временем мы добрались до брода.
Это буквально брод??? Мы не верили своим очам!
Надувную лодку мы с собой не брали, хотя была таковая идея, скинул ее в гараже за денек до выезда )). Брод смотрелся страшно, кто совершенно устье реки шириной в 50 метров, с неплохим течением додумался именовать бродом! Открываю заблаговременно заготовленный график приливов-отливов, время 22:30 около пиковое значение прилива, пик отлива в 04:00 утра. Гружу ютуб, при отливе нива с трудом проезжает брод, вода вправду очень падает. Обсуждаем варианты, можно поставить палатки и ожидать отлива до 4 утра, но не факт что получится перебраться на ту сторону, потеряем время, а ещё ужаснее если утопим байки, принимаем решение двигаться через Титовку.
И да, как выяснилось позднее, тот земляк которого мы повстречали у мотосервиса в Мурманске, во время отлива переехал на ту сторону реки, на KLE 500.
В Титовке сворачиваем с трассы и практически сходу останавливаемся у водопада, он впечатляет, фото не передает масштаба.
Едем вдоль реки.
Дорога каменистая, в ущельях и на сопках встречается снег.
При заезде на п-ов Средний дорога к маяку прямо, мы поворачиваем влево, на завтрашний день запланировано посещение музея ВОВ.
Упираемся в брод.
Одеваем армейские бахилы, «чуни», они здорово нас выручали. Брод объезжаем по левому краю меж деревьев, глубина не выше колена.
Не далековато от музея останавливаемся на ночлег, погода веселит, время 01:30, светит солнце.
i.postimg.cc/CKq3w2Fh/8.jpg
Денек 6
Утро обрадовало солнцем, сейчас 1-ый денек мы не будем одевать дождевики.
09:00 подъехали к музею.
Смотритель музея занимался по хозяйству, он тут живет в протяжении почти всех лет, поприветствовал нас и выслал на перевал Муста-Тунтури, со словами: «когда подымитесь, увидите, война тормознула как как будто вчера, вернетесь и зададите вопросцы».
У подножья братские могилы.
Поднялись на перевал, с него открываются потрясающие виды.
Война вправду тормознула совершенно не так давно…
Под ногами гильзы, осколки мин, колющаяся проволока, консервные банки, сохранились даже фрагменты кожаной обуви. В высочайшей точке перевала высится памятник в память заступникам Рыбачьего.
С погодой нам подфартило +17 и солнце, это уникальность для этих мест, дул мощный прохладный ветер. Заступники Рыбачьего тут сражались в протяжении 4х лет с 41 по 44 год, погода в летнюю пору не балует, пасмурно, холодно, морось, нереально представить какие грозные погодные условия тут в зимнюю пору. На Муста-Тунтури были брошены элитные фашистские войска, горные стрелки, но пройти им тут было не судьба.
С германской стороны, окопы пробитые в скальнике в человечий рост, местами до 2,5 метров высотой.
Вот таковой не примечательный вход ведет в финско-немецкий командный пункт.
Командный пункт весьма впечатлил меня, каких усилий могло стоить выдолбить его в горе в те годы.
Снять ни что не вышло снутри, мрачно, записал лишь речь. План помещения по моим впечатлениям и шагам, последующий:
Спустя какое то время нашли еще несколько помещений с ходами, в одном из которых площадью порядка 35м2 сохранились остатки древесных нар, ходов там было уже больше в том числе подъём по ступеням к полосы огня. Потолки высотой 2 метра, неясно как, но выбраны ровненько, без перекосов, выбоин и т.д. Весь перевал в окопах, ходах, помещениях, за 4 года немецко-финские войска здорово тут окопались.
Мощное пространство, прекрасное и грозное сразу.
Спустились вниз к музею, смотритель провел познавательную экскурсионную поездку, рассказ о боях в этих местах, впечатляет. Из рассказа выяснилось что мы изучили лишь одну линию обороны с пещерами и дотами, на которую мы затратили не меньше 2-3х часов, а их далее еще две (если не ошибаюсь), что бы исследовать и их нужно планировать посещение на весь денек, это того стоит!
В музее много экспонатов, почти все из которых сохранились в безупречном состоянии.
Наша основная цель при планировании маршрута это Маяк, но забегая вперед скажу, что больше всего в этом путешествии впечатлил перевал Муста-Тунтури либо в переводе с финского Темная гора, мощное пространство, оно основное, сюда необходимо двигаться.
Мы выдвинулись далее, огибая с левой стороны полуостров Средний.
1-ая часть
2-ая часть
Источник: