Если инопланетяне свяжутся с нами, усвоим ли мы их? — Hi-News.ru | статьи на e-krasnoebeloe

Новости

Польский философ и писатель-фантаст Станислав Лем считал, что наш вид никогда не сумеет прочесть либо осознать послание инопланетян. Собственный аргумент Лем выложил в шедевральном романе 1968 года «Глас Господа». В романе рассказывается о испытаниях и бедах масштабной, похожей на Манхэттенский проект пробы расшифровать инопланетное послание. По мере того, как книжка углубляется в философию, лингвистику, арифметику, теорию инфы и почти все другое, создатель медлительно выкристаллизовывает аргументы скептиков о том, почему связь с инопланетянами практически наверное обречена на провал. В собственной простейшей манере Лем приходит к выводу о том, что есть два неодолимых барьера для коммуникации с разумными формами жизни, которые естественным образом будут существовать меж чужеродными видами. Это лингвистический барьер и разрыв в уме.

Может быть, мы никогда не найдем метода разговаривать с внеземным разумом

Лингвистический барьер

Помните кинофильм «Прибытие» 2016 года? В нем на нашу планетку приземляется внеземной корабль, а существа в кабине капитана – гиптоподы, напоминают земных жителей морских глубин – головоногих моллюсков (осьминогов), что существенно осложняет коммуникацию меж людьми и визитерами из вселенной. Чтоб разгадать язык гиптоподов, правительство обращается за помощью к одному из ведущих глобальных языковедов. Предстоящий сюжет кинофильма говорить не буду, избавив читателей, которые его не смотрели, от спойлеров. Но Лем утверждает, что даже в случае контакта с инопланетянами, на теоретическом уровне понятное сообщение все равно будет нечитаемым.

Лем пишет, что на всех узнаваемых человечьих языках, от латыни до баскского, мы можем перевести предложение: «бабушка погибла, похороны в среду», и оно будет понято. Но этот перевод вероятен лишь поэтому, что на биологическом уровне и культурно мы все разделяем одни и те же ориентиры, нужные для осознания слов: мы все умрем. Мы размножаемся половым методом и у нас есть бабушки. Невзирая на большие культурные различия, все мы, так либо по другому, церемониализуем акт погибели. И, в конце концов, что не наименее принципиально, мы все соединены с гравитацией Земли и отмечаем течение времени в определениях черных и светлых периодов, вызванных вращением нашей планетки.

Но представьте для себя инопланетянина, который плодится бесполым методом – как бактерия. У однополого существа не было бы ни бабушки, ни речевого аппарата, чтоб обрисовать ее. Буквально так же, эти существа могут быть «незнакомы с понятием погибели и похорон». Все эти понятия требуют разъяснения.

Кадр из умопомрачительного кинофильма «Прибытие» (2016)

Еще более интересных статей о том, какой быть может жизнь на остальных планетках, читайте на нашем канале в Гугл News.

Язык, утверждает Лем, просит общих ориентиров меж коммуникаторами. И если разумная жизнь не смотрится и не ведет себя пугающе похоже на нас, то хоть какой чужеродный вид будет различаться от нас нескончаемым количеством методов. Основой людского языка является наше восприятие мира вокруг нас, и нет никакой гарантии, что внеземная жизнь сумеет передать сообщение, которое мы осознаем, либо так, как мы осознаем. Но даже если они это сделают, кто понимает, сможем ли мы когда-нибудь разобрать дикцию чего-то настолько необычного, как разумное существо с биологией, основанной на мышьяке либо кремнии?

Формы инопланетного общения

Лем приводит несколько примеров, которые являются прототипом разных способностей внеземного общения. У всякого из их есть свои подводные камешки, которые сбивают нас с толку. К примеру, сообщение быть может записано так, как мы, люди, общаемся вместе и на языке, схожем нашему, с отдельными единицами значения, таковыми как слова, относящиеся к объектам и понятиям. Хотя словарный припас и грамматика этого языка сами по для себя могут быть за пределами нашего осознания, по последней мере, мы могли бы осознать, как приступить к переводу. Словом, прямо как в кинофильме «Прибытие».

Но коммуникация может также быть системой «моделирования» сигналов, таковых как теле либо радио сигнал. Это значит, что сообщение, которое мы получим – не сообщение как таковое, а, к примеру, сообщение, зашифрованное в двоичном коде. Лем считает, что в таком случае наши шансы обречены на провал. По воззрению писателя, представители чуждого нам вида быстрее всего общались бы при помощи чего-то вроде аромата. Эта мысль, к слову, описана в кинофильме «Спасайтесь сами» (Save yourselves! 2020) – история повествует о инопланетянах, схожих на малеханьких пуфиков, которые прилетели захватить нашу планетку. Рекомендую к просмотру.

Постер кинофильма «Спасайтесь сами!» 2020

3-ий и 4-ый примеры состоят в том, что сообщение может представлять собой собственного рода «рецепт», другими словами набор инструкций, нужных для производства определенного объекта, либо оно «может содержать описание объекта — определенной «вещи».Так, в книжке Лема инопланетяне отправляют рецепт, чтоб вырастить инопланетянина, который потом сумел бы разговаривать с людьми.

Для вас будет любопытно: Астрологи находили инопланетян посреди 10 миллионов звезд. Что они отыскали?

Выдающийся астролог и популяризатор науки Карл Саган высказывал похожую точку зрения. Свои суждения на счет вероятного общения с внеземной цивилизацией он выложил в романе «Контакт», по которому в 1997 году сняли одноименный кинофильм с Джоди Фостер и Мэтью Макконахью. Согласно сюжету, юная радиоастроном (героиня Фостер) изловила сообщение от инопланетян, расшифровка которого показала схему строительства чего-то наподобие внеземного корабля. Отмечу, что Саган считал радиоастрономию более вероятным методом контакта с инопланетным разумом.

Разрыв в уме

Давайте представим, что благодаря какому-то абсурдному лингвистическому везению мы сможем прочесть приобретенный внеземной сигнал. Лем считает, что его расшифровка решает только половину задачи: «не исключено, что получив послание от дальних миров, мы поступили бы с ним как дикари, греющиеся у огня пылающих книжек» — пишет Лем.

Так смотрелась установка, собранная по внеземной аннотации (кинофильм «Контакт» 1997)

Писатель считал, что быстрее всего ум наших инопланетных друзей принципно выше людского:

Я могу разговаривать со собственной собакой, высокоинтеллектуальным звериным, но лишь в той наибольшей степени, которую разрешают когнитивные возможности собаки.

Таковым образом, наш вид быть может просто недостаточно высокоразвит, чтоб осознать все, что желают сказать инопланетяне. Но даже если представители инопланетный цивилизации близки к нам умственно и их цивилизация похожа на нашу, мы просто-напросто можем никогда о этом не выяснить – в конце-концов никто не отменял галлактические расстояния и законы физики, согласно которым, во Вселенной действует ограничение скорости света – приблизительно 300 000 км за секунду, также, о ограничение скорости звука, о чем я говорила в данной нам статье.

Источник: hi-news.ru