— Гонки в ДНК у KTM. Заводской гоночный департамент долгое время располагался в одном здании с их R&D, что было логично, ибо разработчики KTM все время предлагали что-то новенькое, и это тут же испытывалось на заднем дворе завода, где расположен прелестный испытательный трек — кроссовая и эндурная трассы, а также небольшая шоссейно-кольцевая трасса.
Дебют в GP125
Вступление KTM в Мото Гран-При состоялось в 2003 году. Команда финна Аки Айо вообще планировала начать сезон, как Honda Ajo Motorsport, вскоре сменила заголовок на KTM. С тех пор, Ajo Motorsport и KTM неразрывно связаны. Первый контракт был подписан с чемпионом мира 2002 года Арно Винсентом.
Арно Винсент, первый заводской пилот KTM в Гран-При GP125
Дебют KTM 125 FRR для GP125 состоялся в Suzuka, но Винсент не показал результата. Но заработал первые очки для KTM в следующий уикенд на автодроме Phakisa Freeway. Сотрудничество с французом не задалось: выиграв титул 2002 года на Aprilia, он много критиковал разработчиков KTM, ругал мотоцикл, потому что не мог раскрыть его потенциал.
KTM 125 FRR (2004)
Вскоре, Винсента заменил молодой финский гонщик Мика Каллио, к которому чуть позже присоединился Роберто Локателли. Надо отметить, что пилоты у KTM были сильными и поэтому заработали для завода 66 очков, что вывело новобранца на 4-е место в Кубке Конструкторово 2003 года, позади остались Gilera и Malaguti.
Первая победа KTM в истории Мото Гран-При: Гран-При Малайзии 2004, Кейси Стоунер
По-настоящему игра началась в 2004, когда KTM объявила о заключении с Ajo Motorsport стратегического партнерства, и финская команда вышла на старт в новом составе и со 100% поддержкой завода. А представляли команду Мика Каллио и совсем юный австралиец Кейси Стоунер.
Именно Стоунер принес KTM первый Большой Приз: это случилось 10 октября 2004 года на Гран-При Малайзии. Стоунер боролся с Андреа Довициозо и Альваро Баутистой за подиум, в Роберто Локателли, пересевший на Aprilia, оказался 4-м. Стоунер обставил будущего чемпиона мира — Довициозо на самом финише, лидеров гонки разделили 0.029 секунды.
Мика Каллио выигрывает Гран-При Португалии GP125 (2005)
В 2005 году KTM пошел в рост. Заводскую команду представляли Мика Каллио и Габор Талмаши, а в саттелит вошли испанец Хулиан Симон и Михаэль Рансендер из Австрии. Каллио и Талмаши принесли KTM семь побед на двоих (4 и 3) и завершили сезон на 2-3 позициях, но завод забрал Кубок Конструкторов, опередив двух многолетних лидеров класса — Honda (на 28 очков) и еще более значительно Aprilia (на 36 очков). Каллио и Симон встретились в заводской команде в 2006, Мика принес заводу еще 3 победы, KTM стал вторым в гонке за Кубком конструкторов.
Затем случился большой провал на пять лет: сезоны 2007-2011 годов не принесли KTM ничего, кроме разочарования, фактически завод не участвовал в чемпионате мира из-за большой реорганизации в компании.
Дебют Маркеса в GP125 вместе с KTM
Впрочем, стоит отметить, что первые шаги в мире Мото Гран-При будущий El Fenomeno, юный уроженец Серверы — Марк Маркес сделал именно с KTM. Команда Monlau Competicion, с которой он дебютировал в GP125, владела большим парком мотоциклов KTM. Хотя в 2008 и 2009 годах Маркес не выиграл ничего, его заметили в Honda Racing, благодаря двум серьезным прорывам: сначала, на Гран-При Сан-Марино, где он финишировал 4-м в 2008, а затем в Хересе в 2009, когда Марк взял свой первый подиум (3 место).
Moto3
История круто изменилась с появлением в 2012 году класса Moto3. Изменилось буквально все: KTM RC250R GP стал лучшим байком для новой 4-тактной категории с 1-цилиндровыми 250-кубовыми моторами от кроссовых мотоциклов. FIM и Dorna Sports, когда представляли Moto3, сделали ставку и ориентировались на прототип, созданный Honda Racing — NSF250R. Байк был представлен на Гран-При Германии летом 2011 года. В KTM тогда и не думали о возвращении в Мото Гран-При после такой неудачной пятилетки. Решение об этом было принято в августе 2011, и к декабрю прототип был готов!
Уникальное фото из KTM Factory Racing R&D: прототип Moto3, который стал ничем
Первоначально, завод рассматривал три варианта — полностью алюминиевое шасси, гибридное шасси, состоящее из трубчатых и фрезерованных алюминиевых элементов, а также типичное для завода шасси с трубчатой рамой из Cro-Mo с алюминиевым маятником. Прототипы всех трех типов были ориентированы на двигатель KTM 250 EXC с переделанной головкой блока под диаметр 81 мм. Первые тесты показали неконкурентоспособность полностью алюминиевого шасси (оно оказалось слишком тяжелым для 50-сильного мотора), и завод остановил выбор на «классике».
KTM 250 GPR Moto3 (2013)
Дебютный сезон Moto3 2012 года стал феерией производителей: 10 разных заводов включились в схватку за титул и первый Кубок конструкторов, но именно KTM выиграл все с первой попытки. Завод даже передал часть своих наработок немецкому Kalex, чтобы независимое ателье смогло построить для Moto3 свою версию шасси.
Сандро Кортези — первый чемпион мира Moto3, Red Bull KTM Ajo
KTM и Kalex вместе вырвали новый рынок из рук Honda, заняв 1 и 3 место в Кубке производителей по итогам сезона, оформив 10 побед в чемпионате. Сандро Кортези стал первым чемпионом мира в истории Moto3 на KTM RC250R GP.
FIM MotoGP AWARDS 2014: KTM выиграл Кубок Производителей в Moto3
перейти в фотогалерею
KTM завладел рынком Moto3 на следующие несколько лет. Чемпионом 2013 года стал Маверик Виньялес, 2-м сезон завершил Алекс Ринс, Луис Салом замкнул тройку, Алекс Маркес и Йонас Фольгер — пятерку, — и все они ехали на KTM! В 2013 все 17 побед были одержаны на KTM, а заводскими Honda NSF250R вовсе перестали пользоваться (HRC как производитель вовсе выбыла из Кубка конструкторов).
MotoGP, Grand Prix of Catalunya
перейти в фотогалерею
С 2014 года и по сей день KTM остается одним из лидеров Moto3 и первым (и единственным) конкурентом Honda в этой категории, они делят рынок примерно пополам. С 2016 года KTM Factory Racing существенно снизила бюджет на участие в Moto3, перестав субсидировать частные проекты и сконцентрировав усилия на новых направлениях — MotoGP и Moto2.
MotoGP, Silverstone, Grand Prix of Great Britain
перейти в фотогалерею
Эксперименты
Нельзя не отметить также участие KTM в классе GP250, начиная с 2005 года! Это был эксперимент, продолжавшийся всего 4 сезона (практически до начала эры Moto2), и доминировали в этот период Aprilia и Honda, но и пилоты KTM смогли принести своему заводу несколько Больших Призов.
Заводская команда KTM в GP250: Каллио и Аояма
Первым победителем Гран-При на борту 250-кубового 2-тактного прототипа KTM в 2006 году стал Хироси Аояма, выигравший Гран-При Японии у себя дома, в Мотеги. Вместе с Микой Каллио японец взошел на подиум Гран-При Германии в Sachenring 15 июля 2007 года. Затем, Каллио принес KTM еще один Гран-При Японии. Сезон-2007 завершился двумя победами пилотов KTM: в Сепанге выиграл Аояма, в Валенсии — Каллио. В 2008 году Мика Каллио боролся за титул чемпиона против Марко Симончелли и Альваро Баутисты, взяв 3 победы в гонках. В 2009 году KTM закрыл своей проект в GP250.
Брад Биндер взял свою первую победу в Moto2 с KTM на Гран-При Германии в 2018
Возвращение KTM в среднекубатурную категорию состоялось — опять же, в качестве эксперимента, только в 2017 году. KTM Factory Racing с удовольствием вошла бы в Moto2 заводским проектом, если бы не правило единого двигателя! Самым обидным для Маттигхофена было клеить стикеры «Powered by Honda» на оранжевые байки Брэда Биндера и Мигеля Оливеры. Однако, завод принял решение бороться за титул, и в дебюте 2017 года стал 2-м производителем после Kalex. Проект был официально закрыт по завершении 2019 года, как бессмысленный. И все же, Оливера и Биндер взяли 3 поул-позиции и 9 побед в Moto2 на KTM за 2017-2018.
Победа Альберта Аренаса в Гран-При Катара Moto3 стала 100-й в копилке KTM
Вчерашняя победа Альберта Аренаса в Катаре стала 100-й для KTM в Мото Гран-При. Проект KTM в чемпионате мира по MotoGP самый молодой, но при этом, самый амбициозный. За Маттигхофеном не стоят такие гиганты, как Volkswagen-AUDI Group, у него нет поддержки миллиардных капиталов Honda Motor Co. и опыта разработки Yamaha. В то же время, за 3 года в MotoGP завод догнал и сумел опередить в развитии Aprilia Racing.
Сегодня у KTM Factory Racing есть даже собственная трасса — Red Bull Ring
Судя по тому, как складывается ситуация в мире, 2020 год может стать для KTM настоящим прорывом в Королевском классе. Они используют любую возможность для реализации своих планов.
Источник: