— В чемпионате мира по Мото Гран-При задействованы большие ресурсы, а также многие компании. В центре всей схемы стоит генеральный промоутер — Dorna Sports, компания, которая входит в глобальный холдинг Bridgepoint Capital.
В схеме задействованы, как минимум, 10 образующих элементов, а не 2-3, как принято считать. И прямые коммерческие связи между всеми ними существуют! Чтобы понять, как в случае удаления зрителей с трибун хотя бы на один этап MotoGP нарушится вся система чемпионата, внимательно изучите эту схему:
Кто, кому и как платит в MotoGP
Государственные органы косвенно заинтересованы в развитии туризма и привлечении инвестиций, поэтому они поддерживают национальные Гран-При административными ресурсами и привлечением финансов, зачастую, это невозвратные инвестиции. Большая часть сумм, которые автодромы (локальные промоутеры) платят Dorna Sports (4 млн евро в год), формируются за счет либо специальных фондов, либо из бюджетных средств.
Единственный реальный источник дохода для автодрома — это проданные на событии билеты и оказанные за уикенд услуги. Также, автодром несет полную ответственность за физическое проведение события. За невыполнение некоторых обязательств его ждут штрафные санкции.
Зрители платят за все!
Зрители платят за все! Они покупают билеты на гонки, трансляции, покупают менчандайзинг (кепки, футболки, сувениры), снабжая гонщиков и команды дополнительным заработком.
Телекомпании платят большие деньги за право показывать гонки MotoGP в прямом эфире и в записи, производить собственный контент и продавать его зрителям. Успешность продаж промоутера не очень волнует. Но свои доходы телекомпании (и другие медиа) формируют также и за счет рекламодателей.
Пилоты младших классов (Moto3 и Moto2), если у них нет прямого заводского контракта, сами платят за свое участие в чемпионате командам. В MotoGP тоже есть такие пилоты и команды, например, Avintia Racing.
Чтобы существовать, команды привлекают многочисленных спонсоров, которые и формируют их бюджеты. Без спонсоров все частные команды мгновенно разорятся.
Кармело Эспелета, бессменный президент Dorna Sports
Главная фигура в схеме — это генеральный промоутер, правообладатель. Он получает доход от продаж прав для телекомпаний, от продаж прав на физическое проведение Гран-При (с автодромов), от прямых продаж контента через motogp.com, а также через продажи своего контента телекомпаниям, которые не могут производить его самостоятельно.
Промоутер, он же организатор чемпионата, несет на себе самые большие риски. Первый риск и нагрузка — это глобальная логистика, которая обходится Dorna Sports ежегодно примерно в 60 млн евро. Вторая нагрузка, это субсидирование участия в чемпионате MotoGP частных команд. Dorna вкладывает ежегодно до 6 млн евро в каждую команду-саттелит и частный гараж MotoGP. Свою долю пирога получают команды Moto2 и Moto3, но в основном это касается компенсации из естественных затрат. В итоге, расходы и внутренние инвестиции Dorna ежегодно достигают 150 млн евро, больше половины оборота компании до уплаты налогов в Испании.
Невыполнение обязательств по многочисленным контрактам влечет за собой гигантские штрафные санкции, и это касается обеих сторон, подписавших договор! Но если же случаются какие-то провалы, связанные со сбоем в чемпионате и — не дай бог! — отменой этапов, все расходы ложатся на плечи промоутера.
BMW VIP-Village Package
Копилку Dorna Sports пополняют многочисленные партнеры, такие, как Michelin, BMW Group или Motul. За свои огромные взносы в качестве официального партнера MotoGP, они получают возможность использовать площадку чемпионата для собственных маркетинговых нужд, и конечно же, огромные рекламные площади с эфирным временем. В основном, вовлеченные в MotoGP компании используют «площадку» как место встреч со своими партнерами по бизнесу, вывозят на гонки VIP-клиентов, гостей, дилеров, друзей и т.д. Плюс, Motul и Monster Energy производят собственный контент для взаимодействия с аудиторией. Michelin несет весомую нагрузку в роли официального разработчика и поставщика покрышек. В классах Moto2 и Moto3 таким является Dunlop, но британцы имеют куда меньше прав и маркетинговых опций, чем французские шинники.
BMW Group предоставляет MotoGP автомобили для украшения паддока и на роли официальных Safety Car. Весь флот этих машин (15 штук) летает по миру вместе с фурами Dorna Sports.
Motul является одним из ключевых партнеров MotoGP
Суммарно за год Dorna Sports получает до 100 млн евро от партнеров, что покрывает часть ее гигантских расходов.
Важно! Партнеры Dorna Sports и спонсоры этапов, команд и пилотов — это разные компании, и свойства у них разные. Спонсоры используют свои финансовые ресурсы не в целях прямой рекламы, а с целью поддержки команд/пилотов/событий — это нативная реклама, которая положительно сказывается на отношении потребителя к бренду. В то же время, Dorna привлекает своих партнеров и в качестве спонсоров — для команд, а также отдельных событий. В этом случае, спонсор финансово поддерживает проведение отдельно взятой гонки, которая получает его имя — деньги идут и в копилку Dorna, и в копилку локального промоутера, в том числе, в кассу автодрома.
Производители в MotoGP занимают совершенно особое место
Производители мотоциклов платят за все остальное! Подписывая 5-летний контракт на участие в MotoGP с промоутером, завод обязуется не только участвовать в чемпионате все это время, он вносит огромный обеспечительный взнос в MSMA. Бюджет производителей в MotoGP различается в разы, но самый большой у Honda Racing — до 100 млн евро в год. Для сравнения, бюджет независимой команды, например, LCR Honda начинается от 25 млн евро в год, часть которого покрывают субсидии от Dorna.
Единственный доход с MotoGP для заводов заключается в PR-эффекте и продажах, которые он должен стимулировать. Таким образом, единственный, кто платит производителям, это — зрители и фанаты. Без зрителей и фанатов производители не смогут оценить эффект.
А по телевизору можно показывать и 3D-модели мотоциклов. Говорят, это стало очень похоже на реальность!
Источник: