— История Троя Бейлисса, рассказанная им самим. Публикуется в сокращенном формате. Полная версия опубликована в журнале RACEMAG 2/2012: читать здесь.
В ноябре 2011 года 3-кратный чемпион поставил точку в своей карьере, с сожалением отметив, что шансов на возвращение в Большой Спорт — Супербайк или MotoGP нет, и завещал «№21» Джону Хопкинсу.
Трой Бейлисс, 3-кратный чемпион мира по супербайку
Байлисс – один из ярчайших персонажей World Superbike. Он пришел в чемпионат как «человек на замену», и как wildcard выиграл гонку MotoGP в Валенсии, лидируя в ней от флага до флага в 2006 году. Его появление в чемпионате стало неожиданностью; решение об уходе после очередного триумфа – двойной неожиданностью и разочарованием для поклонников. Трой ушел непобежденным, а потом пожалел об этом трижды, столько же раз, сколько стал чемпионом мира.
Трой – явный антипод Карлоса Чеки. Оба выиграли чемпионаты для Ducati, оба стали «немножечко итальянцами» после долгого сотрудничества с заводом. Но их стили жизни отличались кардинально. Бейлисс, как и все австралийцы примерный семьянин. Чека – мартовский кот, предпочитающий свободу постоянному партнерству. Трой – пример рассудительности и готовности к бою, но способный сделать шаг назад ради двух шагов вперед. Карлос – открытый, откровенный, сконцентрированный на одной лишь цели – победе, идущий к ней напролом.
Часть 1. На подиум или в тюрьму!
Трой родился 30 марта 1969 года в маленьком городке Тари, на самом востоке Австралии. С детства его преследовала навязчивая идея: в возрасте 3 лет увидел мотогонки и заболел этим на всю оставшуюся жизнь. Трудно себе представить, но на мотоцикл Трой сел в 4 года!
Трой Бейлисс — совсем еще мальчишка на своем Honda Monkey
«Это была моя собственная – абсолютная свобода. Выкатывал Monkey из сарая и пилил 10 миль на запад, в буш. Там гонял до потери сознания. Насколько себя помню, всегда хотел стать мотогонщиком» — вспоминает Бейлисс. Когда ему исполнилось 18, втайне от всех купил Kawasaki ZXR750 H1. Гонял по дорогам общего пользования, снова «до потери сознания» и первых проблем: «Я быстро понял, что мои ночные прострелы по хайвею добром не кончатся: либо попаду за решетку, либо разобьюсь. Однажды друзья затащили меня на гонки…»
Это был поворотный момент в жизни: Трой, только-только сдавший на водительские права, добился получения любительской лицензии и «подсел на это дело сразу, с первого же заезда. Наверное, все гонщики так начинали: с неприятностей на основной работе. В пятницу вечером я выкатывал байк со стоянки у офиса, ехал иногда всю ночь до места проведения следующей гонки, гонялся весь уикенд, а в воскресенье вечером возвращался тем же путем, чтобы успеть к утру в офис. Австралия ведь совсем не маленькая!»
Уникальное фото, сделанное его сестрой Жанной: Трой Бейлисс на Kawasaki ZXR750
В семье только сестра Жанна знала все о брате. «Когда ему было лет 11, Трой сказал, что жить не может без двух колес, — рассказывает она. – Он делал wheelie на всем, у чего были педали или моторчик, зажигал и часто падал. Мы говорили родителям, что он подрался – так было проще. У Троя было на жизнь всего два плана: стать лучшим мотогонщиком в мире или ограбить банк и исчезнуть, разумеется, на мотоцикле. Так или иначе, его уверенность в себе вселяла оптимизм. Он меня не разочаровал».
Второй страстью Бейлисса были велосипеды. Трой работал на покраске в сервисе Джо Берри. Денег было мало. «Мы познакомились с «ТиБи» [TB – сокращение от Troy Bayliss, — прим. автора] в Тари, — вспоминает близкий друг Скотт МакКласки. – Он красил машины, я работал в банке мелким клерком. И оба мы ездили на великах. На самых разных. Правда, многие из них мы… угоняли, чтобы покататься. Потом пытались вернуть их хозяевам. Не всегда получалось».
Вторая страсть Троя Бейлисса — велосипеды
Пока Трой не купил ZXR, ездил на работу на велосипеде. Возвращаясь домой, буквально падал без сил. Однажды, Уоррен, отец Троя спросил его, зачем он так мучает себя: «Он ответил, что каждый раз пытается улучшить время от дома до работы и обратно. Я рад, что у него два увлечения: велосипед дал ему силы и здоровье». Прогулки на шоссейном велосипеде для Бейлисса – почти каждодневный ритуал и сегодня, но об этом чуть позже.
Первую победу в своей жизни Трой одержал в Oran Park, в 1991, когда ему было 22 года, в 26 Бейлисс стал чемпионом Австралии в классе Supersport.
Часть 2. Человек в красном
Без достаточной спонсорской поддержки выиграть титул не удавалось, зато ему дали шанс проехать по wildcard в Гран-При Австралии, в классе GP250 в 1997. Там его и приметил Даррел Хили, владелец известного британского гаража GSE Racing, работавшего с Ducati Corse на полную катушку. Даррел пригласил Троя на тесты в Silverstone.
Трой Бейлисс на подиуме с менеджером заводской команды Ducati Давиде Тардоцци
Бейлисс так описывал свои чувства на первых испытаниях в «реальном мире»: «Я сразу понял, что к моей персоне приковано слишком много внимания: новый парень из-за океана, от которого ждут… много чего. Журналисты хотели со мной пообщаться, среди них были парни, чьи статьи я зачитывал до дыр в Австралии, фотографы делали снимки. Я очень боялся облажаться: день выдался дождливым и… я едва не уронил байк прямо на пит-лейне, на глазах человек у ста!»
Первый сезон в GSE был очень непростым, но, несмотря на множество падений и технических проблем, Трой довел его до конца. Первое золото в British Superbike он взял с 11-й попытки, в Cadwell Park. Хили дал Бейлиссу второй шанс в 1999, тогда Трой побил опытного Криса Уокера и стал чемпионом. Затем, правда, пути с GSE разошлись. Чемпиона Британии позвали в AMA Superbike, где Трой и начал сезон 2000 года.
Битва Ducati с Honda за доминирование в World Superbike на рубеже веков — это противостояние Бейлисса и Эдвардса
Карьера в Штатах сложиться не успела – Бейлисса воззвали назад, в Европу, на этот раз из World Superbike! Помощь потребовалась заводской команде Ducati Performance: в четвертой гонке сезона звезда Мирового Супербайка Карл Фоггарти протаранил Роберта Ульма и получил массу травм, которые надолго выбили «Короля» из седла. Чуть позже, в результате неизлечимой травмы плеча Фогги был вынужден оставить карьеру гонщика. Бейлисс прибыл в Суго (Япония), где без подготовки включился в работу. Обе гонки третьего этапа он окончил в гравии, не проехав и круга. Но остальной сезон провел просто блестяще: выиграл в Hockenheim и Brands Hatch, несколько раз бился за победу с будущим чемпионом Колином Эдвардсом, соотечественником Троем Корсером, и завершил сезон шестым.
В 2001 Бейлисс отнял у Эдвардса титул. Все решилось в Ассене: напарники Ducati Infostrada – Бейлисс и Чаус дважды финишировали на подиуме, сначала впереди Эдвардса, а затем впереди Корсера. В 2002 Трой и Рубен продолжили совместную работу в команде «красных», но не столь успешно. В Brands Hatch между напарниками случилось столкновение, которое стоило австралийцу травмы.
Колин Эдвардс пытается вернуть себе титул в WorldSBK: Имола, 2002 год
В середине сезона завод решил обновить мотоциклы. Новая рама оказалась неудачным решением, Трой не чувствовал себя уверенно. Только в финале, в Имоле, когда добился возврата прежней рамы, обе гонки боролся за победу с Колином Эдвардсом.
Часть 3. Туда и обратно
Эдвардс и Бейлисс синхронно перешли в MotoGP в 2003. Трой отправился прямиком в заводскую Marlboro Ducati, так сказать, по «партийной линии» и проработал в ней бок о бок с Лорисом Капиросси два года. Бейлисс был новичком в Гран-При, как Эдвардс с Ники Хейден, но австралийцу сразу повезло с мотоциклом: до середины сезона он боролся за места в TOP-5, трижды финишировал на подиуме. В то же время, часто падал и, в результате, уступил титул «Rookie of the Year» Кентукийцу. Техасец, начавший свою карьеру в GP с неудачного партнерства с Aprilia Racing, затем перешел в Honda, где его результаты значительно улучшились.
Трой Бейлисс в команде Сито Понса: MotoGP, 2005, Honda RC211V
Бейлисс не был достаточно успешен в MotoGP: в первый сезон стал 6-м, но затем опустился на 14-ю позицию, добравшись до подиума лишь в Валенсии. За второй сезон он уронил восемь Desmosedici, четыре из которых не подлежали восстановлению. После такого, Baylisstic решил попробовать другую команду, байк и концепцию.
В 2005 Сито Понс пригласил Троя в Camel Honda, а его напарником стал Алекс Баррош. Бразилец выиграл Гран-При Португалии в Estoril, Бейлисс завершил заезд только 11-м. В 2005 ярко сияли звезды Валентино Росси, Макса Бьяджи и Сета Жибернау, но и Баррош поднимался на подиум, часто финишировал в TOP-4. Во Франции, Италии и Нидерландах Бейлисс финишировал за пределами TOP-10. В Шанхае, Донингтоне и Саксонии Трой вовсе не завершил гонки. Он жаловался на сомнительную геометрию и «слишком жесткое» шасси 990-кубового RC211V, отмечая, что мотоцикл не подходил его стилю. Сезон завершился досрочно, в Чехии, после травмы руки, которая выбила австралийца из обоймы до конца года. Его место в команде занял Карлос Чека.
Но Троя ждали «дома», в заводской Ducati в World Superbike!
Он вернулся в 2006 и сразу же начал с двойного подиума в Катаре, победы в Phillip Island, трех победных дублей в Испании, Италии, Великобритании. В конце сезона Бейлисс опережал Джеймса Тозланда на 95 очков – стал чемпионом мира во второй раз.
Возвращение Бейлисса в паддок MotoGP было неожиданным
Тогда, у него появился еще один шанс доказать свои права на Гран-При. Это случилось в конце сезона Больших Призов, в Валенсии. Сет Жибернау выбыл из борьбы за титул с травмой, так что его мотоцикл отдали Трою. Бейлисс квалифицировался вторым и вырвался в лидеры сразу, на старте. Ни разу не оглянувшись на преследователей, Baylisstic выиграл гонку с преимуществом в 1.3 секунды над напарником по заводской команде Лорисом Капиросси, в 9.2 секунды от Хейдена и в 12 секундах от Педросы.
Гран-При Валенсии по MotoGP 2006 года — самая необычная гонка в истории
Генеральный директор Ducati Corse, руководитель проекта Desmosedici Филиппо Прециози присутствовал в паддоке Ricardo Tormo Circuit в то воскресенье: «Я был в порту Лиссабона, когда мне позвонил Ливио [Суппо] и сказал, что Жибернау снова сломал ключицу. Нам нужно было срочно решать, кто поедет на Desmo в финале. Я подумал о Трое. Да, он стал чемпионом в Супербайке, но мы все помнили, как неловко ему было в MotoGP. Но шестое чувство подсказывало: «Надо брать!» Двумя неделями позже гонку Больших Призов впервые в истории выиграл человек, который даже не был в списке пилотов чемпионата мира».
Эрнесто Маринелли с Троем Бейлиссом
Технический директор и нынешний руководитель заводского проекта Ducati в Супербайке Эрнесто Маринелли рассказал историю: «За все наше сотрудничество с Троем, самым запоминающимся моментом стала та победа в MotoGP. Он назвал ее «полетом серебряной пули». У Троя была всего пара дней чтобы освоиться на незнакомых покрышках и чужом мотоцикле. Вернуться в элитный класс и рассчитывать на победу – что-то немыслимое, мечта… И вот, эта мечта стала реальностью на следующий день. Утром перед гонкой Трой подошел ко мне и сказал: «Чувак, представь, сегодня мне приснилось, что я выиграл гонку MotoGP, и ты там тоже был!» Эти слова разожгли в моем сердце такой огонь, что когда он действительно выиграл, я просто взорвался».
Часть 4. Никогда не сдаваться
«Вы падаете. Это неизбежный факт в мотогонках. Я был счастливчиком, ни разу не травмировался слишком сильно. Но гораздо важнее для меня было понять, почему я падал. Каждое, даже самое маленькое падение мы разбирали досконально и анализировали. Так я смог поехать еще быстрее», писал Бейлисс в своем обращении к молодым гонщикам Австралии. Он даже выдвинул теорию, что если думать о падении, оно обязательно случится. И это вобщем, не только в гонках, но и на улице.
Трой Бейлисс: что отличает просто хороших гонщиков от сильнейших?
Другой стороной изысканий Троя стало понимание процессов, отделяющих хороших пилотов от сильнейших: «Все зависит от того, как ты чувствуешь себя за рулем байка, как ты ощущает трассу, насколько тебе комфортно, и о чем ты на самом деле думаешь. И, главное, готов ли ты перейти на новый уровень! Ты должен ехать на пределе своих возможностей, всегда. Только так можно добиться понимания себя, своего реального потенциала и превзойти других. На трек-днях парни выстраиваются в очередь и тянутся, присматриваясь и пытаясь найти сильные и слабые стороны друг друга – чужие, а не свои! Но они лишь пытаются тешить свое эго, подлавливая соперников на их ошибках. Обычно это кончается поломкой мотоцикла. Но если ты едешь по своим правилам, сам устанавливаешь лимиты, чувствуешь себя комфортно, а затем расширяешь рамки – победишь. Сначала себя, потом остальных».
Дуэль с Максом Бьяджи
Одним из тех, кто работал с Бейлиссом в WSBK дольше других, был инженер Ohlins Байрон Дрейпер. Он отметил, что Троя от других пилотов всегда отличала ультимативная форма «победа или смерть», что на гоночном языке звучало как «победи или упади». Бейлисс требовал максимальной отдачи от каждого инженера и механика, как от себя самого. Он повторял: «Если мы выиграем, это будет победа всей команды, но если я упаду, значит, мы все упали». Дрейпер рассказывает: «Очень часто, особенно на квалификации Superpole Трой подходил ко мне с одним единственным вопросом: задай мне время круга, которое я должен побить! Ну же!.. И делал это. Или падал».
Команда приветствует Троя Бейлисса, чемпиона World Superbike 2008 года
Вернувшись в Xerox Ducati, Бейлисс продолжил поиск своих пределов. На сезонных тестах в Монце (самой быстрой трассе чемпионата мира) не повезло с погодой. Дождь поливал все три дня, но надо было работать. Трой падал почти на каждой сессии, что привело директор отдела разработок Пьерлуиджи Цампьери в бешенство – австралиец за день уронил пять байков. «Вечером, когда мы все успокоились, Трой пытался объяснить мне секрет успешного пилотажа в условиях дождевой гонки, как говорится, на пальцах: Очень трудно узнать свои лимиты сразу, особенно на мокром асфальте, их нужно нащупать, — вспоминает итальянский инженер. – Ты пытаешься ускоряться все сильнее с каждым кругом. Рано или поздно это заканчивается падением. ОК, теперь ты знаешь, где предел возможностей – возьми запасной байк и закрепи успех! В тот день мы все его ненавидели». Понять истинный смысл его слов некоторые члены команды смогли только в Брно, в 2008, где Бейлисс выиграл все и обеспечил себе третий титул.
Трой Бейлисс, World Superbike
«Он пригласил нас всех – всю команду на подиум, — вспоминает бывший механик Бейлисса в Xerox Ducati Стефано Фавалини. – Он не блефовал, он был честен, когда говорил про победы и падения, команду и командный дух – все это для него было частью жизни! Если он что-то говорил, все понимали, что он один из нас, он – свой. И за это мы его уважали. Когда он увидел мельком то, что я сделал татуировку с номером «21», очень удивился, был по-настоящему растроган».
Часть 5. Готов к… уходу!
В конце сезона 2008 года Трой Бейлисс, став трехкратным чемпионом, объявил об уходе из большого спорта. С чем связан этот неожиданный для многих маневр? Однозначно ответить на вопрос не смог он сам. Но предпосылки были. Прежде всего, Трой – семьянин, и как многие австралийцы, считает ячейку общества священной и гораздо более ценной, чем другие страсти – к гонкам, деньгам, фанатам. Ему стало не хватать общения с женой и детьми, к тому же, он решил вернуться в Австралию, «к корням». Трой женился на своей подружке Ким в 1993 году, с тех пор не расставался с ней ни на месяц. Ким путешествовала с ним по всему миру, даже когда была беременна и пережила вместе с Троем все взлеты и падения.
Трой с семьей в своем моторхоуме
«Жизнь с Троем – это большие американские гонки, — говорила Ким. – Иногда я смотрела в его глаза и читала в них, что у него серьезные проблемы. Иногда, видела в них будущее. Наши жизни очень сильно изменились с тех пор, как мы впервые встретились. Но я обожаю его за то, что он всегда держал данное слово».
Ким родила Трою сыновей Митча и Оли, а также дочь Эбби. Но в последние годы, когда дети подросли, виделись только в резиденции Бейлиссов в Монако. Не часто. Именно дети стали целью всей жизни после ухода из Супербайка в 2008 году. Но, разумеется, уйти навсегда Бейлиссу не дали. И он знал об этом.
Трой Бейлисс
Уходя из гонок, в возрасте 39 лет Трой находился на пике физической формы: при росте 174 см сохранял постоянный вес 67 кг и по признанию соперников и медиков, оставался самым тренированным гонщиком в чемпионате. Как ему это удавалось?
До середины 2009 года Бейлисс жил в Монако. Выбор на это место пал не случайно, был обусловлен уникальным расположением и возможностями. База Ducati – в паре часов езды на машине или скоростном катере, чистейший морской воздух и горные серпантины – все, будто специально создано для отдыха и подготовки к следующим гонкам. «Монако – невероятное место, я бы сказал – центр мира, — сказал Бейлисс в интервью американскому журналу RoadRacer. – Здесь почти всегда хорошая погода, тихо, спокойно и безопасно. Идеальное место для спортсменов, музыкантов и кинозвезд».
Трой Бейлисс: если бы моя карьера в мотогонка не сложилась, я бы выиграл Тур-де-Франс
«Если бы моя карьера в мотогонках не сложилась, я бы точно принял участие в Tour de France!» — отметил Бейлисс. Велосипед – увлечение всей жизни. Свой ярко-красный Litespeed Titanium, выкрашенный в цвета Xerox Ducati, Трой купил на благотворительном аукционе в Лас-Вегасе за $6000 в 2001 году. Второй велосипед – тренировочный Bianchi на «дутых» шоссейных покрышках – всегда с собой в машине. Пока Трой жил в Монако, в поездках ему ассистировал профессиональный велогонщик, олимпийский чемпион Аксель Меркс. Трой и Аксель провели в седле много времени. Но чаще Меркса можно было видеть в седле 125-кубового Piaggio, а Троя – сзади него, держащим дистанцию сантиметра в 3 от скутера.
Со своим тренером в еженедельном туре из Монако в тренажерку и обратно
«Это способствует концентрации внимания, — поясняет Бейлисс. – Аксель жил через дорогу, мы дружили семьями десять лет». Два-три раза в неделю напарники совершали небольшой моцион в сторону итальянской границы – «до тренажерки и обратно». И сейчас Бейлисс не мучает себя велопробегами в сотни миль. Для поддержания формы достаточно 30 км, 2-часовой пешей прогулки и полуторачасовой работы в зале. В Монако силовые тренировки проходили под контролем личного тренера, экс-чемпиона Италии по боксу в среднем весе Лея «Рока» Браена. Даже в 2008 году Трою не нужно было работать над мышечной массой или весом, поэтому большая часть упражнений – на выносливость. Одно из них выглядит так: австралиец лежит на спине, ноги полусогнуты и зафиксированы, в руках пятикилограммовый «блин» от штанги; Бейлисс совершает наклоны корпусом вправо и влево, а также вперед и назад. Это упражнение имитирует езду на мотоцикле и постоянным «перекладыванием» из поворота в поворот: напряжены руки, плечи, пресс и спина.
Panigale by Troy
В 2010 году завод Ducati вновь призвал Бейлисса в Европу. На этот раз, Трой должен был помочь заводу в разработке революционного супербайка – Panigale 1199.
На пресс-тесте Ducati Panigale 1199 с Троем Бейлиссом
Таких серийных мотоциклов в мире еще не было: в основу легла концепция прототипа из MotoGP с рамой-монококом и несущим двигателем с невероятными техническими характеристиками. Австралиец ушел в работу весь без остатка. Он стал частью проекта, все еще сохраняя надежду на возвращение на стартовую решетку.
Эксклюзивный Тест-драйв Ducati Panigale 1199 (2012)
Текст: Кирилл Чернышев
Фото: Кирилл Чернышев и Пол Баршон.
Особая благодарность Ким за предоставленные фото из семейного архива Бейлиссов.
Каталог постеров: мотоциклы и мотогонки
Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж
Источник: