Содержание
- Многие мотоциклисты не раз слышали о БСЗ, некоторые не понимая расшифровки по ошибке называют БЗС. Другие называют просто «электронное зажигание». Так что же такое БСЗ? БСЗ – это Бесконтактная Система Зажигания. Как следует из названия, в данной системе отсутствуют контактные детали, то есть механический износ исключен полностью, что означает «вечность» данной системы.
- Конечно, она не является на самом деле вечной в плане работы, ибо сами детали БСЗ ограничены сроком службы и являются расходниками. НО Вам после одной нормальной, правильной установки БСЗ, больше не придётся её перенастраивать, как приходится делать на контактной системе (так как там неумолимо подгорают контакты, и со временем приходится подстраивать). В принципе БСЗ можно называть и электронным зажиганием, так как она работает на электронных полупроводниках, на которых построен коммутатор. Если ты давно уже слышал о том, что такое БСЗ, и всегда мечтал чтобы твоя «ласточка» полетела еще лучше прежнего, то эта статья для тебя! Я Алекс Джей, лично проверил на своем опыте, что правильно сделанная БСЗ спокойно работает вот уже три года, без каких либо замен её деталей и перенастроек.
- Преимущества БСЗ относительно КСЗ
- Типы БСЗ
- УСТАНОВКА БСЗ
- 1.Начальная стадия
- 2.Демонтаж
- 3.Подготовка
- 4.Установка
- 5.Регулировка угла опережения зажигания (УОЗ)
- 6.Запуск
- Календарь
- Друзья сайта
- Установка БСЗ на генератор Явы-638
- Рекомендуем посмотреть:
Многие мотоциклисты не раз слышали о БСЗ, некоторые не понимая расшифровки по ошибке называют БЗС. Другие называют просто «электронное зажигание». Так что же такое БСЗ? БСЗ – это Бесконтактная Система Зажигания. Как следует из названия, в данной системе отсутствуют контактные детали, то есть механический износ исключен полностью, что означает «вечность» данной системы.
Конечно, она не является на самом деле вечной в плане работы, ибо сами детали БСЗ ограничены сроком службы и являются расходниками. НО Вам после одной нормальной, правильной установки БСЗ, больше не придётся её перенастраивать, как приходится делать на контактной системе (так как там неумолимо подгорают контакты, и со временем приходится подстраивать). В принципе БСЗ можно называть и электронным зажиганием, так как она работает на электронных полупроводниках, на которых построен коммутатор. Если ты давно уже слышал о том, что такое БСЗ, и всегда мечтал чтобы твоя «ласточка» полетела еще лучше прежнего, то эта статья для тебя! Я Алекс Джей, лично проверил на своем опыте, что правильно сделанная БСЗ спокойно работает вот уже три года, без каких либо замен её деталей и перенастроек.
Преимущества БСЗ относительно КСЗ
При написании статьи я вот сидел, думал-думал, и так и не пришел к выводу что именно является главным преимуществом БСЗ, для меня все ниже приведенные преимущества являются главными и равноправными между собой.
– Высокая стабильность работы двигателя(синхронная работа цилиндров, четко по очереди)
– Резвый отзыв на ручку «газа»
– Лучшая тяга двигателя (что позволяет с лёгкостью использовать самые большие ведущие звезды без затрудненного разгона!)
– Свечи «живут» раза в четыре дольше, чем на КСЗ (об этом отдельно напишу ниже)
– Меньше всем известных «соплей» из глушителей Ява (так как в разы лучше дожигается топливо с маслом)
– Дольше срок службы всех подшипников кривошипа (так как меньше посторонних детонаций и вибраций)
– Меньше расход топлива (так как оно дожигается лучше, карбюратор надо настроить на меньшую подачу топлива)
Типы БСЗ
Существует два типа БСЗ:
– Одноканальная (один датчик Холла, двухлепестковый модулятор, один коммутатор, одна двухвыводная катушка зажигания, работающая сразу на два цилиндра)
– Двухканальная (два датчика Холла, один, а лучше два, лепесток модулятора, два коммутатора, две катушки зажигания, работающие по одной на каждый цилиндр)
Предпочтительнее ставить именно одноканальную систему, так как она будет стабильнее, ибо тут не придется подгонять каждый цилиндр (что приходится делать на КСЗ), здесь если правильно сделанный модулятор, то настраивается, лишь один цилиндр. Так же в одноканальной меньше проводов используется, меньше занимают место её детали, меньше расход энергии (что очень важно для 6-ти вольтовых генераторов)
Есть много любителей «заморочиться», которые ставят двухканальную, крича при этом, что так можно точнее настроить и т.д. Я уверяю – это лишние заморочки, и никакой точности тут не будет (почему указанно выше)
Свечи зажигания. Выше я говорил, что свечи зажигания «живут» дольше, напрашивается вопрос «Почему?»
На самом деле ответ прост. Если ты решил поставить одноканальную БСЗ (либо двухканальную с двухлепестковым модулятором), то вот что будет происходить:
При зажигании в одном цилиндре, в другом при этом в НМТ так же будет бить искра, так как она бьёт одновременно на обеих свечах, то есть два раза искрить за оборот на каждой свече.
Что это даёт? Это даёт прогрев и прочистку свеч в тот момент поршни находятся в нижней мёртвой точке, получаем меньший перепад температуры электродов свечи (не давая ей остывать) и чистые электроды, готовые к новому воспламенению топливной смеси. Эти факторы, как показала практика, увеличивают срок службы свеч.
Читайте также: Гранта не крутит стартер и бензонасос
P.S. Обратите внимание, что свечи надо использовать именно, такие, которые рассчитаны для БСЗ (при покупке в автомагазине, надо это указать продавцу)
УСТАНОВКА БСЗ
Для этого нужно заранее подготовить следующее:
– инструмент: отвертки, пассатижи, молоток, наковальню, мультиметр(желательно электронный), узкую линейку (до 10мм шириной) или штангенциркуль, напильник и надфили
– детали: коммутатор (ВАЗ-2108), датчик Холла, соединительный жгут проводов к ним(продается готовый), катушку зажигания двухвыводную от Газели либо Оки, модулятор(бабочка изготавливается из магнитного металла толщиной 0.7-1мм по чертежу, приведенному ниже) высоковольтные провода(бронепровода) высокой мощности(желательно силиконовые)
1.Начальная стадия
Для начала делаем модулятор, если вы его еще не сделали. Это сделать проще всего если распечатать чертеж в реальную величину (размеры чертежа соответствуют реальным измерениям) наклеить распечатку на металлическую пластину и по контурам чертежа вырезать модулятор. ВНИМАНИЕ. Тут важна точность до миллиметра! Так что никаких «наглазов» тут допускать нельзя. Края модулятора надо обработать надфилем, чтобы не было зазубрин и заусенцев.
2.Демонтаж
– Отсоедините высоковольтные провода от свеч зажигания.
– Отсоедините провода индуктивности от катушек зажигания
– Демонтируйте катушки зажигания вместе с высоковольтными проводами(это нам больше не понадобится)
– Отсоедините конденсаторы от контактов прерывателей
– Отсоедините провода индуктивности от контактов прерывателей
– Демонтируйте контакты с пластины зажигания
– Выкрутите все винты с пластины зажигания и демонтируйте её с генератора
3.Подготовка
– Поставьте наковальню на ровную поверхность
– Положите пластину зажигания на наковальню и разровняйте все изгибы молотком, а штыри прерывателей удалите пассатижами
– Выкрутите болт ротора генератора
4.Установка
– Подвесьте 2-х выводную катушку зажигания в удобном месте под баком
– Подсоедините к катушке провода 1 и 4 коммутатора как показано на схеме а также высоковольтные провода к свечам зажигания(ВНИМАНИЕ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА ОТ ВАШИХ СТАРЫХ КАТУШЕК. ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ НУЖНЫ МОЩНЫЕ ПРОВОДА, ЖЕЛАТЕЛЬНО СИЛИКОНОВЫЕ, ПРОДАЮТСЯ В ЛЮБОМ АВТОМАГАЗИНЕ!)
– Прикрутите модулятор к ротору стандартным болтом якоря
– Закрепите датчик Холла на пластине как показано на фото
– Закрепите коммутатор в удобном для вас месте(рекомендуется установить его на правой крышке воздухоочистителя прямо под облицовочной крышкой)
– Проложите соединительные провода коммутатора и ДХ и подсоедините к коммутатору и ДХ
– Заземлите провод 2 коммутатора на раму мотоцикла(не заземлять на бак!)
5.Регулировка угла опережения зажигания (УОЗ)
5.1. Установить левый поршень в верхнюю мертвую точку, и при помощи линейки(или штангенциркуля) отведите поршень назад на 3мм
5.2. Отпустите болт генератора крепящий модулятор(ВНИМАНИЕ ПРИ ЭТОМ НЕДОПУСКАЙТЕ НИ МАЛЕЙШЕГО ПРОВОРАЧИВАНИЯ КОЛЕНВАЛА. )
5.3. Подключите мультиметр так: красный зажим к зеленому проводу датчика холла(на входе в датчик с зеленого провода надо сдвинуть белую термоусадку и получить доступ к оголенному проводу), а черный зажим мультиметра запитать на массу(например к картеру двигателя)
5.4. Установить на мультиметре режим показания напряжения в диапазоне 0-20 вольт
5.5. Включить зажигание (на мультиметре должно показывать значение либо равное, либо приближенное к нулю)
5.6. ОООЧень медленно проворачивать модулятор так, чтобы его металл вошел в датчик Холла при этом не спускайте глаз с мультиметра!
5.7. Как только на мультиметре появились показания 4-12 вольт, перестаньте вращать модулятор, и еще медленнее проверните его в обратную сторону, чтоб прибор только-только показал снова ноль!
5.8. Затяните болт генератора, НЕ ПРОВОРАЧИВАЯ МОДУЛЯТОР И КОЛЕНВАЛ!
5.9. Снова проверьте положение поршня и перепроверьте в затянутом состоянии положение модулятора и показания при этом положении прибора, если показания отклонились то отрегулируйте ослабив винты крепящие пластину с ДХ и медленно проворачивайте всю пластину пока показания не станут правильными.
5.10. Проверьте показания для правого поршня, только в случае отклонения показаний ничего не сдвигайте с места (ни пластину, ни модулятор) а подточите напильником грань модулятор, которая входит в датчик Холла в этот момент.
6.Запуск
– Если ваш мотоцикл имеет на карбюраторе утопитель поплавка, то нажмите его и удерживайте пока не начнет капать топливо из карбюратора, если же на вашем мото нет утопителя, но есть механизм холодного запуска(например карбюратор Mikuni или Jikov как на Яве 638) то поднимите флажок и прокачайте три-четыре раза кикстартером.
– Вставьте ключ в положение «зажигание» и резко дерните кикстартером
Если у тебя есть интернет с нормальной скоростью, то посмотри три наших видео по БСЗ, чтоб стало наиболее понятно как всё это делается, в том числе и на мотоцикл с 6-ти вольтовым электрооборудованием!
Всем привет. Кто поможет, спасибо заранее!
Для начала опишу ситуацию. Ява 350/638 — 12в — контактная(Была)
Недавно столкнулся с отсутствием зарядки на моте, перепотрашил всю проводку,
заменил все релюшки на вазовские, выпрямитель новый, щетки тоже, вообщем всё сменил. Советами помогали тут же, на драйве, всем спасибо, особое спасибо Roman-36rus и Alexs-32 .
Вообщем после всего этого зарядка заработала на ура, с ХХ до высоких оборотов, всё работало.
Но очень очень редко загоралась лампочка заряда, делал перегазовку и проблемка пропадала.
Это впринципе было всего пару раз за всё время (Неделю езды), после ремонта, и поэтому не напрягало.
Но потом подтерлись контакты и я решил сменить их на БСЗ.
Выточил из пластины какого то металла (Который хорошо магнитится) толщиной 1мм модулятор в виде бабочки.
Чертеж:
Читайте также: Обороты поднимаются а скорость не набирает
2 — Вопрос про высокие обороты, в чем может быть проблема?
Бабочка? Датчик холла?
3 — Ездил на БСЗ этой не долго, погода не позволяет, дожди, дожди. ( Всего с часик поездил)
Но по дороге домой загорелась красная лампа заряда. Которая сначала решилась перегазовкой, а потом возникнув через еще пару км. и вовсе не решилась.
Когда чуть даешь оборотов, лампа хоть и горит, но уже ярче и двиг работает по лучше.
Полагаю зарядка идет немного т.к. и сигнал при этом нормально сигналит.
Сменил реле зарядки, ни чего не изменилось. Пока дальше не лез.
Времени не было если честно даже статор глянуть.
Наверно что то с ним?
Смена проводов на щетках ( Описывал в 1 вопросе) ни как не могла на это повлиять?
Уффф, всем спасибо!
PS Про яву клуб знаю, некогда всё там зарегатся, да и на драйве как то привычнее.
Вообщем всем спасибо кто поможет.
- Мотоциклы
- Обзоры/Тесты
- Jawa
- ИЖ
- Минск
- Урал/Днепр
- Восход
- Скутеры
Календарь
Друзья сайта
Установка БСЗ на генератор Явы-638
Свою первую Jawa я оседлал еще десяток лет назад и с тех пор оставался почитателем чешской техники. Но в последние годы усугубившаяся необходимость постоянно искать запчасти расшатали мою привязанность. Да и качество их стало просто "никакое".
В том числе прерыватель системы зажигания. Напичкан он одними неприятностями: то контакты сгорают "в дым" за считанные версты пробега, то по неведомой причине тщательно отрегулированные зазоры за пару дней "уплывают" от положенных размеров, разрядники свечей зажигания покрываются "черт-те чем" и напрочь отказываются искрить. С такой "зажигалкой" езда превращается в ерзанье и бесконечный ремонт. Добавьте к этому подсевший на два-три Вольта аккумулятор, а с ним пуск холодного двигателя превращается в пытку.
Избавить зажигание от пороков помогла публикация в "Мото" (N9-2001) о бесконтактной системе зажигания (БСЗ) "Юпитера-5": вживить аналогичную схему оказалось делом одного дня. Единственная "авторская" деталь, придуманная, мною, – опорная площадка датчика Холла, да и ту позаимствовал у подшипника вакуумного корректора "волговского" распределителя зажигания.
Бесконтактная система зажигания: 1 – аккумулятор; 2 – замок зажигания; 3 – свечи зажигания; 4 – двухвыводная катушка зажигания; 5 – вольтметр; 6 – коммутатор; 7 – датчик Холла.
Характер работы мотора Jawa оснащенного БСЗ, стал совершенно иным и, добавлю, приятным пилоту. Звук двигателя обрел положенную мягкость, на холостых оборотах он просто шелестит. "Железные" ноты, присущие появлению калильного зажигания и детонации, исчезли вовсе. Мотоцикл прекрасно слушается ручки "газа" и резвым набором скорости отзывается на открытие дросселя. Мотор стабильно запускается даже с на четверть разряженной батареей.
Однако схема показалась мне перегруженной: считаю излишеством две линии "датчик – коммутатор – катушка". Я БСЗ упростил. Детали-"дубли" становятся ненужными при использовании двухвывод-ной катушки и симметричного модулятора-шторки. В моей схеме катушка разряжается на обе свечи одновременно. В одном из цилиндров искра совпадает с тактом впуска-сжатия и воспламеняет рабочую смесь, в другом приходится на рабочий ход – выпуск и расходуется впустую. Но мощного "электронного" разряда более чем достаточно для обоих цилиндров. Кстати, комплектующие зажигания стали дешевле вполовину: с 680 до 350 рублей.
В упомянутом материале "Мото" практически умолчали об особенностях "общения" с БСЗ. Я постигал эту науку на собственном опыте – поделюсь наблюдениями.
Особое внимание уделите геометрии модулятора. При изготовлении "железа", если используете грубые ножницы для резки металла, оставьте припуск материала для тонкой доводки профиля шторок (напильником и шкуркой). Стоит отклонить лепестки модулятора от оси симметрии более чем на полмиллиметра – хронические "нелады" в цилиндрах (несинхронность) вам обеспечены. Толщину пластины ограничьте 1-1,2 мм, более "толстая" деталь может зацепить корпус датчика.
Перед монтажом БСЗ убедитесь в отсутствии избыточных люфтов вала генератора. Этот "носитель" шторки должен уложиться в осевой разбег до 0,35 мм, а его качание в поперечной плоскости ограничено 0,5 мм. Гуляющие сверх этих норм лепестки модулятора не впишутся в узкую прорезь датчика и вдребезги разнесут хрупкий пластиковый корпус датчика Холла. Болтанка чаще всего вызвана износом подшипников генератора – меняйте их без раздумий, тем более, что контактное зажигание тоже "не дружит" с люфтами и четко работать не сможет.
Читайте также: Генератор 2170 кзатэ 115а
Поначалу испытал затруднение с настройкой угла опережения зажигания. В электронику с традиционной для настройки контактов лампочкой-"прозвонкой" не сунешься. Выручил вольтметр – расскажу, как им пользоваться.
Советую использовать прибор со шкалой не менее 15В и внутренним сопротивлением 10-50 кОм. Подключите его к клеммам датчика Холла: на контакте 2 расположите плюсовой провод, на 3 – минусовой. Установите поршень любого цилиндра в положение, соответствующее моменту искрообразования. Включите зажигание и поворачивайте модулятор (по ходу вращения коленвала) до изменения показаний вольтметра. Моменту разряда на свече соответствует скачок напряжения в датчике от десятых долей Вольта до значения, близкого бортовому питанию мотоцикла. "Поймав" искру, не сбивая положение шторок, зафиксируйте модулятор на валу генератора крепежным болтом.
Должен предупредить, что, регулируя зажигание, обязательно замкните высоковольтные провода на корпус двигателя или "нагрузите" их свечами. Работа катушки с разорванной вторичной цепью приводит к перегрузке и повреждению БСЗ. По этой же причине нельзя "глушить" двигатель или один из его цилиндров снятием свечных колпачков.
Если есть желание визуально убедиться в наличии искры, делайте это следующим образом. Укрепите проверяемый провод (за изолированную часть) в 5-8 мм от корпуса мотора, включите зажигание и нажмите на кик. Не пытайтесь фиксировать провод руками – шарахнет так, что искры из глаз посыпятся. Впрочем, этот эффект тоже неоспоримое доказательство работоспособности зажигания.
Установив один раз опережение, вы надолго забудете о вольтметре. Но расставаться с ним не советую – держите его под рукой: в случае отказа БСЗ, измеряя напряжение в проводке, проще всего вычислить, какой блок вышел из строя.
Исправность датчика Холла проверяйте по методике, аналогичной настройке "угла". Но вращать коленвал не обязательно -достаточно ввести в прорезь датчика стальную пластину, например, жало отвертки. Исправный Холл с "открытым" проходом выдает 0,2-0,4 В, закроете "заслонку" – напряжение в цепи должно быть не менее 7 В.
Коммутатор рекомендуют проверять осциллографом, прибором сложным и вряд ли доступным байкеру. Я придумал способ попроще, с ним показатели менее точны, но ответ на вопрос, цел ли "мозг" зажигания или сгорел, дает гарантированно. Присоедините вольтметр "плюсом" к управляющему проводу катушки зажигания, "минусом" – к массе мотоцикла. Включив питание, несколько раз энергично проверните коленвал киком: исправный блок управления заметно прибавит напряжение (короткими импульсами) на первичной обмотке катушки. Если напряжение не "скачет", уверяю – коммутатор "сдох". Кстати, если Вольт вообще не наблюдается, значит, сгорела катушка зажигания или возник обрыв в цепи электропитания мотора.
Вольтметр (ВАЗ-2105-07) я вмонтировал в штатную приборку мотоцикла. Теперь он постоянно напоминает о наличии питания в системе зажигания. Подчеркну, такой "контролер" особо полезен начинающим пилотам. "Чайники" зачастую наполовину разбирают мотор в поисках отказа воспламенения смеси, забыв поставить "на старт" пульт отключения зажигания.
Проведя первый опыт по "электронизации" Jawa, решил не останавливаться на достигнутом результате. Следующее нововведение досталось системе стабилизации напряжения бортовой сети – она шалила разбросами питания от 10 до 15В. Причина -нечеткая работа штатного реле- регулятора. "Чеха" я заменил электронным блоком от ГАЗ-3110. Укрепил новый регулятор на раме мотоцикла на месте расположения "предшественника". Разводку проводов оставил прежнюю: клемма "Ш" соединяется с обмоткой возбуждения генератора, "Б" – с "плюсом" бортовой сети, "минус" питания "мозгов" электроники подводится через раму мотоцикла. "Волговский" блок не заметил подмены экипажа и надежно поддерживает напряжение на Jawa в пределах 13,8-14,2 В во всем диапазоне частот вращения коленвала. Выгодна новинка и в финансовом отношении: во-первых, срок службы аккумулятора, избавленного от вредоносного перезаряда-недозаряда, явно увеличится. Во- вторых, стоимость автомобильного прибора 80, а оригинального импортного регулятора 200-250 руб.
В заключение расскажу об оборудовании цилиндров мотора "градусником". Если владелец 2-тактника вовремя уловит перегрев двигателя, считай, сэкономил на внеплановой замене поршневой группы. "Донором" опять же послужила "Волга" – использовал ее двойной комплект приборов, контролирующих температуру охлаждающей жидкости двигателя. Датчики закрепил в оребрении цилиндров, их расположение вычислил опытным путем – так, чтобы приборы показывали максимум при нагреве цилиндров до температуры, чреватой прихватами поршней (120-130°С). Но по достоинству оценил универсальность доработки позже, когда научился еще и выбраковывать некондиционные свечи. Диагностика проста: если при работе мотора один из цилиндров заметно отстает от другого в темпе набора температуры, не сомневайтесь, в него вкручена свеча из той "породы", что вроде работает, да смесь поджигает плоховато.
Мнение редакции: Модификация мотоцикла, проведенная автором, вполне закономерна: контактное зажигание давно "просится на пенсию". В импортной мототехнике давно нет щелкающих реле в системе стабилизации напряжения питания. Система контроля температуры цилиндров полезна любому мотору, особенно она нужна склонным к излишнему нагреву тюнинговым версиям."