Содержание
- Порядок демонтажа подшипника на ВАЗ 2109 — 2108
- Установка нового ступичного подшипника на ВАЗ 2109 — 2108
- Устройство и назначение задней ступицы
- Проверяем ступичный подшипник
- Видео: как самостоятельно проверить колёса автомобиля на наличие люфта
- Алгоритм замены подшипника
- Инструмент для проведения работ
- Как снять колесо: пошаговая инструкция
- Видео: замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 своими руками
- Рекомендуем посмотреть:
Всем Доброго времени суток!
На днях полявился очень противный скрип в заднем левом колесе .Думал что цилиндр рабочий тормозной, из за него может колодки плохо расходились, а оказалось сам подшибник подклинивал.Уже ездить со скрипом было не выносимо и как то не приятно все на тебя внимание обращают из за этого скрипа
Неисправный подшипник задней ступицы автомобиля ваз 2108 дает о себе знать появлением люфта в колесе, который легко определяется наличием шума в задней части автомобиля при движение, либо появлением стука, если люфт в подшипнике стал слишком большой. Окончательно убедится в неисправности можно, если поддомкратить автомобиль и раскачать вывешенное колесо, если люфт есть, вы его непременно почувствуете. Как правило подшипник задней ступицы не поддается регулировке и при выходе из строя он подлежит замене. Если люфт не слишком большой, то можно попробовать немного подтянуть гайку ступицы, как правило этот шаг помогает избавиться, но не надолго и в ближайшем времени замену все равно предстоит выполнять.
Основная область его применения это — задний подшипник ступицы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111, 2112. Он обладает следующими конструктивными характеристиками — шариковый, радиально-упорный, двухрядный, закрытого типа (уплотнения с двух сторон). Поскольку он имеет два ряда тел качения, то способен фиксировать вал под осевой нагрузкой в обе стороны. Существует роликовый аналог этого подшипника — 537906, он обладает повышенной грузоподъемностью, но и меньшей скоростью вращения.
Поскольку автомобили ВАЗ получили широкое распространение не только в нашей стране, но и за ее пределами, то и потребность в подшипниках задней ступицы очень высокая — их производят сразу на четырех заводах нашей страны:
ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (маркировка SPZ) — производит по мнению специалистов самые лучшие подшипники задней ступицы в нашей стране, при этом они не очень дорогие.
23 ГПЗ (или VBF, Вологда) — в среде автомобилистов считается самым лучшим заводом, однако саратовские подшипники ничуть им не уступают в долговечности, реже подделываются и стоят немного дешевле.
СПЗ-4 (Самара) — производит продукцию для тех, кто привык экономить. Но если Вам нужен качественный задний подшипник ступицы, лучше всего обратить внимание на представленных выше производителей.
20 ГПЗ (Курск) — в настоящее время не производится.
Отечественные подшипники производятся по ГОСТ 520-2002, импортные по ISO 15:1998. По международной системе обозначений номер этого подшипника — BA2B33313C.
Технические параметры и размеры подшипника задней ступицы 256706:
Внутренний диаметр (d): 30 мм;
Наружный диаметр (D): 60 мм;
Диаметр шарика: 9,525 мм;
Количество шариков: 28 шт.;
Грузоподъемность динамическая: 30,1 kN;
Грузоподъемность статическая: 25,9 kN;
Номинальная частота вращения: 6500 об./мин. Кроме домкрата и баллонного ключа, Вам понадобятся: торцевой ключ на «30», плюс длинная труба на него; пассатижи для съема стопорных колец; простые пассатижи или накидной ключ на «12» ( для откручивания направляющих штифтов заднего тормозного барабана ), деревянный брусок и молоток; возможно могут понадобиться зубило и монтировка. И главное, для съема и установки подшипника будет необходим – универсальный съемник для выпрессовки подшипников ступиц.Желательно его приобрести. С его помощью Вы сможете поменять не только подшипник задней ступицы, но и передней, и не только на любимой девятке или десятке ))). Конечно же, можно провести замену и без него ( как именно будет написано ниже ), но с ним все таки удобней и быстрей.
Читайте также: Цвета кузова седана лада веста кросс седан
Нередко приходит сталкиваться с такой проблемой на ВАЗ 2108-2109, когда при движении автомобиля слышится довольно неприятный гул с задней оси, что скорее всего свидетельствует о необходимости замены заднего ступичного подшипника. Эта процедура не из легких, но все же, имея под рукой все необходимое, сделать это можно и в гараже без обращения на СТО. Итак, для замена подшипника задней ступицы понадобится следующий инструмент:
Порядок демонтажа подшипника на ВАЗ 2109 — 2108
Для начала необходимо выполнить следующие действия:
- Снимаем пылезащитный колпачок и срываем ступичную гайку
- Поднимаем автомобиль домкратом и снимаем заднее колесо
- Снимаем тормозной барабан
Далее можно до самого конца открутить гайку ступицы, используя подходящий вороток и головку:
После чего вынимаем гайку. Затем устанавливаем специальный съемник с поворотными захватами, и закручивая его шток, стягиваем тем самым саму ступицу с полуоси, как это наглядно продемонстрировано на фото ниже:
В итоге получается примерно следующий результат.
Теперь зажимаем ступицу в тисках, и с внутренней стороны при помощи щипцов вынимаем стопорное кольцо.
После этого переворачиваем ступицу и при помощи подходящей проставки и молотка выбиваем подшипник наружу:
Конечный результат проделанной работы можно посмотреть на фото внизу:
Установка нового ступичного подшипника на ВАЗ 2109 — 2108
Берем новый подшипник и смазываем его обойму, а также внутреннюю поверхность ступицы, смазкой типа «литол»:
А теперь аккуратно наставляем новый подшипник и запрессовываем его на свое место.
Делать это стоит очень осторожно, чтобы не было перекосов и чрезмерных усилий. Можно это выполнять, наставляя деревянный брусок и аккуратно бить молотком по центру:
А затем до конца забить все той же проставкой, что и при снятии. Запрессовывать необходимо до тех пор, пока не появится углубление под стопорное кольцо, соответственно ставим его на место, сживая щипцами:
Далее смазываем внутреннюю часть обоймы подшипника, саму полуось и одеваем ступицу. Сначала можно руками попробовать ее набить, но лучше всего делать это при помощи наставки и бить по внутренней обойме подшипника. На фото ниже показано стрелкой:
Устанавливаем все оставшиеся детали в обратном порядке.
Задняя ступица играет значимую роль в шасси каждого автомобиля. От состояния подшипника ступицы зависит не только экономическая составляющая часть содержания автомобиля (расход топлива, амортизация ходовой части), но и безопасность участников дорожного движения (ухудшение управляемости и манёвренности). При появлении каких-либо сомнений в правильности работы подшипника ступицы ВАЗ 2109 необходимо вовремя провести диагностику узла и произвести его замену своими руками.
Устройство и назначение задней ступицы
Диагностика и ремонт задней ступицы ВАЗ 2109 не требует наличия определённого образования, эта операция по силам многим автолюбителям. Однако для того чтобы выполнить необходимые мероприятия правильно, нелишне ознакомиться с устройством этого узла автомобиля.
Задняя ступица крепится на балке с помощью четырёх болтов.
Местоположение задней ступицы в автомобиле ВАЗ 2109
Сама ступица включает в себя несколько составляющих. На рисунке ниже можно увидеть их перечень и взаимное расположение.
Устройство задней ступицы авто
Читайте также: Гудит телевизор при подключении ресивера
Из представленной инфографики уже можно сделать вывод, что ступичный подшипник представляет собой связующее звено между ступицей колеса и осью транспортного средства. К фланцу ступицы с помощью четырёх болтов крепится колесо, и вся эта конструкция вращается благодаря подшипнику качения.
В задачи, которые поставлены перед ступичным подшипником, входит:
- обеспечение вращение колёс с минимальными потерями на трение;
- бесшумность работы;
- комфортное и лёгкое движение автомобиля;
- надёжность и безотказность;
- большой ресурс эксплуатации.
В свою очередь, подшипник представляет собой систему взаимосвязанных частей: обойму, пыльник, ролики и сепаратор.
Устройство подшипника качения ступицы
Колёсные подшипники работают в условиях приближенных к экстремальным:
- перепады температур;
- агрессивная среда (дорожные антигололёдные реагенты);
- воздействие влаги;
- удары из-за неровности дорог;
- динамические нагрузки (разгон, торможение, резкие манёвры).
Проверяем ступичный подшипник
Проверку состояний подшипников ступиц следует производить не только в интервалах, определённых заводом-изготовителем, но и во время каждой диагностики автомобиля. При осмотре необходимо определить правильность вращения колеса, которое не должно иметь свободного осевого смещения (люфта). С этой целью нужно действовать в приведённой ниже последовательности:
- Поднимаем на домкрате заднее колесо и придаём ему рукой крутящий момент, при этом не должно возникать ни посторонних шумов, ни «журчания» роликов;
Раскручиваем колесо автомобиля по часовой стрелке, проверяя его на наличие посторонних шумов
- Поочерёдно, в разных плоскостях, расшатываем колесо перпендикулярно оси ступицы. Действуем одновременно двумя руками.
Проверка на люфт производится раскачиванием колеса в вертикальной плоскости
Обязательно тестируем заднюю ступицу на наличие вертикального и горизонтального люфтов.
В горизонтальной плоскости люфт встречается реже, но диагностика этой неисправности обязательна
- В первом случае происходит проверка на наличие коррозийных «раковин» и чистоту дорожки роликов, во втором — проверяется износ беговых дорожек, где не должно быть замечено даже небольшого люфта.
Пример износа беговой части наружной обоймы подшипника
Видео: как самостоятельно проверить колёса автомобиля на наличие люфта
Алгоритм замены подшипника
В гаражных условиях заменить ступичный подшипник не так сложно, как кажется. Опытный автолюбитель проведёт эту операцию за несколько часов. Новичку же следует либо попросить о помощи умельцев-любителей, либо доверить эту операцию специалистам автосервиса.
Инструмент для проведения работ
При замене ступичного подшипника нам понадобятся:
- молоток;
- вороток;
- деревянный брусок;
- удлинитель (труба, монтировка);
- головка на «30»;
- накидной ключ на «12»;
- щипцы;
- тиски;
- съёмник типа «краб».
Как снять колесо: пошаговая инструкция
Чтобы провести ремонтные работы быстро, а главное, качественно, придерживайтесь следующего алгоритма:
- Ставим автомобиль на ровную площадку.
- Напротив ремонтируемого колеса (по диагонали) устанавливаем противооткатные упоры.
Схема установки противооткатных упоров
Поддомкрачиваем колесо. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, коробку переключения передач лучше всего оставить на первой или задней передаче.
Пример использования усилителя для откручивания гайки ступицы
- Отмачиваем проникающими жидкостями шпильки креплений барабана, ждём несколько минут и откручиваем их (в нашем случае грани шпилек сорвались, вынимая их, пришлось действовать по обстановке).
Откручиваем «прикипевшие» шпильки подручными средствами
- Проверяем ручной тормоз, он должен быть не задействован.
- Взявшись двумя руками за противоположные стороны, тянем тормозной барабан на себя. Если он не снимается, обстукиваем его с противоположной стороны молотком через деревянный брусок. Обрабатываем деталь по всей площади, добиваясь её равномерного смещения.
Обстукиваем тормозной барабан с помощью бруска
Во время работы необходимо действовать неторопливо и аккуратно, чтобы избежать перекосов тормозного барабана или его повреждения, например, скола краёв.
Пользуясь случаем, проверяем толщину тормозных накладок и состояние рабочего тормозного цилиндра (тест на протекание)
- С помощью «клещевого» съёмника, имеющего поворотные захваты, стягиваем фланец ступицы с посадочного места. Выставляем в центр подшипника «клещевой» съёмник.
Читайте также: Обогрев лобового стекла своими руками видео
Закручивая болт, демонтируем фланец ступицы «клещевым» съёмником
- При отсутствии съёмника разрешено воспользоваться подручными средствами или же, прикрутив обратно колесо, можно пытаться стянуть фланец рывками.
Сбиваем фланец ступицы аккуратно, не допуская перекосов
- В итоге получаем такую картину: «голый» шток цапфы ступицы.
Мы освободили шток цапфы ступицы: цель проводимых мероприятий достигнута
- К сожалению, не всегда подшипник остаётся внутри ступицы.
Демонтируем внутреннюю обойму подшипника с помощью съёмника или аккуратно смещаем её зубилом (главное, не повредить посадочное место подшипника)
- Если внутренняя обойма подшипника осталась на цапфе, вытаскиваем из ступицы внешнюю обойму с сепаратором. Для этого удобно использовать щипцы.
Сжимаем и вытаскиваем щипцами стопорное кольцо
- Переворачиваем ступицу и устанавливаем её на тиски.
Резкими ударами молотка выбиваем подшипник
- Берём подходящую по диаметру проставку и помещаем её под фланец.
Чтобы достигнуть желаемого результата «выпрессовки», не забываем поставить проставки под фланец
- Внимательно осматриваем посадочные места подшипника как на цапфе, так и на внутренней части ступицы на наличие радиальных задиров, свидетельствующих о проворачивании подшипника. В противном случае дефектный узел следует заменить.
Очищаем посадочное место от грязи мелкой наждачкой, затем смазываем его и наружнюю часть внешней обоймы консистентной смазкой
- Ступичный подшипник автомобиля ВАЗ 2109 закрытого типа, то есть он смазан на заводе-изготовителе и перед установкой не требует дополнительной подготовки.
- Дальнейшая установка подшипника на посадочное место может производиться с помощью приспособлений для запрессовки.
Выставляем плоскость обоймы строго параллельно ступице, аккуратно запресовываем, затягивая шпильку
- Разрешено устанавливать подшипник «дедовским» способом, с помощью молотка. Вначале аккуратно, лёгкими ударами, «заводим» подшипник в ступицу.
Когда подшипник оказывается в ступице, усиливаем удары, целясь строго по её центру
- Для окончательной «посадки до упора» используем старую наружную обойму как вставку и производим удары уже по ней до характерного глухого звука.
- Устанавливаем на место стопорное кольцо. Для этого специальными щипцами сжимаем его.
После того как стопорное кольцо встало на место, аккуратно отвёрткой и молоточком подбиваем его плотнее в канавку
- Ставим ступицу в сборе с подшипником на цапфу. Держим деталь двумя руками: равномерно, предварительно устанавливаем ступицу.
Аккуратно устанавливаем ступицу, примеряясь к внутренней обойме
- Прикладываем к внутренней обойме оправку подходящего диаметра.
Резкими ударами молотка запресовываем ступицу на цапфу
- Затем закручиваем гайку до упора.
Закручиваем гайку, не забывая надёжно закернить её края
- Гайка ступицы закручивается с моментом затяга примерно в 19–23 кг*метр (это довольно-таки большое усилие), и если у вас нет динамометрического ключа, то необходимо использовать усилитель длиной примерное с метр и затягивать гайку с усилием, в два раза превышающем усилие затяжки колёсных гаек.
- Собираем заднее колесо в обратной последовательности.
Видео: замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 своими руками
В заключение хотелось бы порекомендовать владельцам автомобилей отнестись к состоянию ступичных подшипников более внимательно. Даже небольшой посторонний шум уже является сигналом водителю о внеплановой диагностике и ремонте ступичного узла. Примите к сведению: откладывая ремонт, вы провоцируете создание дорожно-транспортного происшествия, которое неминуемо произойдёт при разрушении неисправного подшипника и последующего заклинивания колеса.
Источник: