Содержание
- О спецификациях
- О спецификациях
- Изучаем результаты
- Краткие выводы
-
- Sintec Euro DOT 4 (Россия)
- Liqui Moly DOT 4 (Германия)
- ROSDOT 4 (Россия)
- NGN Brake Fluid DOT 4
- Mannol DOT 4 (Германия)
- Luxe DOT 4 (Россия)
- Unix DOT 4 (Россия)
- Vitex DOT 4 (Россия)
- ROSDOT 6 Advanced ABS Formula
- Sintec Euro DOT 6 (Россия)
- Liqui Moly DOT 5.1 (Германия)
- AWM DOT 5.1 (США)
-
- Какая лучшая тормозная жидкость стандарта DOT 4 предлагается к применению
- Не перепутай: виды тормозных жидкостей
- Процедура экспертизы
- Какая тормозуха лучше
- Что говорят отзывы о тормозной жидкости DOT 4 фирмы ЛУКОЙЛ: мнения
- В итоге имеем
- Назначение и свойства тормозных жидкостей
- Классификация и состав тормозных жидкостей
- ДОТ 3
- ДОТ 4
- ДОТ 5.1
- ДОТ 5
- ДОТ 5.1/АБС
- Тормозная жидкость ДОТ 4
- Видео: о тормозной жидкости понятным языком
- Рекомендуем посмотреть:
Редакция журнала «Авто Мир» организовала тест автомобильных тормозных жидкостей, представленных несколькими популярными торговыми марками. О полученных результатах рассказывает Юрий ВАСИЛЕНКО.
На тест были приобретены 12 образцов наиболее ходовых тормозных жидкостей. Их отправили на исследование в 25-й ГосНИИ МО РФ. Здесь в ходе испытаний, которые проводились совместно с порталом autoparad.ru, оценивались несколько параметров. Один из наиболее важных — температура кипения тормозной жидкости. Как известно, в процессе работы тормозной системы ее исполнительные механизмы сильно нагреваются. Часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов поглощается гидроприводом и, соответственно, тормозной жидкостью. Если ее перегрев приведет к закипанию, то образовавшиеся паровые пробки в полости рабочего цилиндра заметно понизят давление в контуре и, как следствие, резко уменьшат эффективность всей тормозной системы.
Во время теста температуру кипения жидкости измеряют дважды. Первый раз — сразу после вскрытия флакона, второй — после добавления в тормозную жидкость определенного количества влаги. Таким образом имитируются условия, при которых от длительного контакта с воздухом полигликолевый состав (основа «тормозухи») адсорбирует из него водяные пары.
Еще один важный этап теста тормозных жидкостей — контроль их низкотемпературных показателей. В числе этих параметров проверялась кинематическая вязкость, которая характеризует прокачиваемость гидропривода зимой. Согласно стандарту FMVSS 116 кинематическая вязкость жидкостей DOT 4 на сорокаградусном морозе не должна превышать 1800 мм2/с.
Эксперты исследовали у образцов и активность ионов водорода (индекс рН), который определяет антикоррозионные качества жидкостей. Этот параметр должен находиться в пределах от 7 до 11,5 единицы. Чем ближе к нижней границе данного диапазона, тем лучше.
О спецификациях
Прежде чем мы обратимся к результатам теста, несколько слов о спецификации DOT, которые представлены различными классами. Напомним, что требования к составу и параметрам тормозных жидкостей сформулированы в национальных технических стандартах, большинство из которых разработано на основе американских отраслевых норм SAE J-1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Американцы классифицируют все тормозные жидкости по классам DOT (Department of Transportation). Начальный уровень, ниже которого они не могут быть допущены к производству, — DOT 3. Российский аналог этой группыжидкость старого поколения «Нева».
К спецификации DOT 4 относят жидкости с улучшенными характеристиками, которые рассчитаны на работу в автомобилях с дисковыми тормозами. В настоящее время на рынке преобладают продукты именно этого класса, и в нашем тесте присутствуют восемь образцов отечественного и зарубежного производства (см. табл. 1). Их температурные и вязкостные характеристики уже изложены выше.
О спецификациях
Отдельной группой в нашем тесте выступают две жидкости последнего поколения, созданные в соответствии с новым стандартом 150-4925, разработанным Международной организацией стандартизации для электронноуправляемых тормозных систем. В нем тормозные жидкости, качество которых отвечает требованиям систем ABS, вынесены в отдель¬ный класс — DOT 4 класса 6. Эти продукты представлены отечественными жидкостями ROSDOT 6 Advanced ABS Formula и Sintec Euro DOT 6 (см. табл. 2). По стандарту их температурные и вязкостные характеристики должны быть заметно лучше, чем у обычных продуктов DOT 4. В частности, температура «сухой» жидкости не должна опускаться ниже 250°С, температура увлажненной — не ниже 165°С, а кинематическая вязкость не должна превышать 750 мм2/с! Еще одна группа продуктов — это жидкости спецификации DOT 5 класса 1. Согласно стандарту ISO- 4925 их температурные показатели еще жестче, чем у DOT 4 класса 6. Температура «сухой» жидкости не должна опускаться ниже 265°С, температура увлажненной — не ниже 180°С. А вот по вязкости требования послабее — она не должна быть ниже 900 мм2/с. Жидкости DOT 5.1 не так широко распространены на рынке, как DOT 4, тем не менее в тесте они тоже присутствуют (табл. 2). Это AWM DOT 5.1 (CILIA) и Liqui Moly DOT 5.1 (Германия).
Изучаем результаты
Результаты испытаний показали, что в группе из восьми обычных жидкостей DOT 4 есть два некондиционных образца — Unix DOT 4 и Vitex DOT 4, которые не удовлетво¬ряют требованиям стандарта по вязкости и температурным показателям. Использовать их просто опасно.
Все проверенные тормозные жидкости зарубежного производства с запасом укладываются в требования стандартов.
Все остальные образцы с запасом уложились в требования нормативов. Применяя любой из этих продуктов, можно быть уверенными, что тормоза уже никогда не подведут. Если сравнивать температуру кипения сухой жидкости, то здесь лучшие абсолютные результаты у Liqui Moly DOT 4, Sintec Euro DOT 4, и NGN Brake Fluid DOT 4. В свою очередь, по температуре кипения увлажненной жидкости лучшие абсолютные результаты показывают Sintec Euro DOT 4, Mannol DOT 4 и ROSDOT 4. Что касается абсолютных значений вязкости при —40°С, то здесь лучшие показатели демонстрируют Sintec Euro DOT 4, NGN Brake Fluid DOT 4 и Mannol DOT 4.
Порадовали нас результаты теста жидкостей DOT 4 класса 6. И ROSDOT 6 Advanced ABS Formula, и Sintec Euro DOT 6 с большим запасом уложились в требования стандарта. Достаточно сказать, что температура кипения «сухой» и увлажненной жидкости у обоих образцов более чем на 6% превышает нормативный показатель.
Наконец, третья группа — жидкости DOT 5 класса 1.
Здесь оба образца — и немецкий Liqui Moly DOT 5.1, и американский AWM DOT 5.1 — также показали отличные результаты, которые намного превышают требования стандарта ISO-4925.
Краткие выводы
В заключение порекомендуем читателям ответственно подходить к выбору тормозной жидкости. Результаты теста и описания конкретных образцов позволят автолюбителям лучше сориентироваться в многообразии тормозных жидкостей и избежать приобретения некачественных продухитов. А таковые, к сожалению, встречаются.
Sintec Euro DOT 4 (Россия)
Продукт марки Sintec, производство которого налажено на крупном химическом предприятии «Обнинскоргсинтез», уже успел приобрести популярность у автолюбителей. Что неудивительно, поскольку в нашем тесте по двум параметрамтемпературе кипения сухой, а также увлажненной жидкости — этот образец продемонстрировал самые высокие показатели среди прочих участников, имеющих стандартную спецификацию DOT 4.
Liqui Moly DOT 4 (Германия)
Отменное немецкое качество, так можно охарактеризовать данный образец исходя из результатов теста. Такое мнение об автохимии Liqui Moly у наших экспертов сложилось уже давно, после многократных испытаний других технических жидкостей этого бренда (например, антифризов и омывателей), в ходе которых последние не раз занимали лидирующие позиции. В числе достоинств продукта — стабильность температурных показателей и информативная этикетка на русском языке, хотя он производится и фасуется в Германии.
Читайте также: Когда на весту поставят акпп
ROSDOT 4 (Россия)
Состав ИОБООТ 4 от компании «Тосол-Синтез» по-своему уникален. Это единственная из отечественных тормозных жидкостей, которая официально прошла в США полный цикл испытаний на соответствие современным международным стандартам. ROSDOT 4 соответствует спецификациям многих автопроизводителей и в настоящее время используется при первой заливке на конвейерах нескольких крупных автозаводов.
NGN Brake Fluid DOT 4
Высококачественная синтетическая тормозная жидкость производства компании Еиго! (Нидерланды) для современных тормозных систем и сцеплений. Продукт обеспечивает повышенную надежность благодаря экстремально высокой точке кипения — по этому показателю голландская тормозная жидкость числится в лидерах. В ходе теста данный образец продемонстрировал лучший абсолютный результат по кинематической вязкости.
Mannol DOT 4 (Германия)
Синтетическая тормозная жидкость Mannol DOT 4, производство которой налажено в Германии, хоро¬о знакома автомобилистам. Она уже не первый год поставляется в нашу страну и неоднократно тестировалась авторитетными экспертными организациями России. Высокое качество продукта подтверждено и результатами нынешних испытаний. По абсолютным значениям таких показателей, как температура кипения увлажненной жидкости и кинематическая вязкость при -40°С, тормозная жидкость от Mannol фигурирует в числе лучших.
Luxe DOT 4 (Россия)
Продукт попадает в наш тест не первый раз. В свое время к нему были серьезные претензии по температуре кипения увлажненной жидкости—она не соответствовала нормам стандарта FMVSS 116. В ходе нынешних испытаний Luxe DOT 4 уложился в нормативы, но у экспертов есть претензии к этикетке. Там не указаны номер партии и дата производства, а значит, потребителю неизвестен гарантийный срок использования тормозной жидкости.
Unix DOT 4 (Россия)
Этот отечественный продукт не уложился в требования стандарта по двум показателям — температуре кипения увлажнённой жидкости. а также кинематической вязкости, измеренной при -40С. Последний параметр оказался беспрецендентно высоким — 18036 мм/с. Иначе говоря. его значение более чем на порядок пивысило разрешённый для DOT 4 пороговый уровень в 1800 мм/с. Использовать эту тормозную жидкость, особенно зимой, крайне опасно.
Vitex DOT 4 (Россия)
Еще одна «тормозуха» спецификации DOT 4, характеристики которой не соответствуют стандарту FMVSS 116 В первую очередь по температуре кипения «мокрой» тормозной жидкости — во время теста она стала «булькать» уже при +147°С, тогда как норматив — не менее +155РС. Vitex DOT 4 не удовлетворяет требованиям FMVSS 116 по кинематической вязкости, которая более чем в два раза превышает допустимое значение (4380 мм2/с при нормативе 1800 мм2/с).
ROSDOT 6 Advanced ABS Formula
Новая тормозная жидкость от фирмы «Тосол-Синтез», предназначенная для современных тормозных систем, оснащенных ABS и другими электронными системами. Продукт с большим запасом укладывается в требования стандарта ISO-4925. Его применив намного сокращает время срабатывания тормозов в сравнении с обычными тормозными жидкостями, что значительно повышает пассивную и активную безопасность при экстренном торможении.
Sintec Euro DOT 6 (Россия)
Новый продукт в производственной программе компании «Обнинскорг-синтез», разработанный в соответствии с требованиями стандарта ISO-4925 по спецификации РОТ 4 класса 6. Жидкость рекомендована для современных автомобильных тормозных систем с электронным управлением. В числе главных особенностей продукта — низкая кинематическая вязкость при минусовых температурах и стабильность высокотемпературных показателей.
Liqui Moly DOT 5.1 (Германия)
Продукт DOT 5 класса 1 от Liqui Moly производится в Германии, что в значительной мере гарантирует его качество. Это синтетическая жидкость нового поколения для автомобилей, оснащенных системами ABS. Ее отличают низкая кинематическая вязкость при отрицательных температурах, а также отменные температурные характеристики. Так, температура кипения увлажненной жидкости Liqui Moly DOT 5.1 не опускается ниже +189°С. Это самое высокое значение по результатам теста.
AWM DOT 5.1 (США)
Тормозная жидкость американской корпорации AWM Group LLC предназначена для использования в гидравлических барабанных и дисковых тормозных системах и системах сцепления, комбинированных с ABS и ASC. AWM DOT 5.1 имеет повышенную температуру кипения увлажненной жидкости (+188°С против нормативных +180°С), что существенно увеличивает температурный резерв состава в условиях повышенной влажности. Измеренная температура кипения сухой жидкости +275°С, что также намного больше нормативного значения +260°С.