Снятие и установка топливного насоса

Авто

Подключить DIS или MoDiC к гнезду диагностического разъема. Выбрать программу диагностики ЭБУ системы DDE.

Считать информацию в ЗУ неисправностей ЭБУ системы DDE. Выключить зажигание.

Предупреждение!

При работах с контурами масла, топлива и охлаждающей жидкости следует предохранять генератор от загрязнения.

Несоблюдение этого условия может привести к выходу генератора из строя.

Соблюдать Порядок отсоединения и подключения аккумуляторной батареи,

Отсоединить минусовой провод аккумуляторной батареи и изолировать.

Снять панель защиты картера двигателя.

Снять жалюзи радиатора,

Отсоединить разъемы от преобразователя давления для переменной геометрии турбонаддува (1) и от расходомера воздуха (2).

Отсоединить разъемы датчика подъема иглы (1) от кабельной коробки и от датчика температуры охлаждающей жидкости (2).

Сжать фиксаторы и отсоединить разъемы от свечей накаливания.

Отсоединить разъем от датчика (1) частоты вращения.

Отсоединить разъем на преобразователе давления клапана (1) возврата ОГ.

Отсоединить разъем от переключающего клапана жалюзи (1) радиатора.

Отжать в сторону жгут проводов двигателя и освободить ТНВД.

Отсоединить разъем от ТНВД (1).

Снять все распределительные трубопроводы,

Предупреждение!

При выворачивании болта (1) освобождается также держатель направляющей трубки маслоизмерительного щупа. Не оттягивать трубку вверх.

Это может привести к вытеканию масла из масляного картера!

Вывернуть болт (1) и снять переключающий клапан жалюзи радиатора с держателем (2).

Отсоединить вакуумный шланг (1) к клапану возврата ОГ и (2) к адаптеру в шланге к вакуумному насосу от преобразователя давления клапана возврата ОГ.

Вывернуть болты (3) и снять преобразователь давления клапана возврата ОГ.

Вывернуть болты (1) на ТНВД.

Вывернуть болты (2) на блок-картере и снять опору (3) ТНВД.

Отсоединить шланг (1) для слива просачивающегося топлива.

Вывернуть пустотелые болты (2). Снять топливопроводы.

Заменить шланг для слива просачивающегося топлива.

Заменить уплотнительные прокладки.

Отвернуть колпачковую гайку.

Проверить кольцо круглого сечения и, при необходимости, заменить.

Снятие:

Дальнейшее снятие ТНВД описывается отдельно от установки.

С этого момента последовательность действий по снятию и установке различна.

Отвернуть центральную гайку (раствор гаечного ключа 21) на валу ТНВД.

При этом удерживать коленчатый вал от проворачивания за передний центральный болт.

Снова затянуть центральную гайку с усилием прим. 30 Нм.

Вынуть заглушку (1) отверстия для фиксации из картера двигателя.

Открыть маслоналивной патрубок.

Проворачивать коленчатый вал двигателя в направлении вращения до тех пор, пока выступ (1) на распредвале впускных клапанов не окажется вверху.

При положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия литой выступ (1) на распредвале впускных клапанов должен быть обращен вверх.

Установить приспособление 11 2 300 (фиксирующий штифт) параллельно датчику (1) частоты вращения коленвала на ребро жесткости двигателя и зафиксировать в положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия со слышимым щелчком.

Предупреждение!

Если вал ТНВД не зафиксировать блокирующим винтом, вал может проворачиваться.

При этом собьется ориентир для установки насоса и его придется устанавливать статически заново,

Вывернуть болт блокировки (1) на ТНВД.

Удалить промежуточный элемент (2) и затянуть болт блокировки (1). Тем самым вал насоса заблокирован.

Отвернуть центральную гайку на валу ТНВД.

Ввернуть приспособление 13 5 190 без выталкивающего винта и затянуть.

Ввернуть выталкивающий винт (1) в приспособление 13 5 190 и отсоединить звездочку от вала ТНВД.

Предупреждение!

Оставить ввернутым приспособление 13 5 190 до последующей установки ТНВД, иначе звездочка упадет, и двигатель придется разбирать.

Вывернуть только выталкивающий винт.

Отвернуть гайки (1) и (2, скрыта) на опорном кронштейне ТНВД.

Отсоединить ТНВД от фланца крепления и снять.

Установка:

Установка ТНВД описывается отдельно от снятия. Последовательность выполнения операций по установке и снятию различна.

Убедиться, что двигатель стоит в положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия и зафиксирован на картере с помощью приспособления 11 2 300 (фиксирующий штифт).

Визуально проверить установочное положение:

Канавка (1) на валу ТНВД должна быть соосна месту (2) подсоединения распределительного топливопровода для цилиндра 1.

Считать и записать заданное значение регулировки ТНВД.

Установочное значение выбито на фирменной табличке (например, 0,86).

Предупреждение!

Не ослаблять блокировку вала ТНВД.

Заменить уплотнительную прокладку (1).

Вставить ТНВД с заблокированным входным валом в отверстие на фланце двигателя.

Читайте также:  Авторазбор новосибирск ваз 2107

Затянуть гайки (1) и (2, скрыта) на опорном кронштейне ТНВД.

Установить опору (3) ТНВД и затянуть болты (1) и (2).

Вывернуть приспособление 13 5 190.

Поставить центральную гайку и затянуть с усилием прим. 15 Нм (предварительная затяжка).

Вывернуть болт блокировки (1) на ТНВД.

Установить проставочный элемент (2) и затянуть болт блокировки.

Проставочный элемент (2) свободно прилегает к новому или замененному ТНВД.

Вынуть приспособление 11 2 300 (фиксирующий штифт).

Затянуть центральную гайку на ТНВД.

При этом удерживать коленчатый вал от проворачивания за передний центральный болт.

Открыть маслоналивной патрубок.

Медленно поворачивать коленчатый вал в направлении вращения до тех пор, пока литой выступ (1) на впускном распредвале не будет обращен вверх.

При положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия литой выступ (1) на распредвале впускных клапанов обращен вверх.

Вывернуть резьбовую заглушку (1), чтобы можно было установить адаптер для стрелочного индикатора.

Этот рисунок иллюстрирует принцип измерения VP 44:

1 Вал ТНВД с канавкой

Щуп стрелочного индикатора производит измерение на радиусе канавки и, тем самым, чутко реагирует на любые изменения в регулировке коленчатого вала.

Радиус щупа и радиус канавки взаимно согласованы, поэтому допускается использование только указанного специального приспособления!

Использование другого или поврежденного щупа ведет к неправильной регулировке ТНВД!

Предупреждение!

Проверить измерительный щуп перед установкой в ТНВД.

Во избежание повреждения ТНВД и искажения результатов измерения измерительный щуп (2) приспособления 13 5 200 должен быть чистым и без заусенцев.

1 Вал ТНВД (стрелка показывает направление вращения вала)

2 Измерительный щуп приспособления 13 5 200. Размер "X" соответствует выбитому на ТНВД установочному значению.

Установить стрелочный индикатор:

1 Ввернуть приспособление 13 5 200.

2 Закрепить приспособление 00 2 510 (стрелочный индикатор) с предварительным натяжением.

3 Повернуть коленчатый вал на 90Апротив направления вращения.

4 Установить шкалу стрелочного индикатора на ноль.

Установить приспособление 11 2 300 (фиксирующий штифт) параллельно датчику (1) частоты вращения на ребро жесткости двигателя, вдавить прим. на 1 – 2 см в приемное отверстие картера двигателя и удерживать в этом положении.

Провернуть коленчатый вал в направлении вращения двигателя настолько, чтобы приспособление 11 2 300 (фиксирующий штифт) зафиксировалось со слышимым щелчком.

При положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия литой выступ (1) на распредвале впускных клапанов должен быть обращен вверх.

Считать показание индикатора.

Считанное значение может отклоняться от значения, выбитого на ТНВД, максимум на Б мм.

При отклонениях более Б 0,1 мм следует произвести статическую установку ТНВД,

Снять приспособление 13 5 200 вместе с приспособлением 00 2 510 (стрелочный индикатор).

Примечание:

Обязательно заменить уплотнительное кольцо.

Затянуть резьбовую заглушку (1).

Собрать двигатель.

Оставить зажигание включенным минимум на 1 минуту. Топливоподкачивающий насос активизируется ЭБУ системы DDE. При этом топливная система сама освобождается от воздуха.

После демонтажа ТНВД увеличение времени запуска нормально.

Провернуть двигатель стартером.

Примечание:

В случае замены ТНВД нужно произвести "Коррекцию поля характеристик насоса":

1. Подключить DIS-тестер.

2. Идентифицировать автомобиль.

3. Выбрать "Выбор функции".

4. Выбрать "Дополнительные функции"

5. Выбрать "Цифровая электронная система управления дизельным двигателем (DDE)".

6. Выбрать "Коррекция поля характеристик насоса".

7. Выбрать "План проверки".

8. Выбрать "Произвести согласование". При этом значения коррекции обнуляются.

Примечание:

Считать информацию в ЗУ неисправностей ЭБУ системы DDE (DDE = цифровая электронная система управления дизельным двигателем).

Проверить записанные сообщения о неисправностях.

Утилизация!

При отсоединении топливопроводов вытекает топливо. Иметь под рукой приемный сосуд.

Собрать и отправить на утилизацию вытекающее топливо.

Соблюдать действующие в стране предписания по утилизации!

Предупреждение!

Необходимо обеспечить достаточную вентиляцию рабочего места!

Избегать контакта с кожей (надевать перчатки)!

При работах с открытым топливным баком соблюдать чистоту.

Загрязнение топливного бака может привести к сбоям во время движения или к выходу автомобиля из строя!

Перед первым пуском двигателя:

  • Залить в топливный бак не менее 5 л топлива.
Необходимые подготовительные операции:

  • Откачать топливо из топливного бака.
  • Снять заднее сиденье.
Вывернуть болты (1) и снять кожух (2) правого резервуара топливного бака.
Расфиксировать и отсоединить разъем (1), трубопровод (2) подачи топлива и рабочий вентиляционный трубопровод (3).
Отвернуть резьбовой колпачок с помощью приспособления 16 1 020 и снять его. При установке:

При установке:

Крышку отверстия для техобслуживания можно установить только в одном положении.

При установке следить за тем, чтобы выступ (1) крышки отверстия для техобслуживания вошел в соответствующую выемку (2) на топливном баке..

При затягивании резьбового колпачка с необходимым моментом зуб (4) на баке входит в паз (3) на колпачке со слышимым щелчком и ощущением момента фиксации.

Заменить резиновую прокладку.

Предупреждение!

Осторожно приподнять крышку (4) для техобслуживания.

Должны быть выполнены следующие указания по установке.

Осторожно освобождать и разъединять быстроразъемные соединения.

Следить за правильной фиксацией быстроразъемных соединений.

Проверить быстроразъемные соединения, потянув их!

Расфиксировать и отсоединить топливопровод (2).

Расфиксировать и отсоединить вентиляционный трубопровод (3).

Отсоединить разъем (1).

При установке:

Уложить трубопровод (1) подачи топлива петлей.

См. следующий рисунок.

Провод (2) должен быть уложен под или за трубопроводом подачи топлива (см. стрелку) и подсоединен.

Провод не должен ограничивать свободу хода рычажного датчика!

Примечание:

На рисунке показан в монтажном положении!

На рисунке показан разрез.

Расфиксировать разъем (1) с помощью отвертки (2) и отсоединить.
Отсоединить от контакта провод (1) от датчика уровня с помощью приспособления 61 0 307 из комплекта приспособлений 61 0 300 .

Освободить трубопроводы (1) из направляющих движением вверх.

Отжать язычок (2) движением назад и вынуть топливный насос вместе с обоймой крепления в направлении, указанном стрелкой.

Убедиться в надежности фиксации обоймы крепления топливного насоса в держателе.

Вставить обойму крепления топливного насоса прямо в нижнюю направляющую и затем зафиксировать сверху.

Провода (1) должны быть надежно закреплены с помощью выступа в держателе проводов.

Предупреждение!

Проследить за правильным положением топливного насоса (1) в обойме крепления.

Подсоединения трубопроводов должны быть параллельны обоим держателям (см. рисунок).

Топливный насос с датчиком запаса топлива.

Бензиновый двигатель полноприводной модели

У автомобилей со стояночным отоплением с 2/03 выпуска с параллельной укладкой всасывающей линии стояночного отопителя

Топливный насос находится вместе с датчиком запаса топлива в топливном баке.

Полноприводные модели вследствие необходимости размещения карданного вала имеют топливный бак, состоящий из двух частей. В этом случае в каждой камере расположен свой датчик запаса топлива.

В правой камере находится электрический топливный насос.

На иллюстрации выше показан топливный насос бензинового двигателя полноприводных автомобилей.

Описание относится также к автомобилям с дизельным двигателем 1.9 л, а также к дизельным двигателям 2.5 л с 5/02 выпуска.

Датчик запаса топлива состоит из поплавка и потенциометра. При снижении уровня топлива опускается также поплавок датчика.

Потенциометр, связанный с поплавком, повышает при этом электрическое сопротивление датчика. При этом понижается напряжение на панели приборов, и указатель запаса топлива перемещается в направлении «пустой».

У автомобилей с топливным баком, состоящим из двух частей, процессор приборной доски вычисляет общий запас топлива на основании сигналов двух датчиков, после чего выдает сигнал на указатель запаса топлива.

У автомобилей с бензиновым двигателем с непосредственным впрыском в блок подачи топлива встроен регулятор давления топлива.

Регулятор давления не может быть отсоединён от блока подачи топлива.

При снятии топливного насоса может вытечь некоторое количество топлива. Топливные пары ядовиты и огнеопасны. Поэтому следите за хорошей вентиляцией рабочего места. Пользуйтесь перчатками, стойкими по отношению к воздействию топлива. Не применяйте открытого огня, опасность пожара! Держите наготове огнетушитель.

Перед снятием топливного насоса и датчика опорожните как можно больше топливный бак.

Бак должен быть заполнен не более, чем на 2/3. Для вентиляции рабочего места может применяться радиальный вентилятор, электродвигатель которого находится за пределами воздушного потока и имеет производительность не менее 15 м 3 /час.

Модели с передним приводом

Снятие

Рис. 1. Топливный насос с датчиком топлива:

1 — Датчик указателя запаса топлива,

2 — Блок подачи топлива,

3 — Уплотнительное кольцо,

4 — Трубопровод возврата топлива. Не перегибайте,

5 — Трубопровод подачи топлива. Не перегибайте,

7 — Накидная гайка, 80Нм,

8 — Шланг приводной струи,

Отсоедините отрицательный кабель (-) аккумуляторной батареи.

Седан: Откиньте, при необходимости, вперед правую спинку заднего сиденья.

Снимите облицовку багажника.

Универсал: Снимите левую спинку, а также левую облицовку багажника и ванну для грязи.

Отсоедините крышку для запорного фланца (стрелки на сопроводительной иллюстрации).

Рис. 2. Отсоединение крышки

Освободите осторожно рукой или небольшой отвёрткой 4-контактный разъём датчика запаса топлива и топливного насоса (стрелка на сопроводительной иллюстрации) и рассоедините его.

Рис. 3. Отсоединение разъема топливного насоса

Трубопровод подачи топлива находится под давлением! Перед вскрытием шлангового соединения накройте его толстой тряпкой.

Затем снимите давление путем осторожного отсоединения шланга. Пользуйтесь защитными очками.

Пометьте фломастером топливные трубопроводы (1/2) перед отсоединением.

Отсоедините трубопроводы (1) подачи и возврата (2), сжав для этого клавиши для фиксации на соединительных муфтах. Закройте трубопроводы соответствующими пробками или клейкой лентой.

Рис. 4. Отсоединение трубопроводов насоса

Модели со стояночным отоплением: Дополнительно отсоедините трубопровод подачи топлива к стояночному отоплению.

Рис. 5. Отворачивание накидной гайки специнструментом

Отверните накидную гайку специальным инструментом 3217.

Если указанного инструмента в наличии нет, отверните накидную гайку лёгкими ударами молотка через деревянный брусок.

Избегайте возникновение искры.

Выньте немного блок подачи топлива/датчик запаса и уплотнительное кольцо из отверстия топливного бака.

Сдвиньте запорный фланец при вставленном в топливном баке блоке подачи топлива немного в сторону.

Освободите эжектор (1). Для этого возьмитесь рукой через щель между запорным фланцем и установочным отверстием в топливном баке.

Рис. 6. Освобождение эжектора

Выньте эжектор (1) с ещё присоединённым шлангом приводной струи (2) вверх.

Отсоедините шланг силового потока от эжектора, для чего нажмите клавишу фиксации.

Рис. 7. Отсоединение эжектора

Модели со стояночным отоплением с 2/03 выпуска: Отсоедините всасывающий шланг (1) для стояночного отопления в месте соединения (2). Для этого нажмите клавишу фиксации.

Выньте блок подачи топлива.

Слейте топливо из блока подачи топлива в бак или какую-либо другую ёмкость.

Рис. 8. Отсоединение эжектора

При необходимости, снимите датчик запаса топлива. Для этого рассоедините разъёмы (1) и (2).

Приподнимите отвёрткой с опорные планки (3) и (4) и снимите датчик вниз (стрелка на сопроводительной иллюстрации).

Рис. 9. снятие датчика количества топлива

Установка

При необходимости, вставьте датчик запаса в направляющие на блоке подачи топлива и нажмите вверх так, чтобы датчик зафиксировался. Зафиксируйте разъём. Проверьте надежность крепления.

Наденьте нагнетательный шланг на присоединение эжектора.

Вставьте блок подачи топлива в бак.

Закрепите эжектор на блоке подачи топлива. Для этого возьмитесь рукой через щель между запорным фланцем и установочным отверстием топливного бака.

Эжектор должен отчётливо зафиксироваться.

Вставьте новое уплотнение запорного фланца в отверстие топливного бака.

Рис. 10. Проверка положения блока подачи топлива

Проверьте положение блока подачи топлива: Метка на запорном фланце (2) должна совпадать с меткой на топливном баке (1). При необходимости, осторожно поверните блок подачи.

Затяните накидную гайку запорного фланца специальным инструментом 3217 моментом 80Нм. Можно затянуть гайку лёгкими ударами молотка через деревянный брусок. Избегайте образования искр!

Наденьте в соответствии с нанесёнными метками шланги подачи и возврата. При этом зафиксируйте быстроразъёмные муфты. Стрелки на фланце указывают направление потока жидкости.

Состыкуйте 4-контактный разъём.

Присоедините отрицательный кабель (-) аккумуляторной батареи.

Дальнейшая установка выполняется в последовательности, обратной снятию.

Модели с полным приводом и переднеприводные с 6-цилиндровым дизельным двигателем выпуска до 4/02

Для отворачивания запорного кольца необходим ключ 3087. Момент затягивания 145Нм.

Запорный фланец разрешается открывать только у топливного бака, заполненного не более чем на 1/4. В противном случае вытекает большое количество топлива.

В правой камере установлен топливный насос с датчиком запаса 1. В левом баке установлен датчик запаса 2.

Полноприводной автомобиль, а также переднеприводной автомобиль с 6-цилиндровым дизельным двигателем выпуска до 4/02 :

Топливный насос фиксируется баянетным затвором. Для его снятия необходимо повернуть влево на угол 15° специальным инструментом.

При установке следует повернуть соответственно вправо. На баянетном затворе находятся две засечки и стрелка, указывающая в направлении «закрыто».